История человечества с самого начала
Что такое археология
Современное общество так никогда и не узнало бы, как выглядели и жили наши далекие предки, если бы не археология. Это наука о древности, которая изучает историю человеческого общества по найденным человеческим останкам и предметам быта.
Археологи регулярно проводят раскопки, извлекая из недр земли бытовые предметы, личные вещи и кости людей, которые жили сотни, тысячи лет назад.
В 1924 году в ходе археологических раскопок в пустыне Калахари в Южной Африке были обнаружены останки австралопитека – южного человека, который стал прародителем современного человека. Впоследствии останки австралопитеков были найдены в Центральной и Восточной Африке. Поэтому принято считать, что колыбелью всего человечества является африканский континент.
Рис. 1. Останки австралопитека.
Самым первым периодом истории человечества является эпоха первобытной истории – именно тогда происходило зарождение человеческой расы.
Первобытный человек
Древнейший человек мало чем походил на современного: гораздо больше сходства он имел с большой обезьяной. Однако он уже не принадлежал приматам, поскольку обладал следующими особенностями:
Рис. 2. Древнейший человек.
Сильные эмоции древнейшие люди выражали при помощи отрывистых звуков, поскольку речь еще не была развита. Питались они только тем, что находили.
Первобытный мир
Первобытные люди собирались в небольшие коллективы, ведь одному было крайне сложно выжить в условиях дикой природы. Поскольку они жили в теплых регионах земного шара, то не было нужды заботиться об одежде. Однако первобытные люди все же научились строить примитивные жилища, которые спасали их от палящих солнечных лучей, дождя, хищников.
Первыми орудиями труда древнейших людей были их сильные руки и зубы, а также камни и сломанные сучья деревьев. Со временем они научились делать простейшее орудие из подручных средств: палок, рогов и костей животных, камней.
Главным занятием древнейших людей была добыча пропитания: рыбная ловля и охота, требовавшая ловкости, выносливости и большой физической силы. Женщины занимались собирательством съедобных растений и ягод. Между племенами существовал обмен одних товаров на другие.
Огромное влияние на развитие человечества оказало умение добывать и использовать огонь. Благодаря этому древние люди существенно улучшили свою жизнь: огонь обеспечил им тепло, надежную защиту от диких животных, улучшил качество пищи.
Свои знания древние люди передавали потомкам при помощи наскальной живописи. При помощи примитивных фигурок они изображали окружающий мир, важные периоды своей жизни: сцены охоты, стычек с враждующими племенами.
Рис. 3. Наскальная живопись
Первобытная история длилась не одну сотню лет. За это время древние люди смогли расселиться практически по всему земному шару и заселить все материки, кроме суровой Антарктиды.
Что мы узнали?
При изучении темы «Начало истории человечества» мы узнали, каковы были особенности внешнего вида и поведения древнейшего человека. Выяснили, как жили наши далекие предки, как происходило развитие самой первой – первобытной – эпохи в истории человечества.
Окружающий мир 4 класс 2 часть Начало истории человечества стр. 4 – 7
Вспомни что такое археология, исторический источник.
Археология — это наука, которая изучает прошлое человечества. Исторический источник — это вещественное свидетельство прошлого.
Обсудим!
1. Какие трудности испытывают учёные при изучении жизни первых людей?
Начало истории человечества оставило для потомков очень мало исторических материалов, по которым можно изучать жизнь самых первых людей.
Очень тяжело исследовать то, что было тысячи и миллионы лет назад.
2. Почему первобытные художники рисовали животных?
Первые художники рисовали животных, потому что их жизнь была связана с охотой.
Животные были их основной пищей.
Многих животных первобытное общество обожествляло.
3. Какую роль в жизни первобытного человека играл огонь?
Окружающий мир в то время был очень жесток к первобытному человеку.
А огонь был его помощником.
На огне люди готовили пищу, грелись вокруг него ночью.
Ним отпугивали диких зверей.
Без огня они не смогли бы выжить в дикой природе, потому что не было ни домов, ни оборудования.
Проверь себя
1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?
Первобытная история – самая длинная и старая эпоха.
За ней идёт история Древнего мира, после — Средних веков.
Затем история Нового времени и Новейшего времени, которая продолжается и сейчас.
2. Какая эпоха в истории была самой длинной?
3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первых людей.
Древнейшие люди больше походили на обезьян. Они густо обросли волосами, ходили пригнувшись, у них была иная форма черепа.
Со временем человек прошлого всё больше походил на современного.
Он выпрямился, у него исчезли густые волосы по телу, форма черепа изменилась. Она стала напоминать череп современного человека. Человек стал использовать более совершенные орудия труда.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик:
Первобытные люди — жили в период истории человечества до того, как было изобретено письмо.
2. В краеведческом музее посети отдел, посвящённый жизни древнейших людей. Рассмотри находки археологов и расскажи о них на уроке.
Рассказ о жизни древних людей для 4 класса
В краеведческом музее мы осмотрели экспозицию, которая рассказывает о жизни первобытного общества нашего края.
Археологи проводили раскопки древних стоянок, и по найденным предметам составили представление об образе жизни тех людей.
Общество в те времена жило небольшими стойбищами, много кочевало.
Они уже научились использовать огонь, обрабатывать камень, дерево и кости. Человек охотился на различных животных — оленей, медведей, мамонтов.
Для охоты они использовали палки с заострённым концом и дубинки.
Охотились они сообща, часто устраивали ловушки.
Также люди того времени занимались собирательством ягод, грибов, кореньев.
Жили они в пещерах, где постоянно поддерживали огонь.
Мы видели в музее простейшие приспособления и орудия, изготовленные человеком того времени — обтёсанные камни, осколки, каменные топоры.
Жизнь этих людей была трудна и опасна.
Им приходилось бороться за своё выживание.
Они выделывали шкуры убитых животных и рисовали на стенах пещер сцены охоты и быта.
3. Попробуй в картинках изобразить занятия первобытных людей.
Презентация “Занятия первых людей” для 4 класса
На картинках мы изобразили основные занятия древних людей: охоту, собирательство, изготовление орудий труда, выделку шкур, отдых у костра, рисование картин в пещерах.
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
На следующем уроке
1) Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древнего Египта.
Пирамиды Древнего Египта представляют собой огромные сооружения, которые строили десятками лет по приказу фараонов.
Многие пирамиды сохранились до наших дней, но ещё больше было разрушено.
Пирамиды скрывают много тайн и их назначение до сих пор вызывает споры учёных.
2) Какой счёт лет был у древних египтян и римлян?
Египтяне вели отсчёт времени от воцарения каждого нового фараона.
Когда один фараон умирал, счёт начинался заново.
Римляне вели отсчёт от дня основания Рима, и такая система была более удобной.
История человечества с самого начала (окружающий мир, 4 класс)
Один из самых интересных уроков «Окружающего мира» в 4 классе — история человечества с самого начала. Информация о жизни первобытных людей развивает кругозор и кратко знакомит с прошлым планеты. Знания о скрытых в веках временах ученые собирают по крупицам благодаря археологическим раскопкам. Установлено, что потомкам пришлось пройти сложный путь в борьбе с недоброжелательными условиями и сделать много для того, чтобы достичь современного комфорта.
Колыбель человечества
История человечества поделена на несколько эпох. Чем дальше временной период, тем меньше есть сведений о том, как жили в нем предки. Самой длинной в истории считается ранняя первобытная эпоха. За ней следует история Древнего мира, затем — Средние века, Новое и Новейшее время.
Время стирает следы. Сохранилось мало путей, по которым люди могут узнать о жизни в прошлом. Ученым в этом помогает наука археология, которая изучает историю общества по материальным свидетельствам жизни и деятельности людей. Археологические раскопки позволяют обнаружить места стоянок первобытных людей и отыскать материальные следы их пребывания:
Большое значение для науки имело археологическое открытие, сделанное в 1924 году в пустыне Калахари (Южная Африка). Ученые обнаружили останки австралопитека — предка современного человека.
Впоследствии подобные открытия были сделаны в центральных и восточных областях жаркого континента. Поэтому его принято считать колыбелью человеческой расы.
Первые люди
История древнего человека берет начало около 2,5 млн лет назад и занимает сотни тысяч лет.
Австралопитеки, которые жили в первобытную эпоху, внешне походили на обезьян.
Они общались жестами, имели обильный волосяной покров на теле и иное строение черепа.
Однако уже не принадлежали к приматам благодаря некоторым особенностям:
Первые люди выражали эмоции при помощи кратких звуков. Их ранние виды мигрировали с африканского континента почти 1,9 млн лет назад, как только окончательно стали прямоходящими и изобрели первые орудия труда. На Кавказ первые люди пришли 1,7 млн лет назад, а в Западную Европу — на полмиллиона лет позже.
Предки современных людей («хомо сапиенс» — человек разумный) появились на юго-востоке Африки около 200 тысяч лет назад. Установлено, что «праматерь рода» Ева проживала в Африке 120−150 тыс. лет назад. Это соответствует возрасту Идалту — одного из древнейших представителей людей современного рода, останки которого найдены в Эфиопии. Расселение нового вида началось около 80−100 тыс. лет назад.
Группа людей пересекла Красное море и поселилась в Аравии, а затем люди распространились по всем континентам.
Мир в первобытную эпоху
Выжить в древнюю эру в одиночку среди дикой и враждебной природы было практически невозможно. Люди сбивались в небольшие группы и совершали переходы с места на место в поисках пропитания. В условиях благоприятного климата они не нуждались в теплой одежде. Однако научились строить примитивные жилища или селились в пещерах, где спасались от солнца, осадков и хищников.
Прогресс в развитии человечества наступил, когда пещерные люди научились добывать огонь. Он обеспечил тепло, защиту от животных, освещал в темное время суток, позволял улучшать качество пищи. Огонь добывали с помощью сухой дощечки, в которой проделывали ямку. В ней крутили палочку до появления дыма (а за ним и огня) в сухой листве возле ямки. Огонь поддерживали и берегли, он был источником комфорта, часто спасал жизни.
В стремлении передать знания потомкам и отобразить мир вокруг предки освоили наскальную живопись. Первый раз люди Нового времени столкнулись с древним творчеством в Испании в 1879 году. Пещера Альтамира была обнаружена археологом-любителем случайно. Ее своды украшены множеством рисунков, которые подлежали изучению. Исследования подтвердили догадку о том, что изображения сделаны людьми, жившими в пещере много тысяч лет назад.
Впоследствии пещеры с рисунками древних людей были обнаружены в разных уголках планеты. По ним специалисты смогли судить о том, как жили предки. Удалось узнать, что условия жизни в районе пустыни Сахара в древности были пригодны для комфортной жизни. Это позволило определить приблизительное время опустынивания и появления новых видов животных (верблюдов, пресмыкающихся).
Рисунки древних дают возможность узнать о способах охоты, проводимых ритуальных обрядах. Каждая из пещер по-своему уникальна. Например, в регионе Патагония (Аргентина) есть «пещера рук». На ее стенах изображено множество красочных следов ладоней. Такое напоминание о себе оставили древние люди.
Сложности и угрозы
Жизнь первобытных людей была полна опасности. Большинство из них не доживали даже до 20 лет, погибая в лапах хищника, умирая от болезней и голода. Предкам приходилось все делать самим. Не было механических помощников и приспособлений, которые помогли бы облегчить жизнь.
Особую опасность представляла охота на хищников и крупных животных — слонов, бизонов, мамонтов. Обычно использовался загонный способ, когда животных подталкивали копьями к ловушке, где убивали. Раненые гиганты могли нанести смертельные травмы охотникам, которым нужно было быть крайне осторожными. Опыт приходил со временем. Охота была необходимостью для выживания племени.
На протяжении всего доисторического периода одним из злейших врагов людей был леопард. Крупный и грациозный хищник приспособился к охоте на приматов. Он часами мог сидеть в засаде на дереве, быстро нападать и легко передвигаться с тяжелой ношей.
Подтверждением тому, что леопарды охотились на представителей древнего человеческого рода, стал череп, найденный в южной части Африки. Палеонтологи установили, что отверстия в нем принадлежат зубам доисторического леопарда, обитавшего в тех местах. Специфика повреждений позволила установить, что хищник вцепился в голову древнего человека и какое-то время его тащил. Аналогичную опасность представляли пумы, саблезубые тигры, пещерные львы, предки ягуаров.
Смерть несли и гигантские птицы, о чем свидетельствуют найденные останки древних людей. Характер повреждений костной ткани позволяет предположить, что они стали жертвами предка современного венценосного орла.
Опасность таилась в укусах змей, атаке древних крокодилов, волков, акул. Невидимую угрозу представляли бактерии, вирусы и паразиты, переносчиками которых были насекомые и дикие животные.
Предпосылки прогресса
Жизнь каждого первобытного человека напрямую зависела от порядка в племени, в котором он жил. Только коллективный труд и умение передавать опыт новым поколениям позволили человеческому роду выжить и расселиться по Земле. Основными занятиями древних были охота, рыболовство и собирательство.
Позднее люди научились приручать диких животных и выращивать растения. На это уходило больше времени и сил, однако достигнутые результаты позволили осесть на одном месте. Этот шаг сыграл большую роль в развитии цивилизации и эволюции первобытного общества.
Коррективы внесли и климатические изменения. Например, изобретение иглы связывают с наступлением ледникового периода. Неандертальцы, жившие в то время на территории современной Европы, были вынуждены спасаться от холода, кутаясь в шкуры животных. Кому-то пришло в голову соединить полотна с помощью жил, проделав дыры в шкуре.
Позже создали иглу из костей рыб. Острое приспособление позволяло ускорить процесс сшивания полотен. Подогнанная по размеру одежда лучше сидела на фигуре и хорошо защищала от холода.
Кратко о доисторических временах
О том, как жили первобытные люди, можно судить по находкам археологов в местах древних стоянок. Найденные останки и предметы быта позволили сделать вывод об устройстве общества, которое много кочевало и жило небольшими стойбищами. Древнейшие люди отличались от современных. Они ходили на двух ногах, но внешне были похожи на обезьяну. Общались между собой с помощью звуков, которые предупреждали об опасности, выражали радость или огорчение.
Большую часть времени люди посвящали поиску пропитания. Мужчины охотились на крупных животных. В целях защиты от хищников и вражеских племен они мастерили копья, боевые дубинки, точили каменные ножи.
Женщины и дети ловили рыбу, собирали плоды и корешки, яйца птиц и черепах. Домашние предметы обихода были сделаны из половинок орехов, листьев, бересты, дерева, бамбука.
Научившись добывать огонь, люди стали лучше питаться, в любое время дня могли осветить пещеру, отпугнуть хищников. Изобретение посуды из глины послужило началом варки еды. Ложками были раковины, а вилками — палочки. Для первобытного общества характерны:
Жизнь древних людей была опасна и нелегка. Однако они находили время на то, чтобы рассказать потомкам истории из своей жизни. Благодаря наскальным рисункам, для которых характерна простота форм и расцветок, современные люди смогли лучше понять мысли и надежды первых людей. Талантливо изображая эпизоды охоты, ритуальных приношений, рисуя своих богов, они отразили мир таким, каким видели, и внесли тем самым первый вклад в развитие мирового искусства. Конец первобытной эпохи наступил с развитием классовых обществ и государств.
Дополнит изучение темы о первых людях посещение археологического отдела местного краеведческого музея. Ознакомившись с экспозицией, ребята смогут больше узнать о жизни первобытного общества и истории своего региона.
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Начало истории. Жизнь первобытных людей»»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Жизнь первобытных людей
Древние люди жили в жарких странах, где не бывает холодов. В Африке учёные нашли черепа и кости людей, живших более 2 миллионов лет назад.
Жили первобытные люди группами, сообща. Группа называлась племенем
Жили первобытные люди сообща, группами, которые назывались племенами.
Домом им служила пещера
Чем же занимались древние люди?
Древние люди занимались охотой
Для работы и охоты они изготавливали орудия труда
Но уже в то время люди начали изображать животных, моменты охоты на животных
А теперь ответь на вопросы: Где впервые были обнаружены «следы» первобытных людей?
Где жили древние люди?
Чем занимались первобытные люди?
Что помогало им уберечь себя от хищников?
На кого охотились первобытные люди?
Как общались между собой первобытные люди?
Как назывался «коллектив» первобытных людей?
Что характерно для облика древнего человека?
Работа выполнена учениками 4 класса «А» ГБОУ «Школа № 446 с углублённым изучением экологии» Руководитель Засурская Н А
Номер материала: ДБ-116661
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Первобытные люди были сильно похожи на обезьян. Они имели грубые черты лица. Нос был приплюснут, лоб низкий и челюсть выступала вперед. Ходить человеку приходилось, наклоняясь вниз. Тело его было покрыто шерстью, а пальцы рук были неуклюжими и не умелыми. Древние люди не разговаривали. Общаться они могли только резкими звуками. Таким образом они выражали свои эмоции, звали подмогу или оповещали об опасности.
Древние люди с опаской относились к огню, вызванному явлениями природы, но с другой стороны, они обнаружили, что огонь может быть полезен. От огня становится тепло и светло. Так же огня боятся хищники. На огне можно было приготовить еду и обжигать копья. Так постепенно люди научились пользоваться огнем. Овладение огнем сплотило первобытных людей. Более миллиона лет назад люди стали пользоваться огнем.
С самого начала добывать огонь люди не умели, только использовали его. Хранить огонь, поддерживая его горение, им приходилось круглосуточно в любую погоду.
За много тысячелетий люди приобрели навыки обделывать камень. Для разной работы делались свои приспособления. Шкуру со зверей они сдирали скребками. Разрезали шкуры каменными ножами.
Заставило древних людей изменить свой быт и сильное оледенение. Большое похолодание на Земле наступило больше 100 тысяч лет назад. Погибли теплолюбивые животные. На смену им появились новые животные, покрытые мехом и шерстью. С приходом оледенения человеку все же удалось выжить. Человек научился сооружать жилище. В ход для их построек шли бивни и кости мамонтов, а так же шкуры убитых животных. Согревали людей самодельные одежды, так же сделанные из шкур животных.
Вариант 2
Пропитание первобытных людей.
Основой их питания было мясо. Но сначала необходимо было это мясо добыть, что уже гораздо сложнее. Приходиться собирать группу из 10 – 15 человек, взять нужное снаряжение, выбрать правильный момент нападения и стратегию.
Проблемы с готовкой.
Не сразу первобытные люди научились добывать огонь, из-за чего мясо ели в сыром виде. Да и получить пламя удалось по чистой случайности. Человек взял в руки 2 деревянных палочки и начал их тереть друг об друга. Сначала пошли искры, а затем одна из палок загоралась. Далее факел кидали в кучу дров. Итог – получение костра. Стоит еще отметить, что позже люди начали заниматься собирательством. Так в их рацион питания вошли ягоды и фрукты.
Жилища первобытных людей.
Если с едой людской род испытывал сложности, то с местом жительства они решили не церемониться. Находили никем не занятую пещеру, цепляли в ней несколько факелов для освещения, обустраивали ее по той моде – все, дом готов. Если же пещера была кем – то занята, мужчины убивали животное, и пещера больше никем не занята.
Как создавались орудия труда?
Жизнь первобытных людей
Интересные ответы
В нашем мире абсолютно все не стоит на месте, мир движется вперед. Технологии постоянно обновляются. Люди меняются, учатся. Города строятся, расширяются. Так же и в нашем общении появляются новые слова и термины.
Юрий Павлович Казаков (1927-1982 гг.) является одним из писателей советского периода отечественной истории. Казаков является уроженцем Москвы и его детские годы в обычной простой семье проходят
На данный момент люди приручает самых различных животных и птиц, но есть уже давно вошедшие в нашу жизнь природные твари. Одним из таких является волнистый попугай. Данная разновидность попугаев
Великий поэт А.Н.Некрасов и одно из самых популярных его произведений – поэма «Кому на Руси жить хорошо» предстали на суд читателей и критики, конечно же, тоже поспешили высказать свое мнение об этом произведении.