Проектно-исследовательская работа «Тюбетейка(ТҮБӘТӘЙ ) – элемент национальной одежды
МОУ «Красновосходская» СОШ
Тема исследовательской работы:
автор работы: Хайванова Гузель
МОУ «Красновосходской» СОШ
руководитель: учитель истории и обшествознания
Хайванова Татьяна Сергеевна
История появления тюбетейки……….…………………. 5
Разновидности тюбетеек.………………………………. 8
Орнамент татарских тюбетеек………………. 13
Технология изготовления тюбетейки…………………. 14
Популярность тюбетейки. …………. 15
Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.
Рассматривая старинную праздничную одежду татар, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность. Мне хочется изучить и описать историю появления разных видов тюбетеек и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам.
Объектом нашего исследования является традиционный головной убор мусульман – тюбетейка.
Предмет нашего исследования – история и традиции татарского народного костюма, а именно головных уборов.
Цель нашей работы: провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение тюбетейки для мусульман.
изучить историю появления тюбетейки;
описать и выделить особенности и разновидности тюбетейки;
выяснить, носят ли тюбетейки носят жители нашего села.
В исследовании использовались следующие основные методы:
Анализ литературы по теме исследования.
1. Изучение истории появления, разновидностей, популярности и роли тюбетейки в жизни мусульман.
2. Социологический опрос.
Источниковая база исследования
Написание работы мы начали с изучения истории тюбетейки.
Из книги «Этнография татарского народа», в которой представлены исследования материальной и духовной культуры, общественных отношений и семейного быта, мы узнали о том, какую одежду и какие головные уборы носили татары.
В книге Ф.М.Буреевой «Орнамент тарских татар конца 19-20 веков. К проблеме этнокультурной истории» мы прочитали о том, как именно украшались тюбетейки. Автором на основе анализа прикладного аспекта орнамента, привлечения аналогий среди этнографического материала обозначена динамика развития «искусства украшения» тарских татар. Первоначально, в давние времена, рисунки вышивки или ткани имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила и оставалась только красота. Бережно хранили её, передавали из поколения в поколения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.
Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка. В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза- гаети ), в мечети и дома во время молитвы, во время свадьбы (жених и его отец), на похоронах и поминках
1.1. История появления тюбетейки
Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка. Были детские тюбетейки – обереги. Как правило, их надевали на долгожданных, особенных детей. Эти тюбетейки имели конусообразную форму, а с верхушки вниз свисал «хвост» из тесемки, на его конце – яркая кисточка. Под этой тюбетейкой часто скрывали длинную косичку мальчика, которая тоже означала принадлежность ребенка к особенным детям.
Самая распространенная мужская тюбетейка – черная с белой вышивкой узоров в форме миндаля. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца «каламфур». В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Потому что эти символы предназначены для того, чтобы охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью – мужчине желают иметь 16 детей.
Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например, часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее отряхивать. Считается, что таким образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей. По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона страны является ее обладатель.
Некоторые исследователи считают, что, тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания. Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».
Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.
Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.
1.2. Разновидности тюбетеек
Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:(Приложение1)
По форме различаются: (Приложение 2) — островерхие и конусообразные;
По территориальному признаку делятся на:(Приложение 3)
— татарские;- казахские;- туркменские;- башкирские;- узбекские и т.д.
Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть «чужой» головной убор.
Познакомимся поближе с разными видами тюбетеек.
В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.
Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.
В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастное разграничение. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).
Калфак надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек.
Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы— «покрывала» — особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, так и более ревностным отношением стариков к своим традициям. Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квадратная), территориальной принадлежности и времени бытования уборы.
Тубэтей носят башкиры. Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров.
Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке – пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.
Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха
1.3. Орнамент татарских тюбетеек
1.4. Технология изготовления тюбетеек
Процесс изготовления, как головных уборов, так и обуви делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.
1.5 Популярность тюбетейки
В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере, в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, ученые, инженеры, студенты, школьники. Рабочие и крестьяне же почти не носили тюбетейку. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.
Глава II. Исследование. «Носят ли тюбетейку в нашем селе?»
В нашем селе мужчины – мусульмане обязательно надевают тюбетейки в торжественных случаях: в дни священных праздников, во время молитвы и т.д (Приложение 7)
Летом мы всей семьёй побывали в Казани. Конечно же, посетили сердце этого города – мечеть Кул-Шариф. В мечети есть музей, в котором хранятся старинные книги на арабском языке, Кораны, фотографии, костюмы татар 19 века, головные уборы. Повсеместно расположены сувенирные лавки, в каждой из которых можно приобрести себе тюбетейки. (Приложение 8).
Проведя опрос, мы убедились, что у всех мужчин-мусульман нашего посёлка есть тюбетейка (Приложение 10). Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имянаречение, во время пятничной молитвы в мечети и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина.
Традиционная культура как плодородный слой земли формируется тысячелетиями. За ней эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь народа, ее породившего. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый народ. Она должна быть активно включена в систему ценностей, определяющих истинную духовную суть общества.
В процессе работы мы убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего села. Элемент татарского народного костюма – тюбетейка – сохранился до сих пор.
Я считаю, что цель моей работы достигнута я провела достаточное исследование по истории тюбетеек и выяснила насколько имеет огромное значение этот головной убор для мусульманина.
Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя»
1. Интервью с Шигиахметовым Х.К.
2. Ахметзянов Ю. “Татарская кухня”. – Казань, Татарское книжное издательство, 1975.
3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000
4. Буреева Ф.М. Орнамент татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.
5. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004
6. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.
7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань: Магариф, 2004.