Пять самых выдающихся подвигов советских танкистов в годы Великой Отечественной войны
Русские танкисты лучшие! Так было раньше, так есть и сейчас. Теперь неудивительно, почему мы придумали танковый биатлон, и мы же там всегда первые! Это генетическая память, которая не исчезает никогда.
Зиновий Колобанов – бой против 22 танков
Многие считают до сих пор, что в начале войны в 1941-1942 годах Красная Армия почти не сражалась, а только отступала. Безусловно, такое мнение ошибочно. Солдаты вели ожесточённые бои, но поначалу немцы были более подготовлены как физически, так и морально, поэтому они пользовались моментом замешательства и захватывали позиции.
Одним из доказательств, что СССР противостоял даже в эти сложные годы фашисткой угрозе, является подвиг командира роты танков – Зиновия Григорьевича Колобанова.
Поставленная задача
Третья танковая рота Колобанова, состоящая из 5 танков, получила приказ обеспечить надёжную оборону 3-х дорог, ведущих к городам Луки, Волосово и Кингисепп. Оборона данных подступов была необходима, чтобы предотвратить быстрый захват главного опорного пункта – города Ленинграда.
Защитить сразу 3 дороги – задача очень сложная. Однако Зиновий Григорьевич прошёл Финскую войну, 3 раза горел, но оставался в строю, поэтому с таким опытом за плечами он придумал план.
Командир роты выбрал для танков самые оптимальные позиции. Особенно он правильно расположил свой тяжёлый танк КВ-1. Получилось, что с его точки прекрасно просматривались все развилки, перекрёсток, а в 300 метрах длинная дорога была как на ладони. Откуда бы немцы ни поехали, Колобанов их достал бы везде. Так и получилось.
Вскоре появилась колонна – 22 танка легкого образца. У командира роты тут же возник план. Он подбивает первый и последний танки колонны, чтобы застопорить ход всех остальных. Затем уже перестреливает оставшиеся машины по одному. Благодаря отважным действиям всего экипажа и командира, один только КВ-1 смог за 30-тиминутный бой уничтожить 22 танка противника. А ведь в роте было 5 наших танков. Если учесть славную работу всех, то примерно выходит: 43 уничтоженных или подбитых фашистских танка, ликвидированная полностью артиллерийская батарея, легковая машина и ещё 200 человек в придачу.
Своим подвигом командир роты Зиновий Колобанов приостановил натиск врага на Ленинград. Ему вручили орден «Красного знамени», а об этом подвиге даже вышла статья в газете «Красная звезда».
Владимир Хазов – трое против 27
Ещё один выдающейся подвиг русского танкиста – этой бой 3-х Т-34 против 27 танков врага. Фантастика! Но на самом деле так и было, хотя в это трудно поверить.
Владимир Хазов — молодой старший лейтенант, командир отряда из 3-х танков, получил приказ остановить немецкую колонну бронемашин. Владимир Хазов считал, что внезапность – это ключ к успеху, и не прогадал.
15 июня 1942 года отряд укрыл боевые единицы под ветки и листву недалеко от села Ольховатка, в лесу. Внизу гудели немецкие танки, которые с каждым метром приближались к позициям наших бойцов. Зная, куда поедут немцы, Хазов приказал сидеть тихо и ждать, когда они проедут, чтобы ударить в тыл. Как только вырулила последняя машина, Т-34 Владимира вылетел из укрытия и ударил бронебойным снарядом в первый танк – он загорелся.
Бой продолжался недолго, зато все 27 танков противника были уничтожены, 8 из них экипажем Владимира Хазова. После данного подвига ни одна бронемашина не пострадала – в расположение батальона отряд вернулся без потерь. В том же году за проявленное мужество и отвагу, за 27 уничтоженных танков в бою, командиру отряда Владимиру Хазову присвоили звание Героя Советского Союза.
Неприступный плацдарм взят – подвиг Алексея Романа
Наверное, каждый знает, что захватывать вражеские территории, когда впереди естественная водная преграда – крайне тяжело. Вспомним тот же Невский пятачок… Однако иначе война не может вестись, а отвоевывать земли необходимо.
Ещё один героический подвиг совершил экипаж танка северо-западнее Бреслау (ныне территория Польши). Рота старшего лейтенанта Алексея Романа стояла первой в очереди на переправу через реку Одер. Сложность состояла в том, что немцы не собирались сдаваться: им необходимо было держаться за этот удобный ключевой пункт за рекой. Для того чтобы выдержать советский натиск, фашисты построили множество дотов и дзотов, целые километры траншей и окопов, надеясь выстоять бой.
С нашей стороны мотивация была не меньшей, ведь Одер — это последняя крупная преграда на пути к Берлину. Учитывая имеющийся у старшего лейтенанта Алексея Романа опыт в форсировании рек, ему доверили эту операцию.
Этим воспользовались наша авиация и лодки. На подмогу Первой Украинской армии спешили товарищи на всех имеющихся судах. Авиация разбомбила территорию врага, после чего стало ясно, что фашисты не удержат высоту. Они отступили к городу.
За отважный захват неприступного ранее плацдарма и героический бой Алексей Роман получил звание Героя Советского союза.
Угнать танк и остаться в живых – уникальный случай
7 июля 1943 года командование дало приказ разведчикам под руководством Дмитрия Закревского раздобыть карты и другие важные документы о местонахождении боевых частей противника.
На следующее утро разведчики выдвинулись к линии фронта на бронетранспортёрах. Недалеко от нейтральной линии бойцы спешились и дальше пошли ползком. Так они прошли все немецкие заставы и часовых. В отряде было 11 человек: военфельдшер Быстрицкий, красноармеец Доброедов, ефрейтор Иванников, старший сержант Калинин, младший лейтенант Косик, старший сержант Минин, красноармеец Новиков, старший сержант Плешкевич, сержант Подоляев, сержант Семенов и старший сержант Семинец.
Достигнув заданной точки, солдаты заметили какую-то тёмную гору, накрытую брезентом. Под брезентом оказался танк с включённой внутри лампой. Однако никого поблизости и внутри не было. Зато после того, как младший лейтенант Косик залез в танк, он обнаружил маленькие портативные немецкие карты с размеченными фашистскими позициями, и секретные документы. Недолго думая, командир группы приказал забрать машину вместе с её содержимым. Танк может рассказать не меньше, чем секретные документы вермахта. Косик проверил двигатель и другие ходовые элементы – всё было в рабочем состоянии.
Подвиг подвигом, а как воспримут немецкий танк свои
За свой подвиг все участники «ночного турне» по немецкой территории получили награды и медали. Ни один солдат в этой вылазке не пострадал, а доставленные секретные документы помогли русскому командованию узнать планы врага и ударить первыми.
Танковый ас Дмитрий Лавриненко
За всю историю Великой Отечественной войны никто не смог превзойти абсолютный рекорд, поставленный танковым экипажем старшего лейтенанта Дмитрия Лавриненко, а это 52 танка всего за 2,5 месяца постоянных и жестоких боёв. Вы только представьте — 52 уничтоженных танка врага! За такой подвиг Дмитрий Лавриненко хотя и поздно, аж в 1990 году, но был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.
Ход событий
17 ноября 1941 года группа из 6 танков под командованием Дмитрия Лавриненко участвовала в сражениях за село Лысцево. Группа вела перестрелку с 18 танками противника. В результате боя 4 советских танка были подбиты, но зато и немцы лишились семи машин. В то время как группа старшего лейтенанта боролась за село, в тыл советским войскам подошла немецкая колонна танков. Своевременно об этот сообщил штаб генерала Панфилова по телефонной связи.
Учитывая, что из всех танков группы только бронемашина Лавриненко была абсолютно исправна и без царапинки, старший лейтенант принял решение выдвинуться навстречу колонне и воспользоваться излюбленным приёмом ведения войны — засесть в засаде, а потом резко напасть. Так оно и вышло. Сыграл на руку тот факт, что бронемашина была выкрашена белилами, на снегу её было очень трудно разглядеть, и хотя спрятаться за складки местности Лавриненко не смог, но эффект неожиданности сделал своё дело.
Важно учесть, что Т-34, на котором воевал Лавриненко, был образца 1941 года, где и наводчиком, и командиром выступал один человек, тогда как у немцев командир помогал целиться наводчику, что гораздо ускоряло процесс поражения танка. Более того, угол обзора был небольшой, по сравнению с немецкими танками тех времён, но даже эти неудобства не помешали экипажу Т-34 выполнить приказ.