Рассказ о жизни и учении иисуса христа

Сказки

Иисус Христос — рождение и жизнь

Краткая биография

Иисус является религиозным лидером, чья жизнь и учения записаны в Новом Завете Библии. Он является центральной фигурой в христианстве и принимается, как воплощение Бога многими христианами во всем мире.

Биография

О его ранней жизни известно мало, но его жизнь и служение записаны в Новом Завете, скорее Богословском документе, чем биографии. По мнению христиан, Иисус считается воплощением Бога и его учения следуют в качестве примера для жизни более духовной жизни. Христиане верят, что он умер за грехи всех людей и воскрес из мертвых.

Предыстория и ранняя жизнь

Большая часть жизни Иисуса рассказывается через четыре Евангелия Библии Нового Завета, известные как канонические Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Это не биографии в современном понимании, а аллегорические рассказы. Они написаны для того, чтобы зародить веру в Иисуса как Мессию и воплощение Бога, который пришел учить, страдать и умирать за грехи людей.

О ранней жизни Иисуса известно очень мало. Евангелие от Луки (2:41-52) рассказывает, что 12-летний Иисус сопровождал своих родителей в паломничество в Иерусалим. Через несколько дней его нашли в храме, где он обсуждал вопросы веры со старейшинами Иерусалима. В Новом Завете есть следы упоминаний, что Иисус работал плотником в то время. Считается, что он начал свое служение в возрасте 30 лет, когда был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан, который, увидев Иисуса, провозгласил его Сыном Божьим.

Много вопросов вызывает внешность Христа. Считается, что это был человек приятной наружности, с каштановыми волосами, такого же цвета бородой, карими глазами. Однако, точных сведений о том, как выглядел Христос, нет.

После крещения Иисус отправился в Иудейскую пустыню поститься и медитировать 40 дней и ночей. Искушение Христа описано в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Дьявол явился и искушал Иисуса трижды, один раз, чтобы превратить камень в хлеб, другой раз, чтобы бросить себя с горы, где ангелы спасут его, и третий раз, чтобы предложить ему все царства мира. Все три раза Иисус отвергал искушение дьявола и прогонял его.

Иисус вернулся в Галилею и совершил поездки в соседние деревни. За это время несколько человек стали его учениками. Одной из них была Мария Магдалина, которую впервые упомянуло Евангелие от Луки (16:9), а затем во всех четырех Евангелиях при распятии. Хотя она не упоминается в контексте «12 учеников», считается, что она была вовлечена в служение Иисуса от начала до его смерти и после. Согласно Евангелиям от Марка и Иоанна, Иисус явился Магдалине первым после Своего воскресения.
Согласно Евангелию от Иоанна (2:1-11), когда Иисус начинал свое служение, он и его ученики отправились с матерью Христа, Марией на свадьбу в Кану в Галилее. Вдруг на свадьбе кончилось вино, и мать Иисуса пришла к нему за помощью. Сначала Иисус отказался вмешаться, но потом смягчился и попросил слугу принести ему большие кувшины с водой. Он превратил воду в вино, и это событие как никогда лучше демонстрирует веру в него его учеников.

Евангелия повествуют об Иисусе, когда он путешествовал по Иудее и Галилее, используя притчи и чудеса, чтобы объяснить, как пророчества исполнялись, и что Царство Божье было близко. По мере распространения учения Иисуса и исцеления больных и больных, все больше людей стали следовать за ним. По мере того как Иисус продолжал проповедовать о Царстве Божьем, толпы людей становились все больше и больше и начинали провозглашать его мессией.

Близ города Кесарии Иисус беседовал со своими учениками. Согласно Евангелиям от Матфея (16:13), Марка (8:27) и Луки (9:18), он спросил: «Кто ты говоришь, что я? Вопрос смутил их, и только Петр ответил: «Вы-Христос, Сын Бога живого. «Иисус благословил Петра, приняв титулы «Христос» и «Сын Божий», и провозгласил воззвание божественным откровением от Бога. Затем Иисус провозгласил Петра лидером церкви, предупредил своих учеников о заговоре против него и о его судьбе страдать и быть убитым, только чтобы воскреснуть из мертвых на третий день.

Менее чем через неделю Иисус отвел трех своих учеников на высокую гору, где они могли молиться в одиночку. Согласно преданиям, лицо Иисуса начало сиять, как солнце, и все его тело светилось белым светом. Затем появились пророки Илия и Моисей, и Иисус заговорил с ними. Вокруг них возникло яркое облако, и голос сказал: «Это мой любимый сын, которым я очень доволен; слушайте его.» Это событие, известное как «Преображение», является поворотным моментом в христианском богословии. Она поддерживает личность Иисуса как Христа, Сына живого Бога.

Иисус прибыл в Иерусалим за неделю до праздника Пасхи верхом на осле. Множество людей взяли пальмовые ветви и приветствовали его у входа в город. Они восхваляли его как сына Давида и как Сына Божьего. Священники и фарисеи (одно из религиозных движений в Иудее), боясь растущего общественного обожания, чувствовали, что его нужно остановить. Все четыре Евангелия описывают последнюю неделю Иисуса в Иерусалиме. В течение этого времени Иисус воскресил Лазаря из мертвых, противостоял менялам и купцам в храме и спорил с первосвященниками, которые подвергали сомнению власть Иисуса. Он рассказал своим ученикам о грядущих днях и о том, что Иерусалимский храм будет разрушен. Тем временем священники и старейшины встретились с первосвященником Каиафой и начали планировать арест Иисуса. Один из учеников, Иуда, встретился с первосвященниками и рассказал им, как он предаст им Иисуса. Они согласились заплатить ему 30 серебряных монет.

Тайная вечеря

Иисус и его 12 учеников встретились за пасхальной трапезой, и он дал им свои последние слова Веры. Он также предсказал свое предательство одним из учеников и лично сообщил Иуде, что это он. Иисус сказал Петру, что до того, как на следующее утро пропел петух, он трижды отрицал бы, что знает Иисуса. В конце трапезы Иисус учредил Евхаристию, которая в христианской религии означает завет между Богом и людьми.

После Тайной Вечери Иисус и его ученики отправились в Гефсиманский сад помолиться. Иисус спросил Бога, может ли эта чаша (его страдания и смерть) пройти мимо него. Он умолял группу своих учеников молиться вместе с ним, но они продолжали засыпать. Затем пришел Иуда, поцеловал Иисуса в щеку, чтобы опознать его, и солдаты арестовали его. Один из учеников попытался сопротивляться аресту, взмахнул мечом и отрезал ухо одному из солдат. Но Иисус увещевал его и исцелял рану солдата.

Распятие

На следующий день Иисуса привели к Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи. Священники обвинили Иисуса в том, что он утверждает себя царем иудеев, и попросили приговорить его к смерти. Сначала Пилат пытался передать Иисуса царю Ироду, но не получилось, и Пилат сказал иудейским священникам, что не может найти в Иисусе никакой вины. Жрецы напомнили ему, что любой, кто претендует на звание царя, выступает против Цезаря. Пилат публично умыл руки от ответственности, но приказал распять его в ответ на требования толпы. Римские солдаты надели ему на голову терновый венец и повели на Голгофу.

Воскресший из мертвых

Через три дня после его смерти гробница Иисуса Христа была найдена пустой. Он воскрес из мертвых и явился сначала Марии Магдалине, а затем своей матери Марии. Они обе сообщили ученикам, которые скрывались, а позже Иисус явился им и сказал им не бояться. В течение этого короткого времени он умолял своих учеников идти в мир и проповедовать Евангелие всему человечеству. Через 40 дней Иисус привел своих учеников на Елеонскую гору к востоку от Иерусалима. Иисус сказал им свои последние слова, сказав, что они получат силу Святого Духа, прежде чем его поднимут на облаке и вознесут на небо.

Источник

Рассказ о жизни и учении иисуса христа

Жизнь Иисуса Христа

ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

Это рассказ об Иисусе Христе, Который жил около 2000 лет тому назад в Палестине. Все, что Иисус говорил и делал было новым учением Люди, поверившие Иисусу Христу, получают от Него помощь в земной жизни и вечную жизнь с Богом на Небесах после смерти.

Пастухи поспешили в Вифлеем чтобы поклониться Младенцу.

В то же время в далекой стране на Востоке мудрецы увидели на небе новую звезду и пошли за ней. Они шли много дней, пока не достигли Иерусалима. Придя туда, они спросили: «Где родившийся Царь?» Священники ответили: четыреста лет тому назад пророк предсказал, что Иисус должен родиться в Вифлееме. Тогда мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда же светила, указывая им путь, пока не остановилась над местом, где лежал Младенец. Они вошли и поклонились Ему, и отдали свои дары золото, ладан и смирну.

Читайте также:  Почему рассказ васюткино озеро так названо

Мария и Иосиф возвратились в Израиль, в город Назарет после смерти царя Ирода. Здесь Иисус рос и помогал Иосифу в работе.

Однажды, когда Иисусу было двенадцать лет, он три дня провел в храме, беседуя с учителями Израиля. Они удивлялись Его познаниям.

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, Он начал Свое служение Проходя из одного селения в другое, Он говорил людям о Боге Он избрал Себе двенадцать учеников, из которых Петр, Андрей, Иоанн и Иаков были простыми рыбаками.

Однажды ночью, человек по имени Никодим, один из учителей народа Израильского, пришел к Иисусу с вопросами о Боге Иисус сказал ему «Так возлюбил Бог мир, что послал Своего единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Иисус не только говорил людям о Боге, но являл и могущество Божие, совершая великие чудеса.

Однажды Иисус вошел в селение Наин. Навстречу шла похоронная процессия. Хоронили единственного сына вдовы. Иисусу стало жаль ее, Он подошел, коснулся гроба и сказал «Юноша, тебе говорю, встань!» Мальчик тотчас встал и начал разговаривать с окружающими, а затем вернулся домой со своей матерью.

В другой раз Иисуса попросили помочь двенадцатилетней девочке, которая была очень больна. Но когда Иисус пришел в дом, она уже умерла. Он сказал родителям: «Не бойтесь, только верьте», и, взяв ее за руку, проговорил: «Девочка, встань!», и она встала и начала ходить.

Однажды, более пяти тысяч человек слушали проповедь Иисуса о Боге Они проголодались и Иисус, взяв у мальчика его обед, который состоял из пяти лепешек и двух рыбок, помолился Богу и раздал пищу людям. Все насытились и благодарили Бога за это чудо.

Люди всегда теснились вокруг Иисуса Больным трудно было подойти к Нему Однажды вечером когда Иисус проповедовал в доме четыре человека разобрав крышу опустили к Его ногам своего друга который не мог ходить Иисус, простив ему грехи, исцелил его. Больной сразу встал взял свою постель и пошел домой благодаря Бога.

Иисус учил что каждый человек прежде всего должен любить Бога и ближнего своего как самого себя. Однажды Он рассказал историю о человеке, которого разбойники избили, ограбили и бросили израненного у дороги. Никто из прохожих не помог ему. Только один человек, всеми презираемый, сжалился над ним, привез в гостиницу и заплатил за его лечение. Иисус привел этот пример для того, чтобы мы старались всем делать добро.

Из-за множества окружавших Иисуса людей детям было трудно подойти к Нему. Однажды Он сказал своим ученикам: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришел чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день.

Перед большим еврейским праздником Пасхи Иисус собрал учеников Своих для праздничного ужина и сказал им, что Он должен умереть за грехи всех людей.

Источник

1. Призвание первых учеников

Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг Себя группу учеников. О том, как это происходит, Иоанн и синоптики рассказывают по-разному. Мы уже говорили, что после искушения в пустыне Иисус не сразу отправился на проповедь, а сначала вернулся к Иоанну Крестителю на Иордан; это явствует из Евангелия от Иоанна. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя:

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа ( Ин. 1:35–39 ).

Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 1:40 ). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин.

Апостол Андрей Первозванный, Икона. Афон. Ватопедский монастырь. ХVв.

Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей.

Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же другой ученик ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, которого любил Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.

Апостолы Петр, Павел, Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. Икона. XVI в.

Вырисовывается, таким образом, группа из четырех учеников, состоящая из двух пар братьев: Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Если считать, что двумя учениками Иоанна Крестителя, которые последовали за Иисусом, были Андрей и не названный по имени Иоанн, то вполне понятным становится дальнейший рассказ о том, как Андрей первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу ( Ин. 1:42 ). Первой встречей с Иисусом тот, кто станет главой апостольской общины после Его смерти и воскресения, обязан своему брату.

Апостол Филипп. Фреска. XIV в.

Рассказ о призвании апостолов у Иоанна продолжается следующим повествованием:

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: или за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:43–51 ).

Каким образом и при каких обстоятельствах Иисус находит Филиппа? Евангелист об этом умалчивает. Логично предположить, что Иисуса познакомили с Филиппом Андрей и Петр, поскольку он был из одного с ними города. Евангелист не объясняет причин, по которым Филипп находит Нафанаила: можно лишь предположить, что они были друзьями или, по крайней мере, хорошо знали друг друга.

Выстраивается целая цепь встреч: сначала Андрей и другой ученик, встречают Иисуса на берегу Иордана; в тот же день Андрей находит Симона и приводит его к Иисусу; на следующий день Иисус находит Филиппа, а тот Нафанаила. В течение двух дней у Иисуса появляется пять учеников.

Реакция Нафанаила на новость об обретении Мессии выдает характерное для иудеев презрение к галилеянам: Из Назарета может ли быть что доброе? Мы уже говорили о том, что захолустный галилейский городок Назарет никак не воспринимался в качестве места, откуда мог произойти Мессия, сын Давидов. Филипп ничего не говорит Нафанаилу о рождении Иисуса в Вифлееме Иудейском; он лишь отвечает: пойди и посмотри.

Читайте также:  Рассказы о планете земля для детей 2 класса

Последующий диалог между Нафанаилом и Иисусом может быть истолкован в нескольких разных смыслах. Иисус мог заметить Нафанаила раньше, когда он сидел где-то под смоковницей (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что за ними следует: Я видел тебя). Иисус мог видеть Нафанаила до того, как Филипп нашел его сидящим под смоковницей и рассказал ему об Иисусе (в этом случае слова когда ты был под смоковницею относятся к тому, что им предшествовало: прежде нежели позвал тебя Филипп). Наконец, Иисус мог вообще не видеть Нафанаила в прямом смысле: Его слова вполне можно истолковать как указание на то, что Иисус знал о мыслях Нафанаила и о том, что последний сомневался в возможности для Мессии произойти из Назарета. В этом случае слова вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства находят свое объяснение: под Израильтянином понимается житель Иудеи, который, как и другие иудеи, не верит в то, что Мессия может прийти из Галилеи.

Комментируя этот рассказ, Иоанн Златоуст объединяет второе и третье из приведенных толкований. По его словам, Иисус «присутствовал при беседе Нафанаила с Филиппом». Нафанаил испытывает Иисуса как человек, а Иисус отвечает ему как Бог: «Я видел тебя под смоковницей, когда никого там не было, а были только Филипп и Нафанаил и между собой об этом говорили». Слова вот подлинно Израильтянин Иисус произнес «еще прежде, чем приблизился Филипп, чтобы такое свидетельство было несомненно: для этого Он назвал и время, и место, и само дерево». Тем самым Иисус, по словам Златоуста, проявил Свою несомненную прозорливость.

Итак, согласно Евангелию от Иоанна, первая группа учеников Иисуса, набранная Им в течение двух дней, включала Петра, Андрея, Филиппа, Нафанаила и по-видимому самого Иоанна. Можно предположить, что именно эта труппа из пяти человек присутствовала на следующий день на браке в Кане Галилейской, куда был зван Иисус и ученики Его ( Ин. 2:2 ). Эти же ученики пришли с Ним в Капернаум ( Ин.2:12 ).

Апостол Варфоломей (Нафанаил). Фреска. XVI в.

Мы далее встречаем учеников в рассказе евангелиста Иоанна о приходе Иисуса в землю Иудейскую, где Он жил с ними и крестил ( Ин. 3:22 ). Затем мы читаем о том, что Иисус узнает о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн,хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его ( Ин. 4:1–2 ). В рассказе о беседе с самарянкой вновь упоминаются ученики, которые сначала отлучились в город купить пищи ( Ин. 4:8 ), а потом вернулись и удивились, что Он разговаривал с женщиною ( Ин.4:27 ). Ученики не упоминаются в рассказах о посещении Иисусом Галилеи ( Ин. 4:43–54 ), об исцелении расслабленного в Иерусалиме ( Ин. 5:1–16 ) и последовавшей за этим беседе Иисуса с иудеями ( Ин. 5:17–47 ). Ученики вновь появляются в повествовании вместе с Иисусом, когда Он восходит на гору в окрестностях Тивериады ( Ин. 6:1–3 ). Здесь совершается чудо умножения хлебов, в котором участвуют ученики, причем двое из них названы по имени: Филипп и Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 6:7–8 ). Вечером того же дня ученики, находящиеся в лодке, становятся свидетелями того, как Иисус приходит к ним по воде ( Ин. 6:16–21 ).

Ни в одном из указанных эпизодов Иоанн не говорит о количестве учеников, однако контекст повествования позволяет предположить, что их число постепенно умножалось. Если на браке в Кане Галилейской с Иисусом по-видимому было только пять учеников и столько же в Капернауме, то уже в Иудее Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн. Можно думать, что речь здесь идет о достаточно широком круге последователей, уверовавших в Иисуса и ходивших за Ним.

Это предположение подтверждается рассказом четвертого Евангелия о проповеди Иисуса в капернаумской синагоге. Здесь упоминаются многие из учеников Его, которые, слыша Его проповедь, говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать! В ответ Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут, обличил их в неверии, предсказав, что один из них предаст Его. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? ( Ин. 6:60–67 ). Здесь впервые Иоанн упоминает конкретное число: двенадцать.

Итак, согласно Иоанну, у Иисуса было сначала пять учеников, потом их стало, по-видимому, намного больше, а потом значительная часть учеников отошла от Него и больше не ходила с Ним. Откуда взялись двенадцать, число которых наконец названо Иоанном? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к повествованиям синоптиков.

История призвания первых учеников у синоптиков значительно отличается от истории, которую излагает Иоанн. Матфей и Марк приводят одну и ту же, текстуально идентичную историю:

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним ( Мк. 1:16–20 ; Мф. 4:18–22 ).

«Я сделаю вас ловцами человеков». Гравюра. Доре. 1860-е гг.

При чтении этого отрывка создается впечатление, что Иисус призывает незнакомых людей, и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем попытка гармонизации этой истории с рассказами из Евангелия от Иоанна дает совершенно иную картину. Из четырех упоминаемых Матфеем и Марком учеников два названы по имени у Иоанна, а один, вероятно, является самим Иоанном. При этом, как мы помним, Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и последовали за Иисусом, а потом Андрей нашел Петра и привел его к Учителю. Все это происходило сразу после двух встреч Иисуса с Иоанном Крестителем, произошедших, как мы предположили, по возвращении Иисуса из пустыни.

Апостол Петр. Икона. VIв.

У синоптиков же между искушением в пустыне и выходом Иисуса на проповедь после того, как Иоанн был заточен в темницу, имеется ничем не заполненный временной промежуток. Этот промежуток лишь отчасти заполняется рассказами Иоанна о встречах Иисуса с Иоанном Крестителем, о том, как два ученика Иоанна следуют за Иисусом и проводят с Ним день, о знакомстве Иисуса с Петром, Филиппом и Нафанаилом, об участии учеников в браке в Кане Галилейской. Мы можем предположить, что Петр и Андрей после того, как встретились с Иисусом и провели с Ним несколько дней, вернулись в Галилею к своим обычным занятиям. То же относится к Иоанну. Говоря о двух учениках Иоанна Крестителя, последовавших за Иисусом, Иоанн Златоуст отмечает: «Вероятно, что они, сначала последовавши за Иисусом, потом оставили Его, и, увидев, что Иоанн посажен в темницу, удалились и опять возвратились к своему занятию; потому Иисус и находит их ловящими рыбу. Он и не воспрепятствовал им сначала удалиться от Него, когда они того желали, и не оставил их совершенно, когда удалились; но, дав свободу отойти от Себя, опять идет возвратить их к Себе». Златоусту вторит блаженный Августин: «Следует думать, что у Иордана они еще не безраздельно привязались к Господу, но только узнали, Кто Он, и в изумлении возвратились к своим».

Собор Святого Петра в Ватикане

В этом случае рассказ синоптиков получает иное звучание. Из четырех лиц, призванных Иисусом, по крайней мере три Ему уже знакомы: это братья Петр и Андрей, а также Иоанн, брат Иакова (на самом деле, как мы увидим далее, все четверо знакомы Иисусу). Следовательно, Он и обращается к ним не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь призывает на новое служение. Их немедленная готовность последовать за Иисусом в таком случае также объясняется не столько тем, что таинственный Незнакомец чем-то очень сильно их удивил, сколько тем, что Он не был для них незнакомцем: они уже ранее встречались с Ним и были внутренне готовы откликнуться на Его зов.

Читайте также:  Разделить сказку на части аленький цветочек и озаглавить эти части

Именно эти четыре ученика, согласно Евангелию от Марка, приходят с Иисусом в Капернаум, где Он изгоняет нечистого духа из одержимого ( Мк. 1:21–28 ), а затем они же, названные по имени, приходят вместе с Иисусом в дом Петра, где Он исцеляет тещу Петра ( Мк. 1:29–31 ). Утром следующего дня Иисус, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя ( Мк. 1:35–37 ). Под Симоном и бывшими с ним понимаются опять же четыре ученика.

У Матфея между призванием четырех учеников и исцелением тещи Петра содержится рассказ о посещении Иисусом Галилеи ( Мф. 4:23–25 ), Нагорная проповедь ( Мф. 5–7 ), рассказы об очищении прокаженного ( Мф. 8:1–4 ) и об исцелении слуги сотника в Капернауме ( Мф. 8:5–13 ). За повествованием об исцелении тещи Петра ( Мф. 8:14–15 ) следует еще несколько эпизодов с участием учеников, в том числе беседа с книжником ( Мф. 8:18–20 ); буря на море ( Мф. 8:23–27 ); исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской ( Мф. 8:28–34 ) и исцеление расслабленного в Назарете ( Мф. 9:1–8 ). Можно предположить, что при всех этих эпизодах присутствовали четыре ученика: Петр, Андрей, Иоанн и Иаков.

Чудесный лов рыбы. Рафаэль. 1515– 1516 гг.

В Евангелии от Луки Симон Петр впервые появляется в рассказе о чудесном лове рыбы:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним ( Лк. 5:1–11 ).

Итак, мы видим еще один рассказ о призвании учеников. Здесь, в отличие от Матфея и Марка, речь идет не о четырех, а о трех учениках: Петре, Иоанне и Иакове – тех самых, которые будут выделены синоптиками как ближайшие ученики Иисуса. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети: у первых двух евангелистов Петр и Андрей закидывают сети, а Иаков и Иоанн вместе со своим отцом починяют сети; у Луки рыболовы вымывают сети. Во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у двух евангелистов эти слова обращены к Петру и Андрею, у Луки – к одному Петру.

Согласовать повествования Матфея и Марка с повествованием Луки можно только в одном случае – если признать, что речь идет о двух разных эпизодах. Так думал блаженный Августин, который считал, что эпизод, описанный Лукой, предшествовал эпизоду, описанному двумя другими синоптиками:

Чудесный лов рыбы. Рубенс. 1618– 1619 гг.

. Первоначально произошло то, о чем сообщает Лука, и Господь призвал их не тогда, и только Петру было предсказано, что он будет ловить людей. И это сказано не в том смысле, что он никогда уже не будет ловить рыбу; ибо мы читаем, что и после воскресения Господа Его ученики занимались ловлей рыбы ( Ин. 21:3 ). Из этого дается возможность понять, что они по привычке возвращались к ловле рыбы, так что то, о чем повествуют Матфей и Марк, произошло уже после, а именно то, что Он призвал их по два и Сам приказал им следовать за Собой: сначала Петру и Андрею, а потом двум сынам Зеведея. Тогда они и последовали за Ним; не после подведения лодок к берегу, а после того, как Он призвал их и приказал следовать за Собою.

Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со Своими будущими учениками, начиная с того момента, как два ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом. Из этих двух учеников один был Андрей: он находит своего брата Петра и приводит его к Иисусу; затем оба брата возвращаются к рыболовному промыслу. Далее следует история чудесного лова рыбы, когда Иисус говорит одному Петру о том, что сделает его ловцом человеков. А затем следующий эпизод: когда Иисус находит Андрея и Петра и говорит им обоим то, что уже однажды сказал Петру. Они оставляют сети и следуют за ним.

В отношении Иоанна и Иакова картина вырисовывается следующая. Иоанн, предполагаемый другой ученик Крестителя, вместе с Андреем следует за Иисусом и проводит у Него весь день. Далее он становится вероятным свидетелем первых чудес Иисуса, а затем, после некоторого перерыва, появляется вместе со своим братом Иаковом в эпизоде с чудесным ловом рыбы. Наконец, Иисус призывает Петра и Андрея, а вслед за ними и Иакова с Иоанном как четырех уже ранее знакомых Ему людей.

Следующий рассказ на ту же тему касается призвания еще одного ученика. У Луки он назван Левием ( Лк. 5:27 ), у Марка – Левием Алфеевым: Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Ион, встав, последовал за Ним ( Мк.2:14 ). В параллельном повествовании Евангелия от Матфея ( Мф. 9:9–13 ) мытарь назван Матфеем.

Был ли Левий-Матфей до призвания знаком с Иисусом или Иисус призывает незнакомого человека, которого видит впервые в жизни? Прямого ответа на это синоптические Евангелия нам не дают. Однако отождествление Матфея-мытаря с Матфеем-евангелистом позволяет предположить, что Матфей мог быть среди слушателей Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). В этом случае (как и в случае с Петром, Андреем, Иаковом и Иоанном) получается, что Иисус призывает не незнакомого человека, а того, кого Он уже ранее встречал.

Кто такие мытари, о которых неоднократно упоминается в Евангелиях? Это сборщики податей, состоявшие на службе у римского императора. Фактически они обслуживали интересы оккупационной власти, почему и были презираемы иудеями. В сознании последних они стояли в одном ряду с другими грешниками, открыто нарушавшими традиции еврейского народа, и даже с блудницами. Отсюда употребляемые в Евангелиях словосочетания мытари и грешники (мф. 9:11; 11:19; Мк. 2:16 ; Лк. 5:30; 7:34 ), мытари и блудницы ( Мф. 21:31 ). Пренебрегая презрительным отношением иудеев к мытарям, Иисус неоднократно общался с ними, а одного из них даже сделал Своим учеником.

Матфей назван мытарем в списке двенадцати учеников, приведенном в Евангелии от Матфея; в трех других списках, имеющихся у Марка, Луки и в Деяниях апостольских, Матфей не назван мытарем (мк. 3:18; Лк. 6:15 ; Деян. 1:13 ). Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о том, что автор Евангелия от Матфея и мытарь Левий Алфеев – два разных человека. Церковная традиция, однако, принимает Матфея-мытаря, Левия Алфеева и Матфея-евангелиста за одно лицо.

Глагол «следовать» ( άκολουθέω ) является общим для повествований синоптиков о призвании первых учеников ( Мф. 4:20,22 ; Мк. 1:16,20 ; Лк. 5:11 ), о призвании Матфея-Левия ( Мф. 9:9 ; Мк. 2:14 ; Лк. 5:28 ) и о том, как Петр от лица учеников сказал Иисусу: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ; Мк. 10:28 ; Лк. 18:28 ). Этот глагол встречается в Евангелиях в общей сложности 79 раз (25 – у Матфея, 18 – у Марка, 17 – у Луки и 19 – у Иоанна), из них в 73 случаях он указывает на следование за Иисусом. Призвание апостолов заключается прежде всего в том, чтобы следовать за Учителем, – как в буквальном смысле (идти за Ним), так и в переносном (исполнять Его заповеди, следовать Его учению).

Источник

Познавательное и интересное