Чем прославил себя Томас Мор? Переоценка ценностей и жизненная история Томаса Мора
Сегодня Томас Мор остаётся спорной исторической фигурой. Является ли он святым учёным, как это представлено историком Робертом Чемберсом и увековечено в романе Роберта Болта «человек на все времена»? Или же он упрямый фанатик, описанный историком Ричардом Мариусом и прославленный в «Волчьем зале» Хилари Мантел? Чем уникальна жизненная история Томаса Мора?
Это разделение по поводу отношению к Томасу Мору имеет свою собственную историю. Это разделение способствовало разделению между протестантами и католиками в течение десятилетий, последовавших за смертью Томаса Мора в 1535 году. По мере того как многочисленная семья Мора создавала агиографические биографии, чтобы убедить папу сделать его святым, елизаветинские хронисты, такие как Эдвард Холл и Джон Фокс, изображали его скорее глупцом и фанатиком. Социалист XIX века Карл Каутский замечал, что «к большинству биографий Мора примешивается некий аромат ладана». Иногда трудно что-то разглядеть сквозь туман.
Чтобы понять настоящего Томаса Мора, не как самодовольного злодея и не как святого героя, а как человека из плоти и крови, мы должны найти того самого Томаса Мора, который ходил по улицам Лондона и называл улицу Чипсайд своим домом. Мы должны понять его заботы, которые были тесно связаны с его чувством долга перед обществом. Именно в Чипсайде мы найдём человека, отделённого от мифа.
Ранние годы. Семья Томаса Мора
Мор родился на Милк-стрит, Чипсайд, 7 февраля 1478 года. Мы можем быть вполне уверены в этой дате, потому что его отец записал это событие рождения сына в своём экземпляре «Истории королей Британии» Джеффри Монмута. Он был назван в честь епископа 12-го века Томаса Бекета, который также родился всего в нескольких шагах от дома Мора. Похоже, что с самого рождения юный Томас Мор был обречён на великие свершения.
Хотя Чипсайд позже приобрёл репутацию нищей улицы, название происходит от древнеанглийского «ceap» – покупать. Вот почему большинство улиц в этом районе, включая Милк-стрит, относятся к продуктам, которые можно было бы купить там. Мор, в отличие от его противника Томаса Кромвеля, был далёк от утончённого деревенского воспитания, которое многие приписывали ему. Хотя его отец был адвокатом с хорошими связями, ближайшие предки Мора были настоящими пивоварами, пекарями и изготовителями свечей.
Томас Мор – биография, карьера и богатство
Первое соприкосновение Томаса с богатством и властью произошло в 1489 году, когда он вступил в семью лорда-канцлера Джона Мортона. Дом Мортона находился в Ламбет-Паласе, через Темзу от Вестминстера. В Ламбете молодой Томас подслушал, как ведущие английские аристократы и политики обсуждают бурное состояние королевства, всего лишь через несколько лет после того, как Генрих VII отнял его у Ричарда III.
Спонсируемый Мортоном, Мор провел два года в Оксфорде, но вернулся в Лондон без диплома в 1494 году, чтобы изучать право. К 1501 году, окончив учёбу, он жил в Чартерхаусе, где жили картезианские монахи. Некоторые предположили, что Мор «испытывал» себя, и что его отъезд и женитьба в 1505 году свидетельствуют о том, что он был «сексуальным маньяком». Однако, возможно, он просто предпочёл жить поблизости, пользуясь широко восхваляемой Церковью библиотекой Чартерхауза, оставаясь при этом поблизости от придворных гостиниц в Холборне и своей семьи в Чипсайде.
В то время он определённо не был отшельником и начал налаживать связи с одной из самых могущественных гильдий в городе – компанией Мерсеров. К XVI веку гильдии, а особенно гильдии торговцев, контролировали большую часть торговли и политики Лондона. В 1509 году Мерсеры сделали город более «свободным», и он быстро начал приобретать влиятельные должности, включая мирового судью Мидлсекса, члена парламента и заместителя шерифа Лондона. Он также приобрёл у Мерсеров дом в Баклерсбери, в пяти минутах ходьбы от дома своего отца на Милк-стрит и в двух шагах от здания Гильдии, где велись городские дела.
В 1515 году Генрих VIII и некоторые ведущие лондонские купцы послали в Брюгге и Антверпене ещё несколько человек, которые знали, насколько он искусен в искусстве ведения переговоров. К тому времени, когда он вернулся, он был в поле зрения влиятельных людей, таких как лорд-канцлер, кардинал Вулси, но отказался поступить на королевскую службу. Он не хотел, по его собственным словам, «оставить свой нынешний пост в Лондоне, который я предпочитаю даже более высокому». После периодов, проведённых в Ламбет-Паласе, Оксфорде, Чартерхаусе, придворных гостиницах и даже за границей, дом Мора, казалось, оставался в Чипсайде.
Но жестокие беспорядки в так называемый «злой майский день» 1517 года всё изменили. Историки упустили из виду важность этого момента. Мор посвятил свою жизнь обществу только для того, чтобы увидеть, как оно оборачивается против самого себя, разделённое изнутри. Потребовалась вся мощь королевства, чтобы вновь навести порядок и вернуть чувство единства.
К началу 1518 года Мор уже состоял на службе у короля. Его чувство долга было пересмотрено, и теперь он смотрел не на город, а на королевство. Через несколько лет он перевёз всю свою семью из Чипсайда в Челси, фешенебельную деревню для членов королевского двора, расположенную далеко за пределами собственно Лондона.
Восстание Лондона 1517 года
30 апреля 1517 года Лондон был на грани восстания. В прошлом году город поразила потная болезнь. Зима выдалась особенно суровой. Лондонцы вымещали своё горе на чужестранцах города. Послы со страхом сообщали, что «в мае 1517 года был составлен заговор, чтобы разрубить на куски всех чужеземцев в Лондоне».
Быстро теряя самообладание, лондонские чиновники в тот же вечер созвали собрание в Гилдхолле. Им нужен был кто-то со связями при дворе, чтобы обратиться за помощью к Тайному совету и лорду-канцлеру. Они остановили свой выбор на молодом адвокате и помощнике шерифа Лондона по имени Томас Мор.
Но их усилия запоздали. К 11 часам вечера в самом центре города вспыхнуло восстание. Вскоре после этого Мор перехватил группу бунтовщиков в иностранном районе Сен-Мартен-Ле-Гран, к северу от Собора Святого Павла.
Покой был лишь кратковременным. Через несколько секунд из окон на бунтовщиков посыпались кирпичи и горячая вода. Один из товарищей Мора крикнул «долой их!» – и снова начались беспорядки. Они бушевали до раннего утра, закончившись только тогда, когда дворяне прибыли с более чем 5000 солдат. Позже венецианский посол отметил, что быстрая реакция и отсутствие серьёзных повреждений были вызваны в значительной степени тем, что лорд-канцлер был «предупреждён». Он не упоминает о масштабах и времени начала восстания.
Образ Томаса Мора Уильям Шекспир несколько десятилетий спустя увековечил в своей пьесе «Сэр Томас Мор». Шекспир дал ещё более пронзительный монолог, в котором он умоляет бунтовщиков рассмотреть «дело чужаков» и их собственную «горскую бесчеловечность». Пьеса, написанная Шекспиром в соавторстве, была закрыта цензурой XVI века, которая заявила, что исполнять её можно было лишь «на свой страх и риск».
Взгляды Томаса Мора и сжигание книг
12 мая 1521 года, почти ровно через четыре года после злых майских беспорядков, в Чипсайде произошла ещё одна сцена зажигательной ярости, но на этот раз она была публично санкционирована. Уолси, в золотом государственном одеянии, «как будто лично прибыл папа римский», председательствовал на церемонии в Соборе Святого Павла. Когда Джон Фишер, епископ Рочестерский, произнес проповедь, осуждающую Мартина Лютера как еретика, книги Лютера были «сожжены во дворе церкви». Это было первое публичное сожжение книг в Англии. Но это будет не в последний раз. Через несколько дней Вулси разослал приказы обыскивать дома в поисках копий еретических текстов Лютера.
Неясно, присутствовал ли Мор при сожжении книги. В записях о нём нет никаких упоминаний. Вместо этого он, вероятно, был с королём, который был болен лихорадкой. Мор почти всегда был рядом с ним, разбирая различные просьбы, обращённые к королю. В частности, он передавал сообщения от Вулси для Генриха, когда тучный кардинал не мог следовать за энергичным молодым королём по всей стране. Обмен письмами показывает тесную связь между Вулси и его «бидсменом», или просителем, Мором, но также были и растущие отношения между Мором и королём. К 1521 году даже кардинал не мог послать письмо Генриху, не пройдя через него ещё раз.
Мора заклеймили жестоким фанатиком, но книги и людей сжигали ещё до его прихода к власти. Двенадцать человек погибло в огне при Генрихе VII, и ещё двое испытали эту ужасную судьбу в Кенте в 1511 году за то, что отрицали таинство Евхаристии.
Томас Мор – основные разногласия с Мартином Лютером
Когда Мор вступил в спор о лютеранстве, это было сделано по просьбе короля. В 1523 году он написал свой ответ Лютеру, отвечая на язвительную атаку, которую радикальный немецкий теолог обрушил на Генриха VIII. Лютер назвал короля «шлюхоподобным», «свиньёй», «лживым шутом» и, что хуже всего для Генриха, «женоподобным», а также написал о нём, извергающем гной и экскременты. Мор ответил тем же, назвав Лютера «безумным монахом и тайным негодяем с его бреднями, с его грязью и навозом, дерьмом и бешенством». Как сказал Эразм, даже Лютер мог бы кое-чему научиться в пылкости у Мора. Тем не менее, хотя по уровню своей язвительности он, возможно, превосходил других полемических авторов того времени, это вполне соответствовало их тону. Лютер не собирался вновь вступать в этот спор с Мором ещё шесть лет.
К концу 1529 года Мор сменил павшего Уолси на посту лорда-канцлера и, таким образом, отвечал за поддержание религиозного единообразия в Англии. Два года спустя, 20 ноября 1531 года, он снова оказался в Чипсайде, в Соборе Святого Павла, где десять лет назад произошло сожжение книги Вулси. На этот раз предстояло предать огню не книги, а человека: Ричарда Бейфилда, который вскоре станет первым протестантским мучеником, сожжённым в Лондоне.
Его преданность своей общине была вновь пересмотрена, перейдя от царства к целому христианскому миру, который он видел как единое Тело людей, простирающееся во времени и пространстве. Еретики угрожали разорвать эту общину на части, что делало их преступление намного хуже предательства.
Томас Мор – деятельность по борьбе с ересями
В Англии и других странах это наказание уже давно было наказанием огнём, и он всем сердцем поддерживал эту позицию. Сравнивая еретиков с ветвями, отрубленными от виноградной лозы Христа, Мор писал, что они будут «сохранены только для огня сначала здесь, а потом в аду», если «они не покаются и не призовут благодать, которая может снова привить их к стеблю». После казни Бейфилда ещё два человека будут сожжены как еретики в Лондоне под руководством канцлера Мора. Многие другие последуют за его отставкой с поста канцлера в мае 1532 года.
Он подал эту отставку в знак протеста против подчинения духовенства (в котором Англиканская церковь отказалась от своей власти формулировать церковные законы без согласия Генриха) и провозглашения короля главой своей собственной церкви в Англии.
Это был опасный шаг. Земля под ним сдвинулась ещё больше, и позиция, которую он когда-то занял, чтобы поддержать короля, теперь превратилась в атаку на него. Защищать христианский мир – это совсем не то же самое, что защищать Англию. Более приоритетным было первое. Он не забывал об опасностях, связанных с этим. К 1534 году он уже избежал обвинения в измене один раз (если не дважды). Он не избежит этого снова.
Арест и казнь Томаса Мора
Как рассказывают биографы XVI века, последний арест Мора произошёл на улицах Чипсайда, как и многие ключевые события в его жизни. После мессы в Соборе Святого Павла Мор пошел по знакомому маршруту вдоль Чипсайда к своему старому дому в Баклерсбери. После выхода он направился на север. В кафедральном соборе он свернул направо на Сен-Мартен-Ле-Гран, где столкнулся со злой толпой. Вскоре после этого он миновал Милк-стрит слева от себя, где родился и вырос. Баклерсбери находился всего в нескольких кварталах отсюда, где жили его приемная дочь и её муж.
В какой-то момент во время этой короткой прогулки Мора остановили и вручили повестку явиться в Тайный Совет Ламбетского Дворца. Он так и не вернулся в Чипсайд. Через несколько дней он был арестован и заключён под стражу в Лондонский Тауэр. Томас Мор был казнён 6 июля 1535 года за отказ признать Генриха VIII главой своей собственной Церкви в Англии. Он умер, пытаясь защитить своё чувство общности, которому Генрих угрожал ничуть не меньше, чем еретикам.
Жизнь Томаса Мора – исторический взгляд
Есть старая поговорка: «чтобы по-настоящему узнать кого-то, ты должен пройти милю вместо него, взяв его обувь». Более того, эта миля проходит от маленькой боковой улочки в Чипсайде до Собора Святого Павла и обратно. Прослеживая эти шаги, можно узнать не святого и не злодея, а человека из плоти и крови, который был предан своей общине, будь то Чипсайд, Англия или весь христианский мир.
Может возникнуть искушение занять позицию, подобную шекспировской, и выступить против «Горской бесчеловечности» фигур прошлого. Но это затуманивает наше представление о том, как кто-то вроде Мора на самом деле пытался защитить свой взгляд на человечество, независимо от того, насколько злодейским мы можем считать его сейчас. Как писал сам Мор: «пусть историки начинают проявлять либо предубеждение, либо фанатичную любовь, и кто будет вообще доверять историям?».
Биография Томаса Мора
Более четырех столетий прошло с того июльского утра, когда на большой площади против лондонского Тауэра поднялся на эшафот человек, вызывавший восхищение и удивление своих современников. Личность и судьба этого человека, по-видимому, никогда не перестанут волновать не только людей XX столетия, но и грядущие поколения. Это Томас Мор: писатель-гуманист, поэт, мечтатель и мыслитель, юрист, политик и богослов, друг Эразма Роттердамского и лорд-канцлер королевства.
Среди многочисленных отзывов современников об этом человеке поистине пророческий смысл приобрели ныне слова, написанные в 1520 г. Робертом Уиттингтоном, оксфордским грамматиком и одним из почитателей автора «Утопии»:
«Мор — человек ангельского ума и редкостной учености. Равных ему я не знаю. Ибо где еще найдется человек такого благородства, скромности и любезности? И если то ко времени — предающийся удивительной веселости и потехе, в иное же время — грустной серьезности. Человек для всех времен».
Томас Мор. Портрет, написанный Гансом Гольбейном в 1527 году
Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных лондонских юристов. Отец Мора был королевским судьей и даже удостоился дворянского титула. По собственным словам Мора, его семья была «хотя и не знатного, но честного рода». Сохранилась памятная запись на латинском языке, сделанная рукою отца Томаса Мора, о том, что «в семнадцатый год правления короля Эдуарда IV», т. е. в 1478 г., «в первую пятницу после праздника очищения пресвятой девы Марии, в 7-й день февраля, между двумя и тремя часами утра, родился Томас Мор, сын Джона Мора, джентльмена».
Как доказали новейшие исследования, в записи была допущена ошибка, так как первая пятница после праздника очищения в 1478 г. приходилась на 6 февраля. Поэтому днем рождения Т. Мора теперь принято считать 6 февраля 1478 г.
Согласно семейной традиции, Томас Мор родился в Лондоне на Милк-стрит (Молочная улица). Столетием позже известный английский хронист Джон Стау в своем описании Лондона рассказывал, что на этой небольшой улице старого Лондона находилось «много прекрасных домов богатых купцов» и состоятельных горожан. Судя по всему, Джон Мор был достаточно состоятельным человеком, чтобы иметь в этом квартале Лондона хороший дом.
Сэр Джон Мор был человеком строгих правил, он считал, что его сын должен пойти по стопам отца. Так что судьба юного Томаса была отчасти заранее предрешена: его ожидала обеспеченная карьера будущего полноправного члена лондонской корпорации юристов и доходная должность адвоката либо судьи.
Первоначальное образование Томас получил в грамматической школе при госпитале св. Антония, которая считалась одной из лучших начальных школ Лондона. Джон Стау сообщает, что и в его школьные годы (30-е гг. XVI в.) она славилась своими учителями. Главным предметом была латынь. Детей учили писать и говорить по-латыни. Обучение латинскому языку включало и элементы риторики.
Затем, согласно распространенному тогда английскому обычаю посылать сыновей 12—14 лет служить в качестве пажей в одно из знатных семейств, сэр Джон Мор благодаря связям смог устроить сына в Ламбетский дворец архиепископа Кентерберийского (впоследствии кардинала) Джона Мортона. Архиепископ был разносторонне образованным человеком — ученым, юристом, архитектором, опытным дипломатом и государственным деятелем. В царствование Генриха VII Мортон некоторое время был лордом-канцлером Англии. Жизнь в семье Мортона явилась хорошей школой для юного Томаса Мора.
Высоко оценивая незаурядные способности Мора к языкам и литературе, архиепископ хотел, чтобы его воспитанник продолжал свое образование в настоящей ученой среде, и в 1492 г. по совету Мортона Джон Мор определил сына в Оксфордский университет. Томас Мор учился в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, основанном бенедиктинцами, В Оксфорде Мор пробыл неполных два года.
Как всякий начинающий студент, первые два года в Оксфорде Мор должен был изучать традиционный тривиум: грамматику, риторику и логику.
Оксфордский университет на рубеже XV—XVI вв. становится центром гуманизма в Англии. Распространение гуманистических идей в Оксфорде 90-х гг. XV в. обычно связывают с деятельностью известных ученых-гуманистов Уильяма Гроцина (1а), Томаса Линакра (2) и Джона Колета (3). Гроцин и Линакр совершили путешествие в Италию, где изучали греческий язык и античных авторов. Оба были восторженными поклонниками античной литературы и горячо пропагандировали в Англии изучение греческого языка, который для тогдашних ученых-гуманистов был ключом к сокровищам античной культуры.
До этого греческий язык в Англии был почти не известен, а его изучение рассматривалось реакционными схоластами как ересь. Гроцин и Линакр фактически заново открывали перед своими слушателями сокровища древнегреческой культуры. Философия Аристотеля и Платона, поэмы Гомера и драмы Софокла получали у них совершенно новое, в отличие от церковного, светское, гуманистическое толкование.
В 1494 г. по настоянию отца Томас Мор покидает Оксфорд и возвращается в Лондон, где изучает юриспруденцию в специальных школах Лондона и наконец около 1502 г. становится «полным» адвокатом.
В 1504 г. 26-летний Мор избирается в парламент в качестве члена палаты общин. Это был последний парламент в период царствования Генриха VII, который собрался 20 января 1504 г. и был распущен в конце марта. В том году король Генрих VII потребовал от палаты общин утверждения новых субсидий — феодальных помочей по случаю посвящения в рыцари в 1489 г. своего старшего сына принца Артура, умершего за два года до созыва парламента, и по случаю замужества в 1503 г. своей дочери принцессы Маргариты. Известно, что перед депутатами выступил Мор и так смело и убедительно отверг притязания короля, что палата общин целиком его поддержала. По этому поводу королю доложили, что какой-то «безбородый мальчишка расстроил весь его замысел». После этого инцидента, опасаясь репрессий, Мор надолго оставляет политику.
История жизни Томаса Мора
Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. — это время напряженных духовных исканий и упорного труда. Сочинения Платона и Аристотеля, Лукиана и отцов церкви — таков круг научных интересов молодого адвоката.
Чтобы понять внутренний мир Томаса Мора и то, как формировались его взгляды на жизнь, надо не забывать, что именно после ухода из университета и в период учебы в юридических школах Лондона он сближается с кружком оксфордских гуманистов — Гроцином, Линакром и Колетом. К этому же кружку принадлежал также и Уильям Лили, который, хотя и был десятью годами старше Мора, однако стал одним из его ближайших друзей-соратников по увлечению древнегреческой поэзией. Но, по собственному признанию Мора, особенно глубокое идейное и нравственное влияние оказал на него Джон Колет, который стал его настоящим духовным руководителем. Именно к нему обращался Мор в период своих раздумий о жизненном призвании и нравственном долге.
В сохранившемся письме Мора Колету отразился мучительный разлад между нравственным идеалом молодого Мора: следовать евангельским заветам — и суровой действительностью. Мор остро и болезненно ощущал жестокость и безнравственность мира социальной несправедливости, корысти и чистогана и полное бессилие что-либо в нем изменить:
«Всюду скрежет ненависти, всюду бормотанье злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву, — главенствует над мирской жизнью сам дьявол». Этот разлад был причиной глубокого духовного кризиса Мора, едва не приведшего его в монастырскую обитель картезианцев.
Влияние на Мора его друзей-гуманистов может быть прослежено в двух направлениях. С одной стороны, Мора, как и их, увлекала античность, он выступал горячим поборником изучения греческого языка. С другой стороны, Мор был захвачен предреформационными проектами Колета, призывавшего «очистить» католическую церковь от схоластических хитросплетений и догматизма, затемнявших, по мнению гуманистов, подлинный смысл учения Христа, выраженный в Новом Завете. В феврале 1512 г. Колет выступал перед собранием английского духовенства с призывом реформировать церковь, «очистить ее от пороков».
В Колете Мор видел своего истинного духовного наставника, «примером и жизнью» которого он руководствовался. Благодаря духовной поддержке Колета, писал Мор, «я чувствовал, что силы мои крепнут__, лишенный всего этого, мне кажется, я определенно истощился бы и окончательно зачахнул».
Реформа церкви, предполагавшая возрождение этики в духе учения Христа и апостолов, мыслилась последователями Джона Колета как основа будущего обновления и преобразования всего общества и ликвидации социальных пороков. Религиозно-этическая трактовка социально-политических проблем составляла своеобразие гуманистического мышления Колета и его последователей, в числе которых были Томас Мор и Эразм Роттердамский. Не случайно в научной литературе их было принято называть «христианскими гуманистами». Вне связи с христианским вселенским подходом нельзя до конца понять общечеловеческий подход к социально-политическим проблемам Европы XVI в., который нашел свое воплощение в коммунистическом идеале «Утопии» Мора.
Поэтому «загадочная» для историка XX в. коммунистическая «Утопия» Мора была так близка и понятна его друзьям-гуманистам — Эразму, Эгидию, Бюде и другим, всемерно способствовавшим популяризации этой книги в Европе. В восприятии читателя-гуманиста XVI в. универсализм «Утопии» с ее коммунистическим идеалом собственности не преступает пределов евангельского учения и близок философии автора «Похвалы глупости» Эразма.
Томас Мор
Портрет Томаса Мора работы Ганса Гольбейна Младшего
Содержание
Биография [ править | править код ]
Образование [ править | править код ]
Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre ) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером.
Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женится.
В Парламенте [ править | править код ]
Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.
При дворе короля [ править | править код ]
В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был в составе посольства во Фландрию, которое вела переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».
По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum /англ. Defence of the Seven Sacraments ), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест Папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы F. D.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем, за что язвительный Эразм Роттердамский, сочувствовавший Реформации, посвятил ему свою «Похвалу глупости» («глупость» по-гречески — moria).
Конфликт с королём. Арест и казнь [ править | править код ]
Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Волси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Катарины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Катарины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых.
Произведения [ править | править код ]
История Ричарда III [ править | править код ]
Злополучная «История Ричарда III» [1] была обнаружена после смерти Мора в его бумагах. В 1557 году зять Мора Вильям Растелл опубликовал её со следующим предисловием:
«The History of Richard III (unfinished) written by Master Thomas More, then one of the under-sheriffs of London about the year 1513 Which work hath been before this time printed in Hardyng’s Chronicle and in Hall’s Chronicle, but very much corrupt in many places sometime having less and sometime having more and altered in words and whole sentences, much varying from the copy in his own hand, by which this is printed».
(«Незаконченная история Ричарда III, написанная мастером Томасом Мором, тогда — одним из младших шерифов Лондона, около 1513 года. Ранее эта работа была опубликована в Хронике Хардинга и Хронике Холла, но была сильно изменёна во множестве мест, порой сокращёна, порой расширена, и сильно отличалась от копии, сделанной его (Мора) собственной рукой, по которой печатается сейчас».)
Поскольку в год битвы при Босворте Мору было всего 8 лет, очевидно, что сведения он черпал у Мортона, в доме которого жил в юности. Джон Мортон, хоть и служил правительству Эдуарда IV, но в душе оставался приверженцем Ланкастеров и был непримиримым врагом последнего короля из династии Плантагенетов. Существуют мнения, что Мортон сам написал «Историю Ричарда III», а Мор только желал скопировать книгу в память о человеке, который хорошо относился к нему в детстве (с некоторыми добавлениями от себя). Впервые такое предположение сделал в 1596 году крестник королевы Елизаветы I сэр Джон Харрингтон на основании сравнения «Истории Ричарда III» и записок архиепископа Кентерберийского. В XVII столетии в пользу этой теории высказывался сэр Джордж Бак (англ. George Buck ), об этом же говорят и изумительно точные, детальные описания некоторых событий — и именно тех, о которых достоверно известно, что Мортон был их свидетелем (в качестве примера можно привести сцену смерти Эдуарда IV).
Утопия [ править | править код ]
Большинство литературных и политических произведений Мора имеют для нас уже исторический интерес, только «Утопия» (опубликована в 1516 году) сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quattuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически не отделимых друг от друга.
Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мора ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей страны Мор даёт исключительно ценные положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мор отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.
Все религии в «Утопии» терпимы, и только запрещён атеизм, лишающий права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.