Соловушка
У вас появилась возможность начать слушать аудио данной книги. Для прослушивания, воспользуйтесь переключателем между текстом и аудио.
Соловушка
Во время утренней прогулки в детском саду «Соловушка» всех привлекло чарующее пение птицы. Воспитатели с увлечением рассказали детям, что это соловей и его переливистые песни можно слушать бесконечно.
— Валентина Васильевна, смотрите! – задорный голос Даши из старшей группы заставил всех замереть в удивлении.
— Что там такое? – с любопытством спросил Дима, выглядывая из беседки «Ромашек».
— Ух, ты! – вскрикнула Алиса.
Сетчатый забор подёрнулся серой мглой и по краям начал растворяться. Дальше из поля зрения пропали дома и магазин, будто их кто ластиком стер.
Пение соловья стихло и наступила тишина. Не слышно ни машин, ни прохожих мимо сада. Воспитатели организованно собирали ребят по площадкам.
Но вдруг откуда не возьмись над двором сада разнёсся тоненький голосок.
— Мои дорогие ребята и воспитатели, мне снова нужна ваша помощь.
— Вы слышали? – прошептала Даша, неуверенно выглядывая из беседки.
Но никто и не собирался покидать укрытие. Мало ли что могло произойти дальше.
— Ты кто? – выкрикнул Дима.
— Чем мы можем помочь? – спросил Ярик, решительно выходя вперед всех.
— Точно, помните, как в прошлом году, перед выпуском группы, мы тоже отправлялись в путешествие? – сказала Алиса.
Воспитатели между собой начали переговариваться. Из них никто ничего подобного не мог припомнить. Даже в качестве сна.
Незнакомец, словно заметив перешептывания, решил пояснить.
— Дорогие мои ребята, естественно вы будите думать, что вам приснился замечательный сон. По-другому – никак. А вот с воспитателями будет сложнее. Они ничего не вспомнят. А все потому, что взрослые перестают верить в сказку и забывают про волшебство.
— Ты кто? – повторил Дима с видом воина, готового защищать своих друзей, если что пойдет не так.
— Символ вашего сада – Соловушка! – весело ответил голос.
Тут по листьям на деревьях прогулялся легкий ветерок. На дорожке прямо посреди двора появился самый настоящий соловей. Единственное отличие от птицы, которая живет в природе, и которая минут десять заливалась в пении, был размер. Это существо могло уравняться ростом с Димой или Дашей, или любым другим ребенком из «Ромашек».
— Ничего себе! – в один голос воскликнули девочки-близняшки Настя и Ксюша.
Воспитатели были очень удивлены, им происходящее не нравилось. Кто-то взял телефон, чтобы сообщить в службу спасения.
— Что нам делать? – спросил Ярик, с интересом рассматривая огромную птицу.
И осмотрев присутствующих во дворе сада, спросил:
— Ну, что готовы помочь мне?
Воспитатели не успели опомниться и как-то остановить детей, как те с криками «Да!» ринулись к птице.
Соловушка довольно кивнул головой и расправил крылья. Взмахи крыльев сопровождались резкими порывами ветра и воздух вокруг неожиданно превратился в рябь, будто кольца по воде, после кинутого камешка.
Дети не успели оглянуться, как здание сада пропало и двор превратился в парк. Но парк выглядел необычно. Не было листьев на деревьях и кустах. Вместо них, точно вата, ветки окутали бело-серые облака. А листья собрались в кучки и мирно проплывали по небу, как тучи, поочередно закрывая яркое солнце.
— Чудеса! – отозвался кто-то из воспитателей.
— Почему на деревьях нет листиков? – спросила девочка с двумя косичками из группы «Пчелки».
Гости волшебного мира не спешно пошли вглубь парка облачных деревьев и кустарников. Некоторые ребята, не удержавшись, трогали пушистые облака. Но только пальцы касались их, и те таяли, будто сахарная вата.
Через несколько минут перед детьми и воспитателями предстал огромный круглый бассейн с лазурной водой. По его краю, будто каёмкой по тарелке, расположилась аллейка. Но она была повреждена. То тут, то там были видны черные дыры.
Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников
Это рассказы о подвигах простых солдат в годы Великой Отечественной войны, о подвигах летчиков. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для чтения в школе.
Горовец.
Автор: Сергей Алексеев
Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец. Знает — впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в воздух. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле — поднялась этажами в воздух.
Летит Горовец, небо окинет взглядом, взглядом проверит землю. Вдруг видит — летят самолёты: чуть сзади, чуть в стороне. Присмотрелся — фашистские бомбардировщики.
Начал лётчик кричать своим. Не ответил никто из наших. Сплюнул пилот в досаде. Зло посмотрел на рацию. Не работает, смолкла рация.
Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и устремился к врагам навстречу.
Развернулся лейтенант Горовец, на второго фашиста бросился. Ура! И этот рухнул.
Рванулся к третьему. Падает третий.
Расстроился строй фашистов. Атакует врагов Горовец. Снова заход и снова.
Четвёртый упал фашист.
Но и это ещё не всё. Не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. Секунда. И сбит самолёт девятый.
Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза.
Не вернулся из полёта лейтенант Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.
Погиб лейтенант Горовец.
А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.
Три подвига.
Автор: Сергей Алексеев
Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.
Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен, а его самолёт подбит. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться к своим. Он шёл сквозь снежные сугробы, один, без людей, без еды.
Солнце садилось и всходило.
Болели раны. Но он превозмогал боль.
Когда силы его покидали, он продолжал ползти.
Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.
Солнце всходило и садилось.
Он совершил подвиг и дошёл до своих.
На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное — неумолимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.
Лётчик лишился ног.
Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного врага.
И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем. без костылей.
Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.
И опять тренировки, тренировки, бесчисленные тренировки.
Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.
— Только в тылу, — сказали лётчику.
Лётчик упросил отправить его на фронт.
Лётчик упросил доверить ему истребитель.
Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.
Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских самолёта.
Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.
Бул-буль.
Автор: Сергей Алексеев
Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.
Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.
Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:
— Рус, завтра буль-буль!
То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.
Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:
— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.
Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.
Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:
— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.
Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.
Высунулся фашист и снова:
Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.
— Не трожь! — строго сказал Носков.
Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.
До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».
К вечеру фашистский солдат умолк.
«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.
Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.
Но вот кто-то сказал:
— Братцы, ползут назад.
— Так и есть, возвращаются.
Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.
Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.
Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.
— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.
— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.
— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.
Сдали солдаты пленного в штаб.
Махнул на прощание фашисту Носков рукой.
— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.
Злая фамилия.
Автор: Сергей Алексеев
Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.
Время военное. Фамилия броская.
Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:
— Д-да. — протянули работники военкомата.
— Д-да. — протянул командир.
Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:
— Видать, твой предок в героях не был.
— В обоз при такой фамилии!
Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:
— Козлов! Сизов! Смирнов!
Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.
Смеются кругом солдаты.
Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.
В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.
— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.
Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.
— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.
Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.
Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.
— Герой! — сказал командир отделения.
Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.
— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!
За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.
Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.
Первый к солдату теперь вопрос:
— За что награждён, герой?
Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.
Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.
Конспект урока «Соловушка»
Конспект
урока внеклассного чтения в 3 о классе
МАОУ СОШ № 48 г. Тюмень
учителя начальных классов
Ниязовой Анны Анатольевны
Дата проведения урока – 20 февраля 2020 год
Тема: Пятрас Цвирка «Соловушка»
Тип урока: развитие устной речи и читательской компетенции
Цель: знакомство учащихся с творчеством П. Цвирка; формирование умений анализировать, сравнивать, читать выразительно; анализ содержания произведения; формирование умений мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания; приобщение к творчеству отечественных писателей, чтению детской литературы.
Задачи: расширение читательского кругозора ; создать условия для ознакомления с творчеством П. Цвирка; учить определять тему и главную мысль произведения, пересказу текста, делению текста на смысловые части, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения; воспитывать интерес к литературе военной тематики, чуткость по отношению к товарищам и их мнению. воспитание на примере героя любви к Родине, патриотизма решительность, смелость, находчивость.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Формулируют учебную задачу урока.
2. Планируют собственную деятельность, контролируют свою деятельность и деятельность партнёров, при необходимости вносят корректировки.
3. Оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников.
4. Способны к мобилизации волевых усилий.
5. Осуществляют самоконтроль.
Познавательные
1. Формулируют познавательную цель.
2. Создают алгоритм деятельности.
3. Структурируют знания, анализируют с целью выделения существенных признаков, сравнивают.
Коммуникативные
1. Понимают сущность и содержание поставленных вопросов.
2. Правильно выражают свои мысли в речи.
3. Уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
4. Аргументируют свою точку зрения.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
1) познакомятся с произведением П. Цвирка;
2) научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
2. Личностные:
1) внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к чтению на военную тематику;
2) переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.
3. Метапредметные:
1) прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
2) осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
3) выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении.
Ресурсы :
Ход урока
Этапы урока, виды работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Мотивация к учебной деятельности
2. Проверка готовности к уроку
1 мин
– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
– Наведите порядок на своих рабочих местах. Проверьте готовность к уроку. Ребята, вы видите, что работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила.
Стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.
Проверяют на рабочих местах наличие необходимых предметов.
Уважать мнение другого, работать тихо, не мешать остальным группам.
II . Актуализация опорных знаний и способов действий
2 мин
2 мин
1 мин
Посмотрите на книги, которые выставлены на полочке у доски. Как вы думаете, о чём нам могут рассказать эти книги?
Звучит фонограмма песни «Священная война»
— Вместе со взрослыми отважно сражались с врагом и дети. Многим из них посмертно присвоено имя героя Советского Союза.
– В этих книгах рассказывается о том, какую роль играли дети в военных действиях во время Великой Отечественной войны, как они помогали советским воинам в борьбе за освобождение Родины от немецких захватчиков.
Обратите внимание на стенд. Здесь портреты ребят, которые до Великой Отечественной войны были обыкновенными мальчишками и девчонками, которые учились, помогали старшим, играли. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришёл час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Но не все из них дожили до победы:
Валя Котик, Марат Казей, Нина Куковерова, Лёня Голиков, Лара Михеенко, Саша Бородулин, Зина Портнова, Юта Бондаровская, Вася Коробко, Галя Комлева, Лида Демеш, Саша Чекалин.
«Смелого, да умелого и страх не возьмет, и враг не победит» Пословица записана на доске
— Как вы думаете, в чем смысл данной пословицы?
– Кто может сказать, как выглядели многие деревни и сёла после вторжения фашистов?
— А кто из ваших родственников участвовал в этой войне?
Внимательно слушают учителя.
II I Целеполагание, постановка проблемы
3 мин
— Что чувствовали когда читали? (тревога, беспокойство)
Ответы детей (тревога, беспокойство)
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Какие цели мы поставим перед собой?
– Сегодня мы вспомним всё, что знаем о Великой Отечественной Войне; узнаем, какой ценой было завоёвано право на счастье и радость мирной жизни; продолжим знакомство с произведением П. Цвирка, которое вы читали дома «Соловушка» ; подумаем, а что мы можем сделать, чтобы на нашей планете больше никогда не было войны.
Обсуждают тему урока, отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
I V. Решение проблемы
1 мин
3 мин
1.Составление кластера: «Характеристика героя»
2 мин
2.Работа в группах
Составление плана произведения.
3 мин
3 мин
6 мин
V . Динамическая пауза
2 мин
Ребята, знаете ли вы, что такое диафильм?
Посмотрите на экран, перед вами диафильм. Читая титры мы вспомним рассказ «Соловушка». Читаем по цепочке.
Событие рассказа, который вы читали не выдуманные. Они происходили на самом деле, действительно в годы Великой Отечественной Войны в Литовской деревне.
Кто главный герой произведения?
-Почему автор назвал мальчика Соловушка?
— Почему мальчик так вел себя?
— Найдите отрывок и зачитайте, который ещё раз подтверждает о его сообразительности и находчивости.
— Кто же помог партизанам избежать гибели в этой схватке с немцами?
— Каким бойцом был Соловушка?
— Кому из вас хочется иметь такого друга, как Соловушка?
— А чем он вам понравился?
Ребята, на столах у вас текст рассказа. Ещё раз прочитайте его.
Ребята, у вас на столах по 4 картинки. Как выдумаете, почему 4?
Озаглавьте каждую картинку и расположите в нужном порядке.
Работа над I частью.
Кто вступил в деревню?(гитлеровцы) Как выглядело деревня? ( по обеим сторонам улицы тянулись одни обгорелые развалины)
Что услышали гитлеровцы?( пение птицы ) Кого они встретили?(мальчика)
О чем в ней говорится? Озаглавьте её.
Что делал мальчик, когда шел вместе с отрядом? (играл на дудочке)
О чем спрашивали гитлеровцы мальчика? (водятся ли партизаны в лесу)
— Какие сведения получили партизаны от Соловушки?
Что ответил мальчик?(начал рассказывать о грибах)
О чем в ней говорится. Озаглавьте её.
Работа над III и IV частями. О чем в них говорится?
Кто был в ельнике? Что стал делать человек услышав вблизи пение птицы(отсчитывать один, два. )
О ком переживал человек в ельнике? ( о Соловушке)
Когда мальчик вновь оказался на прежнем месту встречи с немцами? (на следующий день) Озаглавьте их.
– Ребята, вы, наверное, устали? Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, свободно, и повторяйте за мной.
Слава Армии родной, берегущей наш покой
Она Россию защищает,
границы зорко охраняет
(шагают на месте, энергично взмахивая руками).
(приседают, руки вниз),
(встают, руки через стороны поднимают вверх).
Здесь враг опасный не пройдет, границу он не перейдет
(идут друг за другом в п
одном приседе, руки на колени)!
А в небе мчаться самолеты, в кабинах летчики
(бегут друг за другом, руки в стороны).
Видна им с неба вся граница, не проглядят они и птицу
(останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, смотрят в воображаемый
бинокль, поворачиваются в правую, затем в левую сторону).
И с моря враг к нам не пройдет
– на страже наш российский флот
(выполняют руками перекрестные движения над головой)!
И моряки на кораблях нас защитят на всех морях
(шагают на месте, «отдают честь»
правой рукой, левой выполняют взмахи вперед
– назад в такт шагам).
И скажет дружно детвора: «Российской армии
(поднимают руки вверх, хлопают в ладоши).
«Пограничник на границе»
Дети встают в круг лицом к центру круга на небольшом расстоянии друг
Пограничник на границе нашу землю стережет
(слегка наклоняются вперед, левая рука на поясе, правую приставляя ко лбу
как козырек, смотрят в правую и левую сторону).
Чтоб работать и учиться мог
спокойно весь народ
Охраняет наше море славный доблестный моряк
(слегка наклоняются вперед, движения руками «брасс»).
Гордо реет на линкоре наш родной российский флаг
(выполняют руками скрестные движения над головой).
Наши летчики – герои небо зорко стерегут.
– Отдохнули? Молодцы! Продолжим наш урок.
Составление характеристики героя
Потому что играл на дудочке
Любил Родину, понимал важность своего задания
Отвечают на вопросы.
1 часть «Неожиданная встреча»
2 часть « В гущу леса»
3 часть « Засада»
4 часть «Язык трели»
V I . Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Работа в парах. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности
5 мин
3 мин
– Ребята, сейчас нас ждёт очень интересная работа, а именно – тестирование по прочитанному произведению. У вас у каждого на партах есть листы с вопросами и вариантами ответов. Ваша задача, зная содержание произведения, выбрать из трёх вариантов единственно верный. После того, как вы закончите, мы все вместе проверим вашу работу. Приступайте.
Работа над тестом
– Итак, ребята, закончили, приступим к проверке.
Поменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте друг друга. Если ответ верный, после проверки смело ставьте рядом «плюс», если нет – «минус».
Проверяем пользуясь подсказкой в презентации.
– Ребята, кто выполнил тест безошибочно? Смело ставьте себе «пять». У кого две-три ошибки, то сегодня вы получаете «четыре», если ошибок больше трёх, то ваша оценка «три».
– Молодцы, вы были очень внимательны и отлично справились с заданием!
Отвечают на вопросы теста.
Парная работа. Взаимопроверка.
VII. Систематизация знаний.
Составление синквейна.
2 мин
Давайте вспомним правило составление синквейна. Учитель проговаривает образец-правило.
Ребята, запишите синквейн на листочках.
Ребята читают образец на слайде.
Совместно составляют синквейн.
Выполняют задание письменно.
Выборочно зачитывают, получившийся синквейн.
1. Подведение итогов урока.
2. Самооценка обучающимися своей деятельности
1 мин
— Ребята, с каким произведением мы сегодня работали?
– Ребята, время подвести итоги урока. Какой этап урока вам особенно сегодня понравился?
– Чему сегодня вы учились?
– Что нового вы узнали?
– Что для себя особенно запомните?
– Что особенно вам понравилось на уроке?
— Ребята, что нужно сделать, чтобы не было войны?
– Ребята, сегодня вы активно работали на уроке и проявляли свою инициативу. Молодцы!
– Наш урок подошёл к концу. Благодарю вас всех за работу на уроке.
Звучит грамзапись «День Победы».
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Ресурсный материал к уроку
Обведи вариант правильного ответа.
1.Небольшой отряд гитлеровских войск. вступил в ______________.
а) деревню б) город в) село
2.Во время этой маленькой передышки. раздалось ________________.
а)журчание воды б)топот лошадей в) пение птицы.
3. Раздвинув ветки придорожного березняка, они увидели на краю канавы ________________.
а)девочку б) мальчика в)женщину
4. Это была простая берёзовая ___________.
а) дудочка б)удочка в)палочка
а) закуковал б)замурлыкал в)запел
6. А что говорят здесь в народе о ____________?
а) солдатах б) партизанах в) разведчиках
7.Тот, который первым услышал его, стал внимательно___________:
а)отсчитывать б) рассказывать в)петь
8. Не забудь ___________, если что случится.
а) Соловушку б) Кукушку в) Голубушку
9. на пение соловья из кустарника эхом отозвался________
а) треск б) свист в) шелест
10. Мальчик, который шёл по краю тропинки, юркнул в___________.
а)рощу б) чащу леса в)к озеру
11. ____________в самом конце деревни, у перекрёстка, на своём обычном месте, подле канавы, снова сидел тринадцатилетний мальчик и что-то стругал из дерева.
а) на следующий день б)через неделю в) через два дня
«Пионеры Герои»
Юта Бондаровская
Валя Котик
Володя Казначеев
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
.
Лида Вашкевич
«Смелого, да умелого и страх не возьмет, и враг не