Презентация по русскому языку»Фонетика.Звуки речи»(5 класс).
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.
«Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. » Н.В.Гоголь
ПЛАН Что изучает раздел лингвистики «Фонетика»? На какие группы делятся звуки речи?. 3. В чём особенность их образования?. 4. Каково назначение транскрипции?
КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался. Добрый КОТ ни с кем не дрался. КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз. Разбирались целый год, Кто тут КИТ И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Б. Заходер
Произнеси правильно 1.Мальчик баловался и нарочно положил ракушку на компьютер. 2.По средам сестра играет в теннис и, конечно, ходит в бассейн. 3.Когда позвонит помощник Анны Ивановны, опустиш жалюзи и включишь кухонный комбайн. 4.Она любит грейпфруты, щавель, свёклу и морковь
Гласные звуки речи
Номер материала: ДБ-272849
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Грамматическая сказка о звуках речи
специалист в области арт-терапии
Сказка о гласных и согласных звуках.
Жили-были в царстве звуков гласные и согласные. Как только они встречались, начинали спорить. Спорили всегда на одну и ту же тему: кто из них главнее в слове, да и вообще в жизни.
-Мы не только образуем слоги, но нас можно и петь, нас можно тянуть, на нас всегда падает ударение. Даже один из нас всегда ударный- это ё. А вы не только из голоса состоите, к вам примешиваются разные шумы. Вас так трудно выговаривать без нас!
А согласные обижались:
Мягкий знак и твердый знак молча стояли в стороночке и молчали, так как они не обозначали звуков. Но они гордились тем, что и без звука им приходится выполнять разные функции для этих господ звуков.
Услышав эти слова гласные призадумались:
— А ведь и вправду это так. Мы не можем обойтись друг без друга, недаром на изучают вместе и живем в одном царстве-государстве « Фонетика».
С тех пор стали звуки жить-поживать в мире и согласии.
Номер материала: ДБ-1245725
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Звуки речи. Алфавит» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по русскому языку по теме «Звуки речи. Алфавит» (5 класс).
Тип урока: объяснение нового материала.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Основные понятия: звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть каждого из вас!
-Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение.
— Скажите, любите ли вы мультфильмы?
— Сегодня предлагаю вам посмотреть один очень добрый мультфильм, который, я уверена, знает каждый из вас. Готовы?
-А вы хотите узнать, что задумали гусеницы?
-Я вам предлагаю побыть в роли исследователей. Мы поделились на три группы, каждая проведет своё исследования, а в конце урока расскажет, что удалось узнать. За выполненные задания вы будете получать награду в виде букв.
Обговариваются правила работы в группе
2.Актуализация знаний и мотивация
— Прочитаем высказывания, чтобы узнать тему нашего исследования
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок..» (Н.В. Гоголь)
-о каком звуке говорится? (звуке речи)
Сперва аз да буки, а там и науки. (Пословица)
-Как вы понимаете эту пословицу? Что такое аз, буки?(буквы азбуки)
— Каким словом мы можем заменить азбуку? (алфавит)
-Эти два высказывания напрямую связаны с темой нашего урока, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?( о звуках речи, алфавите)
-Вспомните, на какие две группы делятся звуки речи(гласные, согласные) Предлагаю назвать группы гласные, согласные, алфавит.
— Перед тем, как приступить к исследованию, давайте определимся с целью нашего урока? (вспомнить звуки, научится различать звуки и буквы, повторить алфавит)
— А какая наука изучает звуки? (Фонетика.)
4. Знакомство с новым материалом
Фонетика («фоне» ( с греч.) – звук)- это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
— Запишем в свои блокноты исследователей определение.
-Кажется, что говорить легко. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
-Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки.
— Проведём опыт. Произнесем вместе гласные звуки (рисунок в презентации)
. Преграду ощущаете? (Нет)
— А теперь произнесем согласные звуки (рисунок в презентации).
-Какой мы вывод сделаем ? (Вывод: гласные звуки произносить легче, чем согласные, т.к. не встречем преграды).
-Вернёмся к нашим героям.Несмотря на то, что Вупсень и Пупсень дружат, они постоянно спорят, какие звуки в речи важнее: гласные или согласные?
-Давайте им поможем разрешить спор. На экране зашифрована строчка известной песни.
а по следующему слайду?(Да)
-сведения об алфавите предлагаю узнать из справочника для исследователей, для вас это учебник теории,откройте, пожалуйста, стр.44, кто-нибудь из группы алфавита прочитайте, а отстальные следят.
-Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас? (Нет)
-Я вам приоткрою завесу истории. Начало нашей письменности связано с двумя учёными монахами-братьями Кириллом и Мифодием, которые в 863г. создали азбуку на основе греческого алфавита, а называлась она кириллицей.
— Как вы думаете, сколько букв было в кириллице, больше или меньше, чем в современном алфавите?
— Кириллица состояла из 43 букв, посмотрите на их очертания и как они читались. каких букв нет в современном алфавите? Почему?(трудно писать)Русская азбука претерпела несколько реформ при правлении Петра1, трудные по написанию буквы были заменены, а некоторые отпадали за ненадобностью.
— Для чего нам нужен алфавит, его последовательность?
-Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете алфавит, предлагаю вам вставать, называя фамилию в соответствии с алфавитом.
6. Дальнейшая работа по изучению материала
-Букву мы можем написать, а можно ли записать звук? Как? (в транскрипции)
-Предлагаю выполнить следующее задание по группам: на слайде написано слово (сокровище)
1 группа записывает в транскрипции только гласные звуки
3- располагает буквы в алфавитном порядке
-Какой вывод сделаем? ( мы не всегда пишем так, как говорим, написание не всегда совпадает с произношением)
-Молодцы, получите буквы.
-Давайте выполним следующее задание. Перед каждой группой лежат слова
Конспект урока 5 кл. Звуки речи.
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;
иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Презентация по теме урока.
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
— Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.
Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… ( г, р )
— Сегодня у нас необычное занятие- урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
и пробное учебное действие
— Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)
— Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку. )
— Как называется этот приём в литературе? ( Звукопись. )
Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Выявление места и причины затруднения
— Как называется наука, изучающая звуки речи? ( фонетика )
— Что изучает орфоэпия? ( правильное произношение )
— Графика?( Обозначение звуков буквами. )
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук. )
— А сколько же звуков в природе? (Н е сосчитать )
— Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной!
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
— Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)
Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.