Рассказ о защитнике отечества 5 класс однкнр

Сказки

специалист в области арт-терапии

Рабочий лист урока

Работа в группах «Шифровки»

Разгадай шифровку времён ВОВ 1941 – 1945 годов и запиши ответ.

3-16-1-4 13-6 15-16-14-9-5-6-18

Разгадай шифровку времён ВОВ 1941 – 1945 годов и запиши ответ.

3-15-6-16-6-5 13-1 2-6-16-11-9-13 __________________________________________________________________

Задание 2. Переставь слоги в словах, отгадай и узнай качества защитника Отечества.

Задание 3. Работа в парах

Завершите предложения. Впишите в клеточки нужные слова в соответствии с его первой буквой.

Страна, где человек родился

Сухопутные вооружённые силы государства

Тот, кто может заступиться, встать на защиту, не дать в обиду

Человек, любящий своё Отечество, свой народ

Цель работы: формирование у обучающихся представлений о воинском долге, защите Отечества.

Задачи:

Раскрытие творческой индивидуальности и развитие социальной активности молодого поколения;

Расширение кругозора учащихся в области истории;

Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории; Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к истории России, патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Планируемыерезультаты:

— формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

— прививать любовь и уважение к Родине, памяти предков;

— воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев.

— развивать коммуникативные навыки в процессе работы;

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

— углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

— расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Номер материала: ДБ-1051961

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по ОДНКНР «Защитники отечества»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Защита Отечества Выполнила: Рязанова Елена Викторовна, учитель начальных классов первой категории. МБОУ «Гимназия» Г. Ефремов 2012г.

Защита Защитник- тот, кто защищает, охраняет, оберегает Защитить- охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Щит- «то, что защищает, загораживает; заслон, навес».

Отечество Отец Отчество Отчий дом Отеческая любовь

Родина Родные Родители Родник Природа

Владимир Красное Солнышко

Князь Александр Невский

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Пересвет и Кочубей

Александр Васильевич Суворов

«Я хочу служить, пока жив…Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека. Но я заключал доброе имя в славе моего Отечества»

Федор Федорович Ушаков

Михаил Илларионович Кутузов

Мамаев Курган, г.Волгоград

Мемориалы г.Ефремова Комсомольский сквер

Мемориалы г.Ефремова Курган Бессмертия

Номер материала: ДБ-500791

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

специалист в области арт-терапии

МОУ Куркинская СОШ № 1

на базе школьного музея

Подготовила: Крюкова Валентина Николаевна

Куркино. 26 февраля 2020 г.

Тема: ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.

Цель работы: формирование у обучающихся представлений о воинском долге, защите Отечества.

Раскрытие творческой индивидуальности и развитие социальной активности молодого поколения;

Расширение кругозора учащихся в области истории;

Воспитания у детей любви и уважения к родной стране, ее истории; Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к истории России, патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

— формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

— прививать любовь и уважение к Родине, памяти предков;

— воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев.

— развивать коммуникативные навыки в процессе работы;

-формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

— углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

— расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово учителя. Беседа.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

И если бы вдруг нас спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

-Это замечательное стихотворение о России написал поэт Владимир Кудимов.

— Какие синонимы вы можете подобрать к слову Россия? (Родина, Отчизна, Отечество, матушка Русь, матушка родная земля).

— Почему мы называем Россию Родиной? (Потому что здесь мы родились и выросли, здесь говорим на родном нам языке, здесь нам все родное).

— Почему мы называем Россию Отчизной? (Потому что на этой земле жили испокон веку отцы и деды наши).

-Почему мы называем Родину матерью? (Потому что, как и мама, Родина у человека одна, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от врагов).

— На нашу русскую землю с давних пор немало было охотников. Многие хотели завоевать наши просторы, но всегда народ поднимался и защищал родную землю от захватчиков.

-Рассмотрите внимательно слайды и скажите, кто изображен на них? (Александр Невский, Дмитрий Донской, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков).

-Что объединяет этих людей? (В разные исторические эпохи они встали на защиту нашей Родины и спасли ее от иноземных захватчиков).

Читайте также:  Рассказ про мою собаку 2 класс английский язык

-Как можно назвать все эти исторические личности? (Защитники Отечества).

II . Постановка учебной задачи.

— Проанализируйте все сказанное нами и определите тему урока. (Защитники Отечества).

-Можно ли сказать, что эта тема для нас новая? (Нет, мы с ней знакомились в прошлом году на занятиях по основам светской этики)

-С какой целью мы снова обращаемся к этой теме сегодня? (Чтобы еще раз вспомнить о героическом прошлом нашей Родины, собрать имеющиеся у нас знания, учиться любить Родину так, как любили ее наши деды, прадеды)

-Сегодня на уроке мы еще раз перелистаем боевые страницы истории нашей Родины.

III . Работа по теме урока.

Учитель : В истории нашего государства очень много периодов связано с войнами, когда народу российскому необходимо было самоотверженно защищать своё Отечество. Давайте же сегодня посвятим наш урок памяти тех, кто защищал нашу Родину.

2020 год – объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1 страница нашего урока. Великая Отечественная война.

Учитель. 1941-1945 гг. Великая Отечественная война. В ночь на 22 июня 1941 года войска фашисткой Германии напали на нашу Родину. Война ворвалась в жизнь нашей страны неожиданно. Запричитала, застонала вся земля наша. И встали, поднялись на защиту её сыновья и дочери. Шли на фронт от мала до велика.

Уже через неделю после начала войны, 30 июня 1941 года, на территории нашего поселка Куркино была создана группы самозащиты, и утвержден личный состав истребительного батальона (Экспозиция «Куркино. Год 1941»)

Представление проекта уч-ся.

Любовь Панова – боец истребительного батальона (Герасимова Юлия, ученица 5 класса)

Учитель: Уже осенью 1941 г. немецкие захватчики вошли на территорию нашего Куркинского района. В посёлок вошли части Красной Армии и он стал похож на военный городок. Только 15 декабря 1941 г. Куркино было

освобождено бойцами 3 Армии 269 СД (Экспозиция «Куркино. Год 1941»)

Учитель: Победа в Великой Отечественной войне досталась огромной ценой. 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Нет ни одной семьи в нашей стране, которой не коснулась бы это страшное время.

Представление проекта уч-ся.

Мой дедушка Резвых Петр Михайлович – участник Великой Отечественной войны (Юдаева Татьяна, ученица 5 класса)

Задание 1. Разгадайте шифрограмму.

Работа в группах «Шифровки»

Разгадай шифровку времён ВОВ 1941 – 1945 годов и запиши ответ.

3-16-1-4 13-6 15-16-14-9-5-6-18

Разгадай шифровку времён ВОВ 1941 – 1945 годов и запиши ответ.

3-15-6-16-6-5 13-1 2-6-16-11-9-13 __________________________________________________________________

2 страница нашего урока. Война в Афганистане.

Учитель: 1979 год. Правительство Афганистана, обратилось к правительству нашей страны с просьбой ввести в свою страну советские войска. 26 декабря 1979 года советские войска вступили на территорию Афганистана. Наши воины честно исполняли свой воинский долг, проявляя героизм. Эта длинная жестокая война погубившая и покалечившая тысячи судеб, закончилась 15 февраля 1989 года. Многие не вернулись домой в Россию с этой войны, но память о них ещё долго будет жить в наших сердцах.

Представление проекта уч-ся.

Александр Фомин – воин интернационалист (Конашенко Ольга, ученица 5 класса)

Видеоролик «Афганцам посвящается»

Задание 2: Коллективная работа учащихся « Качества защитника Отечества »

Учитель: Переставь слоги в словах, отгадай и узнай качества защитника Отечества.

3 страница нашего урока. Война в Чечне.

Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны вернули нам высокое понятие мужества, воинского и человеческого долга.

Видеоролик «Горит Чечня»

Представление проекта уч-ся.

Гуркин Александр Николаевич – ветеран боевых действий в Чечне (Гуркин Иван, ученик 5 класса)

Учитель : Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата.

Задание 3. Работа в парах

Завершите предложения. Впишите в клеточки нужные слова в соответствии с его первой буквой.

Страна, где человек родился

Сухопутные вооружённые силы государства

Тот, кто может заступиться, встать на защиту, не дать в обиду

Человек, любящий своё Отечество, свой народ

Физкультминутка «Будем мир мы защищать»


Раз, два, три, четыре, пять . Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом .

IV . Закрепление темы урока

Блиц-опрос. Ответьте на вопросы и выберите правильный ответ.

Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?

А) Нельзя добивать раненых

Б) Нельзя трогать безоружных

В) Нельзя грабить местных жителей.

Г) Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

А) Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.

Б) Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

В) Русским только дай повод, сразу начнут войну.

А) Навязывать другим свою веру.

Б) Защищать свою Родину.

В) Защищать свою жизнь.

V . Домашнее задание

Второй уровень – разработать пять нравственных правил защитника Отечества.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле.

-А какой след оставило это мероприятие в ваших мыслях и чувствах?

-А еще, я надеюсь, этот проект научил вас еще сильнее любить Родину так, как любили ее наши предки– защитники земли русской.

Источник

специалист в области арт-терапии

Коркинский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №10»

Методическая разработка по теме

«Наши земляки – защитники Отечества»

Автор: Кужахметова Ольга Николаевна

Учитель истории и обществознания

Предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Целевая аудитория – учащиеся 5 класса.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: групповая

Методы: Словесный – рассказ, беседа. Наглядный – презентация, фото.

Читайте также:  Рассказ про аргентину на английском языке с переводом

Практический – работа в группах.

Используемые технологии: кейс, игровая, технология сотрудничества.

Организация урока: Класс делится на 2-4 группы. За правильно выполненное задание группа получает звезды. Команды (если их четыре) занявшие первое или второе место – «5», третье или четвертое – «4»

Цель: в ходе игровой и творческой деятельности узнать о героях нашего города и каков их вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Осознание своей принадлежности к народу, чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество

Чувство патриотизма, уважения к Отечеству, уважительное отношение к культуре, ценностям родного края.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Предметные планируемые результаты

Умение раскрывать на примерах нравственные ценности человека (патриотизм, доброта, милосердие и др.);

— Ноутбук, проектор, экран;

— Презентация «Наши земляки – защитники Отечества», созданная учителем.

— Листы, ручки, карандаши, клей;

— Карточки с заданиями.

Д.З. На данный урок было задание подготовить маленькие рассказы о героях Великой Отечественной войны. (Приложение 1)

1. Организационный момент (3 минуты):

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня мы с вами будем работать группами (2-4 группы). Давайте настроимся на работу. Объединение в группы путем жеребьевки (учащиеся вытягивают жетоны)

2. Постановка цели и задач урока (5 минут):

Вспомним материал прошлого урока:

Что такое ратный подвиг? (Военный подвиг, героический поступок совершенный на войне)

-Кто такой герой? (Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию)

— А кто становился героем? (Простой человек)

-Какими качествами обладает герой? (Мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию)

Просмотр фотографий памятников г. Коркино

Беседа по вопросам:

— Что мы с вами видим на экране? (Памятники города)

— Что связывает эти изображения? (Они посвящены героям, защитникам Отечества)

Итак, ребята. Тема нашего урока «Наши земляки – защитники Отечества». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Цель нашего урока – узнать о героях нашего города и каков их вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

3. Работа по теме урока (30 минут):

— А теперь давайте вспомним, где расположены эти памятники.

Задача групп соотнести памятники с местом их расположения в городе.

Рассмотри иллюстрации и выполни задание

А. Б. В.

Г. Д.

Установите соответствие культурно-исторического памятника и их расположением, обозначенными цифрами на карте: к каждому

Мы с вами отправимся к Аллее памяти.

— Как вы думаете, почему мы отправились именно к данному памятнику (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 75-летие Победы над фашистской Германией)

Аллея памяти, памятник Неизвестному солдату

Проект скульптора Сахадзе. Аллея сооружена на средства предприятий и организаций города, открыта 9 мая 1988 года. Честь открыть памятник погибшим коркинцам и зажечь Вечный огонь было предоставлено участникам Великой Отечественной войны – председателю городского совета ветеранов Н.П. Крюкову и капитану медицинской службы Е.С. Трениной; воину-интернационалисту Н. Мазуру и М.М. Подпятниковой, матери погибшего лейтенанта М.Ф. Подпятникова. На мраморных плитах свыше тысячи фамилий коркинцев, погибших в годы Великой Отечественной и в «горячих» точках.

2020 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения.

Защищать свою Родину всегда было почетно.

Правильно соединить две части пословиц и поговорок о Родине и патриотизме.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Береги Родину, как зеницу ока.

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он не победим.

Главное в жизни — служить Отчизне.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Российский солдат не знает преград.

Давайте вспомним, что нам известно о ВОВ.

Задание «Кластер» (работа в группах, затем у доски). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить кластер. Каждая группа работает на листочках. Над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне (выполняют).

Примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина.

Составление кластера на доске (группы по очереди называют ответы из своих кластеров»

Задание «Исторические диктант». Работа с презентацией.

Выберите из списка событие ВОВ, запечатленное на картине советского художника П.А. Кривоногова

Героическая оборона Брестской крепости (1941г.)

Освобождение столицы Украины Киева (1943г.)

Освобождение столицы Литвы Вильнюса (1944г.)

Взятие рейхстага (1945)

2. Назовите фильмы, посвященные ВОВ? («Битва за Севастополь», «Т-34», «А зори здесь тихие» «Брестская крепость»)

3. На снимке изображен самый легендарный танк Великой Отечественной войны. Укажите название танка. (Т-34)

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны?

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

5.Статуя «Родина-мать зовет!», созданная советским скульптором Е.В. Вучетичем, входит в число крупнейших статуй мира. Она посвящена одному из ключевых событий Великой отечественной войны. В каком городе расположен данный памятник? (Волгоград)

« О да – иначе не могли

ни те бойцы, ни те шофёры,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный, ровный свет луны,

снега сияют исступлённо,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны»

-Скажите о каком трагическом событии идет речь? (осада Ленинграда)

-Назовите образное название ледовой трассы, о которой идет речь? («Дорога жизни»)

— Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

Задание. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Кратко рассказать о человеке, представленном на фотографии (домашнее задание). Команды получают карточку с фотографией.

Ответы учеников: Кожедуб Иван Никитович — военный лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации. Во время войны ни разу не был сбит противником. Участвовал в 120 воздушных боях, одержал 64 победы в воздухе. По окончании войны Кожедуб продолжил службу в военно-воздушных войсках, занимал ряд руководящих должностей.

Читайте также:  Рассказы о смелых и отважных людях житков

Маресьев Алексей Петрович — лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Несмотря на инвалидность, Алексей Петрович не бросил любимое дело, он продолжал летать с протезами. За время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 вражеских самолётов: 4 до ранения и 7 — после.

— А в нашем городе есть участники великой Отечественной войны? (да, ветераны, многие умерли)

— Где мы можем найти их имена? (Аллея памяти, музеи города и школы, книги)

На фронт ушли более трёх тысяч коркинцев, многие были награждены, двое – Н.И. Забелкин и Н.И. Руденко – стали Героями Советского Союза.

— Сейчас мы с вами начнем создавать Аллею памяти к 75-летию Победы

На основе выданного материала, создать коллаж или плакат «Имена героев Бессмертны»

Группы получают тексты, фотоматериалы (фото героя, медали), георгиевские ленты. (Приложение 2) Задача сгруппировать материал, выделить интересные моменты и представить другим группам в виде плаката.

Защита работ. Представить плакат и небольшой рассказ о герое и его подвиге.

4. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Объявление оценок за работу. (5 минут)

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

Проигрыш песни «С днем победы!»

7. Домашнее задание (2 минуты):

Подготовьте плакат «Имена героев Бессмертны» об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи.

Литература и источники.

Забелкин Николай Иванович https://ru.wikipedia.org

Ангелина КИСТЕР, воспитанница группы НОУ «Поиск» ЦДОД, победитель областного конкурса «Герои Отечества – наши земляки»https ГОРНЯЦКАЯ ПРАВДА://gpkorkino.ru/20141225/shyol-geroyu-v-tu-poru/

Герой Советского Союза Руденко Николай Иванович: герои страны http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8805

Страницы Интернета для поиска фотоизображений памятников культуры г. Коркино, медалей и орденов.

Напиши краткий рассказ о людях, представленных на фотографиях. Используй справочную литературу и Интернет

Кожедуб Иван Никитович

Маресьев Алексей Петрович

Гастелло Николай Францевич

Раскова Марина Михайловна

Николай Иванович Забелкин родился 21 апреля 1921 года в селе Егиндыагаш Айыртауского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан в семье рабочего. Русский. В детстве с родителями переехал в посёлок Роза Еткульского района. Окончил семилетнюю школу. Затем поступил в Челябинский энергетический техникум, с четвёртого курса которого в июне 1941 года

Участие в Великой Отечественной войне

Боевое крещение принял в оборонительных боях на реке Днепр севернее города Жлобина. Вместе со своей частью попал в окружение, из которого сумел выйти в августе 1941 года. После проверки Николая Ивановича направили в Московское артиллерийско-миномётное училище, которое в конце 1941 года было эвакуировано в Миасс. По окончании училища младший лейтенант Н. И. Забелкин осенью 1942 года был направлен в 58-й гвардейский миномётный полк 63-й армии. В его составе Николай Иванович сражался на Сталинградском и Юго-Западном фронтах во время Сталинградской битвы. Перед началом контрнаступления советских войск под Сталинградом гвардии младший лейтенант Забелкин был переведён в дивизионную разведку и в ходе операции «Уран» корректировал огонь своих «Катюш». Зимой 1943 года Николай Иванович участвовал в Ворошиловградской операции и оборонительных боях на Северском Донце, в ходе которых был ранен и оказался в госпитале.

На фронт Н. И. Забелкин вернулся в апреле 1943 года уже в звании гвардии лейтенанта и был назначен на должность начальника разведки дивизиона своего 58-го гвардейского миномётного полка. Особо отличился в ходе сначала Донбасской, а затем Нижнеднепровской операций. В августе 1943 года советские войска вели кровопролитные бои за расширение плацдарма на западном берегу реки Северский Донец. 16 августа 1943 года лейтенант Забелкин был в первой линии атакующих село частей Красной Армии. Когда в село въехала колонна автомашин с немецкими солдатами, он вызвал огонь «Катюш» на себя. Противнику был нанесён ощутимый урон, а 30 августа 1943 года Голая Долина была освобождена[8].

Следующий свой подвиг гвардии лейтенант Забелкин совершил в Битве за Днепр. Его полку предстояло поддерживать огнём пехотные части 46-й армии на Аульском плацдарме. Находясь в боевых порядках роты, Забелкин чётко информировал штаб о передвижениях противника, вызывая огонь при отражении контратак противника. 23 октября 1943 года лейтенант Забелкин с радистом зашёл в тыл немецких войск и корректировал огонь гвардейских миномётов при отражении трёх контратак противника, вызвав один раз огонь на себя. В течение дня было уничтожено 5 автомашин с немецкой пехотой и около 60 автоматчиков

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Забелкину Николаю Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К началу 1945 года Николай Иванович получил звание гвардии старшего лейтенанта и был назначен командиром батареи «Катюш». В ходе Будапештской операции его залпами гвардейских реактивных миномётов Н. И. Забелкин вновь обратил противника в бегство, уничтожив при этом три вражеских броневика. Несколькими днями позже Николай Иванович был тяжело ранен. День победы он встретил на больничной койке.

После выписки из лечебного учреждения гвардии старший лейтенант Н. И. Забелкин был уволен в запас. Николай Иванович вернулся в Челябинскую область. Некоторое время был заместителем начальника шахты № 27 в Коркино. После окончания Московского института международных отношений в 1951 году работал в Совинформбюро, а затем в Агентстве печати «Новости». В 1958 году Н. И. Забелкин был принят в члены Союза журналистов СССР. С 1975 года по 1991 год Николай Иванович возглавлял бюро АПН в Венгерской Народной Республике. Автор книги «Они сражались за свою Родину» на венгерском языке. В 1991 году Н. И. Забелкин вышел на пенсию. Жил в городе Москве, активно участвовал в ветеранском движении. 18 августа 2006 года Николай Иванович скончался. Похоронен на Перепечинском кладбище столицы.

Медаль «Золотая Звезда» (03.06.1944);

Орден Ленина (03.06.1944);

Орден Отечественной войны 1 степени — дважды (05.04.1945; 06.04.1985).

Медали, в том числе:

Медаль «За оборону Сталинграда»;

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Источник

Познавательное и интересное