Рассказ о януше корчаке для детей

Сказки

«Старый Доктор» Януш Корчак: о жизни и подвиге всемирно известного педагога

Одним из самых ярких представителей гуманистической педагогики по праву считается Януш Корчак. Публицист и педагог, военный врач, основатель и директор дома сирот в Варшаве, он прожил удивительную жизнь, на протяжении которой ни разу не отказывался от своих идей и жизненных принципов, даже перед лицом смерти.

Юный педагог

Януш Корчак родился 22 июля 1878 году в Польше, которая на тот момент была частью Российской Империи. При рождении его звали Эрш Хенрик, и он был старшим сыном в ассимилированной еврейской семье Гольдшмидтов.

Генрик, как на польский манер его называли в семье, учился в русской гимназии в Варшаве. Порядки в подобных заведениях многонациональной Российской Империи были весьма строгими: ученикам запрещалось разговаривать (даже на переменах) на любом другом языке, кроме русского, существовала система физических наказаний за малейшие провинности — словом, школы и гимназии тогда напоминали скорее тюрьмы со строгим режимом, нежели учебные заведения.

Выросший в еврейской семье, Генрик, однако, считал себя поляком и гордился этим. При этом ему были неприятны законы, которые уже со школьной скамьи стирали и национальную самоидентичность человека, и его личные особенности, его характер.

Когда мальчик учился в пятом классе, его отец серьезно заболел и не мог больше работать. Семья Гольдшмидтов, некогда весьма обеспеченная, оказалась на грани банкротства. Тогда Генрик стал подрабатывать репетиторством. Его учениками были и его ровесники, и ребята, старше его. К каждому своему ученику юный преподаватель находил личный подход, выявлял сильные и слабые стороны, выстраивая методики обучения детей, чувствуя индивидуальные особенности.

Первая статья и врачебная практика

В 18 лет юноша опубликовал статью «Гордиев узел», в которой, основываясь на личном опыте преподавания, задавал и раскрывал важные вопросы, касающиеся воспитания детей, на которые вряд ли могли ответить педагоги, работающие в «тюремной» системе, а родители не задумывались вовсе. Корчак хотел донести до читателей мысль, что характер и дальнейшая жизнь ребенка зависит от его воспитания и от того, что ему дают родители, а не няни и учителя.

Тогда же Генрик начинает активно публиковаться не только как автор педагогических статей, но и как драматург. Его первая опубликованная пьеса вышла под псевдонимом Януш Корчак, и с этим именем он вошел в историю педагогики и публицистики.

После окончания гимназии Януш решил пойти по врачебной стезе и поступил на медицинский факультет Варшавского университета, однако педагогику не бросил. Во время учебы он ездил на стажировку в Швейцарию, интересовался работой детских больниц и приютов, а также изучал труды Иоганна Песталоцци, швейцарского педагога и гуманиста.

Во время Русско-Японской войны 1905 года только получивший диплом врача Януш Корчак оказывается на передовой. После войны он отправляется на новую, более длительную стажировку: работает в детских больницах и приютах Берлина, Франции и Англии.

Дом сирот: как любить ребенка?

В 1911 году, применив весь опыт зарубежных стажировок, Януш Корчак на свои деньги и средства меценатов открывает дом сирот для еврейских детей. Этот вопрос на окраинах Российской Империи стоял особенно остро — антисемитизм, предвзятое отношение к евреям, не давали даже малейшей возможности сиротам и детям из малообеспеченных семей вырваться из маргинальной среды. Дом сирот Корчака давал этим детям шанс стать достойными людьми.

Более того, Януш Корчак настоял на автономности своего заведения и независимости воспитательской деятельности. В этом приюте царила настоящая демократия: все вопросы дети и педагоги решали сообща, за провинности не наказали, а рассматривали дело на детском товарищеском суде.

Дом сирот, май 1940

В годы Первой Мировой войны Корчак, как военный врач, снова отправляется на передовую. Работает в дивизионном полевом госпитале, затем врачом в детском приюте Киева, где и написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».

Эта книга стала настоящим прорывом в педагогической литературе того времени. Корчак писал о том, что ни розги, ни вседозволенность не сделают из ребенка достойного человека. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком — вот что становится основой гармоничного развития личности.

Старый Доктор

Перед евреем Корчаком всегда стоял остро вопрос национальной самоиндефикации. Он родился в Польше, любил эту страну и чувствовал себя поляком. Идеи коммунизма, революции, равно как и сионизма, он не принимал, считал, что любая радикальная мысль несет разрушения, даже если направлена на благое дело.

Однако к концу 1930-х годов он всерьез начинает задумываться о переезде в Палестину: с ростом немецкого нацистского режима в Европе становится крайне неспокойно. Но сделать это Януш Корчак не успел — в 1939 году Польшу оккупировали немецкие войска. Тем не менее, он не боялся носить форму офицера польской армии и продолжил свою педагогическую работу: в своем доме сирот и на радио, где выступал под псевдонимом Старый Доктор.

В 1940 году в Варшаве было сформировано гетто, куда Корчак был насильно перемещен со своими воспитанниками. В еврейском гетто он старался помочь всем: добывал лекарства и продукты, вел приемы — как врач и как учитель. Подпольщики несколько раз готовили ему побег: была готова конспиративная квартира, новые документы. Но Старый Доктор отказался оставлять своих детей. «Вы же не сможете оставить своего ребенка на растерзание? А у меня их двести», — так отвечал он на предложение немедленно бежать, когда уже нацистскими властями был принят закон о «расформировании» (т.е. полнейшем уничтожении) еврейских гетто.

В августе 1942 года двести детей, помощницу Корчака Стефанию Вильчинскую и его самого этапировали в поезд на Треблинку. По воспоминаниям очевидцев, дети стояли по четверо, а во главе этой трагической колонны шел Януш Корчак, ведя за руки двоих детей. Конвоиры, как по команде, встали смирно и отдали честь.

Когда все дети и воспитатели оказались в вагоне, один из офицеров СС подошел к Корчаку. Он узнал автора «Короля Матиуша», книги, которую любил в детстве. Офицер предложил Корчаку выйти из вагона. «Ошибаетесь, не все люди мерзавцы!»,— отрезал тот.

Через несколько дней Януш Корчак, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка.

Перу Януша Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании детей, художественные произведения и пьесы. 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Дом сирот в Варшаве функционируют до сих пор.

Источник

Краткий курс истории. Януш Корчак

22 июля 1878 года родился выдающийся классик педагогической мысли, польский врач, писатель и общественный деятель Януш Корчак.

Детский доктор

Дом сирот. Оркестр под управлением Януша Корчака

Детская республика

В 1904 году Корчак устроился врачом в больницу для детей из бедных семей. Эту работу он считал тогда основным своим делом. Затем была стажировка в Германии для повышения квалификации. Во время поездки он значительную часть времени провел, посещая центры для содержания малолетних преступников и приют для умственно отсталых детей. Вернувшись в Варшаву, уже будучи весьма знаменитым, Корчак пребывал в поисках выхода из следующей ситуации: он может вылечить детей с разными заболеваниями, но дальше эти дети попадут назад, в трущобы, в нездоровую среду. Как быть? Корчак принял решение оставить медицину и работать в детском приюте. В шок были повергнуты все – и родные, и пациенты. На педагогическом поприще Корчак начал осуществлять свою мечту – создавать детский дом, в котором дети имели бы такие же права, как и взрослые. В рабочем районе на спонсорские деньги он стал строить настоящую детскую республику, которая открылась в 1911 году. Прекрасно сознавая, что дети не ангелы, что у них свои особенности черт характера, Корчак полагал, что детство должно быть счастливым несмотря ни на что и это счастье человек должен запомнить на всю жизнь. Мало кто верил в успех эксперимента Корчака, тем более что большинство его воспитанников были сиротами или детьми из неблагополучных семей, которых он просто подбирал с улицы, они даже не знали, что такое простыни и подушки. В 1912 году детская республика со своим парламентом, газетой, конституцией была выстроена.

Януш Корчак со своими воспитанниками

Две войны

В 1914 году Корчак был вынужден по призыву отправиться в военно-полевой госпиталь на Восточный фронт Первой мировой войны, среди всех жутких последствий которой было и сиротство. Волею судьбы Корчак попал в Киев и создал там аналогичный варшавскому приют. Тогда же он начал писать свою знаменитую книгу «Как любить ребенка», негласно называемую «Библия для родителей». В 1918 году Корчак вернулся в Варшаву (Польша тогда получила независимость) и продолжил заниматься своей педагогической и литературной деятельностью. К Корчаку под конец жизни относились неоднозначно. Одни считали его неудачником, старым холостяком (Корчак действительно принес личное счастье в жертву ради своих воспитанников) без банковских сбережений, да еще с опасной для лихолетья Второй мировой войны национальностью. Другие видели в Корчаке или увидели со временем баловня судьбы, чьи сказки переводились на многие мировые языки, а научные работы легли в основу первой в мире Женевской декларации прав ребенка (1959 года). За права детей Корчак боролся всю жизнь и выделял среди них три основных: право ребенка на смерть; на сегодняшний день; быть тем, что он есть. В октябре 1940 года, оккупировавшие Польшу гитлеровцы создали в Варшаве гетто для евреев, куда позднее перевели и сиротский приют Корчака. Он всеми силами самоотверженно старался сохранить детскую республику, долго и наивно верил в то, что детей нацисты не тронут. Члены польского Сопротивления, когда поползли слухи о готовящихся чистках в гетто, предложили Корчаку бежать, но он отказался покинуть своих воспитанников (их было почти 200 человек). Позже он еще дважды отказался оставить их: перед этапированием в лагерь смерти Треблинку и перед лицом солдата, узнавшего знаменитого писателя, уже у входа в товарный поезд, направлявшийся в Треблинку, где 6 августа 1942 года Януша Корчака и всех детей завели в газовую камеру…

Читайте также:  Рассказ про мишку для детей читать

Памятник «Януш Корчак с детьми» в Иерусалиме

Источник

Биография Януша Корчака: Старый доктор и его дети

Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

Детство и юность: Ерш Хенрик Гольдшмит

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер. Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина. Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому. Многим позже один из них принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями. У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике. Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать.

Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

«Дом сирот»

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себеподобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить.

Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Еврейское гетто. Треблинка

С приходом к власти Гитлера Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве Варшаве.

Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами. Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали. Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников.

Он продолжает выступать по радио. Только теперь Старый доктор больше не шутит о детском воспитании. Он обращается к детям войны, поучает, советует, рассказывает, как действовать в экстренных ситуациях.

Когда на территории города появилась уродливая стена, отгородившая еврейское гетто от остального мира, Януш Корчак самоотверженно присоединился к своим сиротам, несмотря на то что его приглашали остаться в Палестине. Он продолжал мужественно отказываться всякий раз, когда ему предлагали укрытие на арийской стороне.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти. По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму.

6 августа, эта дата условно значится как дата смерти Корчака, директору «Дома сирот» в последний раз предложили спастись. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – Это значило бы как-то уступить злодейству».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Научно-литературная деятельность

В творческом наследии Януша Корчака выделяют три пласта: художественные произведения (книги о детях и для детей), научно-популярные работы по педагогике и дневниковые записи.

К литературе Корчак обращается с 18 лет, начиная понемногу публиковаться на страницах польских журналов. Его самыми знаменитые произведения, переведенные на русский язык, это:

Свой первый педагогический труд книгу «Как любить детей» Корчак написал в Украине во время работы в киевских приютах для беспризорников и опубликовал в 1919 году. На протяжении 10 лет (с 1929 по 1939 годы) педагог создал еще три научно-популярных работы: «Право ребенка на уважение», «Правило жизни» (с подзаголовком «Педагогика для детей и взрослых») и «Шутливая педагогика».

В своих работах Корчак поучает, но его голос не звучит как сухое назидание. Его научные наблюдения изложены простым доступным языком, книги очень автобиографичны и являются бесценными копилками богатого педагогического опыта их автора.

В основе педагогических принципов великого учителя прежде всего любовь к ребенку. Даже любовь к Богу он ставил ниже. Каждый ребенок, твердил Корчак, и есть Бог.

Огромную ценность для понимания педагогики Януша Корчака, а также непростой моральной атмосферы в охваченной войной и репрессиями Польше играет «Дневник» учителя. Он вел подробные записи, чтобы не упустить ни единой мысли. Трагическая гибель не дала возможности самостоятельно опубликовать «Дневник». Он увидел свет только в 1958 году, через 16 лет после смерти автора.

Читайте также:  Сказки на тему правильного питания

Память: поэт, педагог, человеколюб

Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети». В разных городах Польши, в Азербайджане, Израиле, Белоруссии и других странах установлены монументы Януша Корчака. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом гуманисте. Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю.

О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг («Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон), художественных интерпретаций (поэма «Кадиш» Александра Галича, фильмы «Корчак» и «Януш Корчак» Анджея Вайды и Семена Винокура).

Память о человеколюбе
Поэты сочинили стихи, композиторы сложили песенные мотивы, а театральные постановщики перенесли произведения Корчака на сцены.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака. Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень, им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Источник

Не оправдать, а простить. Уроки гуманизма Януша Корчака

15-летний педагог

В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого в честь его деда назвали Хиршем. Хирш Гольдшмидт был известным и уважаемым в Варшаве врачом. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт, избрал другую стезю, став успешным адвокатом.
В отличие от многих других еврейских семей, Гольдшмидты не так сильно держались за национальные корни, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик.

Детство Хенрика Гольдшмидта не было радужным – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Педагогические приемы в русской гимназии не отличались гуманизмом – учителя пороли провинившихся детей, кричали на них, били линейками.

Суровость школьной жизни дополнилась для Хенрика проблемами дома – когда ему было 11, у его отца проявилось психическое расстройство.

От тяжести жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением. Но вскоре стало необходимо зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета.

15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика проявился педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует.

Врач, учитель, писатель…

Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?

Януш Корчак. Фото: Public Domain

Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании.

Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медфакультет Варшавского университета.

Писать, однако, он не бросил. Больше того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью. Здесь явно сказались личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак.

Молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.

Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.

ЭССЕ О ПЕДАГОГЕ – ГУМАНИСТЕ ЯНУШЕ КОРЧАКЕ

Я заинтересовалась работой известного педагога гуманиста Януша Корчака и решила подробнее узнать о его жизнедеятельности.

Януш Корчак польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Он основал «Дом сирот» для еврейских детей. В его Доме не было места насилию, неравенству, несправедливости. Про него говорили, что он создавал детскую республику… крошечное ядрышко равенства, справедливости внутри мира, построенного на угнетении. Нравственное воспитание Януш Корчак ставил во главу угла. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. В Доме сирот он создал Детский суд, этот суд был без наказаний. Дети сами могли оценивать поступки сверстников и даже взрослых. Если кто-то совершит проступок, то его надо простить, дать возможность исправиться, ждать пока он осознает, в чём он виноват и следующий раз уже не оступится. Детский суд защищал слабых и добрых от злых и сильных. Суд защищал добросовестных и трудолюбивых, поддерживал порядок, потому что беспорядок мешает жить добрым людям. Как бы хорошо было и в наши дни создать такой же гуманный суд.

Януш Корчак в своих передачах на польском радио говорил о простых и важных вещах, о том, что ребенок, не будущий человек, а уже «сегодняшний». Его не надо готовить к будущей жизни, а помочь достойно жить настоящей жизнью. О том, что и мама, и учитель должны доверять больше ребенку и себе, и меньше книжным истинам и общим мнениям. О том, что нужно не только говорить о правах детей, но и конкретно действовать в защиту таких несложных, но повсеместно нарушаемых прав детей, как право на тайну, право на ошибку, право на неприкосновенность собственности, даже самой незначительной, по мнению взрослого.

Януш Корчак жил в единстве мысли, слова и дела. С приходом нацистов у Януша начались новые испытания — борьба за жизни своих воспитанников. Друзья предлагали ему уехать, но Корчак не уехал, не мог бросить своих сирот-воспитанников. И в то очень трудное время он заботился о своих детях – доставал для них лекарства, еду, одежду. И даже в таких условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, которые фактически уже были обречены. И даже ставил детские спектакли. Когда, по приказу о депортации евреев, 200 детей были погружены в вагоны и отправлены в концентрационный лагерь, Януш даже в последний момент имел возможность выбраться, но он остался, и вместе со своими воспитанниками разделил скорбную участь в газовой камере. На такой поступок способен только истинно гуманный педагог, любящий своих учеников, живущий ради детей, во имя детей.

В 18 лет он опубликовал первую статью «Гордиев узел» по проблемам педагогики, которая, по моему мнению, актуальна и в наше время. В этой статье серьёзно ставит вопрос: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?

Я заинтересовалась его очень важной книгой «Как любить ребенка», в которой Корчак излагает свои гуманистические идеи и описывает случаи из своей жизни и работы с детьми. Эту книгу можно считать исповедью педагога, который искренне болеет за свое дело. В ней много примеров из собственного опыта. Автор в своей книге рассуждает, как лучше поступить воспитателю в той или иной ситуации.

Вопрос «Что значит любить ребенка?» актуален и в наши дни и в частности в моём классе многие родители считают, что любить, это значит «сюсюкаться» с ним, угождать всем его прихотям, умиляются своими детьми. Изучив работы Корчака, я думаю, что на примере великого педагога гуманиста мне будет проще донести до родителей, что любовь к детям это, в первую очередь уважение к ребёнку, уважение его прав, его потребностей, его чувств.

Читайте также:  Рассказ гайдара чук и гек краткое содержание для читательского дневника

Нам взрослым и учителям и родителям надо больше сотрудничать с детьми на равных, чаще советоваться с ними, дать им возможность самим выбирать свою судьбу, учить детей уважать друг друга.

А для того, что бы воспитать высоконравственных членов общества способных уважать и любить других людей, нам самим взрослым надо научиться любить и уважать ребёнка. Вот об этом надо говорить с родителями на родительских собраниях.

Слова Корчака «Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой» я предложила родителям как их жизненное кредо.

Я считаю, что педагогика Корчака не ушла в прошлое. Она также актуальна и в наши дни. Любить трудно. Любить — не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. Дети обогащают нас, дают опыт, влияют на наши взгляды и чувства. Мы требуем, обвиняем, потворствуем и прощаем. Дети нас учат и воспитывает. Они живая книга человеческой натуры, и чтение её учит нас зрелости.

Дом, который построил Корчак

В 1905 году Хенрика Гольдшмидта призвали на русско-японскую войну в качестве военного медика. На фронте он не только лечил раненых, но и помогал взрослым людям преодолевать ужасы войны, отвлекая их светлыми историями и сказками.

После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность выросла неимоверно. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику.

В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию. Он изучает педагогику, причем стажировки проходят за его счет.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи.

Заниматься еврейскими сиротами Корчак стал неслучайно – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения.


Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день. Фото: Commons.wikimedia.org / Simon Cygielski

Как любить ребенка

Корчак и его помощница и соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам.

Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

Спустя несколько лет схожим путем пойдет советский педагог Антон Макаренко. Интересно, что Януш Корчак знал и с интересом изучал систему Макаренко.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе — вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя.

После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало.

Дом сирот: как любить ребенка?

В 1911 году, применив весь опыт зарубежных стажировок, Януш Корчак на свои деньги и средства меценатов открывает дом сирот для еврейских детей. Этот вопрос на окраинах Российской Империи стоял особенно остро — антисемитизм, предвзятое отношение к евреям, не давали даже малейшей возможности сиротам и детям из малообеспеченных семей вырваться из маргинальной среды. Дом сирот Корчака давал этим детям шанс стать достойными людьми.

Более того, Януш Корчак настоял на автономности своего заведения и независимости воспитательской деятельности. В этом приюте царила настоящая демократия: все вопросы дети и педагоги решали сообща, за провинности не наказали, а рассматривали дело на детском товарищеском суде.

Дом сирот, май 1940

В годы Первой Мировой войны Корчак, как военный врач, снова отправляется на передовую. Работает в дивизионном полевом госпитале, затем врачом в детском приюте Киева, где и написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».

Эта книга стала настоящим прорывом в педагогической литературе того времени. Корчак писал о том, что ни розги, ни вседозволенность не сделают из ребенка достойного человека. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком — вот что становится основой гармоничного развития личности.

Пять заповедей воспитания

Все эти педагогические проекты, новые книги достигались неимоверным трудом. Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. Антисемитизм в Польше оставался настолько серьезной проблемой, что Корчак подумывал переехать в Палестину, где укреплялись еврейские поселения, впоследствии положившие начало государству Израиль.

В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор. К середине 30-х его приют считался успешной новаторской педагогической системой, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога. Но главное – Януш Корчак не был готов отказаться от своей Родины – Польши.

Подвиг Януша Корчака

Жизнь на краю гибели

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы.

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах.


Памятник Янушу Корчаку в Варшаве. Фото: Public Domain

Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. Смелый, но наивный педагог попытался пожаловаться немецким властям на действия солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с картошкой, предназначенную для питания детей. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку со звездой Давида.

В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

Доставать продукты становилось все тяжелее – когда кругом безысходность, сердцем черствеют даже самые душевные люди и самые близкие друзья.

Источник

Познавательное и интересное