Рассказ о технологии изготовления изделия из фарфора 6 класс

Сказки

Описаны этапы производства изделий из фарфора

Фарфор ассоциируется в сознании обывателя если не с Императорским сервизом «зеленая лягушка», принадлежащим Екатерине Великой, то по крайней мере с красивой и изящной посудой, которая стоит в домашнем серванте, а не в кухонном шкафу. Удивительно, но технология изготовления фарфора достаточно мало известна.

Глина, кварц и полевой шпат образуют формомассу под таинственным названием ПФЛ (как правило, используются ПФЛ-1 и ПФЛ-2). Из нее уже на месте изготовления замешивается т.н. шликер – с добавлением воды. Замешивание производится в специальной мешальной машине и длится примерно 12 часов.

После замешивания шликер разливается по бочкам и готов к литью. Гипсовые формы изделий, состоящие из 2 частей, разъемные. В них заливается шликер и через определенное время – в пределах 30 минут – застывает, так что 2 стороны формы могут быть разъединены и будущее изделие вынимается из формы. Оно еще очень хрупкое, сырое, так что обращаться с ним нужно очень бережно.
Подобные «полуфабрикаты» ставятся на доску или в ящик и убираются на открытое, теплое, проветриваемое место – сушиться. В зависимости от температуры и влажности воздуха, от величины изделия, от плотности заливки сушка происходит в среднем от 2 до 14 дней.
После сушки каждое изделие замывается – его швы и края протираются губкой для достижения идеально гладкой поверхности, без мохров, ворсинок, резких переходов. Далее изделия отправляются на первый обжиг – на утиль. Температура обжига 760 градусов. Обжиг в утиле самый простой – будущие фарфоровые изделия, хотя и хрупкие, еще не подверглись обработке. Поэтому принцип загрузки печи утилем – как можно больше. Изделия ставятся вплотную друг к другу, одно в другое, как можно плотнее.

Читайте также:  Рассказ про человека который лежал на диване

После первого обжига изделия отправляются на глазуровку. Белая, синяя (кобальтовая), красная, прозрачная глазури придадут изделиям неповторимый вид и подготовят к декоративной обработке. Глазурь приобретается в сухом виде, замешивается в специальной мешальной машине до жидкого состояния, и изделия поочередно окунаются в нее. Обязательный вид работ – замывка дна – той части, на которую опирается изделие при постановке в печь. Дно протирается губкой, с целью удаления попавшей на него глазури. Без этой процедуры дно во время 2 обжига припечется к плите – и изделие превратится в бракованное.
Далее следует второй обжиг – политой. Температура 1242 градуса – для белой глазури, для цветных и прозрачной глазури – на 2-5 градусов выше. Изделия устанавливаются в печь так, чтобы они не соприкасались краями, на расстоянии 2-3 мм, т.к. глазурь при обжиге плавится и изделия могут прилипнуть друг к другу.
После второго обжига изделия – обожженные и отглазурованные – готовы к декоративной обработке. Варианты украшений – деколи (наклейки), отводка золотом краев, надглазурная роспись, покрытие люстром. После украшения изделия проходят третий обжиг – при температуре 780 градусов (исключение составляет люстр – не менее 800-820 градусов).
Таким образом, видно, что технология изготовления фарфора, на первый взгляд, простая и понятная, требует внимания и финансовых затрат. Создание уникальных вещей своими руками – увлекательное занятие, которое доставит удовольствие не только интересующимся декоративно-прикладным искусством, но и просто любителям прекрасного.

Источник

Китайский фарфор: история, технология изготовления, фарфор в Европе

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

Читайте также:  Рассказ о споре времен года чьи цветы лучше б вовк с использование слайд шоу

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

Технология изготовления фарфора

В начале XI века «фарфоровой столицей» мира стал Цзиндэчжэнь, где изготавливалась посуда для императорской семьи. Всё население города было занято исключительно на производстве фарфора. Попасть в Цзиндэчжэнь можно было только, назвав пароль. Каждую ночь городские ворота запирали, а по улицам ходили вооружённые патрули. Так китайские императоры заботились о сохранении рецепта фарфора в тайне.

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

Впервые европейцы узнали о существовании фарфора от итальянского путешественника Марко Поло, который в конце XIII века привёз на родину вазу из удивительного белого материала. С XIV века в Европу из Китая по «Великому Шёлковому пути» стали поставляться фарфоровые изделия. Тогда они ценились на вес золота и украшали дворцы лишь царственных особ и самых богатых дворян.

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Читайте также:  Рассказ мэри поппинс для читательского дневника

Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Источник

Познавательное и интересное