Рассказ о жизненном пути и деятельность определенного религиозного деятеля

Сказки

§ 24. Религиозные деятели-просветители

История Беларуси, 6 класс (Штыхов, Темушев, Ракуть, 2009)

Вспомните

1. Кто заботился о распространении христианства в Беларуси в X—XI вв.?

2. Почему христианской церкви были нужны образованные люди?

I. Христианская церковь и культура. Христианская вера пришла на земли восточных славян из Византии. Из этой страны приехало многочисленное духовенство, чтобы крестить восточнославянских язычников. Священники были основателями первых христианских храмов и монастырей, вели в них богослужения. При храмах и монастырях создавались школы. Из Византии, а также из Болгарии поступали книги, необходимые для богослужения.

Принятие христианства оказало значительное влияние на развитие культуры восточных славян. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись появились на белорусской земле благодаря христианству. Сразу после крещения на Руси осваивалась славянская письменность. Произошло это потому, что в свое время византийские миссионеры, братья Кирилл и Мефодий, и их ученики составили славянскую азбуку

и перевели книги для богослужения. Через посредничество Византии восточные славяне смогли познакомиться с достижениями античной культуры.

2. Евфросиния Полоцкая. Княжна Предслава родилась около 1104 г. в княжеской семье. Она была внучкой знаменитого полоцкого князя Всеслава Врячислави-ча и дочерью его младшего сына Святослава.

Юная княжна очаровывала всех своей необычайной красотой. К ней зачастили сваты.

Отец имел намерение обручить дочь с каким-нибудь княжичем. Когда Предслава узнала об этом, то тайно сбежала из дома в женский монастырь. Там она получила новое имя — Евфросиния.

Чуть позже Евфросинии позволили жить в соборе Святой Софии. «И вошла она туда. и начала писать книги своими руками, и прибыль от продажи их отдавала тем, кто был в бедности».

Согласно легенде, однажды ночью к ней якобы явился ангел. Он посоветовал Евфросинии основать свой монастырь в Сельце на реке Полоте. Осуществить это ей помог полоцкий епископ Илья, а также ее родственники из княжеской семьи. В монастыре просветительница открыла школу для молодых женщин. Об этом говорится в «Житии Евфросинии Полоцкой». Житием называются рассказы о жизненном пути и деятельности служителя церкви или иного христианского героя.

Количество обитательниц монастыря все время увеличивалось. Евфросиния решила построить каменную церковь во имя Святого Спаса. Спас — религиозный праздник в честь Спасителя — Иисуса Христа. Этой церкви просветительница в 1161 г. подарила очень ценный крест, известный теперь как крест Евфросинии Полоцкой.

Евфросиния основала в Полоцке и мужской монастырь. Для него она построила вторую каменную церковь в честь Святой Богородицы — матери Иисуса Христа. Этой церкви Евфросиния подарила выдающееся произведение искусства — икону Святой Богородицы, привезенную из далекой Византии.

На склоне жизни Евфросиния решила отправиться в далекое и трудное путешествие в Иерусалим, чтобы поклониться Святой земле, давшей миру Иисуса Христа. С большим почетом проводили ее жители Полоцка. В разных странах гостеприимно встречали знаменитую полочанку. Умерла она во время своего паломничества в Иерусалиме 23 мая 1167 г. Позже мощи белорусской просветительницы были перевезены в Полоцк, в основанный ею Спасо-Евфросиниевский монастырь.

Евфросиния Полоцкая была первой женщиной на Руси, которую православная церковь провозгласила святой.

3. Кирилл Туровский. Белорусский просветитель и религиозный деятель Кирилл Туровский родился около 1113 г. в Турове. Он изучил Святые Писания, а затем ушел в монастырь и стал монахом.

Это интересно. В «Житии» Кирилла рассказывается: «Сын зажиточных родителей, он не любил, однако, богатства и бренной славы этого мира, но прежде всего старался постичь учение божественных книг и хорошо разбирался в Святых Писаниях».

Среди монахов Кирилл пользовался большим уважением. В небольшой келье, при слабом свете ончитал книги, писал свои поучения. Своей необычной жизнью Кирилл Туровский снискал большую славу во всем крае. Когда умер тогдашний туровский епископ, то по просьбе князя и туровского веча он был назначен на должность епископа.

Кирилл Туровский известен в истории и как выдающийся для своего времени писатель и оратор. Вот почему еще при жизни его называли Златоустом. Он написал ряд «слов» (обращений к верующим), молитв, повестей-притч. Притча — небольшое религиозное произведение, имеющее поучительное содержание.

Свои произведения Кирилл Туровский предназначал для произнесения в церкви перед многочисленными слушателями. Произведения просветителя были хорошо известны при его жизни. Потом их переписывали, включали в сборники. Литературная деятельность Кирилла Туровского дает представление о высокой духовной культуре Турова и Турово-Пинской земли.

4. Значение деятельности религиозных просветителей. Нелегким был для нашей Отчизны XII век — время раздробленности, смуты и усобиц. И в эти тяжелые для народа годы ярким светом на небосклоне нашей истории словно звезды сияли имена Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Благодаря их деятельности в то сложное время развивались образование, письменность, книжное дело, утверждалась в сознании людей христианская мораль.

Деятельность религиозных просветителей была проникнута заботами о тех, кто жил в бедности, кто попал в беду. Своими мыслями и делами они стремились сделать жизнь людей более светлой, осмысленной и человечной. Свой талант и знания, свою жизненную мудрость они посвятили служению Родине и своему народу.

Вопросы и задания

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из «Повести о Евфросинии Полоцкой»

«. и каждый день обучала сестер (монашек) своих: старых учила терпению и воздержанию, юных — душевной чистоте и телесному успокоению. при старших молчать, мудрых слушать, к старшим — покорности, к равным и меньшим — любви нелицемерной, мало говорить, а больше понимать. И не хотела она видеть, чтобы кто враждовал: ни князь с князем, ни боярин с боярином, ни из простых кто со своим другом, но всех желала видеть единодушными. ».

РАЗДЕЛ I. Белорусские земли в древние времена

РАЗДЕЛ II. Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)

РАЗДЕЛ III. Средневековые княжества на территории Беларуси в IX — середине XIII в.

Источник

Самые важные религиозные фигуры

Политики и военные приходят и уходят, время стирает память о них. А вот религиозные деятели продолжают свою незримую жизнь на протяжении веков. Именно поэтому миллионы людей почитают их на протяжении сотен, а то и тысяч лет даже после их смерти. Однако далеко не все знают, кто же стоял у истоков той или иной религии.

На самом деле эти лидеры при своей жизни зачастую даже и не успевали создать какую-то организованную структуру верующих вокруг себя. Сами религии формировалось уже после их ухода из жизни. Так что в итоге ответственность за действия последователей ложатся не на плечи религиозного лидера, а на самих верующих.

Приведем ниже список из самых ярких религиозных фигур в истории. Они располагаются по степени своего влияния на историю и роль, занимаемую и сегодня. Хотя надо учитывать, что далеко не только эти люди определяют религию. Ведь есть конфессии с десятками миллионов последователей, которые попросту не имеют конкретного основателя.

Стоит также отметить и важное место в мировой религии и таких деятелей, как Лао-Цзы (китайский философ), Чарльз Тейз (основатель движения Свидетелей Иегова), Елена Блаватская (основатель теософии), Рон Хаббард (придумал саентологию). Религиозных деятелей, как и созданных ими верований, довольно много, мы же расскажем о самых значимых в истории таких людях.

Мэри Бейкер Эдди (1821-1910). Хотя у основательницы религиозного течения «Христианская наука» и не так много последователей (в настоящее время около 30 тысяч человек), нельзя недооценивать роль этой женщины и ее влияние на религиозные верования в Америке в девятнадцатом веке. Ее спорные взгляды на многие религиозные вопросы, начиная от иллюзорной природы материального мира и до фактического отказа от личного Бога и понятия ада, определенно располагают женщины вне ортодоксальных взглядов. Тем не менее многие из ее идей выжили и нашли применение в некоторых церквях, основанных уже в наше время. Используются также и другие ее метафизические и мистические подходы к вере. Справедливости ради надо заметить, что большая часть богословия Эдди не является ее изобретением. Это переделанные взгляды древних гностиков, мистической ветви христианства. Она была в моде в течении первых нескольких веков нашей эры, пока не были изгнаны в подполье более крупными и мощными римскими церквями. Кроме того женщина выражала большую часть взглядов известного богослова и мистика Мейстера Экхарта (1260-1327). Именно сегодня его популярность среди духовных и верующих людей растет. Последователи Эдди сегодня известны за свой отказ от медицинского лечения. Они полагают, что болезни являются частью иллюзорного материального мира, а бороться с ними можно посредством молитвы. В результате появилось большое количество судебных слушаний, так как родители-христиане отказывались лечить своих детей. В целом надо помнить, что Эдди бросила вызов традиционным верованиям той эпохи. Она стала чем-то вроде ранней феминистки, провозглашая избирательные права женщин.

Читайте также:  Сказки про звезды для малышей

Джозеф Смит-младший (1805-1844). Этот человек являлся одной из самых противоречивых фигур в первой половине девятнадцатого века. Нам сегодня трудно представить как он, в одиночку, на основе лишь собственного убеждения, что является Пророком Бога, организовал собственную церковь. Она получила название Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Сегодня число его последователей составляет около 13 миллионов человек, при этом большая часть из них известны, как мормоны. Совсем неплохо, как для человека с низкой образованностью, склонностью к насилию и недолгим временем жизни. Спорность фигуре этого вождя послужило его многоженство (больше не практикуется современными мормонами) и настойчивость в утверждениях, что он является пророком. Смит утверждал, что Бог послал его, дабы вернуть верующих и церковь на путь истинный. Такие взгляды приводили к агрессивному восприятию его немормонским соседям. Это приводило к вспышкам насилия, в конце концов Смит объявил настоящую войну своим противникам. Губернатор Иллинойса был вынужден даже собрать войска, чтобы остановить кровопролитие между верующими. В результате пророк сдался, но в тюрьме был застрелен ворвавшимися туда погромщиками. После смерти Смита его духовное дело было продолжено Бригамом Янгом, который во главе нескольких сотен мормонов отправился на восток. В итоге верующие обосновались в Юте, где и развилась церковь в том виде, в каком мы сегодня ее знаем. Но именно Смит и заложил ее основы в письменном виде. Якобы ему являлся ангел Мороний, который и показал пророку место захоронений золотых пластин с древними писаниями. А сам Смит написал еще несколько текстов, которые стали основой для движения мормонов. Совершенно понятно, что без литературного наследия своего вождя церковь не смогла бы развиться так после смерти лидера. А так она стала столько же важной для западного протестантизма, что и Лютер для католицизма (о нем речь пойдет ниже). Смит почитается мормонами по всему миру, считаясь в этой церкви главным пророком. А значимость этого человека только увеличивается со временем, так как сама церковь постоянно растет.

Моисей (около 1391-1271 годов до н.э). В истории иудаизма вообще было довольно много известных пророков и лидеров, начиная с королей Давида и Соломона и заканчивая пророками Илией и Иезекилью. Однако ни одни человек не имел такого влияния, как Моисей. Без его руководства и лидерства современная еврейская религия попросту бы не существовала. Моисей имел довольно сильный политический вес, так как вырос в доме фараона. Однако он оставил все, что у него было, чтобы возглавить свой народ и создать для него собственное государство. Одиссея скитания евреев по пустыне известна всем, заняло это целых сорок лет. По некоторым оценкам Моисей вел за собой около полумиллиона мужчин, женщин и детей. Хотя цифры эти и могут быть раздутыми. Но в результате этого жестокого похода народ не только выжил в пустыне, но и восстановился в земле Ханаан. Предположительно, именно Моисей сочинил Тору, наиболее почитаемое из всех еврейских писаний и основу для первых пяти книг Ветхого Завета. Считается, что Моисей умер в глубокой старости в возрасте 120 лет перед самым входом в Землю Обетованную. Однако именно этот лидер и дал евреям их морально-этическую основу на ближайшие тысячу лет. В качестве примера того, насколько важен Моисей и сегодня для всей западной религии, можно отметить его канонических десять заповедей. Именно они лежат в основе западной духовности по сей день.

Заратустра (ориентировочно VI-V века до н.э.). Этот древний персидский пророк основал первую исторически признанную мировую религию. Она получила название зороастризма. Согласно Зенд-Авесте, священно книге этой религии, Зороастр родился в Северной Персии. Правда, многие ученые считают, что он появился на свет еще раньше, чем VII век до н.э. Говорят, что Заратустра получил видение, из которого ему стало известно и великой космической войне, которая ведется между Ахура Маздой, богом Света, и Ариманом, силой Зла. Пророк говорил, что человеку дано право выбирать между добром и злом. Такой дуализм стал движущей силой для единобожия на Ближнем Востоке. А вот сам Заратустра стал путеводной звездой для персидской цивилизации. Элементы его философии проникли в западную культуру через иудаизм и платонизм. Она даже определяется, как один из ключевых моментов в развитии всей философии. Часто можно встретить мысль о том, что идеями Заратустры был увлечен, к примеру, Гераклит. После завоевания Александром Македонским Персии зороастризм стал постепенно исчезать, однако и по сей день эта религия существует в Индии, где служит основой для верования Парси.

Гаутама Будда (около 563-483 года до н.э). Термин «Будда» часто используется, как метафора для духовного просветления и мудрости, а не в качестве реального человека. Между тем мифология рассказывает именно о таком существе, из плоти и крови. Сиддхартха Гаутама, который позже получит имя Будды, являлся принцем. Первых 29 лет своей жизни он провел в роскоши, но потом оставил все и приступил к поискам смысла жизни. Будда стал упрямым аскетом, который выживал, питаясь в день лишь горсткой орехов. Проведя несколько лет в полной нищете, он понял, что и это не имеет смысла в поисках ответов на его вопросы. Однажды Будда сидел под деревом бодхи, размышляя. И тут вдруг он понял, что достичь просветления можно, избавившись от всех своих желаний. Это позволило Будде достичь состояния нирваны, или просветления. Новое учение быстро набрало целый легион учеников, так была заложена основа для одной из самых великих восточных религиозных структур. Сейчас буддистов на нашей планете около 400 миллионов.

Источник

Рассказ о жизненном пути и деятельность определенного религиозного деятеля

На Псковской земле, как и во всей православной России, он многие годы был одним из самых почитаемых старцев Русской православной церкви, его называли «Старцем всея Руси». Во многом благодаря той удивительной доброте и любви, которые исходили от него, и, конечно, его величайшей премудрости, взращенной чистым сердцем и опытом жизненного пути.

Алипий. Архимандрит, наместник Псково-Печерского монастыря

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) хранил свет православной веры в своем сердце на протяжении всей земной жизни, в монашеском чине более двадцати лет, тринадцать из которых он являлся Великим Наместником Псково-Печерской обители. Именно его трудами и крепостью духа она была спасена от закрытия и украсилась премудростью старчества, благодаря которому миллионы людей обрели духовную помощь и утешение. Не раз живой ум, а также сильная воля игумена способствовали укреплению духа братии монастыря и сохранению атмосферы благочестия в его стенах.

Беллавин Василий Иванович, патриарх Тихон

(19 (31) января 1865, с. Клин, Торопецкий у., Псковская губ. – 7 апреля 1925, Москва), патриарх Московский и всея России, святитель)

В настоящее время в доме, где жил священник Иоанн Беллавин с семьей, находится музей.

Дмитрий Солунский

Иларион Псковоезерский Гдовский

Никандр Псковский

Преподобный Никандр пустынножитель, псковский чудотворец родился 24 июля 1507 года в благочестивой семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине, примерно в 35 верстах от Пскова. С детского возраста он обнаружил в себе стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание.

Читайте также:  Пинегин зимняя сказка ноты для фортепиано

Николай Салос, Псковский блаженный, Христа ради юродивый

Память: 13 марта (переходящая) – 13 марта (28 февраля) в невисокосный год / 12 марта (28 февраля) в високосный год

Третье воскресенье после Пасхи (переходящая) – Собор Псковских святых.

Памяти протоиерея Николая Гурьянова

Преподобномученик Корнилий

Игумен Печерский с 1529-1570

Житие повествует, что Корнилий родился в Пскове в боярской семье и с детства стремился к монашеской жизни. Ранее учение прошел в Мирожском монастыре, где изучал письмо, чтение и живопись. Около 1522 года Корнилий становится послушником Псково-Печерского монастыря и летописцем обители. Его перу принадлежит «Начальная повесть о Псково-Печерском монастыре», законченная в 1526 году. III Псковскую летопись он начал вести после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове и внёс в повествование не только дела Псковские, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий.

Симеон Псково-Печерский

Подвижник благочестия преподобный Симеон (в миру – Василий Иванович Желнин (1 марта 1869, д. Яковлевская, Островский у., Псковская губ. – 1960, Печоры).

1 апреля 2003 состоялось прославление иеросхимонаха Симеона (Желнина) в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.

Феофан Прокопович. Архиепископ.

(1681 – 1736)

Некоторое время Феофан Прокопович был епископом Пскова, Нарвы и Старого Изборска. Посвящение состоялось 2 июня 1718 года, в храме св. Троицы в Санкт-Петербурге, когда ему было всего 37 лет от роду. В Пскове он бывал редко, поскольку большую часть времени пребывал в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Как известно, Феофану было поручено Петром I составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом» Феофан трудился в 1719-1720 годах.

Источник

62. Замечательные деятели в истории Русской Церкви и двигатели богословской науки за последние два века

Назовем архипастырей, в последние два века имевших наибольшее влияние на дела Церкви и прославившихся своими проповедническими и учено-богословскими трудами.

Стефан Яворский. Уроженец Волыни (местечка Явор), воспитанник Киевской академии, через 10 лет по принятии монашества он на 42-м году жизни был предназначен на Переяславскую епископию и прислан в Москву для посвящения; но император Петр I, заметив его высокие дарования, пожелал его иметь поближе в Москве и указал поставить митрополитом в Рязань, что и случилось в 1700 году. К концу того же года митрополит Стефан был назначен местоблюстителем патриаршего престола, а по учреждении Святейшего Синода – президентом его. Поэтому более двадцати лет он принимал самое живое и близкое участие в делах Церкви в трудную эпоху петровской реформы. В то время в высшие слои русского общества стали проникать протестантские идеи и, при скудости религиозного образования, многих совращали к маловерию и вольнодумству. Стефан деятельно боролся против этого наплыва протестантских идей, и памятником этой борьбы осталось знаменитое его сочинение «Камень веры». В начале своего архипастырского служения Стефан усердно содействовал императору Петру в его реформах и восхвалял его в своих проповедях, в последнее же время во многих взглядах он начал расходиться с великим преобразователем России; однако же до самой смерти, последовавшей 22 ноября 1722 года, удержал свой первенствующий пост в церковном управлении.

Феофан Прокопович. Одаренный выдающимися способностями, первоначальное образование он получил в Киевской академии. Впоследствии учился за границей в школах иезуитов, но вынес из них нерасположение к католичеству. По возвращении в Киев он преемственно проходил должности учителя, префекта (инспектора) и ректора тамошней академии и прославился своими богословскими лекциями в новом, свободном от схоластики духе. В своих богословских сочинениях Феофан держался направления, противоположного Стефану Яворскому: Стефан противодействовал вторжению в русское общество идей протестантских, Феофан по преимуществу восставал против заблуждений папства. Трудами этих выдающихся богословов петровского времени и продолжавшейся после них полемикой намечался прямой (срединный) путь для развития у нас богословской науки в строго православном духе. Отличное слово, сказанное Феофаном в Киеве в присутствии императора Петра 1 в воспоминание полтавской победы в 1709 году, обратило на него внимание преобразователя России. Вызванный в Петербург в 1716 году и поставленный в епископа Псковского в 1718 году, Феофан сделался ближайшим сотрудником, правой рукой Петра не только в церковных реформах (регламент), но и в делах государственного управления. По смерти Петра еще более возвысилось положение Феофана: в сане архиепископа Новгородского и первенствующего члена Синода он был главным советником и опорой для императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, но при этом он вмешивался в придворные интриги и борьбу разных партий, в которых напрасно тратил свои богатые силы. Феофан скончался в 1736 году с горьким разочарованием в жизни. «О, главо, главо, разума упившись, куда ея (себя) приклонишь?» – сказал он, лежа на смертном одре и готовясь предстать на суд Божий.

Платон, митрополит Московский. Сын бедного причетника (впоследствии достигшего священства), Петр Левшин (мирское имя Платона) получил воспитание в Московской академии и оказал такие успехи, что еще до окончания курса был в ней же наставником. По обычаю того времени юный богослов часто проповедовал в церкви и толковал для народа катехизис. Умная и простая речь его и прекрасное произношение привлекали множество слушателей, и уже тогда москвичи называли его вторым Златоустом. Монашество он принял в Троицкой Лавре в 1758 году, на 22-м году жизни и через 4 года был уже наместником и ректором лаврской семинарии. Императрица Екатерина II в одно из посещений Лавры была удивлена его проповедническим даром и вызвала его в Петербург, в придворные проповедники и законоучителя сына своего, цесаревича Павла Петровича. При дворе Екатерины он встречался со многими европейскими знаменитостями того времени. Известен его быстрый и остроумный ответ французскому энциклопедисту Дидро: «Я утверждаю, – сказал Дидро, – что нет Бога». «Это не новость, – ответил Платон, – пророк Давид давно сказал: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». Екатерина так отзывалась о своем придворном: «Мы плакали – плачем». В 1770 году Платон был назначен архиепископом в Тверь, а в 1775 году переведен в Москву.

В епархиальном управлении митрополит Платон отличался отеческой ко всем близостью, благодушием, отзывчивостью ко всему доброму, поощрением талантов, милосердием к бедным. Особенные заботы ревностный архипастырь имел о Троицкой академии и устроенной им Вифанской семинарии. Воспитанники этих двух заведений были как бы свои семейные у него люди: он гулял с ними в садах, беседовал, пел духовные песни. Митрополит Платон принимал горячее участие и в политических событиях своего времени. Замечательно то, что он предупреждал императора Александра I против союза с Наполеоном, предсказывая его непрочность. В день Бородинской битвы из своего вифанского уединения явился он в Москву со словом утешения и ободрения к опечаленному и ожидавшему бедствий его последнего вздоха.

Филарет, митрополит Московский. Сын коломенского священника (впоследствии протоиерея), Василий Михайлович Дроздов (мирское имя Филарета) воспитание получил в Сергиево-Лаврской семинарии. Здесь же принял монашество и был учителем. Митрополит Платон был изумлен одной из проповедей Филарета, увидел в ней проблески необыкновенного таланта и, дорожа им, с великой скорбью, которую разделял и молодой инок, отпустил его на службу в Петербург в 1808 году. Необыкновенно даровитый наставник и проповедник скоро обратил здесь на себя внимание всеобщее и быстро возвысился. В 1817 году он был рукоположен во епископа Ревельского, а через четыре года уже занимал кафедру Московскую, на которой прослужил Церкви сорок шесть лет (всего в архиерействе более 50 лет).

Филарет прежде всего прославился необыкновенным даром проповедника. Особенность его проповедей та, что он, раскрывая христианское учение, действует по преимуществу на ум и сознание слушателей. Его слово исполнено глубоких богословских созерцаний и в то же время высокой христианской поэзии. Убеждение ума, таким образом, у него самого перерождалось в живое чувство, и то же самое действие слово его производит на слушателя и читателя. Речи его, говоренные большей частью перед коронованными лицами, показывают необыкновенную игру сильного ума и самое живое отношение к потребностям и событиям эпохи. Весьма важны для Церкви и ученые труды Филарета: «Церковная библейская история», «Записки на книгу Бытия» и другие. Катехизис его имеет значение символической книги, и по нему учится русское юношество.

Читайте также:  Рассказ о происхождении имени даниил 3 класс

В частной жизни Филарет представлял образец епископа и инока. Двери его дома были всегда открыты для всех, искавших разрешения недоумений и ищущих умиротворения совести. Всегда простой в жизни и домашней обстановке, он всецело был предан обязанностям звания и стоял на страже своей паствы. Сам строгий аскет, он любил и чтил духовное подвижничество, как высший цвет христианской жизни, и содействовал устранению и обновлению многих обителей.

Незадолго до кончины святителя покойный отец явился ему яснее, чем в сновидении, и велел помнить 19-е число. Через два месяца после этого, 19 ноября 1867 года, в воскресенье, святитель сам совершал литургию в крестовой церкви и вскоре после мгновенно скончался. Погребен в Троицкой Лавре.

Иннокентий, архиепископ Херсонский. Иннокентий (в миру Иван Борисов), сын священника, воспитание получил в Орловской семинарии и Киевской академии.

Ученая деятельность его началась в Петербурге в 1823 году, где он принял монашество, а процветала главным образом в Киеве, где он был ректором академии и профессором богословия в 1830–1839 годах. Здесь он начал епископское служение в сане викария, затем преемственно занимал кафедры Вологодскую, Харьковскую и Херсонскую. В коронацию императора Александра II, 26 августа 1856 года, он был назначен членом Синода.

Главную славу Иннокентия, как и Филарета, составляет необыкновенный проповеднический талант. Современник знаменитого московского витии, Иннокентий отличался от него тем, что действовал по преимуществу на чувства слушателей и увлекал их необыкновенной ясностью и простотой слова и художественной картинностью представлений и образов. Ко всему этому Иннокентий был знаменитый импровизатор и всегда говорил без помощи тетрадки: строго обдуманные слова его изливались сами собой из души его, как бы объятой вдохновением. И как ни прекрасны его проповеди, они все-таки, по отзывам слушателей, не могут увлечь читателей так, как увлекало его живое вдохновенное слово.

В истории богословского образования Иннокентий известен тем, что он, как знаток новейших языков, внимательно следивший за развитием богословской науки на Западе, сделал первые попытки к сближению с ней православного богословия, за что иногда подвергался упрекам со стороны ревнителей православной старины. В то же время Иннокентий старался сблизить богословскую науку с другими отраслями знаний. Он очень любил естественные науки, и в его воззрениях они не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

В это же время Преосвященный Иннокентий всячески заботился о возбуждении религиозного духа в народе: кроме постоянного проповедования, к этому служили учрежденные им во всех местах служения крестные ходы, возобновление древних обителей (Ахтырской, Святогорской), древних акафистов (Страстям Христовым, Покрову Пресвятой Богородицы и Живоносному Гробу).

В последние годы своего святительства Иннокентий прославился самым живым архипастырским участием в бедствиях Крымской войны и в высшей степени благотворным влиянием на воинов. Во время бомбардировки Одессы 10 апреля 1854 года мужественный архипастырь спокойно совершал Божественную литургию и своим могучим словом поддерживал бодрость в жителях. После бедственного поражения нашей армии при Альме жители города Симферополя, пришли в ужас и смятение. Внезапно без зова, без свиты явился среди них архипастырь и в соборном храме разразился словом укоризны за малодушие. Слово было так сильно, что все бывшие в храме от стыда горели и плакали. Из Симферополя Иннокентий отправился в окровавленный и опаленный Севастополь: служил, говорил проповеди, раздавал войскам иконы, воодушевлял, ободрял и убеждал всех постоять за веру и отечество.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье доблестного архипастыря; кончина его последовала мгновенно, 26 мая 1857 года, в день Пресвятой Троицы.

Макарий, митрополит Московский. Уроженец Курской епархии, сын священника, с ранних лет сирота, Михаил (мирское имя Макария) Булгаков в первое время школьного учения казался хилым, болезненным и даже несколько тупым мальчиком, но в этом так мало обещавшем отроке таились великие силы. Брошенный одним из его товарищей камень разбил оболочку его черепа, и жизнь его поистине чудесно обновилась: прошли детские болезни, открылись прекрасные дарования, и он быстро пошел вперед. Высшее духовное образование он получил в Киеве, под руководством знаменитого ректора Димитрия Муретова (скончался в сане Херсонского архиепископа в 1883 году), и здесь вместе с обетом монашества дал самому себе обет всю жизнь посвятить на пользу просвещения и все, что будет заработано учеными трудами, обращать на его же пользу. В Киеве же началась его учебная служба, которая затем с великой честью продолжилась в Санкт-Петербурге, где он удостоен был высшей ученой степени и епископского сана.

По окончании учебной службы святитель Макарий занимал преемственно кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Виленскую и, наконец, был возведен на кафедру Московского митрополита, но никогда не оставлял ученых трудов и как бы нарочно был перемещаем в такие именно места, где ему было удобнее собирать сведения для главного ученого труда его – «История Русской Церкви». Другой, не менее великий труд святителя – «Догматическое богословие» с особым томом Введения в него. Главное достоинство Макария как богослова – это верность слова и верность взгляда, особенный дар найти и указать границу между догматической истиной веры и так называемым богословским мнением, которое допускает возражения и разногласия. Особенное достоинство исторических трудов святителя Макария полагается в терпеливом собирании и тщательном обсуждении сведений о том или другом лице или событии, при соблюдении полного беспристрастия и спокойном и ясном изложении этих сведений, причем высокодаровитый и исполненный глубокого смирения автор тщательно скрывает всю тяжесть предварительных работ и пишет картины минувших веков перед глазами читателя так, как бы был их очевидцем. Трудясь самоотверженно до последней минуты жизни на поприще богословской и церковно-исторической науки, митрополит Макарий тщательно вел счет всем приобретениям от своих литературных трудов, как будто бы это не составляло его личной собственности, и принес громадные жертвы на учреждение премий за ученые сочинения и лучшие учебники и стипендий в Академии наук и во всех духовных академиях (более 300 тысяч рублей), в то же время святитель Макарий принимал самое живое и деятельное участие в высшем церковном управлении в трудное время, когда реформами императора Александра II перестраивалась вся жизнь русского народа, и при этом неизбежно затрагивался и внешний строй церковной жизни. Непрестанные труды и усиленная деятельность, не знавшая отдыха, надломили силы святителя-подвижника, и он 9 июня 1882 года для всех неожиданно скончался, к глубокой скорби почитателей его необыкновенных талантов и бессмертных трудов.

Кроме поименованных великих светил, приобрели известность своими трудами на пользу духовного просвещения Евгений Болховитинов, митрополит Киевский, замечательный историческими трудами, скончавшийся в 1827 году; Иннокентий Смирнов, сподвижник Филарета Дроздова в Санкт-Петербургской академии, автор «Церковной истории», долгое время бывшей учебником для семинарий, скончавшийся в сане епископа Пензенского в 1816 году; Филарет, архиепископ Черниговский – богослов, историк и проповедник, скончавшийся в 1866 году; Иоанн, епископ Смоленский; Хрисанф, бывший епископ Нижегородский; Никанор, архиепископ Херсонский; Павел, архиепископ Казанский; Феофан, епископ-затворник; Амвросий, архиепископ Харьковский – высокодаровитые писатели, указавшие новые пути движению и развитию богословской науки и церковного слова и др.

– По отзывам иностранцев, митрополит Платон соединял в себе греческую грацию, римское красноречие, знание древности и новейших наук вместе с любезным и очаровательным обхождением («Русская Старина», т.XVII, стр.442).

– Филарету поручено было написать манифест о восшествии на престол императора Николая I, ему же принадлежит окончательная редакция знаменитого манифеста 19 февраля 1861 года о прекращении крепостного права.

Источник

Познавательное и интересное