Творчество Корнея Чуковского
Содержание статьи
Немного биографии
Матерью будущего писателя является простая крестьянка из Полтавской губернии Екатерина Осиповна Корнейчукова, родившая от тогда еще студента Эммануила Соломоновича Левенсона. Детство Корнея Ивановича прошло в городе Одесса, куда его мать была вынуждена переехать. Причиной данного решения было то, что отец писателя оставил ее, как женщину «не своего круга».
Первые публикации Корнея Ивановича вышли в газете «Одесские новости», чему поспособствовал его друг Жаботинский. Затем произведения – статьи, очерки, рассказы и другие – просто «полились рекой», а уже в 1917 году писатель принялся за большой труд о творчестве Некрасова.
Затем Корней Иванович брал в качестве предмета изучения многих других литературных деятелей, а уже в 1960 году писатель принялся за один из главных трудов своей жизни – пересказанное изложение Библии специально для детей.
Главный музей писателя в настоящее время работает в подмосковном Переделкино, где Корней Иванович окончил свою жизнь 28 октября 1969 в результате заболевания вирусным гепатитом. В Переделкино дача Чуковского находится неподалеку от места, где жил Пастернак.
Творчество Чуковского
Для молодого поколения Корней Иванович написал большое количество интересных и занимательных сказок, самыми известными из которых являются такие произведения – «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и луна», «Путаница», «телефон» и «Приключения Бибигона».
Самыми известными детскими стихами Чуковского считаются следующие «Обжора», «Слониха читает», «Закаляка», «Поросенок», «Ежики смеются», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха», «Свинки», «Огород», «Верблюдица» и многие другие. Замечательно то, что практически все они не потеряли актуальности и живости и в настоящее время, поэтому часто включаются практически во все сборники-книги, предназначенные для подрастающего поколения.
Написал Корней Иванович и несколько повестей. Например, «Солнечная» и «Серебряный герб».
Живо интересовался писатель вопросами и проблематикой детского воспитания. Именно ему читатели обязаны возникновением интересного труда о дошкольном воспитании «От двух до пяти».
Интересны для литературоведов и следующие статьи Корнея Ивановича – «История моего «Айболита», «Как была написана «Муха-Цокотуха», «О Шерлоке Холмсе», «Признания старого сказочника», «Страничка Чукоккалы» и другие.
Рассказ о творчестве чуковского для 2 класс
Даже сегодня, когда тысячи современных авторов создают стихи и рассказы для детей, многие родители предпочитают покупать своим малышам книги Корнея Ивановича Чуковского. Почти все ребята знают его сказки о Федорином горе, Путанице и Мухе-цокотухе. А люди постарше даже смогут процитировать несколько строчек наизусть.
Кто такой Корней Чуковский?
Детство Корнея Чуковского
Чуковский родился в Петербурге, но довольно рано переехал с матерью в Одессу. Там он поступил в гимназию и успешно в ней обучался. К сожалению, руководство гимназии не позволило юному ученику закончить обучение. Причиной исключения из учебного заведения стало то, что Чуковский происходил не из знатной семьи, как другие обучающиеся. Отец мальчика рано покинул семью, оставив Чуковского с матерью, которая не могла оплатить обучение в частной школе. Это, однако, не помешало будущему любимцу детворы стать образованным человеком. Все необходимые учебники Чуковский изучил самостоятельно, сдал экзамены и получил аттестат.
Начало писательской карьеры
Расцвет карьеры
Вернувшись на родину Корней Чуковский продолжает развивать свои литературные способности, работает над переводами и рецензиями, получает должность в столичном журнале.
К критическим статьям и заметкам Чуковского прислушиваются, а его мнение в литературной среде становится все более влиятельным.
В это время в полной мере раскрывается его удивительный переводческий талант. Стихи в переводе Корнея Чуковского –органично ложатся на родной нам русский язык, передают атмосферу произведения и удивительно приятны на слух
От двух до пяти
Писать для детей Чуковский стал не сразу. Все начиналось с того, что автор наблюдал за малышами, которые еще только учатся правильно говорить и записывал забавные слова и мысли, которые обычно так веселят взрослых. Несколько лет спустя, он выпустил целый сборник детских высказываний, которые и по сей день заставляют улыбаться и молодых и взрослых читателей.
Как Чуковский стал детским писателем?
Это удивительно, но автор самых известных детских стихотворений никогда не мечтал стать детским писателем. Первые произведения, адресованные детям, появились случайно. Однажды его маленький сын попросил рассказать ему новую сказку и Чуковский без подготовки придумал стихотворный рассказ про крокодила. Стихотворение очень понравилось мальчику и впоследствии они с сыном записали его. Строки про крокодила, проглотившего солнце, полюбились и другим детям.
В двадцатых годах прошлого века Чуковский один за другим выпустил несколько своих знаменитых произведений, полюбившихся и малышам и их родителям.
Чуковский и дети
Писатель очень любил детей. В то время, когда у него самого уже были внуки, он построил просторный деревенский дом, куда переехал из города со всей своей большой семьей.
В летнее время Чуковский организовывал для детей веселые тематические праздники, которые приводили в восторг не только членов семьи Чуковского, но и всю окрестную детвору.
Сказочные и волшебные сюжеты произведений Чуковского стали основой для детских кинофильмов и замечательных мультфильмов.
На протяжении многих лет неоднократно выходили новые экранизации Айболита, Мойдодыра, Тараканища.
Последние годы
Чуковский любил работать и продолжал радовать читателей своим творчеством до глубокой старости. В последние годы жизни он выпустил несколько серьезных научных трудов о знаменитых русских и зарубежных писателях. Вспоминая о прожитой жизни, Чуковский писал о своих современниках, о работе, о вдохновении.
Сейчас во многих городах именем Корнея Чуковского названы улицы и парки, а в доме, где раньше жил писатель организован музей.
Урок по литературному чтению: «Творчество К.И. Чуковского» (2-й класс)
Класс: 2
Задачи урока: формирование техники чтения и приёмов понимания прочитанного; развитие интереса к самому процессу чтения; введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; развитие устной речи; развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1); выставка книг К. И. Чуковского; выставка рисунков учащихся; аудиозапись сказки К. И. Чуковского «Бармалей»; индивидуальные кроссворды-тесты для каждого ученика; книга «Родная речь. 2 класс» II часть. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2008.
I. Организационный момент
Любишь ли ты сказки?
Так слушай и молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз
II. Речевая разминка. Слайд 2
— Проговорите строчки в разном темпе (быстро, медленно), с разными интонациями (радостно, грустно, удивлённо), чётко проговаривая слова.
Постановка проблемного вопроса:
— Строчки какого произведения послужили вам в качестве упражнения для разминки речевого аппарата? (Сказка «Мойдодыр»)
III. Тема и цель урока. Слайд 3
— В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек. С давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, называли его ласковым именем «Чукоша».
Постановка проблемного вопроса:
— Назовите имя человека, о котором вы услышали? (Услышали строчки о К.И. Чуковском)
— Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Творчество К.И. Чуковского)
IV. Проверка домашнего задания. Работа по учебнику
Домашнее задание дети получили разноуровневого характера:
Чтение вступительной статьи о творчестве К.И. Чуковского.
— Прочитайте статью о творчестве писателя в книге для чтения.
— Чему учат книги К.И. Чуковского? (Весёлому настроению, любви, доброте, радости общения друг с другом)
Проверка домашнего задания. Рассказ о творчестве К.И.Чуковского (сложный уровень).
— В первом классе вы уже знакомились с некоторыми произведениями К.И. Чуковского.
Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского.
Корней Иванович Чуковский родился в 1882 году в городе Санкт-Петербург, умер в 1969 году в городе Москве. Корней Иванович знаменитый русский писатель, критик, литературовед, переводчик. Доктор филологических наук. С 1901г. выступал как журналист, печатая очерки о современных писателях, позднее собранные в книгах.
Созданные Чуковским сказки в стихах остроумные, изящные, не лишённые назидательности, быстро нашли дорогу к сердцам маленьких читателей.
В результате кропотливого изучения речи, словотворчества и психологии детей возникла книга «От двух до пяти».
Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского в книге для чтения.
— Узнали ли вы сказки К.И. Чуковского? Что перепутал художник?
Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского (средний уровень). Слайд 4
— Отгадайте названия произведений по отрывкам. (Приложение 2)
Дети хором читают строчки из сказки «Тараканище», имитируя движения животных.
VI. Продолжение работы по теме урока «Творчество К.И. Чуковского»
Проверка домашнего задания. Рисунки к произведениям К.И. Чуковского (слабый уровень)
— Рассмотрите рисунки, представленные на доске. Подумайте, к каким произведениям они нарисованы? («Телефон», «Бармалей», «Тараканище», «Мойдодыр»)
— Назовите нарисованных героев? (Цапли, Бармалей, Таракан, Умывальник, Бегемот и т. д.)
— Посмотрите на выставку книг писателя. Многие из них вам уже знакомы. Какие виды
жанров встречаются в произведениях К.И.Чуковского? (Литературные сказки, стихи, песенки, проза, загадки)
— После урока каждый из вас сможет рассмотреть книги на выставке и выбрать себе что-то для чтения.
— Корней Иванович использовал в своих детских книжках и фольклорные формы – считалки, поговорки. Некоторые строчки из сказок стали поговорками. Вспомните произведение «Телефон». Какие можно услышать слова от человека, когда он находится в затруднительных ситуациях? («Ох, не лёгкая эта работа – Из болота тащить бегемота!»)
VII. Прослушивание отрывка из сказки К. И. Чуковского «Бармалей»
Прослушивание первой части сказки «Бармалей» в исполнении народного артиста Государственного академического Малого театра России Афанасия Кочеткова.
— Сейчас вы прослушаете первую часть сказки «Бармалей» в исполнении мастера художественного слова: народного артиста Государственного академического Малого театра России Афанасия Кочеткова.
— Слушая, обратите внимание, как выразительно артист читает сказку: как передаёт чувства, настроение, как произносит звуки и их сочетания, как выделяет важные по смыслу слова, как подобрана громкость.
— Чем закончилась сказка? (Бармалей захотел исправиться, пообещал стать добрее)
— Чему учит сказка «Бармалей»? (Умению прощать, доброте, послушанию и др.)
VIII. Работа по книге для чтения. Стихотворение «Путаница»
— К.И.Чуковский любил шуточные «нелепицы», для которых придумал название – «перевёртыши». Сегодня мы с вами будем читать такое стихотворение-«перевёртыш».
— Можно ли по названию стихотворения догадаться, о чём пойдёт речь? (Да, наверно, что-то смешное, необычное, удивительное др.)
— Как вы думаете, весёлое это стихотворение или грустное? (Если путаница, то, наверное, что-то смешное должно случиться)
Самостоятельная работа. Дети работают в парах. После прочтения задаются вопросы.
— Какое у вас настроение, после прочтения стихотворения? (Весёлое, шаловливое)
— Что это, по-вашему, шутка, сказка, небылица? Обоснуйте свой ответ. (Это стихотворение более похоже на небылицу, потому что в нём описаны моменты, которые не возможны в жизни: море горит, тушили море грибами, блинами, рыбы по полю гуляют, мыши кошку посадили в мышеловку и др.)
— Что роднит стихотворение «Путаница» со сказкой? (В стихотворении есть вымысел, положительный герой, победа добра и др.)
— Зачем зверята затеяли путаницу? (Чтобы веселиться, проказничать, шалить. Делать то, что делают непослушные дети)
— Понравилось ли вам, что путаница закончилась благополучно? Почему? (Не случился пожар, все «стали» теми, кем и должны быть и др.)
— А как вы озаглавили бы это стихотворение? («Баловство зверей», «Шалости»)
Подготовка к выразительному чтению.
— Назовите героев стихотворения. Все ли они похожи друг на друга? (Зверята – весёлые, шаловливые, непослушные; Заинька – серьёзный, умный)
— Как на чтении передать поступки зверят? (Удивлением, возмущением, смехом)
— Каким тоном прочитать окончание стихотворения? (Рассудительным, весёлым)
— Вспомните, как артист выразительно читал сказку «Бармалей». Постарайтесь прочитать стихотворение, как артисты театра.
— Читать текст автора будете по-цепочке, а хором будете воспроизводить слова зверей. Читать надо так, чтобы слушателям было весело, смешно и интересно.
Выразительное чтение стихотворения.
— Как вы думаете, нужны ли такие произведения, ведь в них всё перепутано и в жизни такого не бывает? Обоснуйте свой ответ. (Нужны, потому что такие стихотворению поучают)
IX. Творческое задание. Слайд 5
— В стихотворении нам встречается много слов, схожих звуками и целыми словами. Найдите такие слова и сочетания звуков в стихотворении. (Утята, котята, поросята; закрякали, заквакали; хрюкать, мяукать и др.)
— Зачем в стихотворении встречаются такие слова, сочетания звуков? (Возникает чувство весёлой, озорной игры)
— Сейчас вы попробуете стать поэтами и придумаете несколько строчек-дополнений к стихотворению К. И. Чуковского. Для этого вам нужно подобрать новые рифмы к предложенным строчкам:
Учитель может «напеть» ритм строчек. Далее дети работают самостоятельно.
В результате могут получиться такие строчки:
А за ними и щенята:
«Надоело нам рычать!
Мы хотим, как цыплята,
По-пи-щать!»
Наши-то портные
Храбрые такие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку –
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
XI. Продолжение работы по теме урока «Творчество К.И. Чуковского». Слайды 6-8
— Только что вы «проиграли» английскую народную песенку в переводе К.И. Чуковского и теперь пришла очередь загадок. Посмотрите, перед вами иллюстрации-подсказки, слушайте внимательно, думайте, отвечайте правильно. (Приложение 3)
XII. Повторение пройденного по теме урока «Творчество К.И. Чуковского». Слайд 9
— К.И. Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью. Его произведения учат нас любви, доброте, радости общения друг с другом.
— Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки К.И. Чуковского.
Учащиеся получают кроссворды-тесты по сказкам К.И. Чуковского «Айболит», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон». (Приложение 4)
Решения кроссвордов проверяются по словам, которые получаются в выделенных клетках
— Поставьте себе оценку за решение кроссворда.
— Чему вы учились сегодня на уроке? (Выразительно читать, думать, отвечать на вопросы, подбирать рифмы и др.)
— Зачем вам это нужно? (Уметь красиво и правильно говорить, уметь общаться с другими)
— Оцените урок. Что запомнилось больше всего? Почему? (Высказывания детей)
— Оцените свою работу на уроке.
— Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились? Кто на уроке испытывал затруднения, чувствовали неуверенность? Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились?
XIV. Домашнее задание. Слайд 10
Домашнее задание дети получают дифференцированное:
1. Традиционное: чтение стихотворения «Радость»
2. Творческое: иллюстрация понравившихся строк стихотворения «Радость», заучить их наизусть и объяснить свой выбор.
— Урок окончен. Всем спасибо!
1. Большая советская энциклопедия. Гл. редактор А. М. Прохоров. М.: Издательство «Советская энциклопедия» 1978
2. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Нетрадиционные уроки в школе. Часть 2. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004
3. И. Г. Сухих. Новые занимательные материалы. М.: ВАКО 2007
4. К. И. Чуковский. От двух до пяти. М.: Детская литература 1984
5. К. И. Чуковский. Сказки, песенки, стихи для самых маленьких. Республика Дагестан: Издательство АСТ 2002
Как составить рассказ о творчестве Корнея Чуковского для 2 класса?
Литературное чтение 2 класс:
Найди информацию о творчестве К.Чуковского в энциклопедии или в интернете и составь рассказ о творчестве писателя.
При составлении сообщения на заданную тему необходимо помнить, что в данном случае упор нужно сделать не на биографию писателя, а на произведения, им созданные.
Нужно отметить, что Чуковский довольно самобытный автор. Прежде, чем начать писать произведения для детей, он освоил профессию литературного критика, по самоучителю выучил английский язык, а затем совершенствовал его во время командировки в Лондон. До сих пор переводы писателя пользуются особой популярностью во всем мире.
Корней Иванович изучал творчество классиков литературы и стал довольно известным критиком. А в 1916 году он написал свою первую сказку в стихах про Крокодила для маленьких слушателей и читателей. Произведение было разгромлено критиками.
Юным читателям очень повезло. Хотя Корней Иванович был очень расстроен тем, как было принято его первое детище, он не бросил тяжелый писательский труд и продолжал писать литературу для детей.
Повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» в 5-6 предложениях для читательского дневника.
1). Витя Малеев учится в 4 классе, и у него плохо с арифметикой.
3). Ребята из класса и учитель стыдят друзей, но они все никак не исправляются: Витя тратит время на футбол, а Костя на домашних животных.
4). Витя проявил силу воли и научился решать задачи.
5). Костя прогуливал школу, но ребята во главе с Витей помогли ему в учебе.
6). Друзья показали номер с ученой собакой и стали учиться впоследствии уже на пятерки.
Это краткое содержание книги.
Сказка «Ашик Кериб» известна нам во многих вариантах, но видимо имеется в виду пересказ этой сказки выполненный Михаилом Лермонтовым. Лермонтов назвал сказку турецкой, хотя она характерна для многих народов Закавказья.
План пересказа сказки «Ашик-Кериб»:
Древняя история о том как британские племена уничтожали друг друга за место под солнцем. С точки зрения официальной истории здесь показана борьба между пиктами и шотландцами, которые жили в 1 тыс. до нашей эры на территории современной Шотландии.
Надо понимать, что описанная история произошла в какой-то определенной местности, и именно живущих там пиктов положил король Шотландии. По праву короны это была его земля, и он изгонял другие племена со своей территории.
****Ну а легенда про вересковый эль, а в первоисточнике это именно эль, а не мед, повествует о стойкости духа пиктов, которые имели огромную волю победе и были бойцами, смело глядели в глаза смерти.
Итог: понятие родина можно заключить в национальный продукт.Вересковый мед стал ключом к владению Родиной. Жизнь пиктов приобретала высший смысл при этом понимании своего предназначения и они гордились этим.****
На самом деле не все так печально и безысходно, как перевел Маршак. Рецепт верескового эля, старинного пивоваренного наследия Шотландии, до сих пор используется. Википедия сообщает, что:
В другом источнике сообщается, что:
Можно предположить, что кровь древних пиктов до сих пор течет в жилах британцев, в частности шотландцев. Не зря они постоянно бунтуют.
О пиктах еще писал Редьярд Киплинг. У него есть в цикле рассказов «Пак с Холмов» рассказ о римском центурионе, который служил на Великой Пиктской Стене. Там он общался с людьми этого племени. А было это уже в 1 столетии нашей эры. У этого известного в России автора имеется стихотворение «Песнь Пиктов».
О Корнее Чуковском, 2 класс
К.И. Чуковский худ. И. Нрабарь, 1935
К.И. Чуковский и дети
Вернувшись в Россию, будущий автор «Мойдодыра» становится жителем Санкт-Петербурга, знакомится со многими известными писателями, поэтами, художниками (среди которых Илья Репин, Осип Мандельштам, Александр Куприн, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский и другие), приобретает профессию литературного критика. А потом в жизни страны и жизни Чуковского были две революции, Гражданская война и, естественно, литература. Он много пишет о жизнизнаменитого поэта Н.А. Некрасова, изучает творчество других писателей, переводит стихи английских поэтов.
«Мойдодыр», кому не нравится?
Детским писателем Корней Иванович почувствовал себя далеко не сразу. В 1916 году, когда он был уже известным литературным критиком, написал свою первую сказку –«Крокодил» и составил сборник для детей, называвшийся «Елка». Вы эту сказку, может быть, помните? Она начинается так:
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Или вот это, из «Федориного горя»:
23 августа 1942 года в Сталинграде. Фтот Э. Евзерихина
Сталинградский памятник прославится ещё и тем, что во время героической обороны города в годы Великой Отечественной войны он, несмотря на жесточайшие разрушения, уцелеет и будет восстановлен!