Поведение в плену Жилина и Костылина из рассказа Кавказский пленник Толстого
Жилин и Костылин – главные герои известного произведения «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Два разных характера, две разных судьбы, за которыми так интересно наблюдать читателю, перелистывая страницы книги.
Персонажи – важные лица, офицеры служащие на Кавказе, попадают в плен. Костылин своими качествами сразу же строит мнение о себе: ленивый, высокий мужчина, худощавого телосложения. Думая и беспокоясь только о себе, человек бросает своего товарища в трудную минуту. Жилин – полная противоположность Костылина. Добродушный, трудолюбивый и целеустремлённый. Попадя в плен, он не теряет тягу к жизни и пытается добиться своей свободы, не оставляя мысль о побеге. К сожалению, первая попытка бежать не удалась из-за Костылина, а точнее его слабости. Тем не менее, Жилин не бросил его, а потащил на себе, хотя был меньше.
Костылин очень подставил своего товарища: их бросили в яму, из которой так просто не вылезти.
Находясь в плену Жилин не сидит на месте: лепит кукол для татарской девочки, с которой он подружился, чинит часы, плетёт корзины. А его нерадивому другу ничего не нужно, он просто лежит и скучает, изредка пишет письма и охает.
Та самая татарская девочка, подарила шанс вылезти им обоим из той ямы, но Костылин не захотел убегать и решил, что дождётся выкупа, ведь не прикладывать никаких усилий намного легче, чем попытаться дать отпор. К слову о выкупе: когда татары сказали им написать письмо, Жилин попытался торговаться, что было очень смелым поступком, а его товарищ, не думая, пишет о пяти тысячах рублей.
Судьба Костылину дала попытку бежать вместе со своим товарищем, но не захотев этого, он получил, что хотел. Вскоре через месяц его выкупили, правда он был полумёртвый. В итоге оба персонажа покинули земли плена, но каждый показал свою сущность и добился этого освобождения со своими моральными достижениями. Два разных характера, две разные судьбы – два разных результата.
2 вариант
Основными героями рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», написанного в 1872 году, становятся офицеры русской армии Жилин и Костылин. Оба несут военную службу на территории Кавказа и намереваются в ближайшее время побывать в отпуске и увидеть свои семьи, однако в результате неудачного стечения обстоятельств мужчины оказываются в плену у жителей горного селения. В нелегких условиях заточения в полной мере проявляются существенные различия в характерах офицеров и их взглядах на жизнь.
Семья Жилина является весьма небогатой, у мужчины осталась лишь немолодая мать, и он давно привык рассчитывать только на самого себя и собственные силы. В то же время Костылин происходит из обеспеченного семейства, но его слабохарактерность и неумение принимать самостоятельные решения становятся очевидными уже в тот момент, когда он трусливо убегает в кусты вместо того, чтобы выстрелить и спасти от горцев себя и товарища по несчастью.
Став пленником, Костылин по распоряжению татар немедленно пишет своим родственникам письмо с просьбой о немалой сумме выкупа. При этом Жилин не выполняет соответствующего приказа до тех пор, пока ему и Костылину не предоставляют еду и чистую одежду. К тому же Жилин понимает, что его мать не сможет найти требуемое количество денег, он с первых дней пребывания в плену начинает искать возможности для совершения побега.
В течение месяца, который мужчины проводят в заточении, ситуация не меняется. Костылин лишь жалуется на несправедливость судьбы, а Жилин активно разрабатывает план бегства, подкармливает собаку, чинит обитателям аула различные вещи, изготавливает из глины игрушки для тринадцатилетней татарской девочки Дины. Местные жители быстро проникаются к русскому офицеру уважением и симпатией.
Жилин и Костылин предпринимают попытку убежать из заключения. Однако Костылин в дороге не перестает жаловаться на боль в ногах, и Жилин вынужден нести достаточно грузного товарища на спине. Беглецов замечает один из татар, и их вновь возвращают в заточение.
Теперь офицеры находятся в глубокой яме, и условия их содержания являются более жесткими. Но на помощь Жилину приходит юная Дина, с которой он успевает завязать самые дружеские и доверительные отношения. Девочка приносит пленнику палку, благодаря которой мужчина выбирается на поверхность, хотя она прекрасно знает, что отец сурово накажет ее, если ему станет известна правда.
Жилин, невзирая на все преграды, оказывается на свободе и возвращается в армию. В то же время Костылин остается в яме и на протяжении следующего месяца, до тех пор, пока родители все же не выплачивают за него выкуп. К этому моменту он находится в крайне тяжелом состоянии, уже не надеясь на собственное спасение.
На примере персонажей произведения писатель показывает, что мужество, храбрость, внимательность и доброжелательность по отношению к окружающим людям, свойственные Жилину, неминуемо помогают человеку даже в период наиболее тяжелых испытаний. При этом малодушие, себялюбие, неверие в свои силы и трусость, демонстрируемые Костылиным, приводят к тому, что он едва не погибает в татарском плену.
Также читают:
Картинка к сочинению Поведение в плену Жилина и Костылина из рассказа Кавказский пленник
Популярные сегодня темы
Роман Идиот, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему мир
Каждому человеку с детства прививают определенные жизненные ценности. Наши родители учат нас определенным нормам и правилам поведения в обществе. Зачем нам это и о чем гласит
В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.
Перечень персонажей произведения Чехова «Толстый и тонкий» включает в себя двух центральных персонажей – Михаила и Порфирия, и двух вспомогательных, жену и сына Порфирия.
Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова
Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс
Жилин и Костылин – герои рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Они познакомились в дороге, пытались спастись от татар, но в итоге оказались у них в плену. Однако вели себя герои в сложных ситуациях совершенно по-разному.
Жилин каждую минутку задумывался о том, как спастись. Он безумно понравился монгольскому атаману тем, что отвечал ему смело, ничего не страшился и стоял на своём даже под опасностью гибели. Он не возлагал надежды ни на чью помощь и не стал просить средств для выкупа у своей бедной мамы.
Совершенно не так повёл себя в аналогичной ситуации Костылин. Он сходу согласился писать письмо о выкупе, даже не попробовав уменьшить сумму, и татары назвали его «смирным». Жилин всегда что-то делал, продумывал план побега, а Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». Он не пробовал спастись, сразу смирился с собственной тяжкой участью.
Жилин был «на всякое рукоделье мастер»: он всегда мастерил поделки, чинил разные сломанные вещи, и татары за профессионализм стали уважать его ещё больше. Костылин, вероятнее всего, ничего делать и не умел.
Жилин придумал план побега. Ночами он копал яму под сараем в надежде выбраться. Он позвал Костылина с собой, так как не мог оставить товарища в беде. Однако неловкий Костылин всю дорогу стонал: у него болели ноги, он не мог идти и спотыкался. Из-за чего они не успели далеко убежать, и их вновь изловили.
Именно Жилину всё-таки удалось сбежать, а Костылин так и остался сидеть в яме до того момента, пока за него не получили выкуп. В тот момент он уже был еле живым.
Вот так повели себя два героя, попав в одинаковые условия. Это показывает нам, насколько разными могут быть люди, даже если они оба офицеры.
Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену» для 5 класса (2 вариант)
По какой причине люди в одинаковой ситуации ведут себя абсолютно по-разному? Почему одни вызывают у нас почтение, а другие – презрение? Жилин и Костылин — герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», они оба офицеры.
Жилин при встрече с татарами показал смелость, бесстрашие и не опускал руки до победного конца, а Костылин поступил как настоящий трус и предатель. Он бросил товарища в беде, а сам сбежал.
Когда с Жилина и Костылина добивались выкупа, наши герои вели себя абсолютно по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неверный адрес. Он, как истинный мужчина, рассчитывал лишь на свои силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой прислать за него выкуп в размере 5 тысяч монет.
В плену Жилин и Костылин также ведут себя по-разному. Жилин старался расположить к себе обитателей аула. Он был профессионал на все руки: чинил вещи, мастерил игрушки для ребят и т.д. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ожидал выкупа. Жилин верил в себя и возлагал надежды на самое лучшее, а Костылин показал свою лень, боязливость и слабость.
Во время побега Жилин показал смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и сильно устал, однако продолжал идти. Костылин был слабеньким и нестойким. По этой причине их и поймали, вернув в плен.
Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не растерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был в ужасном состоянии.
Так, на протяжении всего рассказа Жилин показывает свое мужество и храбрость, а Костылин – лишь лень и боязливость.
Люди, попадая в одинаковые ситуации, ведут себя по-разному по той причине, что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Я думаю, все находится в зависимости от нрава человека. Одни люди вызывают у нас почтение по той причине, что они совершают по-настоящему мужественные поступки, а другие – презрение, по той причине, что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать внутри себя свойства, достойные почтения, нужно стараться преодолевать собственные страхи и не бояться порой рисковать.
Сочинение «Жилин и Костылин в плену» для 5 класса (3 вариант)
Л.Н. Толстой написал своё прекрасное произведение «Кавказский пленник» в 70-ых годах XIX века. Писал он историю, которая в действительности произошла с ним и его сослуживцами в то время, когда он служил на Кавказе. Все произведение обрисовывает нам те явления, когда Толстому чудом удалось избежать погони, однако двое его товарищей попали в плен. Необходимо было что-либо предпринимать. Это были два русских офицера – Жилин и Костылин. Сходу в глаза бросается то, что их имена очень созвучны, однако по значению совсем различные.
Характер обоих героев также очень разный. Когда Жилин ехал к маме, по пути он подобрал Костылина. Во время поездки на них напали татары. Жилин повел себя очень храбро и стал защищаться, в то время как Костылин сходу побежал в крепость. Однако даже такая боязливость не смогла его спасти.
В плену герои также ведут себя абсолютно по-разному. Когда татары сказали им о сумме в 5000 рублей, которые они должны выплатить, то Костылин сразу написал письмо домой и ожидал средств. Жилин, напротив, дал согласие лишь на 500 рублей, а письмо выслал на другой адрес, ведь больше всего он боялся, что его любимая мама будет переживать, да и ей попросту негде было взять такие деньги.
Первый побег из плена Жилина и Костылина был неудачным по вине Костылина. Их снова взяли в плен, но уже держали в более тяжёлых условиях. Будучи в яме, им было очень плохо. Костылин всё время стонал, а Жилин всё задумывался о побеге. В один прекрасный момент он сумел уговорить дочку владельца оказать им помощь, чтобы они смогли выкарабкаться из этой ямы. Девочка сжалилась и принесла огромный шест, однако Костылин не возжелал бежать. Так что Жилину пришлось идти одному. В этот раз побег был успешным. А вот Костылин вышел из плена гораздо позже еле живым.
Так мы видим, насколько по-разному могут вести себя люди, оказавшись в одинаковой ситуации. Жилин – по-настоящему смелый и мужественный человек, а вот о Костылине, напротив, ничего хорошего мы сказать не можем.
Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.