Рассказ о том как жилин попал в плен

Сказки

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Карасай батыр: биография народного героя

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Куприн: биография писателя, творчество

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

Кабанбай батыр: биография полководца

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Абылай хан: биография государственного деятеля

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Поведение в плену Жилина и Костылина из рассказа Кавказский пленник Толстого

Жилин и Костылин – главные герои известного произведения «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Два разных характера, две разных судьбы, за которыми так интересно наблюдать читателю, перелистывая страницы книги.

Персонажи – важные лица, офицеры служащие на Кавказе, попадают в плен. Костылин своими качествами сразу же строит мнение о себе: ленивый, высокий мужчина, худощавого телосложения. Думая и беспокоясь только о себе, человек бросает своего товарища в трудную минуту. Жилин – полная противоположность Костылина. Добродушный, трудолюбивый и целеустремлённый. Попадя в плен, он не теряет тягу к жизни и пытается добиться своей свободы, не оставляя мысль о побеге. К сожалению, первая попытка бежать не удалась из-за Костылина, а точнее его слабости. Тем не менее, Жилин не бросил его, а потащил на себе, хотя был меньше.

Читайте также:  Пивоварова рассказы люси синицыной pdf

Костылин очень подставил своего товарища: их бросили в яму, из которой так просто не вылезти.

Находясь в плену Жилин не сидит на месте: лепит кукол для татарской девочки, с которой он подружился, чинит часы, плетёт корзины. А его нерадивому другу ничего не нужно, он просто лежит и скучает, изредка пишет письма и охает.

Та самая татарская девочка, подарила шанс вылезти им обоим из той ямы, но Костылин не захотел убегать и решил, что дождётся выкупа, ведь не прикладывать никаких усилий намного легче, чем попытаться дать отпор. К слову о выкупе: когда татары сказали им написать письмо, Жилин попытался торговаться, что было очень смелым поступком, а его товарищ, не думая, пишет о пяти тысячах рублей.

Судьба Костылину дала попытку бежать вместе со своим товарищем, но не захотев этого, он получил, что хотел. Вскоре через месяц его выкупили, правда он был полумёртвый. В итоге оба персонажа покинули земли плена, но каждый показал свою сущность и добился этого освобождения со своими моральными достижениями. Два разных характера, две разные судьбы – два разных результата.

2 вариант

Основными героями рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 году, становятся офицеры русской армии Жилин и Костылин. Оба несут военную службу на территории Кавказа и намереваются в ближайшее время побывать в отпуске и увидеть свои семьи, однако в результате неудачного стечения обстоятельств мужчины оказываются в плену у жителей горного селения. В нелегких условиях заточения в полной мере проявляются существенные различия в характерах офицеров и их взглядах на жизнь.

Семья Жилина является весьма небогатой, у мужчины осталась лишь немолодая мать, и он давно привык рассчитывать только на самого себя и собственные силы. В то же время Костылин происходит из обеспеченного семейства, но его слабохарактерность и неумение принимать самостоятельные решения становятся очевидными уже в тот момент, когда он трусливо убегает в кусты вместо того, чтобы выстрелить и спасти от горцев себя и товарища по несчастью.

Став пленником, Костылин по распоряжению татар немедленно пишет своим родственникам письмо с просьбой о немалой сумме выкупа. При этом Жилин не выполняет соответствующего приказа до тех пор, пока ему и Костылину не предоставляют еду и чистую одежду. К тому же Жилин понимает, что его мать не сможет найти требуемое количество денег, он с первых дней пребывания в плену начинает искать возможности для совершения побега.

В течение месяца, который мужчины проводят в заточении, ситуация не меняется. Костылин лишь жалуется на несправедливость судьбы, а Жилин активно разрабатывает план бегства, подкармливает собаку, чинит обитателям аула различные вещи, изготавливает из глины игрушки для тринадцатилетней татарской девочки Дины. Местные жители быстро проникаются к русскому офицеру уважением и симпатией.

Жилин и Костылин предпринимают попытку убежать из заключения. Однако Костылин в дороге не перестает жаловаться на боль в ногах, и Жилин вынужден нести достаточно грузного товарища на спине. Беглецов замечает один из татар, и их вновь возвращают в заточение.

Теперь офицеры находятся в глубокой яме, и условия их содержания являются более жесткими. Но на помощь Жилину приходит юная Дина, с которой он успевает завязать самые дружеские и доверительные отношения. Девочка приносит пленнику палку, благодаря которой мужчина выбирается на поверхность, хотя она прекрасно знает, что отец сурово накажет ее, если ему станет известна правда.

Жилин, невзирая на все преграды, оказывается на свободе и возвращается в армию. В то же время Костылин остается в яме и на протяжении следующего месяца, до тех пор, пока родители все же не выплачивают за него выкуп. К этому моменту он находится в крайне тяжелом состоянии, уже не надеясь на собственное спасение.

На примере персонажей произведения писатель показывает, что мужество, храбрость, внимательность и доброжелательность по отношению к окружающим людям, свойственные Жилину, неминуемо помогают человеку даже в период наиболее тяжелых испытаний. При этом малодушие, себялюбие, неверие в свои силы и трусость, демонстрируемые Костылиным, приводят к тому, что он едва не погибает в татарском плену.

Также читают:

Картинка к сочинению Поведение в плену Жилина и Костылина из рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

Николай Семенович Лесков написал рассказ «Старый гений» в 1884 году и в том же году опубликовал его в русском юмористическом журнале «Осколки». Лескова подтолкнула к написанию

«Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет

Кто такой человек? Вроде бы всем понятно. Живое существо, которое растет, питается, оставляет потомство и умирает. Но всё-таки отличается от других существ, тем что способно мыслить.

Работая над произведением «Тарас Бульба», его автор, Н.В.Гоголь нередко описывал исторические события, происходившие на самом деле. А героев повести срисовывал с реальных казаков, живших в те далёкие времена.

Источник

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» посвящено военным действиям, происходившим на Кавказе во второй половине XIX века.

На написание рассказа автора подтолкнули реальные события, случившиеся с ним в молодости, когда он и его товарищ во время прохождения службы попали в западню и чуть не стали пленниками.

Л.Н. Толстой в своем произведении показывает, что такое война, и как легко и безжалостно она отбирает у людей счастье и свободу.

Главными героями произведения являются два русских офицера, попавшие в плен к татарам. Это два абсолютно разных человека, при помощи сравнения образов и поведения которых автор показывает, насколько важно иметь внутренний стержень и никогда не опускать руки.

Противопоставление персонажей начинается с их говорящих фамилий. Так, фамилия Жилин – от слова «жила», что значит сильный и выносливый. Костылин – от слова «костыль», такой человек всегда ищет опору, сам же зачастую становится обузой для других.

Попавшим в плен офицерам оглашают сумму и заставляют написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин, будучи человеком из обедневшей дворянской семьи, привыкший надеяться только на себя, пишет письмо и указывает неправильный адрес, чтобы уберечь маму от переживаний. Сам не падает духом и начинает обдумывать план побега. Костылин же напротив, отправляет письмо домой и начинает ждать денег.

Днем пленникам разрешают гулять по аулу в колодках. Жилин использует это время для наблюдений, занимает себя различными делами: чинит часы и ружья, мастерит кукол для детей, а ночью роет яму для побега. Проявляет себя добрым и порядочным человеком, чем заполучает уважение горцев и располагает к себе Дину, дочь хозяина, между ними выстраивается нечто вроде дружбы. Девочка проникается к пленнику, оказывает ему помощь, приносит еду.

Читайте также:  Рассказ про организм человека для детей

Костылин же ленив, изнежен и слаб духом. Все что он делает, это покорно принимает участь пленника. Проводит дни, жалуясь на свое положение, бездействует и лишь ожидает выплаты за него выкупа. Не верит в возможность побега.

Когда все было готово к побегу, Жилин не может оставить товарища и они оба выбираются из плена. Но бежать им не удается, Костылин губит план и их снова пленят. Условия пребывания становятся жёстче, теперь товарищи находятся в колодках круглыми сутками. Однако Дина продолжает заботиться о друге, иногда приносит баранину и лепешки.

Жилин не стал сдаваться и предпринял вторую попытку побега. Дина оказала ему помощь и все удалось. Добравшись до своих людей, он продолжил службу. Костылин же, не веря в план, остался ждать выкупа.

Через некоторое время Костылин был выкуплен в очень плохом состоянии, но, несмотря на это, он так и остался в плену своих слабостей, так как не сделал ничего, чтобы заслужить свободу, в отличие от Жилина, который упорно шел к цели и был вознагражден успехом.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс» читают:

Источник

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Жилин и Костылин – герои рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Они познакомились в дороге, пытались спастись от татар, но в итоге оказались у них в плену. Однако вели себя герои в сложных ситуациях совершенно по-разному.

Жилин каждую минутку задумывался о том, как спастись. Он безумно понравился монгольскому атаману тем, что отвечал ему смело, ничего не страшился и стоял на своём даже под опасностью гибели. Он не возлагал надежды ни на чью помощь и не стал просить средств для выкупа у своей бедной мамы.

Совершенно не так повёл себя в аналогичной ситуации Костылин. Он сходу согласился писать письмо о выкупе, даже не попробовав уменьшить сумму, и татары назвали его «смирным». Жилин всегда что-то делал, продумывал план побега, а Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». Он не пробовал спастись, сразу смирился с собственной тяжкой участью.

Жилин был «на всякое рукоделье мастер»: он всегда мастерил поделки, чинил разные сломанные вещи, и татары за профессионализм стали уважать его ещё больше. Костылин, вероятнее всего, ничего делать и не умел.

Жилин придумал план побега. Ночами он копал яму под сараем в надежде выбраться. Он позвал Костылина с собой, так как не мог оставить товарища в беде. Однако неловкий Костылин всю дорогу стонал: у него болели ноги, он не мог идти и спотыкался. Из-за чего они не успели далеко убежать, и их вновь изловили.

Именно Жилину всё-таки удалось сбежать, а Костылин так и остался сидеть в яме до того момента, пока за него не получили выкуп. В тот момент он уже был еле живым.

Вот так повели себя два героя, попав в одинаковые условия. Это показывает нам, насколько разными могут быть люди, даже если они оба офицеры.

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену» для 5 класса (2 вариант)

По какой причине люди в одинаковой ситуации ведут себя абсолютно по-разному? Почему одни вызывают у нас почтение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», они оба офицеры.

Жилин при встрече с татарами показал смелость, бесстрашие и не опускал руки до победного конца, а Костылин поступил как настоящий трус и предатель. Он бросил товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина добивались выкупа, наши герои вели себя абсолютно по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неверный адрес. Он, как истинный мужчина, рассчитывал лишь на свои силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой прислать за него выкуп в размере 5 тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин также ведут себя по-разному. Жилин старался расположить к себе обитателей аула. Он был профессионал на все руки: чинил вещи, мастерил игрушки для ребят и т.д. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ожидал выкупа. Жилин верил в себя и возлагал надежды на самое лучшее, а Костылин показал свою лень, боязливость и слабость.

Во время побега Жилин показал смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и сильно устал, однако продолжал идти. Костылин был слабеньким и нестойким. По этой причине их и поймали, вернув в плен.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не растерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был в ужасном состоянии.

Так, на протяжении всего рассказа Жилин показывает свое мужество и храбрость, а Костылин – лишь лень и боязливость.

Люди, попадая в одинаковые ситуации, ведут себя по-разному по той причине, что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Я думаю, все находится в зависимости от нрава человека. Одни люди вызывают у нас почтение по той причине, что они совершают по-настоящему мужественные поступки, а другие – презрение, по той причине, что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать внутри себя свойства, достойные почтения, нужно стараться преодолевать собственные страхи и не бояться порой рисковать.

Сочинение «Жилин и Костылин в плену» для 5 класса (3 вариант)

Л.Н. Толстой написал своё прекрасное произведение «Кавказский пленник» в 70-ых годах XIX века. Писал он историю, которая в действительности произошла с ним и его сослуживцами в то время, когда он служил на Кавказе. Все произведение обрисовывает нам те явления, когда Толстому чудом удалось избежать погони, однако двое его товарищей попали в плен. Необходимо было что-либо предпринимать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сходу в глаза бросается то, что их имена очень созвучны, однако по значению совсем различные.

Характер обоих героев также очень разный. Когда Жилин ехал к маме, по пути он подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сходу побежал в крепость. Однако даже такая боязливость не смогла его спасти.

В плену герои также ведут себя абсолютно по-разному. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которые они должны выплатить, то Костылин сразу написал письмо домой и ожидал средств. Жилин, напротив, дал согласие лишь на 500 рублей, а письмо выслал на другой адрес, ведь больше всего он боялся, что его любимая мама будет переживать, да и ей попросту негде было взять такие деньги.

Читайте также:  Рассказ об остапе и андрий предательство андрия

Первый побег из плена Жилина и Костылина был неудачным по вине Костылина. Их снова взяли в плен, но уже держали в более тяжёлых условиях. Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин всё время стонал, а Жилин всё задумывался о побеге. В один прекрасный момент он сумел уговорить дочку владельца оказать им помощь, чтобы они смогли выкарабкаться из этой ямы. Девочка сжалилась и принесла огромный шест, однако Костылин не возжелал бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. В этот раз побег был успешным. А вот Костылин вышел из плена гораздо позже еле живым.

Так мы видим, насколько по-разному могут вести себя люди, оказавшись в одинаковой ситуации. Жилин – по-настоящему смелый и мужественный человек, а вот о Костылине, напротив, ничего хорошего мы сказать не можем.

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Источник

Как жилин жил в плену?

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену»

Тостой Л. Н. написал свой рассказ «Кавказский пленник» в 70-ых годах XIX века. Писал он историю, которая на самом деле произошла с ним и его сослуживцами в то время, когда он служил на Кавказе.

Весь рассказ описывает нам те события, когда Толстому чудом удалось избежать погони, но двое его товарищей попали в плен. Нужно было что-то делать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сразу в глаза бросается то, то их имена очень созвучны, но по значению совершенно разные.

Характер обоих героев тоже очень разный. Когда Жилин ехал к своей матери, то по пути подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сразу побежал в крепость. Но даже такая трусость не смогла его спасти.

В плену герои тоже по-разному себя ведут. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которую они должны выплатить, то Костылин сразу же написал письмо домой и ждал денег. Жилин, напротив, дал согласие только на 500 рублей, а письмо отправил на другой адрес, ведь больше всего он не хотел, чтобы его мама переживала. Костылин постоянно скучал, пока ожидал денег, в Жилин планировал побег, ночами копая яму. Живя в плену Жили часто проявлял себя, как очень порядочный и добрый человек. Он сделал из глины куклу дочке хозяина, а потом починил самому хозяину часы. С тех пор к нему постоянно ходили люди и обращались за помощью.

Так и жили они, пока Жилин не выкопал дыру. Одной ночью они оба выбрались на волю и побежали в горы. Весь путь Костылин был обузой своему товарищу. ОН не хотел снимать стоптанные ботинки, отчего ему было больно идти, он был толстым и не мог самостоятельно подниматься в гору и постоянно охал и кричал, чем один раз привлек внимание татарина, проезжавшего неподалеку. Жилин не бросил товарища, а взял на руки и понес. Конечно, он не смог с таким грузом убежать. Их снова схватили и бросили в яму.

Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин постоянно стонал, но Жилин все думал о побеге. Однажды он смог уговорить дочку хозяина помочь им выбраться. Девочка сжалилась и принесла большой шест, но Костылин не захотел бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. Он смог добраться до своих людей и стал служить дальше. Что же качается Костылина, то тот лежал в яме пока его не выкупили за 5000 рублей. Привезли его еле живого.

На первый взгляд с двумя людьми произошло одно и тоже событие, но если смотреть на сердца и дух героев, то каждый пережил свое приключение. http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/107-sochinenie-na-temu-zhilin-i-kostylin-v-plenu.html

Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» в конце 19 века. В то время на Кавказе не утихали военные действия, постоянно происходили стычки русских с горцами. Рассказ повествует о судьбах двух главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина.

Сюжет рассказа достаточно прост: герои попадают в плен к горцам и пытаются совершить побег. Однако Толстой показывает, насколько разным может быть поведение людей в одной ситуации. Жилин – человек действия, это проявляется в каждом его поступке. Став пленником, он не ждет от судьбы подарков. Когда Жилин узнает, что его согласны отпустить за выкуп в 5000 рублей, он не соглашается пассивно ждать помощи извне и полагается только на себя. Он знает, что ему не на кого рассчитывать, а обременять больную мать ему не хочется. Даже в плену Костылин быстро завоевывает уважение людей как человек грамотный и трудолюбивый. Многие начинают обращаться к нему за помощью или советом, а дочь татарина Дина даже тайно подкармливает его.

Другой герой рассказа, Костылин, напротив, только жалуется на судьбу и становится обузой для своего товарища по несчастью. Тогда как Жилин не теряет времени и даже в плену находит себе занятие, рукодельничает, а по ночам готовится к побегу, Костылин бездействует. Именно по вине Костылина первая попытка спастись заканчивается неудачей. Во время побега он растер ноги, да и вообще быстро выбился из сил. И в этой ситуации снова проявляется такой разный характер героев. Худой Жилин не бросает товарища, пытается унести грузного Костылина на себе. Однако, в этот раз героям не удается спастись.

После возвращения в плен дела идут еще хуже. Жилин и Костылин сидят в яме, надеяться им больше не на что, кроме выкупа. Тем не менее, Жилин и теперь не сдается. Еще в начала своего заключения он заводит дружбу с Диной, дочкой татарина. И теперь она, сжалившись, приносит ему шест. В этот раз Жилин совершает побег в одиночку, с колодками на ногах. Восемь верст – огромное расстояние, но Жилину удается его преодолеть с такой тяжелой ношей. Костылин также возвращается домой спустя какое-то время – благодаря заботе товарищей, которые заплатили за него пять тысяч.

Что же хотел сказать Толстой, показывая читателю две такие разные модели поведения? В первую очередь, следует обратить внимание на имена героев. Они рифмуются, но значение имеют совершенно разное. Жилин – человек невысокого роста, крепкий и подвижный. Костылин, напротив, грузный, пассивный и тяжелый на подъем. На протяжении рассказа он только то и делает, что мешает своем товарищу.

Источник

Познавательное и интересное