Описаны этапы производства изделий из фарфора
Фарфор ассоциируется в сознании обывателя если не с Императорским сервизом «зеленая лягушка», принадлежащим Екатерине Великой, то по крайней мере с красивой и изящной посудой, которая стоит в домашнем серванте, а не в кухонном шкафу. Удивительно, но технология изготовления фарфора достаточно мало известна.
Глина, кварц и полевой шпат образуют формомассу под таинственным названием ПФЛ (как правило, используются ПФЛ-1 и ПФЛ-2). Из нее уже на месте изготовления замешивается т.н. шликер – с добавлением воды. Замешивание производится в специальной мешальной машине и длится примерно 12 часов.
После замешивания шликер разливается по бочкам и готов к литью. Гипсовые формы изделий, состоящие из 2 частей, разъемные. В них заливается шликер и через определенное время – в пределах 30 минут – застывает, так что 2 стороны формы могут быть разъединены и будущее изделие вынимается из формы. Оно еще очень хрупкое, сырое, так что обращаться с ним нужно очень бережно.
Подобные «полуфабрикаты» ставятся на доску или в ящик и убираются на открытое, теплое, проветриваемое место – сушиться. В зависимости от температуры и влажности воздуха, от величины изделия, от плотности заливки сушка происходит в среднем от 2 до 14 дней.
После сушки каждое изделие замывается – его швы и края протираются губкой для достижения идеально гладкой поверхности, без мохров, ворсинок, резких переходов. Далее изделия отправляются на первый обжиг – на утиль. Температура обжига 760 градусов. Обжиг в утиле самый простой – будущие фарфоровые изделия, хотя и хрупкие, еще не подверглись обработке. Поэтому принцип загрузки печи утилем – как можно больше. Изделия ставятся вплотную друг к другу, одно в другое, как можно плотнее.
После первого обжига изделия отправляются на глазуровку. Белая, синяя (кобальтовая), красная, прозрачная глазури придадут изделиям неповторимый вид и подготовят к декоративной обработке. Глазурь приобретается в сухом виде, замешивается в специальной мешальной машине до жидкого состояния, и изделия поочередно окунаются в нее. Обязательный вид работ – замывка дна – той части, на которую опирается изделие при постановке в печь. Дно протирается губкой, с целью удаления попавшей на него глазури. Без этой процедуры дно во время 2 обжига припечется к плите – и изделие превратится в бракованное.
Далее следует второй обжиг – политой. Температура 1242 градуса – для белой глазури, для цветных и прозрачной глазури – на 2-5 градусов выше. Изделия устанавливаются в печь так, чтобы они не соприкасались краями, на расстоянии 2-3 мм, т.к. глазурь при обжиге плавится и изделия могут прилипнуть друг к другу.
После второго обжига изделия – обожженные и отглазурованные – готовы к декоративной обработке. Варианты украшений – деколи (наклейки), отводка золотом краев, надглазурная роспись, покрытие люстром. После украшения изделия проходят третий обжиг – при температуре 780 градусов (исключение составляет люстр – не менее 800-820 градусов).
Таким образом, видно, что технология изготовления фарфора, на первый взгляд, простая и понятная, требует внимания и финансовых затрат. Создание уникальных вещей своими руками – увлекательное занятие, которое доставит удовольствие не только интересующимся декоративно-прикладным искусством, но и просто любителям прекрасного.
Китайский фарфор: история, технология изготовления, фарфор в Европе
Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.
История китайского фарфора
На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.
Технология изготовления фарфора
В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.
Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.
Фарфор в Европе
Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника Марко Поло, который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по «Великому Шёлковому пути» стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.
В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.
Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.