Если хорошие щи, другой пищи не ищи
Содержимое разработки
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи!
2. Посидели дети некоторое время – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в неё полмешка муки, добавил картошки, разболтал всё коромыслом…
Заглянул в кадушку и говорит:
Спрашивают хозяева Иванушку, показывая на его стряпню в кадке:
1.Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? 2.Расскажи, как Иванушка исполнил приказание. 3.Можно ли так готовить еду?
Задание 2. Найдите из текста сказки предложение, в котором хозяйка объясняет, как приготовить похлёбку. Какое значение имеют выделенные слова.
Из истории языка и культуры
Щи – жидкое кушанье, суп из капусты или щавеля.
3. Прочитай текст. Придумай к нему заголовок, который передавал бы главную мысль
В старину в каждой местности щи варили по-разному, клали свои особые добавки. Только способ приготовления оставался одинаковым для всех – щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться. А томиться и настаиваться некоторое время для того. Чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Слово чтить означает «относиться к кому-либо или чему-либо с уважением, почтением».
Томиться – долго парить на медленном огне в закрытой посуде.
Чугунок – горшок из чугуна.
4. Прочитай пословицы. Попробуй объяснить смысл каждой. Запиши одну из них в тетрадь
Презентация к уроку русского родного языка «Если хорошие щи, так другой пищи не ищи» (2 класс)
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Сибилева О.Н. Презентация к уроку русского родного языка ЕСЛИ ХОРОШИЕ ЩИ, ТАК ДРУГОЙ ПИЩИ НЕ ИЩИ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи Презентация к уроку русского родного языка во 2 классе Автор-составитель: Сибилева Ольга Николаевна, учитель Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ Уваровского района Тамбовской области
Вы знаете, что все блюда готовятся по рецепту? Познакомьтесь с отрывками из сказки М.Горького «Про Иванушку Дурачка» по упражнению 2. Какое блюдо приказала приготовить хозяйка? Расскажите, как Иванушка исполнил приказание. Можно ли, как этот работник, готовить еду? Сейчас мы с вами восстановим рецепт старинной похлёбки. Где вы его нашли? Выпишите это предложение. Составляем рецепт похлёбки
Из истории языка Издавна основной жидкой пищей русского народа были щи. Возможно, слово щи связано со словом сытый. Сначала слово щи писалось совсем по-другому: сти,шти. История слова помогает нам понять, что щи — это сытная еда; еда, которая делает человека сытым. (По И. Лутовиновой)
Из этимологии слова Тебе встретились слова сытный, сытый. Что общего у этих слов? Могут ли слова насытиться, насыщенный продолжить этот ряд слов?
Щи из русской печи Щи должны были обязательно готовиться в чугунке или глиняном горшке в русской печи, и не просто вариться, а томиться и настаиваться некоторое время для того, чтобы они приобрели свой насыщенный вкус. Сам горшок для щей был особо важным и почитаемым предметом быта людей, его тщательно мыли и очень берегли.
Профессор кислых щей – кто это? Профессор кислых щей (иначе — мастер кислых щей) — малосведущий, не разбирающийся в предмете рассуждений человек.
Правильно употребляй фразеологизмы! Прочитайте рассказ В.Ю. Драгунского «Профессор кислых щей», и ты узнаешь, как Дениска попал в сложную ситуацию, когда, обращаясь к настоящему профессору, употребил это выражение.
Работа с пословицами Голодному Федоту любые щи в охоту. Без капусты щи не густы. Не вырастишь овощей — не сваришь и щей. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Составь скороговорку Составь скороговорку из предложенных слов. Правила тебе известны. Окрошка, покрошить, укроп, крошка, Трошка, картошка.
Рефлексия Сегодня я узнал на уроке… Мне было интересно… Было трудно… Я понял, что… Меня удивило, что…
Спасибо за внимание!
Презентация к уроку русского родного языка во 2 классе по теме «Если хорошие щи, так другой пищи не ищи» содержит сведения о названиях старинных первых блюд, этимологически связанных с ними словах, пословицах, скороговорках, фразеологизмах. Построена по учебнику «Русский родной язык» 2 класс /авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И./
Номер материала: ДБ-1006820
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году
Время чтения: 3 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по родному русскому языку 2 класс «Национальная кухня народов России»
специалист в области арт-терапии
Учитель: Цымбалюк С.И.
Тип урока: комбинированный
Тема: Национальная кухня народов России
Оборудование: презентация «Национальные блюда», карточки.
Цель: Ознакомление с краткой характеристикой национальных кухонь народов России.
• сформировать знания и умения по технологии приготовления старинных русских блюд
• воспитывать бережное отношение к национальной кухне и людям разных национальностей
• развивать инициативность учащихся в процессе урока, интерес к истории развития русских национальных блюд.
Самостоятельный поиск в сети Интернет информации по теме (в виде домашнего задания)
Описание деятельности учащихся:
• Учащиеся работают в Интернете в поисках нужной информации (домашнее задание)
• Практическая работа учащихся
II.Сообщение темы и цели занятия.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пригласит чайку напиться. (Чайник)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
Во дворе стоит жара,
Жарит мясо, варит суп,
Мою грязную посуду,
Мискам тру бока повсюду,
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона. (Губка)
В этой кухонной посуде
Суп и кашу варят люди.
Ну, а мама для сынули
Варит щи в большой… ( кастрюле)
Что объединяет все эти предметы? Ответы детей(кухня)
А что делают на кухне? (готовят пищу)
Какие блюда вы знаете? (ответы детей)
А кто знает какое у нас национальное блюдо? (Щи, Пельмени Каша Русские пироги Блины Винегрет Соленые огурцы).
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? (Русская кухня). Правильно, тема сегодняшнего урока Национальные блюда России.
Сообщение познавательных сведений.
Русская кухня, которая, кстати, неотделима от понятия русские гулянья, пожалуй, одна из самых колоритных кухонь в мире. Многие считают, что основные блюда русской кухни – щи и каша, но, на самом деле, она отличается большим разнообразием!
Народная кухня есть в любой стране, и у каждой своя история.
Русский национальный стол немыслим без хлеба, пирогов, каш, супов, без разнообразия рыбных и грибных блюд, без мяса, солений, кваса и др.
Главная особенность русской национальной кухни – обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. С незапамятных времен русские люди занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, раньше многих других народов Европы и Азии открыли секрет изготовления дрожжевого теста. Вот почему, для русской кулинарии характерно обилие выпечных изделий: всевозможных пирогов и пирожков, кулебяк, калачей, пышек, шанежек, расстегаев, оладий, блинов, сочней и др.
Кроме изделий из муки, для традиционной русской кухни характерен также широкий ассортимент блюд из различных круп: каши, запеканки, крупеники. Причем национальное русское кулинарное искусство за многие века своего развития сумело создать замечательные образцы сочетания круп с др. продуктами – овощами, молоком, творогом, яйцами, рыбой и т.д.
3. Историческая справка.
– Хороша каша, да мала чаша;
— Гречневая каша – матушка наша.
Выпечка, а в частности хлеб, имеется на столе в каждой русской семье. Хлеб употреблялся преимущественно ржаной, он считался полезнее пшеничного, ему приписывались многие лечебные свойства. Русская печь давала возможность ежедневно выпекать не только хлеб, но и неповторимые русские пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи, караваи, ватрушки. «Не красна изба углами, а красна пирогами!» – говорит русская пословица.
Основными овощами, используемыми в русской национальной кухне, были репа, капуста, огурцы. Лук и чеснок также употребляются вместе с большинством блюд.
Репа до 18 века играла на Руси ту же роль, что теперь картофель. Она входила в состав почти всех кулинарных изделий, даже квас делали из репы.
Российские леса богаты боровиками, опятами, маслятами, лисичками, рыжиками, подосиновиками. Нет, наверное, больше таких продуктов, которые можно приготовить с таким разнообразием. Из грибов варят супы, их жарят, добавляют в каши, сушат и маринуют.
ВЫВОД: Русская кулинария всегда оставалась и остается самобытной и оригинальной. В процессе исторического развития меняется рацион питания, появляются новые продукты, новые блюда.
5. Практическая часть
Игра «составь блюдо» с карточками: карточки с названием предметов на доске перемешаны.
Команда готовит борщ: продукты (вода, свекла, краски акварель,капуста, мясо, картофель, морковь, лук, соль, перец, мухоморы, арбуз, бананы)
Команда готовит уха (вода, рыба, морковь, лук, картофель, соль, перец, яблочный сок, цветы, петрушка, клей ПВА).
6. Закрепление изученного материала «Занимательная викторина».
Русские печи использовали только для тепла?
Русский напиток называется….? (квас)
В кашу готовят из грибов?
Густой напиток называется? (кисель)
Какой хлеб часто употребляли и почему? (ржаной)
Вот и завершился наш урок. Много мы сегодня услышали и узнали о национальных кухнях разных народов. Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания об особенностях разных кухонь и питании наших предков, научились технологии приготовления блюд: русские щи и каша пшенная. Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа и родных вам других национальностей.
– подготовить интересное сообщение о национальной кухне народов
— составить технологическую карту любимого семейного блюда.
«Мы питаемся супами и растём богатырями», совместный проект с детьми и родителями
специалист в области арт-терапии
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
В.Д. Кармацкого» Юрминская средняя общеобразовательная школа
ул. Школьная 9А,Юрминка, Тюменская обл., 627360, тел./факс: (34545) 44-146
«Мы питаемся супами и растём богатырями»
(Про – здоровое –Питание)
Детский сад «Непоседы»
Разновозрастная группа детей,
Воспитатель: Новикова Т.А
Познакомиться с пользой супа для детского организма
Подобрать и изучить материал об истории появления супа;
Рассмотреть информацию о супе с точки зрения его пользы для детского организма;
Выполнить с родителями рисунки любимых супов;
Собрать рецепты супов и обобщить интересный материал по теме: «Мы питаемся супами и растём богатырями»
Подобрать и разучить стихи и загадки про суп.
Выяснить название супов меню детского сада.
Провести опрос родителей по предпочтению детьми видов супов домашнего приготовления.
3 . История появления супа
5.Польза супа
6.Стихи и загадки про суп;
8. Список литературы
Как вырастить сильным, красивым, здоровым?
Для здоровья ребёнку необходимо соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Питание должно быть правильно сбалансированным, полностью отвечающим возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.
Витамины-вещества, необходимые для здоровья. Витамины с едой попадают в кровь и укрепляют наши мышцы и кости.
Ни для кого не секрет, что многие дети не любят есть суп не только в детском саду, но и дома. Поэтому в современном обществе возникла проблема – ухудшение здоровья детей и взрослых: лишний вес, болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва желудка, колит). Актуальным становится вопрос о здоровой и полезной пище. Одним из таких полезных видов пищи является суп – полезное жидкое блюдо, которое по традиции русские люди употребляли с древних времён на обед, а иногда на завтрак и даже ужин.
Во время обеда воспитатель и помощник воспитателя постоянно уговаривает малышей есть суп. Коллектив детского сада и родители решили совместно провести ряд мероприятий, которые раскроют детям пользу супа, в результате чего ребята поменяют в лучшую сторону своё отношение к первому блюду.
История появления супа
Мама Павловой Вали –Аксана Валентиновна подобрали материал об истории появления супа и рассказали детям.
Своё начало история супа берёт с древних времён, когда люди овладели огнём. Согласно древним наскальным летописям охотники снимали шкуры с убитых животных, обрабатывали их и затем использовали в качестве посуды для варки. Они наполняли такие сосуды водой и мясом, подвешивали при помощи специальных крепежей высоко над огнём и варили жидкую похлёбку.
С веками люди стали готовить густую похлёбку, используя воду и разнообразные запечённые злаковые зёрна. С появлением глиняной посуды популярность супов только росла. Блюдо становилось всё более изысканным, благодаря расширению продуктов, применяемых при его приготовлении.
По некоторым данным, супы готовили в Средиземноморье еще в каменном веке. По мере расширения территории Римской империи для приготовления супов употребляли все более разнообразные компоненты: лук-порей, репчатый лук, морковь, чеснок, фенхель, мяту, петрушку и кориандр.
Древнейший рецепт супа был обнаружен в кулинарной книге Апикура, написанной в 4 веке, где упомянуты следующие ингредиенты: пшеница, оливковое масло, мясной фарш, мозги, перец, лавровый лист, тмин, рыбный соус.
По легенде, знаменитый луковый суп появился благодаря французскому королю Людовику 15, который как-то поздно ночью проголодался, однако в охотничьем домике не нашлось ничего кроме лука, масла и шампанского, которые и послужили основой этого блюда.
У русских сначала жидкое блюдо называлось не супом, а юшкой, похлёбкой, баландой и т. д. В «Домострое» и старой книге «Росписи царским кушаньям» упоминают варево или шти, где-то похлёбку. Там же говорят о рассольниках, болтушках, затирухах, тюрях, упоминаются и другие.
Из-за большого разнообразия рецептов первых горячих блюд супы принято разделять по видам. В первую очередь блюда делят по температуре, с которой подается суп. Также есть супы, которые подаются в охлажденном виде.
Можно поделить супы по составляющему главному ингредиенту. Так, к примеру, борщ кулинары относят к овощному супу, так как основной цвет и вкус этого блюда полностью зависит от свеклы. По такому же принципу можно выделить супы рыбные, грибные, овощные, мясные, молочные, из морепродуктов, фруктовые и крупяные. В экзотических странах разнообразие главных ингредиентов будет шире, так как в таких странах супы готовят из личинок, тараканов и всевозможной живности.
Польза супа
Мама Вакариной Алисы – Добрынина Надежда Александровна рассказала детям о пользе супа.
С упы-крема и молочные супы не раздражают стенки кишечника и желудка, поэтому являются отличным диетическим блюдом. И конечно, намного полезнее будет для ребенка, если он поест теплое жидкое блюдо, чем перекусит бутербродом, булочкой или сладостями
Супы на курином бульоне способны укрепить кровеносные сосуды и подлечить больной желудок. Супы помогают бороться с простудными заболеваниями и любыми другими воспалительными процессами изнутри.
Овощные супы пюре очень быстро усваиваются в организме и к тому же обладают большим количеством витаминов и микроэлементов.
В осенне-зимний период горячие супы способны согреть человека изнутри, улучшить обменные процессы в организме и человек даже в сильную зимнюю стужу чувствует себя комфортно. В общем, суп является «поставщиком» энергии и «уборщиком» лишних килограммов.
О витаминах в супах ребята узнали от Гандау Марины Михайловны.
Суп куриный с лапшой . Варится на курином бульоне, и получается почти диетический. Быть идеальным ему мешают макаронные изделия, т.к. в них много калорий. Куриный суп рекомендуется есть, когда вы больны простудой, т.к. он содержит противовоспалительные компоненты. Так же куриный суп благотворно влияет на стенки сосудов, уменьшает утолщения их стенок.
Суп картофельный с мясными фрикадельками . Суп калорийный и сытный, картофель богат витаминами С, РР, К, витаминами группы В. Мясные фрикадельки источник белка для растущего организма.
Гороховый суп. Суп очень сытный. По содержанию белка горох не уступает говядине. Рассольник . Является очень полезным для организма уже только потому, что традиционно имеет в своем составе перловку, которая, как известно, содержит целый спектр витаминов и полезных организму микроэлементов. В ней, например, есть витамины группы В, Е, А, D и такая ценная аминокислота, как лизин: увеличивает сопротивляемость организма вирусным инфекциям, способствует укреплению сердечной мышцы. Клетчатка выводит токсины.
После знакомства с витаминами в супе, ребята и родители «приготовили» несколько супчиков. Дети принесли мамам «овощи» из магазина, а мамы придумали несколько рецептов для приготовления горячего обеда.
В детском саду в соответствии с 20-ти дневным меню детям предлагают следующие виды супов:
1.Рассольник «Домашний» со сметаной.
2.Суп гороховый с гренками.
3.Щи из свежей капусты.
4.Суп картофельный с рыбными фрикадельками.
6.Суп «Питательный» со сметаной.
7. «Бабушкин суп с мясом.
9.Суп-пюре из зелёного горошка с курицей и гренками.
10.Суп с крупой и мясом.
11.Свёкольник с мясом.
12.Суп с мясными фрикадельками.
13.Суп-пюре из картофеля с гренками.
14. Суп по «Домашнему» с мясопродуктами.
15.Щи из квашеной капусты.
16.Рассольник «Ленинградский» со сметаной.
17.Суп молочный с крупой.
В течение проведения итогового мероприятия воспитатели загадывали ребятам загадки, а несколько детей рассказали стихи.
Загадки про суп
Он гороховый, капустный
И, конечно, очень вкусный.
Ответ: Суп
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…
Ответ: Суп
Овощи варим в воде на обед
В вареве этом капусточки нет
В рот от тарелки на ложке несут:
-Не расплескай по дороженьке
Ответ: Суп
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Ответ: Суп
Вася с братом дома были.
Суп сварить они решили.
Положили в суп картошку,
Покипит она немножко.
Мы пожарим лук с морковкой,
Получилась панировка.
Только мясо позабыли,
Без него мы суп сварили.
Рис с картошкой танцевали,
И в кастрюлю вдруг попали.
Маслице, морковка, лук –
Получился вкусный суп!
Мы нальем его в тарелку,
Ложка с супом словно белка,
В ротик прыгает скорей,
С каждой ложкой суп вкусней!
В конце мероприятия родители поделились рецептами первых блюд, а воспитатели с детьми сделали обзор выставки. Надеемся, что ребята пересмотрят своё отношение к супам, и не будут отказываться от его употребления. Первые результаты уже есть. Перед обедом ребята и воспитатели ещё раз вспомнили о пользе супа. Первое блюдо съедено было с большим удовольствием.
Своё начало история супа берёт с древних времён, когда люди овладели огнём.
На земном шаре существует большое разнообразие супов: рыбные, грибные, овощные, мясные, молочные, из морепродуктов, фруктовые и крупяные и многое другое.
По наблюдению воспитателей дети любят: борщ, все виды супов-пюре с гренками, суп лапшу по – домашнему.
Родители взяли на заметку рецепты полезных первых блюд.
Дети разучили несколько весёлых высказываний о супе:
а) Кто питается супами, те растут богатырями;
6. Ребята вместе родителями выполнили рисунки любимых супов,
на некоторых рисунках есть рецепты.
8. Ребята постепенно меняют в лучшую сторону своё отношение к супам.
Алексеева А.С.Организация питания в дошкольном учреждении. Пособие для воспитателя.А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К. Ладодо.-Москва: просвещение, 1990г.
Клепинина З.А. Я и мир вокруг. Учебник –тетрадь для 1 класса. Смоленск Ассоциация 21 век, 1997 год.
Куликовская Т.А. Дидактический материал по лексическим темам. Пособие для воспитателя. Издательство «Детство-пресс»,2013г.