Жаворонок — Соколов-Микитов И.С.
Рассказ о восхищении автора пением жаворонка весной: Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Жаворонок читать
Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья, — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались первые темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости жаворонки. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь. Даже неопытные городские люди, живущие далеко от природы, выезжая за город, слыхали веселые песни жаворонков. Только самые тупые из них, оглушенные грохотом машин и современной шумной музыкой, не способны слышать радостные звуки земли.
Еще в далеком деревенском детстве моем я любил слушать песни жаворонков. Идешь по тропинке во ржи, любуясь синими васильками. Справа и слева взлетают, с песнями поднимаются в небо жаворонки. Чудесной музыкой наполнен небесный простор. Звонко стрекочут кузнечики, на опушке ближнего леса воркуют горлинки. Идешь, идешь, ляжешь спиною на землю, через тонкую ткань рубашки чувствуя материнское ее тепло. Глядишь и не наглядишься в высокое летнее небо, на склоненные над лицом колосья.
С теплой землею связана жизнь жаворонков. На обработанных человеком полях, среди зеленеющих хлебных всходов делают они свои скрытые гнезда, выводят и выкармливают птенцов. Жаворонки никогда не садятся на высокие деревья, избегают густых, темных лесов. От берегов теплого моря до таежных лесов живут жаворонки, над широкой степью, над полями и лугами почти все лето слышны их радостные песни.
В прошлые времена в весенний праздничный день матери наши пекли в русских печах слепленных из теста жаворонков. Хорошо помню, как вынимала мать из печи подрумяненных тестяных «жаворонков». Мы радовались русскому весеннему празднику.
С «жаворонками» в руках весело выбегали на берег реки смотреть, как пробуждается земля, слушать весенние ее звуки.
Вера Чаплина — Жаворонок: Рассказ
Марина пришла из школы гордая и счастливая. Ещё бы, у неё в дневнике почти одни пятёрки.
— Бабушка! — торжественно обратилась она ко мне. — А помнишь, что ты мне обещала?
И вот в воскресенье я выполняю обещанное. Мы отправляемся с Мариной на Птичий рынок, пока только на разведку.
Сначала мы ехали в метро, потом сели на трамвай. В трамвае народу было очень много. У всех какие-то сумки, корзины, клетки… Кто вёз кроликов, кто щенят, кто птиц, а один мужчина запихнул под сиденье большую собаку с завязанной мордой. И никто никого не ругал, хотя все знали, что возить животных в трамвае запрещено.
У Птичьего рынка вышли почти все. Вышли и мы. Спрашивать, где находится рынок, нам не пришлось, потому что туда направился весь поток пассажиров. Шёл и тот мужчина, который держал под скамейкой собаку. Она шла рядом с хозяином, понуро опустив голову и поджав хвост, будто понимая, куда её ведут.
Человек с собакой завернул в большие ворота рынка, мы тоже направились следом за ним и сразу очутились в царстве рыб. И каких здесь только не было рыбок! Чёрные, пёстрые, жёлтые и, наконец, золотые с длинными, будто вуалевыми хвостами. Они плавали в просторных аквариумах медленно и важно, словно сознавая свою красоту.
— Бабушка, милая, купи мне рыбку! Эту. Нет, эту. Нет, ту.
Марина перебегала от одного аквариума к другому, не зная, какую же рыбку выбрать.
— Мариночка, мы же сегодня хотели только посмотреть, а купим рыбку или щенка перед отъездом на дачу, — уговаривала я её, уводя от соблазна и… попадая в ещё более соблазнительное царство птиц.
— Бабушка, птичку! Купи птичку! Ну самую маленькую, самую дешёвую! — умоляла Марина, подтаскивая меня к прилавку.
За прилавком стоял мужчина. Он держал перед собой клетку, наполненную птицами. Здесь были красногрудые снегири, вертлявые синички, щеглы… Одни сидели нахохлившись, другие, что-то попискивая, прыгали с жёрдочки на жёрдочку или бились клювиком о решётку, тщетно стараясь вырваться из плена.
Я не люблю держать в клетке птиц и никогда не держала: мне всегда жаль этих маленьких пернатых певцов, лишённых свободы. Ведь куда приятней слушать их весёлые песни в лесу, в поле, следить за их свободным полётом. Вот поэтому я твёрдо сказала Марине:
И ни за что бы не купила. Но тут, в углу клетки, я заметила небольшой серый комочек. Это был жаворонок. Взъерошенный, какой-то жалкий, он совсем не был похож на того жаворонка, чья звонкая трель так радует нас.
— Хорошо, Марина, — согласилась я. — Раз тебе так хочется, давай купим вон ту, которая сидит в уголке. Она больная. Мы ее вылечим, отвезём на дачу и выпустим.
Однако покупать больную, невзрачную птицу совсем не входило в планы Марины.
— Нет, бабушка! — возразила она. — Та некрасивая, лучше купим эту. — И она показала на большого красногрудого снегиря.
Не знаю, чем бы кончился наш разговор, но тут вмешался продавец. Очевидно, ему самому хотелось скорей избавиться от больной птицы. Он заговорщицки мне подмигнул и сказал Марине, что все птицы уже проданы и осталась лишь та, которую хочет купить бабушка. К моему удивлению, Марина тут же согласилась взять жаворонка. Продавец откуда-то вытащил небольшую коробочку и, ловко посадив туда птицу, передал Марине.
Крепко прижав к себе драгоценную ношу, Марина заторопилась домой.
— Не спеши, — остановила я внучку. — Надо ещё найти, где жаворонку корм купить.
— А чего искать, вон у того деда возьмите, — посоветовал продавец. — Он по этой части большой специалист, у него всякий корм имеется.
Подошли к деду. Тот спросил, для какой птицы нужен корм. Затем поколдовал среди своих многочисленных мешочков и протянул пакет со смесью каких-то семян и ещё маленький кулёчек с муравьиными яйцами, а я-то и не знала, что они жаворонку тоже нужны.
Мы поблагодарили деда, быстро прошли мимо голубей, собак, кошек, мимо кроликов и, больше нигде не задерживаясь, вышли за ворота рынка.
По дороге заехали в магазин и купили клетку. Взяли ту, которая была побольше. Пусть жаворонку будет свободней — может, скорее поправится.
Дома мы выбрали самое светлое место на окне, поставили клетку и выпустили в неё жаворонка. Он сразу стал биться грудкой о решётку, но, видя, что из клетки не выбраться, сел в уголок и нахохлился.
Вы видели когда-нибудь, как жаворонок высоко-высоко взвивается в небо? И вот льётся оттуда его песня и звенит, звенит, словно ручеёк. Слушаешь её и не наслушаешься. Любуешься небом голубым, полем зелёным, и кажется, что не будет оно таким прекрасным без песни, льющейся сверху.
Я люблю песню жаворонка, и, быть может, потому мне было так жаль нашего пернатого невольника. Мы делали всё, что в наших силах, лишь бы он скорее поправился. Всю клетку заставили зеленью, давали по нескольку раз в день дедову смесь, муравьиные яйца, а он почти не ел. Весь день то рвался на свободу, то сидел, забившись в самый угол клетки. Сидел скучный, взъерошенный. Марина ставила жаворонку еду и уговаривала:
— Ну поешь, маленький, поешь! Ты поправишься, и мы тебя сразу выпустим…
Однако жаворонок никак не поправлялся. С каждым днём всё больше и больше взъерошивались его пёрышки, всё хуже и хуже клевал он зёрна. Тогда мы с Мариной решили его выпустить. Выпустить сегодня… сейчас… пусть не живёт больше в неволе.
Через полтора часа мы были уже за городом. День выдался хороший, безоблачный, заметно припекало ласковое июньское солнышко. Мы вышли из автобуса и, не задерживаясь, пошли к полю.
Мне очень хотелось выпустить жаворонка самой, но потом передумала. Пусть это сделает Марина, ведь ей ещё никогда не приходилось выпускать на свободу птиц.
Я поставила клетку посередине поляны, заросшей яркими ромашками, привязала к дверце крепкую капроновую леску; затем мы с Мариной отошли в сторону и спрятались за бугорок. Оттуда хорошо была видна и клетка и птица. Было видно, как бьётся жаворонок, как хочется ему на волю. Марина тихонько потянула за леску, и дверца открылась.
Не сразу увидел открытую дверцу наш пленник. Но вот заметил… наклонил головку… Теперь он уже не бился о решётку, вся его маленькая фигурка с вытянутой шейкой выражала недоверие. Так же недоверчиво и насторожённо вышел он из клетки. Вот и свобода. Свободный. Жаворонок встряхнулся, прилегли взъерошенные пёрышки, и он сразу будто поправился. На какой-то миг прижался грудкой к тёплой земле и взвился вверх.
Он поднимался всё выше… выше… к самому голубому небу. Но вот, трепеща крылышками, жаворонок будто остановился, и вдруг полилась его песенка. Она журчала, переливалась, звенела прямо над нами.
— Бабушка! Это он нам поёт! Это он говорит «спасибо»! — зашептала Марина. — Правда?
Кто знает! Может, правда говорил нам «спасибо», а может, радовался свободе, ведь люди ещё не научились разгадывать то, что говорят в своих песнях птицы.
Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»
Лариса Вячеславовна Парфенова
Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»
— углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина;
-формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Оборудование: портрет А. Пушкина; книги сказок поэта; фонограмма сказки.
Воспитатель показывает детям портрет А. Пушкина, рассказывает о «сказочном» творчестве поэта, называет его сказки.
-Подумайте, чем отличаются сказки Александра Пушкина от других сказок, которые мы с вами читали? Как они написаны?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Сказки Александра Сергеевича интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Послушайте «Сказку о рыбаке и рыбке», подумайте, каких людей поэт высмеивает в ней. Вслушайтесь, каким красивым языком написана сказка.
Воспитатель читает сказку и далее беседует с детьми.
-Каких людей высмеивает в своей сказке Александр Сергеевич? Как вы это поняли?
-Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику
-Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?
— Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?
-Каким вам показался старик? Как вы его себе представляете?
— Какими словами можно сказать о рыбаке, какой он?
ДЕТИ: добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый. Беспомощный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: объясните, как вы это поняли? (Дети отвечают.) Послушайте, как по-разному море встречало каждый старика, когда он к рыбке с просьбой.
Вот пошел он к синему морю:
Видит – море слегка разыгралось.
Вот пошел он к синему морю…
(Помутилось синее море.)
Пошел старик к синему морю…
(Не спокойно синее море.)
Старичок отправился к морю…
(Почернело синее море.)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря;
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
-Что вы заметили? Как каждый раз встречало море старика? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же?
-Послушайте, как эту сказку расскажет артист.
Дети слушают фонограмму сказки в исполнении актера.
«Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» Представляю Вашему вниманию презентацию экологической сказки в старшей речевой группе. Текст мы сочиним с ребятами сами, взяв за основу.
Фото-отчёт о викторине по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина В викторине участвовало четыре человека. Перед этим была проведена с детьми работа: прочитана сказка, просмотрено театральное представление.
Фотоотчет о детском творчестве ко Дню «Сказки о рыбаке и рыбке» на МAAM Фотоотчет детского творчества ко дню «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ. Я владычица морская, Повелительница волн! Обойди хоть целый свет,.
Фотоотчёт «Сказка о рыбаке и рыбке» 6 июня в России отмечают день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Все мы с раннего детства слушаем и любим сказки.
Коллективная работа в старшей группе по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Объемная аппликация «Золотая рыбка» Коллективная работа с детьми в старшей группе Объемная аппликация из бумаги «Золотая рыбка» Цель: Создать условия для формирования интереса.
Конспект НОД по РЭМП «По сказке о рыбаке и рыбке» Конспект НОД по РЭМП «По Сказке о Рыбаке и рыбке» Воспитатель Ушкалова Наталья Васильевна. МАДОУ » № 26 «г. Челябинска Цель: формировать.
Литературная инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке» по А. С. Пушкину итературная инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке» (по А. С. Пушкину) Участники: Дети читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» • Ведущий.
Сценарий досуга по сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Сценарий досуга по сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» Составила:воспитатель Подляховская Е. Э. Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством.
Сценарий сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» Сценарий сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель: Развитие интереса к постановке спектакля по сказкам А. С. Пушкина, развитие творческих.
Экологический досуг «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»
Екатерина Любимова
Экологический досуг «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»
Жил старик, со своею старухой
Они жили ровно 30 лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу.
Раз, закинул он невод
Пришел невод с консервными банками,
Он другой раз закинул невод
Пришел невод с мусором да пакетами
Он в третий раз закинул невод
Пришел невод с рыбкой золотой.
— Отпусти меня старче в море
Откуплюсь чем только пожелаешь,
-Бог с тобою золотая рыбка
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в море синее
Гуляй там себе на просторе
Воротился старик ко старухе,
И говорит ей какое чудо бывало,
-Поймал я сегодня рыбку
Рыбку не простую, а золотую,
Не посмел я взять с нее выкуп
Так отпустил я, ее в синее море.
Старика старуха забранила
Дурачина ты, простофиля
Не сумел взять выкупа с рыбки
Хоть бы взял ты с нее
Наши то, совсем есть не возможно
Раньше ели, что хотели не задумывались мы
А теперь от всякой снеди
Мы бежим как от чумы
Почему теперь не рады
Съесть красивый помидор
Потому, что в нем нитраты
Будешь бегать ты на двор
Вот помнишь, мы сегодня
Я расстроилась до слез
Мне по телеку сказали
В них живет сальмонеллёз
Колбасу ту, что взяла в магазе
Есть не есть, боюсь опять
Мне теперь ее на свежесть
Будет кошка проверять.
Иди воротись к рыбке
И попроси у нее чистые продукты
Пошел старик к синему морю
Приплыла к нему рыбка
— Что тебе надобно старче,
— Смилуйся государыня рыбка,
Забранила меня моя старуха
Надобно ей чистых продуктов
— Не печалься, ступай домой
Будут Вам чистые продукты.
Воротился старик ко старухе
— Ну довольна твоя душенька
— Довольна отвечает старуха.
Поели, и давай старика снова бранить
— Дурачина ты, простофиля
Выпросил у нее чистые продукты!
Иди воротись к рыбке,
И попроси у нее воды чистой
Наши то реки и озера
А колодцы совсем опустели
Пить очень хочется.
Пошел старик к синему морю
Приплыла к нему рыбка золотая
— Смилуйся государыня рыбка
Забранила меня моя старуха
Надо ее чистой водицы
Не печалься ступай себе с Богом,
Будет вам чистая водица.
Воротился старик ко старухе
На столе вода в бутылях чистая.
— Как мне приятно выпить чаю
Совсем, совсем как не в те года
Теперь живем мы, чай глотаем
И будем счастливы старик с тобой всегда.
И опять старуха забранилась
— Дурачина ты, простофиля
Выпросил у нее водицы
Иди воротись к рыбке
И попроси у нее новую бочку,
А еще консервный заводик
Ведь в лесу грибов сколько хочешь,
А в городе они денег стоят.
Опечалился старик и пошел к синему морю
Приплыла к нему рыбка, и спрашивает
— Что тебе надобно стерче?
— Смилуйся государыня рыбка
Забранила меня моя старуха
Надо ей новую бочку,
Хочет свой консервный заводик
— Не печалься, ступай себе с Богом
Будет вам консервный завод.
Воротился старик ко старухе,
Видит грязь кругом,
Люди бегают в спецовках
Грибы ведрами в бочку ссыпают
Шум и гам в лесу беспорядок
— Что ты делаешь, глупая баба?
Так хозяйствовать не годится.
— Развернутся мне мамке негде
Иди воротись к рыбке
И попроси у нее лесопилку
— Пожалей ты лес природу
Так запасов на долго не хватит.
— Говорю тебе честью, а то я охранников кликну.
Повели охранники старика к морю синему.
Приплыла рыбка и молвит
— Что тебе надобно старче?
— Смилуйся государыня рыбка
Забранила меня старуха пуще прежнего,
Не нужен ей консервный завод
— Не печалься, ступай будет вам лесопилка.
Вернулся старик ко старухе
Видит бор сосновый поредел
Кругом техника, лесорубы
Только щепки летят с лесопилки
— Здравствуй, здравствуй жадная хозяйка
Смотрю лес под корень рубишь
Молодняк совсем не жалеешь
Скоро будет пустое место.
А старуха, старику в ответ
— Душно, дурно стало мне
Я пойду с тобой старик к рыбке на поклон.
Пришли упали на колени и взмолились
— Смилуйся государыня рыбка
Помоги нам в этой беде
Рыбка им в ответ
Техника теперь повсюду,
Стал ты сильный человек
Но, увы теперь у вас
Нечем будет тут дышать
Тебе я дед дам респиратор
А проблемы вам решать!
Тут старуху осенило
— Старик закончилась сказка,
Не пришлось нам пожить богато.
— Нет старуха. Старик отвечает
Богатство наше, есть природа
Много лес дает богатства,
Только брать умей по хозяйски
Береги, не губи напрасно!
Люди берегите богатства нашей планеты!
Нам без них не выжить!
Автоматизация звуков [Л], [ЛЬ’]. Сказка «Колобок на новый лад» Автоматизация звука Л, ЛЬ Тема: «Сказка «Колобок» на новый лад» Цель: Автоматизация звуков Л, ЛЬ в связных текстах, в разговорной речи.
Конспект занятия «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (старшая группа) Цель: учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием поэтического материала; продолжать знакомство детей с творчеством.
Мастер-класс по теме «Творческий проект» Создание мультфильма по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Видео Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс из опыта работы по созданию мультфильмов. Прилагаю презентацию и продукт деятельности.
Мастер-класс поделки из бросового материала «Сказка о рыбаке и рыбке» Как и большинство воспитателей, я не выбрасываю упаковочную тару. А вдруг в работе пригодится? Так я долго присматривалась к овощной сетке.
Рисование по сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», фотоотчёт продуктивной деятельности детей средней группы. 6 июня вся страна отмечает день рождение великого и удивительного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина,в России этот день считается.
Сказка «Колобок на новый лад» Театральная постановка «Колобок на новый лад». №14.1. Звучит музыка из м/ф «Пластилиновая ворона» Ведущая. Жили – были старик.
Сказка на новый лад «Прогулка Колобка» Задачи: • Закрепить знания, полученные во время проекта «Я – маленький гражданин России»; • Воспитывать интерес к объектам социального мира;.
Сказка «Колобок на новый лад» 23 марта воспитанники средней группы приняли участие в районном конкурсе «Играем в театр». На фестиваль мы представили известную сказку.
Экологическая сказка на новый лад «Муха-Цокотуха» Экологическая сказка «Муха Цокотуха» Музыку подбираете самостоятельно В некотором Царстве, в некотором (экологически чистом) государстве.