Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того, что сам Гоголь родился и вырос на украинской земле.
Особое внимание автор уделял Запорожской Сечи. Следуя семейному приданию, Николай Васильевич был одним из потомков гетмана Запорожской Сечи. По мере того, как автор узнавал историю казацкой жизни, у него складывался образ о жителях Запорожской Сечи. Благодаря этому у него появилась история «Тарас Бульба», в которой рассказывается о существовании запорожских казаков в семнадцатом веке. В те времена обитатели Запорожской Сечи живут по своим очень строгим, можно сказать суровым, правилам. Все кто нарушал эти правила, очень жестоко наказывались.
Главное место в своей повести автор отвел казаку, который любит свободу, полковнику – Тарасу Бульбе. Он непоколебимо верит в то, что самая лучшая наука для молодых людей – это Запорожская Сечь. В нее входили отдельные независимые курения.
Главой каждого курения был куренной атаман. В его руках было все: деньги, еда, одеяние и т.д. Простые казаки у себя ничего не хранили, все отдавалось куренному атаману на хранение. Главой казацкого войска был кошевой – выборный старшина.
Читая произведение «Тарас Бульба» перед читателем возникает Запорожская Сечь, как олицетворение мечтаний о независимой жизни украинского народа. На протяжении всего повествования Николай Васильевич прославляет нравы казаков. Он восхищается их строгими, но в то же время беспристрастными законами Запорожской Сечи. В произведении автор посвящает нас в законы и обычаи Сечи, какими бы суровыми они не были.
В своем произведении писатель показал тяжелую жизнь запорожских казаков. Для них важна доблестная преданность родной земле.
Вариант 2
Для написания повести Н. В. Гоголь собрал много исторических материалов в виде народных летописей, песен и преданий. В книге автор больше всего написал о битве запорожцев с захватчиками. Героизм, воинская доблесть и вера и любовь к родине привлекает особое внимание каждого читателя.
Герой Тарас Бульба отправил в сечь своих сыновей для обучения и верил, что они станут настоящими казаками – храбрецами. Жесткое обучение в Запорожской степи формировало суровый характер и волю, силу духа. Казаки приобретали военную сноровку, знали свой долг и хранили верность родине. Храбрецы обучались прямо во время кровавой битвы.
Период Запорожской сечи положил начало развитию национального менталитета украинцев, для которых воспитание и закаливание характера считается достоинством.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
Популярные сегодня темы
Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.
Михаил Юрьевич Лермонтов – известнейший во всем свете русский писатель и поэт 19 века. Его перу принадлежит большое количество произведений, остающихся актуальными и по сей день
Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев
Как-то раз любителям природы – рыбакам, на голову свалилась одна проблема. Это был наглый кот, который каждую ночь постоянно что-то подворовывал у них. Наши герои были в отчаянии и не могли решить
Принципы украинского образования
Образ Запорожской Сечи только на первый взгляд представляется местом, где правил хаос. В действительности же эта территория со строгими порядками. Здесь присутствовал дух вольности и равноправные возможности для всех. Однако во главе верховенства был поставлен закон.
Характеристика Запорожской Сечи особенно наглядно проявляется в эпитетах к этому краю:
Все нравы вольницы подчинялись строгому образу жизни, который нарушать, никому было не позволено. Безусловно, в мирный период это было место разгула и пьянства. Со стороны создавалось ощущение, что происходил масштабный бал, не имеющий своего конца.
Действительно, такой обычай вольной жизни существовал. Но это было только до той поры, пока не было войны.
В случае возникновения опасности все в корне менялось. Это уже были не праздные люди. Сечь превращалась в военный стан, где разгулу уже не находилось места. Пьянство в военное время не прощалось и каралось смертью.
Однако и в мирное время существующие законы имели свою особенность. Их жесткость позволяла сформировать характер казацкого братства. Выражались они в следующих правилах:
Структура Сечи
Внутренняя структура Запорожской Сечи отличалась четким характером. Основной ячейкой было войсковое подразделение, которое называлось курень. Таких отделений насчитывалось 60 и каждое из них имело свое отдельное жилье.
Во главе каждого куреня стоял атаман, который именовался куренным. В его компетенцию входили заботы о своих людях, которые не имели собственности, поскольку все отдавали главе. Последний должен был заботиться о пропитании, топливе и одежде.
Во главе всех куреней стоял старшина, в обязанности которого входило править над всеми. Эта должность была выборной.
Таким образом, в основе всей казацкой жизни был положен принцип самоуправления.
Школа выживания
Авторский замысел Гоголя — показать жизнь казацкой республики — нашел свое воплощение в главных героях рассказа, где местом событий является Запорожская Сечь. Тарас Бульба специально направился сюда вместе с сыновьями Остапом и его братом Андриим, чтобы в кровавых битвах закалить характер юношей.
Кроме того, он прекрасно понимал, что Сечь — это школа жизни. Здесь нужно постоянно трудиться. Казаки постоянно испытывали потребность в оружии, а значит, необходимы кузни, в которых должны работать умельцы своего дела.
Произведение Гоголя давно стало классикой, изучаемой в школе. Учащиеся пишут сочинения, готовят краткие доклады, тексты которых потом зачитываются в классе.
В процессе изучения материла идет проникновение в чувства, которые испытывал Гоголь, при описании образа жизни в Запорожской Сече.
Обитатели Сечи Запорожской: рыцари, крестьяне или…?
Откуда черпается мифология «украинского казачества? Большей частью из народного фольклора. Из исторической романтической литературы, которая искала вдохновение … в том же фольклоре. Если в середине Х I Х века с этим разобрались в ученом мире, безошибочно отделяя котлеты от мух (исторические факты от беллетристики), то с появлением в Галиции «свидомых украинцев» тема вновь стала актуальной.
Появились две дискутируемые легенды. Первая: запорожские казаки были членами рыцарских братств, носителями немного упрощенных (образом жизни) аристократических черт. Обладали всеми признаками высокого сословия: каким-то секретным воинским искусством, беззаветной отвагой, исключительными моральными качествами. Поскольку это был «Орден», он обладал конечной точкой приложения своих усилий. Боролся за «национальные украинские интересы», как оказалось.
Вторая легенда, «почвенная». Не столь налегающие на горилку патриоты-малороссы пытались обосновать: сечевая вольница была эволюционной формой протеста простого народа. Чаяниями беглых крепостных о справедливом народовластии. Все атрибуты присутствовали: принцип всеобщего равенства, выборность казачьей старшины сверху донизу, абсолютная свобода личности.
С появлением в обороте термина «национализм» (конец XIX в.) обе байки получили своих адептов, идеологов, исследователей. В интеллигентской среде поляков, русинов, малороссов, русских. Случилось парадоксальное: обе идеи были признаны жизнеспособными, два явления (оказывается) могли существовать одновременно. Занавес. Препарируем пациентов, ага. Первые на столе…
«Лыцари-запорожцы».
Байка очень древняя, введенная в публицистический оборот еще в XVI веке… поляками. Тамошний поэт пан Папроцкий очень горевал, возмущенный «рокошами» и междоусобицами польской шляхты. В качестве мыслительного эксперимента высказал интересную идею: юная Запорожская Сечь, возникшая на «украине» Речи Посполитой, — это рефлекторная попытка возродить некое здоровое общество.
Наделяя казаков невиданной доблестью, описывая несуществующие свершения, запорожцев выводят… в польскую шляхту. «Казаки» имеют соответствующие фамилии, поголовно — дворяне с темным прошлым. Причины добровольного или вынужденного бегства в Сечь: разорение, несчастная любовь, интриги сильных мира сего, невинные преступления, несправедливые панские суды. Подвиги, образ жизни намазаны толстым слоем на горбушку восстановления чести благородного шляхтича: «пасть со славою, или воротиться с военною добычею».
Уже в XVII веке это оформилось в претензии «лыцарей» к аристократии Польши, когда речь зашла о включении «нового дворянства» в реестр. Некоторые запорожцы настолько уверовали в свое туманное (но несомненно высокое) происхождение, что начали захватывать земли, выделять большие поместья и хутора, превращаться в помещиков. Не забывая добиваться признания дворянских прав у недоумевающих польских сеймов.
Романтическая легенда
была придумана и воплощена в творчестве очень талантливых интеллигентов. Малоросские литераторы и русские историки XIX века: Рылеев, Герцен, Чернышевский, Шевченко, Костомаров, Антонович, Драгоманов…, мое почтение. Получив блестящее образование, очарованные европскими идеалами демократии, эти честные люди хотели найти точку опоры в грустной картине царского дремучего самодержавия.
А тогда, на волне воодушевления, Костомаров свою идею развил. Во времена участия в Кирилло-Мефодиевском Братстве, написав «Книги бытия украинского народа». Это была уже политическая программа. Уклад казачества противопоставлен сатрапским нравам правящей знати России и Польши.
Развил мысли демократии Запорожской Сечи Михайло Драгоманов, дядя Леси Украинки. Тоже рекомендую к изучению (критическому), есть любопытные мысли о казачьем быте, попытка называть Сечь «коммуной». Идеи стали популярны в интеллигентской среде Малороссии. Без всякой проверки и критического осмысления приняты русским революционным движением.
Так о ком речь?
Лезем в дебри географии. Запорожцы появились на границе Малороссии с «Диким полем» (область бывших кочевых племен Левобережья Днепра). Что там творилось со времен печенегов, половцев, ордынцев — мало известно. Но земли всегда полнились лихим людом. Не поймешь: то ли бродники и поселенцы мирные, то ли разбойничье племя. Самых разных этносов, традиций, укладов. До зубов вооруженных. Ордынский период Дикого Поля сильно «отатарил» здешнее население. Казачья терминология тому свидетельство: «атаман», «кош», «курень» и т.д. …
Очень интересен внешний вид сечевиков. Турецкие широкие шаровары, бараньи шапки, татарские сабли и луки, приметный «осэлэдэць» на бритой голове. Облик «лыцаря» так себе, не отличишь от странного татарина. Националист Пантелеймон Кулиш (автор фонетического украинского алфавита, «кулишовки»), честно собирая описания запорожцев, оставил много ярких сообщений. Разочаровавших его «свидомых» коллег. По документу старосты Филиппа Кмиты (1514 г.) черкасские казаки — «жалкие оборванцы»; француз Дальрак помнит их «невзрачной дикой милицией».
Прародители
запорожских казаков, уверен, — ордынские (азовские) казаки-«татары», потом вобравшие в себя много славянской крови. Лично свободные люди воинского сословия, увернувшиеся от присяги негодным им ханам. Преступники, язычники, раскольники и еретики всех мастей, уходящие постоянно в Дикое Поле от лишних проблем и ответственности. Просто по зову разбойной души…
Летописи времен Ивана III называют их самыми лютыми разбойниками, страшной напастью пограничных городков Московии. Главной помехой на пути в Крым. Они не признавали никакой власти, жили наймом и разбоем. Король Сигизмунд-Август часто пользовался услугами «белгородских» (аккерманских) и перекопских казаков, но чаще всего в их саблях нуждались крымчаки. Во время набегов степняков-«людоловов» очевидцы точно описывают казачьи отряды, весьма многочисленные.
Этот факт позволил польским летописцам считать это разухабистое вооруженное племя полностью независимым. В военном, экономическом, организационном плане. К четырем татарским ордам (заволжской, астраханской, казанской, перекопской) они причисляли пятую — казацкую. Обосновывая: это выходцы из татарской степи, с ее воинскими ухватками, говором и обликом. С «татарскими» именами, обычаями, нравами, хищничеством и …работорговлей.
Есть множество холодящих кровь сообщений поляков о зверствах и грабежах… Но многое стоит делить на два. Как частенько случалось, летописцы часто путали перекопских (потом запорожских) казаков — с крымчаками. Иногда не ошибались, прямо обвиняя казачков в торговле единоверцами и соплеменниками. Чего не позволяли себе татары и турки.
Оказавшись в Диком Поле, сразу теряешься: кто, как, кого… тут понимал. Многие историки с яростью отступаются от запорожских «корней казачества» с приговором: не то казаки произошли от татар, не то казаки «ушли в татары». Наши предки это понимали как-то, но инструкций подробных не оставили. Больше путают сообщения.
Понятно одно: проживают днепровские казаки воинскими сообществами вне пределов Московии и Польши. В начальный период своего существования они — «поганые», безбожники, лютые разбойники. Со временем, более тесно соприкасаясь с Московией, — опознаются больше как православные. Но тоже нравом лютые. Вот летописные сообщения, которые приводит Татищев:
1492 год. «…приходили татарове ординские казаки, в головах приходил Темешем зовут, а с ним 220 казаков…».
1493 год. «Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном на Рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад».
1494 год. «Октября прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плесчеева, а из Крыма Константин Заболоцкий; а шли Полем, и грабили их на Поле татарове, ординские казаки».
1501 год. «Июля в 11 день азовские казаки Угус-Черкас да Кора-бай пограбили на Поле на Полуозоровском перелеске великаго князя послов князя Федора Ромодановского да Андрея Лапенка, и Андрей тамо и скончался, и гостей многих пограбища».
«Малоросские, днепровские, донские, запорожские. касимовские, ординские, ногайские. »
«Ахмат имел участь Мамая. Он вышел из Литвы с богатою добычею: Князь Шибанских, или Тюменских, Улусов, Ивак, желая отнять её, с Ногайскими Мурзами, Ямгурчеем, Мусою и с шестнадцатью тысячами Козаков гнался за ним и от берегов Волги до Малого Донца, где сей Хан, близ Азова, остановился зимовать, распустив своих Уланов».
Нравы.
Оставим пока «татаро-казаков», тема отдельная напрашивается. Вернемся в тему понятной и известной Запорожской Сечи. Она принимала всех, туда бежали толпами крепостные. Романтичные шляхтичи тоже. Поборники идей освобождения крестьянства от крепостного права. Запорожцы эту дурь мигом из голов выбивали. Самим своим укладом. Хлебопашцев казаки презирали, постоянно отгораживаясь от них, часто отказывая во многих правах воинского братства. Главным ремеслом был поиск добычи:
«Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбного промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись».
«Не на Низу ищут славной смерти, не там возвращаются утраченные права. Каждому рассудительному человеку понятно, что туда идут не из любви к отчеству, а для добычи».
Униатские и православные митрополиты сетовали на это постоянно, горюя о выпоротых, ограбленных, униженных монахах и священниках, имевших неосторожность появиться с увещеваниями в границах Сечи. Прекрасно попов понимаю. О какой набожности можно говорить в воинской среде, собравшей в куренях лихое общество беглых русских, поляков, татар, турок, армян, черкесов, мадьяр. С очень гибкой политической линией.
(Иллюстрация из открытых источников)
Богдан Хмельницкий, его сын Юрий, Петр Дорошенко … знаменитые ведь фигуры, глыбы. Ничего страшного, бывали в подданстве турецкого султана, присяги приносили. А крымские татары для Сечи — так вообще братья навек. Посчитано: с «врагами Креста Христова» казачки чаще вместе в набеги ходили на московские и польские «украины», чем воевали супротив. Торговали постоянно, даже во время «недоразумений» редких.
Казак — это как?
Очень частая путаница, в комментариях постоянно встречаю. До середины XVI века слово «казак» означало в Запорожской Сечи … не человека определенного рода занятий. Понимался образ жизни, очень специфический, четко очерченный. «Ходить в казаки» значило — удаляться в степь. Или за линию пограничной «засеки», жить законами «ордынских казаков».
Можно было мирно жить, промышляя рыбой и скотоводством. А можно было «за зипунами». На большую дорогу разбойничать. А «свидомым» можно сообщить удивительное открытие: никогда запорожский казак не был «малороссом». То есть, представителем оседлой земледельческой культуры. Со своим укладом, бытом и традициями еще славянских племен Киевской Руси.
Днепровское казачество рождалось понятными историкам явлениями. Главное из которых — степной образ жизни абсолютно свободного человека. Выживальщика, наемника, разбойника. Не ищите там корней русской культуры. Отыщите больше враждебных кочевых стихий, с которыми боролись Русь, Московия, Россия много веков. Швеции, Польше с Турцией тоже перепадало.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов