Чарушин Евгений рассказ «Кабан»
Читательский дневник по рассказу Евгения Чарушина «Кабан»
Автор: Чарушин Евгений Витальевич
Жанр: рассказы о животных
Главные герои: автор, кабаны.
Второстепенные герои: мальчик с хворостиной.
Характеристика главных героев:
Кабаны — страшные, сильные, могучие, домашние и послушные.
Автор — писатель и художник, человек творческий.
Испугался стаи диких хряков.
Характеристика второстепенных героев:
Мальчик — спокойный, уверенный, не боится кабанов.
Краткое содержание рассказа «Кабан»
Рассказчик любит рисовать животных.
В тот день он рисовал оленя Сережу, который начал отращивать новые рога.
Звери в зоопарке пока нет посетителей занимались своими делами.
Американский ягуар катает деревянный мяч, медведь гималайский на голову встаёт, а волки кружат рысцой.
А слон хулиганит — метлу съел, дворника к стене прижал.
Рисует автор, обо всём на свете забыл.
Только вдруг слышит, кто-то позади него похрюкивает.
Оглянулся — кабаны, целых шесть штук.
Клином идут прямо на него.
От испуга выронил кисти и мольберт, даже на ограду залез.
Думает как бы до ограды парка доползти, в милицию сообщить.
Только выходит тут мальчишка, и стаю хворостиной стегает, да поругивает.
А те, смирные, в клетку сразу побежали, как ручные.
План рассказа «Кабан»
1. Автор за работой.
5. Мальчик и хворостина.
Детский рисунок-иллюстрация
Главная мысль произведения «Кабан»
Основная мысль рассказа в том, что даже очень страшный зверь может быть безобидным.
Главная идея рассказа в том, что не надо бояться всего, что крупнее тебя или обладает острыми когтями и клыками.
Но осторожность проявлять всегда полезно.
Чему учит рассказ
Рассказ учит любить природу, уметь любоваться животными.
Учит понимать, что звери не так сильно отличаются от человека.
Что у них есть свои чувства и мысли, привычки и игры.
Им не чуждо чувство юмора.
Произведение помогает нам подмечать интересные факты, наблюдать природу и поведение зверей.
Краткий отзыв к рассказу «Кабан» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я прежде всего улыбнулась приключениям главного героя, автора, который испугался домашних кабанов.
Но этот рассказ не только о стае кабанов, от которых автор улепётывал по забору.
Он о животных, которые, как оказалось, обладают своим характером, привычками и забавами.
Рассказ произвёл на меня сильное впечатление.
Я, конечно, замечала, что многие животные ведут себя совсем как люди, но не задумывалась о причинах.
А автор убедил меня в том, что животные обладают разумом, чувствуют и понимают всё не хуже людей.
Больше всего мне понравился мальчик с хворостиной, который смело гонял могучих кабанов, а те слушались его, как домашние животные.
Всем рекомендую к прочтению это произведение, чтобы научиться лучше понимать и любить животных.
Пословицы к произведению:
У страха глаза велики.
Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он клыками и волка убьёт — будто саблей зарубит.
Даже сам медведь и тот его побаивается.
Словарь неизвестных слов:
Красавка — вид африканского журавля.
Читательские дневники по другим произведениям Евгения Чарушина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Презентация «Евгений Чарушин «Кабан»» 4 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «102»
Выполнила Казанцева Ирина Павловна
учитель начальных классов
Евгений Иванович Чарушин
Много лет назад в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Киров, жил маленький мальчик Женя.
Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.
На день рождения отец дарил ему книги о природе- «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», семь томов Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал с удовольствием. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и видел в жизни.
Ни одного дня не проводил мальчик без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать. Подражая карканью вороны. Все детские впечатления потом помогли Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
-Какое впечатление произвел рассказ?
-В какой момент вы волновались?
-Что вызвало улыбку?
-Оправдались ли наши предположения?
-От чьего имени ведется рассказ?
-Кем является мальчик –художник? (Чарушин)
-Что делал художник в зоосаде?
-Каких животных Чарушин упоминает в своем рассказе?
принадлежащих к роду пантера
Слон- семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время относятся наиболее крупные наземные млекопитающие.
Волки- хищное млекопитающее семейства псовых.
Журавли-красавки – птица, обитающая в степной зоне России
Серый журавль- крупная птица, обитающая в Европе и Азии
( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот
-Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?
-Чем занимался в зоосаду автор?
-В какое время происходит событие?
-Что вы узнали нового интересного о животных?
-Что нарушило безмятежное спокойствие художника?
-Какие слова из текста подтверждают это?
-Прочитайте описание кабанов?
-Сколько кабанов вырвалось на свободу?
-Чем они напугали автора?
-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?
-Почему автору стало стыдно?
-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте.
Презентация по литературному чтению на тему: «Е.И. Чарушин «Кабан» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Е.И.Чарушин «Кабан» Программа «Школа России» Урок литературного чтения 4 класc Презентацию подготовила: Балнова Елена Михайловна, учитель МБОУ «Школа №48» Города Рязани 2018 год
Игра «Верите ли вы. » Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие? Что можно научиться плавать, держась за коровий хвост? Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты? Что можно жить в деревенском доме и мечтать воспитывать кенгуру? Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) русский художник книжный график писатель
Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке в 1901 г. в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Родители
Будучи шестилетним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Сотрудничал в журналах «Мурзилка»(с 1924 г.), «Ёж» (1928-1935), «Чиж» (1930-1941). Выполнял иллюстрации к текстам Бианки, Пришвина.
В 1930-е гг. стал одним из лучших художников детской книги.
Умер Е. И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.
Игра «Завершите фразу» Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что. Из его книг можно узнать о. Художник, который рисует животных, называется. Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с животными и природой. Е.И. Чарушин правдиво изображал животных, потому что много наблюдал за ними. Из его книг можно узнать о повадках, поведении и образе жизни животных. Художник, который рисует животных, называется анималистом.
Словарная работа баловство унимать сшибить начальник — шалость — успокаивать — сразить, побить, уронить — подчиненный Объяснение лексического значения слов: сопеть, гуськом, зоосад, марал.
Оле́ни — семейство парнокопытных, содержащее 51 современный вид. Олени распространены в Евразии, Северной и Южной Америке, а также были завезены человеком в Австралию и Новую Зеландию. У самцов есть красивые ветвистые рога. Исключениями являются только олень водяной, у которого вообще нет рогов, и олень северный, у которого рога носят оба пола. Рога сбрасываются каждый год и вырастают заново. Олени растительноядные животные, питающиеся различными частями растений, в том числе корой, листьями, травами, почками, ветвями и ягелем. Олени олицетворяют благородство, величие, красоту, грацию, быстроту..
Ягуа́р — вид хищных семейства кошачьих. Длина тела без хвоста 120—185 см, хвост 45—75 см, масса 36—113 кг, в отдельных случаях до 120 кг. Ягуар является сумеречным хищником. Его самые активные охотничьи часы приходятся на время после захода солнца и перед рассветом. Основная его добыча — олени, но он нападает также на птиц, обезьян, лисиц, змей, грызунов. Охотится ягуар и на черепах — его мощные челюсти способны раскусить их панцирь. Хищник отлично плавает и редко упускает жертву, которая ищет спасения в воде. Основной метод охоты ягуара — это засада в высокой траве или на дереве.
Медведи — всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют. Обитают в самых разнообразных условиях — от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов. Все виды — наземные животные; белый медведь — полуводное.
В качестве одного из ключевых хищников волки играют очень важную роль в балансе экосистем таких как лес, тайга, тундра, горные системы и степи. Всего выделяют примерно 32 подвида волка, различающихся размерами и оттенками меха. Волк — типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Волк — хищное млекопитающее семейства псовых. Волк — наиболее крупное животное в своём семействе: длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг.
Ребята, берегите зрение!
План. 1. Утро в зоосаду. 2. Наблюдение за обитателями зоосада. 3. Опасные кабаны идут толпой. 4. Простые свиньи.
синквейн Название (имя существительное) Описание (два прилагательных) Действия (описание тремя словами) Чувство (фраза) Повторение сути (синоним названия)
Домашнее задание: Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника. По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Продолжите фразу. Сегодня на уроке я узнал(а)…… На этом уроке я похвалил(а) бы себя за……
Источники информации: Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пос. для студентов-филологов. М., 2003. Л.В. Горина Рассказ Е.И.Чарушина «Кабан»//ж. Начальная школа, № 10, 2011 http://soyuz-pisatelei.ru/_fr/7/2280903.jpg http://900igr.net/datas/literatura/E.CHarushin/0005-005-Dom-detstva-E.-I.-CHarushina.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E1%E0%ED http://www.stfond.ru/kaban.htm http://img-fotki.yandex.ru/get/3908 http://qrpngkt.time4film.ru/i/charushin-rasskazi.html http://stat20.privet.ru/lr/0b2cd45964c86fd02889ef95eade27d3 http://www.razumniki.ru/images/articles/kladovaya/egik_charushin.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/311695.9c/0_5f0a0_21e9af88_XL
Ресурсы: http://bgfons.com/upload/clouds_texture2906.jpg http://www.wallpapers10.net/wp-content/uploads/2009/11/Abstract_Blue_Light.jpg http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-kabana http://render.ru/gallery/image/64641/1.jpg?1440399600 http://pomnipro.ru/resources/image/memorypage_5963.jpeg?v=1397164384 http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2160000/2159328-8607b416e977dc2e.jpg http://dmitriyzhitenyov.com/BIBLIOTEKA-3/charushin-oxotnichyi-rasskazy-risunok.jpg http://litopys.net/img/thisday/Fevraly/18-02/Charushin_E_I_.jpg http://geshki-class.ru/sites/default/files/media/materials/charushin01.jpg http://murzilka.org/upload/information_system_17/4/3/6/item_4363/information_items_4363.jpg http://ppt4web.ru/images/797/23449/640/img14.jpg http://kvedomosti.com/uploads/posts/2016-09/maral-ubil-sotrudnika-rosselhozbanka-pod-tomskom_1.jpeg http://papercomics.ru/wp-content/uploads/2014/03/N9eoKwMYNYA.jpg http://cliparthut.com/clip-arts/442/cloud-clip-art-442782.png
Презентация знакомит с биографией писателя Е.И. Чарушина и с его произведением «Кабан».
Анализ текста. Словарная работа. План текста. Синквейн.
Номер материала: ДБ-1276631
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Е.И. Чарушин. «Кабан». 4-й класс
Класс: 4
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, выставка книг Е. И. Чарушина, мультимедийная установка.
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
– Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку.
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ. (Приложение 1. Слайд 1.)
– Прочитайте “жужжащим” чтением хором и в половину силы голоса.
– Прочитайте с интонацией удивления.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Что вы можете рассказать о совах? (Совы – ночные птицы, а день проводят в укрытиях; питаются в основном грызунами.)
Ш. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы закончили знакомство с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”. Какую домашнюю работу вы выполняли? (Нарисовали иллюстрации к наиболее запомнившимся эпизодам и выразительно прочитали их.)
– Давайте посмотрим, какие эпизоды вам больше всего понравились. (Несколько учеников показывают и выразительно зачитывают понравившийся эпизод.)
IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Зеленую страну (Слайд 2). населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами. Откройте “Родную речь” на с. 96. Нам предстоит встретиться с Евгением Ивановичем Чарушиным. (Слайд 3).
V. Вступительная беседа.
“…Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам”, – писал Е. И. Чарушин.
Отец, художник и архитектор, брал маленького сына в поездки. И мальчик ранним утром наблюдал, как солнечные лучи пробиваются сквозь трепещущую листву и переливается всеми цветами радуги роса, как оживает природа, запевают птицы и какие голоса издают животные. Он изучил эти голоса и легко их распознавал.
Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.
Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук р он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового “котенка” рыси и других малышей. (Слайд 8). И в каждом уже “угадывается взрослый зверь”. Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: “Как волка не корми, а он все в лес смотрит”. (Слайд 9).
Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии: “Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает…Надоела котенку соломинка. За мухой погнался, попом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, – горький, видно, цветок попал…(“Лесной котенок”). (Слайд 10).
Рассказы Чарушина – веселые рассказы, юмор вносит в них особую теплоту. Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака (“Медведь – рыбак”), и нельзя без улыбки читать о том, как домашний петух расправляется с маленьким медвежонком (“Медвежата”). (Слайд 11).
Впечатления детства легли и в основу цикла рассказов “Никитка и его друзья”. Читая эти истории, мы замечаем, что мир Никитки – его друзья и природа: кошки, собаки, зайчата, воробьи, корова, рябчонок, сорока – поразительно схож с миром самого автора. И как когда – то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений. (Слайд 12).
Детские впечатления помогли Е. Чарушину в его творчестве. Посмотрите на его книги (указывает на выставку), многие из них о животных уже знакомы вам. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Е. Чарушина “Кабан”. (Слайд 13).
– Что вы знаете об этих животных? (Кабаны живут в лесу, питаются желудями. Кабанов иначе можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.) Давайте прочитаем рассказ.
VI. Знакомство с рассказом
– Где происходят события, описанные Е. И. Чарушиным?
VII. Словарная работа
– Какие непонятные слова вам встретились в тексте?
Марал – крупный сибирский олень с большими рогами.
Студень – кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.
Унимать – прекратить, остановить.
– Что такое зоосад? (Это научно – просветительское учреждение, в котором содержат в неволе, т. е. в клетках, вольерах или полувольно, на огороженных площадях диких животных; от зоопарка отличается меньшей территорией и менее обширной и разнообразной коллекцией животных). (Слайд 14).
VIII. Закрепление нового материала
1. Анализ содержания прочитанного рассказа. (Слайд 15).
– Где и когда происходят события, описанные в рассказе?
– В чем цель зоосада? (Демонстрация, изучение, сохранение и воспроизводство животных.)
– Что вы видите положительного в этом? (Животных охраняют, разводят, ухаживают за ними.)
– А что отрицательного? (Животные содержатся в неволе.)
– Зачем автор пришел в зоосад?
– Как начинается рассказ? (“Я рисую животных…”.)
– Местоимение какого лица и числа используется? (1 лица, ед. ч.)
– На кого указывает местоимение 1 лица? (На лицо, говорящее о себе)
– Ребята, перечислите, каких животных описывает Е. И. Чарушин в рассказе “Кабан”. (Оленя, ягуара, медведя, слона, волков, журавля – красавку, кабанов)
2. Выборочное чтение.
Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Рассмотрим репродукции его рисунков.
Послушайте музыкальные и литературные загадки и скажите, какого именно животного из перечисленных вы себе представили.
– Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. Кто это (вывешивает картинку с изображением оленя)? (Олень.)
– Найдите описание оленя в тексте и прочитайте. Что показалось особенно интересным в описании оленя? Какой прием использовал автор? Найдите сравнение.
– Послушаем вторую литературную загадку.
Крупная дикая кошка, на шерсти которой темные кольцеобразные пятна – на боках и на спине, помогающие ей смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. Кто это (вывешивает картинку с изображением ягуара)? (Ягуар.)
– Какие особенности ягуара вы еще знаете? (Осторожен, быстро бегает.)
Ягуар – это хищное животное, длина его тела до 2м, хвоста – до75см, масса более 100кг. Ягуары ведет бродячий образ жизни, хорошо лазают и плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения.
– Что делает ягуар в зоосаду?
– Послушаем музыкальную загадку. Голос, какого животного вы услышали? (Хищное животное с темно – коричневой шерстью.) (Вывешивает изображение медведя). Кто это? (Медведь.)
– Прочитайте, чем занят медведь в зоосаде. (Читают соответствующий абзац.)
– Послушайте, а кто это? (Слон.)
(Звучит музыкальный фрагмент и вывешивается картинка со слоном.)
– Опишите, как вы представляете себе слона.
(Масса слона до 7,5т, высота 4 – 4,5м, длина тела до 7,5м.)
– А что рассказал Е. Чарушин о слоне? Прочитайте.
– (Звучит мелодия) Какое животное вы представили, слушая музыку (вешает на доску изображение кабана)? (Кабана)
– Опишите это животное по рисунку.
– А как описал его Е. Чарушин? Найдите и прочитайте. (Читают соответствующий абзац).
(Звучит мелодия.) Кого вы представили, слушая музыку? Это волк – санитар леса. Найдите и прочитайте о волке в рассказе. (Читают соответствующий абзац.)
– О ком из животных, описанных Е. И. Чарушиным, мы еще не говорили? (О журавлях.) (Вывешивается картинка с изображением журавлей.)
Сейчас количество журавлей с каждым годом сокращается. Эти птицы занесены в Международную Красную книгу, а для их защиты создан Международный фонд охраны журавлей. Прочитайте описание журавлей. (Читают соответствующий абзац.)
– Да, прекрасны все животные зоосада. Но что вдруг отвлекло внимание мальчика? (Появление кабанов.)
– Найдите и прочитайте отрывок, где впервые описано появление кабанов. (Читают соответствующий абзац.)
– А как Женя повел себя при их появлении? (Женя испугался и залез на забор.)
3. Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.)
– Найдите в тексте этот эпизод, прочитайте. Какое качество ярко проявилось в поступке Жени? (Трусость.)
– А как бы вы поступили на месте мальчика?
Осуждать Женю мы не будем, так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности.
– Чего устыдился Чарушин?
– Что показалось вам смешным в произведении? (Маленький парнишка справился с кабанами, тогда как большой Женя сидел на заборе.)
4. Работа с пословицами.
– Ребята, вот такой случай из своей жизни рассказал вам Е. И. Чарушин. У каждого на столе лежат листочки с пословицами, выберите из них ту или те, которая, на ваш взгляд, подходит к рассказу “Кабан” и прочитайте ее.
У страха глаза велики.
Бояться не надо, надо умом раскинуть.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
(Учащиеся объясняют свой выбор.)
IХ. Подведение итогов урока.
– С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? (Е. Чарушина)
– О чем этот рассказ? (О животных зоосада).
– Какой фрагмент из этого произведения вам больше всего запомнился? Почему?
– С описанием многих животных мы сегодня познакомились. И я предлагаю вам на основе прочитанного рассказа и иллюстраций составить маленький рассказ – описание животных нашего зоосада. У каждого на столе карточка со своей картинкой, опишите это животное.
X. Домашнее задание.
Прочитать рассказ Е. Чарушина, подобрать загадки про животных.