Конспект урока по русскому языку на тему: Звуки и буквы(4 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: Звуки и буквы
Работа по карточкам
— Обозначьте все знакомые орфограммы в стихотворении.
До чего хорош денёк:
Веет лёгкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
До чего денёк хорош!
III . Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на доску.
— Что вы можете сказать об этих записях? (Это одни и те же слова, только в левом столбике дан буквенный состав слов, а в правом — звуковой.)
— Совпадают ли буквенный и звуковой состав слов? Почему?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить всё, что нам известно о звуках и буквах русского языка.)
IV . Работа по теме урока
Работа по учебнику
( Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Отгадайте букву, дайте её характеристику.
Открывал и закрывал,
Но они спаслись уже —
Превратились в букву. (ж).
(Буква ж обозначает согласный звук [ж], парный по глухости-звонкости, непарный по твёрдости-мягкости.)
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой. (л).
(Буква л обозначает согласные звуки [л] и [л’], непарные по глухости-звонкости, парные по твёрдости-мягкости.)
Упрекнула якорь яхта,
Что катается без фрахта.
Спрыгнул якорь с корабля,
Превратился в букву. (я).
(Буква я в зависимости от позиции в слове может обозначать гласный звук [а] или два звука [й’а].)
Дождь полил лесочек,
В тот лесочек мы пойдём,
Где он спрятался, найдём.
Чтоб не печься в пироге,
Стал грибочек буквой. (г).
( Буква г обозначает согласные звуки [г] и [г’], парные по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.)
Работа по учебнику
( Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
— Под буквами, обозначающими твёрдые согласные звуки, поставьте точки синим карандашом, а под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, — зелёным.
— Как определить, твёрдый или мягкий согласный звук обозначает буква?
— Найдите в тексте слово, в котором звуков больше, чем букв.
— Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
( Три ученика работают у доски.)
VI . Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
( Составление устного пересказа по заданиям учебника.)
— Выполните звуко-буквенный разбор слов яблонька, съёжился. (Проверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
( На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 10 (с. 42-45).)
VIII . Подведение итогов урока
Сказки про гласные и согласные звуки
Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки
Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия «Гласные и согласные звуки» использую в своей работе сказки и «домик звуков«.
Начинаю работу по знакомству детей с гласными, затем с согласными звуками. По мере знакомства с новым звуком, одновременно знакомлю с графическим образом буквы.
Сказки про гласные и согласные звуки
Сказка о гласных звуках
В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.
Для закрепления понятия «гласные звуки» можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.
Сказка о согласных звуках
«Послушайте «Сказку о согласных звуках»».
«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли — «гласные» звуки, У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь. «П-П-П» — запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
«Т-Т-Т» — застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
«К-К-К» — закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.
«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук «А», — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали звуки.
С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.
Дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы» Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.
Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.
Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н» Тема: Согласные звуки (н, н, буквы Н,н. Цель: • познакомить со звуками (н,н) и буквами Н,н; дать представление о том, что одна буква может.
Стихотворения на гласные звуки. Стихотворение, посвященное юбилею ДОУ Утром утка улетела, Улыбнулась и запела. Удивилась улица: Наша утка – умница! Осенью облако сделалось серым, Ослик смотрел на печальное.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.
Русский язык
Звуки и буквы. Алфавит
План урока:
Дорогие друзья, приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по морским просторам. Впереди нас ждут интересные приключения и новые открытия. Полный вперед!
Буквы в русском языке
Наш корабль взял курс на остров «Буквоежка». Посмотрите, кто нас встречает! Будьте внимательны, что за знаки нарисованы на этих морских жителях?
Ответ: это дельфины, на них написаны буквы. А это значит, что мы сегодня изучаем буквы!
В русском языке всего 33 буквы, которые в совокупности составляют алфавит. Каждая буква обозначает определенный звук.
Буква – это символ, графический знак, который используется в письменности. Буквы нужны для того, чтобы отобразить все звуки на письме. Все слова состоят из букв. Буквы выглядят так: А, О, И, Р, З,Ж, К.
Прочтите стих! Правильно ли брат рассказал своей сестре, что такое буква?
Сестра учится писать,
Только ходит в детский сад.
Как-то раз ко мне пришла,
И тетрадку принесла:
«Милый брат! Мне помоги
И о буквах расскажи,
Я страдаю, что за знак,
Не пойму его никак!»
Взяли мы карандаши,
Говорю: «Садись, пиши.
Это буква – закорючка,
Это вот – чудная штучка,
Буквы – знаки для письма,
Но сестричка не отстала,
С букварем вновь прискакала:
«Братик, милый, покажи,
Букву А мне напиши!»
Вот уж тридцать дней подряд,
На самом деле, звуков больше, чем букв. А два звука: Ъ и Ь знаки – не называют звук, они служат для обозначения мягкости или твердости.
Итак, мы отправляемся на остров, где изучим буквы русского языка.
И он уже виднеется вдалеке!
Внимательно рассмотрите картинку.
На этом острове живут буквы. Дружные согласные. Есть и малыши крикливые, гласные, такие, которые голос всегда поднимают: «Оооо, ааа, ээээ!» Но с нашим приездом буквы попрятались. Догадайтесь, какие буквы можно отыскать на картинке?
Ответ: буквы в надписи-о,с,т,р,в,б,у,к,е,ж,к,а; буквы в названиях – ч – черепаха, ц-цветы, я-яйца, п-пальма, песок, к – кокос.
Запомните, ребята, все буквы алфавита делятся на две группы:
Полезный совет
Многие ребята путают согласные и гласные. Для того чтобы их отличать, нужно выучить все буквы русского алфавита. Вам поможет таблица, созданная своими руками. Нарисуйте все буквы и приклейте их на стену. Каждый день повторяйте их и тогда вы точно не перепутаете гласные с согласными.
Поиграем с островитянами! Назовите все буквы, которые здесь спрятались.
Ответ: я, е, и, г, у, ю, э, с, ф, м, к, д, в, е, б, ы, ь, ъ, з, х, о, ч, а, л, р, ш, щ, ц, п.
Пожелаем жителям острова всего самого доброго и отправимся к их соседям – звукам!
Вперед, по волнам, к острову «Звукослов»
Что такое звуки?
Этот остров очень загадочный. Что там видится на облачках?
Каждая буква называет звук. Буква Э, называет звук [Э]. Однажды ученые задумались, а как записать звук на письме, если мы его только слышим? И тогда были придуманы специальные правила записи звука – графическое начертание того, что мы говорим.
Ребята, посмотрите на эти правила и запомните их.
Звук в квадратной скобке пишем.
Так, как мы его услышим. А = [а]
Буква мягкой может быть,
Когда нежнее чуть звучит.
Перед «я» [м ‘] мягкой стало.
Сверху ставьте запятую,
Маленькую и простую.
Буквы встали в слово в ряд,
Но совсем не так звучат.
В слове «пою» мы [а] услышим,
Но с буквой «о» ее запишем.
Звук – это то, что мы слышим. Можно назвать разные виды звуков – жужжание, стук, мелодия. В русском языке это понятие связано с речью, когда мы произносим вслух букву, так получается звук.
Выделяют гласные и согласные звуки.
Гласные звуки
Произношение русских гласных звуков отличается тем, что поток воздуха, при выдохе и произношении того или иного звука, не встречает препятствий во рту.
Проговорите: «Ииии». Звук свободно проходит, звучит только наш голос. В русском языке существует шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э.
Эти звуки называют десять гласных букв.
Задание
Назовите гласные звуки в этих словах, укажите, сколько гласных звуков в слове.
Итак, гласных звуков – шесть, они произносятся на одном выдохе и без препятствий во рту.
Согласные звуки
На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?
Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.
Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.
Какое слово загадано в стихе? Угадай!
Согласный звук – его скажи,
На выдохе произнеси.
Сквозь зубы воздух шел уже.
А после подоспела «В»,
И губы помогают мне.
Их трубочкой сверну,
И громко букву «У» скажу.
Запнется буква «К» вдали,
Какое слово говорим?
Звонкие и глухие согласные
Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.
Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.
Твердые и мягкие согласные
Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук [л ‘] – мягкий.
Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко [м ‘].
Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: мыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.
Задание
Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.
Буква …, начнем сначала?
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я
На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.
Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.
Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.
Например: пила, «п» стоит рядом со звуком [и ‘], поэтому произносится мягко[п ‘].
А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?
Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;
Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.
Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.
Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.
Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: [м ‘эшок].
Запомним, какие звуки образуют эти гласные.
Какие звуки есть в слове лента?
Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».
Что такое алфавит?
Слышите песенку, которая доносится с острова? Прислушаемся к ней. О чем это поют жители?
Как это интересно. Пора осмотреть окрестности. А вот и карта острова.
Эта карта непростая,
Буквы по местам расставит.
И порядок в нем царит.
Азбуку всем нужно знать,
Дружно в школе изучать!
Какой удивительный остров! Пожалуй, нужно выучить весь алфавит, знание букв поможет нам отработать умение читать.
Задание
Посмотри на картинку выше, вспомни или посчитай: сколько букв в русском алфавите?
Пройдемся по острову. Здесь написано, как произошел русский алфавит.
Как это интересно! Но нужно расспросить жителей рассказать об этой истории еще подробнее. Нам навстречу кто-то идет, это вроде буква А!
Сказание об алфавите
Появились на земле Русской великие ученые мужи, которые хотели сделать наше государство славным и могучим. Это были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Свой путь они избрали благородный – сделать людей русских умными, всех грамоте обучить и письму. А до них не было еще единого порядка букв. Взяв за основу греческий алфавит, братья славно потрудились.
А потом ее еще проще сделали и назвали кириллицей. 43 буквы вошли в этот алфавит. И каждую буковку выделили, дали свое название. Первые буквы названы были Аз, Буки – так слово Азбука и появилось.
Несколько столетий менялась эта азбука. Пережила много реформ. И ныне мы имеем совершенно новый, но очень удобный алфавит, который должен знать каждый ребенок.
Слава азбуке! Спасибо вам, Кирилл и Мефодий за бесценный дар людям.
Знаете ли вы, что раньше все книги были написаны вручную! Их писали монахи, тщательно прописывая каждую букву. Такую книгу писали год, а иногда и еще дольше. Написанную книгу мы бы даже не смогли отличить от печатной, ведь писали с соблюдением всех правил начертания. Создателей книг называли летописцами. Они были необычайно талантливы, трудолюбивы. Немало сил и терпения приходилось проявлять первым создателям рукописных книг.
Но вскоре Иван Федоров стал основателем книгопечатания. Появились печатные книги. Их создавали для обучения. В дальнейшем стали выходить и светские книги, которые приобретали знатные и богатые люди. С тех пор прошло много времени, книги стали повседневным предметом обихода, прочно вошли в нашу жизнь.
В настоящее время все буквы имеют два варианта начертания: печатный и прописной. Прописные буквы русского алфавита необходимы для быстрого письма. Печатные буквы используются в книгах и других изданиях. При этом, обучение выразительному чтению происходит при помощи печатных букв.
В первом классе вы будете развивать умение читать и писать прописные буквы.
Такое умение очень важно для каждого человека. Ведь писать печатные буквы долго и совершенно неудобно. Освоив замечательный способ быстрого письма, вы справитесь с переписыванием любого текста гораздо быстрее. Этот путь сложный, понадобится усердие и старание. Именно поэтому у любого человека формируется именно его уникальный подчерк.
Задание
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Билет №1
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Человеческая речь состоит из звуков речи.
Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).
В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].
При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.
В русском языке 36 согласных звуков:
Это все согласные звуки только твердые и мягкие.
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
[б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’]
[н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’]
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.
Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик — [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).
Учил — [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин — блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена — сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
2)Практическое задание.
Синтаксический разбор предложения, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
Никто не мог оторвать меня от любимых мыслей.
Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное,
Анализ текста.
Определение темы текста: пищевые запасы бурундука
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №2
1)Устное задание: Тема: Раздел о звуках речи – фонетике.
2) Практическое задание:
Задание: расставить знаки препинания в предложениях.
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
Речевая культура человека – зеркало его духовной жизни.
Бедность не порок. Перед частицей НЕ тире не ставится.
Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.
Синтаксический разбор предложения: Заботливо осматривая каждое подозрительное местечко, стуча мощным клювом по коре, поднимается вверх по белой березе крупный черный дятел.
Предложение: Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, обособлено однородными членами.
Фонетический разбор: клювом
Клюв — слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.
л-[л’]—согл., зв. непарн., мягк.
Морфологический разбор: березе
Начальная форма: БЕРЕЗА Часть речи: существительное Грамматика: дательный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, неодушевленное
Формы: береза, березы, березе, березу, березой, березою.
Анализ текста.
Определение темы текста: падают листья осенью, листопад
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №3
1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.
Употребление синонимов.
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).
Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье.
Употребление омонимов.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ
Билет №6
1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова
Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.
2) практическое задание
Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.
Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.
Фонетический разбор: Птица
Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный
Морфологический разбор: кустов
Начальная форма: КУСТ
Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж
Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах
Билет №7
1) устное задание: старославянизмы.
Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.
Классификация по группам:
Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)
Семантические
2) практическое задание:
На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.
Билет №8
1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
2) практическое задание.
Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?
Билет №9
1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.
2) практическое задание.
Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
Фонетический разбор: Минут
Билет №13
1) Устное задание……..
2) Практическое задание
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Анализ текста
Тема: отец и сын пошли в лес на охоту
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №14
1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих
1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:
а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей);
б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего);
д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.
2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:
а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;
е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.
2) практическое задание
Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:
1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Сыр выпал, с ним была плутовка такова.
Анализ текста
Тема: наступила осень.
Тип речи текста: описание
Стиль текста: художественный
Билет №15
1) устное задание
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
2) практическое задание
на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
Употребление антонимов.
Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.
2) Практическое задание.
Расставить знаки препинания в предложениях:
Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?
Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.
Фонетический разбор: лег
Анализ текста.
Определение темы текста: жизнь ежика
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный.
Билет №4
1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.
олицетворения— когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…
сравнение: пример:Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.
Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.
Озеро блестело, как чёрное зеркало.
Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.
Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.
эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер — буйный, бродячий.
Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.
2) практическое задание
Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.
Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.
Анализ текста
Определение типа речи текста: рассуждение
Билет №5
1) устное задание: Словари русского языка
2) практическое задание
Наступила дождливая, грязная темная ночь.
Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.
Билет №10
Фразеологизм, фразеологическая единица— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
2) Практическое задание
Друзья, прекрасен наш союз.
О чем ты думаешь, казак?
Анализ текста
Тема текста: развитие культуры речи
Тип речи: рассуждение
Стиль текста: публицистический
Билет №11
1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.
Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.
2) Практическое задание
Ах, как это солнце ярко.
Нет, не покинул я тебя.
Да, время летит очень быстро.
Анализ текста
Тема текста: ежедневные записи
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №12
Приставка— это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение
Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)
2) Практическое задание
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
Анализ текста
Тема: человек должен быть интеллигентным
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Анализ текста
Тема: искусство как воспитание
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный.
Билет №16
2) практическое задание
Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.
Фонетический разбор: Водой
Анализ текста
Тема: Пищевые запасы бурундука
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №17
2)практическое задание
А он, мятежный, просит бури.
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Анализ текста
Определение темы текста: падают листья осенью, листопад
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный стиль
Билет №18
2)практическое задание
На лавке у окна сидел отец.
Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.
Анализ текста
Определение темы текста: жизнь ежика
Тип речи текста: повествование
Определение стиля данного текста: художественный.
Билет №19
2) практическое задание
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
Анализ текста
Определение типа речи текста: рассуждение
Билет №20
1) устное задание
Реферат— доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.
2) практическое задание
Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.
Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
Фонетический разбор: лег
Анализ текста
Тема текста: поиски растения калган
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №21
1) устное задание
Фонема– это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
День— 4 букв, 3 звук
Подъем 6 букв, 6 звуков
2) практическое задание
О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю
Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка
Фонетический разбор: Минут
Анализ текста
Тема текста: умение человеческих рук
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №22
1) устное задание
2) практическое задание
Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?
Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.
Фонетический разбор: клювом
Клюв — слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.
Билет №26
1) устное задание:
2) практическое задание
Ах, как это солнце ярко.
Нет, не покинул я тебя.
Да, время летит очень быстро.
Анализ текста
Тема: человек должен быть интеллигентным
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Билет №27
2) Практическое задание
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Анализ текста
Тема: отец и сын пошли в лес на охоту
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: художественный.
Билет №28
1) устное задание:
Приставка— это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение
Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)
2) Практическое задание
Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
Анализ текста
Тема: наступила осень.
Тип речи текста: описание
Стиль текста: художественный
Билет №29
1) устное задание:
2) Практическое задание
А он, мятежный, просит бури.
Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Фонетический разбор: Водой
Анализ текста
Тема: искусство как воспитание
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный.
Анализ текста
Тема текста: Россия – мать
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №23
1) устное задание
2) практическое задание
Наступила дождливая, грязная темная ночь.
Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.
Анализ текста
Тема текста: яблоня
Определение типа речи текста: рассуждение
Билет №24
1) устное задание: старославянизмы.
Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.
Классификация по группам:
Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)
Семантические.
2) практическое задание
На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.
Фонетический разбор: Птица
Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный
Анализ текста
Тема: человек должен быть интеллигентным
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: разговорный
Билет №25
1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
2) практическое задание
Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
Анализ текста
Тема: ежедневные записи
Тип речи текста: повествование
Стиль текста: публицистический
Билет
1) устное задание:
2) Практическое задание
На лавке у окна сидел отец.
Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.
Анализ текста
Тема текста: поиски растения калган
Тип речи текста: рассуждение
Стиль текста: художественный
Билет №1
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
Человеческая речь состоит из звуков речи.
Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).
В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].
При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.
В русском языке 36 согласных звуков:
Это все согласные звуки только твердые и мягкие.