«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Суриков Зима эпитеты, олицетворение, метафоры
Найдем в стихотворении «Зима» Сурикова эпитеты, это, наверно, самое легкое:
(снег белый и) пушистый,
(темный лес прикрылся) шапкой чудной,
мороз злой и сердитый.
В скобки взяла те определения, которые мы не относим к эпитетам (т.к. они описывают обычные свойства предметов/явлений).
Теперь найдем олицетворения (неживое будто описывается как живое):
лес принакрылся и заснул,
А осталось найти метафоры в тексте стихотворения:
Поднялся занавес (занавес не может подняться самостоятельно. Это олицетворение) и вот
На сцене Золушка живет.
Грустит, смеется и поет
И после бала принца ждет.
Мы замираем чуть дыша
И музыка так хороша.
Счастливый близится конец,(конец не может близится это тоже олицетворение)
Венчает Золушку венец.(венец не может сам венчание. Это олицетворение )
Щелкунчик бъется как герой.
Он за друзей стоит горой.
Зло строит козни вновь и вновь,
Но побеждает все любовь.(мне кажется любовь и злоготипы тоже не могут самостоятельно совершать действия, поэтому это тоже олицетворение)
И чары падают (олицетворение.Чары не могут сами падать)и вот
Красавцем-принцем стал урод.
Мы вправду, что ни говори,
Безмерно рады за Мари.
Ничто не вечно под луной
И вслед за радостной волной
Уже катит волна печали,
Хоть мы не верили вначале.
Кружится в танце балерина,
Летит по ветру пелерина
И так изящна, так стройна,
Но тает в угольях печи
Как воск на пламени свечи
Любимый и желанный
И мы грустим и как она
Готовы с ветром от окна
Взлететь как чудо птица
И в пламя опуститься.
Они нас учат честно жить,
Любовью, дружбой дорожить.
Со злом сражаться без оглядки,
Ломать нелепые порядки
И верить в жизни чудеса
(Хотя б на эти два часа).
Метафоры – «летучих песков» и «песок золотой»,
Эпитеты – «волною холодной» и «гордые пальмы», а также «пылающей грудью», и «знойных лучей», а также «роскошные листья» и
Олицетворения – это «пальмы приветствуют», и «ручей поит». Ещё «сумрак упал», и «не шепчутся листья», и «пальмы стали роптать».
О некоторых подробнее.
«Песок золотой» – метафора. Песок, конечно, может быть золотым, если в нем много крупинок золота, но тут речь идет о простом песке, золотого цвета.
Остановлюсь немного на эпитетах этой истории о несостоявшемся сватовстве журавля и цапли, т.к. прочитав сказку, заданную по литературе в 5-м классе, пришлось отвечать на вопросы, связанные, как с эпитетами, так и с народными выражениями и повторами, которые мы можем найти в повествовании.
«Зимний вечер» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
Описывая природу, поэты как правило, не скупятся на средства художественной выразительности, особенно в таких произведениях преобладают тропы. Стихотворение «Зимний вечер» А. Пушкина в этом отношении не представляет собой исключения из правил. Средства художественной выразительности – это слова или словосочетания, придающие произведению живость, яркость описаний, повышают восприятие образов и предметов. Рассмотрим, какие средства художественной выразительности использовал Пушкин в произведении «Зимний вечер».
Эпитеты
Эпитеты это в своей сути определения предметов, явлений, описываемых в литературном произведении. В стихотворении использованы следующие эпитеты:
Сравнения и олицетворения
В описании бури поэт применил рядом сравнения и олицетворения:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя..
Как зверь и как дитя – это сравнения, относящиеся к буре. Буря кроет мглою (темнотой), вихри крутит – это все олицетворения. Правда, слово «крутит» использовано в форме причастия. Здесь также присутствуют другие олицетворения: завоет и заплачет. Далее продолжаются олицетворения: зашумит соломой, застучит в окошко словно путник. Здесь мы снова видим сравнение: на этот раз, бури с путником.
Метафоры
Бедной (юности). Здесь слово «бедной» имеет несколько значений: и несчастливой из-за вынужденного заточенья, и материально поэт был стеснен.
Печальна (лачужка). Конечно дом не может быть печальным. Таковой ее делают люди. Этой метафорой поэт выразил настроение свое и няни.
Синтаксические средства выразительности.
Здесь поэт применил рондо – метод кольцевого повторения. Правда, в отличие от классического музыкального рондо строфы повторяются два раза.
В начале стихотворения поэт использовал повторы. Союз «то» встречается в 1-й строфе 4 раза в начале строки. Во второй строфе дважды повторяется союз «или», и дважды – союз «и». В третьей строфе. Повторяется слово выпьем, и дважды повторяется фраза «спой мне песню». Все эти повторы приближают стихотворение к народным песням. Неслучайно сокурсник поэта Михаил Яковлев положил на музыку это произведение.
Обращения «моя старушка», «подружка» относится к эмоционально оценочной лексике. Эти слова подчеркивают, как тепло Пушкин относился к своей няне. И в то же время – это обращения к няне. Хотя лирическое стихотворение и написано не в жанре послания.
Стихотворение было написано в 1825 году, когда Пушкин жил в Михайловском в ссылке. Состояние подневольности действовало угнетающе. После отъезда родителей с ним оставалась только няня, да редкие поездки к соседям скрашивали его одиночество. Однако, в этом стихотворении нет чувства обреченности. Но есть надежда, что рано или поздно закончится и буря, и это вынужденное заточение.
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Олицетворение и метафора
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак