Рассказ о вов 2 класс короткий

Сказки

Класс: 2

Цели и задачи

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация: «Рассказ о войне 1941-1945», видеоролик: метроном «Минута молчания», видеоролик: песня «День Победы», в исполнении Юрия Богатикова; музыкальное оформление: минусовка «Священная война», ансамбль имени А.В.Александрова. Минусовка «День Победы», Муслим Магомаев.

Ход классного часа

1. Что такое война

Учитель. Давайте послушаем рассказ о Великой Отечественной войне.

75 лет назад, уже очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших родителей, фашистская германия напала на нашу страну, которая тогда называлась Советский Союз. (Слайд 2)

Началась Великая Отечественная война. (Слайд 3)

Звучит музыка: «Священная война»

Учитель. Как вы думаете, что такое война?

Ученик 1.

Гибнут люди: не только солдаты, но и женщины, дети. (Слайд 5)

Ученик 2.

Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

2. Начало войны

Учитель. Давайте послушаем, для чего фашистская Германия напала на нашу страну.

Ученик 1. Фашисты или, как их тогда называли по-другому немцы, были очень сильны, потому что были очень хорошо вооружены. У них были самолёты, танки, пушки, миллионы солдат. (Слайд 6)

Ученик 2. Руководитель Германии был тогда Гитлер. (Слайд 7) По его приказу фашистские войска начали наступление. (Слайд 8) Фашистские войска называли гитлеровцами. В то время фашисты, немцы, гитлеровцы – это всё было одно и то же. Это были наши враги.

Ученик 3.Они хотели захватить нашу страну, её богатства, уничтожить наш народ или сделать нас своими рабами. (Слайд 9)

Ученик 4.Советским союзом в те годы руководил Сталин. (Слайд 10) При его командовании наши войска вступили в войну и сражались с врагом до победы.

Наша армия называлась тогда Красной, а её бойцы – красноармейцами.

(Слайд 11)

Начали бомбить наши города и быстро продвигаться вглубь страны. (Слайд 13)

Это было очень тяжёлое время. Наши войска отступали несколько месяцев. (Слайд 14)

Учитель. Как вы понимаете слово отступать?

3. Работа в парах

Вопрос для обсуждения:

— Почему Красная армия отступала в начале войны?

Заслушиваются выступления пар.

4. Как народ помогал Красной армии

Учитель. Давайте послушаем, как советский народ помогал Красной армии.

Ученик 1. Весь народ нашей страны помогал армии. Все люди работали с утра до вечера без выходных. Делали пушки, снаряды, винтовки, танки. (Слайд 15)

Ученик 2. Собирали урожай и пекли хлеб. Шили одежду и обувь для солдат. (Слайд 16)

Ученик 3. Даже дети помогали армии, как могли. Работали наравне с взрослыми. Как тогда говорили: «Всё для фронта, всё для победы!» (Слайд 17)

5. Битва за Москву

Учитель. Давайте вспомним, каким для советского народа был 1941 год.

Но наш народ не сдался и остановил врага. Не дал фашистам захватить Москву. (Слайд 18)

Ученик 2. Командиры в битве с врагами за Москву, отдавали солдатам приказ: «Ни шагу назад, позади Москва!»

Ученик 3. Благодаря мужеству солдат, их героизму и любви к своей Родине, Москву немцы взять не смогли. (Слайд 19)

Учитель. И после этого Советская Армия начала своё наступление. (Слайд 20)

Учитель. Как вы понимаете слово: наступление? ( Советская Армия погнала врага обратно)

5. Наступление советских войск

Учитель. Давайте вспомним, какой тяжёлой была Великая Отечественная война. (Слайд 21)

Ученик 1. Это была долгая и тяжёлая война. В ней погибли многие миллионы людей из разных стран. Но больше всех пострадала наша страна.

Учитель. Мы потеряли убитыми и пропавшими без вести, умершими от ран и от голода 27.000.000 человек. (Слайд 22)

Это огромная трагедия. Почти в каждой семье нашей большой страны кто-то погиб или пострадал на этой войне.

Ученик. С.Я.Маршак. «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Учитель. Но мы победили! Прогнали фашистов со своей земли. Полностью их разбили и вошли в столицу фашистской Германии – город Берлин. Гитлер был уничтожен. Фашистская Германия капитулировала. (Слайд 23)

Звучит музыка: «День Победы»

Учитель. Как вы понимаете слово: капитулировала?

6. Рассказы детей о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны

Учитель. Давайте послушаем рассказы детей о своих родственниках – участниках этой самой большой и самой страшной в истории России войны.

Выступления детей. (Борисова Ангелина, Венедиктова Надежда, Каймонова Екатерина, Крестиничева Елизавета, Моисеенко Артём, Телюшенков Руслан, Торохова Анжелика)

Учитель. Давайте исполним песню «Прадедушка!»

Исполняется песня «Прадедушка!»

7. Великая Победа советского народа

Учитель. Давайте послушаем о Великой Победе наших солдат, которой исполнилось уже 75 лет!

Ученик 1. Война продолжалась 4 года! Последний день войны – 9 мая 1945 года.

Мы празднуем в этот день Великую Победу Советского союза над фашистской Германией. Это самая героическая страница в истории нашей страны. Нужно всегда помнить об этом подвиге наших предков! (Слайд 24)

Ученик 2. Прошло очень много времени – 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, но остались живы ветераны. (Слайд 25)

Ученик 3. Они очень старые, им не меньше 90 лет. Их осталось очень мало. Но вы можете их увидеть и сказать им спасибо.

Ученик 4. Благодаря нашим воинам и их подвигу, мы все сейчас живём, мы свободны и можем радоваться жизни. (Слайд 26)

8. Минута молчания

Учитель. Давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.

Идет отсчёт минуты (видеоролик: метроном «Минута молчания»).

8. Рефлексия

Учитель. Предлагаю каждому из вас сказать слова благодарности нашим воинам, благодаря которым мы живём и радуемся мирному небу над головой. (Слайд 27)

Дети говорят слова благодарности участникам Великой Отечественной войны.

Щедривый Андрей: «Спасибо воинам-солдатам за наше голубое небо».

Ерофеева Розалия: «Спасибо нашим прапрадедам за мирное небо».

Фофонова Ольга: «Спасибо военным за то, что защищали страну».

Моисенко Артём: «Спасибо вам прадедушки-солдаты, что вы смогли нас защитить». Спасибо всем участником войны. Ура!

Крестиничева Елизавета: «День Победы – Великий праздник для всей страны. Хочу сказать спасибо за жизнь и мирное небо над головой. Всегда буду помнить своих прадедов, которые боролись за это».

Читайте также:  Рассказ антона павловича чехова дама с собачкой

Торохова Анжелика: «Спасибо военным за то, что защитили нашу страну».

Каймонова Екатерина: «Спасибо воинам за победу над Германией».

Учитель. Закончить наш классный час мне хотелось бы строками из стихотворения Ольги Масловой «Пусть будет мир».

Учитель. Давайте исполним песню «День Победы».

Исполняется песня «День Победы» (видеоролик: песня «День Победы»).

Литература

1. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне / Сергей Алексеев. – М.: Махаон, 2012.

2. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне / Сергей Алексеев. – М.: Детская литература, 2018.

3. Алексеев С.П. Бессмертный полк. От Москвы до Берлина. Рассказы для детей / Москва, АСТ; Владимир: ВКТ, 2018.

4. Ламонова Т.В. Самые лучшие сценарии для школы. – Мн.: Харвест, 2004

5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – 2-е изд.доп. – М.: ВАКО,2005

Источник

Рассказы о войне для начальной школы

Рассказы о ВОВ для младших школьников

Рассказы Софьи Могилевской, Аркадия Гайдара, Андрея Платонова, Константина Паустовского.

Софья Могилевская. Сказка о громком барабане

Барабан висел на стене между окнами, как раз напротив кровати, где спал мальчик.

Это был старый военный барабан, сильно потертый с боков, но еще крепкий. Кожа на нем была туго натянута, а палочек не было. И барабан всегда молчал, никто не слыхал его голоса.

Однажды вечером, когда мальчик лег спать, в комнату вошли дедушка и бабушка. В руках они несли круглый сверток в коричневой бумаге.

— Спит, — сказала бабушка.

— Над кроваткой, над его кроваткой, — зашептала бабушка.

Но дедушка посмотрел на старый военный барабан и сказал:

— Нет. Мы повесим его под барабаном нашего Ларика. Это хорошее место.

Они развернули сверток. И что же? В нем оказался новый желтый барабанчик с двумя деревянными палочками.

Дедушка повесил его под большим барабаном, они полюбовались им, а потом ушли из комнаты.

И тут мальчик открыл глаза.

Он открыл глаза и засмеялся, потому что вовсе не спал, а притворялся.

Он спрыгнул с кровати, босиком побежал туда, где висел новый желтый барабанчик, придвинул стул поближе к стене, вскарабкался на него и взял в руки барабанные палочки.

Сначала он тихонько ударил по барабанчику лишь одной палочкой. И барабанчик весело откликнулся: трам-там!

Тогда он ударил и второй палочкой. Барабанчик ответил еще веселее: трам-там-там!

Что за славный был барабан!

И вдруг мальчик поднял глаза на большой военный барабан. Раньше, когда у него не было этих крепких деревянных палочек, он даже со стула не мог дотронуться до большого барабана. А теперь?

Мальчик встал на цыпочки, потянулся вверх и крепко ударил палочкой по большому барабану. И барабан прогудел ему в ответ тихо и печально.

Это было очень-очень давно. Тогда бабушка была еще маленькой девочкой с толстыми косичками.

И был у бабушки брат. Его звали Ларик. Это был веселый, красивый и смелый мальчик. Он лучше всех играл в городки, быстрее всех бегал на коньках, и учился он тоже лучше всех.

Ранней весной рабочие того города, где жил Ларик, стали собирать отряд, чтобы идти бороться за Советскую власть.

Ларику тогда было тринадцать лет.

Он пошел к командиру отряда и сказал ему:

— Запишите меня в отряд. Я тоже пойду драться с белыми.

— А сколько тебе лет? — спросил командир.

— Пятнадцать! — не моргнув ответил Ларик.

— Будто? — спросил командир. И повторил снова: — Будто?

Но командир покачал головой:

— Нет, нельзя, ты слишком молод.

И Ларик должен был уйти ни с чем. И вдруг возле окна, на стуле, он увидел новый военный барабан. Барабан был красивый, с блестящим медным ободком, с туго натянутой кожей. Две деревянные палочки лежали рядом.

Ларик остановился, посмотрел на барабан и сказал:

— Я могу играть на барабане.

— Неужели? — обрадовался командир. — А попробуй-ка!

Ларик перекинул барабанные ремни через плечо, взял в руки палочки и ударил одной из них по тугому верху. Палочка отскочила, будто пружинная, а барабан ответил веселым баском:

Ларик ударил другой палочкой.

— Бум! — снова ответил барабан,

И уж тогда Ларик стал барабанить двумя палочками.

Ух, как они заплясали у него в руках! Они просто не знали удержу, они просто не могли остановиться. Они отбивали такую дробь, что хотелось встать, выпрямиться и шагать вперед!

Раз-два! Раз-два! Раз-два!

И Ларик остался в отряде.

На следующее утро отряд уезжал из города. Когда поезд тронулся, из открытых дверей теплушки раздалась веселая песенка Ларика:

Впереди всех барабан,

Командир и барабанщик.

Ларик и барабан сразу стали товарищами. По утрам они просыпались раньше всех.

— Здорово, приятель! — говорил Ларик своему барабану и легонько шлепал его ладонью.

— Здо-ро-во! — гудел в ответ барабан. И они принимались за работу.

В отряде не было даже горна. Ларик с барабаном были единственными музыкантами. По утрам они играли побудку:

Это была славная утренняя песня!

Когда отряд шел походным маршем, у них была припасена другая песня. Руки Ларика никогда не уставали, и голос барабана не умолкал всю дорогу. Бойцам было легче шагать по топким осенним дорогам. Подпевая своему барабану, они шли от привала к привалу, от привала к привалу.

И вечером на привалах барабану тоже находилась работа. Только ему одному, конечно, справиться было трудно.

Сразу же подхватывали деревянные ложки:

И мы тоже ловко бьем,

Потом вступали четыре гребешка:

Не отстанем мы от вас,

И уже последние начинали губные гармошки.

Вот это было веселье!

Такой замечательный оркестр можно было слушать хоть всю ночь.

Но была у барабана и Ларика еще одна песня. И эта песня была самая громкая и самая нужная. Где бы ни были бойцы, они сразу узнавали голос своего барабана из тысячи других барабанных голосов. Да, если нужно было, Ларик умел бить тревогу.

Прошла зима. Снова наступила весна. Ларику шел уже пятнадцатый год.

Красногвардейский отряд снова вернулся в тот город, где вырос Ларик. Красногвардейцы шли разведчиками впереди большой сильной армии, и враг убегал, прячась, скрываясь, нанося удары из-за угла.

Отряд подошел к городу поздно вечером. Было темно, и командир приказал остановиться на ночлег возле леса, недалеко от полотна железной дороги.

— Целый год я не видал отца, матери и младшей сестренки, — сказал Ларик командиру. — Я даже не знаю, живы ли они. Можно их навестить? Они живут за тем леском.

Читайте также:  Рассказ о необычном хобби на английском

— Что ж, иди, — сказал командир.

Узнают ли его дома? Нет, младшая сестренка, конечно, не узнает. Он нащупал в кармане два розовых пряника. Этот гостинец он давно припас для нее.

Он подошел к опушке. Как здесь было хорошо! Лес стоял тихий-тихий, весь посеребренный лунным светом.

Ларик остановился. От высокой ели падала тень. Ларик стоял, укрытый этой черной тенью.

Вдруг тихо щелкнула сухая ветка.

Одна справа. Другая слева. За спиной.

На опушку вышли люди. Их было много. Они шли длинной цепью. Винтовки наперевес. Двое остановились почти рядом с Лариком. На плечах белогвардейские погоны. Один офицер сказал другому очень тихо:

— Часть солдат идет со стороны леса. Другая — вдоль железнодорожной линии. Остальные заходят с тыла.

— Мы замкнем их в кольцо и уничтожим, — сказал второй.

И, крадучись, они прошли мимо.

Ларик глубоко вздохнул. Он стоял в тени. Его не заметили.

Ларик потер ладонью горячий лоб. Все понятно. Значит, часть солдат идет из леса. Другие заходят с тыла. Часть — вдоль полотна железной дороги.

Белые хотят замкнуть их отряд в кольцо и уничтожить.

Нужно бежать туда, к своим, к красным. Нужно предупредить, и как можно скорее.

Но разве он успеет? Они могут опередить его. Они могут поймать его по дороге.

Это прозвучало, как выстрел, как тысяча коротких ружейных залпов.

Ларик стоял под елью и видел, как к нему со всех сторон устремились враги. Но он не двинулся с места. Он только колотил, колотил, колотил в барабан.

И только когда что-то ударило Ларика в висок, и он упал, барабанные палочки сами выпали у него из рук.

Ларик уже не мог видеть, как навстречу врагу с винтовками наперевес устремились красные бойцы и как побежденный враг бежал и со стороны леса, и со стороны города, и оттуда, где блестели тонкие линии железнодорожного полотна.

Утром в лесу снова стало тихо. Деревья, стряхивая капли влаги, поднимали к солнцу прозрачные верхушки, и только у старой ели широкие ветви лежали совсем на земле.

Бойцы принесли Ларика домой. Глаза его были закрыты.

Барабан был с ним. Только палочки остались в лесу, там, где они выпали у Ларика из рук.

И барабан повесили на стену.

Он прогудел последний раз — громко и печально, будто прощаясь со своим славным боевым товарищем.

Мальчик тихонько слез со стула и на цыпочках вернулся в постель. Он долго лежал с открытыми глазами, и ему казалось, будто он идет по широкой красивой улице и крепко колотит в свой новый желтый барабанчик. Голос у барабанчика громкий, смелый, и они вместе поют любимую песенку Ларика:

Впереди всех барабан,

Командир и барабанщик.

Аркадий Гайдар. Поход

Маленький рассказ

Ночью красноармеец принес повестку. А на заре, когда Алька еще спал, отец крепко поцеловал его и ушел на войну — в поход.

Утром Алька рассердился, зачем его не разбудили, и тут же заявил, что и он хочет идти в поход тоже. Он, вероятно бы, закричал, заплакал. Но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила. И вот для того, чтобы набрать перед дорогой силы, Алька съел без каприза полную тарелку каши, выпил молока. А потом они с матерью сели готовить походное снаряжение. Мать шила ему штаны, а он, сидя на полу, выстругивал себе из доски саблю. И тут же, за работой, разучивали они походные марши, потому что с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие, в общем эта мелодия для боя совсем неподходящая.

Но вот пришло время матери идти дежурить на работу, и дела свои они отложили на завтра.

И так день за днем готовили Альку в далекий путь. Шили штаны, рубахи, знамена, флаги, вязали теплые чулки, варежки. Одних деревянных сабель рядом с ружьем и барабаном висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь еще короче, чем у всадника.

И давно, пожалуй, можно было бы отправляться Альке в поход, но тут наступила лютая зима. А при таком морозе, конечно, недолго схватить и насморк или простуду, и Алька терпеливо ждал теплого солнца. Но вот и вернулось солнце. Почернел талый снег. И только бы, только начать собираться, как загремел звонок. И тяжелыми шагами в комнату вошел вернувшийся из похода отец. Лицо его было темное, обветренное, и губы потрескались, но серые глаза глядели весело.

Источник

Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников

Это рассказы о подвигах простых солдат в годы Великой Отечественной войны, о подвигах летчиков. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для чтения в школе.

Горовец.

Автор: Сергей Алексеев

Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец. Знает — впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в воздух. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле — поднялась этажами в воздух.

Летит Горовец, небо окинет взглядом, взглядом проверит землю. Вдруг видит — летят самолёты: чуть сзади, чуть в стороне. Присмотрелся — фашистские бомбардировщики.

Начал лётчик кричать своим. Не ответил никто из наших. Сплюнул пилот в досаде. Зло посмотрел на рацию. Не работает, смолкла рация.

Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и устремился к врагам навстречу.

Развернулся лейтенант Горовец, на второго фашиста бросился. Ура! И этот рухнул.

Рванулся к третьему. Падает третий.

Расстроился строй фашистов. Атакует врагов Горовец. Снова заход и снова.

Четвёртый упал фашист.

Но и это ещё не всё. Не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. Секунда. И сбит самолёт девятый.

Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза.

Не вернулся из полёта лейтенант Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.

Читайте также:  Рассказы о профессиях для детей дошкольного возраста список

Погиб лейтенант Горовец.

А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.

Три подвига.

Автор: Сергей Алексеев

Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.

Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен, а его самолёт подбит. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться к своим. Он шёл сквозь снежные сугробы, один, без людей, без еды.

Солнце садилось и всходило.

Болели раны. Но он превозмогал боль.

Когда силы его покидали, он продолжал ползти.

Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.

Солнце всходило и садилось.

Он совершил подвиг и дошёл до своих.

На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное — неумолимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.

Лётчик лишился ног.

Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного врага.

И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем. без костылей.

Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.

И опять тренировки, тренировки, бесчисленные тренировки.

Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.

— Только в тылу, — сказали лётчику.

Лётчик упросил отправить его на фронт.

Лётчик упросил доверить ему истребитель.

Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.

Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских самолёта.

Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.

Бул-буль.

Автор: Сергей Алексеев

Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

— Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:

— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

— Не трожь! — строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

— Братцы, ползут назад.

— Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.

— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.

Злая фамилия.

Автор: Сергей Алексеев

Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:

— Д-да. — протянули работники военкомата.

— Д-да. — протянул командир.

Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:

— Видать, твой предок в героях не был.

— В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

— Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

— Герой! — сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

— За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.

Источник

Познавательное и интересное