Рассказ о вальсе из балета спящая красавица

Сказки

Чайковский. Балет «Спящая красавица» (для малышей)

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Спящая красавица»

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.

П е д а г о г. Вы уже знакомы со сказками-балетами П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой-балетом этого композитора «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.

В королевском дворце даётся бал в честь рождения прекрасной, очаровательной принцессы.

Король издал указ, запрещающий держать во дворце иголки, булавки, прясть пряжу веретеном. Шли годы. Принцесса превратилась в красивую девушку.

И вот однажды во дворце собрались гости, чтобы поздравить ее с днём рождения. Никто не заметил, как в доме появилась старуха с веретеном в руках. Принцесса увидела ее, заинтересовалась веретеном, которое она никогда не видела.

Старуха протянула его ей. Принцесса взяла веретено и стала танцевать с ним.

Старуха сбросила свой плащ, и все узнали злую фею Карабос, которая тотчас исчезла.

Вдруг все вокруг осветилось и появилась озарённая волшебным светом добрая фея Сирени. Она сказала, что принцесса не умерла, а заснула и все заснут вместе с ней до ее пробуждения.

Прошло много лет. Молодой принц во время охоты увидел плывущую по реке ладью, украшенную драгоценными каменьями. В ней была фея Сирени. Когда принц приблизился к ней, фея Сирени взмахнула волшебной палочкой в сторону скал, и принц увидел спящую красавицу. Он был поражён ее красотой и просил фею помочь ему найти принцессу.

Фея пригласила принца сесть в ее ладью, и они отправились в путешествие. Вскоре они оказались в замке. Там было много спящих людей, а среди них король и королева. Принц пытался разбудить их, но они продолжали спать.

Читайте также:  Понравились ли вам герои и их поступки расскажите об одном из героев сказки муму

И вот он увидел спящую принцессу. Она была так прекрасна, что он подошёл к ней и поцеловал ее.

Принцесса проснулась. Колдовство злой феи Карабос было побеждено. Очнулись от сна и все остальные. Принц просил короля отдать ему принцессу в жены. Король благословил молодых влюблённых.

Начался пышный праздник.

Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой кошечкой, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик со своими братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга.

Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из III действия в записи или в исполнении на фортепиано.)

А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка, характеризующая злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Прислушайтесь: какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? (Звучит вступление в записи или в исполнении на фортепиано.)

П е д а г о г. Правильно, первая тема звучит зловеще, угрожающе, а вторая спокойно и ласково.

Вступление к балету звучит, когда занавес ещё не открыт. Его исполняет один оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка выразительна.

Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.

Мы всегда узнаем эти темы в балете, хотя при повторениях они звучат каждый раз по-разному. Например, в сцене, когда фея Карабос предсказала маленькой принцессе, что она уколет палец веретеном, в мелодии появляются кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Но злая, беснующаяся тема все равно легко узнается. Ее не спутаешь ни с какой другой. (Звучит фрагмент в записи или в исполнении на фортепиано.)

Читайте также:  Рассказ майская ночь или утопленница читать весь рассказ

2-е занятие

Программное содержание. Закрепить знание детьми двух основных лейтмотивов балета, дать представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы.

П е д а г о г. Мы познакомились на прошлом занятии с балетом П. Чайковского «Спящая красавица». Попробуйте узнать музыку, которую вы слышали. (Звучит вступление к балету. Дети узнают музыку, характеризующую фею Карабос и фею Сирени.)

Почему вы никогда не ошибаетесь в том, какая музыка принадлежит злой фее, а какая доброй?

Мы слышим колючие, зловещие аккорды, взлёт мелодии, настойчивые, злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Тема эта как бы стремится сломить всякие препятствия на своём пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе. (Звучит фрагмент.)

3-е занятие

Какой характер этого вальса?

Д е т и. Светлый, счастливый, нежный, ликующий, праздничный.

П е д а г о г. Прислушайтесь, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно, когда тему ведут струнные инструменты, то изящно, полётно, сказочно-фантастично, когда в средней части вальса звучат флейта, гобой, кларнет и звенящие колокольчики. (Звучит запись.)

Давайте попробуем станцевать этот танец. (Дети импровизируют движения.)

Принцесса танцует с веретеном под музыку стремительную, быструю, в которой можно услышать кружащиеся интонации, напоминающие вращение веретена. Похожие интонации появлялись в теме Карабос, в сцене ее предсказаний. Так музыка рассказывает нам о том, что предсказания злой волшебницы сбылись.

Давайте послушаем танец принцессы с веретеном. (Танец исполняется на фортепиано или в записи.)

А теперь вспомним мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения, вращения (исполняется фрагмент).

Эти интонации в теме злой феи и танце принцессы с веретеном напоминают нам о том, что на судьбу принцессы влияют предсказания феи Карабос.

Читайте также:  Пословицы к сказке царь и рубашка

4-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с музыкальными образами сказочных персонажей. Учить их различать изобразительность музыки. Побуждать детей к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, инсценировках.

П е д а г о г. Давайте сегодня отправимся с вами на другой бал, который король и королева давали в честь пробуждения принцессы и ее свадьбы.

Вы правильно услышали в музыке и нежные, вкрадчивые интонации (звучание гобоя и фагота), и настороженные, тревожные интонации струнных инструментов, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапные цепкие, колючие аккорды с акцентами, которые так похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой. Послушайте его ещё раз. (Фрагмент звучит повторно.)

Давайте выберем сейчас Кошечку и Кота и попросим их станцевать так, как им подскажет музыка. (Дети выполняют задание.)

А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. Как звучит эта музыка? (Исполняется фрагмент.)

Д е т и. Сначала музыка весёлая, шаловливая, беззаботная, игривая, а потом слышится страшный рёв Волка.

А теперь кто хочет стать Красной Шапочкой, а кто Волком? (Дети импровизируют движения танца.)

На бал пришёл и Мальчик с пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик с пальчик и его братья бросились наутёк. (Звучит запись.)

5-е занятие

Программное содержание. Закрепить знание детьми фрагментов балета «Спящая красавица».

Педагог исполняет отрывки из балета по желанию детей. Можно провести занятие в форме концерта-угадайки. Педагог играет фрагменты из балета, а дети отвечают, что это за музыка.

Презентация

В работе использованы фотографии Виктора Александровича Дмитриева, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

Источник

Познавательное и интересное