Сочинение Жилин и Костылин разные судьбы 5 класс
Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища, беспокоясь только о себе. Он полный, высокий мужчина, ленивый и трусливый.
Жилин же напротив маленький, худенький, добрый, трудолюбивый и целеустремлённый. Огромная тяга к жизни и свободе подвигает его на попытки бегства. Он роет туннель, осматривает территорию, определяя в какую сторону нужно бежать.
Когда татары заставляют их писать письма домой с просьбой о выкупе, Костылин пишет, не задумываясь, и просит выслать пять тысяч рублей. Пишет он их не однократно. Жилин же, в первую очередь торгуется, сообщает, что больше пятиста рублей не даст. Это очень смелый поступок. За что татар, являющийся его хозяином, хвалит его, называя » джигитом» и соглашается на эти условия. Он заботится о своей матери, знает ей достать этих денег негде. Отправляет письмо на другой адрес, лишь бы выиграть время. Сам готовится к побегу.
Пока они находятся в плену Жилин не может сидеть без дела, лепит кукол, для татарской девочке, с которой он подружился. Занимается ремонтом часов, корзиночки плетёт. Костылин же всё лежит, скучает, пишет письма и охает.
Первая попытка бегства не удалась. Благодаря Костылину, который был невынослив и слаб. И тут товарищ его не бросил, а потащил на себе, несмотря на то, что он был меньше. Не оставил товарища в беде, как поступил тот ранее. Они не смогли далеко уйти, их поймали и вернули хозяину. Бросили уже в яму, из которой не вылезти.
Благодаря своим положительным качествам, целеустремлённости и выносливости Жилин добрался до своей крепости. Оставалось совсем немного, когда его заметили татары и кинулись за ним. Превозмогая боль и усталость, со всех сил бросился бежать и кричать офицерам, которые были возле крепости. Так как солдат было больше чем татар, они развернулись.
А Костылина, ещё через месяц выкупили еле живого.
Казалось бы два офицера, а какие разные у них характеры и судьбы.
Вариант 2
Мне нравиться Жилин. Он трудолюбив, смекалист и надеется только на себя! Товарищ Жилина не способен на подвиг, поэтому таким на войне делать нечего! Он не участвовал в настоящих сражениях и струсил при первой опасности, бросил товарища в беде.
Сочинение 3
В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» действуют два персонажа — Жилин и Костылин. Они вместе оказываются в татарском плену, но ситуация разрешается по-разному для каждого из них.
Жилин активно проводит время. Он не унывает. Герой чинит вещи, делает игрушки для детей. Жители аула приносят ему разные предметы для починки. Татары восхищаются своим пленником. Костылин, наоборот, поддался апатии. Он грустит, спит и ничего не делает.
Герои задаются вопросом: как спастись из плена? Татары обещают освободить их за выкуп. Костылин соглашается и даже не пытается снизить сумму. Он написал своей семье письмо с требованием татар. Жилин, напротив, снизил сумму выкупа до минимума, но даже эти 500 рублей были очень важны для его матери. Он проявил находчивость и обманул врагов, сказав им неверный адрес его дома.
Жилин надеялся лишь на себя. Он планировал устроить побег. Для этого в свободное время он был яму. Костылин же полагался только на своих родных, которые пришлют деньги. У этих героев было разное видение способов разрешения проблемы.
Жилин был добрым и честным человеком. Он не мог предать товарища или знакомого, поэтому, совершая побег, он взял с собой Костылина. Именно это и сорвало его план. Костылин ныл, что ему тяжело идти, что он стер до крови свои ноги. Жилин не бросил его и решил помочь другу, взяв его на свою спину. Это характеризует Жилина как смелого, сильного человека, который всегда поступает по совести. А Костылин в этой ситуации показал свою слабость, как моральную, так и физическую.
В результате пленников опять поймали. Теперь они вели себя осторожнее. Дина, дочка одного из татар, помогла Жилину сбежать во второй раз. Костылин так и остался в плену до тех пор, пока его семья не передала выкуп.
У этих персонажей разные судьбы из-за того, что и характеры у них разные. Жилин — человек сильный, храбрый, отважный, умный. Костылин — мягкий, слабовольный глупец. Их фамилии много говорят об их характере. Жилин — маленький, но активный, «жилистый» мужчина. Костылин — это тучный, слабый персонаж, который нуждается в подмоге, помощи окружающих — своеобразном «костыле».
Симпатии Льва Толстого непременно на стороне Жилина. Он подчеркивает, что таким и должен быть человек — находчивым, сообразительным, смелым, должен сам находить выход из жизненных сложностей. И, напротив, осуждает Костылина за его мягкость и трусость, уныние.
Также читают:
Картинка к сочинению Жилин и Костылин разные судьбы
Популярные сегодня темы
Николай Семёнович Лесков написал интересное произведение «Левша». В качестве главного персонажа выступает обычный мужчина. Он проживает в городе Тула. Левша очень любит свою работу.
Роман «Преступление и Наказание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.
Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество
По замыслу Островского Пелагея Егоровна является простой русской женщиной. Она полно доброты и мудрости. Привыкла женщина жить скромно, по старине. У Пелагеи Петровны есть супруг – Гордей Торцов
Новый месяц, неделя, год, день, час — это все начало чего-то нового: новых возможностей, новых событий, новой жизни. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны межу собой.
В образах двух офицеров, попавших в плен, автор показал лучшие и худшие черты характера. Оказываясь в одних и тех же критических ситуациях, один из них показывал наиболее достойный вариант поведения, тогда как другой – то чего делать нельзя.
В плен герои попадают из-за Костылина, предложившего поехать быстрее без прикрытия солдат, но испугавшегося и не ставшего прикрывать Жилина, когда татары напали на них. Трудолюбивый и умелый Жилин смог хитростью попасть на гору и в некоторой степени разведать дорогу для побега. Кроме того, он подружился с девочкой Диной, которая позже поможет ему бежать. В то же время Костылин проявляет равнодушие и полную пассивность. Он не сидит и не упражняется в бесплодных мечтах о том, как отомстит людям, пленившим его, но просто не делает ничего даже для своего спасения.
Первый побег срывается именно из-за Костылина. Он, в силу не столько физической слабости (которую вряд ли можно заподозрить за офицером нв зоне боевых действий), но неумения сконцентрироваться и заставить себя, сначала идет медленно по острым камням, а затем отказывается двигаться совсем. Жилин здесь проявляет себя лучшим образом, отказавшись бросить товарища, хотя именно ему он и был обязан нахождению в плену, и несет его на себе.
Однако здесь он не требует помощи и просто предлагает товарищу бросить его и спасаться самому. И впоследствии, когда Дина подала возможность Жилину выбраться из ямы, Костылин также просто не хочет заставить себя проявить усилие.
Толстой этими примерами показывает, что человек, обладающий волей, может достигать поставленных целей и изменять свою жизнь самостоятельно. Способность собраться и действовать, вместе с искренне доброжелательным отношением к людям, помогли Жилину, в конце концов, удачно бежать из плена. При апатии, которую олицетворяет Костылин, всегда приходится надеяться на помощь со стороны других, как и этому герою, позже выкупленному из плена родственниками.
Сочинение 2
Большинство писателей русской литературы используют в своих произведениях приемы противопоставления. В рассказе «Кавказский пленник» А. К. Толстой представляет двух главных героев, у каждого из которых своя судьба. Жизнь сложились именно так из-за собственных характеров, взглядов на жизнь и поведения героев.
Жилин и Костылин оказываются захваченными врагами. Нахождение в плену у татар на протяжении длительного времени стало тем периодом, который оказался показательным и решающим для дальнейшего существования. Поведение в подобных условиях Жилин сводилось к оптимистическому настрою, желанию двигаться вперед, не причиняя вреда окружающим людям, несмотря на то, что они являлись врагами. Здесь он продолжал действовать так, как жил раньше. Проявлял трудолюбие, смастерив не раз игрушки для дочери захватчика, сострадание – пытаясь вылечить больных в ауле. Он с уважением относился к тем, кто окружал их, требуя такого же отношения взамен. Жилин считал, что уныние – это помеха в жизни, поэтому ведет себя смело и оптимистично всегда. Он беспрестанно надеется на поиск выхода из ситуации, предпринимая разные попытки и уловки. Например, заранее делая подкоп, рассчитывая время. Мужчина добр ко всем, а его честность и открытость помогают завоевать расположение остальных. Именно поэтому он не испытывал голод, находился в хороших условиях. Благодаря своему характеру Жилин самостоятельно строил свои отношения, судьбу.
Точно в таких же условиях оказался и Костылин, однако он во всем видел безвыходную ситуацию. Собственным отношением к жизни этот мужчина рушил все на своем пути. Отсутствие честности, уверенности и преданности в его характере чуть не лишило его жизни. Лень, слабость и жадность – не дают ему действовать для того, чтобы сбежать из плена. Оба пленника ведут себя совершенно по-разному. При этом это касается и детей, и врагов, и близких, и денег.
Каждый из героев строит свою судьбу так, как подсказывает им сердце и интуиция. Те качества характера, которые проявляются в них во время пребывания в плену татар, становятся определяющими. Одному они помогаю выжить, другому – заслужить недоверие.
Разные судьбы Жилина и Костылина рассуждение
Центральными лицами рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» выступают русские офицеры Жилин и Костылин. Их судьбы показаны на протяжении короткого времени, но в ситуации, когда человек полностью раскрывает свою сущность.
Фон событий – незатухающая война на Кавказе, которую Россия веками ведёт на окраинах своего государства. Но не военные действия стоят в центре сюжета, а рассказ об участи двух русских военных, попавших в плен к татарам. Они по-разному попали в одинаковое положение.
Их отношение к своему незавидному состоянию, поведение в плену и предпринимаемые действия по освобождению настолько отличаются, что позволяют понять, насколько разными могут быть человеческие типы, характеры и судьбы.
Герои оказались в одном обозе, они едут в домой. Жилина заставило взять отпуск письмо одинокой бедствующей матери. Костылин же едет просто насладиться мирной жизнью и на время снять военную форму.
Весь ход рассказа и его финал убеждают, что больше он её никогда не наденет, а выйдет в отставку, получит свою долю в семейном богатстве или наследство и будет жить барином. А Жилину и дальше предстоит тянуть военную лямку и надеяться только на себя.
Изначально симпатии читателя на стороне Ивана Жилина. Согласившись на предложение Костылина оторваться от медленно идущего обоза, именно он становится тем человеком, на которого можно положиться в связке.
Офицер действует умело, пускается на холм для разведки, обнаруживает вражеский разъезд, вступает в неравный бой. Костылин же, имея одно ружьё на двоих, вместо того, чтобы поддержать товарища, пустился наутёк.
Оказавшись в одном ауле во власти у Абдулы, смельчак не вспоминает о позорном поступке беглеца, а по сути, предателя. Он готов простить чужую ошибку и трусость, ведь им предстоит испытать одинаковую судьбу пленников.
В равных условиях герои ведут себя соответственно своим человеческим качествам. Жилин выходит из жизненного испытания, сохранив офицерскую честь и человеческое достоинство, а у Костылина нахождение в яме выявило полную несостоятельность и отсутствие мужских черт. Он проиграл в поединке за право называться порядочным человеком.
Благодаря чему Жилин оседлал судьбу, а Костылин оказался выбитым из седла? Жилин всегда действует, активно ищет пути освобождения, делает подкоп. Он не замыкается на своём положении, не унывает. Иван умеет смотреть по сторонам, видеть в окружающих людях не только врагов.
Кому-то герой случайно помог выздороветь. Татарских детишек порадовал своими игрушками. Главное в его характере – доброта, на неё отозвалось сердце Дины. Жилин сумел найти верного друга.
Благодаря дружбе и помощи татарской девочки, а также собственной смелости и выносливости, Жилин со второй попытки проделал путь к спасению. Первую попытку провалил Костылин, неумелый воин, физически и морально слабый человек и ненадёжный товарищ. Ему оставалось рассчитывает только на деньги, которые пришлют в качестве выкупа его родственники.
Таким образом, в рассказе интересно показаны два мужских характера, из которых лишь один заслуживает уважения. Только Жилин достойно держит удары судьбы и выходит из испытаний несломленным.
Популярные сочинения
Я мечтала, чтобы у меня появился домашний питомец. В основном все заводят кошек, собак, а я хотела попугая. Эта птица очень красивая и способна копировать человеческую речь и звуки.
На самом деле у меня очень много любимых праздников. Каждый праздник – это отдельная сказка. В такие дни все члены семьи собираются вместе и весело проводят время.
Образ Жилина в рассказе «Кавказский пленник»
сочинение по литературе 5 класса
Общая характеристика
Жилин — главный герой рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.
Отличительные качества
Жилин — смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящим его противникам. В плен его удается взять с трудом.
Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.
Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.
«Золотые руки» Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.
Бесстрашие, инициативность и решительность — вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.
Отношение к Костылину
В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил предателя в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.
Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха.
Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.
Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: «Не годится товарища бросать».
Отношение к врагам
Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.
Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям.
Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоих пленников. «Красный татарин» и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.
Образ миротворца
Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.
В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
В плену Жилин мечтает не о мщении, а о бегстве. Горячие «патриоты» могут обвинить его в контактах и работе на врага, но для Жилина в этом нет ничего зазорного. Он просто делает то, что умеет.
Дружба Жилина с Диной — лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском «звере» подобного ей человека.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Для раскрытия идеи рассказа «Кавказский пленник» важна сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Эти герои противопоставлены друг другу во многих аспектах, что позволяет сказать, что Жилин – сильный и смелый человек, а Костылин – эгоистичный и слабый.
Краткие сведения
При сравнении персонажей важно отметить их происхождение: Жилин был из бедной семьи, а Костылин принадлежал к дворянскому роду и имел довольно много денежных средств для существования. Эта характеристика важна, потому что автор рассказа «Кавказский пленник» показывает, что и бедняк, и богач оказываются в плену у татар. Происхождение является следствием того, что Жилин – худенький и удалой мужик, а Костылин – грузный, ему трудно передвигаться, что и становится одной из причин неудачных побегов из плена.
Нравственные качества
Характеры Жилина и Костылина полностью противопоставлены в произведении:
Жилин
Костылин
Отношение к предательству
Не готов бежать из плена один: «Бросить товарища не годится»
Бросает Жилина в начале произведения, чтобы спастись самому
Отношение к другим людям
Поведение дружелюбное, Жилин помогает татарам: чинит предметы, мастерит куклы
Эгоист, думает только о себе. На протяжении всего произведения не показаны моменты общения Костылина с окружающими людьми
Отношение к выкупу
Сбавляет цену (500), не пишет домой, понимая, что у матери нет таких больших денег
Пишет два письма, чтобы за него дали выкуп татарам (3000)
Каждый раз придумывает новый план побега
Не верит в то, что он выберется из плена, нет ни одного поступка, направленного на освобождение
Никакие препятствия не мешают Жилину осуществить свой план и выбраться на свободу
Не хочет предпринимать какие-либо попытки, чтобы сбежать. Физическая и духовная слабость мешают ему мыслить позитивно
Данная таблица поможет увидеть основные различия Жилина и Костылина, героев рассказа «Кавказский пленник», изучаемого в 5 классе.
Авторское отношение
Лев Николаевич Толстой гордится Жилиным, его силой духа, храбростью и смекалкой. Автор наделяет его положительными качествами: смелость, храбрость, хорошее отношение к окружающим. Костылин же в самом начале произведения выступает как отрицательный персонаж. Бросив Жилина, Костылин все равно оказывается в плену у татар. Жилин не держит зла на Костылина, когда он решает сбежать, он помогает и ему. Из-за отсутствия силы духа Костылин плачется, что больше не может идти. Крики героя привлекают внимание татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Жилин не теряет надежды и надеется на спасение, Костылин же не верит в то, что он выйдет на свободу. Он выжидает выкуп.
Жилин и Костылин – противоположные образы. Л. Н. Толстой использует прием антитезы, чтобы показать, каким должен быть человек. Симпатия читателя находится на стороне Жилина, смелого офицера, который, несмотря на жизненные трудности, не пошел против своих принципов. Жизнь по чести и достоинству – вот его основные качества.
Авторское отношение ярко выражено в фамилиях персонажей. Жилин – стремящийся к жизни, человек жилистый, сильный и храбрый, готовый на все ради спасения; Костылин – костыль, который не может ничего сделать без помощи других, он только тормозит Жилина во время побега.
Отношение к героям видно и из финала рассказа: Жилину удается благодаря помощи Дины выбраться на свободу, а Костылина все же выкупили и увезли домой чуть живого.
Конспект урока «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Кто он?»
Пересказ
Офицер Жилин проходил службу на Кавказе. Служил он в старой крепости. Однажды Жилин получает печальную новость, его мать больна. Он получает от подполковника разрешение идти в отпуск. На Кавказе была серьезная проблема: на тех, кто шел один, часто нападали. Горцы все время показывали кто тут хозяин. Жилин отправился в путь вместе с военным обозом. Тут он встретил сослуживца по фамилии Костылин.
Обоз шел медленно, офицеров это не устраивало, и они решили продолжить свой путь сами. Сослуживцы разговорились и не заметили, как на них выскочили горцы. Друзья отчаянно пытались убежать от преследователей, но ничего не вышло.
Сначала поймали Жилина, затем привезли и Костылина. В горном ауле друзей купил богатый татарин. Их ноги сковали и посадили в аул. Хозяин сказал, чтобы офицеры срочно написали родным просьбу о выкупе. Костылинская семья имела деньги, чего не скажешь о Жилине. Ему не на кого положиться, он указал ошибочный адрес и решил бежать при первой попытке.
Пленники сидели в сарае, колоды снимали только ночью. Жилин всегда что-то делал своими руками, но умел он сидеть просто так. Хозяин сослуживцев имел дочь, звали ее Диной. Девочке было тринадцать лет. Она все время наблюдала за пленниками. Жилин для нее лепил кукол. Дина же приносила ему лепешки с сыром. Меж героями возникла симпатия.
Ни одна ночь не обходилась без рытья подкопа. Вскоре он был сооружен. Осталось только улучить момент. Когда горцы куда-то ускакали, пленники бежали. Они двинулись в сторону леса, вдруг Костылин повредил ногу, на таких скоростях друзья не могли двигаться быстро и их поймали и посадили в яму. Где их почти не кормили. Костылин заболел.
Жилин вышел с Диной за аул, сбить колоды с его ног они даже вдвоем не смогли. Девочка дала ему лепешки и плача побежала в аул. Жилин всю ночь шел лесом, чтобы вновь никому не попасться. Он вышел к своей крепости, как вдруг его настигли всадники. Он бежал и звал казаков. Те услышали его и сразу кинулись на помощь. Горцы ушли.
Жилин наконец-то вырвался из плена. Больше он никуда не поехал. Костылина выкупили через месяц, он был тяжело болен.
Сочинения
Наша страна многое пережила и есть на страницах истории разные события, в том числе, и кровопролитные. Такой страничкой в истории страны является Кавказская война, которая произошла в средине девятнадцатого века. Тогда Николай Первый отправил свои войска на Кавказ, чтобы завоевать земли на окраине. Наши солдаты боролись с горцами, и те, чтобы не отдать свои земли, устраивали засады, пленяя солдат. Побывал на войне и Толстой, который чуть было не попал и сам в плен. В последствии писатель создал замечательное произведение Кавказский пленник, которое сегодня мы изучали на уроке.
Рассказ Толстого Кавказский пленник впервые вышел в свет 1852 году и сегодня для всех учащихся и тех, кто интересуется творчеством Толстого мы предлагаем произведение Толстого Кавказский пленник для читательского дневника, дабы познакомиться с произведением и выделить главную мысль данной работы.
Толстой Кавказский пленник
И вот Костылин и Жилин оказались в одном плену. Костылин сломался, а вот Жилин нет, он не сломался и не испугался. Предводитель горцев заставляет написать пленников письма домой, чтобы родные внесли за них выкуп. Костылин быстро воспользовался этим предложением, сам же Жилин, хоть и написал письмо, но адрес указал неверный, чтобы не расстраивать мать, тем более она все равно не сможет его выкупить. Жилин надеется только на себя. Он разработал план побега и даже осуществил его, но из-за Костылина, которого офицер захватил с собой, их поймали.
Потом будет и вторая попытка, где Жилину поможет бежать дочь предводителя Дина, которой понравился офицер и его доброта. Жилин доберется до русской армии, а Костылина впоследствии выкупят.
Толстой Кавказский пленник главные герои
В произведении Толстого Кавказский пленник главными героями есть два русских офицера: Котылин и Жилин. Они противопоставляются друг другу. Так, Жилин, смелый и решительный, он трудолюбивый, мастер на все руки. Несмотря на то, что он в плену, он помогал и своим врагам, тем самым, располагая многих к себе. Он умеет любить и заботится, поэтому всегда думал о матери, жалел ее чувства. Он не смирился со своей судьбой и разрабатывает план побега.
Костылин же слабый и духом, и физически. Он надеется только на кого-то, например, на то, что его выкупят. Костылин с легкостью может пойти на предательство и без проблем оставить товарища врагам, лишь бы спасти свою шкуру.
Кстати, наверное не спроста автор подобрал для своих героев такие фамилии. Фамилии офицеров говорят сами за себя. Так Жилин представляется сразу сильным, жилистым, сильным и морально, и физически. А вот Костылин ассоциируется с костылями, теми палками, что предназначены для хромых. И этот герой таковым и являлся, хромым в переносном значении и никчемным.
Толстой Кавказский пленник главная мысль
Как мне кажется, в произведении Толстого Кавказский пленник главная мысль — никогда не сдаваться, в какую бы ситуацию вы ни попали. Опускать руки и раскисать нельзя, ведь из любой ситуации есть выход, главное идти к своей цели. Автор показывает нам, насколько важно иметь такие качества, как преданность, храбрость, смелость, трудолюбие.
1. Жилин получает письмо от матери 2. В дороге офицер попадает в плен 3. Костылин также в плену 4. Письма о выкупе 5. Место жительства в плену и условия проживания 6. Первая попытка побега. Неудачный побег 7. Помощь Дины и второй побег. Удачная попытка
Толстой, Анализ произведения Кавказский пленник, План
А какую оценку поставите вы?
Содержание первой половины рассказа
В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.
Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.
Образец
Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа «Кавказский пленник»:
Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.
Вариант 2
Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.
Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.
Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.
Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.
В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.
Смысл названия рассказа “Кавказский пленник” (сочинение)
Повесть «Кавказский пленник». Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем».
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка».
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой
Краткий вариант
План рассказа «Кавказский пленник» может выглядеть следующим образом:
План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.
Подробный план
Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:
Для того чтобы передать язык автора, приблизить пересказ к оригиналу, требуется цитатный план. «Кавказский пленник» позволяет сделать его интересным и содержательным.