Сочинение: Характеристика Тыбурция в рассказе «В дурном обществе» (+ таблица)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.08.2020 · Обновлено 29.08.2020
(386 слов) Пан Тыбурций Драб является одним из второстепенных персонажей рассказа Короленко «В дурном обществе». Тыбурций очень беден, вместе со своими приемными детьми живет в подвале полуразрушенной и непригодной для жизни часовни. Это мужчина среднего возраста, еще не старый. Описывая внешность персонажа, автор обращал внимание на высокий рост, сутулость, говорящую о бремени вынесенных героем несчастий, и лицо с грубыми чертами. У Тыбурция зеленые глаза, низкий лоб и рыжие волосы, торчащие в разные стороны. Руки пана были покрыты мозолями.
Прошлое пана Тыбурция никому не известно, никто не знал, откуда он пришел в город. Упоминается, что у него были проблемы с законом. Жители города не думали, что Тыбурций может быть аристократом. Все сошлись на том, что он был дворовым мальчишкой какого-нибудь дворянина, который послал его учиться вместе со своим сыном. Именно этим объясняли образованность персонажа. Тыбурций много знал, у него большой жизненный опыт. Драб — очень умный и энергичный человек. Он знал латинский язык и помнил тексты древних поэтов. Чтобы обеспечить себя и детей, Тыбурцию приходилось выступать в трактирах. Он зарабатывал деньги, развлекая людей. В городе не было ни одного кабака, где бы не знали пана Тыбурция. Он кажется веселым человеком, однако в душе у него царит глубокая печаль, в его жизни было много бед и несчастий.
Тыбурций часто воровал. Он признал, что украл еду для Маруси и Валька. Тыбурций очень любил свою семью, всегда нежно заботился о больной и слабой Марусе. Дети для него не обуза. Сам он ходил в лохмотьях, но старался заботиться и о Марусе с Вальком, и о других членах дурного общества. Персонаж разрешает Васе к ним приходить, если мальчик никому не расскажет об этом месте. Тыбурций был рад, что у Маруси и Валька появился хороший друг, он понимал, как Вася важен для детей. Также именно Тыбурций сказал Васе, что его отец — хороший человек. У героя твердый характер. Он может иногда быть грубым и резким, но при этом читатель замечает, что в душе пан благородный и справедливый. У Тыбурция действительно есть чувство справедливости. Он не мог позволить, чтобы Васю наказали за хороший поступок. Поэтому пан принес куклу и все рассказал отцу Васи. Тыбурций был готов пострадать сам, но не допустить несправедливости.
После смерти Маруси Тыбурций и Валек навсегда ушли из города, и больше их никто не видел. Таким образом, с помощью образа Тыбурция Короленко показал, что нищие бывают не только невежественными и безнравственными, но и благородными.
Тыбурций и судья – два персонажа одного и того же произведения, в котором они предстают перед читателем как некие образы людей, которые готовы практически на всё ради людей которых они любят. Автор в произведении превозносит их как именно тех люди, чьему образу нужно придерживаться и чьему примеру нужно следовать в подобных вещах. Их образы автор противопоставляет образам других персонажей, и на их контрасте образы двух данных персонажей выглядят намного лучше и морально правильнее. С помощью данного приёма автор выделяет нужные ему образы в произведении, однако самыми заметными из них являются образы Тыбурция и судьи.
Два этих человека по своему мировоззрению очень и очень схожи, однако их характеры разительно отличаются. Можно даже сказать, что характер одного человека является противопоставлением характеру человека другого, однако при всём при этом эти два персонажа умудряются находить общий язык, и тем самым выстраивать довольно неплохие отношения внутри произведения. Эти люди являются настоящим олицетворением отцовской любви к своим детям, ведь они по настоящему любят своих детей, и, конечно же, готовы сделать всё необходимое ради них, пусть даже то, что они должны были сделать оказалось бы непосильной задачей – они всё равно бы её выполнили, в этом и выражается главная мысль произведения – отцовский долг и любовь.
Оба этих персонажа, которых автор наделил поистине уникальными чертами характера, оба являются родителями, и оба являются приверженками одной и той же философии. По их мировоззрению – для родителя не должно быть ничего дороже его ребёнка, а потому отец должен хранить своего ребёнка как зеницу ока, ведь это прямое продолжения его рода, и если этого ребёнка не станет, то, соответственно, и продолжения рода не будет. Однако это не единственный аргумент в пользу данного мнения. Также оба этих человека очень и очень сильно любят своих детей, ведь они по настоящему к ним привязались, а потому не хотят, чтобы с ними что-то случилось. Два этих человека являются настоящим примером того, как именно должен вести себя любящий родитель, и на какие жертвы ради своих детей он должен пойти, только для того, чтобы его дети могли чувствовать себя нормально. Таким образом, мы видим, какую тему пытался донести до читателя автор, и о чём именно он пытался поговорить с ним, какие темы обсудить.
2 вариант сочинения
Повесть Короленко «В дурном обществе» раскрывает довольно немалый спектр проблем, одной из которых является отношение двух отцов к детям. Это совершенно разные люди, разны отцы, которые так же являются представителями разных слоев общества. Один отец — это судья, что довольно уважаемо в обществе, а другой просто бедняк. Соответственно и относятся к своим детям эти люди по-разному.
Тыбурций нищий человек, который имеет довольно нехорошее прошлое, а может и хорошее, но вот скрывает он это сильно. Кстати, читав произведении изначально в голове не укладывается, как до нищеты мог докатиться такой умный и образованные человек. Этот человек старается не горевать и самое главное, за что его можно уважать, так это за то, что он взял под опеку двух детей, не имея на то достаточно средств. Может он не всегда может им дать хорошую еду, одежду, но все же он дает самое важное – любовь и заботу.
Второй отец совершенно противоположный человек. Он уважаемый и состоятельный. Судья пережил большую утрату, он потерял жену и никак не может полностью прийти в себя. У него двоен детей, которым он дает все необходимое, еду, одежду, обучение, но любовью наделена только дочь. Сына он почему-то игнорирует, не показывает заботы и любви в его адрес. Отец просто стал замкнутым человеком и заботой наделена только младшая дочь Соня.
Случайно дети Тыбурцыя подружились с сыном судьи. Вася хотел дать куклу своей сестры больной девочке Тырбуцыя, но судья замечает это и сразу наказывает сына ни в чем не разобравшись. Мальчик смирился и готов к наказанию, это лучше для него, чем сказать для чего он взял куклу.
Дочь Тыбурция умерла, и он в свою очередь хочет вернуть куклу назад и тем самым рассказать отцу Васи, что его сын не вор. Разговор с судьей был довольно долгим и все же судья понял, что его сын не вор и поступок его был благим. После этого судья пересмотрел свое отношение к сыну и их отношения наладились, отец снова начал дарить сыну любовь и ласку, которую так долго ему не давал.
Отцы совершенно разные, Тыбурций несмотря на свою нищету и страдания все равно готов любить и заботиться о детях, его сердце всегда открыто для людей. Судья в свою очередь замкнулся и совсем позабыл о том, что у него есть сын, которому нужна отцовская любовь и ласка. Но все же все наладилось.
Также читают:
Популярные сегодня темы
Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.
Что такое чудеса? И верят ли в них люди? Господствует ошибочное мнение, что чудеса живут лишь в детских сказках, и верят в них только дети. Иногда кажется, что по мере взросления человек теряет способность верить в чудо
Мальчику Афоне скучно, потому, что его отец на войне, а мать работает. Он остается под присмотром своего дедушки. Дедушка его очень старенький, поэтому в основном лежит на печке или спит.
Мне кажется, любовь к родине является делом довольно личным и не требует какого-то публичного оглашения и обсуждения. Конечно, для того чтобы углубиться в эту тему, возможно почитать какую-то
Один из деревенских гусей, хозяином которого был мальчик по имени Степка, привлекал особое внимание всех окружающих. Обсуждениям подвергалась и его горделивая осанка, и продуманные движения с периодическими замираниями
Пан Тыбурций в рассказе «Дети подземелья»: образ, характеристика, описание в цитатах
Пан Тыбурций, Маруся, Вася и Валек. Художник С. Закржевская |
Пан Тыбурций в рассказе «Дети подземелья» Короленко является одним из главных героев.
Тыбурций является ярким, загадочным человеком с непростой судьбой.
Ниже представлен образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «Дети подземелья», описание внешности и характера, происхождения, семьи героя и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Дети подземелья»
Пан Тыбурций в рассказе «Дети подземелья»: образ, характеристика, описание в цитатах
Пан Тыбурций является нищим бродягой:
«. я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он нищий. «
О внешности пана Тыбурция известно следующее:
«. наружность пана Тыбурция не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо‑выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что‑то обезьянье. »
«. прижимаясь своею безобразной головой. »
«. мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой. »
«. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по‑мужичьи. »
«. гладил жилистой рукой ее белокурые волосы. »
«. его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову. «
О глазах Тыбурция известно следующее:
«. глаза, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упopно и мрачно. »
«. В то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение. »
«. оглядел нас обоих своими острыми, рысьими глазами. «
Судя по всему, у героя были крупные проблемы с законом:
«. Вся беда моя в том, что у меня с законом вышло когда‑то, давно уже, некоторое столкновение… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, очень это была крупная ссора. «
Тыбурций является странным человеком:
«. кривлянье этого странного человека. «
Судя по всему, в прошлом Тыбурций был слугой у помещиков:
«. явилась новая легенда, что пан Тыбурций был некогда дворовым мальчишкой какого‑то графа, который послал его вместе со своим сыном в школу отцов иезуитов лакей перехватил всю мудрость, которая назначалась для головы барчука. «
Нищий Тыбурций является очень образованным человеком, несмотря на свое простое происхождение:
«. как объяснить его поразительную ученость, которая всем была очевидна. »
«. такой поразительной учености. «
Пан Тыбурций знает латинский язык:
«. пан Тыбурций, подняв глаза к потолку, начинал декламировать длиннейшие латинские тексты. «
Чтобы прокормить детей, Тыбурций выступает в кабаках. Посетители кабаков дают ему подачки, на которые тот и живет:
«. Не было кабака во всем городе, в котором бы пан Тыбурций, в поучение собравшихся в базарные дни хохлов, не произносил, стоя на бочке, целых речей из Цицерона, целых глав из Ксенофонта. »
«. шут, потешавший публику из‑за подачек. «
Тыбурций любит своих детей:
«. не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей. »
«. он ласково гладил жилистой рукой ее белокурые волосы. » (о Марусе)
Нищий Тыбурций является умным и энергичным мужчиной:
«. вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум. «
Тыбурций все время кривляется. Но за этим кривляньем скрывается глубокая печаль:
«. кривлянье этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая постоянная печаль. «
Бродяга Тыбурций ворует еду у местных жителей, чтобы накормить своих детей:«. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. «
В конце рассказа маленькая дочь Тыбурция Маруся умирает от болезни (судя по всему, от чахотки (туберкулеза)):
«. отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. «
После смерти Маруси несчастный Тыбурций и его сын Валек исчезают из города навсегда:
«. Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город. «
Таков цитатный образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «Дети подземелья» Короленко, описание внешности и характера героя, его происхождения, занятий, семьи и т.д.
Пан Тыбурций в рассказе «В дурном обществе»: образ и характеристика, описание внешности и характера
Пан Тыбурций. Иллюстрация П. Павлинова |
Пан Тыбурций является одним из самых ярких персонажей рассказа «В дурном обществе» Короленко.
Образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «В дурном обществе»
Пан Тыбурций является бездомным нищим. Он и его дети живут в старой часовне, «подземелье»:
«. я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. »
«. от Тыбурция, который занимал «с семейством» описанное выше подземелье. «
У пана Тыбурция зеленоватые острые «рысьи» глаза:
«. в зеленоватых глазах. »
«. глаза, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упopно и мрачно. »
«. В то время как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно выражение. »
«. в одну секунду оглядел нас обоих своими острыми рысьими глазами. «
«. Вся беда моя в том, что у меня с законом вышла когда‑то, давно уже, некоторая суспиция… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, очень это была крупная ссора. «
«. Помирились на том, что пан Тыбурций был некогда дворовым мальчишкой какого‑то графа, который послал его вместе со своим сыном в школу отцов‑иезуитов лакей перехватил всю мудрость, которая назначалась для головы барчука. «
Тыбурций является довольно интересным человеком:
«. пан Тыбурций Драб, самая замечательная личность из всех проблематических натур, не ужившихся в старом зáмке. «
Тыбурций любит своих детей:
«. не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей. »
«. он ласково гладил жилистой рукой ее белокурые волосы. » (о Марусе)
Нищий Тыбурций вopует еду, чтобы выжить и накормить своих детей:
«. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. »
«. им было необходимо вopoвать или умереть. «
В конце рассказа у Тыбурция умирает дочь Маруся. После смерти девочки Тыбурций и его сын Валек навсегда исчезают из города, где происходит действие рассказа:
«. отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла. »
«. Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город. «
Таков цитатный образ и характеристика пана Тыбурция в рассказе «В дурном обществе» Короленко: описание внешности и характера персонажа, его происхождения, занятий, семьи и т.д.
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей
Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.
Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;
развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;
воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник под ред. ; презентация к уроку, иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и серые камни.
Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце
Антуан де-Сент Экзюпери
I. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:
Я сижу на уроке литературы.
Я хочу получить хорошую отметку.
Я узнаю что-то новое.
Запишите тему в тетрадях
-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. в своих произведениях сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».
2. Словарная работа
Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.
Урок наш будет не просто занятием, а уроком милосердия и добра.
3. Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».
— Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?
— Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню?(Валек, Маруся)
4. Проверка д/з: 1)Роль пейзажной зарисовки. СЛАЙД
-Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)
-Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?
-Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)
-Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)
-А человек печален, когда судьба его драматична.
2) Драма Тыбурция и его детей.
Что означала в этом городе фраза «живет в замке»? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
-Какова была участь неугодных? Зачитайте.
-Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)
-Найдите описание его внешности, зачитайте.
-Драматична ли судьба Тыбурция? СЛАЙД
О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение. то есть, понимаешь, неожиданная ссора. ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
-Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)
3) Драма Васи и его отца.
Выборочное чтение – портрет судьи
-Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах «глубокая неустанная печаль»?
-Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)
-А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)
Какие законы он нарушает? (Нравственные.)
-Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.
-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)
-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)
4. Защита рисунка – инд. Задание
-Какой эпизод изобразил на рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?
III. Изучение нового материала. Эвристическая беседа
1.- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)
— Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение (стр.26 3-й абзац). СЛАЙД
(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)
— Какие средства худ. выразительности использует автор?
(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;
Сравнение — …как былинка, … как головка полевого колокольчика)
— О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость) Слайд
— Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?
(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.
Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)
— Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?
(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)
— Когда раскрылась мальчику эта загадка? (Когда Вася впервые увидел подземелье)
2. Работа с текстом.
— Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30
— Выделите в тексте повести слова, характеризующие подземелье.
Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…
— Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?
Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)
— Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
— Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.
3. Работа с текстом.
— Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.
4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. Стр.32-33
— Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?
(Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»)
— Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)
—Что такое милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)
— Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.
— Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?
(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) — Работа на красных листочках
В результате работы учащихся
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.
Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.
Символ жестоких, несправедливых законов общества
Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.
-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. Это очень актуально в связи с последними событиями в Украине.
6.Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла»
7.Творческая работа— составление синквейнов.
· —Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн 1 в. –Вася Маруся – 2 в.
Одинокий, добрый Грустная, маленькая
Помогает, поддерживает, страдает Голодает, болеет, угасает
Приносит куклу для Маруси Серый камень высасывает жизнь
8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом? СЛАЙД
(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)
1)Акция «Я помогу»…. проходила в лицее – собирали вещи и продукты для детей-сирот
Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца? (Прикрепите сердце)
-Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Прикрепите серый камень) Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т. к. прикрепили сердечко…
А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери: « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?
-Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни не было ничего, связанного с этими словами…
1. Переписать финал повести («Я хочу, чтобы Маруся была жива…»)
2. Написать продолжение повести («Прошло несколько лет…»)