Рассказ о вологодском кружеве для детей

Сказки

Конспект занятия «Знакомство детей с происхождением кружева»

Татьяна Мазур
Конспект занятия «Знакомство детей с происхождением кружева»

1 слайд. В зале оформлена выставка вологодского кружева.

Дети заходят в зал, рассматривают, любуются.

— Это что за паутинка

Вся в зигзагах и цветах

Носят шалью на плечах,

Лежат салфетки на столах?

-Вологодское кружево. А почему вологодское? Потому что это чудо создают в городе Вологда.

— обратите внимание на экран.

2 слайд. Изображение города.

— Этот старинный русский город расположен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов.Слайд Местные жители в это время брались за всякие работы: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево.

3 слайд. Ах, вологодский кружевной узор,

В наследство мне доставшееся диво:

4 слайд. Коклюшек перестук неторопливый,

Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,

И колокольцев звон — как от погони,

5 слайд. И уносящие в раздолье кони,

6 слайд. И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,

Снимающий с души моей усталость, —

7 слайд. Осталось все это во мне. Еще осталось.

Ах, вологодский кружевной узор

У вологодского кружева свои элементы узоров. Рассмотрим некоторые из них.

Не только вологодское кружево известно в России, так же красиво 11слайд елецкое кружево, которое отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

13 слайд. Галичское кружево предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

— Как вы думаете, зачем кружева нужны? Кружевами украшали одежду и белье, а также комнаты.

14 слайд. Изделия из кружева (В наличии шаль, 2 салфетки, воротник).

-Как вы думаете, из чего связаны эти вещи?

-Верно, это льняные нитки. Они более прочные и плотные, чем обычные, поэтому кружево не рвётся при стирке.

15 слайд. Работа кружевниц.

-С давних времён в городе создавали эту красоту мастерицы–кружевницы. В небольших мастерских с раннего утра до поздней ночи, часто при слабом свете лучины девушка пели и плели кружева. 16 слайд Тяжелый труд был у кружевниц, но они любили свое дело,и каждая чувствовала себя художником: она сама создавала свои узоры, сама разрабатывала технику.

— Предлагаю вам окунуться в атмосферу кружевоплетения. Для создания кружева сначала надо придумать узор, затем нанести его на бумагу. Проходите в мастерскую, и представьте что вы художники. Узор будем рисовать клеем, начиная с середины, посыпаем его манной крупой. Лишнюю крупу стряхнем. Посмотрите, какие красивые кружева у вас получились, вы настоящие мастера.

Источник

Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям русского народа. Занятие-беседа «Вологодское кружево»

Валентина Королева
Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям русского народа. Занятие-беседа «Вологодское кружево»

Приобщать детей, педагогов и родителей к социокультурным ценностям русского народа.

• Воспитывать у всех участников педагогического процесса интерес и любовь к прошлому и настоящему русского народа. Уважительное отношение к творениям народных мастеров, формировать чувство сопричастности к наследию прошлого.

• Заложить основы воспитания духовно – нравственной личности, способной ценить родную культуру, сохранять лучшие традиции родного народа

Кружево – древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще до нашей эры грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило довольно широкое распространение в Европе.

А свой рассказ я хочу начать с истории Вологодского кружева.

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. Ипатьевская летопись говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева.

Хотя трудно сказать, в какие времена кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно только предположить, что появление его в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это действительно так, то кружева в Вологду попали через Северную Двину, Белое море и Сухону вместе с товаром, который завозили из Западной Европы. Есть другие сведения, что вологодское кружево пришло с берегов Кубенского озера.

В 1820 г. помещицей В. А. Засецкой под Вологдой в сельце Ковырино была создана первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Кадниковском, Грязовецком и Вологодском.

В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 их насчитывалось около 40 тысяч. Обучение ремеслу они начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружевоплетением занимались мальчики.

А ещёговорят: «А откуда же мастера берут рисунки для плетения кружева?» Да из самой природы, которой богата наша вологодская земля, это и красота лесов в разное время года, это и морозные узоры на окнах, «летние паучки», притаившиеся в разноцветии цветов, и «голосистый петушок», разноцветные «снежинки» со сверкающимися лучиками, «жар – птицы», «зелёные елочки в снежном убранстве», «хлебные колосья» и многое другое. Одним словом, что видят наши мастера в родной природе, то и переносят на сколок своего рисунка. Вы наверное со мною согласитесь, что для создания кружевных изделий требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку.

Читайте также:  Рассказ про ютуб на английском языке

В 1876 г. вологодские кружева на международной выставке в Филадельфии получили высокую оценку. В 1893 году с большим успехом их продемонстрировали в Чикаго. На выставках в Брюсселе (1958) и в Париже (1925) они были награждены Золотой медалью. В 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При. (слайд №4)

В 1968 г. художники, В. Н. Ельфина, В. Д. Веселова, К. В. Исакова, Э. Я. Хумала, В. В. Сибирцева, стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

2012 победитель Серебряная коклюшка.

Рядом с Вологодским Кремлём, в самом сердце Вологды, создан первый и единственный в России «Музей кружева». (слайд №25) В его уникальной экспозиции представлены не только знаменитые вологодские кружева: более 700 экспонатов собранной здесь уникальной коллекции отражающие всемирную историю кружевного искусства. Я советую Вам обязательно посетить музей и полюбоваться красотой наших вологодских мастеров.

Открытие Музея кружева состоялось 3 ноября 2010 года. На торжественной церемонии открытия присутствовали представители генеральных консульств Польши, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, руководство министерства культуры РФ, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, глава города Вологды Евгений Шулепов. На открытии музея кружева присутствовала и я вместе со своей семьёй. Это была сказка! Это надо было видеть! Я как будто попала в те далёкие времена прошлого. На Кремлёвской площади был проведён мастер – класс кружевниц всего Вологодского края все вместе плели кружево. Более 500 кружевниц приняло участие в этом мероприятии. Самому маленькому было 3 года, а самой старейшей более 80 лет. Это мероприятие внесено в книгу рекордов гинеса. Под перезвон коклюшек хотелось петь и самой сесть и попробовать себя в роли мастера кружевного дела. Если посмотреть с птичьего полёта, то мы можем увидим северную морозную снежинку, от которой отходили лучики любви и тепла наших мастеров. Это было так здорово! Настоящий праздник Вологодского кружева. С 5 ноября музей открыт для посещения и экскурсий.

Вологодскими кружевами украшают одежду, бельё, головные уборы, сувениры, декоративные изделия. В музее кружева уважаемые родители и дети вы можете посетить учебный класс, где вы можете попробовать себя в роли мастера и постичь первые азы кружевоплетения.

Возвращение к родным истокам (культуре, традициям, истории) стало одним из приоритетных направлений нашей работы. В детском саду функционирует музей родного края, где представлены предметы культуры разных районов Вологодской области, где дети могут соприкаснуться с изделиями народных промыслов, почувствовать теплоту рук мастеров родного края. (слайд26) Участие в выставках музея можете принять и вы уважаемые родители! Наверняка у Вас дома сохранились изделия ваших родителей, бабушек, прабабушек. Я вам предлагаю оформить в группе выставку «Добрых рук мастерство»

«Знакомство дошкольников с вологодским кружевом» в детском саду (старшая и подготовительная группа) ведётся согласно тем: (слайды 27 – 37)

— Беседа о работе вологодских мастериц. Рисование элементов узора. Вилюшка.

— Составление узора на полосе.

— Четырехлепестковый клевер на овальной салфетке.

— Серебряная паутинка с золотыми паучками.

Кружевная снежинка.

— Составление кружевных узоров по замыслу.

— Дополнительные занятия на закрепление навыков рисования кружевных узоров. Шерстяные елочки.

— Морозные узоры на стекле.

Кружевные сказки (граттаж)

Подводя итог нашего путешествия я хочу вдохновит Вас на сохранение культурного наследия наших мастеров и привитии нашим детям уважительного отношения к творениям народных мастеров умение ценить родную культуру, сохранять лучшие традиции родного народа.

Мини-музей «Добрая старина» Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям; знакомить с разными формами русского народного творчества, с бытом русского.

Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Источник

НОД «Вологодское кружево»

Елена Солдатенко
НОД «Вологодское кружево»

Закреплять знания о русском кружеве; умение рассматривать кружева, рассказывать о них.

2. Развивать творческую фантазию, самостоятельности в составлении композиции из знакомых элементов.

3. Воспитывать чувство гордости за Россию, которая славится старинными промыслами и обычаями. Учить получать радость от проделанной работы.

Выставка кружевных изделий. Телевизор и проектор, клеенки, фартуки, пластинки, клей ПВА, манная крупа в розетках.

Ход занятия

Дети входят в зал, встают вокруг выставки кружев.

Читайте также:  Рассказ про астерикса и обеликса

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать: есть в стране

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые изделия. Они связаны из ниток. Вещи связаны из ниток крючком. Крючком можно связать салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала и т. д. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами. Как называют мастериц? (ответы детей) Молодцы, дети.

Воспитатель. А старинный город Вологда всегда славился своими кружевами. Какой город славится кружевами? (ответы детей)

Воспитатель. Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на палочках-коклюшках. (Стук в дверь)

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка из Вологды. (Открывает, достает диск для просмотра.) Давайте посмотрим, что нам прислали! (Просмотр видеосюжета о вологодских кружевницах.) Смотрите, здесь еще. письмо. (Читает.)

«Здравствуйте, ребята!Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Кружевницы».

Поможем кружевницам-мастерицам?

Воспитатель. Молодцы! Но перед этим давайте отдохнём.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали!

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

Воспитатель. Отдохнули? А теперь надо поработать. Вы сейчас превратитесь в мастеров. Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым, проходите и садитесь.

Дети. Зигзаг, волнистые линии, точки, петельки.

С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?

Дети. Засыпать манкой весь рисунок.

Воспитатель. Молодцы! Не забудьте, что лишнюю крупу необходимо ссыпать на чистый лист. Начинать работу лучше начать из центра. Все запомнили?

Самостоятельная работа детей

Играет музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу.

Дети составляют узор и наносят его клеем ПВА на пластинку.

Воспитатель. Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. Кружева получились аккуратные, красивые, разнообразные. Посмотрите, здесь и волнистые линии, и зигзаги, и точки, и кружочки. А кто хочет рассказать о работе своего товарища? (Анализ работы детьми)

Когда работы высохнут, мы сложим кружева в посылку и отправим вологодским кружевницам.

А сейчас наше занятие закончено.

-Итак ребята. чем мы сегодня занимались на занятии?

— Как называют людей, которые плетут кружево?

-.Какой город славится кружевом?

Долгосрочный проект «Музыкальное кружево детства» Долгосрочный проект объединяющий инновационные образовательные практики, связанные с организацией внешкольного воспитательно-образовательного.

Конспект совместной продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы 6–7 лет по рисованию «Морозное кружево» Тема «Морозное кружево» Цель: формировать и развивать эстетическое восприятие в творческом рисунке, через наблюдение предметов и явлений.

Конспект занятия «Волшебное кружево» (старшая группа) Целевые ориентиры: знакомить с народным промыслом-русским кружевом. Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие:.

Источник

Конспект занятия в детском объединении «Вологодское кружево»

специалист в области арт-терапии

Управление образования администрации Озёрского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи»

Методическая разработка занятия

«Кружева, кружева, кружева…»

Лидия Николаевна Рубченкова,

педагог дополнительного образования

Цель занятия: обобщение знаний детей о вологодском кружевоплетении, подведение итогов за год.

— мотивировать обучающихся к изучению народного ремесла кружевоплетения;

— формирование чувств уважения к людям, прославляющим Родину своим мастерством;

— демонстрация результатов образовательной деятельности.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 года обучения объединения «Вологодское кружево».

Материалы и оборудование: рабочие места для плетения на коклюшках (валики на стойках, сколки, булавки, коклюшки, нитки), видеопроектор, альбомы образцов плетения на коклюшках.

Веселый ведут разговор,

Невиданный в мире узор.

И кружево просто на диво

Искусные руки плетут

Воздушно оно и красиво,

Его вологодским зовут.

Добрый день, мои юные мастера по кружевоплетению. Сегодня мы с вами вспомним все темы и вопросы, которые изучали в течении года. Начнем с простого вопроса. Девочки, что означает слово «кружево»?

Это слово означает «окружать», т.е. оплетать, украшать края одежды, полотенец, постельного белья…

Кружевоплетение, как один из видов рукоделия, было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины-богатые и бедные. И если платья царей, бояр и князей украшало кружево из золотых, серебряных, шелковых нитей, то в народной одежде использовалось кружево из льняных и хлопчатобумажных нитей.

Вологодская невеста почти два года сидела за работой, тщательно выплетая из тончайших ниток свой свадебный наряд.

Постепенно кружева вошли в моду. В руках мастериц рождались узорные шарфы, воротнички, накидки, покрывала, косынки…

Какое оборудование нужно для плетения кружев?

Для плетения кружева используются:

— подушка-валик, туго набитый соломой или опилками;

Читайте также:  Сказки про кроликов женевьева юрье

— деревянная подставка для валика; коклюшки-палочки, точеные из разных пород дерева, на их концы наматывают нити для плетения;

— сколок прикалывается к валику…

Кто из вас готов рассказать, что такое сколок?

Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой.

Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент (педагог демонстрирует,дети слушают звук коклюшек).

Скажите, юные мастерицы, из каких нитей плетут кружево?

Кружево плетут из белых или черных льняных нитей.

Где в г.Вологда плетут кружево?

Вологодское кружево плетут на кружевном объединении «Снежинка».

За окном снежок искрится

Под коклюшек разговор,

Зимний звездчатый узор.

Пляшут весело коклюшки,

Смотришь – кругом голова…

И бегут, бегут с подружки

Как затейливые стружки,

Белой стежкой кружева.

А сейчас и вы попробуйте сейчас сплести свой маленький кружевной узор.

Девочки садятся за рабочие места и плетут каждая по своему мини-сколку. Сложность сколка определяют сами учащиеся. Пока идет практикум по плетению, звучит фоновая музыка. По окончании работы взаимопроверка готовых элементов.

Мои кружевницы, какие два вида кружева вы знаете?

Правильно. А как ещё можно назвать парное кружево?

Правильно. Молодцы. А почему это кружево называют мерным?

Его можно измерить.

А где используют парное/мерное кружево?

Такое кружево используют при отделке краев одежды, белья, полотенец.

Какое кружево называют сцепным?

Сцепное кружево – это кружево с использованием крючка.

Расскажите, как выплетают сцепное кружево.

Сцепное кружево выплетают по частям, которые потом соединяют небольшими «сцепами» при помощи вязального крючка.

Какие элементы используют мастерицы при плетении кружева?

Тесьма-полотнянка (вилюшка), сеточка-решетка, насновка, плетешок…

Отлично! А теперь такое задание. Внимательно рассмотрите образцы кружев и назовите, какое это кружево: парное или сцепное, какие элементы использовал мастер при плетении.

Девочки выполняют задание.

Скажите, что характерно для вологодского кружева?

Для вологодского кружева характерно резкое деление на фон и рисунок.

Фон-это ажурная сеточка, прозрачная решеточка, усеянная звездочками и снежинками.

Рисунок – это плетение равное по ширине полотнянкой/вилюшкой. Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на деревья, кусты, цветы… Иногда на старинных изделиях можно встретить гербы, самолеты, и даже сцены повседневной жизни (охота, замужество, уход за растениями илиживотными…).

А теперь мы посмотрим прекрасные кружевные изделия (просмотр презентации).

Обратите внимание на панно «Олени». Опишите, какую сцену отобразил мастер, какие элементы плетения он использовал?

Ели, олени, зимний сказочный лес…

Мерные повторы фигур, четкий рисунок на фоне сквозной решетки…

Белый цвет нитей рождает образ, погруженного в тишину зимнего леса…

Спасибо за такой подробный анализ кружевного панно. Автор этого изделия: К.В.Исакова.

Девушки, как выдумаете, откуда художницы-кружевницы берут рисунок своего затейливого узора?

Рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в лесу, в поле, на реке, в городе…вокруг себя…

Для своих узоров они берут всё самое прекрасное, что нас окружает.

Окружают меня кружева-

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном стекле…

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной

В невесомой тени вырезной…

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева…

Педагог: Милые мои кружевницы, вы уже год занимаетесь изучением этого замечательного женского рукоделия – кружевоплетения. Сегодня, что вы можете сказать о кружеве? Какое оно для вас?

Легкое, воздушное, сказочное, нежное, ажурное, прозрачное…

Вологодское кружево всегда современно. Оно стало любимым украшением одежды и нашего дома, русским брендом. Вологодские кружевницы своими изделиями несут красоту и радость в новый день, в новый век.

Там, где нет зимы в помине

Пусть расскажет твой узор

Русских кружев белый иней

Как хорош березки зимней

Каждая из вас подготовила для нашего занятия своё изделие. Предлагаю их продемонстрировать.

Педагог благодарит учащихся за работу.

Конспект итогового занятия в детском объединении «Вологодское кружево». Обучающимся в игровой форме предлагается продемонстрировать теоретические знания по кружевоплетению на коклюшках и практические умения по плетению.

Устные вопросы сопровождаются практикумом.

Номер материала: ДБ-494417

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное