Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести “Тарас Бульба”
Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям. Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем – патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести
С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом “из своих же запорожских казаков”.
Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
“Верую в Христа, в святую Троицу” и перекреститься. На Сечи была церковь, куда Казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной.
Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, – должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство – убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость – все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки.
Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: “Нет уз святее товарищества”.
Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы – ” юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны”.
Никакую дисциплину, кроме “стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах”, казаки изучать не любили. “Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера”.
Сечь была похожа “на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом”. Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий.
Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги – с жестокостью. Но такое тогда было время: “Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы “, – пишет Гоголь.
Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.
“Победить или погибнуть” – такой девиз казаки писали на своем оружии.
Related posts:
Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
Кто селился в Запорожской Сечи
Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.
Кто селился в Запорожской Сечи
Законы Запорожской Сечи
Запорожская Сечь
Законы были малочисленными, но жестокими.
Законы Запорожской Сечи
Какую черту характера помогли выработать войны?
Характер запорожцев
Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.
У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.
Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:
Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его.
Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование.
Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны».
Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий.
Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью.
Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.
«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.
Домашнее задание на тему: Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба».
Запорожская Сечь: её нравы и обычаи
Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем, описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.
Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье.
Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались.
Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека.
В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.
Вот откуда разливается воля
и казачество на всю Украину!
Н. Гоголь. Тарас Бульба
Свою повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постам Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ «колыбели» вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: «. все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось. Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска. »
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что «нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь».
Головна / Сочинения по литературе / Гоголь Н.В. / Нравы и обычаи Запорожской Сечи (Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»)
Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «. которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства.
Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
Общественный строй Запорожской Сечи
Боевые искусства казаков Запорожской Сечии
Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.
Запорожские казаки
Разгульный образ жизни
Разгульный образ жизни
Совет Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.
Кто такие казаки?
Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.
Кто такие казаки
Популярные сочинения
Чем занимались казаки вне войны
Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.
Что делали казаки
Вывод: До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.
Запорожская Сечь со своими традициями
«Запорожская Сечь описание быта и традиций казачества»
А еще умели запорожцы славно воевать, защищая родину. Чрезвычайным умением воевать отмечались Шило и Бовдюг, Наливайко и Метелица. Иностранный инженер, который руководил защитой Дубна от запорожцев, воскликнул, наблюдая за казаками: «Вот как нужно биться и другим в других землях!». «Так любить родную землю не то, чтобы душой, умом, а всем, чем Бог дал, так любить никто не может», — пишет о своих знаменитых земляках Николай Гоголь. Почему человек способен, вспоминая прошлое, видеть в нем только хорошее? Хорошо это или плохо? Наверное, хорошо, что мы не помним зла в прошлом, а может еще и потому, что все плохое, что с нами случается, нас чему-то учит и становится, таким образом, добром для нас.
Какую цель преследовал Г. Гоголь, обращаясь к временам, когда Украина добывала в борьбе право на национальную самостоятельность среди стран-соседей? Что он хотел поведать своим современникам, к чему призвать, в чем наставить? Изучая те времена, размышляя над событиями, которые происходили на Украине, писатель восхищается могущественными характерами свободного казачества. Волей и стремлением к ней дышит все, начиная с картины широкой украинской степи, по которой едет Тарас со своими сыновьями в Запорожскую Сечь. Вот мы видим всадников, которые будто плывут в море трав, видим голубое небо, где застыли, распростерши крылья, ястребы, видим разноцветные краски цветов, вдыхаем воздух, наполненный благоуханием разнотравья… Невольно выкрикиваем вслед за писателем слова восхищения, которые рвутся из груди, когда видишь свободные степные пространства…
В конце концов, казаки оказались за порогами Днепра, где и расположена была свободная казацкая республика. С первых дней пребывания там сыновей Тараса поражал и пьянил дух свободы. Никаких кандалов имущества, богатства, хором. Все общественное. Многое поразило сыновей Тараса из неписаных казацких законов. Например, как принимали в казаки, спрашивая: «В Бога веруешь? Перекрестись! Украину-матушку любишь?» Это главное, что объединяло всех, кто искал воли и желал защищать родную Украину. Смотря на эту разноцветную картину человеческой толпы перед Сечью и в самой Сечи, молодые казаки жадно вбирали в себя все, что их поражало. «Вся Сечь представляла собой чрезвычайное явление», что напоминало беспрерывный балл. Кое-кто занимался ремеслами, кто торговал. Но большая часть гуляла с утра до вечера.
В бою Остап показал себя верным товарищем. Он пришел на помощь казакам, когда погиб атаман Кукубенко. И приятно было Тарасу видеть своего сына среди защитников казацких, среди тех, на ком держится запорожское общество. Могущественный дух не предал Остапа в последние минуты. Он переживал мучения с исполинским терпением и мужеством, поддерживая плененных казаков, вдохновляя их в последние минуты жизни. Казак умирает с достоинством и не позорит Отчизну. И перед смертью он способен думать не о себе, а о тех, кто рядом с ним. Вот почему и Тарас, привязанный к дереву, охваченный пламенем, кричал изо всех сил последние советы своим друзьям, которые вубегали от преследователей. Тарас Бульба в последние минуты своей жизни с радостью смотрел на реку, по которой плыли его друзья в лодках, и где враги не могли уже их достать. И это больше всего придавало силы старому полковнику. Он гибнет с верой в победу казаков над всеми врагами.Такими сильными характерами прославлялась Запорожская Сечь, украинское казачество. «Где вы, богатыри земли украинской, где вы, ее защитники?» — будто спрашивает писатель у своих современников и у нас, украинцев XXI века. Умеем ли мы так любить свою землю и отстаивать свою свободу?
Запорожская Сечь — оплот казачества в Украине XIV—XVII столетий Запорожская Сечь — царство воли, куда из всей Украины стекались старые и молодые казаки, искать приют от позора. Она была ячейкой свободолюбия, отсюда начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».
Суровые обычаи и законы Сечи. Все казаки, без исключения, подчинялись суровым обычаям и законам, которые властвовали в Сечи. «Когда казак украл, стащил какую-нибудь мелочь, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу». «Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке». Самое страшное наказанием было за убийство: «тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого, а потом обоих засыпали землей». Первейшим законом в Сечи считали верность отчизне и вере. За измену отчизне и товарищам Тарас Бульба убивает своего сына.
Значение традиций Запорожской Сечи для современной Украины. Период Запорожской Сечи, казатчина — ярчайший, наиболее героический в истории Украины. Именно тогда начал формироваться наш менталитет. Немало казацких обычаев — достойный образец для наследования, прежде всего — национальное самосознание.