Рассказ о святом земли русской для 2 класса

Сказки

Доклад Святые на Руси (сообщение)

В древней Руси было много святых. Люди, которые получили святость, отличались своими делами и творениями для народа Руси.

Рассмотрим 10 известных святых Руси.

Князь получил свой чин благодаря крещению Руси. Это считаю самым важным из того, что он сделал для народа. Крещением он укрепил отношения со странами Европы.

Благодаря крестителю Русь выбрала православную веру.

2. Князь Александр Невский

В истории нет ни одного поражения чудотворца. Он смог облегчить жизнь русского народа от нападений орды.

Также он объединил земли и дал им новую жизнь и процветание.

3. Митрополит Алексий

Если не удаваться в подробности, то можно сказать, что благодаря Митрополиту Алексию Москва приобрела статус столицы. Он развивал город и обогащал его.

4. Живописец Андрей Рублёв

Живописцу принадлежат сотворение единой стилистики в иконах, которые высоко ценятся в мировом искусстве и в наши дни. Его считают основоположником отображения божества с помощью живописи.

5. Князь Ярослав Мудрый

Во время правления князя на Руси появился собственный митрополит.

Также он смог основать школы, которые были при церквях.

Князь Ярослав Мудрый свел до кучи первые законы на Руси.

6. Адмирал Фёдор Ушаков

Из 43 сражений ни разу не проиграл. Благодаря адмиралу на Руси появились первые школы по обучению искусству войны на воде.

Ушаков был глубоко праведным человеком, что дало ему титул Праведного.

Не смотря на то, что он был военным в Риме, он принял христианство и все свои деньги вложил на развитие и построение церкви на Руси.

При молитвах к нему обращаются для спасения от воровства.

Глубоко верующий человек, который делал добро людям и помогал спасти не правильно осужденных.

Также в истории можно встретить сведенья о том, что он дарил подарки в канун рождества.

9. Ксения Петербуржская

Она известна своим благоприятным влиянием на продажи в лавках, в которые она заходила. Ксения Петербуржская очень любила своего мужа, и после его ухода в лучший мир она одевала его одежду и людям говорила, что умерла она, а не её муж.

10. Феофан Вышенский

Также имел имя Феофан Затворник. Хоть он был затворником, но много помогал людям, а также написал множество текстов, которые и в наше время интересно почитать.

Святы на Руси очень много и каждый внес свою лепту в развитие и дальнейшее процветание государства. Также есть святые, которых упоминают в летописях, но о них нет конкретной информации.

Картинка к сообщению Святые на Руси

Популярные сегодня темы

Нет более холодного места на земле, чем Антарктида. В 1820 году этот континент обнаружила экспедиция русских ученых, в числе которых был Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев, они первыми дали

Распад СССР – знаковое событие конца 20-го века, которое подвело черту под социалистической жизнью в стране, длившейся в течение 70 лет.

Китайская цивилизация до сих пор является одной из самых крупных в мире. Более того и ранее Китай являлся крупнейшей и, самое главное, наиболее развитой страной на всей планете.

Доклады и сообщения по Истории

Стрелец – крупное созвездие южного полушария, расположенное по соседству с созвездиями Козерога, Змееносца, Южной короной, Скорпиона и другими. Площадь созвездия около 867 квадратных градуса

К цветным металлам относят все металлы, за исключением железа и его сплавов. Цветные металлы характеризуются рядом свойств, имеющих преимущества над железом

Источник

Технологическая карта 2 класс «Святые земли русской. Александр Невский»

Цель: познакомить с именами святых земли русской (Александр Невский); объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, церковные песнопения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта 2 класс «Святые земли русской. Александр Невский»»

Технологическая карта урока музыки 2 класс по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С

Святые земли русской. Александр Невский.

познакомить с именами святых земли русской (Александр Невский); объяснить, что они сделали для Руси, какие подвиги прославили их имена; помочь осмыслить понятия: кантата, церковные песнопения.

Предметные: узнают значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, церковные песнопения; познакомятся с жизнью и подвигами святого князя Александра Невского;

узнают, как образ святого князя отразился в изобразительном искусстве, музыке и кино; научатся: рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки; продолжат развитие вокально-хоровых навыков и слушательской и исполнительской музыкальной культуры.

Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации.

Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные: проявляет этические чувства, чувство сопричастности к истории своей Родины и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Церковные песнопения. Кантата. Хор

Окружающий мир, чтение.

Учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, фонограммы С.Прокофьев «Песня об Александре», песня из кантаты «Вставайте, люди русские!», презентация «Александр Невский», С.Куломзина «Святые земли русской. Александр невский» 1 и 2 части, «Благовест. Пасхальный трезвон».

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Характеристика этапов урока

Содержание учебного материала

Организационный этап. Мотивация

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

– Проверим готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их

Актуализация опорных ЗУН

Звучит колокольный звон.

Звучит «Благовест.пасхальный трезвон».

Ребята, как вы думаете, почему в начале урока прозвучал колокольный звон?

Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Какие колокольные звоны вы знаете? (набат, трезвон, благовес т.) НАБАТ – частый звон в один колокол – сообщает о каком-то происшествии.

БЛАГОВЕСТ – призывает прихожан к богослужению.

ТРЕЗВОН – это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни – например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Красный – Пасхальный трезвон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.

регулятивные и познавательные

Организует работу. Указывает объект наблюдения. Формулирует задания, включает учащихся в обсуждение.

Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному восприятию нового материала

Как вы думаете, кого встречали колокольным звоном? (победителей, спасителей земли русской)

Какая тема нашего урока? (Освободители Русской земли.)

Правильно, мы будем говорить о святых земли русской.

Сформулируйте учебную задачу.

Давайте составим план урока.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Формулируют тему и задачу урока. Совместно с учителем составляют план.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Как звучал колокольный звон в начале нашего урока: радостно и празднично или тревожно и мощно? (радостно, призывающее)

Вам будет интересно узнать, что таким колокольным звоном в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско. Кто он такой? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?

Презентация. Звучат отрывки из фонограммы С.Кулумзиной «Святые земли русской Александр Невский»

Читайте также:  Сказки из дорожного чемодана сахарнов

Посмотрите на фрагмент триптиха (картина состоит из трёх частей) П. Корина «Ал. Невский». Посмотрите, как ярко и величаво он изображен. Когда художник писал эту монументальную картину, он говорил, что хочет воплотить в ней непокорный дух русского народа.

Каким вы видите на этой картине Ал. Невского? (мужественным, смелым, честным…)

А если бы вам предложили озвучить эту картину, какую бы вы создали музыку?

А созвучно ли это произведение с картиной художника?

Звучит «Песня об Александре Невском»

Фрагмент, который только что прозвучал «Песня об Александре Невском», был написан композитором С.С. Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».

Кантата – от латинского cantare – означает петь. Кантата – это крупное произведение для хора, солистов и оркестра. В кантате «Александр Невский» 7 частей. В них развёртывается эпически величавое повествование о нашествии Тевтонского ордена на Русь и победе русских воинов под предводительством Ал. Невского на Чудском озере в 1242 году.

Неторопливая, строгая, величественная мелодия, с широким дыханием близка былинным напевам.

Угнетённая, величавая и скорбная Русь предстаёт с другой стороны в 4 части кантаты. Звучит хор «Вставайте, люди русские».

Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?(звучит тревожная музыка, набат)

Звучит хор «Вставайте, люди русские».

С чего начинается эта часть кантаты? (набата)

Почему композитор начинает эту часть кантаты со звучания колокола? (чтобы подчеркнуть состояние тревоги, волнения.)

На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол.

Характер звучания хора изменялся или всё время оставался активным, призывным? (изменялся в средней части)

Первая тема хора звучит призывно, мужественно, энергично.

Организует работу учащихся.

Указывает объект наблюдения.

Включает учащихся в обсуждение.

Работают с информацией, представленной учителем, сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его

«Солнышко принцесса и солдатик»

Солдатик радовался солнышку, его теплым веселым лучикам…

И солнышко дарило ему свои яркие лучи…(движение солнышка)

На зеленой лужайке возле королевского замка, гуляла красивая Принцесса… (движения, как делают все принцессы- повороты туловищем и приседания, руки держат юбочку или на поясе)

Принцесса увидела солдатика, который шел по дорожке, помахала ему рукой и пригласила покачаться на красивых качелях….(упражнение качели-руки в стороны, наклоны)

Солдатик и Принцесса качались на качелях, улыбались, им было весело…

А весёлое солнышко светило ярко, дарило всем тепло, радость и хорошее настроение! (упражнение солнышко)

Примечание: во время знакомства со сказкой, учитель показывает движения и картинки-карточки(Солнышко- принцесса- солдатик- качели)

Организует проведение физминутки для учащихся.

Выполняют упражнения физминутки.

Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся)

Разучивание 1 темы «Вставайте, люди русские»

Тема средней части напротив – распевная, широкая, она воплощает образ Родины.

Разучивание 2 темы «На Руси большой…»

Весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала, до велика. Битва с ливонскими рыцарями закончилась победой.

В кантате «Александр Невский» Сергею Прокофьеву удалось воплотить дух русского народа, непокорный и могучий. И вот что удивительно: сюжет кантаты, взятый из истории Древней Руси, нашёл отклик в сердцах миллионов людей во время трагических событий ВОВ.

Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Но во все времена преданность, героизм, любовь, уважение, дружба вели людей за собой.

Организует разучивание и исполнение песен

Разучивают и исполняют музыкальные произведения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

План на доске, составленный в начале урока..

Что хотите сказать? Какие открытия сделали?

– Что особенно понравилось? запомнилось?

– Всё ли вам удалось? Что бы вы хотели изменить в уроке?

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Источник

Презентация «Святые земли русской»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Х век. Князь Владимир. Этого князя можно назвать самым известным правителем Древней Руси. Именно Владимир стал тем, кто принес на нашу Землю истину христианской веры. Далек тот день, когда Русь стала православной, но не стираются из памяти народа истории о славном князе Владимире и о ее поисках настоящей веры.

Борис и Глеб- первые русские святые. Далее были и Александр Невский, и Сергий Радонежский, и княгиня Ольга, и сам князь Владимир. Все они несли на Русь Свет Истины, Добра и Правды. Все они делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое православное государство. Русская православная церковь установила день памяти всех русских святых, и в честь этого праздника была написана икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Икона «Всех святых, в земле Русской просиявших»

Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былине- жанру русских песен- сказаний. Облик Ильи Муромца мы чаще всего представляем по картине В.Васнецова «Богатыри».

Угодник Божий преподобный Илья Муромец жил в ХII в и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Известно, что он происходил из простой крестьянской семьи.В детстве и юности страдал параличем, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Илья Муромец был произведен в сан святых в 1643 году в числе других угодников Киево- Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен Храм во имя святого Илии Муромца.

На Руси почиталась не только сила физическая, Но и сила ума, мудрость. Как заслужить прозвище «мудрый»? Много князей было в русской земле, но только одного Из них прозвали Мудрым- Ярослава, сына князя Владимира. При Ярославе засияла еще пуще прежнего слава древней столицы. Решил князь построить в Киеве православный храм в честь святой Софии, ведь «София» по-гречески означает «мудрость».

Народ настолько уважал Владимира Мономаха, Что слагал о нем былины и сказки. Легенда рассказывает, что византийский император, восхищенный умом русского князя, прислал ему особый знак царского достоинства- шапку, богато украшенную драгоценными камнями. Впоследствии многие русские цари венчались на царство этой шапкой, как короной. До сих пор шапку Мономаха русский народ хранит в своей сокровищнице.

Святые Кирилл и Мефодий Кирилл Мефодий

В девятом веке два греческих монаха- Кирилл и Мефодий- совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. Кирилл и Мефодий не только создали Славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей- буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья- монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники. А в Болгарии есть даже орден их имени.

ПАМЯТНИКИ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ Болгария. София. Македония

Саратов Коломна Нижний Новгород

Памятник в Москве на Славянской площади

ИТОГ Земля наша- просторная, обильная, одаренная богатствами природы. Все свое тепло и все сокровища отдаст она рачительному и доброму человеку. Каждому найдется место на ней, каждому найдется место на ней, каждому она станет домом родным, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и приумножать ее славную историю.

Номер материала: ДБ-1500287

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Читайте также:  Рассказ по картине рериха заморские гости 4 класс

Время чтения: 1 минута

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Консультация «Святые земли русской: князь Александр Невский и Сергий Радонежский.»

Сидоренко Карина
Консультация «Святые земли русской: князь Александр Невский и Сергий Радонежский.»

Консультация «Святые земли русской: Князь Александр Невский и Сергий Радонежский.»

Цель: знакомство с Александром Невским и Сергием Радонежским, ставшими святые земли русской.

В нашей школе, как и, наверное, в других школах нашей страны, на уроке музыки нас знакомили с героями земли русской, которые в процессе своей жизни стали настоящими святыми. Про них сложены и музыкальные произведения, и изображены образы, прославляющие их подвиги и святость.

Действительно, у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится все ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а их деяния и служение народу были угодны Богу, еще более почитаемы на земле. Именно это в полной мере относится к Александру Невскому (1220—1263 г. г.) и Сергию Радонежскому (1314—1392г. г.) — святым земли Русской.

Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны нам гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако их имена на Руси произносят с особой гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

Это реально существовавшие русские люди, которые впоследствии стали святыми, они представлены не только в разделе церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как еще говорят, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:

Он чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом.

Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего — Александра Македонского, и не просто читал — палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.

Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» (мы прослушали это произведение на уроке)

Вставайте, люди Русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь,

За отчий дом, за Русский край

Вставайте, люди вольные!

Вставайте, люди Русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Вставайте, люди Русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Врагам на Русь не хаживать,

Полков на Русь не важивать!

Путей на Русь не видывать,

Полей Руси не таптывать

Вставайте, люди Русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

Далее мы рассмотрели картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

Невский изображен на них, как и в музыке мужественно и величаво.

Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

Александр Невский был очень решительный человек. Мы с вами это услышим в музыке С. Прокофьева.

Сергий Радонежский.

В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место.

Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество. Этот эпизод запечатлен в картине:

Читайте также:  Проверочная работа по литературе 5 класс коровина по теме русская литературная сказка

Видение отроку Варфоломею

161 х 214 холст, масло Третьяковская галерея, Зал 39

Здесь краски неярки и звуки нерезки,

Здесь медленны реки, туманны озёра,

И всё ускользает от беглого взора.

(Н. Рыленков) «Всё в тающей дымке»

Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391, основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности. Нестеров использует эпизод из жития Сергия. В отличие от братьев, Варфоломею трудно давалась грамота. Однажды в поисках пропавшего стада отрок забрел в лес, где встретил монаха-черноризца, молящегося под дубом. Узнав, что мальчик тщетно стремится овладеть грамотой, он через таинство причастия помог Варфоломею обрести дар премудрости. Складная иконка в руке старца, напоминающая храм, церковка вдали – символы будущих свершений святого. Хрупкая фигурка отрока созвучна тонким молодым деревцам, ломким былинкам, молодой сосенке, пробивающейся у его ног. Напротив, темная фигура старца таинственно появляется из-за древнего дуба. Его лик сокрыт, вокруг головы светящийся нимб. Словно созерцание задумчивого осеннего пейзажа вызвало в воображении художника это видение

Как мы можем описать картину:

На переднем плане картины изображен маленький мальчик, а рядом с ним старец. Вокруг головы старца есть нимб, из этого следует, что старец это видение мальчика. Старец одет в темные, длинные одежды, которые закрывают все его тело, капюшон закрыл его лицо, осталась заметна только его седая борода, которая свидетельствует о его старости, мудрости и знаниях. На плаще накидка с изображениями крестов. Старец держит в руках ларец, он наклонился к мальчику, чувствуя его божественную силу. Мальчик внимает словам старца и восхищается им. Он очень худой и изнеможенный, он одет в крестьянские одежды, его золотистые волосы сочетаются с золотом полей. По его лицу видно, что мальчик очень серьезный, мыслящий, он выглядит старше, чем есть на самом деле. Мальчик чист и свят, это подтверждает его белая рубаха, и прозрачный взгляд, на его лице отразился след печали.

На заднем плане прописана величественная природа Руси. Смотря на картину, мы погружаемся в ясный осенний день. Осень наступила только недавно, потому что только на некоторых деревьях повисли золотые монетки. Небо чистое, без облаков, глядя на него, утопаешь, как в безбрежном море. Мы видим березы, распустившие свои косы, с тонким изящным станом, напоминающие купола церквей. Сквозь траву можно разглядеть поздние цветы. Невдалеке виднеются огражденные участки земли чем-то засаженные. Видна часть изгиба реки, виднеются крыши домов и купола церквей.

Природа очень гармонична с изображениями людей, они дополняют друг друга. Сосенку, молодую и хрупкую, можно сравнить с мальчиком. Это сближает его с природой и показывает беззащитность и хрупкость. Кажется, мы находимся в тишине, даже не чувствуется дуновения ветерка. При написании художник не использует ярких оттенков, а только спокойные теплые выдержанные тона. Хотя мы и знаем, что в этой картине присутствует воображение художника, но все кажется настоящим и правдоподобным. Чувствуется священность картины, спокойствие, умиротворенность. Все изображенное очень просто, но поражает своей неповторимостью.

М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею»

изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

фотография памятника культурного наследия России- автор Александр Гришин

Этот мужской монастырь — самый большой в России — удивителен тем, что наполнен не тишиной, а легким галдежем. Но он не раздражает, потому что это галдеж восхищения: туристы со всего мира искренне торопятся сделать панорамные фото монастыря, запечатлеть себя и на фоне Свято-Троицкого собора, где хранятся мощи Сергия Радонежского, и рядом со святым источником, который открыли еще в 17-м веке. Говорят, в тот день один из монахов тут же получил исцеление от слепоты.

Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый, а уж царица Елизавета Петровна — та вообще пешком шла несколько месяцев, таким важным представлялся ей этот поход.

Поговаривают, что умерший недавно духовник монастыря отец Кирилл, в миру Павлов, был «тем самым сержантом Павловым», который защищал знаменитый дом в Сталинграде. Однако почивший старец отец Кирилл все-таки был однофамильцем «того» сержанта. Хотя и сам действительно прошел Отечественную войну, и тоже) воевал в Сталинграде.

Он отвращал молитвой беды,

И в грозный час у Бога сил,

Дар силы, славы и победы

Стране родимой испросил.

Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе». (прослушиванием этих произведений мы окончили сегодняшнее знакомство)

Фотоочерк «Александр Невский — святой защитник земли русской» Ещё одно событие делает Городецкий Феодоровский мужской монастырь особым местом. Возвращаясь из Орды в ноябре 1263 года, сюда прибыл.

Презентация «Красота русской земли» В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные.

Конспект занятия для детей 6–7 лет «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» Конспект По духовно-нравственному воспитанию для детей 6– 7 лет на тему: «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» Цель:.

НОД «Богатыри Земли русской» Тема непосредственно – образовательной деятельности «Богатыри Земли русской» Интеграция образовательных областей: Социализация, познание,.

Презентация для детей подготовительной «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста) Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств.

Проект «Богатыри земли русской» Проект «Богатыри земли русской» Автор: Осипова И. А. Чем дальше в будущее входим Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим.

Стихотворение «Сергий Радонежский» По Руси Великой скачет птица-тройка. Мчит она по свету, отдаляясь бойко. Эта дива-птица землю заслонила И рассказом славным всех заговорила.

Конспект занятия «Святые России. Благоверный великий князь Александр Невский» Тема: Святые России. Александр Невский (Благоверный великий князь Александр Невский) (память 6 декабря) Цели: 1. Познакомить с биографией.

Презентация «Защитники земли Русской» В наше время большое значение уделяется нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Любовь к своему Отечеству, к родному.

Источник

Познавательное и интересное