Рассказ о танцах вальс и мазурка

Сказки

История танца «Мазурка»

весёлый польский танец,
В мундирах офицеры ведут прекрасных дам.
Там в зале гром оркестра,

нарядов блеск и глянец,
И юные панянки кружатся в вихре там. »

Танец этот родом из Польши.

Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер.

Этот народный танец горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. Исполняют его парами.

Крестьяне Мазовии танцевали этот стремительный и динамичный танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам всей Европы. Движения шляхетской мазурки более сдержанны и плавны, им присуща аристократическая позировка, нет подчеркнуто прыгающих шагов.
МАЗУРКА – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами. Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордится этим, как завоеванием, а соперникам своим представляет любоваться ею, прежде чем привлечь ее к себе в этом кратком вихревом объятии: на его лице — выражение гордости победителя, краска тщеславия на лице у той, чья красота завоевала ему триумф. Движения кавалера становятся решительными, точно бросают вызов; на минуту он покидает свою даму, будто обезумев от радости, и вслед за тем в страстном нетерпении вновь соединяется с нею. Многочисленные замысловатые фигуры разнообразят этот триумфальный бег.

Иногда выступают одновременно две пары: немного спустя, кавалеры меняют дам; подлетает третий танцор и, хлопая в ладоши, одну из них похищает у её партнера, как бы безумно увлечённый её неотразимой красотой и обаянием её несравненной грации. Когда такая настойчивость высказывается по отношению к одной из цариц праздника, самые блестящие молодые люди наперебой домогаются чести предложить ей руку.
Дама должна уметь легко лететь по залу, уметь схватывать движения и переходы, предлагаемые кавалером. Мазурка требует большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры.

Исполнителям танца предоставлялась большая свобода: не смотря на строго установленные фигуры и движения, каждый мог варьировать их по собственному желанию.

Как было отмечено в одном из танцевальных учебников XIX века, «главное очарование этого оригинального танца и вся его притягательная сила заключается в той сравнительной личной свободе, с которой каждый может, по своему усмотрению, сочинять комбинации, какие ему заблагорассудятся, — лишь бы не выйти из такта и не мешать другим» (А. Цорн „Грамматика танцевального искусства и хореографии», Одесса, 1890 г.).

В конце XVIII века МАЗУРКА получает распространение как бальный танец во многих странах Европы. Мазурка того времени —это сплав нескольких танцев, возникших и сложившихся в разных районах Польши. В основном в ней обобщаются черты мазура (mazur, от назв. жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец) и двух танцев изобласти Куявия:

МАЗУР отличался от других польских крестьянских танцев прихотливостью ритмики, перемещением на разные доли такта (на 2-ю или 3-ю) резких акцентов. Его музыка имеет задорный, весёлый характер. В этом зажигательном и темпераментном «танце порывистых движений», сопровождающемся игрой на волынке, господствовала импровизационность и творческая изобретательность первой пары.

Фигуры народного мазура были очень разнообразны. Здесь мы встречаемся со спокойным положением танцующих, прыжками, плавными скользящими шагами, легкими пристукиваниями, ритмичным и мягким бегом, «голубцами», «высеканием искр шпорами», изящным узором движений рук.

КУЯВЯК отличается относительно умеренным темпом, плавной мелодикой и менее резкими акцентами. Характерной формой для него является период из двух фраз, причем акценты во 2-й фразе приходятся на те же места, что и в 1-й (обычно на ту или иную часть 4-го такта).
Из цикла польских народных танцев самым весёлым, занимательным, несомненно, является ОБЕРЕК.

ОБЕРЕК — парный танец в быстром темпе и размере 3/8 или 3/4, с акцентом обычно на 3-й доле каждого 2-го такта (как правило, являлся частью куявяка). Также как и куявяк, этот танец более плавный и по ритму и по мелодическому рисунку, наделен лирическими чертами. Этим он приближается к вальсу, но отличен от него более оживленным темпом.

Нарядные одежды дам, национальный польский или военный костюм кавалера придают мазурке особую пышность и красоту. Кавалер во время танца очень ловко то надевает, то снимает конфедератку и прищёлкивает шпорами в конце наиболее эффектных движений.

Хотя МАЗУРКА имела строго установленные фигуры и движения, каждый мог их варьировать. Исполнителям предоставлялась большая свобода — особенно кавалеру. Как и в котильоне, танцующие располагались широким кругом или полукругом. Число пар, как и танцевальных фигур, было неограниченным.

Из кавалеров, хорошо знающих па мазурки, выбирался распорядитель. Он устанавливал порядок фигур. Ему должны были подчиняться все танцующие. Количество фигур не было очень большим, чтобы не утомить исполнителей и гостей. Каждый кавалер заранее приглашал даму.

О начале танца оркестр оповещал особым сигналом и затем проигрывал восемь или шестнадцать тактов мазурки.

Сам танец начинался променадом — движением танцующих по кругу зала. Исполнители как бы показывали себя гостям: грациозно двигались дамы, гордо, с военной выправкой шли рядом.

Читайте также:  Сказки из чемодана конкурс

После окончания мазурки кавалер становится перед дамой на колено, целует подол её платья, благодарит за честь и доставленное удовольствие.

В XIX веке мазурка выходит далеко за пределы своей родины, становясь одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Правда, она мало доступна широкому кругу любителей, так как требует специального обучения, большой тренировки, умения красиво сочетать различные па и фигуры.

Источник

Новое в блогах

История бальных танцев

При любом упоминании о великосветских приемах, воображение тут же рисует дам в шикарных туалетах, изысканные беседы и, конечно же, балы. В разные эпохи были популярными вальсы, полонезы, мазурки. Мы собрали самые величественные и изящные танцы, исполняемые на балах.

Венский вальс

Первые упоминания о вальсе относят к 12-13 векам. Тогда в Баварии (Германия) был популярен Nachtanz – предок современного вальса. Кроме того немецкое слово «walzen» означает «вращаться». По другой версии танец размером три четверти Volta был придуман во Франции крестьянами из Прованса в 16 веке. Пик популярности вальса и приходится на 19 век, когда в Вене все восторгались музыкой Штрауса. Именно тогда танец получает название Венский. Вальс постепенно перестает быть крестьянским и становится любимым аристократией. Теперь его исполняют не подпрыгивая, а изящно и плавно скользя по паркету.

Полонез

Полонез – танец, полный достоинства и преклонения кавалеров перед дамами. Считается, что он возник в Польше в 16 веке. Лишенный каких-либо сложных па и быстрых поворотов, полонез больше был призван показать кичливость исполняющих его. Как правило, первая пара задавала движения, а затем к ним присоединялись все остальные. Исполнение полонеза могло выходить за пределы залы, шествие продолжалось по саду, а затем торжественно возвращалось во дворец.

Менуэт

Величественный менуэт именовали «королем танцев и танцем королей». Популярность он приобрел при дворе Людовика XIV. Из-за моды на все французское, менуэт перебрался и во дворцы российских самодержцев. Начиная с эпохи и вплоть до 30-х годов 19 века, этот танец не терял своей популярности среди русской аристократии.

Мазурка берет свое начало с 17-18 веков. Родоначальниками его считаются оляки-мазуры. К популяризации этого танца приложил руку композитор Фредерик Шопен. Он написал более 60 мазурок. Постепенно, как и многие другие танцы, мазурка из народного перешла в разряд светских танцев.

Мода на «французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов XIX века.

Галоп

Родиной галопа принято считать Венгрию, где он известен с 1800-х годов. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере. Галоп считается предшественником польки.

Когда в 1830-е годы во Франции объявился Канкан, его движения ногами совместили с Галопом. В XIX веке Галоп, как один из наиболее популярных танцев, нередко ставился в конец программы танцевального вечера.

Кадриль

Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке, испанском и латинском. Это и вызывает сомнения по поводу родной страны танца. Кадриль возникла во Франции как бальный танец и распространилась в европейских странах в XVIII — XIX веках.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России — кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века.

Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок.

Полька

Полька — это веселый танец, появившийся в Чехии в середине XIX века. Этот танец стал неотъемлемой частью любого торжества: народного, светского, официального.

В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый балетмейстер Николай Осипович Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов. Вскоре ни один прием не обходился без польки

Любой танец, исполняемый на балах, или же на городских улицах, радует глаз и будоражит сознание

Источник

История полонеза

В середине 16 века в Польше были распространены танцы. Но жители этой страны называли свои пляски венгерскими в честь Стефана Батория. Быстрые и грациозные движения покоряли всех — и крестьян, и монарших особ.

Среди всех вариантов выделялся «Танец Великий», который и считается прародителем полонеза. Исполняли его воины, одетые в доспехи. Движения символизировали уверенность и мужество, так рыцари пытались добиться расположения прекрасных дам.

Шляхта (привилегированное сословие в Польше) видела, как выступали танцоры. Торжественность их движений привлекла монархов, полонез проник в королевские дворцы. Но придворные добавили в него па из французских танцев, немного изменив изначальный стиль. Из Польши он распространился в другие страны благодаря Станиславу Лещинскому. Он первым продемонстрировал полонез при дворе в Стокгольме. Польский танец стал популярным в Германии, Франции, Швеции, Российской Империи.

Характеристика танца

В небольшом докладе на тему хореографии можно кратко охарактеризовать основные движения полонеза. Этот танец отличается сдержанностью, торжественностью. Пары собирались в богато украшенном бальном зале, медленно двигались. Весь ритм задавали партнеры, стоящие впереди.

Особенности полонеза:

Хотя возникновением танец обязан народным пляскам, придворные почитали его не меньше вальса. Партнеры должны строго придерживаться установленных правил. Сначала играет ритурнель — музыкальное вступление, только после него первый кавалер может пригласить свою даму.

Ведущей паре разрешено импровизировать, но остальные танцоры должны подражать ей. Хореография кажется довольно простой. Но на самом деле партнерам нужно держать осанку во время всего танца, двигаться грациозно и спокойно, не делать резких жестов. Во время полонеза танцоры могут продемонстрировать свое величие и роскошь нарядов. Женщины обычно надевают бальные платья, а мужчины — фраки или смокинги.

Читайте также:  Ревизские сказки данковского уезда рязанской губернии

Появление в России

Национальный польский танец был популярным и при российском императорском дворце. Впервые его стали исполнять во время правления Петра Первого. Он очень любил полонез за возможность продемонстрировать придворным все богатство залов. Партнеры во время исполнения обходили лестницы и столы сразу в нескольких комнатах.

Но полонез не открывал балы: Екатерина Великая отдала предпочтение менуэту. А польский танец стал вторым по исполнению. Порядок поменял Павел Петрович. Ему настолько понравился полонез, что им в годы его правления начинали все приемные вечера. А в первых парах обязательно стояли члены рыцарского ордена.

В России было 2 варианта полонеза — обычный и церемониальный. Первый использовался на любом балу, его танцевали все придворные. А второй вид предназначался только для свадебных торжеств. Его исполняли жених и невеста, а после них и приглашенные.

Полонез был популярным в России до самого ХХ века. С каждым правителем танец менялся, в него добавляли новые па, перемены были и в костюмах партнеров. Но одно оставалось прежним — хореография всегда была степенной и торжественной. Именно эти черты полонеза и сделали его таким популярным при императорских дворах. Танец словно подчеркивал величие и стиль членов императорской семьи.

Известные композиции

До начала 18 века танцоры выполняли свои движения под собственное пение, никакой музыки не было. Но на королевских торжествах хореографию сопровождала игра на разных инструментах. Многие композиторы прославились благодаря тому, что написали мелодии для полонеза. Самые известные варианты:

Польский композитор Михаил Огинский написал мелодию «Прощание с родиной», которая стала популярной в 1794 году. Поляки рассказывают интересную информацию, связанную с созданием этой мелодии. Уезжая из Речи Посполитой, где Огинский родился, в Беларусь, автор хотел оставить после себя особое впечатление. А в новом государстве его полонез хотели сделать национальным гимном. Но комиссия Беларуси посчитала эту композицию слишком сложной.

Опера Глинки «Жизнь за царя» впервые была представлена публике в 1836 году. Полонез настолько понравился представителям высшего сословия, что его использовали для танцев практически на каждом балу.

Фредерик Шопен написал 16 мелодий, подходящих для торжественной хореографии. Но именно «Полонез ля-бемоль мажор» выделяется среди других композиций. Это торжественная, величественная музыка.

В опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» также прозвучал полонез — пышная, но нежная мелодия. После ее прослушивания сразу становится понятно, почему императорский двор так любил этот танец.

Происхождение мазурки

Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.

В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.

Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:

В первых отражается простая крестьянская жизнь. Вторые подходят для молодежных танцев, а лирические предназначены для торжественных приемов и балов. Разные виды мазурки писали и другие композиторы — Глинка, Чайковский, Дебюсси, Огинский, Шимановский.

Описание движений

Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.

В танце есть 2 основных движения — подскок со скольжением и «голубец». Первое считается основным. Оба партнера по очереди подскакивают и скользят по полу вперед. А кавалеры исполняют «голубец». Так называется невысокий прыжок, при котором в воздухе ударяют ногами, пристукивая каблуками. Офицеры во время танца звенели шпорами.

Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.

Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.

Основные виды

Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.

В основу танца легло 3 вида хореографии:

Все эти варианты зародились в Польше, а мазурка взяла от каждого понемногу. В первом проявляются народные черты — гордость, честность, открытость. Они отражаются в каждом движении, фигурах, осанке танцоров. Куявяк больше похож на вальс. Это медленный танец, который исполняют под проникновенную лирическую музыку. В Польше его называют «воспоминанием» или «мечтой». А оберек — это быстрая хореография, передающая задорный характер и страсть партнеров.

Акцент в мазурке делается на вторую или третью долю такта, а двухчастная форма сохраняет признаки народных плясок. Пунктирность, мелодическая прихотливая структура — это особенности польского танца.

У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу. Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.

Читайте также:  Сказки с поднимающимися картинками

Источник

«Легко мазурку танцевал»: от менуэта до вальса

«Легко мазурку танцевал»: от менуэта до вальса

В то же время к середине века самым стильным и главным танцем стал менуэт, который в начале столетия также танцевали и который назывался миноветом или минаветом (основная фигура два такта, размер 3/4, характерны мелкие шаги, изгибы рук и кистей, поклоны и реверансы). В середине XVIII в. им открывали бал. Французский балетмейстер Ланде уверял, что нигде в мире не танцуют менуэт с такой выразительностью и приличием, как при дворе Елизаветы.

В бальный регламент в конце XVIII в. входили «аглинские» танцы (контрданс, экосез, англез) и французские (гавот и менуэт). Был в ходу и русский контрданс. Контрдансы (contredanse) – несколько разновидностей бальных танцев, заимствованных из Англии («аглинские» танцы), включавшие экосез (eccossaie) и англез (anglaise). В контрдансах танцующие располагались друг напротив друга. Самым распространенным видом контрданса была французская кадриль, или иначе – котильон.

Экосез танцевали и в XIX в. В учебнике начала XIX в., отмечает А. Л. Порфирьева, экосез описывается как веселый танец середины бала: «Дама подает свои руки как лапочки; кавалер берет их как бы шуточным образом, придавив свои руки в локтях к бокам; поворачиваются, не смотря друг на друга, то машут руками в такт, то кружатся на месте, как дети, играя в ветряную мельницу, и отскакивают и отходят задом, как раки, забывая вовсе о внимании, которым обязаны к близ стоящим, дабы не нанесть какой-либо неприятности… » [871]

Император Николай I мог открыть бал полонезом, как это было во время свадебного бала в день бракосочетания цесаревича Александра и Марии Александровны в 1841 г. Ее сестра Ольга вспоминала: «В восемь был полонез в Георгиевском зале: Папа танцевал впереди всех с Мари…» [877]

В качестве пролога бала все чаще выступала кадриль в виде костюмированного балета. В кадрили пары образовывали четырехугольник – carre. В Средние века кадриль – отряд всадников, участвующих в турнире.

Что касается великого князя Павла Петровича, то своим предпочтениям он не изменил, став императором. Даже в этом он пытался препятствовать внедрению в быт новых веяний. Одним из указов, 18 февраля 1799 г., был запрещен вальс. По мнению Д. В. Васильчикова, вальс был запрещен потому, что якобы во время танца император упал. Впрочем, можно предположить также, что этот танец, первый, в котором мужчина поддерживал рукой женщину за спину под лопаткой, то есть как бы обнимал ее, мог показаться императору слишком фривольным. Несомненно, запрет этот вполне вписывался в большой список принятых ограничений против «якобинской» моды, проникавшей в Россию. В начале XIX в. вальс сравнивали с модой на табак и считали проявлением бюргерской культуры.

Хотя Павел I, как правило, был настроен консервативно, но иногда, особенно под напором женщин, ему приходилось отступать.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЛИМИТРОФОМ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЛИМИТРОФОМ Если вы помогли другу в беде, он наверняка вспомнит о вас, когда снова окажется в беде. Правило Чейтса Современный мировой рынок состоит из двух определенных категорий — одни страны дешево производят, другие с чувством и толком потребляют.

Венская школа вальса

Венская школа вальса Два наших последних национальных композитора – романтика – это отец и сын, хотя разница в возрасте между ними (двадцать один год) не так уж велика для истории. Иоганн Штраус – старший считается «отцом вальса». Он был прекрасным скрипачом и руководил

ЛЕГКО!

ЛЕГКО! Один остроумный читатель прислал мне письмо, в котором назвал нынешнюю партийную систему во главе с «Единой Россией»- «КПСС-лайт».Один остроумный читатель прислал мне письмо, в котором назвал нынешнюю партийную систему во главе с «Единой Россией»-

Глава 45. О том, что не должно всем верить, и как легко человеку упасть в слове

Глава 45. О том, что не должно всем верить, и как легко человеку упасть в слове Помоги мне, Господи, в нуждах моих, ибо суетно помощь человеческая. Сколько раз не находил я веры там, где был совсем уверен! Сколько раз там находил ее, где менее всего думал найти! Видно суетно

Легко ли быть гуманистом? Татьяна Красильникова, Андрей Букин

Легко ли быть гуманистом? Татьяна Красильникова, Андрей Букин В XV веке в самом центре Флоренции, этого прекрасного города на все времена, жил один человек. Кто-то считал его чудаком, кто-то большим оригиналом, а многие просто сумасшедшим. То есть ненормальным. Он и вправду

78. Умеренный человек, которого легко переубедить

78. Умеренный человек, которого легко переубедить Когда хотят указать на умеренного человека, который переменчив и легко переубеждается, то рисуют быка со связанным правым коленом. Если вы свяжете правое колено этого животного узами, он будет следовать за вами. Быки

Источник

Познавательное и интересное