Проект «Ну и Африка!»
Козлова Татьяна
Проект «Ну и Африка!»
«Проект на тему: «Ну и Африка!»
Актуальность проекта: У детей недостаточно знаний о животных жарких стран, об их особенностях, имеющиеся знания не систематизированы. С помощью данного проекта у детей расширятся знания и интерес к животному миру Африки.
Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о животных юга. Формировать и расширять знания у детей о жарких странах, животных, птиц и растительности этого материка.
Задачи проекта:
1. Познакомить с климатическими условиями материка: с самым жарким континентом – Африкой, с животными, населяющими его.
2. Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.
3. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.
4. Развивать интерес к животным с помощью стихотворений, загадок, сказок, иллюстраций, игр;
5. Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к животным;
Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети 4-5 лет, родители.
Сроки реализации проекта: с 19 – 23 марта 2018 года
Тип проекта: Познавательный.
Вид проекта: Краткосрочный.
Предполагаемый результат проекта: Дети получат обширные знания о материке и животных, которые живут в Африке. У детей сформируются знания об условиях обитания животных и птиц в жарких странах.
Этапы реализации проекта:
Участники: Воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Работа с детьми:
1. Выявление знаний детей на данную тему;
2. Определение темы, цели, задач проекта;
3. Прогнозирование результатов;
4. Создание необходимых условий для реализации проекта;
5. Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного проекта;
6. Определение содержания работы в этом направлении;
7. Составление плана деятельности.
9. Подбор музыкальных произведений, песен.
10. Подбор цикла бесед.
11. Подбор дидактических игр.
12. Подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций.
13. Организация развивающей среды;
Работа с родителями:
— Информирование родителей о предполагаемом проекте; анкетирование; информация в родительском уголке:
рекомендации как изготовить маски для игры в зоопарк.
— Сбор материала о животных юга для детей среднего возраста;
— В уголке для родителей разместить информацию по теме проекта;
— Привлечь родителей к созданию выставки совместных рисунков родителей и детей на тему «Животные юга».
Участники: Воспитатели, родители, дети, муз. работник.
Перспективный план мероприятий с детьми:
Познавательное развитие:
Беседы: «Кто живёт в Африке», «Каких зверей считают хищниками и почему?».
Рассказ воспитателя: «Зачем жирафу точки?», «Почему у тигра полоски?», «Кто, чем защищается?».
Математические игры: «Сосчитай животных» (согласование числительных с существительными): один тигр, два тигра, три тигра, четыре тигра, пять тигров; «Четвертый лишний»(Лев, тигр, морж, зебра; верблюд, зебра, лев, жираф; носорог, бегемот, тигр, волк)
Конструктивная деятельность: из стройматериала для игры «Зоопарк». Просмотр мультфильмов: «Маугли», «Король Лев», «Катерок», «Крошка Енот», «Доктор Айболит» и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Африка”
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: Рисование животных (слон, жираф) с использованием нетрадиционных методов (ладонь); рисование животных Африки по трафарету, образцам, наклеивать готовые формы.
Аппликация (из рваной бумаги) «Животные жарких стран», «Зебра».
Лепка: «Слон», «Обезьянки», «Кактусы».
Ручной труд: изготовление альбома с изображением животных; из спичечных коробков: «Жираф».
Слушание «Африка», «На слонах в Индии»; муз. А. Гедике «Зачем верблюду апельсин»; слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб».
Хороводная игра «Олень – золотые рога»
Чтение художественной литературы: рассказы из «Книги джунглей»; В. Катаев Цветик-Семицветик; рассказы из книг «От края до края» М. Михайленко; «Верблюжья варежка», А. Членов, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзер; чтение стихов: Чуковский «Айболит, «Почему мне нравится слон» А. Милн; «Кенгуру», «Жираф» Б. Заходер; «Обезьянка»В. Джайн; «Детки в клетки» С. Маршак.
Ситуативные беседы: «Что такое джунгли?».
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине-плакату «Животные животные жарких стран», «Рысь».
Слов. игры: «Кто больше?», «Слова – родственники», «Подбери слово»
Отгадывание загадок по теме, знакомство с пословицами и поговорками по теме.
Составление рассказа по серии картинок «Прогулка в зоопарк».
Социально коммуникативное развитие:
Д/игры: «Где мой домик?», «Кому что нужно», «Чья шуба теплее?», «Расскажи кто чем защищается» «Чей детёныш», «Где чья мама, «У кого что?» (крылья, клюв, ласты и т. д., «Кто где живет?», «Чей хвост, туловище, хвост». «Подбери признак»: верблюд (какой, «Чей? Чья? Чьё?», «Узнай животного по описанию», «Какой? Какая?».
Настольные игры: «Кто, где живет?», «Где, что растет?», «Обитатели жарких стран».
С\ролевые игры: «Цирк зверей», «Зоопарк».
Театрализованная игра: «Веселые обезьянки»
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Кто быстрее», «Охотники и звери», «Не попадись», «Зоопарк», «Найди по следу», «Затейники», «Ловля обезьян».
Игровые упражнения: «Мы охотимся на льва», физкультминутка по Е. Железновой «У жирафа пятнышки».
Игры с пальчиками: «Слон», «Крокодил».
3 этап: Заключительный – продукт проектной деятельности:
Участники: Родители, дети, воспитатели, музыкальный работник.
1. Презентация для детей: «Животные жарких стран», «Кто, чем защищается».
2. Оформление альбома «Ну и Африка!».
3. Тематическая выставка детского творчества.
4. Создание игровой зоны «Зоопарк».
5. Интегрированное занятие: «Путешествие по Африке».
6. Тематическая выставка детского творчества: «В гости к джунглям».
Итоги проекта:
У детей появился интерес к представителям животного мира
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.
Дети научились бережно и заботливо относиться к животным.
Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение.
У дошкольников значительно расширился словарный запас;
Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения.
Список литературы:
1. Ознакомление с окружающим миром. «Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет». И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007.
2. Г. С. Швайко. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
3. Гризик Т. И. «Познаю мир»
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
5. Николаева С. Н. «Юный эколог», «Экологическое воспитание в детском саду»
6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия в детском саду».
Конспект занятия «Эта загадочная Африка» Цель: развитие инициативы, любознательности и самостоятельности детей в различных видах детской деятельности. Программное содержание :.
Обучающий плакат «Африка» Авторская дидактическая игра-обучающий плакат «Африка» Приглашаю вас в увлекательное путешествие по «Африке» В этом году я принимаю участие.
Конспект интегрированного занятия «Африка» для детей с ЗПР МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Березка» компенсирующего вида города Фурманова.
Конспект НОД в средней группе «Африка снится» по программе «Истоки» КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Африка снится» Предварительная работа с детьми – Чтение детям произведений художественной литературы.
Мастер–класс с пошаговыми фото по изготовлению макета «Африка» в средней группе Автор: Михайленко Юлия Александровна, воспитатель средней группы «Солнышко». Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей,.
Новогодний сценарий для старшей группы «Новогодняя Африка» Действующие лица: Папуас, Бармолей, Обезьянка, Зебра, Попугай, Дед Мороз, Снегурочка. Под веселую новогоднюю музыку дети заходят в зал.
Сценарий праздника или дня рождения «Сафари». Африка. Животные жарких стран Что такое сафари? Изначально под сафари подразумевалась охота в восточной Африке, но в наши дни словом «сафари» называют путешествия, экскурсии,.
Занятие-развлечение по развитию речи на тему «Животные Африки».
специалист в области арт-терапии
занятие – развлечение « Животные Африки »
Совершенствование речи, умения более точно характеризовать объект.
Формирование умения отстаивать свою точку зрения.
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствование фонематического слуха.
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе.
Упражнять детей в образовании и употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Закреплять навык составления сложносочиненных предложений с союзами а, и.
Формировать навык составления рассказа – описания по схеме.
Развивать логическое мышление.
Совершенствовать умение работать в паре, коллективе, выполнять общее дело.
Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток.
О. о. «Физическая культура»
Формировать у детей правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Формы организации совместной деятельности
Решение проблемных ситуаций :
Материалы и оборудование :
Давайте найдём Африку на глобусе и посмотрим наш маршрут.
(Дети встают вокруг стола, на котором стоит глобус; смотрим где Россия, Африка )
(Ответ детей : поезд, самолёт, корабль)
Отправимся на самолете. Согласны?
Самолет летит вперед,
А чтобы нам было веселее лететь, мы с вами поиграем :
В гости к слонику идёт.
Непременно по пути,
Также хочет он зайти:
К зебре, льву и носорогу.
(дети выполняют движения, произнося стихотворения вначале шёпотом, а затем в полный голос.)
На всей большой планете
Земли прекрасней нет!
Ну, тогда слушайте внимательно и дружно отвечайте.
В жаркой Африке живет неуклюжий … бегемот
Ему не нужно много блюд, сухой колючкой сыт …. верблюд
Среди зверей слывет царем, его зовут гривастым… львом
На носу он носит рог и зовется…. носорог
Неповоротлив, но силен огромный, добродушный … слон
В гости что-то зачастил к нам зелёный … крокодил
Перерос огромный шкаф замечательный … жираф
Апельсины и бананы очень любит … обезьяна
А теперь самые трудные загадки. Слушайте внимательно.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (хлопают по всему телу ладонями
на лбу, ушах, на шее, на локтях).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (щипают себя, как бы собирая складки ).
На лбу, ушах на шее, на локтях,
И большой хобот (изображают рукой хобот).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (проводят ребрами ладони по телу)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
А еще у зебры есть копытца – изображают бег зебры.
А у льва есть шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (поглаживают себя, разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах на шее, на локтях,
И большая грива на голове (изображают гриву раздвинутыми пальцами рук).
Дидактическая игра «Правда – ложь»
— У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея)
— Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники)
-У крокодила острые зубы. (Да, правда, он – хищник, для его питания нужны острые зубы)
— Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)
Пальчиковая игра «Озорные обезьянки» (Е. Чистякова)
В диких джунглях на полянке озорные обезьянки
(поскоки по кругу, руки с растопыренными ладошками)
Скачут, кувыркаются, по стволам взбираются,
Бананами бросаются, на хвостах качаются.
(на каждое слово-действие загибаем по одному пальцу на обеих руках)
Вот какие обезьянки веселятся на полянке.
Составление рассказа-сравнения с опорой на схему.
В : Амулеты готовы. Можно отправляться в обратный путь.
Рассказ о животных африки для дошкольников
Автор: Ефова Ирина Владимировна
Организация: Начальная школа-детский сад №696
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Цель:
Развитие речи через знакомство с Африкой.
Образовательные области «Речевое развитие» «Познавательное развитие».
Оборудование: волшебный цветик-семицветик с заданиями, картинки животных, разрезные картинки, краски, мелки.
Детей делят на небольшие подгруппы.
Лог. Вы когда-нибудь путешествовали? Как можно путешествовать?
Дети : ответы
Лог. Сегодня мы с вами перенесемся в жаркие страны. Что вы знаете о них?
Дети : там очень жарко, там много горячего песка и туда надо лететь на самолете, джунгли
Игра «Черное – белое»
Ребята: В Африке много удивительных животных – это хорошо
В Африке всегда тепло – это хорошо
В Африке не надо одевать теплую одежду – это хорошо
В Африке возможно купаться круглый год – это хорошо
В Африке невозможно построить горку, нет снега – это плохо
В Африке много хищников – это плохо
В пустыне идут дожди редко – это плохо
Дети : разноцветные лепесточки, это цветик-семицветик
Лог. Это не простой цветок, а волшебный, с его помощью мы пустимся в путешествие. Поглядите, на лепесточках, есть задания, с которыми мы обязательно справимся. Попробуем? (Да). Первый лепесток. Когда мы составим слово, то узнаем, куда поедем в гости.
«Напиши слово»
У детей на столах есть буквы, и они собирают из них слово- АФРИКА.
Затем вместе проводим звуковой анализ слова.
Лог. Где же мы с вами оказались?
Дети : В Африке
Лог. я сейчас прочитаю, что написано на другом лепестке нашего цветика- семицветика – загадки.
Дети делят отгадки на слоги.
Загадки.
Ты рукой его не тронь!
Нет копыт, но есть клыки
И на лапах коготки.(Лев)
Лог. Ребята, чем львица отличается от льва?
Дети : У льва пушистая большая грива, а у львицы ее нет
Лог. Что это за нос-шланг?
Дети : при помощи хобота слон моет себя, как в душе, еще своим носом он может срывать листья с деревьев, рвать траву, пить, переносить очень толстые брёвна.
3. Он высокий, будто кран,
Это правда, а не ложь!
Он в саванне всем знаком —
Снимает листья языком.
Лог. Почему жираф ступает важно и гордо?
Дети : Потому, что у него длинные ноги и шея, и смотрит на всех свысока.
Лог. У жирафа самая длинная шея. Высота жирафа достигает 6 метров, его рост с 2-этажный дом, он сможет достать до крыши детского сада, половина высоты доводится на шею. Такая длиннющая шея жирафу позволяет легко дотягиваться до самых верхушек деревьев, срывая листья. Хвост жирафа длинною в метр, а передние ноги длиннее задних ног.
Кораблем пустыни его величают.
Грузы он возит, и все его знают,
Желтый по цвету, словно песок.
Дайка ответ мне скорее дружок
Лог. как вы думаете, почему верблюда называют кораблем пустыни?
Ребята: верблюд двигается плавно, как корабль. Верблюды перевозят людей, тяжелые грузы, как корабль. (Это очень сильные и выносливые животные)
Давайте мы сядем, выпрямив спины и изобразим, как мы едем на верблюде, не забывайте, что движения должны быть плавными. Молодчины. На нашем пути мы повстречаем различных животных и выполнять задания.
По речке плавает бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил). Крокодилы, много – крокодилов.
О н внимателен и быстр, маскируется отлично, Шкура в пятнах у него,
И зовётся …(леопард). Все – леопарды. Много – леопардов.
Он в трубу свою дудит и как дом большой спешит. (слон). Все – слоны. Много – слонов. Люблю дразниться и кривляться, и на лианах кувыркаться (обезьяна). Все – обезьяны. Много обезьян.
Кто имеет рог, но никогда не дудит в него? (носорог). Все – носороги. Много носорогов.
Шкура толстая на нем, любит теплый водоем, а в холодном не живет.
Кто же это? (Бегемот) Все – бегемоты. Много – бегемотов.
Лог. Закройте глаза и представьте, что вы очутились в Африке. Мы сейчас попробуем превратимся в некоторых животных. (Выполнение артикуляционной гимнастики).
1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
Бегемот ( рот открыть широко, язык на дно ротовой полости опустить).
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
2.Упражнения для языка:
Сигнал опасности у обезьянок ( щелкать языком, меняя форму губ «улыбка-трубочка»)
Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).
Развитие фонематического анализа.
Лог. молодцы, замечательно справились. Посмотрим на следующий лепесток.
Физкультминутка «Про зверей»
Жирафы вытягивают шею вот так!
А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (моторчик).
Веселые попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» (машут руками)
В Африке слонята топают «топ-топ-топ» (топают).
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают).
Лог. следующее задание:
1. Принесла обезьяна
Она обрадовала Великана подарком.
Посмотрите. Был один банан у него –
Подскажите! Сколько теперь стало всего –
2. В зоопарке на качели
Три пятнистых леопарда
с добрым старым львом
Сколько зверей всего? (четыре)
3. Слониха, слон и два слонёнка
Шли гурьбой на водопой.
Им навстречу три обезьянки шли домой.
Сколько стало малышей? (пять)
4. Аллигатор достал игрушки.
Всех игрушек было шесть.
И вдруг пару проглотил.
Сколько стало игрушек? (четыре)
Лог. на нашем чудо-цветке осталось ещё 3лепестка.
«На что похоже»
Лог. я называю предмет, а вы называете предметы, похожие на него.
Лог. чему сходна грива?
Дети: на меховой воротник, на шубку, на парик, на лисичку
На что похоже солнце?
На что похожа пальма?
На что похож песок?
на что похож хвост?
Лог. здорово, вы все умнички, но у нас ещё лепестки есть. Поглядим.
Игра «Угадай, кто!»
Лог. я назову действие животного, а вы угадайте, что это за животное.
Медлительный, как …черепаха
Извивается, как … змея
Повторяет, как … попугай
Толстый, как … бегемот
Выносливый, как … верблюд
Бегает, как … леопард
Кривляется, как … обезьяна
Лог. молодцы, осталось последнее задание.
«Узнай, кто спрятался»
Каждой команде дают разрезные картинки, из них надо составить изображение животного. Составить о животном небольшой рассказ.
Заключение: Какие вы умницы! Все вместе мы одолели все наши задания. Мы окунулись в удивительный мир Африки! Вспомните кого вы сегодня встретили. Что интересного или любопытного вы нынче узнали?
Ребята вам понравилось путешествовать? Подумайте, куда вы хотели бы, отправится в следующий раз. А сейчас пора нам возвращаться обратно в нашу группу.
Конспект занятия «Путешествие в Африку»
«Путешествие в Африку»
Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием ИКТ,
Цель: формировать у детей представление об Африке:
— формировать элементарные представления о разнообразии животного и растительного мира Африки;
— активизировать и обогащать словарь по теме «Животные и растения Африки»;
— развивать монологическую и диалогическую речь;
— учить комментировать содержание мультфильма;
— учить составлять рассказ о животном по графическому плану;
— учить выделять климатические зоны Африки;
— учить составлять предложения по картинкам;
— тренировать в образовании сложных слов;
— тренировать в изменении существительных единственного и множественного числа по падежам.
— развивать мелкую моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие;
— преодолевать замкнутость, стеснительность, робость;
— учить контролировать собственную речь;
— повышать эффективность игровой мотивации детской речи;
— устанавливать взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
— развивать мышление, внимание, память, воображение, коммуникативные навыки, кругозор, инициативу;
— развивать двигательные навыки, способствовать укреплению психофизического здоровья.
— формировать умение слушать друг друга, не перебивая, работать и играть в коллективе;
— формировать нравственно-этические нормы поведения;
— создавать благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально чувственную сферу ребенка;
— развивать самоконтроль и выдержку;
— воспитывать интерес к советским мультфильмам.
— формировать гуманное отношение к природе.
Основные направления развития детей:
Познавательное, коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.
интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, ноутбук, макет материка Африка, бумажные фигурки животных, игрушки животных, глобус, маска тигра и костюм обезьяны, ящики с сухим песком.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Танец «Я желаю в Африку» (Ансамбль Домисолька)
Вступительная беседа
— Ребята, вы любите путешествовать?
-Сегодня я вам предлагаю отправиться в Африку? Хотите?
— Кто-то был из Вас в Африке? А хотите там побывать? А что такое Африка? (ГЛОБУС)
— Африка – это материк, второй по величине после Евразии. Африка находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь круглый год тепло. Африка – это самый жаркий материк планеты.
— Скажите, а далеко от нашего детского сада находится Африка, как узнать?
— Надо посмотреть на карту. (ЭКРАН)
— А где мы с вами живем? Покажите на карте примерно?
— Мы живем на материке Евразия, в городе Красногорске Московской области (показывают).
— А кто покажет Африку?
— Вот Африка, она имеет форму треугольника.
-Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до Африки?
— Можно лететь на самолете, а можно плыть на корабле.
— А можно на поезде добраться до Африки?
— Нет, потому что Африку со всех сторон окружает вода: океаны и моря.
— А быстрее всего можно добраться на чем?
Двигательная разминка «Мы самолеты»
— Отправляемся в полет,
— Путешествие нас ждет! (Строятся в колонну)
— Все готово для полета
— Загудел наш самолет (полуприсяд), (СЛАЙД ЗВУК)
— Слышите мотор ревет? («Вертелочка» руками, произносят: «Р»)
— Край родной мы оставляем (Машут правой рукой).
— Мы взлетаем! (Бегут друг за другом). (СЛАЙД)
— В небе высоко парим,
Над морями мы летим.
— К Африке подлетаем! (Садятся на точки, на правое колено) (СЛАЙД)
Вот и Африка, друзья! (Сидя, рука правая вверх в сторону, затем левая)
Здравствуй, Африка моя!» (Встают, рука правая вверх в сторону, затем левая, потом обнимаем себя перекрестно)
Беседа «Пустыня Сахара»
— Слышите, начинается песчаная буря! (песок летит, засыпает, заносит все вокруг, ветер завывает, бушует). Это пустыня Сахара.
4-1. Видео
— Слово ПУСТЫНЯ образовано от какого слова?
— Так что такое пустыня?
— Пустыня – это огромное пространство, покрытое песком и камнями. Здесь дует горячий ветер, почти не бывает дождей.
4-2. Работа с песком.
В Африке пустыня есть –
Вся в песках – Сахара.
Редкие колючки здесь,
Ведь воды там мало. (Дети расходятся к 4-м ящикам с песком).
4 команды ищут животных и выставляют на стол по очереди
— Каких животных мы нашли в пустыне?
— Мы нашли варанОВ, верблюдОВ, скорпионОВ, ящериц, змей, черепах (по слайду),
4-3. Работа с макетом «Африка»
— Какие животные пустыни вылупляются из яйца?
— Ящерица вылупляется из яйца. (Дети отвечают на вопрос и ставят игрушку на макет). Змея вылупляется из яйца. Черепаха вылупляется из яйца. Варан вылупляется из яйца.
— У какого животного есть ядовитая игла на хвосте?
— Ядовитая игла на хвосте есть у скорпиона.
— Кого называют «кораблем пустыни»?
— Верблюда, потому что на верблюде перевозят грузы, людей в пустыне, и верблюды идут качаясь, как корабли.
4-4. Житель пустыни «Верблюд»
4-4-2. Зрительная гимнастика
— Найдите верблюдов в нашем зале?
— Верблюд на шторе, на потолке, над дверью.
— Где двугорбый верблюд?
4-4-3. Рассказ про верблюда по графической схеме (картинка)
Тело покрыто красновато-серой шерстью. Густой мех спасает от ночного холода и дневной жары. На ногах сросшиеся пальцы, чтобы было удобно ходить по песку и мозоли. Горб – жировое отложение и крыша, которая защищает от палящего солнца.
Верблюд живет в пустыне.
Верблюд травоядное животное, ест полынь, верблюжьи колючки. Много пьет воды, за один раз может выпить 13 ведер воды. Может пить даже соленую воду. Детеныш верблюда – верблюжонок.
Верблюд перевозит людей, помогает людям перевозить грузы по пустыне, из шерсти верблюда делают одеяла, подушки, вяжут теплые вещи.
Я знаю сказку Киплинга «Откуда у верблюда горб» и мультфильм «Шакаленок и верблюд».
Оказывается, что все-таки в пустыне есть жизнь: и животные и растения. А мы с вами путешествуем по Африке дальше. Посмотрите на карту Африки. Эти голубые линии – реки, которые протекают по Африке.
— Какая самая большая река Африки?
— Самая большая река – Нил.
Продолжаем наше путешествие.
Двигательная гимнастика
От зеленого причала оттолкнулся теплоход (Дети встают)
Раз, два, раз, два (Идут на точки).
Он шагнул назад сначала (Делают шаг назад
А потом шагнул вперед (Шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразное движение руками)
Набирая полный ход (маршируют на месте)
Стоп, машина, стоп, стоп! (Разворот к экрану).
. Беседа «Саванна» (Дети на «точках»)
6-1. Беседа
— Саванна – это равнина, степь, покрытая высокой травой, среди которой встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники.
— Какие деревья можно встретить в саванне?
— В саванне можно встретить баобаб – дерево с очень толстым стволом.
Зонтичная акация похожа на зонтик, ее листву едят жирафы.
Слоновая трава вырастает в сезон дождей до трех метров, в ней даже слон может спрятаться.
6-2. Пальчиковая гимнастика
Буйвол, шакал, слон, леопард
Тигр, жираф, антилопа, варан.
Это животные африканских стран.
Две команды на своем «поле», обводят нужных животных
6-3. Составление предложений по сюжетным картинкам СЛАЙД (СИДЯ НА «ТОЧКАХ»)
Жираф жует листья зонтичной акации.
Лев и львица следят за своими детенышами.
Слон, слониха и слоненок пьют воду из реки.
Леопард сидит на дереве и ждет добычи.
— Кто самое быстрое животное?
6-4. Гепард
6-4-1. Видео «Гепард»
6-4-2. Рассказ про гепарда (по графической схеме).
Гепард – это хищное животное. У него есть маленькая голова, мускулистое тело, 4 длинные ноги с острыми когтями, длинный хвост. На голове рот с острыми зубами, два маленьких овальных ушка. Тело покрыто серо-желтой шерстью с черными пятнами.
Гепарды живут в жарких странах: в саваннах или в лесах.
Гепард ловит антилоп, бородавочников.
Гепард быстро бегает, у него острые когти.
Дети гепарда – котята.
Я знаю сказку «На кого похож гепард?», мама читала мне журнал «Вокруг света» и сказала, что гепард занесен в Красную книгу.
— Каких животных записывают в Красную книгу?
— В Красную книгу записывают животных, которых осталось очень мало, их надо охранять.
6-4-3. Проблемная беседа «Гепард»
— Гепард ловит и убивает других животных. Может быть надо убивать, чтобы спасти антилопу, бородавочника?
— Нет, в природе все взаимосвязано. Попадаются в лапы хищников в основном слабые или больные животные. Если будет много антилоп, то всем не хватит травы для еды.
— Правильно, человек не должен вмешиваться в природу.
— Что помогает гепарду прятаться в саванне и подкрадываться незаметно?
6-4-4. Игра «Помоги гепарду» (нарисовать пятна)
Выбирается по одному гепарду от каждой команды. Две команды по очереди рисуют пятна на бумаге.
Когда Вы вырастите, то старайтесь больше путешествовать, читать интересные книги, журналы. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, вы должны вспомнить, как он называется.
6-5. Слон
6-5-1. Мультфильм «Слоненок» (дети садятся на стулья)
6-5-2. Анализ мультфильма (СЛАЙД)
— Что слон может делать своим хоботом?
— Пить воду, делать себе душ, чтобы охладиться
— Срывать с деревьев фрукты и листья.
— Переносить, поднимать грузы, обнимать своих детенышей.
6-5-3. Динамическая пауза «Что слоны умеют делать?»
Что слоны умеют делать?
Все слоны умеют топать.
Топай, топай! (топаю ногами)
Раз, два, три! (топаю ногами, загибают пальцы по очереди: большой, указательный, средний)
Что слоны умеют делать?
Головой они кивают! (Кивать головой)
Раз, два, три и раз, два, три (Кивать головой)
Что слоны умеют делать?
Могут все ушами хлопать! (Поднятые к ушам руки опускать вниз)
Хлопай, хлопай! (Хлопать руками пред грудью)
Раз, два, три! (Хлопать руками над головой)
6-6. «Хищные и травоядные животные саванны»
6-6-1. Беседа
— Как называются животные, которые питаются травой?
— Как называются животные, которые питаются другими животными?
Вы знаете, что в жару обычно хочется пить. В Африке не так много пресной воды. К тому же в жару многие реки и озера пересыхают. Поэтому африканские животные страдают от жажды. В поисках воды им приходится преодолевать большие расстояния.
Во время засухи африканские животные соблюдают правило: у водопоя никто ни на кого не охотится. У воды можно одновременно увидеть слонов, львов, зебр.
6-7. Мультфильм «Маугли»
6-7-1. Упражнение для глаз «Круги Базарного»
6-7-2. Работа с макетом (Какие животные пришли на водопой?)
— Закон о перемирии, как вы это понимаете?
— Мир, мирный, все живут в мире, никто никого не ест.
— Лев с антилопой; тигр с жирафом, леопард с зеброй, шакал с носорогом, гепард со слоном.
6-8. Игра с мячом в кругу (образование сложных слов)
У буйвола крутые рога, значит он какой? (Буйвол круторогий).
У льва большая грива, значит он какой? (Лев большегривый)
У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (Обезьяна длиннохвостая).
У тигра острые зубы, значит он какой? (Тигр острозубый)
У леопарда быстрые ноги, значит, он какой? (Леопард быстроногий)
Подвижная игра «Обезьянки и тигр»
Обезьянки: Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки!
На деревьях мы висим
Тигр: А я тигр не смешной,
Я голодный страшный, злой!
Спойте песню еще раз.
Я поймаю вас сейчас! (После этих слов обезьянки быстро разбегаются, тигр пытается их догнать).
Сюрпризный момент (появление обезьянки с бананами)
— Ребята, чтобы вы помнили про Африку, в дорогу я вам даю бананы.
Двигательная разминка «Мы самолеты»
— Пора отправляться в детский сад.
Сядем снова в самолет,
Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)
В небе высоко парим,
Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)
Губы вытянем вперед.
Самолет гудит, поет:
УУУУУ (Поворот вокруг себя) (СЛАЙД ЗВУК)
Я лечу в Москву! (Летят друг за другом)
Наш любимый детский сад
С нетерпеньем ждет ребят. (Встают на точки, на одно колено)
Итог занятия.
— Ребята, что бы вы хотели рассказать вечером своим родителям об Африке?
Под музыку дети выходят из музыкального зала.