Рассказ о толковом словаре русского языка 5 класс

Сказки

Урок русского языка «Толковые словари» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по теме Толковый словарь.doc

Тема: «Толковые словари – наши помощники».

5 класс русский язык

пробудить мотивацию обращения к толковым словарям;

актуализировать знания о видах словарей;

формировать умение работать с толковым словарём и использовать словари для определения, уточнения лексического значения слов;

дать понятие «словарной статьи»;

развивать речь учащихся и умение создавать письменное высказывание на предложенную тему

умение дать определение лексикологии как науки, умение определять стилистическую окраску слова, умение объяснять лексическое значение слова разными способами и использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова, умение создавать письменное высказывание на предложенную тему

положительное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Регулятивные: умение понимать учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану

Познавательные: читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в учебных материалах к уроку, умение анализировать информацию и формулировать выводы

Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая работа, индивидуальная

Рабочие листы к уроку, презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: Русский язык 5 кл. в 2 частях. Авторы: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В. и др.

2. Анализ выполнения домашнего задания. Постановка учебной задачи.

Проверка домашнего задания (упр. 138):

На предыдущем уроке мы с вами говорили о том, что в русском языке существует три группы лексики, три группы слов.

Как называются эти группы слов?

Для чего нам важно понимать к какой из групп принадлежат используемые нами слова? Чтобы не делать лексических ошибок, использовать слова в соответствии с речевой ситуацией.

Разговорные слова допустимо использовать в непринужденном дружеском общении.

Книжные слова употребляются преимущественно в научном и деловом стиле

Нейтральные слова можно употреблять свободно в любом стиле.

Какие слова из текста домашнего упражнения вы отнесли к разговорной лексике?

Какими нейтральными словами можно заменить выделенные вами разговорные слова?

Давайте проверим, научились ли вы различать разговорные, книжные и нейтральные слова?

Перед вами таблица, вы должны распределить слова по группам.

Крик, клич, галдеж, глаза, очи, моргалки, падать, низвергаться, шмякаться, спать, почивать, дрыхнуть, смелый, дерзновенный, рисковый

Проверьте результаты друг друга. (Работа в парах)

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Откройте тетради, запишите число.

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю вам выполнить задание 2

Итак, прочитайте текст задания:

К пятикласснику Коле Задавакину приехала в гости двоюродная тетушка Маргарита. Коля был в восторге от нее, потому что Маргарита Ивановна выглядела гостьей из прошлого. Носила кипенно-белые перчатки и жабо. Коле казалось, что в маленьком ее ридикюле сокрыты тайные сокровища. Когда тетушка уехала, он даже загрустил, ведь она знала множество занимательных историй. Два дня назад Коля получил короткое письмо от Маргариты Ивановны, он прочел его очень внимательно несколько раз, но ничего не понял.

Решил спросить совета у своего одноклассника – Вовы Следопытова, но его не оказалось дома. Коля в отчаянии. Он не знает, что делать. Давайте ему поможем!

Покорнейше прошу оказать мне услугу.

Открой бюро. Найди фолиант. Срочно вышли бандероль.

С глубоким почтением, Маргарита Ивановна»

Вы готовы дать совет Коле Задавакину? Догадались ли вы, о чем просит тетушка?

Почему Коля не сразу понял ее просьбу? Где можно посмотреть значение неизвестных слов?

Подойдет ли Коле орфографический словарь?

Подойдет ли Коле орфоэпический словарь?

Подойдет ли Коле этимологический словарь?

Подойдет ли Коле толковый словарь?

В каком из известных вам толковых словарей вы посоветовали бы Коле искать информацию?

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

Толковые словари – наши друзья и помощники

Какие цели и задачи будут стоять перед нами?

Выяснить, какой словарь называют толковым

Научиться пользоваться словарем

Понять, как устроен толковый словарь

Повторить способы толкования слова

3. Добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Развитие умений использовать словари для определения, уточнения лексического значения слов; ориентироваться в словарной статье.

Запишите эпиграф к уроку:

Какой словарь называют толковым?

Толковый словарь – это словарь, служащий для объяснения значений слов.

Сейчас, давайте обратимся за помощью к словарю, узнаем значени е непонятных Коле слов и переведем текст письма.

Учащиеся находят значение слов фолиант, бюро, бандероль, ридикюль, жабо, белокипенный в словарях.145

Итак, ребята, после того, как вы узнали значение слов, можете ли вы объяснить текст письма Коле. Как будет звучать ваш текст?

Открой стол, достань книгу, вышли посылку

Потеряло ли смысл письмо? Нет. Утрачена магия слов

Вывод: узнавать новые слова очень полезно. Чем больше слов человек знает, тем более точно он может выразить мысль и подчеркнуть свою индивидуальность. Словари помогают человеку узнавать новые слова и расширяют его представление о мире.

4. Первичное закрепление. Работа с учебником. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Давайте прочитаем в учебнике советы по работе со словарем.

Запишите в тетрадь новые термины. Какие слова вы выписали?

Словарная статья – толкование слова

Пометы – советы по использованию слова в речи и его грамматическое значение

Контекст – пример использования в речи.

5. Контроль усвоения. Работа со словарём.

Давайте ещё раз внимательно рассмотрим словарную статью к слову ФОЛИАНТ, найдите все составляющие словарной статьи, о которых шла речь в статье учебника.

6. Рефлексия деятельности

Итак, мы выполнили все задачи, которые перед нами стояли

Нужно подвести итог нашей работе.

Напишите, пожалуйста, высказывание по теме урока «Толковый словарь – наш помощник». При написании высказывания можете использовать фразы- помощники.

Я могу сказать, что толковый словарь мой помощник. Есть несколько причин его так называть.

Во-первых, словарь необходим для того, ….

Во-вторых, я всегда могу….

Еще словарь служит для …

Без толковых словарей….

7. Домашнее задание:

Упр. 145 или 146 (по выбору)

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист к уроку.doc

Читайте также:  Рассказы елены габовой двойка по поведению

Источник

Основные словари русского языка. Виды словарей

На Земле проживают тысячи наций, которые говорят на разных языках и диалектах, но объединяет все языки оно — СЛОВО. Слова любого языка, в том числе русского, великого и могучего, как говорил И. С. Тургенев, невероятно многогранны, просты и сложны одновременно. А потому по течению времени было создано множество словарей, характеризующих слова, их функции и значение.

Приглашаем сегодня в путешествие со словами русского языка, объединенные в отдельные домики — словари.

ласка. I 1. проявление нежности, любви. «Согреть душу лаской» «Материнская ласка» «Расточать ласки»

2. доброе, приветливое отношение, обращение:
«Согреть душу лаской»
«Ласковый теля двух маток сосёт»

ласка II небольшое хищное пушистое млекопитающее семейства куньих

Этимологический словарь

Этимологический словарь раскрывает этимологию слов и морфем, содержит информацию о фонетических и семантических изменениях слова во времени, углубляется в историю рождения того или иного слова или словосочетания:

Азбука

Это слово скалькировано (то есть составлено по аналогии с другим словом) с греческого слова алфавит, которое образовано из названия двух первых букв греческого алфавита – «альфы» и «беты». Слово азбука составлено из старых названий двух первых букв русского алфавита – «аз» (современное «а») и «буки» (современное «бэ»). Любопытно, что одно из названий азбуки – абевега: принцип тот же.

Словарь афоризмов

Афоризм — это яркое выражение, характеризующее что-либо. Это лаконичное, яркое изречение, заключающее в себе законченную мысль, отличающуюся меткостью и неожиданностью суждения. Часто идет параллельно с цитатами и имеет своего автора:

«Не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня» (Бенджамин Франклин )

Энциклопедии и справочники — тоже разновидности словарей. И словарь трудных слов, словарь А.С.Пушкина, словарь диалектов, словообразовательный, жаргонный и многие другие — все это типы словарей русского языка.

Вся эта сокровищница слов и знаний позволяет нам стать умнее и мудрее, расширить знания, уровень интеллекта и языковую культуру. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Смотрите также:

Любознательных и любящих читать детей!

С пожеланиями успехов,

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Пoкa oнa тeбя pyгaeт и peвнyeт. Пoкa oнa тeбя pyгaeт и peвнyeт, Пoкa oнa вce близкo к.

Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на такие картинки. Можно бесконечно смотреть на о.

Я гpим coтpy c ycтaлoгo лицa. Я гpим coтpy c ycтaлoгo лицa Mнe пpocтo нaдoeлo пpитвop.

ВЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТЕ СТРАДАТЬ ОТ КАШЛЯ ИЛИ БРОНХИТА: НАТУРАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Рубрики

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История создания толкового словаря

Разработка первого толкового словаря началась в 1783 году. Эта книга охватила в себя 43 357 слов, материал составлялся на протяжении 11-лет. Причем он был представлен в шести частях. Это издание имеет историческое название – Словарь Академии Российской. Стоит заметить, что в нем были элементы этимологического словаря. Это заметно по порядку расположения, чтобы читателям было удобнее пользоваться книгой. С помощью такого пособия человек без проблем определял, какой слово является производным по отношению к данному сочетанию букв.

Большую роль в создании словаря сыграл Михаил Ломоносов, именно он поместил в книгу новые слова, которые тогда практически никто не употреблял, поскольку они относились к научной терминологии. Немало критики было выражено в адрес страниц Даля, поскольку ученый при объяснении слов на своих страницах слишком увлекся ботаникой. Словарь был призван обогатить российский язык, именно такой цели хотела добиться Екатерина Романовна Дашкова.

При создании Российской академии было много чего взято с французского аналога. В первую очередь, сходность заключалась в самой идее. Ведь французы, как и российское правительство, хотели сохранить «чистоту» языка. За основание были взяты работы выдающихся литературных, политических и научных деятелей. Толковый словарь стал самым великим плодом деятельности Академии за всю ее историю существования.

Толковый словарь – это один из тех атрибутов, без которого не представляет своего существования любой человек, желающий получить образование. И так как любой образованный человек должен иметь понятие о создании столь обыденных вещей как словари, в этой статье мы обсудим их историю их появления и развития вкратце.

Рукописные словари велись еще со средневековья, количество слов в них насчитывалось до сотни, однако первая систематизация и так называемые азбуковники появились лишь в 16-17 веке. При этом каждый из словарей тех времен делился по назначению на издания учебного и энциклопедического характера.

Первый печатный словарь принадлежал руке знаменитого филолога Лаврентия Зизания (1596 год). В ранее невиданном словаре насчитывалось порядка тысячи слов, расположенных по алфавиту. За ним еще одно печатное издание опубликовал украинский филолог Памва Берында, в словаре которого было дано четкое и лаконичное объяснение более чем 6000 старославянских понятий.

Первый толковый словарь с переводом на латынь и греческий был написан в начале 18 века Ф.П. Поликарповым-Орловым. В новом словаре было описано и переведено порядка 700 слов.

Самым настоящим толковым словарем стало творение Российской академии, в котором содержалось немногим более 43000 слов. Данный словарь переиздавался дважды, расширяясь и уточняя значения уже более 50000 слов, расположенных в алфавитном порядке.

Самым значительным и до сих пор памятуемым событием стало возникновение толкового словаря Даля. Впервые изданный в 1833 годусловарь Даля «Живого великорусского языка» переиздавался десятки раз вплоть до настоящего времени. Более 200000 слов и 30000 пословиц книжной и диалектной речи по сей день считаются достоянием, олицетворяющим богатство русского языка.

После Даля работы над словарями вели великие русские филологи: Грот, Шахматов, Ушаков, труды которых были замечены и вознаграждены по праву, однако настоящим достоянием русской филологии, удостоившейся премии АН СССР им. А. С. Пушкина, считается толковый словарь Ожегова, который на сегодняшний день был переиздан порядка 26 раз.

Источник

Презентация по русскому языку 5 класс на тему «Словари русского языка»

специалист в области арт-терапии

Читайте также:  Рассказ в дурном обществе характеристика валека и маруси

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словари русского языка

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него! Анатоль Франс

Владимир Иванович Даль

Дмитрий Николаевич Ушаков

Сергей Иванович Ожегов

Толковый словарь Орфографический словарь Словообразовательный словарь Словарь антонимов Словарь синонимов Орфоэпический словарь Фразеологический словарь Этимологический словарь Словарь иноязычных слов

Толковый словарь Объясняет значения слов какого-либо языка, содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи.

Орфографический словарь Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

Словообразовательный словарь Помогает находить части слова и точно определять границы между ними.

Словарь антонимов Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.

Орфоэпический словарь Указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка.

Словарь синонимов Помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.

Фразеологический словарь Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.

Этимологический словарь Рассказывает о происхождении слов.

Словарь иноязычных слов Дает объяснение иноязычных слов; указывает, из какого языка заимствовано слово.

«Шутка» Громов В. Мой дядя выяснял лет 40 И всё же выяснить не мог- Как говорить вернее- творог?! А может, правильней – творог. И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке- Лицо, как роза, расцвело Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог. А как спросить: «Почём творог? А может правильнее- творог? А в это время у прилавка И шум, и очередь, и давка, Но дядя дольше всех стоит И сам с собою говорит: «Н-да.. Я к произношенью строг, Не допускаю оговорок… Но как же всё-таки – творог, А может правильнее – творог? Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы – Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже И так сказала: «Не осталось, Она распродата уже!»

Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Найдите значение крылатых выражений: свинью подложил мамаево побоище плясать под чужую дудку

Номер материала: ДБ-413464

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов

Время чтения: 1 минута

Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах

Время чтения: 1 минута

Самарских студентов будет учить робот

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Словари – наши друзья и помощники, 5-й класс

Класс: 5

Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка, научить ими пользоваться.

Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).

Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном словаре.

На столах каждой группы лежат различные словари.

Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся.

Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов:

«Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?

Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.

Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.

Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их.

1. Сообщение первой творческой группы.

Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист.

Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.

Читайте также:  Рассказ плутишка кот составить план сказки

Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук?
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса,
Красивый длинный прут,
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход,
Я запиваю песни…
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…

(Подчеркнутые предложения записать на доске).

2. Сообщение второй творческой группы.

Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти словари в их современном виде возникли не сразу.

В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской письменности.

В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал 1061 слово.

Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались церковнославянские и немногие иноязычные слова.

Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение 53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок.

Выпущено множество толковых словарей:

Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна Скорлуновская, Галина Петровна Снетова.

Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения и ударение, есть и грамматические пометы.

Заполним таблицу и выполним задание.

3. Сообщение третьей творческой группы.

Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.

«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение, грамматические особенности, нормы произношения и ударение.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.

4. Сообщение четвертой творческой группы.

В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.

В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами.

Заполним таблицу и выполним задание.

Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.

И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила …

Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …

Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это …

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …

5. Сообщение пятой творческой группы.

Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл.

Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»,

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и нормы произношения.

Заполните таблицу и выполните задание.

Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

6. Сообщение шестой творческой группы.

Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842).

А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского «Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав.

Заполните таблицу и выполните задание.

Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»?

III. Заключительное слово учителя и подведение итогов.

Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими пользоваться.

Это наши верные друзья и помощники.

Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
… Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь.
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!

А у нас получилась следующая таблица:

Приготовить ответ на вопрос: что рассказали словари о слове «мир»?

Мир – война. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами.

Мир – ссора. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры.

— Мир. – Славяно-балтийское. /ср. латинск. miers «мир», «тишина»/.

Источник

Познавательное и интересное