LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (браная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.
В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство».
Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Благодаря мастерам, которые против однообразия современной среды, это многовековое ремесло возрождают и сейчас, оно приобретает новое звучание, как искусство.
Теперь у Вас будет ещё одна возможность расширить свой мир рукоделия. На станках полотно формируется просто и быстро! Ткань в изделии приобретает оригинальность и новое звучание, а само изделие получается эксклюзивным.
На станках Вы сможете создавать уникальные, художественные полотна! Рисунок на ткани зависит от задумки и фантазии ткача. Ручное ткачество ценится с древних времён и уже давно считается искусством. Это ремесло одно время стали забывать, но сейчас ткачество возрождается и приобретает всё большую популярность!
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с ремеслом ткачихи»
Елена Колсанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с ремеслом ткачихи»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно- эстетическое развитие».
Образовательные:
1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры;
2. Познакомить детей с одним из древних ремеслом – ткачеством
3. Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;
4.Обогатить и активизировать словарь: ткачиха, ткач, ткацкий станок, челночек.
1. Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.
2. Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;
3. Развивать творческую активность, наблюдательность;
4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
1. Воспитывать любовь к истокам русской культуры, через народные ремесла;
2. Воспитывать уважение к труду других людей;
3. Воспитывать усидчивость, старательность, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Ход НОД:
В русском народном костюме выхожу к детям, собираю возле себя.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется самая красивая и нарядная комната в избе? (горница)
Правильно, это горница. Давайте еще раз, вместе, рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице (печка, … сундук)
Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки?
(Обобщаю, дополняю ответы детей) Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.
1. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге на пороге
Останавливает ноги? (половик)
– Помойся хоть немножко,
чернила смой с лица!
Испачкаешь меня (полотенце)
Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?
Это полотенце ткала ткачиха. Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха. Просмотр презентации…
Приглашаю вас на ткацкую фабрику.
Слайд 1. Знакомство с профессией ткача.
Слайд 2. В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки.
Слайд 3. На ткацких станках работает ткачиха. Работа ткачихи не простая. На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань.
Слайд 4. Старинный ткацкий станок.
Слайд 5. Помогает ткачихе в работе челночек. Челночек бегает между ними и тянет за собой нить
Слайд 6. Специальная деталь — бердо — прибивает нить утка к ранее проложенным нитям.
Слайд 7. Переплетение нитей в тканях бывает различным. Переплетения позволяют создавать разнообразные поверхностные рисунки на тканях и самые различные по толщине, плотности и внешнему виду ткани.
Слайд 8. Полотяное переплетение является самым простым. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке.
Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха. И приглашаю вас в ткацкую светелку. Так зазывалась комната, где стоял станок ткацкий.
Перед вами выкройка (из картона)–это основы, идущие вдоль ткани. Мы говорили, что ткань образуется в результате переплетения 2 нитей, основы и утка. Основа у нас уже есть, теперь я вам покажу, как переплетается уток с основой. Посмотрите внимательно, как ниточка побежит между нитями основы. Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой. Продеваем полоски (нити) в шахматном порядке.
А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку, уток, за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …
Дети работают за столами. В процессе работы слежу за выполнением.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, с какой новой профессией мы с вами познакомились (ткачиха)
Женщину этой профессии называют ткачихой, а как называют мужчину? (ткач)
На каком станке работает ткачиха? (ткацкий станок)
Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)
Какой предмет помогает ткачихе ткать? (челночок)
Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, полотенца)
Молодцы ребята. Вы все запомнили, и половики получились у всех красивые. Все старались.
«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.
«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.
«Знакомство с Красной книгой». Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой Цель: дать детям представление о Красной книге, знакомство с некоторыми редкими животными и птицами, формирование у воспитанников представлений.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.
«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
Ольга Трусевич
«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Тема: «В гости к ткацкому станку»
• Познакомить детей ткацким производством.
• Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества.
• Познакомить с основами ткацкого мастерства.
• Расширить кругозор воспитанников.
•Расширить активный словарь детей профессиональными терминами: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.
• Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления детей.
• Развивать навыки диалогической монологической речи.
• Воспитывать потребность в познавательной активности.
• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.
• Беседы с детьми об одежде, ее назначении, видах.
• Рассматривание одежды, тканей, атрибутов труда швеи.
Материалы к занятию.
• Иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка.
• Детские познавательные энциклопедии.
• Карточки для игры «Что было раньше, а что сейчас?».
• Текстильные изделия ручной работы, ткани.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в группе в центре познавательного развития размещает иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка, детские познавательные энциклопедии,текстильные изделия ручной работы: рушники, половики. В игровом центре кладет конверт с письмом.
— Ребята, что это за конверт?
— Вы хотите узнать от кого это письмо? Как это узнать? Я предлагаю вам открыть письмо и прочитать его. Хотите?
— Ребята, это письмо от Незнайки. Он пишет, что друзья загадали ему загадку, а он никак не может ее разгадать. Хотите помочь Незнайке? Поможете?
2. Актуализация в игровой ситуации.
— Тогда слушайте внимательно: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил». Что же это такое?
— Это ткацкий станок. Как вы думаете, для чего он нужен?
— Хотите об этом узнать?
— Я предлагаю вам узнать об этом вместе. Хотите? Где мы можем об этом узнать?
— Вы правы. Нам помогут детские энциклопедии и книги, а также эти иллюстрации.
Воспитатель обращает внимание детей на развивающую предметно-пространственную среду, оформленную к занятию.
— Вы правильно заметили, что с помощью ткацкого станка изготавливали ткани, из которых потом шили одежду.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинного ткацкого станка.
3. Затруднение в игровой ситуации.
— Ребята, для чего человеку нужна одежда?
— Одежда защищает человека от жары и холода, непогоды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови одежду». Хотите в нее поиграть?
Словесная игра «Назови одежду»
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он передает его по кругу из рук в руки. Ребенок, к которому попал в руки мяч, называет любой предмет одежды. Повторять названный предмет нельзя. Тот, кто не смог назвать, или назвал не правильно, поворачивается в круг спиной.
— Молодцы, как много предметов одежды вы назвали. Одежда бывает разной.
Словесная игра «Продолжи предложение»
Воспитатель начинает фразу,а дети ее заканчивают:
— если одежду носят женщины, то эта одежда … (женская);
— если ее носят мужчины, то она … (мужская);
— если одежду носят дети, то она … (детская);
— если ее носят летом, то она … (летняя);
— если одежду носят зимой, то она (зимняя);
— если одежду можно носить в разные времена года, то она (демисезонная).
— Как вы думаете, старинная и современная одежда похожи или они отличаются? Чем?
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было раньше, а что сейчас?». Хотите?
Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»
Воспитатель перед детьми на столе располагает карточки с изображением старинной и современной одежды.Дети должны составить пары предметов одежды: что носили раньше, а что сейчас. Воспитатель уточняет выбор детей, просит обосновать свое решение. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения. Обращает внимание детей на качество ткани, из которой изготовлена старинная одежда.
4. Открытие нового знания.
— Ткачество – это одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Из чего делали одежду первобытные люди?
— В древности люди мастерили себе одежду из шкур животных, применяли растения. Со временем народные умельцы изобрели инструменты, которые помогали ремесленникам. Первыми орудиями труда швеи были заточенный камень и костяная рыбья игла. Как вы думаете, какие современные предметы они заменяли?
— Заточенным острым камнем резали шкуры животных как ножом, а рыбья кость служила иголкой. Проходили столетия, люди постепенно приспосабливались и делали новые открытия. Они заметили, что стебли некоторых растений прочные, легко гнутся, их можно использовать для шитья. Из шерсти домашних животных можно скатать нить.Каждая семья жила своим трудом: сами выращивали растения, пряли, ткали.
Рассматривание иллюстрации с изображением льна, шерсти, прялки.
— Крайне трудоемка была работа с льном,она требовала длительной обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань. Так появилось ткацкое производство. А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?
В природе всем известен ткач –
Паук – затейник и ловкач.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Поймает в сетку мошку,
И, ну, качать в ней крошку.
(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)
На деревьях паучок.
(Кружение вокруг себя)
Словно осени снежинки,
Он развесил на сучок.
(Потянуться вверх на носочках)
Кружевных узоров мастер,
Он работает весь день,
Все в лесу уже украсил,
Даже старый дряхлый пень!
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Рассматривание иллюстраций с изображением ткацкого станка.
— Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан?
Дети рассматривают ткань ручной работы. Выявляют особенности ее строения.
— Ткани ручной работы были главным имуществом семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.
Рассматривание иллюстраций с изображением изделий народных умельцев.
5. Включение нового знания в систему знаний.
— Ребята, из чего делали одежду в старину? Какие природные материалы использовали?
— Какие приспособления использовали мастера, для того чтобы сделать одежду?
— Для чего была нужна прялка? Как использовали ткацкий станок?
— Какие изделия можно было с их помощью сделать?
— Как назывался человек, который ткал ткань? Какой она была?
— Вот и закончилось наше путешествие в гости к ткацкому станку. Оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Почему? Что было сложным? Почему?
— О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям? О чем вы еще хотели бы узнать? Где это можно сделать?
— Людей, занимающихся ремеслом, всегда ценили на Руси. Некоторые старинные предметы до сих пор хранятся в музейных сокровищницах. Они радуют нас своей красотой и рассказывают нам о быте наших предков. Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне разобраться в ткачестве. Мы с вами напишем письмо Незнайке о том, что нам сегодня удалось узнать.
«Экономика для детей». Конспект занятия в рамках проекта Тема: Будем бережливы. Программное содержание: • формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;.
«Камни». Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта. Тема проекта:»Сетевое.
Лего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проекта С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.
Мастер-класс: изготовление макета в рамках реализации проекта «Дикие животные в зимнем лесу» Проект «Дикие животные в зимнем лесу» был реализован в средней возрастной группе в течении недели. И всё это время мы изготавливали макеты.
Отчет по направлению работы «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы.
Участие в областном семинаре «Специализация дошкольников в рамках реализации проекта «Слышать сердцем» в г. Воронеж 27 ноября 2015 года мне удалось стать участником областного семинара, который проходил в г. Воронеже в МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Занятие с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка. В стране сказок Шарля Перро» Цель: вхождение в сказку в рамках проекта «Волшебная шкатулка», развитие коммуникативной сферы, актуализация понимания эмоций своих и других.
Конспект открытого занятия на тему: «Ручное ткачество»
Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия на тему: «Ручное ткачество»»
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
МР «Табасаранский район»
Конспект открытого занятия
Методист МКУ ДО «Дом детского творчества»: Гаджиева Рабият Эседовна
Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.
Задачи обучения: ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.
Задачи воспитания: воспитывать у воспитанников аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия.
Задачи развития: развивать у воспитанников произвольное внимание, наблюдательность, память, смекалку, сообразительность, чувство ритма; занятие способствует развитию координации движений, мелкой моторики рук, глазомера.
Материально-техническое оснащение: шерстяные нити, хлопчатобумажные бельевые нити и декоративные жгуты, ленты, картонные шаблоны, ножницы с закругленными концами, компьютер для демонстрации электронной презентации.
Дидактическое оснащение: презентация, репродукция картины Диего Веласкеса «Пряхи», гобелены из методического фонда, образцы нитей разного цвета, разной длины (шерстяные, шёлковые, хлопчатобумажные, синтетические), ткацкий подрамник для демонстрации.
Подготовка рабочего места и проверка готовности к уроку.
Постановка темы урока.
Учитель: сегодня мы познакомимся с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и постараемся овладеть основными приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.
Актуализация знаний воспитанники.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).
Учитель. Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?
Дети. Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).
Учитель. Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий; работы из методического фонда. Показ сопровождается комментарием).
Пряхи (Миф об Арахне)
Обратите внимание на экран — перед вами картина испанского художника Диего Веласкеса «Пряхи». Действительно, на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане.
Сюжетный мотив — миф о гречанке Арахне, искусной мастерице ковров, дерзнувшей соперничать в своем искусстве с самой богиней Афиной. Если принять версию, что художника вдохновил миф, то картина становится понятной. Таким образом, молодая женщина, слева — Арахна; у прялки — Афина, в образе старой женщины.
Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной. Славилась Арахна своим искусством ткать. «Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать».
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей: «Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова — молящих прощает богиня». Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни…
И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку будем выполнять ткачество по кругу. Но прежде мы должны познакомиться с историей и основными понятиями техники ручного ткачества.
V. Объяснение нового материала
Из глубины веков пришёл к нам великий ритуал преображения нити — ткачество. Это одно из древнейших человеческих ремёсел.
Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени; помогает нам развивать в себе аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных.
Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд.
Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные — уток. Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Ткани полотняного переплетения очень прочны.
«С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни…».
И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку, будем учиться выполнять ткачество по кругу.
Ознакомление с принципами плетения и ткачества на шаблоне из картона
Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);
Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);
Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;
Завершение изделия, его художественное оформление в коллективное панно
Этапы кругового плетения
Процесс создания шаблона для ткачества по круг весьма прост – на гофрированный или плотный картон достаточного размера накладываем тарелку необходимого диаметра (или работаем циркулем), обводим карандашом, вырезаем ножницами полученный круг. Необходимо учесть при выборе размера шаблона то, что максимальная работа на данном шаблоне получится немного меньше, чем сама заготовка (нужно оставлять немного длины нитей основы для завязывания их при обработке края изделия). Далее по всему краю полученного шаблона делаем надрезы длиной 1,5 см на равном расстоянии друг от друга (1-1,5 см), и обязательно следим, чтобы количество прорезей было нечетное.
Натяжение нитей основы
Выберете для себя цвет нити для натяжения основы (детям предоставляется выбор). Нить должна быть прочной, гладкой и не толстой, но и не слишком тонкой (подходят нити для вязания крючком «Ирис», «Нарцисс»). А теперь приступим к натяжению нити (объясняю и показываю действия). Закрепляем конец нити в центре на изнаночной стороне круга клейкой лентой. Потом через одну из прорезей протягиваем нить на лицевую сторону, и тянем ее строго через центр круга, деля его пополам, к прорези напротив. Через нее уводим нить наизнанку, но не протягиваем нить через всю изнаночную сторону (все нити основы у нас идут лишь по лицевой стороне шаблона) — мы выполняем закреп нити основы через соседнюю прорезь, опять ведем нить через лицевую сторону круга, но уже укладывая нить с перекрещиванием на предыдущую. Повторяя эти шаги, продолжаем натягивать нить основы. Натяжение должно быть достаточно плотным, чтобы нить не провисала и не болталась. Конец последней нити необходимо закрепить, как и в начале, клейкой лентой на изнанке шаблона. Количество натянутых нитей основы должно быть нечетное, как и количество прорезей.
Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения
Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Через одну нить основы пропускаем нить утка — декоративную нить (тесьму, шнур, жгут), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке.
Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой, нитками разных цветов, сложенными вдвое или втрое, кручеными шнурами. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной.
Когда нить утка закончилась, оставляем на лицевой стороне небольшой хвостик нити, с этой же нити основы вплетаем новую нить утка и продолжаем ткать по кругу до новой смены нити утка. Декоративный эффект достигается за счет разного цвета нитей, а ритмический рисунок за счет разной ширины полосы каждого цвета.
Снятие изделия с шаблона
Когда изделие закончено, разрезаем на изнанке каждый закреп нити основы и связываем две получившихся нити. Нити и узелки можно приклеить на изнанку изделия, либо обвязать края полотняного круга крючком, обшить петельным обметочным швом вручную.
1. Индивидуальная работа с каждым учащимся.
2. Обход рабочих мест с целью контроля и оказания помощи учащимся.
V. Подведение итогов занятия
Анализ типичных ошибок.
Оценка и самооценка качества работ каждого учащегося.
Оформление изделий воспитанники в коллективное панно.
Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее простой вариант ткачества: мини-гобелен на картоне, а именно круг. Из нескольких таких кругов можно сделать коврик, как например этот или использовать такие круги как подставка под горячее, а может что- то еще.
Учитель: каждый из ваших, уникальных в своем роде, сотканных кружочков – большой или маленький – внесет уникальный вклад в общую работу – в коллективное настенное панно (рис. 2). Начальный этапа работы вы можете видеть перед собой на стенде, а также вам представлена примерная схема расположения и соединения каждой заготовки в панно.