Учёные, их вклад в развитие биологии.
специалист в области арт-терапии
Его вклад в развитие биологии
Гиппократ 470-360 до н.э.
Первый учёный, создавший медицинскую школу. Древнегреческий врач, сформулировал учение о четырёх основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости черепа, позвонки, внутренние органы, суставы, мышцы, крупные сосуды.
Аристотель
Один из основателей биологии как науки, впервые обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством. Создал систематику животных, посвятил многие работы происхождению жизни.
Клавдий Гален
Древнеримский учёный и врач. Заложил основы анатомии человека. Медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию и неврологию, а также философию и логику.
Авиценна 980-1048 г.
Выдающийся учёный в области медицины. Автор многих книг и работ по восточной медицине. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. От того времени в современной анатомической номенклатуре сохранилось множество арабских терминов.
Леонардо да Винчи 1452-1519
Описал многие растения, изучал строение тела человека, деятельность сердца, зрительную функцию. Сделал 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и научно описал их. Его рисунки – первые анатомически верные изображения тела человека, его органов, систем органов с натуры.
Андреас Везалий
Основоположник описательной анатомии. Создал труд «О строении человеческого тела».
Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Также исправил ошибку Аристотеля о том, что мужчина имеет 32 зуба, а женщина 38. Классифицировал зубы на резцы, клыки и моляры. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью.
Уильям Гарвей
Открыл круги кровообращения.
ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657), английский врач, основатель современных наук физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Заслугой Гарвея,
в частности, является то, что именно он
экспериментально доказал наличие замкнутого
круга кровообращения у человека, частями
которого являются артерии и вены, а сердце –
насосом. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».
Карл Линней 1707-1778
Карл Эрнст Бэр 1792-1876г.
Профессор Петербургской медико-хирургической академии. Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы, изучил эмбриогенез цыпленка, установил сходство эмбрионов высших и низших животных, теорию последовательного появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда и т.п. Изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи. Основатель эмбриологии, сформулировал закон зародышевого сходства (установил основные типы эмбрионального развития).
Жан Батист Ламарк 1744-1829г.
Биолог, создавший первую целостную теорию эволюции живого мира. Ламарк ввел термин » биология » (1802). Ламарку принадлежат два закона эволюции:
1. Витализм. Живыми организмами управляет внутреннее стремление к совершенствованию. Изменения условий сразу вызывают изменения привычек и посредством упражнений соответствующие органы изменяются.
2. Приобретенные изменения наследуются.
Жорж Кювье 1769-1832г.
Создатель палеонтологии – науки об ископаемых животных и растениях. Автор «теории катастроф»: после катастрофических событий, уничтожавших животных, возникали новые виды, но проходило время, и снова происходила катастрофа, приводившая к вымиранию живых организмов, но природа возрождала жизнь, и появлялись хорошо приспособленные к новым условиям окружающей среды виды, затем снова погибавшие во время страшной катастрофы.
Т.Шванн и М. Шлейден
Ч. Дарвин
Создал теорию эволюции, эволюционное учение. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:
Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.
Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
Г. Мендель
Основоположник генетики как науки.
Р. Кох 1843-1910
Один из основателей микробиологии. В 1882 году Кох сообщил о своем открытии возбудителя туберкулеза, за которое был удостоен Нобелевской премии и мировой славы. В 1883 году опубликована еще одна классическая работа Коха – о возбудителе холеры. Этот выдающийся успех был достигнут им в результате изучения холерных эпидемий в Египте и Индии.
Д. И. Ивановский 1864-1920г.
Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. Открыл вирусы.
Установил наличие фильтрующихся вирусов, являвшихся причинами болезни наряду с видимыми в микроскоп микробами. Это дало начало новой отрасли науки — вирусологии, которая получила бурное развитие в 20 в.
И. Мечников
Заложил основы иммунологии. Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН. Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Л. Пастер 1822-1895г.
Заложил основы иммунологии.
Л. Пастер является основоположником научной иммунологии, хотя и до него был известен метод предупреждения оспы путем заражения людей коровьей оспой, разработанный английским врачом Э. Дженнером. Однако этот метод не был распространен на профилактику других болезней.
И. Сеченов
И. Павлов 1849-1936г.
Физиолог. Заложил основы изучения высшей нервной деятельности. Создал учение об условных рефлексах. Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.
Гуго де Фриз
Т. Морган 1866-1943г.
Создал хромосомную теорию наследственности.
Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка дрозофила, имеющая диплоидный набор из 8 хромосом. Эксперименты показали что гены, находящиеся в одной хромосоме при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцепленно. Это явление получило название закона Моргана. Было также показано что у каждого гена в хромосоме есть строго определенное место — локус.
В. И. Вернадский
Основал учение о биосфере. Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.
А. Флеминг
И. Шмальгаузен
Разработал учение о факторах эволюции. Ему принадлежат многочисленные труды по вопросам эволюционной морфологии, по изучению закономерностей роста животных, по вопросам о факторах и закономерностях эволюционного процесса. Ряд работ посвящен истории развития и сравнительной анатомии. Предложил свою теорию роста животных организмов, в основе к-рой лежит представление об обратном соотношении между скоростью роста организма и скоростью его дифференцировки. В ряде исследований разработал теорию стабилизирующего отбора как существенного фактора эволюции. С 1948 занимается изучением вопроса о происхождении наземных позвоночных.
Дж. Уотсон (1928г.) и Ф. Крик (1916- 2004г)
1953г. Установили структуру ДНК. Джеймс Дьюи Уотсон – американский специалист по молекулярной биологии, генетик и зоолог; более всего известен участием в открытии структуры ДНК в 1953-м. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
После успешного окончания Университета Чикаго и Университета Индианы Уотсон некоторое время вел исследования по химии вместе с биохимиком Германом Калькаром в Копенгагене. Позже он перебрался в лабораторию Кэвендиша при Университете Кембриджа, где ему впервые довелось встретить его будущего коллегу и товарища Фрэнсиса Крика.
До идеи двойной спирали ДНК Уотсон и Крик додумались в середине марта 1953-го, изучая собранные Розалинд Франклин и Морисом Уилкинсом экспериментальные данные. Объявил об открытии сэр Лоуренс Брэгг, директор лаборатории Кэвендиш.
Детство и образование
В городе Росхульте проживала семья пастора Николаса Ингемарсона. А 23 мая 1707 года в ней появился маленький Карл. Мальчик с детства увлекался ботаникой, хотя родители хотели видеть его священником. Он выращивал цветы и решил поменять свою фамилию на латинизированное слово Линнеус — по названию большой липы.
В двухлетнем возрасте Карл вместе с родителями переехал в Стенброхульт, но образование получил в Векше. Здесь он окончил грамматическую школу и гимназию. Богословие и древние языки мальчик учил неохотно, а математика и биология давались ему легко. Карл старался изучать растения в естественной среде, поэтому часто прогуливал уроки. Латинский язык он выучил только благодаря тому, что захотел прочитать труды Плиния в оригинале.
Доктор, который преподавал ему медицину и логику, посоветовал родителям позволить сыну получить специальность врача. И в 1727 году Карл поступил в Лундский университет, где сблизился с профессором Стобеусом. Преподаватель систематизировал знания Линнея, помог ему заполнить белые пятна в памяти. Юный ботаник продолжал изучать растения и в первый год студенческой жизни создал каталог редких представителей флоры.
Но в Лундском университете Карл не задержался — он перевелся в Упсальский. Хотя и здесь уровень образования его не устраивал, и парню пришлось учиться самостоятельно с помощью наблюдений и опытов. С 1730 году он начал работать демонстратором в ботаническом саду, пользовался успехом у слушателей.
Университет принес Линнею полезные знакомства: он начал общаться с О. Цельсием и У. Рудбеком-младшим. Первый помогал ему хорошими советами и деньгами, второй порекомендовал Карлу отправиться в научную экспедицию.
Путешествия биолога
В 1732 году студент побывал в Лапландии, где изучал три царства природы — животных, растения и минералы. Он собирал информацию об аборигенах и их культуре, а по возвращении домой написал краткую работу с обозрением своих исследований. Через пять лет он издал ее в полном объеме. В 1734 биолог отправился в Делекарлию, затем переехал в Фалун, где изучал минералы.
Через год Карл оказался на берегах Северного моря в качестве соискателя диплома доктора медицины. Настоял на этом путешествии его будущий тесть. Позже Линней побывал в разных местах:
Он изучал кабинеты естествознания в Голландии, труды Карла Линнея публиковались в Лейдене. Здесь впервые узнали о классификации растений на 24 вида по расположению пестиков и тычинок, величине и количеству. При жизни ученый успел создать 12 изданий.
Систематика позволила без труда идентифицировать представителей флоры и фауны даже тем, кто совершенно не разбирается в зоологии и ботанике. Автор учений называл себя творцом, осознавал свое истинное предназначение, искал соответствующие знаки в собственной биографии. В Голландии Карл написал три работы:
В первом труде собрана литература о растениях, второй содержит описание родов, а в третьем классы флоры сопоставлены с системой природы Линнея.
После возвращения в Швецию Карл переехал в Стокгольм и быстро попал в королевский двор — он вылечил нескольких фрейлин травяными отварами. В медицине он постоянно использовал растения. Собственными усилиями Линней создал Королевскую академию наук, стал ее президентом.
В 1742 году ученый занял должность профессора в своем университете. Кафедра ботаники за 30 лет его работы стала уважаемой во всех учебных заведениях. Карл собрал растения для оформления Ботанического сада. Его труды были популярны среди современников, но после переезда в имение Гаммарба Линней отошел от медицинской практики. Он полностью посвятил себя науке, открыл новые виды лекарственных трав и сумел внести их в полноценный справочник. Двадцать пять лет Карл работал над трудом под названием «Система растений», который издал в 1753 году.
Вклад в биологию
Карл Линней стал основоположником современной биноминальной номенклатуры, что и стало его наибольшей заслугой. Каждое растение он обозначал двумя названиями — видовым и родовым. К его достижениям относится и распределение систематических категорий — класс, отряд, род, вид, вариация. Он изучил и описал более 1500 растений, разделил их на 24 класса.
Животные организмы также были для него интересными. Их Линней делил на шесть классов:
Земноводных и пресмыкающихся он отнес к амфибиям, а всех беспозвоночных — к червям и насекомым. Человека Карл включил в класс млекопитающих наряду с приматами. С современной точки зрения такое разделение считается искусственным, так как не отражает реального родства между различными формами. Линней «Человека разумного» поместил в отряд приматов вместе с обезьянами, так как находил большое сходство в строении двух организмов.
Для своей системы он выделял только один-два основных признака, что тоже неверно с учетом современных научных взглядов. Именно поэтому в классификации Линнея ряска, ель, крапива и дуб были в одном отряде. Но все же его систематику многие последователи считали образцом изящной простоты и венцом искусственного разделения.
Но Карл не учел одного факта эволюции: чем ближе разные виды расположены друг к другу в системе, тем более общий предок у них. Это и называется естественной классификацией, более известной в истории. Изучением растений деятельность Линнея не ограничивалась. Он написал несколько сообщений о минералах и почвах, болезнях и человеческих расах. После него остались труды в области медицинской практики и теории, ботаники и зоологии.
Коллекции Линнея
После себя биолог оставил не только научные труды. Всю жизнь он собирал различные материалы, которые сохранились в его коллекции:
Вся его жизнедеятельность была направлена на изучение растений и животных. В своих письмах жене он просил ее опубликовать великую коллекцию после его смерти. А умер он неожиданно — 1 ноября 1783 года от инсульта. Согласно завещанию, все его собрания должны перейти к наследникам. Но жена хотела как можно быстрее избавиться от этого достояния, поэтому связалась с сэром Бэнксом, хотя и его коллекция больше не могла пополняться. И он предложил купить собрание Линнея Дж. Э. Смиту.
Но появились и другие желающие приобрести его, поэтому ученые из университета решили оставить коллекцию в Швеции. Хотя образцы и книги все же покинули страну в сентябре 1784 года, их перевезли в Англию. Из-за этого разразился скандал, научные сотрудники искали виновных в этой потере. Но в Швеции в то время не было короля — он находился в Италии, поэтому не смог запретить вывоз собрания Линнея.
Смит был удивлен многообразием коллекции, ведь он ожидал получить небольшой набор гербария и насекомых. Карл Линней успел за свою жизнь собрать множество артефактов:
Коллекционер основал Лондонское линнеевское общество, которое занималось развитием науки и истории Ирландии и Великобритании. Смит получил должность президента, позже его пожаловали в дворяне за активную общественную деятельность и высокое положение в кругах ученых. А после его кончины общество выкупило остатки коллекции у вдовы Карла за огромную сумму — 3 150 фунтов, супруга получила все деньги только к 1861 году. Но до сегодняшнего дня не сохранилась библиотека, кораллы и минералы, так как они были проданы другим коллекционерам еще при жизни Дж. Смита.
Потомки ученого
В 1734 году Карл познакомился с Сарой Лизой Морене, которая позже стала его законной супругой. Девушка была дочерью доктора Фалуна, настоявшего на поездке своего зятя в Лапландию. Отношения развивались стремительно, всего через две недели после знакомства биолог сделал своей избраннице предложение. Обручение произошло в 1735, а после Линней уехал в Амстердам, где защитил диссертацию.
Свадьбу пара сыграла только через четыре года. Это было скромное торжество в фамильном хуторе Сары. У супругов появилось семеро детей: два мальчика и пять девочек. Но 2 из них умерли еще в младенческом возрасте. В честь жены и ее фамилии Карл назвал род Ирисовых растений, которые растут в Южной Африке, Мореа.
Эволюционные открытия и труды Линнея того времени не отставали от развитых наук — математики, химии и физики. Бинарная номенклатура, которую он ввел, используется и до сих пор. А его классификация растений стала основой для современной систематизации. Биолог смог упорядочить всю хаотичную информацию о растениях и животных, что была собрана до него. Без его усилий и стараний, а также многочисленной коллекции современная биология не смогла бы так далеко продвинуться.
Биологи из России и их открытия
Русские ученые-биологи внесли большой вклад в мировую науку. В этой статье мы расскажем об основных именах, которые следует знать каждому человеку, интересующемуся животным и растительным миром. Русские ученые-биологи, с биографиями и достижениями которых вы познакомитесь, вдохновляют молодое поколение на изучение этой интересной науки.
Иван Петрович Павлов
Эксперименты на собаках
Многие помнят его эксперименты на собаках. На эту тему созданы бесчисленные карикатуры и анекдоты как в нашей стране, так и за рубежом. Каждый раз, когда говорят об инстинктах, вспоминают собаку Павлова.
Павлов Иван Петрович уже в 1890 г. начал заниматься экспериментами на этих животных. Он использовал хирургические методы для выведения наружу концов пищевода собак. Когда животное начинало есть, пища в желудок не попадала, однако желудочный сок из созданной фистулы все-таки выделялся.
Со временем эксперименты Павлова усложнялись. Он приучил собак отвечать определенным образом на внешние раздражители, в частности на колокольчик звонка, который оповещал о скорой кормежке. Благодаря этому у животного вырабатывался условный рефлекс: сразу после звонка появляется пища. Еще не видя еды, собаки начинали выделять из фистул желудочный сок.
Особенность методики Павлова
Происхождение, обучение
Будущий ученый родился в Рязани 14 сентября 1849 г. Его предки по материнской и отцовской линиям являлись священнослужителями, посвятили свою жизнь Русской православной церкви. Павлов окончил рязанское духовное училище в 1864 году, после чего поступил в духовную семинарию этого же города, о которой в дальнейшем отзывался с большой теплотой. Когда он был на последнем курсе, то прочитал труд Сеченова «Рефлексы головного мозга». Он перевернул его дальнейшую жизнь.
Достижения Павлова
Свой первый труд он издал в 1923 году, а в 1926-м правительство СССР построило под Ленинградом Биологическую станцию. Здесь Павлов начал свои исследования в области нервной деятельности и генетики поведения высших обезьян (антропоидов). Кроме того, он работал в психиатрических клиниках.
Следует отметить, что Павлову в сфере познания работы мозга принадлежит чуть ли не самый большой вклад за всю историю. Использование научных методов этого ученого позволило науке понять многое о душевных заболеваниях, а также наметить пути их лечения. Академик, располагая поддержкой правительства СССР, имел доступ к ресурсам, необходимым для исследования. Это позволило ему совершить революционные открытия.
Илья Ильич Мечников
Будущий ученый родился в селе, находящемся близ Харькова, 3 мая 1845 года. В 1864 году Мечников Илья Ильич окончил обучение в Харьковском университете, после чего стажировался на кафедрах вузов Мюнхена, Геттингена и Гисена. Мечников также ездил в Италию, где изучал эмбриологию. Он защитил в 1868 году докторскую диссертацию. С 1870 по 1882 год ученый работал в Одессе. Здесь, в Новороссийском университете, он был профессором зоологии. Ученый успешно сочетал с научной работой преподавательскую деятельность. В 1886 году вместе с Н.Ф. Гамалеей он организовал бактериологическую станцию, первую в России. Ученый переехал в Париж в 1887 году, а через год по приглашению Л. Пастера начал работать в его институте, где возглавлял лабораторию. С 1905 года Илья Ильич Мечников был заместителем директора этого учебного заведения.
Существует множество работ, написанных Ильей Ильичом по бактериологии. Он ставил опыты на самом себе, в результате которых доказал, что холерный вибрион является возбудителем азиатской холеры. Умер Илья Ильич 2 июля 1916 года в Париже.
Какие еще русские ученые-биологи достойны внимания? Предлагаем познакомиться с еще одним из них.
Александр Онуфриевич Ковалевский
Это еще один великий русский ученый, имя которого нельзя не упомянуть. Ковалевский был зоологом, работал в Императорской академии наук ординарным академиком.
Родился Ковалевский Александр Онуфриевич в 1840 году, 19 ноября. Он получил начальное образование дома, а затем продолжил обучение в корпусе инженеров путей сообщения. Александр Онуфриевич вышел оттуда в 1859 году и поступил в Петербургский университет (отделение естественных наук). В период с 1860 по 1862 год Ковалевский занимался у Бронна, Кариуса и Бунзена в Гейдельберге, а затем у Лейдига, Квенштета, Лушки и Моля в Тюбингене.
В 1862 году Ковалевский Александр Онуфриевич окончил обучение в Петербургском университете, после чего последовала защита магистерской и докторской диссертации. В 1868 году Ковалевский стал профессором зоологии. В это время он работал в Казанском университете.
К периоду с 1870 по 1873 год относится поездка в Алжир и на Красное море с научной целью. В 1890 году, после другого заграничного путешествия, он был избран членом Императорской академии наук, а также получил звание ординарного академика. В 1891 году он занял кафедру гистологии в своем родном Петербургском университете.
Большая часть работ этого ученого посвящена эмбриологии, в особенности беспозвоночных. Проведенные им в 1860-х годах исследования открыли зародышевые пласты у этих организмов. Исследования Ковалевского в последние годы были посвящены в основном определению фагоцитарных и выделительных органов у беспозвоночных.
Николай Иванович Вавилов
Этому человеку принадлежит учение об иммунитете растений, а также об их происхождении из мировых центров. Вавилов Николай Иванович открыл закон о наследственном изменении организмов и о гомологических рядах. Этот человек внес большую лепту в изучение биологических видов. Он создал самую внушительную коллекцию семян различных культурных растений в мире. Это еще один ученый, имя которого прославило нашу страну.
Происхождение Вавилова
Вавилов Николай Иванович родился в Москве 25 ноября 1887 года в семье купца второй гильдии и общественного деятеля Вавилова Ивана Ильича. Этот человек был выходцем из крестьян. До революции 1917 года он работал в должности директора фирмы «Удалов и Вавилов», занимавшейся мануфактурой. Постникова Александра Михайловна, мать ученого, была из семьи художника-резчика. Всего в семье Ивана Ильича было 7 детей, однако трое из них умерли еще в детстве.
Учеба и преподавательская деятельность
Начальное образование Николай Иванович получил в коммерческом училище, а затем стал учиться в Московском сельскохозяйственном институте. Он закончил его в 1911 году, после чего остался работать в институте на кафедре частного земледелия. Вавилов в 1917 году стал читать лекции в Саратовском университете, а с 1921 года работал в Петрограде. Всесоюзный Институт Растениеводства Николай Иванович возглавлял до 1940 года. Опираясь на проведенные в 1919-20 годах исследования, он описал все культурные растения Поволжья и Заволжья.
Экспедиции Вавилова
Николай Вавилов 20 лет (с 1920 по 1940 год) руководил экспедициями по изучению растительности Средней Азии, Средиземноморья и др. С одной из них он побывал в 1924 году в Афганистане. Полученные материалы позволили ученому определить происхождение и распространение культурных растений. Это значительно облегчило дальнейшую работу ботаников и селекционеров. Коллекция растений, собранная исследователем, включает в себя более 300 тыс. образцов. Она хранится в ВИР.
Последние годы жизни
Вавилов в 1926 году получил премию Ленина за работы, посвященные иммунитету, происхождению культурных видов растений, а также за закон гомологических рядов, открытый им. Он получил целый ряд наград и несколько медалей. Однако против ученого развернулась кампания, развязанная его учеником Т.Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами. Она была направлена против исследований в области генетики. В 1940 году в результате этого была прекращена ученая деятельность Вавилова. Его обвинили во вредительстве и арестовали. Великому ученому была уготована нелегкая судьба в последние годы. Он скончался в тюрьме Саратова от голода в 1943 году.
Реабилитация ученого
11 месяцев продолжалось следствие против него. За это время Вавилова более 400 раз вызывали на допросы. Николаю Ивановичу после смерти отказали даже в отдельной могиле. Он был похоронен вместе с другими заключенными. Вавилов в 1955 году был реабилитирован, все обвинения в деятельности, направленной против революции, были сняты. Его имя наконец было восстановлено в Академии наук СССР.
Александр Леонидович Верещака
Верещака Александр Леонидович является специалистом в области океанологии и геоэкологии. Ему принадлежит около 100 научных работ. Основные его достижения связаны с применением современных методов в области океанологии и геоэкологии, таких как глубоководные обитаемые аппараты «Мир» (более 20 погружений, 11 экспедиций).
Верещака является создателем модели гидротермальной системы (трехмерной). Он разработал концепцию пограничной экосистемы (бентопелигиали), населенной специфической фауной и связанной с придонным слоем. В сотрудничестве с коллегами из других стран он создал методику определения роли морской нано- и микробиоты (прокариот, архей и эукариот) с использованием современных достижений молекулярной генетики. Ему принадлежит открытие и описание двух семейств креветок, а также более 50 видов и родов ракообразных.
Розенберг Геннадий Самуилович
Ученый родился в Уфе в 1949 году. Он начал свою карьеру инженером, однако вскоре начал заведовать лабораторией, находящейся при Институте биологии башкирского отделения Академии наук. Геннадий Самуилович Розенберг переехал в Тольятти в 1987 году, где работал главным научным сотрудником в институте экологии Волжского бассейна. В 1991 году ученый возглавил этот институт.
Ему принадлежит разработка методов анализа динамики и структуры экосистем. Он создал также систему для анализа экологии крупных регионов.
Ильин Юрий Викторович
Этот ученый родился в Асбесте 21 декабря 1941 г. Он является молекулярным биологом, а с 1992 года и академиком РАН. Достижения его велики, поэтому ученый достоен более подробного рассказа о нем.
Юрий Викторович Ильин специализируется на молекулярной генетике и молекулярной биологии. В 1976 году ученый осуществил клонирование дисперсированных мобильных генов, которые являются эукариотическими генами нового типа. Значение этого открытия было очень велико. Это были первые подвижные гены у животных, которые удалось обнаружить. После этого ученый начал изучать мобильные элементы эукариотов. Он создал теорию о роли дисперсированных мобильных генов в эволюции, мутагенезе и канцерогенезе.
Зинаида Сергеевна Донец
В 1953 г. Донец Зинаида Сергеевна окончила обучение в Киевском государственном университете, через некоторое время защитила кандидатскую и докторскую диссертацию. С 1978 года она работает в Ярославском государственном университете. Зинаида Сергеевна вела работу по исследованию экологии и фауны паразитов рыб бассейна Волги. Ей принадлежит более 100 публикаций в различных научных журналах.
Конечно, есть и другие ученые-биологи нашей страны, достойные внимания. Мы рассказали лишь о крупнейших исследователях и достижениях, которые полезно запомнить.