Слово о директоре
Учительство — не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Жизнь. Призвание. Радость
15 лет назад Нина Александровна переступила порог нашей школы в качестве директора. С тех пор школа изменилась, стала краше и лучше!
Позади 38 лет педагогической работы… Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для нашего директора – это ее жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства Нина Александровна проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Работая под руководством Нины Александровны, учителя становятся профессионалами в своем деле! Общение с таким директором учит многому: она щедро делится своими идеями, педагогическими задумками, помогает учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии. Нина Александровна умело организует образовательный процесс, мудро осуществляет руководство педагогическим коллективом, эффективно применяет различные методы мотивации сотрудников.
Каждое утро Нины Александровны начинается со школьного порога. Она обязательно встречает всех ребят, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то пожурит, а кому-то подскажет. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих дел, многие из которых требуют незамедлительного решения. И так уже много лет. Жизнь движется по одному и тому же кругу, но в нем есть свой смысл. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии. При этом старается, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись.
Обаяние естественности, живости, простоты – ее отличительные особенности. Ее коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее уважение у тех, с кем ей пришлось работать. Она обладает каким-то неугасающим моральным импульсом, удивительным чувством нового, умеет видеть это новое во множестве разных ситуаций и всегда готова помочь молодым. У нее свои общественно-политические взгляды, которые реализуются на этой работе, благодаря ее энтузиазму и неутомимой работоспособности.
Талантливый человек талантлив во всем! Эти слова имеют самое прямое отношение к директору нашей школы. Говорить об этом человеке можно бесконечно. Да, она может быть жесткой, но только по делу, а без этого нельзя ни одному руководителю. Да, не бывает людей без недостатков, но если уж судить о человеке, то правильно было бы положить на чаши весов и добродетели, и недостатки. Только тогда можно получить реальную картину, реальный портрет человека. Не правда ли? Важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за все на свете, во все вникать. Тогда твой настрой как руководителя чувствуют дети и учителя.
За годы педагогической деятельности из простого учителя Нина Александровна выросла в грамотного и умелого руководителя. Она награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации нагрудным знаком «Почетный работник образования».
У Нины Александровны замечательная семья, заботливые дети и внучка.
Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют Нину Александровну.
В октябре Нина Александровна отметила юбилей. В этой женщине столько красоты, стати, силы и даже удали, что хочется сказать:
Вы – легкая, но с грузом всей Вселенной.
Вы – хрупкая, но крепче нет оси.
Вы – вечная, как чудное мгновенье
Из пушкинско-натальевской Руси!
Здоровья вам, Нина Александровна, и успехов!
Коллектив МБОУ «Еланская ООШ № 1».
Слово о директоре
«Где ты родился, там и пригодился» —
Ведь так не зря в народе говорят.
И если ты в училище учился,
То труд твой будет славою богат!
Здесь много поколений научили
И хлеб растить, и вкусно щи варить,
Комбайном управлять, автомобилем
И даже дебет с кредитом сводить!
(гимн училища)
Обычно жизнь человека принято делить на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом — продолжением работы.
В ГБПОУ «Казачье кадетское профессиональное училище № 48» работает много талантливых, прекрасных, умных, справедливых и творческих педагогов, настоящих мастеров своего дела. Но одним из лучших я считаю педагога по призванию души, наставника молодежи — директора училища Владимира Федоровича Бецкова. Он с первых дней образования нашего учебного заведения работает в нем, поражая своей тактичностью, умением привлечь интерес к училищу. Это открытый и искренний человек. Повезет человеку, если на его жизненном пути встретится такой профессионал своего дела, способный зажечь в сердцах людей огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой училищной жизни.
Почти тридцать лет назад В.Ф.Бецков переступил порог вновь образовавшего филиала училища, чтобы посвятить ему всю свою жизнь. Закончив в 1984 году Волгоградский сельскохозяйственный институт, молодой специалист был направлен работать в Ростовскую область. Первые ступени педагогической деятельности он начинал мастером производственного обучения в г.Шахты, в профессиональном училище. Учил ребят работе в сельской местности. А её он знал отлично, сам родился и вырос в х.Орехове Клетского района. Отец — Федор Павлович с детства приучал сына любить землю, на которой живёшь.
Было нелегко
В 1988 году администрацией района совместно с комитетом образования было принято решение на базе Клетского учебного центра открыть филиал Суровикинского училища № 43. Владимиру Федоровичу было предложено приступить к работе. Он с удовольствием согласился и вместе с семьей переезжает на родину. Пятого сентября 1988 года первые 16 обучающихся переступили порог вновь созданного учебного заведения. Владимир Федорович как мастер производственного обучения не только обучал детей, но и был занят бесконечными хлопотами по благоустройству здания, дворовой территории и мастерских, общежития, разработке учебного хозяйства. Были успешно проведены строительные работы, оборудованы кабинеты под занятия, заменено отопление, перекрыта крыша, приобреталась техника и оборудование. А достигались эти цели путем его огромных и непрерывных усилий. Владимир Федорович искренне болел душой за свой второй дом и этой «болезнью» заражал свой коллектив.
В 1991 году на базе учебно-курсового комбината и филиала ПУ№43 был открыт учебный центр и директором в нем был назначен В.Ф.Бецков. Он продолжает совершенствовать материальную базу училища, открывает столовую, расширяет земельные участки под учхоз и занимается решением текущих проблем, ведь их всегда много, а их решение накладывает ответственность за поступки и дела. Директор в сельской местности работает под строгим контролем местного населения, которое не спустит любой промах. Владимир Федорович становится советчиком в вопросах образования, воспитания, его волнует судьба села. А будет жить село- будет жить и развиваться училище.
В феврале 1995 года глава администрации Клетского района А.Г. Манойлин вместе с В.Ф. Бецковым отправляются в Москву в Министерство образования РФ. Благодаря настойчивости главы районной администрации вопрос об открытии училища был решен за один день. С соответствующим приказом на руках, с чувством выполненного долга и множеством планов они возвратились домой. А с 1 марта 1995 года в ст. Клетской начало работать профессиональное училище № 48. В 2006 году оно переименовано в «Казачье кадетское профессиональное училище № 48». С начала его трудовой деятельности вместе с ним была и его супруга Любовь Анатольевна. Вместе они создавали училище, можно сказать, с нуля.
В ногу со временем
Владимир Федорович как директор вынужден брать на себя обязанности, которые многократно увеличивают объем его работы. Работа от зари до зари- это его стиль. Что значит быть руководителем училища? Многое должен организовать директор: образовательную, воспитательную, экономическую, охранную, социальную, хозяйственную деятельность коллектива. Несмотря на все неурядицы и проблемы, училище живет благодаря его основным работникам-педагогам, которые работают с детьми и не жалеют сил и времени для того, чтобы выпустить достойного человека и гражданина своей страны, за которых не было бы стыдно спустя много лет. Они все работают под руководством Владимира Федоровича. Он понимает, какой специалист нуждается в жестком слове, а к кому необходимо подойти мягко, чтобы настроить на продуктивный рабочий лад.
Он по праву награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки, а его детище — училище Почётными грамотами и дипломами районного, областного и федерального уровня. Учащиеся неоднократно становились финалистами районных и областных предметных олимпиад.
Наши выпускники работают в разных сферах, многие из них трудятся юристами, педагогами, инженерами, нефтяниками. Но все без исключения до сих пор поддерживают теплые отношения со своими педагогами и наставниками.
Директорский пост — он не только почетный.
Ответственным быть надо, лучшим в работе,
Уметь отстоять коллектив и права
И грамотно делать большие дела.
С уважением,
О.Сидорова, заместитель директора по воспитательной работе.
Он много поколений научил, как хлеб растить и убирать
…Первое сентября. Заливистой трелью звенит звонок на первый в новом учебном году урок. Нарядные кадеты торопятся занять свои места в светлых, сверкающих чистотой и украшенных зеленью кабинетах. Уютно и празднично в училище, где все готово к встрече юношей и девушек. Все радует глаз — предметные кабинеты, оснащенные современной оргтехникой и многочисленными пособиями, просторная столовая с обновленным и уютным залом, общежитие с новой мебелью, а в поле ребят ждет новый сеялочный агрегат. Все подчинено главной цели: создать для студентов комфортные условия для учебы и отдыха. К этому стремились и вложили много сил преподаватели, сами ребята. Но главный вдохновитель всех дел, наставник всего педагогического коллектива — директор ГБПОУ «Клетское кадетское профессиональное училище №48» Владимир Федорович Бецков. О нем наш сегодняшний рассказ.
Без малого тридцать лет посвятил себя любимому детищу этот замечательный человек. За время работы учебное заведение дало путевку в жизнь более чем двум тысячам бывших девятиклассников, которые стали хорошим подспорьем в хозяйствах района. И если учесть, что в районе такое учебное заведение, готовившее квалифицированные кадры для сельского хозяйства одно, то хвала и респект такому училищу и его директору.
Немногословный и основательный, рассудительный, тактичный, искренне радеющий за свое детище, он по праву заслужил признательность и уважение как среди коллег, так и учащихся, их родителей. А своей интеллигентностью и благородной простотой сумел создать вокруг себя атмосферу взаимопонимания и творчества. Без лишнего преувеличения можно сказать, что училище для нашего директора- это его жизнь, призвание и радость. Его роль всегда больше творческая, чем административная. А его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы.
С момента начала руководства Владимир Федорович проявил свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Двадцать седьмого сентября у В.Ф.Бецкова день рождения. Уважаемый Владимир Федорович! У Вас большой опыт на руководящей должности, Вы всегда корректно относитесь к своим подчинённым, умеете внимательно выслушать и дать мудрый совет. Мы Вас очень уважаем и считаем самым лучшим директором. Разрешите от имени всего коллектива поздравить и пожелать крепкого здоровья Вам и Вашим родным и близким, выдержки и терпения, новых побед и свершений и всего самого хорошего!
С уважением,
коллектив ГБПОУ «Казачье кадетское профессиональное училище №48».
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!
Слово о директоре, или жизнь, отданная школе
Конец лета, осень — пора заготовок. Именно за этим занятием я застала Алевтину Петровну Могильникову, когда позвонила к ней домой договориться о встрече. Приехав, увидела на веранде стройные, красивые ряды банок с дарами природы. «Для детей», — сказала она, и теплая, мягкая улыбка озарила ее лицо. Сколько знаю Алевтину Петровну (а это более 35 лет), всегда доброжелательна, внимательна, спокойна, с доброй улыбкой на лице. Женщина умная и мудрая, очень добросовестная, деликатная, деятельная, добросердечная, благожелательная, с хитринкой в глазах, великодушный и жизнелюбивый человек.
Родилась и выросла она в нашем районе в Афанасьевском разъезде, окончила Горьковскую восьмилетнюю школу и поступила в Красноуфимское педучилище на учителя начальных классов. Как она говорит о себе: «Я выбрала профессию по призванию».
В 1969 году на распределении выпускников педучилища присутствовала заведующая Ачитским районом Оглоблина Антонина Семеновна, она предложила молодому специалисту работу в Заринской восьмилетней школе учителем математики, и та согласилась. Пригодились хорошие знания математики в школе и в педучилище. Так по этой специальности и работала, окончив заочно в 1980 году физико-математический факультет Свердловского государственного педагогического института. Всю жизнь отдала этой школе, отсюда и на пенсию ушла. Здесь в поселке нашла свою судьбу — вышла замуж в 1971 году за Николая Павловича Могильникова, родились трое прекрасных детей – два сына и дочь.
А тогда, в далеком 1969-м году, выпускницу педучилища встретил в Заре педагогический коллектив, возглавляемый директором школы Рычковым Яковом Михайловичем (по специальности он математик). Участник Великой Отечественной войны, за свой педагогический труд награжденный орденом «Знак Почета». Молодой педагог был под постоянным контролем опытного учителя.
Алевтина Петровна вспоминает:
— Я благодарна Якову Михайловичу за его требовательность, строгость, за прекрасные уроки математики, отеческое внимание, педагогическую и методическую помощь. Яков Михайлович – бессменный директор Заринской школы в течение 20 лет, ушёл на заслуженный отдых в 1979 году. Каждый из его учеников, а также педагогов запомнил его как неутомимого энтузиаста, высокого профессионала, положившего немало сил, здоровья, чтобы каждому было интересно, комфортно. При нем школа считалась одной из лучших в районе, имея добрые традиции, здоровый микроклимат, определенный уклад.
После его ухода директора менялись каждый год. Это, конечно, отражалось на работе. Осенью 1982 года после ухода очередного директора мне предложили эту должность. К тому времени я 13 лет проработала в нашей школе учителем математики. Посоветовавшись с семьей, я согласилась. Решила попробовать испытать себя в качестве директора, заручившись поддержкой учителей, руководителей района, опытного педагога и завуча школы Гафаровой Светланы Николаевны. Было нелегко: трое детей, младшим шел второй год, а муж работал управляющим в совхозе и большую часть времени был занят на производстве. Но при постоянной помощи и участии Светланы Николаевны, а также благодаря курсам директоров при институте усовершенствования учителей стала чувствовать себя увереннее.
Заринская школа в то время была восьмилетней, дети, которые хотели получить среднее образование, учились в Ачитской средней школе. Родители высказывали пожелания, чтобы в поселке была своя средняя школа. Алевтина Петровна вместе с педколлективом, родителями и учащимися обратились с письмом в райисполком с просьбой о реорганизации восьмилетней школы в среднюю. После рассмотрения вопроса на всех уровнях было принято положительное решение. В августе 1984 года школа была реорганизована.
«Сразу появилось много проблем, — продолжила воспоминания Алевтина Петровна. — Нужна была материальная база для средней школы, новые специалисты – педагоги. Здание было мало для восьмилетней школы, а для средней тем более. Районное руководство заверило, что за два года будет построена новая школа. Трудно было и с учителями: ездила искать по всем районам. Спасибо директору совхоза «Заря» Мунирову Рауфу Мунировичу – всегда выделял машину для моих поисков: в Приданниково, Ключевую и Кленовую, Манчаж, Корзуновку ….А Людмилу Николаевну Дьякову ждали, когда спустится с Кавказских гор. Постоянно ездила на попутках, тогда еще в Свердловск, на базу наглядных пособий. В 1986 году был первый выпуск 10 класса средней школы. Она хорошо себя зарекомендовала, а вот новое здание для неё оставалось в обещаниях. Сначала решили построить школы в Гайнах и Ялыме, так как там были совсем ветхие здания. Когда в Заре построили новый детский сад, то начальную школу перевели в старое здание детсада, а в яслях оборудовали медпункт. Затем старое здание дошкольного учреждения снесли, а начальная школа разместилась в новостройке, так как помещение не было полностью заполнено малышами».
Алевтина Петровна всегда мечтала о новой школе. Ей хотелось, чтобы дети и учителя находились в хороших условиях. Здание старой школы, 1948 года постройки, разрушалось и всё опаснее становилось для жизни детей. Но мечта осуществилась не сразу. В стране произошли перемены: распался Советский Союз, начались тяжелые 90-е годы — худшее время нашей страны. Именно тогда изменился уровень достатка граждан и существенно поменялся социальный статус населения. В результате миллионы людей не получали зарплату, в том числе и учителя, останавливались производства. Это все известные факты. Вот и новую школу в Заре еще несколько раз пытались построить, но все проекты остались на бумаге. Не стало совхоза, закрылись столовая и центральная котельная. Пришлось строить отдельную котельную для школы. Новую школу все же построили, но гораздо позднее: в 2011 году заринские дети начали учиться в современной школе.
«Я очень рада, — сказала Алевтина Петровна, — за детей и учителей. К сожалению, мне уже не пришлось в новой школе работать. В 2000 году решила оставить директорство, проработав в этой должности 18 лет. Осталась работать учителем математики, а в 2006 году ушла на пенсию. В 2009—2010 годы замещала учительницу математики в Гайнинской школе. В целом, учителем математики проработала 39 лет, немного не дотянула до 40. После меня директором пришла Валентина Сергеевна Торгашова».
Читала воспоминания об Алевтине Петровне. С какой теплотой отзываются о ней и коллектив школы, и выпускники: «… замечательный человек: честный, добрый, требовательный и справедливый директор; красивая, умная, строгая учительница математики, которая всегда во всем поможет. Не начнёт новую тему, пока каждый из её учеников не разобрался в предыдущей, легко и доступно объяснит материал…». Одна из выпускниц Заринской школы Панова Н.П. (Лавелина) вспоминает : «…Казалось бы, уроки математики и геометрии, что интересного? Но она теорему расскажет так, что и зубрить не нужно. А какие были кружки по математике. »
Событийные факты из жизни школы. Алевтина Петровна с теплотой вспоминает о них. В 1985 году при школе была организована производственная бригада старшеклассников. Был выделен новый трактор ЮМЗ-6, а телегу к нему подарил совхоз.
В районе в 1986 году организовали производственные звенья на базе средних школ по выращиванию телят. Было такое звено и в Заре. Алевтина Петровна рассказывает: «Работали старшеклассники. На лошади возили корма, до уроков чистили во дворе, кормили животных. У телят, за которыми ходили ученики, в конце месяца получились хорошие привесы. Наша школа неоднократно завоевывала переходящее Красное знамя среди школ района по этому виду деятельности. Много школьники помогали совхозу в прополке овощей, уборке урожая. За это администрация совхоза «Заря» бесплатно выделяла туристические путевки по стране. Дети объездили много городов. Также выращивали свой картофель на выделенном совхозом участке земли площадью 3 гектара. Часть картофеля продавали, вырученные деньги на совете школы распределяли на улучшение материальной базы. Купили байдарки, которые были очень востребованы не только у нас в школе, но и в районе. С каждого урожая покупали ценные подарки Ачитской вспомогательной школе. Приобрели телевизор, музыкальную технику, художественную литературу. Картофелем обеспечивали школьную столовую и детский сад. »
Вспомнила и печальный случай, когда горела школа. Переделывали отопление, и от сварки загорелся потолок. Дело было зимой, ночью. Пожар быстро погасили, благодаря слаженной работе пожарных. Всю ночь учителя и родители приводили в порядок школу, утром уже принимали детей, и учебный процесс пошел своим чередом.
Рассказала Алевтина Петровна и о работе с другими руководителями школ и района: «Во время работы с директорами школ сложились хорошие отношения, был сплоченный коллектив. Объективно относились к оценке работы школ, высказывали критические замечания любому директору, говорили всегда по-доброму. Не боялась возражать, если надо было даже Ведерникову Ю.М., которого все боялись».
Вспоминает она Ладыгину Л.С. из В-Тисинской школы, Безматерных С.В. из Горьковской, Поздееву Л.М. из Афанасьевской, Кабирова А.А. из Корзуновки, Приходько З.П. из Ялымской, Силкину В.А., завуча из Каргинской школы, отзываясь о них, как об очень порядочных людях и квалифицированных специалистах. Абросимов П.М. из Бакряжской школы всегда помогал начинающим директорам. За 18 лет работала с шестью заведующими районом: Оглоблиной А.С., Устюжаниной Г.Г., Крашенинниковой В.А., Ушаковой А.И., Ведерниковым Ю.М., Борисовым Ю.В.
На традиционный вопрос, который задавала всем директорам в ходе беседы: «Как относится к современной школе и, в частности, к ЕГЭ?», вот что услышала: «Я человек прогрессивный. Мне нравится, как сейчас идет обучение. Одобряю ЕГЭ, ученики уже знают, куда будут поступать, но ответственность большая лежит на учителе, который должен хорошо подготовить учащегося. Нет затрат для семьи, чтобы ехать детям на экзамены. Не выходя из дома, согласно этим баллам, полученным при сдаче ЕГЭ в школе, поступают в учебные заведения. У них теперь есть возможность не только в Екатеринбург поступить, но и в другие города. Сейчас дети не такие трудные, более уравновешенные, не как раньше, стремятся к образованию. И родители стали образованнее». И как бы подведя итог всем воспоминаниям с высоты жизненных педагогических лет, моя собеседница сказала: «Каким я была директором, учителем математики, судить не мне, а детям и родителям, но я не могла состояться как директор и учитель без них. Я всегда на всех совещаниях говорила, что ученики и учителя нашей школы самые лучшие. За все время работы не издала ни одного приказа о порицании или наказании кого-то из учителей. Считала, что лучше убедить, поговорить от души. Я о своей профессии мечтала с детства, никогда не жалела о выборе, старалась всё делать на совесть, от души…»
Алевтина Петровна пережила и страшное горе: 9 лет назад ушел из жизни дорогой человек — муж. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, посвятила себя детям и внукам, дома не всегда её можно застать.
При прощании Алевтина Петровна сказала с теплотой и любовью: «У меня очень хорошие дети, которые всегда заботятся обо мне и моем здоровье».
Людмила Мангилева, методист Ачитского Центра дополнительного образования.
Фото из личного архива А.П. Могильниковой, из фонда музея народного образования.