Великая Отечественная война в литературе
Введение
Тема Великой Отечественной войны занимает огромное место в литературе. Невиданные прежде по масштабам горе и отчаяние коснулись каждого человека, пришли буквально в каждый дом. Отечественные поэты и писатели, естественно, не могли остаться в стороне от этих событий. Они стремились запечатлеть страшные картины и, что еще более важно, передать память о случившемся будущим поколениям.
Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».
Среди прямолинейной агитационной литературы (которая тоже была необходима) изнемогающие на фронте и в тылу люди сразу же выделяли значительные, искренние, затрагивающие душу произведения. Их художественная сила и убедительность была обусловлена тем, что многие авторы сами воевали или были непосредственными свидетелями войны.
В посвященных Великой Отечественной войне произведениях воспевалась беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагу, описывалась жестокость боев и невероятные размеры катастрофы, постигшей советский народ и весь земной шар. Сложился собирательный образ простого солдата, который ради Победы способен пойти на подвиг и пожертвовать своей жизнью.
Смертельная опасность, нависшая над страной, сплотила народ, заставила забыть о всех разногласиях. В области литературы это выразилось в том, что не принявшие советскую власть авторы отбросили политические убеждения и горячо поддержали справедливую борьбу СССР с фашистской Германией.
Поэзия военных лет
Военная тема заняла центральное место в творчестве советских поэтов. Самым значительным произведением стала поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», создававшаяся автором на всем протяжении войны.
Твардовский писал поэму, используя непосредственные наблюдения, сделанные на фронте. Разговорный язык, узнаваемые типичные ситуации, притягательность образа главного героя сразу же сделали ее очень популярной в рядах солдат. Василий Теркин — обычный парень, в котором можно узнать черты своего боевого товарища. Он никогда не теряет присутствия духа, твердо уверен в победе. Главный герой весел и добродушен, а в трудной ситуации, не раздумывая, пойдет на подвиг. Теркин — собирательный образ простого солдата и образец для поведения.
Каждую новую главу поэмы с нетерпением ждали на фронте. Это произведение действительно воодушевляло бойцов и поддерживало в них веру в самых трудных ситуациях.
Твардовским было написано еще немало стихотворений о войне: «Позарастали стежки-дорожки…», «Огонь», «Иван Громак» и др. Среди них можно выделить основанное на реальной истории В. Бросалова произведение «Я убит подо Ржевом».
В годы войны широкой известностью пользовались стихотворения К. М. Симонова: «Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Сын артиллериста» и др. В 1942 г., потрясенный увиденными на фронте ужасами, Симонов написал одно из самых жестких и бескомпромиссных произведений о войне — «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом»).
А. А. Ахматова, которой советская власть причинила немало страданий и унижений (расстрел мужа, заключение сына, запрет на публикацию), оставалась верна своей любви к Родине. Поэтессой был создан цикл «Ветер войны», в котором можно выделить знаменитое стихотворение «Мужество».
Б. Пастернак, который также не испытывал особых симпатий к советской власти, откликнулся на войну в стихотворениях «Страшная сказка», «Ожившая фреска», «Весна».
Проза в годы войны
С самых первых дней Великой Отечественной войны в печати стали появляться документальные рассказы и очерки, созданные военными корреспондентами или писателями, добровольно отправившимися на фронт. Это были живые свидетельства очевидцев, которые поражали читателей своей беспощадной правдой. Широкую известность обрели произведения К. Симонова («Русские люди», «Жди меня», «Дни и ночи»).
С коротких очерков («На Дону», «Военнопленные», «Первые встречи») начал описывать войну и признанный классик советской литературы, автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» — М. А. Шолохов. В роли военного корреспондента писатель уже в июле 1941 г. прибыл на фронт.
В 1942 г. был опубликован рассказ Шолохова «Наука ненависти», основанный на реальных событиях. История лейтенанта Герасимова об ужасах фашисткой оккупации и жизни в плену просто шокирует. Чудом выживший фронтовик завершает свой горький рассказ твердыми словами: «Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах… то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».
В 1943 г. Шолохов начинает работу над романом «Они сражались за Родину», который, к сожалению, остался незавершенным. Однако даже в неоконченном виде роман стал одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На фоне непрерывных яростных боев показаны образы трех главных героев: Лопахина, Звягинцева и Стрельцова. Это самые обычные люди (шахтер, комбайнер и агроном), которые по первому зову встали на защиту Родины. Писатель хотел показать, что вся тяжесть войны лежала на плечах рядовых солдат. Им же принадлежала главная заслуга в избавлении человечества от фашизма.
Послевоенная литература
После Великой Отечественной войны одним из первых значительных произведений стала «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946 г.). Повесть основана на реальной истории подвига летчика А. П. Маресьева, который смог вернуться в военную авиацию после ампутации обеих ног. Автор познакомился с героем на фронте. Повесть, по сути, является художественным переложением рассказа Маресьева о своей нелегкой судьбе. Полевой изменил лишь одну букву в фамилии главного героя — Мересьев.
С рокового поражения в воздушном бою начинается трудное восхождение летчика к «званию» » настоящего человека». Каждый прожитый день Алексея является подвигом: путь по лесу с искалеченными ногами, упорные тренировки на протезах, бесконечные «хождения по инстанциям».
В 1957 г. был опубликован рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», в котором писатель продолжил тему, начатую в «Науке ненависти». В основе произведения также лежит история, рассказанная автору фронтовиком.
Главной задачей Шолохова было показать несгибаемый характер русского человека, его настойчивость, решительность и веру в лучшее. Эти качества помогли советскому народу и в мирное время, когда пришлось поднимать лежащую в руинах страну.
Одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне до сих пор остается дважды экранизированная повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Пять молодых советских зенитчиц во главе со старшиной Васковым вступают в борьбу с отрядом профессиональных немецких диверсантов. Победа достается слишком дорогой ценой: все девушки трагически погибают.
Кульминационная сцена повести — разговор Васкова со смертельно раненой Ритой Осяниной:
— Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
— А мы ее [Родину] защищали.
Военная тема прочно вошла в советскую литературу. Слишком свежи были воспоминания об этих страшных годах. Среди поэтов Великой Отечественной войне посвящали стихотворения К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко и многие другие.
В СССР постоянно появлялись новые повести и романы о войне: «В окопах Сталинграда» (1946 г.) В. Некрасова, «Убиты под Москвой» (1963 г.) К. Воробьева, «В августе сорок четвертого» (1974 г.) В. Богомолова и др.
Перестройка и гласность дали возможность свободно обсуждать ранее запрещенные темы. К сожалению, это привело к тому, что на книжный рынок хлынул мутный поток «разоблачительной» литературы о Великой Отечественной войне. Писатели такого типа стремились и стремятся до сих пор всячески очернить подвиг народа и затушевать значение Великой Победы.
Продолжаются дискуссии вокруг романов «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и «Прокляты и убиты» В. Астафьева. Одни называют эти книги настоящей «солдатской правдой», другие — грязной клеветой и предательством по отношению ко всем ветеранам Великой Отечественной войны.
Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников
Это рассказы о подвигах простых солдат в годы Великой Отечественной войны, о подвигах летчиков. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для чтения в школе.
Горовец.
Автор: Сергей Алексеев
Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец. Знает — впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в воздух. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле — поднялась этажами в воздух.
Летит Горовец, небо окинет взглядом, взглядом проверит землю. Вдруг видит — летят самолёты: чуть сзади, чуть в стороне. Присмотрелся — фашистские бомбардировщики.
Начал лётчик кричать своим. Не ответил никто из наших. Сплюнул пилот в досаде. Зло посмотрел на рацию. Не работает, смолкла рация.
Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и устремился к врагам навстречу.
Развернулся лейтенант Горовец, на второго фашиста бросился. Ура! И этот рухнул.
Рванулся к третьему. Падает третий.
Расстроился строй фашистов. Атакует врагов Горовец. Снова заход и снова.
Четвёртый упал фашист.
Но и это ещё не всё. Не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. Секунда. И сбит самолёт девятый.
Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза.
Не вернулся из полёта лейтенант Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.
Погиб лейтенант Горовец.
А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.
Три подвига.
Автор: Сергей Алексеев
Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.
Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен, а его самолёт подбит. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться к своим. Он шёл сквозь снежные сугробы, один, без людей, без еды.
Солнце садилось и всходило.
Болели раны. Но он превозмогал боль.
Когда силы его покидали, он продолжал ползти.
Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.
Солнце всходило и садилось.
Он совершил подвиг и дошёл до своих.
На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное — неумолимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.
Лётчик лишился ног.
Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного врага.
И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем. без костылей.
Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.
И опять тренировки, тренировки, бесчисленные тренировки.
Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.
— Только в тылу, — сказали лётчику.
Лётчик упросил отправить его на фронт.
Лётчик упросил доверить ему истребитель.
Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.
Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских самолёта.
Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.
Бул-буль.
Автор: Сергей Алексеев
Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.
Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.
Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:
— Рус, завтра буль-буль!
То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.
Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:
— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.
Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.
Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:
— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.
Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.
Высунулся фашист и снова:
Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.
— Не трожь! — строго сказал Носков.
Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.
До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».
К вечеру фашистский солдат умолк.
«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.
Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.
Но вот кто-то сказал:
— Братцы, ползут назад.
— Так и есть, возвращаются.
Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.
Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.
Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.
— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.
— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.
— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.
Сдали солдаты пленного в штаб.
Махнул на прощание фашисту Носков рукой.
— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.
Злая фамилия.
Автор: Сергей Алексеев
Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.
Время военное. Фамилия броская.
Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:
— Д-да. — протянули работники военкомата.
— Д-да. — протянул командир.
Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:
— Видать, твой предок в героях не был.
— В обоз при такой фамилии!
Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:
— Козлов! Сизов! Смирнов!
Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.
Смеются кругом солдаты.
Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.
В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.
— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.
Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.
— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.
Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.
Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.
— Герой! — сказал командир отделения.
Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.
— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!
За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.
Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.
Первый к солдату теперь вопрос:
— За что награждён, герой?
Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.
Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.
Что почитать про войну: десятка лучших художественных книг о Великой Отечественной
В нынешний век Твиттера и ТикТока большая часть произведений о Великой Отечественной войне плохо укладывается в современный канон. Они большие, они обстоятельные, они предполагают, что читатель уже вполне погружен в канву военно-политических событий середины ХХ века.
Большая часть таких книг требует не только известной начальной подготовки, но и определенного «послевкусия». Когда, перевернув последнюю страницу книги, читатель не оставляет сюжет — а ищет другие источники, очерки, мемуары или энциклопедические статьи о событиях, к которым он приобщился во время прочтения книги.
Так что, решив «почитать о Великой Отечественной войне», не ждите рассказа на пять минут. Воевали долгих четыре года, с обеих сторон действовали миллионные армии, а фронты двигались на тысячи километров. Поэтому даже книга об отдельном событии той войны выходит за пределы короткого рассказа.
1. Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину» (1942–1969)
Один из своих самых сильных и столь же загадочных романов Шолохова. Автор писал его целых 27 лет, разделив работу на три этапа: в 1942–1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжег рукопись романа, из-за чего теперь нам доступны только отдельные главы произведения, которые публиковались в газетах и журналах.
Роман повествует об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной — отступлении советских войск на Дону летом 1942 года после того как немцы прорвали оборону в районе Харькова. Действие романа начинается с того, что в бою за небольшой донской хутор от полка РККА остается всего 117 человек, меньше десятой части его состава. Измученные немецкими танковыми атаками и авиацией бойцы идут по степи, стараясь сохранить чудом уцелевшее полковое знамя. Дойдя до соседнего хутора, ослабевшие люди наконец видят полковую кухню, но эта небольшая радость сменяется разочарованием — жители смотрят на отступающих солдат как на предателей и трусов…
Значение книги Шолохова трудно переоценить: он одним из первых заглянул под полог официальной «приглаженной» картинки, рассказав об ошибках, тяжелых поражениях и хаосе войны, о просчетах в планировании военных операций.
В 1975 году роман был экранизирован советским режиссером Сергеем Бондарчуком в одноименном фильме.
2. Валентин Катаев: «Сын полка» (1944)
Одна из первых книг, в которой рассказ о войне был подан с позиции восприятия ее подростком. Хотя герои повести выдуманы, они имели реальные прототипы: в 1943 году Катаев встретил в советской части, воюющей на фронте, мальчика, облаченного в солдатскую форму. Как выяснилось, ребенка подобрали в разрушенном блиндаже: голодного, одичавшего, потерявшего всех родных. Солдаты забрали его в часть, где мальчик прижился и стал своим, помогая бойцам в их повседневных делах.
Герой книги Катаева, Ваня Солнцев, во многом повторяет этот собирательный образ «сынов полка», многочисленных беспризорников, чьи судьбы были поломаны войной, спасенных солдатами.
Впоследствии Катаев стал получать многочисленные письма от реальных детей, которые во время войны также потеряли своих родителей и оказались в частях Красной армии, часто пройдя жизненный путь, поразительно похожий на судьбу книжного героя.
Повесть «Сын полка» дважды экранизировалась, в 1946 и 1981 годах, существует и театральное прочтение сюжета.
3. Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня» (1957)
Именно на этом построена фабула повествования — дивизия, наступающая на плацдарме, перебрасывается на север, одновременно оставляя высадившиеся на другой берег батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. В итоге из нескольких сот человек на плацдарме в живых останется всего пятеро, в том числе главный герой — капитан Борис Ермаков.
В 1969 году повесть Бондарева была экранизирована как часть киноэпопеи «Освобождение».
4. Константин Воробьев: «Убиты под Москвой» (1963)
Повесть Воробьева посвящена одной из самых тяжелых страниц войны — обороне Москвы осенью 1941 года. В центре повествования — учебная рота кремлевских курсантов, которая брошена на ликвидацию танкового прорыва немцев в районе Волоколамска.
Несмотря на плохое снабжение и вооружение, рота задерживает немецкие танки и рассеивает наступающий батальон немцев, но выполняет эту задачу крайне дорогой ценой: из 240 бойцов к вечеру остаются лишь шестеро, все остальные убиты, ранены или пропали без вести. К концу повести в живых остается только один кремлевский курсант, Алексей, который выходит к своим из окружения после жестоких пятидневных оборонительных боев.
В советское время повесть Воробьева неоднократно критиковали за очернение действительности, однако в итоге она вошла в «золотой фонд» книг о войне и удостоилась двух экранизаций — в 1984 и 1990 годах.
5. Анатолий Кузнецов: «Бабий Яр» (1966)
В отличие от многих других книг о войне, роман Кузнецова — автобиографический, он основан на детских воспоминаниях автора о немецкой оккупации Киева.
События романа охватывают период с 1941 по 1943 год и разделены на три больших этапа: окружение советских войск под Киевом и первые дни оккупации, жизнь города в течение двух лет под немецкой администрацией, включая страшные страницы геноцида в Бабьем Яру, и, наконец, часть, посвященная освобождению Украины от нацистов, повествующая о бегстве полицаев и коллаборационистов из Киева и о втором сражении за город, в ходе которого он был взят Красной армией.
Книга Кузнецова стала откровением для СССР: в ней показывался весь ужас войны, к тому же преломленный через восприятие ребенка.
6. Борис Васильев: «А зори здесь тихие. » (1969)
В таком допущении присутствовал свой смысл: в Красной армии служило более 300 тысяч женщин — и их жизнь и судьба на войне часто была гораздо более трагичной, чем тяготы, которые испытывали мужчины.
Впоследствии автор признавался, что ему было крайне сложно писать повесть — ведь реальные прототипы его героев погибли и такой же сюжет стал основой сюжета повести Васильева. В конце книги в живых останется лишь сержант, командир группы, а все его подчиненные погибают.
Повесть Васильева была экранизирована пять раз — три раза в СССР и в России, а также в Китае и Индии.
7. Константин Симонов: «Живые и мертвые» (1959–1971)
Произведение Симонова очень объемное и сложное: это целая трилогия, включающая три книги: «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Несмотря на то, что сюжетные линии и персонажи вымышлены автором, трилогия представляет собой одно из ярчайших произведений о событиях Великой Отечественной войны как в советской, так и в мировой литературе. Симонов смог создать достоверный синтетический образ войны, передав через своих персонажей сотни и тысячи реальных судеб советских людей того периода.
Трилогия дает читателю возможность заглянуть в «три окна» военной хронологии: первая книга охватывает события от начала Великой Отечественной до контрнаступления под Москвой, вторая включает последние дни обороны Сталинграда и начало операции «Уран», третья воссоздает картину лета 1944 года, когда Красная армия освободила Белоруссию в ходе операции «Багратион».
Первые две части трилогии Симонова были экранизированы в СССР.
8. Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17» (1973)
Роман основан на событиях, произошедших в июне 1942 года с караваном PQ-17, который был направлен союзниками через Арктику на помощь СССР. Этот полярный конвой из-за целого ряда трагических случайностей остался без охранения и был почти полностью уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией.
Пикуль детально описывает разгром каравана, трагедию экипажей потопленных судов и ужас гибели сотен людей в холоде арктических морей. Но есть в романе и место подвигу: красной нитью через него проходит рассказ о мужестве и героизме советских, американских и британских моряков, до конца исполнивших свой воинский долг.
В 2004 году роман был экранизирован в России в виде телесериала.
9. Владимир Богомолов: «В августе сорок четвертого» (1974)
Действие романа разворачивается в августе 1944 года после освобождения Белоруссии советскими войсками. Оперативно-розыскная группа СМЕРШ пытается найти немецких агентов в тылу советских войск, так как в эфире постоянно работает неизвестная радиостанция, транслирующая шифрованные послания из прифронтовой зоны.
Командир контрразведчиков капитан Алехин после двухнедельных поисков все-таки находит диверсионную группу. В последующем «моменте истины» советские контрразведчики обезвреживают немецких агентов, победно завершая сложнейшую операцию по их поимке и нейтрализации.
Ценность романа Богомолова в том, что он полностью основан на реальных фактах. В основу романа положены подлинные события, отраженные в официальных документах того времени, а все главные герои как с советской, так и с немецкой сторон имели реальных прототипов.
В 2000 году роман Богомолова был экранизирован.
10. Алесь Адамович: «Каратели» (1981)
Повесть Адамовича стала первой в своем роде, показавшей войну с другой стороны — в рамках психологии немецких захватчиков и поддержавших их коллаборационистов. Эту книгу сложно читать даже физически, поскольку на ее страницы автор выплеснул все темные стороны человеческой души. Герои, точнее — антигерои повести Адамовича последовательно проходят все стадии морального и нравственного падения.
В кульминации произведения все сюжетные линии сходятся на одном событии: «акции устрашения», проведенной в июне 1942 года карательным отрядом в белорусском селе, в результате которой оно было уничтожено вместе со всеми жителями. Ужасные картины геноцида пересекаются с вневременным слоем, в котором эти страшные земные действия и поступки получают пророческую оценку от самого бога: «Пустота, которую я оставил в человеке, может заполниться чем угодно».
Эта повесть Адамовича стала литературной основой фильма «Иди и смотри».