Название произведения | Приемыш |
---|---|
Автор | Дмитрий Мамин-Сибиряк |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1891 |
Главные герои
Сюжет произведения
Рассказчик идет в дождливый летний день на прогулку в лес. Чтобы обсушиться, он отправляется к своему старому знакомому, Тарасу, на рыбачью стоянку.
Тараса не оказывается дома, гостя лаем встречает Соболько. Гость дожидается хозяина домика и видит, как тот возвращается на лодке с молодым лебедем, который плывет впереди лодки.
Тарас признается, что месяц назад нашел птенца в своих сетях. Родителей лебеденка застрелили охотники, «из господ». Старик подобрал сироту и выходил птенца. Теперь каждый день Приемыш отправляется на протоку поплавать и покормиться, а потом отправляется обратно к Тарасу.
Рассказчик пробыл у старого приятеля весь день, сходил с ним на рыбалку и услышал много историй о Приемыше от Тараса. Сторож поведал, как все советуют обрезать Приемышу крылья, чтобы он не улетел. Рассказчик узнает от самого Тараса, как с птицей играет его пес Соболько, как Приемыш может отобрать еду у собаки. Тарас строит планы, как он будет зимовать вместе с Соболько и Приемышем в своей избушке.
Сам повествователь стал свидетелем того, как вместе играют Приемыш и Соболько перед тем, как собрался уходить от Тараса. Старик зовет барина заглянуть к себе осенью, когда можно будет пострелять жирного рябчика.
Глубокой осенью барин снова навещает Тараса и замечает грусть на лице приятеля. Тарас рассказывает барину, что Приемыш покинул его. Это случилось, когда на озере остановилась для отдыха лебединая стая. Лебеди заметили Приемыша, стали зазывать его в стаю. Несколько дней Приемыш сторонился сородичей, а потом подружился с ними.
Тарас пробовал запирать лебедя дома. Он боялся, что его питомец не выдержит дальней дороги на юг. Но лебедь сильно скучал, и даже Соболько чувствовал горе товарища, выл рядом с ним.
Тарас выпустил своего питомца из опасений, что он умрет от тоски по сородичам. Еще два дня приплывал лебедь к дому сторожа. На третий день Приемыш отплыл от берега, окликнул Тараса на прощание и улетел вместе со стаей на юг. Так Тарас снова остался вдвоем с Соболько, и они вместе загрустили по другу. Иногда им казалось, что лебедь вернулся к ним. Они выходили к нему из избушки навстречу, но на улице никого не было.
Характеристика героев рассказа «Приёмыш», как описать героев рассказа?
Дедушке Тарасу было около 90 лет, описание Тараса
Описание собаки Соболько
Описание лебедя Приемыша
Пес Соболько простой пес, автор говорит о Соболько
Пес Соболько и лебедь Приемыш подружились друг с другом и всюду ходили вместе. если один пропадал, второй волновался
Характеристика героев рассказа «Приёмыш». Дедушка Тарас в рассказе «Приёмыш» живет в лесу и знает каждый уголок, он умный и мудрый, прожил 90 лет. Дедушка Тарас любит природу, оберегает животных, умеет сострадать. Лебедь описан в рассказе как свободолюбивая птица, которая смогла ужиться в чужом доме. А пес Соболько предан хозяину, кого любит хозяин, того любит пес.
Главными героями рассказа Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник » являются:
Волк из «Сказки про Храброго Зайца» был самым обыкновенным волком, любящим полакомиться зайчатиной. С этой-то целью он уже и стал подкрадываться к развеселившимся зайцам, высматривая того, кто среди них так громко хвастался, что может съесть Волка. И быть бы тому добычей для голодного Волка, если бы вдруг со страху увидевший Волка Заяц не подпрыгнул вверх, а потом неожиданно упал на Волка. Волку же такое падение на него Зайца представилось выстрелом из ружья, отчего он, не раздумывая, пустился наутёк.
Мамин-Сибиряк рассказ «Вертел» Главный герой Прошка работал в мастерской, потому что его отдала туда мать, а сам мальчик мечтал о свободе, он задыхался в душной мастерской. Ненавистная работа, тяжелые условия труда подорвали здоровье мальчика и Прошка умер от чахотки, у него не было радости в жизни.
Старик Ермилыч очень давно работал в мастерской, а потому он прикрывал Ухова, потому что от Ухова зависело, сколько работники заработают.
Чахоточный мастер Игнатий, молчаливый человек, который устал от нужды и понял для себя, что борьба в жизни ничего ему не даст
Подмастерье Спирька был молодым веселым парнем, мало горя видел в жизни и потому у него были силы шутить над старым Ермилычем. Спирька не хотел много работать, иногда он делел вид, что делать в мастерской нечего.
Немой рабочий Левка, он жил, потому что жил.
Алексей Иванович Ухов хозяин мастерской был плутоватым человеком, как мягко отзывались о нем работники мастерской. Он отрицательный персонаж, вот что о нем говорит Ермилыч
Барчук Володя играл с Прошкой, Володя был добрым мальчиком и плохого Прошке не делал. Барыня, мать Володи Анна Ивановна женщина по своему была добрая, она искренне жалела Прошку, и помогала чем могла, но кардинально изменить жизнь мальчика не могла.
«Приёмыш» — краткое содержание рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка
Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.
Главные герои рассказа
Другие персонажи
Краткое содержание для читательского дневника
Часть I
Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.
Часть II
Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.
Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.
Часть III
Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.
Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.
Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль. »
Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.
Заключение
Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.
Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.
Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.
Краткое содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника
«Приемыш» — это рассказ Мамина-Сибиряка про дружбу человека и лебедя. Автор описал трепетные чувства, которые испытывал главный герой к птице, а также сопереживание и милосердие. Произведение было написано в 1891 году. Краткое содержание «Приемыша» для читательского дневника позволит понять сюжет рассказа, его основную мысль.
Анализ произведения
Настоящая фамилия автора — Мамин, в литературном мире он использовал псевдоним Мамин-Сибиряк. Писатель написал множество рассказов про окружающий мир, любил его.
Краткое содержание
Дождливым днем автор отправился к озеру, где его должен был ждать товарищ Тарас. Этот человек работал сторожем. Рассказчик встретил сторожевого пса Соболько, но его приятеля не было. Тогда он зашел в сторожку, стал ожидать хозяина. Пока ждал, заварил себе чай.
В скором времени на озере показалась лодка. Соболько стал радостно лаять. Рядом с Тарасом плыл лебедь. Мужчина вышел на берег и рассказал другу, что в прошлом месяце охотники убили взрослых лебедей, а он приютил у себя оставшегося малыша. Тарас сильно привязался к птице и дал ей имя — Приемыш. Собака тоже привыкла к Приемышу.
Лебедь плавал в протоке, где кормился, а потом всегда возвращался к мужчине. Автор сказал, что Приемыш осенью, скорее всего, отправится на юг, а сторож хотел, чтобы тот остался, перезимовал в его сторожке. Мужчина не стал подрезать крылья лебедю, хотя ему все советовали так сделать. Но для него это было немыслимо. Автор пробыл в гостях целый день. Когда он уходил, Тарас позвал его приехать осенью, чтобы вместе отправиться на охоту на рябчиков.
Прошло время, и рассказчик приехал в гости к другу. Сторож выглядел больным и усталым, оказалось, что Приемыш улетел. Как-то на озеро прилетела стая лебедей. Они стали звать Приемыша, только он не откликался. После птица затосковала, кричала на берегу, мучилась.
Тарас понимал, что его питомец погибнет, если полетит один, ведь он не летал раньше на дальние расстояния. Сторож запер лебедя, но тот кричал целый день у двери. Тогда мужчина сжалился и отпустил его. Лебедь общался со стаей несколько дней, но все время возвращался домой, а потом жалобно загоготал и улетел. Оказалось, что навсегда.
Сторож вместе с собакой тосковал по другу. Они ждали возвращения, выбегали на улицу, но там его не было.
План краткого пересказа:
Действующие лица и основная мысль
В рассказе дано описание нескольких главных героев. Мамин-Сибиряк является рассказчиком, так как повествование ведется от первого лица. Также выделяют следующих персонажей:
Автор хотел сказать, что если действительно любишь от чистого сердца, то нужно уметь отпускать.
Каждый индивид или особь должны быть в своем кругу, их никто не должен держать в неволе.
Рассказ учит следующему:
Писатель показал, что даже самое доброе отношение человека не заменит живому существу свободу.
К этому произведению подходят следующие пословицы:
Отзывы о книге
Автор, видимо, любил природу, так как у него очень много произведений о ней. Этот рассказ поучительный, главная идея — свобода. Все хотят быть свободными, поэтому нужно отпускать тех, кого любишь, нельзя насильно никого удерживать. В школе задавали сделать запись по этому произведению в читательском дневнике, нарисовать рисунок и составить пересказ. Именно поэтому я прочитал книгу, но не жалею об этом. Рекомендую.
Эту книгу мы читали в классе, а потом писали сочинение по ней. Рассказ мне напомнил сказку «Подкидыш» и «Медведко», сюжет чем-то похож. Особенно люблю в таких книжках иллюстрации, так как сразу представляется сюжет. Советую, очень интересно.
Рассказ очень интересный и жалостливый. Было грустно, что лебедь улетел. Мне хотелось, чтобы на следующий год он вернулся к Тарасу, чтобы тот не грустил и не тосковал. Главная тема этого произведения в том, что всем нужна свобода, нельзя насильно заставить быть рядом с тобой. Нужно уметь отпускать. Рекомендую прочитать, книга поучительная, поэтому будет интересна многим.
Создание произведения и главные герои
Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.
Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:
Краткое содержание
Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.
Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.
Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?
Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.
Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.
Пересказ и план для читательского дневника
Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:
Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.
Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.
Главная мысль
Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.
Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.
Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:
Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.
Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.
После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.