Рассказ о зайчике на домике которого было написано бояка

Сказки

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

специалист в области арт-терапии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Солнышко»

по художественной литературе и развитию речи

«Добрый доктор Айболит»

по художественной литературе и развитию речи

«Добрый доктор Айболит»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Творческие рассказы детей»

Лапштанова Анна Ивановна

Дата проведения: 15.03.17г

г. Лукоянов, 2017 год

Цель : Развитие речевого творчества и связной речи детей.

— Совершенствовать умение составлять распространённые предложения по заданной теме, отвечать на вопросы полным ответом.

— Развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление.

— Воспитывать умение слушать товарищей

1. Презентация «Загадки по сказкам»

2. Надписи на дом зайца с разными именами

4. Мультфильм « Бояка мухи не обидит»

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам

3. Проведение дидактических игр: «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи»;

5. Работа с синонимами, антонимами.

6. Работа над пословицами и поговорками.

7. Изготовление родителями совместно с детьми книг о приключениях зайки.

Бояка, бяка, забияка.

1. Л.А.Венгер «Развитие+» Москва 2012г

2. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная группа. Москва. Мозаика- Синтез 2014г.

3. М.В. Юдаева. Хрестоматия серии библиотека детского сада (подготовительная группа) Москва, «Самовар»,2014г

(Дети подходят к воспитателю)

— Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и посмотрите друг другу в глазки, с кем встретитесь глазками тому и улыбнитесь, а теперь развернитесь и улыбнитесь своему соседу, а теперь повернитесь к гостям поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

-Кто там поселился, нам подскажет песенка.

( Аудио запись песни….)

Воспитатель:- Правильно, это домик зайчика.

Дети:- Маленький, беленький, трусливый, с длинными ушами….

Воспитатель: А как обычно называют зайчиков?

Воспитатель: Вот наш зайчик трус, а как про него можно сказать по-другому?

Дети: Трусливый, трусишка, сердце у него в пятки ушло, тени своей боится, пуганая ворона…

Воспитатель: Ребята, а этого зайчика зовут Бояка. ( Вешаю табличку на домик)

— А давайте с вами придумаем, как нашему зайчику Бояке живётся в лесу?

-Что вокруг его домика происходит?

-Какие звуки в лесу пугают зайчика?

-Кого маленького он встретил и испугался, хотя сам больше этого зверька.

— Какую поговорку здесь можно применить, когда кажется то, чего на самом деле и не страшно совсем, когда преувеличивают свой страх? ( У страха глаза велики. Пуганая ворона и куста боится)

— Давайте покажем. Как Бояке страшно одному в лесу.

Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях и прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат. А теперь покажите смелого зайца из сказки « Про храброго зайца»

Воспитатель: А теперь послушайте, какую сказку придумала Полина с мамой про Бояку

Бояка от своего домика и не отходил никуда, боялся, что его лиса или волк схватят. А уж если на дереве громко ворона закаркает. У Бояки сердце в пятки уходило и он уши к голове прижимал. Бояка хотел, чтоб его никто не видел, никто не тревожил и никто ни о чём не спрашивал.

Жил зайчик один, никого в дом не пускал. Дошло до того, что он своей тени бояться начал. Однажды устал он от такой одинокой жизни и захотелось ему друзей встретить, ведь вместе веселее и не так страшно.

Долго думал зайчик, наконец, решился сменить хотя бы табличку с именем на домике»

Воспитатель: Вот сменил зайчик имя и теперь он стал Бякой (Меняю надпись на доме на Бяку)

А если он стал Бякой, то он стал каким?

Воспитатель: Что теперь будет делать зайчик в лесу?

Дети: Вредничать, обижать всех.

Воспитатель: А друзья у Бяки появятся?

Дети: Нет, с плохими никто не захочет дружить.

Воспитатель: Давайте теперь с вами придумаем, как в лесу стали разворачиваться действия? (Что в лесу произошло?)

— Кого и как мог обидеть Бяка?

— Что плохого он мог сделать медведю, лисе, бабочкам?

— Из-за чего он подрался с другими зайками?

— Кого Бяка испугал на поляне?

Воспитатель: А теперь послушайте, какую сказку придумала Ангелина с мамой про Бяку:

Ангелина «Жил в лесу очень вредный заяц, и звали его –Бяка.

Друзей у него не было, никто не хотел с ним дружить, потому что ни для кого ничего хорошего он не сделал.

У медведя всю малину с кустов стряс, всю на земле потоптал, пришлось Топтыгину в дальний овраг кушать идти.

Бяка на пруду пугал лягушек, на лугу ловил бабочек и топтал цветы, а в огороде, не боясь пугала, дёргал морковь и бросал её на грядке.

Никому от Бяки покоя не было, он и сам страдал от своего имени, потому что ему было плохо одному»

Воспитатель: Ребята, а зайчик Бяка прислал вам задание и говорит, что вы с ним не справитесь. Нужно назвать слова с противоположными значениями.

7.Игра с мячом «Скажи наоборот»

— Молодцы, вы справились с заданием Бяки.

Воспитатель: А зайчик опять решил сменить имя и теперь его зовут Забияка ( Меняю надпись на доме)

— А кто такой забияка, кого так называют?

Дети: Это тот, кто озорует, дерётся, подсмеивается над всеми, дразнится…

Воспитатель: Как теперь изменится зайчик? Каким он стал? Что делал?

— Что теперь стало происходить с животными в лесу?

-Кого обижал Забияка?

— А давайте и мы с вами подразним зайку Забияку.

Воспитатель: А теперь послушайте, какую сказку придумала Ульяна с мамой про Забияку:

Ульяна : «Жил был заяц, которого звали Забияка. Никому в лесу от него покоя не было. Сороку он дразнил « Трещёткой», медведя – « Косолапым», а ежа – « Колючкой».

Он даже лису не боялся: напрыгнул на неё и лукошко с яблоками отобрал, да по поляне их раскидал.

Волка однажды напугал. Сидел Волк на речке рыбу ловил, а Забияка подкрался, да как крикнет: «Охотники в лесу!». Волк от испуга в реку свалился, чуть не утонул.

А уж малышей, так всех подряд обижал: бельчата, зайчата, мышата от него прятались, потому что он их всё время толкал.

А забияка всем говорил, что он такой драчун для того, чтобы его все уважали.

Но однажды ему мудрая сова сказала: « Уважают не за силу, а за добрые дела и вовсе не за чем драться для этого». Зайчик задумался над её словами.»

Воспитатель: Ребята, а Забияка тоже вам задание приготовил, вам нужно произнести быстро скороговорку: «Зоиного зайку все зовут Зазнайкой». «У зайки Бубы заболели зубы»

А ещё он вам загадки приготовил по сказкам и решил, что вы не отгадаете.

10. Отгадывание загадок( показ презентации по сказкам)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

Читайте также:  Рассказы о нелегкой жизни детей

У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)

Родилась девочка в чашечке цветка.
Ростом эта девочка не больше ноготка.
(Дюймовочка)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, вот зайчик меняет свои имена, а друзей он находит? Вот сова ему сказала: « Уважают не за силу, а за добрые дела и вовсе не за чем драться для этого». А какие добрые дела мог бы сделать зайчик?

Ребята, а давайте нашему зайчику поможем и придумаем такое имя, чтоб все с ним захотели дружить?

Придумывают дети, останавливаемся на имени Дружок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как наш зайчик повеселел. Ему новое имя очень нравится. А чтоб ему больше не хотелось себе плохие имена придумывать, давайте подарим ему книжки- самоделки о его приключениях, пусть перечитывает и своим друзьям показывает. А я вас приглашаю посмотреть мультфильм о приключениях зайки Бояки.

Л.А.Венгер «Развитие+» Москва 2012г

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная группа. Москва. Мозаика- Синтез 2014г.

М.В. Юдаева. Хрестоматия серии библиотека детского сада (подготовительная группа) Москва, «Самовар»,2014г

Источник

Текст книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий»

Автор книги: Валентина Гербова

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

Текущая страница: 5 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

«Прошли новогодние праздники, самые красивые и веселые январские дни, – начинает разговор педагог. – Кто-то встретился с Дедом Морозом, кто-то ездил в гости, кто-то путешествовал с родителями, и все, естественно, получили подарки. Расскажите, где вы были, что видели, что особенно запомнилось. А я помогу вам, если в этом будет необходимость, сделать рассказы грамотными и интересными».

Педагог заслушивает рассказы детей, задает уточняющие вопросы. Если первые два рассказа будут о посещении елки, следует спросить детей, не был ли кто-нибудь из них в театре и если был, то на каком спектакле; кто вместе с родителями ездил отдыхать; кто принимал гостей и т. д.

В заключение педагог загадывает детям загадку, намекнув, что этого часа все ждали в новогоднюю ночь:

Сколько раз пробьют часы,
Если сдвинуты усы?
(Двенадцать)

Воспитатель помогает детям запомнить загадку и предлагает загадать ее родителям.

Занятие 2. Произведения Н. Носова

Цель. Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей».

«Сегодня у нас будет очень веселое занятие, – начинает разговор воспитатель, – потому что мы будем говорить о писателе Николае Носове и о его веселых произведениях. Можете ли вы назвать его рассказы? И даже помните, кто такие затейники и чем кончилась их игра в „Трех поросят“? А что за оказия приключилась в рассказе „Заплатка“? И, естественно, ваш любимый рассказ – это… (Ответы детей.)

„Приключения Незнайки и его друзей“ – это большая книга, состоящая из глав.

„Живая шляпа“, „Затейники“, „Ступеньки“, „Заплатка“ – это рассказы, а „Приключения Незнайки…“ – сказка. Права ли я?»

Воспитатель заслушивает и корректирует ответы детей. Затем спрашивает, какой отрывок из сказки Н. Носова они хотели бы послушать. Помогает грамотно сформулировать заявку и читает отрывок.

Занятие 3. Творческие рассказы детей

Цель. Активизировать фантазию и речь детей.

Воспитатель рассказывает детям о зайчике, на домике которого было крупно написано его имя: БОЯКА. [16]

Вместе с детьми педагог сочиняет истории из жизни зайчишки, который вздрагивал от каждого шороха и всего боялся: взлетевшей с дерева вороны, огородного чучела, волка и т. п.: «Зайка так устал от своей беспокойной жизни, что решил умереть. Но кто-то (кто бы это мог быть?) посоветовал ему сменить имя. Ведь если у зайца имя БОЯКА, то что же ему остается делать, как не вздрагивать от малейшего шороха?!

Долго думал зайчишка. Наконец решился и сменил надпись на своем домике. Теперь в знакомом нам домике стал жить заяц по имени… Может быть, вы сумеете отгадать новое имя зайца самостоятельно? (БЯКА.)

Зайка Бяка стал вести себя иначе.

Воспитатель предлагает детям представить себе, как тот же заяц, но уже наделенный другими качествами, стал вести себя с вороной, огородным чучелом и волком.

«Скоро зайка устал быть Бякой, – продолжает рассказ педагог, – потому что по характеру он был добрым и приветливым, а развязным и драчливым ему не нравилось быть. Зайка решил еще раз поменять имя. Теперь его новое имя: ЗАБИЯКА.

И тут начались совсем страшные истории».

Воспитатель предлагает детям придумать эти истории.

«В конце концов зайка снова стал Боякой, но теперь его все стали любить, как и прежде, и старались не обижать», – завершает занятие педагог.

Занятие 4. Здравствуй, гостья-зима!

Цель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме. [17]

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц называют серединой зимы.

«Чем нас порадовали зимние месяцы?» – спрашивает воспитатель и заслушивает ответы детей. Затем выясняет: «Как вы думаете, сбылась ли мечта ребенка: „Уж теперь не будет спору: за салазки да и в гору…“ И откуда мы узнали о нем?» (Из стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».)

Воспитатель просит кого-нибудь из детей прочитать стихотворение А. Фета.

«Зимой, когда кругом белым-бело, на деревьях кружева из инея или сказочные шубы, сердце замирает от такой красоты, – продолжает разговор педагог. – Стихи о начале зимы, о ее царствовании тоже очень и очень хороши. Послушаем?»

Педагог читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы». Спрашивает у детей, запомнились ли им какие-нибудь строчки, и зачитывает их.

Затем уместно прочитать отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» «Зима. Крестьянин, торжествуя…», стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…» и А. Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

Педагог интересуется, кому какое стихотворение запомнилось, и читает произведение, понравившееся большинству детей.

Затем педагог может попросить детей прочитать любимые стихотворения о зиме.

В конце занятия воспитатель вручает детям книгу «Зимние стихи» и просит их повнимательнее рассмотреть рисунки художника В. Белоусова. «Потом, когда захотите, расскажете мне, какой зимний пейзаж вам особенно понравился, а я расскажу, что понравилось мне», – говорит воспитатель.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Активизировать словарный запас детей.

«Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я приготовила для вас сюрприз, – начинает разговор воспитатель, – новую игру. Она называется „И я тоже!“ Правила игры очень простые: я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: „И я тоже!“

Вышел с удочкой Сережа.
….!
Стал удить на речке Вожже.
…!
Он сидел и улыбался.
….!
Лещ на удочку попался.
….!
Кто на удочку попался?
Б. Сыров

И сколько же детей попало на удочку?

Читайте также:  Рассказ на основе услышанного 7 класс урок презентация

Вы знаете, кто такой барсук? У слова барсук тоже есть родственники. Назовите их. (Барсучата, барсучий (жир, нос, хвост), барсучиха…)

Барсучок. Слышите в конце слова четкое -чок? Чок-чок – барсучок. Чок-чок… (паучок, старичок, сучок, сундучок, каблучок, мужичок…)

А теперь поиграем в игру „Скажи по-другому“».

– Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал… (он мчался, бежал, что было сил; мчался с большой скоростью…)

– Установилась плохая погода… (дождливая, пасмурная, с сильным ветром…)

– Актер хорошо играл свою роль… (с выдумкой, с вдохновением, играл прекрасно, превосходно, играл на бис…)

– Это был не очень воспитанный человек. Он… (говорил очень громко, дергал собеседника за рукав, громко хохотал, не извинялся за грубость…)

Дети, которые отвечают невпопад или отмалчиваются, получают штрафную фишку.

Далее педагог предлагает дошкольникам следующее задание. Он называет обобщающее слово и бросает кому-нибудь из детей мяч (кладет перед ним камешек или фишку), ребенок возвращает мяч и конкретизирует слово. Например: «Ягода – это…?» (Малина, черника, земляника…) При этом дети должны быстро отвечать на вопросы воспитателя.

Педагог может предложить детям следующие слова: головной убор, инструмент, растение, кресло, сковорода, свекла.

Заканчивая занятие, педагог интересуется у детей, чему они сегодня учились.

Занятие 6. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель. Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».

«Я очень люблю сказку С. Маршака „Двенадцать месяцев“, – начинает беседу педагог. – Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. Весной еще не пахнет. Чтобы до весны дожить, надо…? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. Я недаром этот разговор затеяла. Хочу, чтобы вы, слушая сказку, все правильно поняли».

Воспитатель читает произведение. Затем просит детей поделиться впечатлениями от прочитанного.

«Как вы думаете, – интересуется педагог, – почему месяцы, которые не могут, не должны меняться местами, ради девчушки нарушили уклад жизни?»

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает отрывок из сказки «Двенадцать месяцев»: «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

И заключает: «Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

Занятие 1. Чтение русской народной сказки

«Никита Кожемяка» [18]

Цель. Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

«Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные сказки, не путаете ли сказки с рассказами», – начинает беседу воспитатель.

Дети называют сказки. Если ребенок ошибается и вспоминает авторскую литературную сказку, его надо похвалить, но ответ не засчитывать.

Затем педагог называет произведения, с которыми дети познакомились в этом учебном году.

Воспитатель читает новую сказку. Говорит, что это русская народная сказка. И уточняет, что народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Поясняет, что сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике А. Афанасьева.

Педагог просит детей объяснить, почему это сказочное произведение.

Завершая занятие говорит: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

«Хотите подготовиться к школе? – спрашивает у детей педагог. – Тогда будьте повнимательнее и поактивнее. Морская волна высока и сильна. Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.) Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?

Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.

Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.

Педагог обращает внимание детей на картинки (одна на двоих) с изображением жука, лисы, раков, розы, вазы, гусей и др. Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.

Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши.

«А теперь вы можете дать мне задание, сказав: „Валентина Викторовна, сосчитайте части в моем слове“, – говорит педагог. – А слово – название картинки перед вами. Итак, я называю слово малина. (Дети кладут на столы соответствующие карточки или фишки.) А теперь задание мне дает (называет имя ребенка)».

Упражнение повторяется 3–4 раза.

«Давайте немного пошалим», – предлагает воспитатель и просит дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.

«Будьте внимательны, – объясняет воспитатель. – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя. За это вы получите штрафную фишку.

Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи…, мыши…, рыбы…, тигры…, волки…».

Завершая занятие, педагог напоминает, что сегодня дети учились быть внимательными и осваивали новое сложное умение – делить слова на части.

Занятие 3. Работа по сюжетной картине

Цель. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.

Педагог выбирает для занятия любую сюжетную картину и предлагает ее вниманию детей. Спрашивает, о чем картина, как лучше ее назвать.

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знают, как составлять план рассказа по картине. Интересуется, зачем нужен план. (Чтобы избежать повторов, чтобы рассказ был логичным.)

Дети предлагают первый пункт плана. Если вариантов несколько, выбирается один из них. Затем дети формулируют остальные пункты плана.

«Мы составили хороший план рассказа по картине, – продолжает беседу воспитатель. – Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?»

Воспитатель вместе с детьми оценивает наиболее интересные вступления к рассказу.

Затем дети выбирают фразу, завершающую рассказ, и 2–3 ребенка составляют рассказ по картине.

По ходу рассказа желательно делать пометки в тетради, если дети допускают ошибки в построении предложений. Позже нужно выяснить у детей, как должно звучать предложение (или слово), произнесенное сверстником.

Занятие 4. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» [19]

Цель. Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Педагог предлагает детям послушать былину про русского богатыря Илью Муромца. Уточняет, слышали ли они что-нибудь об этом богатыре и как они его себе представляют.

Воспитатель читает отрывок из былины (в записи А. Гильфердинга). Дает детям возможность обменяться впечатлениями. Соглашается, что былина написана совсем не так, как привычные, легкие и понятные стихи: «Так народ давным-давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья-разбойника, в страхе державшего простых людей».

Педагог зачитывает соответствующий отрывок из былины.

«Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, – продолжает воспитатель, – поэтому былины – необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?»

Воспитатель читает следующий отрывок:

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
А подъехал как ко силушке великой,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он ту силу всю великую.

Заканчивая занятие, педагог предлагает вниманию детей репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря».

Читайте также:  Рассказ на основе услышанного 7 класс сочинение примеры с прямой речью

Если у детей появится желание узнать о двух других богатырях, следует пообещать им найти былины о них.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

«Ох и трудное задание вы сегодня будете выполнять, – начинает занятие педагог. – Проговорите про себя слова день – лень. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Не надо объяснять, что обозначают эти слова. Обратите внимание на звуки. (В слове „день“ был звук дь, а в слове „лень“ появился звук ль.)

Произнесите еще два слова: кот – кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова? И еще два слова: сын – сон».

Педагог формулирует новое задание. «Что такое коса? (Особым образом заплетенные волосы, рабочий инструмент, песчаная отмель.) Получается, что слово одно, а значений много. Это многозначное слово.

Многозначными также являются слова: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить значения этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный), кран (подъемный, кран у самовара, водопроводный кран).) [20]

Воспитатель напоминает детям о том, как друзья обиделись на Незнайку – сочинителя стихов. И уточняет: «Что их обидело? Надеюсь, что мы с вами будем удачливее Незнайки и наши рифмовки будут приятными для слуха».

Педагог предлагает детям закончить четверостишия:

Говорит котенку «кыш!»
Неприветливая мышь,
А котенок сладко спит
…….

Кот на завтрак съел омлет,
Следом – несколько котлет,
Ну а после бутерброд
…….
Е. Лаврентьева

Затем педагог просит дошкольников подобрать слова с противоположными значениями:

«А теперь угадайте предмет, который я задумала», – формулирует воспитатель последнее задание. Дети задают уточняющие вопросы, постепенно сужая круг поиска.

Занятие 6. Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» [21]

Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

Воспитатель интересуется у детей: «Знакомо ли вам слово музыкант? А бывают ли звери-музыканты и не в цирке, а в дикой природе?»

Педагог читает рассказ В. Бианки «Музыкант». Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями и предлагает пересказать произведение. Вызвав ребенка, воспитатель советует ему пригласить сверстника, с которым они вместе будут пересказывать рассказ.

Пересказ начинает педагог (до слов: «Старик отложил скрипку…»). Затем просит ребенка продолжить рассказ (до фразы: «Звук слышался с опушки»). Далее пересказывает второй ребенок (оставшуюся часть произведения или только его часть, концовку может рассказать педагог).

Потом текст пересказывают другие дети. Их может быть двое или трое – те части рассказа, которые пересказывал педагог, теперь может рассказать ребенок.

Занятие 7. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Цель. Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

«Богатыри земли Русской Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович жили давным-давно. А встречаются ли богатыри в наше время?» – начинает занятие педагог.

Выслушав ответы детей и не обобщая их, воспитатель предлагает послушать рассказ Е. Воробьева «Обрывок провода». Прочитав рассказ, предоставляет детям возможность обменяться впечатлениями.

«Интересно, сколько времени мы можем простоять вот так, как солдат? (Показывает.) На прогулке попробуем. А Устюшин несколько часов простоял на снегу, без рукавиц, а рядом пули свистели, мины рвались», – напоминает педагог и читает концовку рассказа со слов: «И до поздней ночи, пока не отгремел бой…»

«Так не перевелись богатыри на земле Русской? – повторяет педагог вопрос, заданный в начале беседы. – Богатырский характер оказался у солдата, богатырская выдержка».

Занятие 8. Повторение пройденного материала

Занятие проводится по выбору воспитателя.

Занятие 1. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» [22]

Цель. Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Педагог интересуется, не забыли ли дети былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике и помнят ли они имена двух других богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.

«Алеша Попович, – говорит воспитатель, – самый молодой из богатырей, красивый, горячий. Что это значит – горячий человек?»

Предлагает послушать былину «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Обращает внимание на отчество Тугарина и заслушивает предположения детей.

Завершая занятие, воспитатель подтверждает мысль о том, что богатырь был молод и горяч: «Он прямо на обеде у великого князя стал ему замечания делать, над Тугариным насмехаться. Тугарин вежливее был, драку в княжеских хоромах не затеял, хотя и мог бы, силушку свою зная: огромен он был, из пасти пламя изрыгал».

Воспитатель уточняет, нравятся ли детям былины, корректирует их ответы.

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

«На одном из занятий мы выяснили, что звуки в словах звучат по-разному – мягко и твердо, – начинает беседу воспитатель. – Звук з тоже может быть мягким и твердым: за-за-за, зя-зя-зя. В чем разница? (2–3 индивидуальных ответа.)

Поиграем? Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?»

Педагог берет на заметку детей, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы. Позже с ними следует поработать индивидуально.

Далее воспитатель просит детей нарисовать на листах бумаги решетки, состоящие из четырех ячеек, и определить позицию звука с в словах: снег – обсыпал – кисти – распустились. (Определив место звука в слове, дети снимают фишки с решетки.)

Педагог сообщает, что эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза». Читает его полностью или в сокращении:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Воспитатель сообщает детям, что им предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.

Педагог произносит слог ра и выясняет у детей, что это такое. (Часть слова.) Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на ра-. (Рама, ракета, ракушка…)

Затем открывает словарь и зачитывает следующие слова: радио – работа – радуга – раджа – развизжался – раздор. Уточняет, все ли слова знакомы детям. Выясняет, кто такой раджа, что такое раздор, какими словами можно заменить слово развизжался. (Раскричался, расшумелся.) Просит определить позицию звука з в слове развизжался и место звука ж в слове жужжит.

«Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша».

Затем дети предлагают педагогу слова, а он делит их на части.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Познавательное и интересное