Конспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой»
Оксана Коринь
Конспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой»
Составление рассказа по ССК «Как помочь птицам зимой?»
Ход занятия
1. Интеллектуальная разминка
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
Тут как тут! (Снегирь)
И полоска шарфика! (Синица)
Ребята, Вы отгадали загадки про зимующих птиц, молодцы! А подскажите мне, почему их так называют? Педагог спрашивает у детей, что значит «стол» для птиц? Для чего он нужен? Почему необходимо помогать птицам зимой?
Лексическая игра «Что делает птичка?» (на подбор действий)
Педагог предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания, которые могут выполнять птицы.
Птица (-ы, (что делает (-ют) – летает (- ют, клюёт (-ют) (зёрнышки, крошки, прилетает (-ют) (на кормушку, прыгает (- ют, поёт (-ют) (песенки, чирикает (- ют, чистит (-ят) (пёрышки, ловит (- вят) (вредных жуков,червячков).
При затруднениях детей педагог использует вопросы-подсказки типа: «Что делают птицы с зёрнышками?», «С жуками?».
Лексическая игра с мячом «Подбери признак»
Выполняется аналогично, но, передавая мяч, дети подбирают слова-признаки. Птицы (какие) – пернатые, весёлые, шустрые, пёстрые, маленькие, бойкие, пушистые, забавные и т. д.
2. Основная часть занятия
Беседа по содержанию картинок. Ребята, девочка Маша и мальчик Витя прислали нам картинки. Я предлагаю вам их рассмотреть, и понять, что же случилось с нашими героями. На доску по очереди выставляются сюжетные картинки. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картинку и ответить на вопросы…
— Картинка №1: Какое время года изображено на этой картинке? Почему Вы так думаете? Кто изображён на картинке? В какую одежду одеты ребята? Кого нашли ребята на снегу? Как Вы думаете, что случилось с птичкой?
— Картинка №2: Что делают дети на этой картинке? Что у Вити в руках? Куда ребята положили воробышка? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чём могут разговаривать дети? Как Вы думаете?
— Картинка №3: Кого Вы видите на этой картинке? Где находятся ребята и птичка? А как выглядит воробей? Что он делает? А что делают дети? Почему воробышек отогрелся?
— Картинка №4: Кого Вы видите на этой картинке? Что ребята повесели на берёзу в парке? Зачем? Что маша насыпает в кормушку? Где сидит воробышек? Какое настроение у детей?
Гимнастика для глаз (Птичка на верёвочке)
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Игра «Продолжи предложение»
Придумайте подходящий конец к каждому предложению.
Ребята насыпали в блюдце…
Витя сделал кормушку и …
Маша и Витя посадили воробышка…
В комнате Маши и Вити воробышек…
Когда прошли сильные морозы, ребята решили…
Маша аккуратно взяла…
Дети заметили на снегу…
Маша насыпала в кормушку…
Ребята, у каждого рассказа существует название, а вот у нашего к сожалению, его нет, но мы сейчас это быстро исправим… Предлагается послушать предложенные варианты, и с помощью хлопка, определить, подходит это название для нашего рассказа, или нет. Проводится игра «Самый внимательный».
Как помочь птицам зимой?
Как Маша и Витя нашли кота.
Игра «Исправь ошибку» (Преобразование предложенных педагогом фраз)
Педагог говорит детям о том, что воробей поиграл с предложениями и перепутал в них все слова.Педагог предлагает детям исправить ошибку:
Летом Маша и Витя гуляли в парке. Костя, давай ты попробуй…
Птичка увидела ребят на снегу.
Воробышек взял девочку в ладошки.
Воробышек забрал ребят домой.
Семечки согрелись и клевали воробышка.
Витя сделал птиц для кормушки.
Дети повесили дерево на кормушку.
Воробышек выпустил Машу и Витю на волю.
Птицы приносили корм и кормили ребят.
Физкультминутка (1,2, 3 в птичек превратись)
Птички прыгают, летают (Дети летают, прыгают)
Крошки птички собирают(«клюют»)
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
И на место сели! (улетают», садятся)
Обучение детей составлению повествовательного плана
А сейчас ребята, мы с вами попробуем выбрать наиболее подходящее к каждой картинке предложение, я их буду зачитывать, а вы внимательно слушайте. Педагог их зачитывает, и выставляет на доске соответствующую пиктограмму.
— Картинка №1: Дети гуляют. Зима. Дети нашли на снегу воробышка. …Птичка улетела (пиктограмма к картинке 1)
— Картинка №2: Дети бегут. Дети несут воробышка домой. … Воробей и кот (пиктограмма к картинке 2)
— Картинка №3: Дети спят. Дети принесли воробышка. Дети кормят воробышка ….Воробей летает (пиктограмма к картинке 3)
— Картинка №4: Дети кормят птиц. Щенок играет. Дети у кормушки. Дети выпустили воробышка и кормят птиц (пиктограмма к картинке 4)
Педагог делает вывод: Мы выбрали главные предложения или названия к каждой картинке:
Дети нашли на снегу воробышка (1).
Дети несут воробышка домой (2).
Дети кормят воробышка (3).
Дети выпустили воробышка и кормят птиц (4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Упражнение выполняется по подсказке педагога – одному данному слову.
— Картинка №1: Наступила…Однажды…дети…Воробышек
— Картинка №2: Девочка Маша…Мальчик Витя. Ребята…Воробышек…
— Картинка №3: Дети…Воробышек…Он…Ребята…
— Картинка №4: Дети…Мальчик…Девочка…Ребята…
В процессе составления предложений проводится обсуждение и выбор наиболее удачных вариантов.
3. Заключительная часть
Игра «Скажи иначе» (на подбор синонимов)
— Картинка №1: Однажды морозным (холодным, зимним) днём…Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли…Воробышек замёрз (обледенел, окоченел, был холодный как лёд…
— Картинка №2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обогрела…Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой…Дети быстро шли (спешили, бежали, торопились…
— Картинка №3: Воробей клевал (ел, подкреплялся…Воробышек отогрелся (согрелся, остался в живых…
Картинка №4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил…Дети птиц кормили (подкармливали, заботились о них…
Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и четырьмя картинками серии.
Рассказывание детьми по цепочке (принимают участие все дети).
Педагог даёт детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить!
Подведение итогов занятия
Педагог задаёт детям вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к воробышку в рассказе? Как должны люди относиться к птицам?
Ну что, Вы большие молодцы! Все старались, и не зря! Маше и Вите очень понравился Ваш рассказ, и они вам передали вот такой сюрприз, но с одним условием, нужно из него смастерить кормушку для птиц!
Конспект занятия «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» по серии сюжетных картин» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». Цель: учить составлять пересказ.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по серии картинок» Задачи: • учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Образовательная область: Речевое развитие Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Интеграция.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Как помочь птицам зимой» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах, воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе. Наглядность: картинки.
Конспект ООД по развитию речи «Доброе дело» по серии сюжетных картинок Конспект ООД по развитию речи ОО речевое развитие, тема «Доброе дело» (по серии сюжетных картинок) Задачи. Обучать детей построению разных.
Конспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Миша потерял варежку» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Дюймовочка» г. Белебея муниципального.
ОД по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» ОД по развитию речи: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Задачи:Образовательные: –обучать детей умение составлять рассказ.
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание сюжетных картинок из серии «Домашние животные» Тобы Группа 1 младшая Білікті Образовательная область:коммуникация Разделы: развитие речи Тема: Рассматривание сюжетных картинок из серии.
Конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговика Задачи: учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы, лепить фигуру снеговика.
Составление рассказа по картине «Помощь зимующим птицам»
Восп.: Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз.
Воспитатель открывает салфетку, и дети рассматривают корм (пшено, семечки, сало, сухие ягоды, морковь, вермишель).
Восп.: Посмотрите и скажите: что это? Для чего я это сюда принесла?
Дети: Это корм для птиц: пшено, семечки, сало.
Восп.: Тогда скажите мне, для каких птиц подойдет этот корм?
Дети называют птиц и виды корма.
Восп.: Очень хорошо. Вы все сказали верно. И теперь вы, конечно же, догадались, о чем сегодня пойдет речь?
Восп.: Правильно, сегодня мы поговорим о помощи зимующим птицам. А поможет нам в этом картина.
Воспитатель выставляет на мольберт картину.
Восп.: Ребята, вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, потому что потом мы с вами должны составить рассказ по этой картине. Итак, вопрос. Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Восп.: Какой уголок города нарисовал художник?
Дети: Это нарисован парк.
Восп.: Где в парке лежит снег?
Дети: В парке снег лежит везде: на земле, на кормушках, на деревьях.
Восп.: Посмотрите на картину и скажите, кто приехал в парк?
Дети: В парк приехали люди: взрослые и дети.
Восп.: Давайте расскажем о них. Во что они одеты.
Дети: Впереди мы видим девочку в белой шапочке и клетчатом пальто. Еще рядом с ней мальчик в куртке и ботинках. У девочки на ногах валенки.
Восп.: Расскажите о мальчике, который находится рядом.
Дети: Мальчик одет в вязаную шапочку, спортивный костюм и у него нет рукавиц.
Восп.: Как можно одним словом назвать группу людей в центре картины?
Дети: Это семья. Здесь мы видим маму и папу. А с ними малышка и ее брат. У малыша в руках маленькая лопатка. У папы с собой фотоаппарат.
Восп.: А как вы думаете, для чего люди пришли в парк?
Дети: Люди пришли отдохнуть и покормить птиц. Они принесли с собой разный корм: семечки, сало, ягоды.
Восп.: Как вы думаете, часто ли приезжают люди в парк? Были ли они здесь раньше?
Дети: Люди уже приезжали в парк. Мы видим, что уже развешены кормушки, А птицы не боятся людей – синичка ест из рук девочки. Птицы не боятся людей, их здесь не обижают.
Восп.: Подумайте, почему нужно подкармливать птиц зимой?
Дети: Потому что они не могут найти корм под снегом. Потому что зимой нет насекомых, и птицы могут погибнуть.
Восп.: Все верно. И конечно, птицам помогают все, и мы с вами развешивать кормушки и кормили птиц. А помните, мы с вами учили стихотворение, в котором дети тоже подкармливали птиц. Давайте его прочтем вместе. Ира начнет, а вы будете внимательно слушать и продолжать его дальше.
Дети читает стихотворение “Мы кормушку смастерили…”.
Восп.: Вы в стихотворении перечислили много птиц. А теперь посмотрите на картину и теперь назовите птиц, которые прилетели на угощение в парк.
Дети: На кормушку прилетели воробьи и снегири, поползни, дятел, голуби, синицы.
Восп.: Кроме птиц, кого-то еще можно встретить в парке?
Дети: Здесь еще могут быть белочки. Мальчик кормит белочку, она к нему уже привыкла.
Восп.: Расскажите о настроении людей. Нравится ли им помогать птицам?
Восп.: Мы с вами внимательно рассмотрели картину, а знаете ли вы как она называется? Давайте попробуем угадать по тому, что мы здесь увидели.
Дети придумывают название картины.
Воспитатель говорит, что эта картина называется “Помощь зимующим птицам”.
Восп.: А сейчас немного поиграем.
Восп.: Вы отдохнули и мы снова обратимся к нашей картине. Давайте попробуем составить рассказ по этой картине и сделаем мы это по плану.
С чего вы начнете рассказ? О ком вы будете рассказывать потом? Не забудьте рассказать как одеты люди. О чем вы расскажете дальше? А потом? Чем закончите рассказ?
Восп.: Мы с вами составили план рассказа, а сейчас подумайте одну минуту, а потом будете составлять рассказ по этому плану.
Подготовка детей к рассказыванию.
Восп.: Предлагаю начать рассказ Алине. Потом его продолжит Федя. Саша расскажет о детях, а Ира о взрослых на картине. А завершит рассказ Леша. Он расскажет о птицах.
Дети составляют совместный рассказ.
После составления рассказа воспитатель предлагает одному-двум детям самостоятельно составить рассказ по картине.
По окончании воспитатель благодарит детей, говорит о том, что они внимательно слушали воспитателя и детей, внимательно рассматривали картину, поэтому смогли составить хороший рассказ.
Восп.: Меня сегодня порадовал Леша он совсем не нарушал дисциплину, очень удивил Дима тем, что оправдал мои ожидания, старалась Катя, она хорошо отвечала на все мои вопросы, правильно строила фразы. Молодцы, спасибо.
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как помочь птицам зимой?»
Антонина Николаевна Галкина
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как помочь птицам зимой?»
Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетным картинкам с помощью опорных вопросов.
Учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении.
Учить понимать и воспроизводить образный язык.
Развивать связную речь детей.
Формировать навыки выразительного чтения.
Продолжать учить детей высказывать свое мнение.
Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, отвечать по вызову.
Воспитывать у детей желание делать добрые дела.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к птицам.
Прививать стремление помочь птицам в трудных условиях.
Приучать к заботе о ближнем, умению трудиться сообща.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц, сюжетная картина «Как дети помогли детям», презентация «Зимние зарисовки», коврик «Времена года», картинки с изображением времен года.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, занятие по развитию речи. А теперь вспомним главное правило нашего занятия.
Каждый день всегда,везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
(Дети садятся на стульчики.)
1. Актуализация опорных знаний.
1. Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение И. Сурикова «Зима» и ответьте на вопросы. (Воспитатель читает стихотворение.) Презентация «Зимний пейзаж».
Белый снег пушистый, Стали дни короче,
В воздухе кружится Солнце светит мало,
И на землю тихо Вот пришли морозы,
Падает, кружится. И зима настала.
Беседа по вопросам:
— Ребята, о чем это стихотворение?
— Какое сейчас время года?
— Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
— Ребята, кто автор этого стихотворения?
— Какой снег в стихотворении И. Сурикова?
— Чем покрыта зимой земля?
2. Дети садятся на ковер.
Дидактическая игра «Коврик – времена года»
Разложить картинки, характеризующие зимнее время года, на коврике «Времена года».
— Ребята, найдите среди картинок такие, на которых изображена красота зимы.
— Зима красивая. Почему? /Ответы детей: потому что земля покрыта белым пушистым снегом. /
-А теперь найдите картины, на которых мы видим радость детей. Ведь, дети радуются зиме.
— Зима веселая. Почему? /Потому что можно кататься на коньках, лыжах, санках с горы, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить крепости, играть в снежки. /
— Есть ли картины, на которых изображены зимние праздники?
— Зима праздничная. Почему? / Потому что мы провожаем Старый год и встречаем Новый год, празднуем Рождество Христово. /
-Ребята, найдите картины, на которых нарисованы птицы.
— Дети, для кого зима – самое трудное время года? Почему?
— Помогают ли люди птицам пережить суровую зиму? Что ты об этом знаешь?
III. Изучение нового материала.
1. Чтение рассказа Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
Однажды Ариша выбежала с ребятами на улицу поиграть в снежки.Поглядела вокруг: на белую улицу, на белые крыши, на белые деревья – и призадумалась.
— Послушайте, ребята. Видите, сколько снегу навалило? В такую снежную зиму птицам очень плохо: им совсем негде добывать корм. Мы должны им помочь, им нужны кормушки.
— Да ведь у нас есть кормушки около школы!- ответила Ариша. – Вот если бы у нас во всех дворах кормушки были!
Когда ребята шли из школы домой, то у них только и разговоров было что о кормушках.
Не прошло и двух дней, как у всех ребят уже висели во дворах птичьи кормушки.
2. Беседа по содержанию рассказа.
— О чем этот рассказ?
-О чем говорится в начале рассказа?
— Почему дети решили помочь птицам?
— Как ребята помогли птицам?
3. Жизнь птиц зимой.
-Какие птицы остаются зимовать у нас? Как их называют? /Зимующие: голуби, вороны, воробьи, сороки, галки, снегири, синицы/
— Чем они питаются? /Личинками насекомых; семенами кустов, деревьев; ягодами рябины, крошками и остатками пищи. Птицы приближаются к жилью человека. /
— Ребята, нуждаются птицы в нашей помощи? /Очень трудно птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, пурги и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода и холода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь своим пернатым друзьям пережить зиму. /
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетели».
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поиграли в полюшке,
В стороны посмотрели,
5.Ответьте на вопросы:
— Что вы видите на первой картине?
-Какое время года изображено на картине?
-По каким признакам вы определили?
-Что висит на дереве?
-Как вы думаете, кто повесил кормушку?
-Почему вокруг кормушки много птиц?
-Что вы видите на кормушке?
Составьте рассказ по картинке.
-Что вы видите на второй картине?
-Что делают дети вокруг кормушки?
-Что в руках у детей?
— Для чего они это делают?
— Почему возле кормушки не видно птиц?
Составьте рассказ по картинке.
-Кого вы видите на третьей картине?
— Что делают птицы?
— Почему дети спрятались за дерево?
— Можно ли сказать, что дети помогли птицам?
6. Составление рассказа по картинам. Что было сначала, что случилось потом, что произошло в конце?
VI. Закрепление материала.
Молодцы, ребята. Скажите, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что интересного вы узнали сегодня?
Да, сегодня мы составили рассказ по картинам. Но на этом наша работа не заканчивается.
Наше занятие хочу закончить стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Приручите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Наше занятие закончилось. Спасибо вам, ребята, за вашу работу. А теперь мы с вами повесим наши кормушки на площадке детского сада и будем ухаживать за птицами.
Фотоотчёт «Чем можно помочь птицам зимой?» Вторая половина зимы – самое сложное время для оседлых пернатых. Пока их перелетные сородичи наслаждаются теплом и обильным кормом, им.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной группы пересказу рассказа Г. Скребицкого «Март» по опорным картинкам Тема: «Пересказ рассказа март по опорным картинкам». Задачи: Развивающие: продолжать учить детей пересказывать текст с наглядной опорой.
Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» тема: «Составление рассказа по опорным картинкам» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени Воспитатель Фурманова.
Конспект проведения акции в старшей группе «Поможем птицам зимой» Конспект проведения акции в старшей группе «Поможем птицам зимой». Цель: помочь зимующим птицам пережить холодный период; привлечь внимание.
Конспект занятия по развитию речи «Карелия-мой край родной». Составление описательного рассказа по опорным картинкам Коррекционно – образовательные цели: Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии..
Проект «Поможем птицам зимой» в подготовительной к школе группе. Проект на тему: «Поможем птицам зимой». Так и живут бок о бок птицы и люди, Часто не обращая внимания, друг на друга, Иногда ссорясь,.
Тема: Составления рассказа по сюжетным картинкам «Моя кукла». Тема: Составления рассказа по сюжетным картинкам «Моя кукла». Цель: Учить составлять рассказ из нескольких предложений. Задачи: Воспитательные:.
Урок-проект «Как помочь птицам зимой?» Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с.
Проект во второй младшей группе «Поможем птицам зимой» Проект на тему «Поможем птицам зимой» Тип проекта: информационно-творческий Вид: групповой Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный).