Рассказ о волшебной силе музыки 6 класс

Сказки

Урок по музыке на тему «Волшебная сила музыки» (6 класс)

специалист в области арт-терапии

Тема урока : Волшебная сила музыки.

Цель урока : Показать на музыкальных примерах «волшебное» свойство

музыки передавать свою созидательную силу, своё состояние

Формировать навыки слушания музыки и её анализировать.

Прививать любовь к музыке, через классическую и

Тип урока : Новый материал.

аудиокассеты. Листы формата А4, фломастеры, тетрадь

Музыкальный материал : Глюк, фрагменты музыки «Орфей и Эвридика»

(песня, игра на лире Орфея); фрагмент фильма «Путешествие Одиссея» К.Дебюсси «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»; «Спасибо вам, учителя» (муз. Г.Струве, сл.В.Викторова).

Приветствие учащихся, подготовка их к работе

2. Работа по теме урока:

Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки, нот близок и понятен.

Мы уже много говорили о значении музыки в жизни людей, на конкретных примерах убеждались, какое воздействие она оказывает на мысли и чувства человека.

Сегодня речь пойдёт ещё об одном очень важном свойстве музыки – её способности влиять на созидание, прозрение, обладать таким волшебством, таинством, которое может совершить чудо (Эпигров)

Записывают тему урока.

Созидательную силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.

Не менее примечательна история ещё об одном герое мифов Одиссее, он проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.

Просмотр фрагмента фильма «Путешествие Одиссея»

Что же зловещего таилось в этих загадочных существах?

Да у них было туловище птицы, и женская голова у них был божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод.

Ребята ноктюрн – пьесу, «Сирены» написал немецкий композитор Клод Дебюсси

Ноктюрн (франц. – ночной).

В 18 веке – цикл небольших пьес (род сюиты) для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялись вечером, ночью.

3. Слушание и анализ ноктюрна К.Дебюсси «Сирены»

(кассета №1сторона А – 4.10)

Давайте ещё раз послушаем эту волшебную музыку, а вы на листах изобразите свою сирену.

Давайте посмотрим в каком образе ваши сирены.

Что воплощено в образе сирен?(зло)

Какие чувства вложил в музыку композитор

Читайте также:  Рассказ хорошо ловится рыбка бананка читать

Не случайно повествований о созидательной силе музыки гораздо больше, чем о разрушительной.

Мифический герой Амфион одной своей игрой на лире заставлял камни складываться в стены, которые стали стенами древнего города Фивы.

Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей.

Ребята мы с вами прослушаем ещё одно волшебное произведение в нем рассказывается, что Орфей скорбит о смерти своей супруги Эвридики. Амур посланник Зевса, объявляет его волю: Зевс тронут скорбью Орфея и разрешает ему попытаться спасти Эвридику из подземного царства мёртвых. Если Орфей играя на кифаре, убедит бога подземного царства Плутона освободить Эвридику, он может вывести её на поверхность земли. Но это произойдёт лишь при условии, Орфей не будет смотреть на супругу до перехода реки Стикс. Орфей успешно преодолевает все препятствия. Но в конце пути На мольбу своей жены Орфей поварачивается к ней и Эвридика мёртвой падает на землю. Отчаяние Орфея безгронично. Амур тронут великой любовью, возвращает Эвридику к жизни и выводит влюблённых к свету.

А написал эту оперу Кристоф Виллибальд Глюк

Источник

Урок по музыке для 6 класса по теме «Волшебная сила музыки»

специалист в области арт-терапии

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: «Волшебная сила музыки».

Номер урока по теме: 6

Форма урока: комбинированный урок с использованием Интернета в форме презентации.

Оборудование: дидактические материалы (портреты композиторов, репродукции картин, ударные инструменты, карточки с динамическими оттенками, тексты песни).

ТСО (мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, баян)

1. Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности.

2. Показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

3. Воспитывать эстетические взгляды, прививать любовь к музыке.

Задачи: оптимизация образовательного процесса в средней школе; внедрение продуктивных технологий организации учебного процесса.

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, к музыке, к искусству.

Этапы урока (с временной раскладкой).

Сообщение темы и целей урока.- 4 минуты.

Объяснение нового материала – 18 минут.

Разучивание песни – 14 минут.

Домашнее задание – 2 минуты.

(Добрый день, ребята; дети – здравствуйте).

Мы продолжаем тему четверти «Тысяча миров музыки». Тема сегодняшнего урока «Волшебная сила музыки».

Сегодня мы с вами послушаем фрагменты музыкальных произведений и с помощью таблицы «эмоциональных состояний» и таблицей «копилка чувств» определим характер музыки, темп, ваше настроение. Затем споём упражнения, распевки и начнем разучивать осеннюю песню «Лебеди улетали».

Как жизнь, людьми любимая.

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижимая

« Рождение музыки» из книги «Мифы Древней Эллады»

Читайте также:  Рассказ про свой класс на французском языке

Однажды, как рассказывает предание: на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Музыканта звали Орфей. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но своей игрой на лире, которую подарил ему Аполлон, он помогал преодолевать множество препятствий.

А сейчас мы посмотрим видеоролик и послушаем музыку. Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Перед вами стоит 2 задачи:

Сопоставить музыку с картинами природы и найти общую связь музыки и изобразительного искусства?

С помощью, каких средств музыкальной выразительности повлияла на вас музыка?

А теперь давайте охарактеризуем произведение с помощью «Таблицы эмоциональных состояний», какое оно по характеру?

Иоганнес Брамс – немецкий композитор, пианист, дирижёр. Обучался музыке у отца. Испытывая нужду, с 13 лет Брамсу пришлось зарабатывать на жизнь — он играл на рояле в ресторанах, позже выступал как пианист в театральных антрактах, давал частные уроки.

Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил.

В возрасте 20 лет совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом и Р. Шуманом. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.

Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса проникнута мужеством, порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Брамс написал более 80-ти произведений: 4 симфонии, 2 увертюры, 49 немецких народных песен, немецкий реквием, серенада для оркестра, 2 секстета для струнных инструментов, 2 фортепьянных концерта, несколько сонат для одного фортепьяно, для фортепьяно со скрипкой, с виолончелью, фортепьянные трио, 60 вокальных квартетов в сопровождении фортепиано, вариации и разные пьесы для фортепьяно.

Читайте также:  Сказки поучительные про дружбу

4 симфонии: 1 – «Патетическая», 2 – «Пасторальная», 3 – «Героическая», 4 – «Элегическая».

1, 2 и 3 части подготавливают конфликт, который разворачивается в 4 части.

В 1 части главная тема, которая потом повторяется в 4 части. Во 2 и 3 части побочная тема.

Иоганнес Брамс. Симфония № 3. Фа мажор. 3 часть.

Теперь давайте заполним таблицу «Копилка чувств».

Музыка, которая понятна нашим чувствам и мыслям воздействует на человека с помощью выразительных средств: мелодии, гармонии, темпа, ритма, динамики. Она способна влиять на людей и пробуждать стремление к прекрасному.

Упражнения для разработки, разогрева мышцы лица: высовываем язык (жуем), губками, зубами, прокалывание щеки языком, щелканье языка (изменение высоты тона).

Распевки: тренинг вокал для постановки детского голоса по системе Емельянова.

Распевки под инструмент.

Поем звуки музыки с динамическими оттенками (Р – пиано, тихо, f – форте, плавно)

Постепенно добавляем звук вверх, постепенно ослабляем звук вниз.

Артикуляция: legato (легато) – плавно, мягко.

Stakkato (стаккато) – остро, отрывисто

Зорька алая вставала под осенним небосклоном.

А по небу пролетала стая диких лебедей,

А куда они так рано с первым колокольным звоном

Улетают в небе тая, серой стаей от людей.

Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.

Провожали и встречали их пруды и дерева.

Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.

Возвращайтесь поскорее на родные острова.

Да, да с берега моря корабли уплывали.

Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.

На шальные просторы ветры южные звали.

Через пропасть и горы лебеди улетали.

Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.

Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.

Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.

А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.

Назовите имя музыканта из мифа Древней Эллады, который играл на лире? (Орфей)

Кем был Иоганнес Брамс? (Композитор, пианист, дирижёр)

Какие произведения он сочинил? ( 4 симфонии, 2 увертюры, 49 немецких народных песен, немецкий реквием, серенада для оркестра, 60 вокальных квартетов в сопровождении фортепиано)

Какое произведение Иоганнеса Брамса мы слушали? ( Симфония № 3. Фа мажор. 3 часть)

Какими средствами музыкальной выразительности влияет музыка? (Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика)

Все сегодня работали хорошо, но мне хочется отдельно оценить некоторых ребят… Выставление оценок.

Пересказывать тему. Выучить 1 куплет и припев. Нарисовать рисунок к песне.

Источник

Познавательное и интересное