Когда изобрели велосипед? (1 класс, окружающий мир)
Велосипед – одно из самых популярных транспортных средств, особенно среди детей. Оно дарит чувство свободы, позволяет быстро передвигаться и не загрязнять воздух выхлопными газами, как делают это автомобили. Давайте узнаем, когда изобрели велосипед!
Первые попытки
Официально изобретателем первого велосипеда считается немец Карл фон Дрез из Карлсруэ. В 1817 году он создал первый в мире двухколесный самокат. У этого транспортного средства не было педалей, и передвигаться на нем можно было только при помощи ног.
Усевшись на сидение, нужно было отталкиваться от земли – только так колеса приводились в действие. При особых навыках и тренированных ногах можно было достичь скорости до 10 км/ч.
Рис. 1. Первый велосипед.
Важная составляющая велосипеда – колесо – было изобретено гораздо раньше, около 6 тысяч лет назад. Однако все это время его использовали только для передвижения телег, возов и карет, которых тянули на себе лошади.
Появление новых моделей
Необычное транспортное средство фон Дреза подстегнуло умы других изобретателей. В результате в течение ближайших 150 лет велосипед имел множество различных вариаций, пока не приобрел современный вид.
Некоторые историки уверены, что первым, кто создал велосипед, был гениальный мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Как выяснилось, он еще в 1495 году нарисовал подробный макет двухколесного механизма, однако об этом стало известно лишь в конце XIX века.
Современный велосипед
В наши дни многие люди не представляют свою жизнь без «двухколесного друга». На нем ездят на работу, в школу, выбираются на загородные прогулки, отправляются в далекие путешествия.
Сегодня каждый человек может подобрать велосипед по своему вкусу и потребностям:
Рис. 3. Гоночный велосипед.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе окружающего мира за 1 класс мы узнали, когда изобрели первый велосипед. В разное время разные изобретатели делали его все более удобным и надежным. В настоящее время существует очень много различных моделей велосипедов.
Урок по окружающему миру в 1-м классе «Когда изобрели велосипед?»
Презентация к уроку
Цель: формирование представлений об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда;
Универсальные учебные действия
1. Организационный момент. Слайд 2
— Здравствуйте, ребята! Начинаем наш учебный день с хорошим настроением, улыбнёмся друг другу. Пусть урок будет ярким, светлым, насыщенным.
Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!
2. Актуализация знаний. Слайд 3.
— К нам на урок пожаловал гость. Вы его сразу узнаете, отгадав загадку.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он – веселая игрушка
И зовут его. Петрушка
— Петрушка попал в наш большой современный город и растерялся, удивился и даже испугался. Сколько людей, какие высокие здания! Как быстро несутся машины! Петрушка не знает их названий. Поможем нашему герою ориентироваться в городе.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! Автобус.
Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! Автомобиль.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. Велосипед.
— Ребята, поможем нашему герою выбрать самый экологически чистый вид транспорта.
— Поднимите руку, у кого есть велосипед. Как он называется?
— Кто умеет кататься на велосипеде?
— А что такое велосипед?
— Это машина для езды, колёса которой приводятся в движение ногами с помощью педалей.
Наш герой заинтересовался историей появления велосипеда.
— А что бы вам хотелось узнать о велосипеде?
— Интересно узнать, кто изобрёл велосипед.
— Наверное, старинные велосипеды не похожи на современные. Так как они выглядели?
— Исследуем, как устроен велосипед, как называются его части и детали.
— Всё правильно. Наш урок посвящён велосипеду.
Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Двести лет назад жил на Урале кузнец Ефим Михеевич Артамонов.
Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которой было два деревянных колеса с железными ободьями, педали и руль. Когда он ехал по улице на своём самокате, все хохотали и показывали на него пальцем.
Хозяин завода, на котором работал кузнец, пожелал удивить царя Александра I и послал изобретателя с подарком в далекую Москву. Царю подарок понравился. Он щедро наградил кузнеца за выдумку. Но вскоре изобретение было забыто.
Вторым изобретателем велосипеда был Карл Дрез. У машины Дреза не было педалей. Ехать на ней можно было, отталкиваясь ногами от земли. В переводе с немецкого на русский это означает “быстрые ноги”.
— Что вам, ребята, особенно запомнилось из рассказа. Что вас удивило, поразило?
4. Оздоровительная минутка. Слайд 16.
Имитация движений на велосипеде (крутим педали, управляем рулём, сигналим). Дыхательная гимнастика. Упражнения для глаз.
5. Знакомство с устройством велосипеда. Слайд 17.
— Сравните старинные и современные велосипеды. Что сохранилось? А что появилось нового?
6. Виды велосипедов. Слайд 18.
— На каком велосипеде вы ездили, когда были маленькими?
— На каком велосипеде ездите сейчас? А когда вырастете?
— А для чего существуют разные виды велосипедов?
— Какую роль играют велосипеды в нашей жизни?
7. Правила езды на велосипеде. Слайды 19, 20, 21.
Обсуждение проблемной ситуации.
Велосипед меня понёс,
Понёс куда-то под откос.
Он там остался без колёс,
И дальше я его понёс.
(О.Григорьев)
— Что случилось у мальчика? Почему такое произошло?
— Где можно кататься детям?
— В парке, во дворе, где нет поблизости машин и под присмотром взрослых.
— А с какого возраста можно ездить самостоятельно по улицам и дорогам?
Знакомство с дорожными знаками: велосипедная дорожка и движение на велосипедах запрещено.
8. Закрепление. “Собери мозаику”. Работа в парах. Ученики собирают картинку велосипеда: старинный, детский, подростковый.
9. Творческое задание в рабочей тетради (с.17-18).
Нарисовать свой велосипед или велосипед своей мечты.
— Что интересного вы узнали о велосипедах?
— Как выглядели старинные велосипеды?
— Какие правила надо соблюдать при езде на велосипеде?
— Какое задание было для вас самым интересным?
— Как вы оцените свою работу на уроке и работу своих одноклассников?
— Покажите мимикой своё настроение.
— Всем спасибо за урок, за совместную работу.
Презентация и конспект урока окружающего мира 1 класс на тему «Когда изобрели велосипед»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Конспект урока окружающего мира в 1а классе по теме.docx
Конспект урока окружающего мира в 1а классе по теме «Когда изобрели велосипед?» Учитель Катаргина Н.В.
Цель урока: создание условий для сформирования знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Когда изобрели велосипед?» и для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
— знакомство с историей развития и разнообразием современных моделей велосипеда;
— уточнение знаний об устройстве велосипеда, правил безопасной езды на велосипеде;
— обучение приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;
— развитие познавательного интереса и навыков практической деятельности ;
— обогащение словарного запаса обучающихся новыми словами;
— развитие произвольного внимания, памяти и речи
— воспитание бережного отношения к жизни и здоровью;
— обогащение жизненного опыта детей в соответствии с возрастными особенностями
Знания: познакомятся с историей создания и видами велосипеда; усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнят дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено».
Умения: научатся называть и показывать части велосипеда.
Навыки : уточнят правила безопасной езды на велосипеде
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач урока.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе, слушать собеседника; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
учиться строить понятные для партнера высказывания, формулировать собственную позицию.
Личностные: освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;освоить роли ученика; формирование интереса к учению
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок (подготовка рабочего места)
2. Актуализация опорных знаний, целеполагание
(слайд 1 )Мудрая Черепаха приготовила для Вас загадку. Отгадайте её.
У него два колеса и седло на раме.
— Как вы считаете, о чем сегодня будет наш урок? А что вы знаете?
А что бы вы хотели узнать?
Итак тема нашего урока «Когда изобрели велосипед?»
Цели урока (зачитать с экрана)
— когда появился велосипед
— какие существуют виды велосипедов
-ПДД при езде на велосипеде
А у кого из вас ребята есть велосипед? Значит тема будет актуальна и полезна
3. Работа над темой урока
— Ребята, а как вы думаете, когда изобрели велосипед?
(слайд 3) Один юный спортсмен как-то похвалился, что умеет ездить на самокате, «костотрясе», «пауке» и велосипеде. Как вы думаете, сколько механизмов освоил юный спортсмен?
(слайд 4) Оказывается, это разные названия знакомого нам велосипеда, просто в разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.
-Знаете ли вы, кто первым изобрел велосипед?
-рассмотрите рисунок. Похож ли он на современный велосипед?
Но этот рисунок был потерян, и люди увидели его только в конце 19 века. Поэтому так много изобретателей в разных странах мира пытались создать эту двухколесную машину.
(слайд 7 ) Над приспособлением для быстрого передвижения трудились не только в России, но и в других странах. В 1817 году в Германии появился двухколесный велосипед, его изобрел немецкий офицер Карл Фридрих Дрез.
Это была тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли.
— Как вы думаете, удобно ли было ездить на нем?
Передвигаться на нем было неудобно, седока трясло.
Прозвали тогда эту машину «костотряс »
(слайд 8) На смену ему пришел велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц.
(слайд 10) А потом начался самый настоящий бум велосипедов.
2) Устройство велосипеда.
— Из каких частей состоит велосипед? ( работа в парах с помощью учебника с.22)
1. управление велосипедом доверяют ему – РУЛЬ
2. самая главная часть, к которой прикреплены другие его компоненты – РАМА
3. они служат для передачи мускульного усилия на колеса – ПЕДАЛИ
4. они служат для смягчения хода велосипеда – ШИНА
5. наружная часть колеса, на которую крепят шины – ОБОД
6. соединяют центр колеса с ободом – СПИЦА
— Где вы катаетесь на велосипедах?
-Можно ли вам выезжать на проезжую часть?
— Везде ли можно передвигаться на велосипеде?
-Со скольки лет можно выезжать на дорогу
Для велосипедистов, так же как и для водителей машин есть правила безопасной езды.
Решение проблемной ситуации.
Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать свое мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
Посмотрите на знаки.
— кто знает, что они обозначают?
Велосипед, изображенный на синем фоне – разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать.
Любой знак в красном круге – запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде.
5) Разнообразие велосипедистов.
Какие разные теперь выпускают велосипеды. Это зависит от назначения и особенностей конструкции.
ДОРОЖНЫЕ – они предназначены для ежедневных поездок по делам и рассчитаны на многолетнюю службу, не рассчитаны на спортивные нагрузки.
ПОДРОСТКОВЫЙ – маленькая копия взрослого дорожного велосипеда.
ДЕТСКИЙ – представляет собой скорее игрушку, чем серьезное средство передвижения.
ТАНДЕМ – двухместный велосипед
ГРУЗОВОЙ – для перевозки грузов по цехам на предприятиях, для развозки товаров по торговым точкам, для бытовых нужд
МОНОЦИКЛ – цирковой велосипед
4. Закрепление пройденного материала
1 группа – устройство велосипеда
2 группа – советы велосипедистам
3 группа – дорожные знаки
4 группа – виды велосипедов
— Кто стал добрым благодаря велосипеду? (почтальон Печкин)
Выберите велосипед (желтый, зеленый, красный)
Выбранный для просмотра документ когда изобрели велосипед.pptx