Рассказ о творчестве чайковского 2 класс

Сказки

Доклад про Чайковского кратко 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

Популярный российский композитор появился на свет в 1840 году в семье инженера Камско-Воткинского завода. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отправили обучаться в училище правовед чешских наук, находящегося в Петербурге. Вдали от дома и родных, особенно расставание с матерью болью отзываются в душе Петра. Здесь у него практически нет друзей, и поэтому он утешает себя занятиями музыкой. Чайковский очень любил играть различные импровизации на фортепиано и даже пробовал сочинять свои произведения.

Кончина матери оставила горестный отпечаток на всю его жизнь. После того, как он окончил училище в 1859 году, юноша поступает на службу, которая ему приходится в тягость, так как сердце его рядом с музыкой. Наконец, Петр Ильич поступает в консерваторский класс пианиста и композитора Антона Рубинштейна, где становится одним из самых усидчивых и талантливых учеников. В скором времени Чайковский прибывает в Москву, где знакомится с известными музыкантами, артистами и учеными. Именно здесь им пишутся увертюры. Одну из первых симфоний он сочинил в 1866 году, где впоследствии с триумфом исполнялась в Петербурге и Москве.

Окрыленный успехом, композитор продолжает сочинять остальные труды. Созданные последующие симфонии становятся настоящими шедеврами. В его композиции «Буря», написанной в 1873 году показано, как происходит слияние природы и любви в единое целое. В увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» Петр Ильич показал свое видение на произведение Шекспира. В 1875 году мир услышал Первый концерт для фортепиано с оркестром. Именно здесь Чайковский смог мастерски соединить лиричность и виртуозность. До 1877 года композитор живет в Москве, сочиняя свое прославленное «Лебединое озеро», где с особой душевной глубиной показал историю любви и верности. Именно эта работа произвела незабываемое впечатление и сделала переворот в балетном театре. С Четвертой симфонии, написанной в 1877 году, пошел следующий период творчества Петра Ильича.

Одновременно он работает над «Евгением Онегиным», однако болезнь заставляет его отбыть за границу на лечение. Но и там он сочиняет оперы «Орлеанская дева» и Мазепа», разные сюиты, которые играют во всем мире. Вернувшись в 1885 году в родные края, Чайковский был прославленным композитором. Но на этом он не останавливается. Петр Ильич пишет «Чародейка», балеты «Спящая красавица» «Щелкунчик». Вслед за ними появляется известная всеми «Пиковая дама», где сюжет был взят у Пушкина. Произведение было создано в кратчайшие строки. Именно здесь можно услышать, как звучат трагические нотки композитора. Самой последней работой стала Шестая симфония, где Петр Ильич отразил свои личные страдания мысли и чувства. После того, как эта работа прозвучала в Петербурге в 1893 году, буквально через неделю прославленный гений скончался.

Петр Ильич создал прекрасные произведения в самых различных родах музыки, где наряду со страстностью и трагизмом сочетались не только идейный замысел, но и богатство переживаний.

Доклад Чайковский сообщение

Петр Ильич Чайковский был выходцем из многодетной семьи простого инженера. С самого детства мальчика окружала музыка, так как его родители прекрасно играли на органе и фортепиано. Неудивительно, что уже в пять лет мальчик и сам начал играть, а в восемь – мастерски читал ноты. С девяти лет в жизни Петра начались переезды, вначале из родного Воткинска семья перебралась жить в Архангельск, позднее – в Санкт-Петербург.

Азы образования были получены Чайковским дома. Он также два года посещал занятия в пансионе, и проучился в Петербургском училище правоведов. Получив образование, Петр Ильич приступил к службе в департаменте юстиций.

Времени, чтобы заниматься любимой музыкой практически не оставалось, на нее отводились лишь факультативные занятия, которые юноша посещал с большой охотой. После смерти матери молодой Чайковский принял решение, что нужно следовать за зовом сердца, а не куда его всячески старались направить близкие люди. Он поступил Санкт-Петербургскую консерваторию, где такие выдающиеся музыканты как Заремба и Рубинштейн, оказали сильное влияние на формирование музыкальной личности Чайковского.

Еще находясь в консерватории в 1869 году, композитор напишет оперу «Ундина», которую сочтет недостойной и уничтожит. Лишь ее фрагмент под названием «Лебединое озеро» со временем будет представлен миру, принеся Петру Ильичу мировое признание.

Оставив консерваторию, Чайковский отправляется путешествовать – какое-то время живет в Италии, Швейцарии, как раз в те годы выходит в свет его опера «Евгений Онегин». Отдельно был написан «Детский альбом», предназначенный для музыкального воспитания детей, множество увертюр, симфоний.

Таким образом, не подлежит сомнению, что Петр Ильич Чайковский был величайшим композитором, внесший огромный вклад в историю развития музыки.

Кратко 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс, биография

Чайковский

Популярные темы сообщений

Драконовое дерево является символом острова Тенерифе. В русском словаре используются следующие названия: Драконник, драцена, драконово дерево или драцена драконовая.

Роспись по дереву появилась много тысяч лет назад. Ее история начинается еще в каменном веке. Это одно из первых появившихся искусств на нашей планете. Подделки из древесины очень ценились и свидетельствовали о высшем положении в обществе.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Рассказ о П.И.Чайковском детям

Петр Ильич Чайковский – русский композитор, человек, который раскрыл мир вечных ценностей, заложенных самой жизнью. Композитору было подвластно передавать самые тонкие человеческие чувства. Он отзывался своим творчеством на тревоги, проблемы обыкновенных людей.

Петр Ильич Чайковский – музыкант с большой буквы. Какое это великое слово «музыка»! До тех пор, пока слух человека будет готов к восприятию звуков, пока люди будут обладать способностью сопереживать, откликаться, любить, музыка П.И.Чайковского будет им ясна и близка.

П.И.Чайковский боролся за счастье людей, их нужды и заботы всегда были близки душе композитора. Это была поэтическая натура, обаятельная, приковывающая к себе всякого, с кем он встречался. Композитором П.И.Чайковским всегда владело желание общаться посредством музыки с возможно большим количеством людей.

Читайте также:  Рассказ о своей школе по английскому 4 класс

Его мелодии, какую бы форму он для них ни выбрал, — симфонии, оперы, балеты, романсы, ноктюрны – везде находили и находят отклик в сердцах людей.

Кроме долгой композиторской карьеры, длившейся немалых двадцать восемь лет и составляющей основу славы Чайковского, следует упомянуть о трёх других областях его деятельности, из которых одна тоже имеет крупное значение и право на внимание, — это педагогическая. Хотя Чайковский и не особенно любил давать уроки, на это требовалось много сил и отвлекало от композиторской деятельности, тем не менее, он очень добросовестно относился к взятым на себя обязательствам. Он даже давал уроки бесплатно тем из своих учеников, которые или по бедности не в состоянии были платить ему за занятия, или обнаруживали выдающиеся способности.

Особая страница в творческой деятельности Чайковского – дирижерская. К ней он приступил довольно поздно, лишь в 1887 году. Тогда он имел большой успех на концерте, данном под его управлением петербургским филармоническим обществом. Успех на дирижерском поприще Чайковский воспринял как большую личную победу, но не только. Именно благодаря тому, что композитор преодолел свою робость, встал за дирижерский пульт, он посетил Дрезден, Копенгаген, Париж, Лондон, Прагу и везде имел громадный успех, являясь пропагандистом отечественной музыки. Кроме своих произведений, он играл произведения других русских авторов, и в этом нельзя не видеть большой его заслуги.

Одно время он пробовал писать критические статьи. Однако, убедившись в неудобстве совместительства двух непохожих областей, — творчества и критики, — он в скором времени прекратил работу в этой области.

По собственному признанию, Чайковский всегда старался выбирать для своих произведений такие сюжеты, в которых действуют настоящие люди, «чувствующие так же, как и я». Чайковский отрицал всякое «головное» творчество, заявляя, что самые ценные для всякого автора качества – правдивость и искренность. Только пережитое и прочувствованное внутри себя и передавал в звуках Чайковский.

Чайковский явился автором нескольких опер, в том числе «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка. К числу музыкально-сценических произведений относится также и музыка к пьесе «Снегурочка». Им написано три балета, восемь симфоний, а также сюиты, увертюры, концерты, романсы, песни, произведения для фортепиано и другие.

Чайковский ушел рано, далеко не высказав всего, что он мог ещё сказать. Хотя он и говаривал часто, что пора «перестать писать», тем не менее, он работал до последних дней. Незадолго до его ухода, появились новые романсы и фортепианные пьесы. И мог бы ещё обогатить нашу музыкальную литературу вдохновенными произведениями. Впрочем, сделанное им во всех отраслях композиции уже отвоевало ему почетную и завидную позицию в истории музыки вообще, в русской в особенности.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»

Елена Щербакова
Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»

Петр Ильич Чайковский

Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городке родился мальчик и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру и уходил куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри его. И вот музыка все больше стала захватывать Петю. Теперь он садился за фортепиано и подбирал разные мелодии и даже сам пробовал сочинять музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль и долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах, и наконец, сочинил песенку, которую так и назвал «Наша мама уехала в Петербург». Еще Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. Все же музыка занимала его больше всего. Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к Родине, к родной природе. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле. Имя этого доброго и умного человека известно всем, зовут его Петр Ильич Чайковский.

У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб. Ему и посвятил П. И. Чайковский собрание детских музыкальных пьес, объединенный одним названием – «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, а так как он умел играть на пианино, то и исполнить эти пьесы.

В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно найти сказки и игры, узнать новые истории о кукле и многое-многое другое.

П. И. Чайковский «Детский альбом»

«Марш деревянных солдатиков»

«Баба-Яга»

Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела?

«Итальянская песенка»

П. И. Чайковский любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта – Италия и песенка, которую он написал – итальянская. Красивая песенка, потому люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, которые любят петь и слушать музыку – красивые люди.

«Полька»

А вот и полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом и косичкой и надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним поспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.

Читайте также:  Рассказ на тему домашняя утварь и орудия труда

«Болезнь куклы»

У девочки Тани заболела любимая кукла, может она простудилась во время дождя? Таня, как настоящая мама переживает за куклу, заботится о ней, не спит, когда у куклы температура, качает ее, успокаивает, переживает.

«Новая кукла»

Девочке купили новую куклу, какая радость, какое счастье, кукла красива, ну просто очаровательна. Ее можно взять за ручки и весело кружиться по комнате.

П. И. Чайковский «Камаринская»

1 занятие. Цель: вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.

Ход: Дети, вы сегодня услышите новое музыкальное произведение: пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского. Попробуйте сами разобраться, что это за музыка, какая она по характеру, жанру. (Слушание).

2 занятие. Цель: определить замысел композитора: показать веселую, жизненную, народную пляску, научить детей находить зерно – интонацию в музыке, дать представление о народности, основной мелодии пьесы.

Ход: Дети, послушайте музыку и постарайтесь вспомнить ее название и имя композитора. Определите характер, жанр. (Слушание). Музыка веселая, быстрая, под нее можно плясать. Чайковский изобразил в этой музыке пляску. Полюбилась ему незатейливая русская мелодия. Вот она. (Слушание неполных 7 тактов). Он создал на основе мелодии большую музыкальную пьесу. Так часто делают композиторы и тогда народная мелодия становится большим произведением. А называется это – обработка. Послушайте русскую народную мелодию, обработанную композитором. (Слушание пьесы).

3 занятие. Цель: учить детей различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение.

Ход: Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте знакомую пьесу. Скажите, подходит ли эта иллюстрация к музыке. (Слушание 1 части пьесы). А почему вы так думаете? Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинает он свою пляску легко, спокойно, но постепенно расходится, движения его становится шире, быстрее, громче звучит музыка. Но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску. (Слушание сей пьесы).

4 занятие. Цель: учить детей находить в произведении средства музыкальной выразительности: устанавливать связи вариаций с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса. Использовать музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки (на каждую вариацию свой инструмент).

Ход: (Напоминание мелодии). Как называется эта пьеса? Кто ее сочинил? (Исполняется вся пьеса). Что сделал композитор с мелодией? Он сумел создать образ пляски, слышаться разные народные музыкальные инструменты: дудочка, балалайка, гармонь.

Сыграем на инструментах каждую вариацию.

Беседа «Как и что рассказать детям о космосе» Как и что рассказать детям о космосе? Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей.

Конспект НОД «Детям о Петре Ильиче Чайковском» Занятия с детьми. Детям о Чайковском. (старшая, подготовительная группы) о детстве Чайковского. Имя этого доброго и умного человека известно.

Как рассказать детям о Пасхе Как рассказать детям о ПАСХЕ Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать.

Как рассказать детям об истории праздников 23 февраля и 8 Марта День защитника Отечества – 23 февраля 23 февраля – это государственный праздник в РФ, особый праздник для нашей страны, его отмечают повсеместно,.

Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о сексе» Родителям так хочется, чтобы их дети как можно дольше росли в прекрасном сказочном мире, чистом и невинном! И по этой причине откладывают.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?» Цель: повышение компетентности родителей в вопросах нравственного и гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников. Содержание:.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?» В О Й Н А, всего 5 букв. Каждая буква, произнесённая отдельно, таит в себе много интересного, загадочного, т. к. является частью многих слов.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.

Пришла весна. О чём рассказать детям Потеплело, день заметно прибавился. Весной природа оживает, наступает цветение плодовых деревьев и кустарников. На клумбах появляются первые.

Источник

Биография Чайковского

Ранние годы

Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковских часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В биографии Чайковского важно отметить, что в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

Обучение

В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.

Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

Творческая и личная жизнь

Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869 г.) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».

Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.

В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает за границу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.

Читайте также:  Рассказ чехова кривое зеркало читать

За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского: опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.

В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу: пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».

После материальной помощи Надежды фон Мекк композитор много путешествует. С 1881 по 1888 год им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.

Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.

Смерть и наследие

Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.

Другие варианты биографии

Интересные факты

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Чайковского? Пройдите тест!

Источник

Музыка. 2 класс

Конспект урока

Урок 1. «Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Октава это восемь ступеней звукоряда, восемь, расположенных по очереди нот.

Если начинать от ноты «до» среднего диапазона нашего голоса или от ноты «до» посередине фортепианной клавиатуры, то получится первая октава.

А если исполнить на фортепиано ряд звуков, расположенных левее первой октавы и звучащих ниже? Тогда получится малая октава: от «до» малой октавы до «до» первой октавы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о разнообразии жанров в русской музыке;

научимся понимать сюжеты и темы;

сможем петь и музицировать.

Основное содержание урока

Вы послушали музыку и понаблюдали за пробуждением природы. А какие чувства пробудила в вашей душе эта музыка? Поразмышляйте, почему творения Петра Ильича Чайковского близки и понятны каждому россиянину??

Гимн России торжественный, радостный, гордый. Он прославляет Россию и русский народ так же, как Пётр Ильич прославлял нашу великую страну музыкой Концерта №1.

В своих музыкальных произведениях Пётр Ильич рассказывал о красоте русской природы, о России. А в его «Детском альбоме» есть пьесы об играх, путешествиях, сказках, фантазиях беззаботного детства. «Детский альбом» Чайковский сочинил специально для музыкального воспитания и обучения детей.

Послушайте музыкальное произведение и определите настроение и лад, в котором оно написано. Что бы вам хотелось сделать, слушая эту музыку?

Вы правы. Эта пьеса написана в минорном ладу. Но грустной её назвать нельзя, скорее задумчивой, мечтательной. Она называется «Старинная французская песенка». Её протяжная и плавная мелодия уносит нас в далёкие времена. Так и хочется спеть эту старинную песенку.

Давайте послушаем, как исполняет это произведение Большой детский хор. Обратите внимание на нотную запись пьесы. Как движется мелодия?

Мы слышим и видим в нотной записи, что мелодия этой песенки движется поступенно вверх от ноты до, по нотам первой октавы, чуть-чуть затрагивая верхние ноты и обратно. Можно сказать, что эта пьеса написана в среднем регистре.

У каждого инструмента и у голоса каждого человека есть такие регистры. Когда мы говорим спокойно, то наш голос звучит в среднем регистре. А когда выражаем удивление, задаём вопрос или восклицаем, наш голос повышается, и мы слышим высокий регистр. Говоря твёрдо, убедительно, с остановками и замедлениями в конце предложений, либо переходя на шёпот, мы пользуемся низким регистром своего голоса. Попробуйте сказать одну и ту же фразу с разными интонациями. Вы сразу заметите, что меняется и высота, и окраска вашего голоса.

Да, это «Марш деревянных солдатиков» и исполняется он в верхнем регистре. Таким образом, Пётр Ильич показал маршевостью и высокими звуками фортепиано, что это очень храбрые солдатики, но всё-таки игрушечные.

Очень интересно. Эта пьеса месяца ноября. Ноябрь в России это уже почти зима: лежит снег и всё замерзает. Эта пьеса называется «На тройке». Тройкой у нас называют коней, запряжённых вместе под дугой, на которую привязывали звонкие колокольчики.

Почувствовать и увидеть музыку нам помогает протяжная мелодия, которая напоминает русскую народную песню, такую пели ямщики, проводя в дороге под звон бубенцов всю жизнь. И опять мы слышим, насколько песенна музыка Чайковского.

В балете много музыки и танцев, которые исполняются балериной или танцором, или группой танцоров. По интонациям музыки и танца можно понять сюжет, настроение и характер персонажей.

Посмотрите фрагмент из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и продирижируйте музыкой «Танца маленьких лебедей».

Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Пётр Ильич писал музыку в разных жанрах, передавая в ней красоту русской природы, подчёркивая неповторимость русской народной культуры.

Разбор типового тренировочного задания

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует прозвучавшей музыке.

А) Музыка мелодичная, спокойная, носит песенный характер.

Б) Музыка чёткая, торжественная, носит маршевый характер.

В) Музыка яркая, динамичная, носит танцевальный характер.

П. Чайковский. «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро».

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Слушая музыку, попробуйте представить, что бы вам больше хотелось под неё делать: петь, маршировать, или танцевать?

Разбор типового контрольного задания

Образуйте пары: песенность, танцевальность, маршевость музыки – музыкальное произведение П.И. Чайковского.

Песенность, танцевальность, маршевость.

«Марш деревянных солдатиков», «Танец маленьких лебедей», «Во поле береза стояла», «Октябрь. Осенняя песнь».

«Во поле береза стояла» остаётся без пары, так как не является музыкой П.И. Чайковского, это народная песня.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Источник

Познавательное и интересное