Рассказ об а п чехове портретах писателя и памятниках ему

Сказки

Биография (вариант 15)

Антон Чехов

Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Кнут и пряник чеховского дома

Слева направо, стоят: Иван, Антон, Николай, Александр и М. Г. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария, П. Е. Чехов, Е. Я. Чехова, Л. П. Чехова (тетя писателя), Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография С. С. Исаковича, Таганрог, 1874.

Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там он взял литературный псевдоним Чехонте, по прозвищу, которое дал ему один из учителей. В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу.

Побег в Москву

Антон Чехов

Антон Чехов

Антон Чехов

В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал очерки для гимназических журналов, а журнал «Заика» с короткими зарисовками из таганрогской жизни отправлял братьям в Москву. Тогда же Чехов написал первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».

В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога в Москву. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. Дебют Чехова в печати состоялся в декабре того же года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.».

В этом же году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И. М. Сеченова. Студент-медик жил у брата Ивана в подмосковном Воскресенске (сегодня город Истра). Там же в 1881 году он познакомился с заведующим Воскресенской земской больницей, доктором Павлом Архангельским. Еще во время учебы Чехов принимал больных, здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.

Доктор стал литератором

Николай Чехов. Портрет Антона Чехова (фрагмент). 1884. Государственный литературный музей, Москва

Валентин Серов. Портрет Антона Чехова (фрагмент). 1902. Государственный литературный музей, Москва

Исаак Левитан. Портрет Антона Чехова (фрагмент). 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Занятия в университете Антон Чехов совмещал с постоянной литературной работой. В основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.

Чехов печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», но в печать он так и не вышел, вероятно из-за финансовых проблем. Первый сборник Чехова, «Сказки Мельпомены», увидел свет в 1884 году.

К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов. Но в его литературный путь вмешался писатель Дмитрий Григорович, который раскритиковал молодого человека за растрату своего таланта. С таким мнением были согласны многие ведущие авторы и критики тех лет.

Но именно благодаря одному из критиков, издателю Алексею Суворину, Чехов смог раскрыть свой потенциал. В журнале Суворина «Новое время», с которым начал сотрудничать Чехов, авторам платили приличный гонорар, не ограничивали их ни по времени создания работ, ни по количеству слов. Именно в это благоприятное для писателя время вышли одни из его лучших работ: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие — и появился чеховский рассказ как новое явление в русской литературе. В «Новом времени» Антон Чехов впервые начал подписывать тексты собственным именем.

В поисках вдохновения: Сахалин

Антон Чехов

Антон Чехов

Антон Чехов

С 1887 года Чехов начал пробовать себя в более серьезных жанрах и темах. Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник». Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине — в Таганроге. «Степь» хорошо приняла публика. Друг Чехова, бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь». В том же году в московском театре Корша поставили первое драматическое произведение Чехова — пьесу «Иванов», а через год его третий сборник, «В сумерках», отметили в Академии наук Пушкинской премией.

В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Местная администрация запрещала общаться с политзаключенными, но писатель это правило нарушал. Ему удалось провести перепись населения острова, заполнив десять тысяч карточек на его жителей. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».

«Мелиховское сидение»

Антон Чехов и Лев Толстой

Антон Чеховв Мелихове

Антон Чехов и Максим Горький

После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России. Его публиковали в журналах «Северный вестник», «Русская мысль», газетах «Новое время» и «Русские ведомости». Он общался с писателями Владимиром Короленко, Владимиром Гиляровским, Дмитрием Мережковским, режиссером Владимиром Немировичем-Данченко, актерами Александром Ленским и Александром Южиным, художником Исааком Левитаном.

В 1890 году Антон Чехов снова отправился путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Неаполе, где он поднимался на Везувий, в Париже и других городах.

В марте 1892 года Чехов купил имение в подмосковном Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и, разумеется, лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом от земства: в его участке было 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.

Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.

Современники нередко называли Чехова «Поэтом Сумерек». Его творчество многие считали пессимистическим и упадническим, существовал даже термин «чеховские настроения». Писателя удивляли такие комментарии, как он вспоминал: «Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент». И слово-то противное: «пессимист». »

«Несравненный художник жизни»

Антон Чехов и Ольга Книппер

Антон Чехов и Ольга Книппер

Антон Чехов и Ольга Книппер

В августе 1895 года Чехов отправился в Ясную Поляну, чтобы познакомиться со Львом Толстым. Граф Толстой уважал писателя, высоко ценил творчество называл его «несравненным художником жизни».

В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Сначала он жил в Ницце, потом в Париже, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил дачу, работал в местном Попечительстве о приезжих больных.

Читайте также:  Сказки с участием петуха

В этом же году писатель познакомился со своей будущей женой — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он увидел ее на репетиции в Московском Художественном театре. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы МХТ, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Там же были и все знакомые Чехова, друзья и издатели, а он оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Чехов сохранял по переписке — они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.

Источник

А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах
Детские годы. Гимназия. 1860-1879

ДЕТСКИЕ ГОДЫ. ГИМНАЗИЯ. 1860-1879

. Все мы народ и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное.

Антон Павлович Чехов «Правда», 15 июля 1954 г.

В детстве у меня не было детства.

. Зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность.

Таганрог. Въезд в город. Фотография. 1870-1880-е годы

Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на юмор, на затеи. Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял. Трудно было представить себе более подвижного, веселого мальчика, чем был Антон Павлович в годы своего отрочества. В домашних спектаклях Антоша-гимназист был главным воротилой. Будучи еще детьми, братья Чеховы разыграли даже «Ревизора», устраивали спектакли и на малороссийском языке.

М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».

Берег Азовского моря. Рисунок М. П. Чехова. 1888

Что отвратительно в Таганроге, так это вечно запираемые ставни.

Таганрог. Общий вид. Фотография. 1870-1880-е годы

Вл. Ленский. «А. П. Чехов в Таганроге».

Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фотография

Каждую субботу вся семья отправлялась ко всенощной и, возвратившись из церкви, еще долго пела у себя дома канон. Утром шли к ранней обедне, после которой дома все, также хором, пели акафист.

М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».

Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фотография

Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой. На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью. Впоследствии Антон Павлович очень верно сказал:

— Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

М. П. Чехова. «Детство». (Отрывок из воспоминании.).

Таганрог. Дом, где родился А. П. Чехов. Фотография

М. П. Чехова. «Детство». (Отрывок из воспоминаний.).

Семейная группа Чеховых. Стоят: Евгения Яковлевна (мать- писателя), Павел Егорович (отец писателя), Митрофан Егорович (дядя писателя); сидят: Ефросинья Емельяновна (бабушка писателя), Егор Михайлович (дед писателя), Людмила Павловна (тетка писателя). Фотография

Таганрог. Митрофаньевская церковь. Фотография

Тяжеленько приходилось бедному Антоше, только еще слагавшемуся мальчику, с неразвившейся еще грудью, с плоховатым слухом и жиденьким голоском. Немало было пролито им слез на спевках и много детского здорового сна отняли у него эти ночные, поздние спевки. Павел Егорович во всем, что касалось церковных служб, был аккуратен, строг и требователен. Если приходилось в большой праздник петь утреню, он будил детей в 2 и 3 часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел их в церковь. Воскресные и праздничные дни для детей Павла Егоровича были такими же трудовыми днями, как и будни.

Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография. 1874

Таганрог. Мужская гимназия, где учился А. П. Чехов с 1868 по июнь 1879 г. Фотография

…Таганрогская гимназия в сущности представляла арестантские роты особого рода. То был исправительный батальон, только с заменою палок и розог греческими и латинскими экстемпоралиями.

В. Тан-Богораз. «На родине Чехова».

Мне до сих пор иногда еще снится гимназия: невыученный урок и боязнь, что учитель вызовет.

‘Киргизы’. Классное сочинение Чехова-гимназиста. Автограф

Многие из моих сверстников покинули гимназию с горечью в душе. Мне же лично чуть ли не до 50 лет по ночам снились строгие экзамены, грозные директорские распекания и придирки учителей. Отрадного дня из гимназической жизни я не знал ни одного.

Ал. П. Чехов. «Воспоминания».

Коридор Таганрогской мужской гимназии. Через ‘глазки’ в дверях классные надзиратели следили за поведением учеников. Фотография

В. Тан- Богораз. „На родине Чехова».

[Чехов] знал массу славянских текстов и в товарищеских беседах увлекал нас рассказами, пересыпанными славянскими изречениями, из которых многие я впоследствии встречал в некоторых из его литературных произведений. По обычаю, существующему всюду в школах, Чехова товарищи прозвали «головастиком». У него была большая голова, не соответствовавшая его небольшой фигуре. «Антошею Чехонте» его назвал наш батюшка, преподаватель закона божия, о. протоиерей Покровский. Он так и вызывал, растягивая по слогам:

М. Д. Кукушкин. Из воспоминаний об А. П. Чехове.

Таганрог. Дом, где находилась бакалейная лавка П. Е. Чехова. Фотография

Все свое свободное время он должен был проводить в лавке.

И Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна. В ней он с грехом пополам учил и недоучивал уроки, в ней переживал зимние морозы и коченел, и в ней же, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул.

Таганрог. Ремесленные классы при уездном училище, где А. П. и Н. П. Чеховы обучались сапожно-портняжному ремеслу. Фотография

Антоша любил щегольнуть перед покупателями приказчичьей ловкостью, но в глубине души ему нравились не покупатели, а посетители. Покупатели поднимали крик из-за малейшего недовеска и по нескольку раз проверяли сдачу; посетители же приходили в лавку неизвестно зачем, ленивым взглядом окидывали полки, мялись, заводили неторопливый разговор и, в конце концов, со вздохом спрашивали коробок спичек или же выпивали стаканчик самого дешевого красного вина.

А. Роскин. «Антоша Чехонте».

Прошение братьев Чеховых директору гимназии о разрешении обучаться в ремесленных классах при уездном училище сапожно-портняжному делу. Автограф

М. П. Чехова. «Детство». (Отрывок из воспоминаний.).

‘Хижина дяди Тома’. Афиша спектакля Таганрогского театра. 1877

. Театр давал мне когда-то много хорошего. Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре.

Таганрог. Городской театр. Фотография. 1830-е годы

М. П. Чехов. «Антон Чехов и его сюжеты».

И. П. Чехов. «Из воспоминаний об А. П. Чехове в Художественном театре».

‘Требизондская одалиска’. Опера-буфф. Музыка Оффенбаха. Афиша спектакля Таганрогского театра. 1873

Увлечение наше литературой было весьма своеобразно: наряду с Боклем, Шопенгауэром. мы запоем читали юмористические журналы «Будильник», «Стрекозу» и др. Я помню, в воскресные и праздничные дни мы спозаранку собирались в городской библиотеке. и по несколько часов кряду, забывая об обеде, просиживали там за чтением этих журналов.

А. Дросси. «Юношеские годы А. П. Чехова».

Зрительный зал Таганрогского театра. Фотография. 1880-е годы

Как видно из дел городской библиотеки, читал он вначале путешествия, затем Бичер-Стоу, Сервантеса, Гончарова, Тургенева, потом перешел к Белинскому, Писареву, Добролюбову и др.

М. Андреев- Туркин. «Чехов в Таганроге».

Антон Павлович побывал у нас в Москве весной 1877 года и увидал, как бедно мы живем. После этого он стал посылать нам из Таганрога часть зарабатываемых уроками денег и небольшие посылки.

М. П. Чехова. «Письма к брату А. П. Чехову».

Первая страница письма Чехова М. М. Чехову. 1 января 1877 г. Автограф

Три года прожил Антон в Таганроге один. Это были годы неотступной бедности. Надо было самому зарабатывать. Он стал репетитором. Один урок был далеко, за шлагбаумом, на самой окраине города. Ходить туда было особенно неприятно осенью, потому что калош у Антона не было. За этот урок Антон получал три рубля в месяц.

Читайте также:  Рассказ о православном храме кратко

Из неопубликованных воспоминаний М. Дросси записанных А. И. Роскиным.

Первая страница письма Е. Я. Чеховой Чехову. 23 сентября 1876 г. Автограф

Увидишь моего папашу, так скажи ему, что я получил его дорогое письмо и очень ему благодарен. Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие.

Таганрог. Дом, где жил Чехов после отъезда родителей в Москву. Фотография

Скорей кончай в Таганроге ученье да приезжай пожалуйста скорей, терпенья не достает ждать и непременно по медецынскому факультету, сашино занятие ненравится нам, присылай наши иконы понемногу еще скажу антоша если ты трудолюбив то в Москве всегда дело найдешь и заработаешь деньги.

Мне так и кажетца что ты как приедешь то мне лучше будет.

Из письма матери, Евгении Яковлевны,- Чехову. 1879.

А. П. Чехов в год окончания гимназии. Фотография. 1879

Аттестат зрелости, выданный А. П. Чехову по окончании Таганрогской гимназии в 1879 г.

Источник

А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах
Чехов в наши дни

ЧЕХОВ В НАШИ ДНИ

«Чехов». «Литературная газета» от 15 июля 1954 г.

По своему дару видения мира Чехов стоит в чудесном ряду русских классиков XIX века, в ряду, открытом сияющим именем Пушкина. По писательскому искусству своему, которое восхищает нас строгой простотой формы, Чехов является классиком мировым. Язык его останется примером долговечных достижений русской литературы.

Константин Федин. «Доброе и ясное имя».

А. П. Чехов. Портрет работы С. М. Чехова. 1948

Верный сын и спутник России, Чехов идет и нынче в ногу с нею. Он свой везде, желанн и всюду: он запросто входит в дом стахановца, присаживается к столу академика, перед атакой беседует в землянке с офицером и бойцом. Народ отразился в Чехове, и Чехов отразился в духовном облике своего народа. Героиня Зоя сделала тезисом своего житейского поведения слова его героя Астрова. Какая честь для литератора, даже для гения. Да, Чехов жив, он работает вместе с нами и, порою, больше иных живых литераторов нашего времени. Чехов дожил до торжества и расцвета правды.

Леонид Леонов. «Речь о Чехове». Произнесена на торжественном заседании в Большом театре, в Москве, 16 июля 1944 г.

Собрания сочинений и отдельные произведения Чехова на русском языке (за советские годы). Монтаж

По данным Всесоюзной книжной палаты (на 1 января 1957 г.) произведения А. П. Чехова изданы в СССР за 1917-1956 годы в количестве 1125 книг общим тиражом 49130 тысяч экземпляров на 71 языке народов СССР и зарубежных стран.

А. Н. Толстой. Телеграмма трудящимся Таганрога, 1944.

Прежде всего бросается в глаза особая заинтересованность Владимира Ильича произведениями А. П. Чехова.

В. И. Ленин. Фотография

Приветствуемый «Освобождением», тов. Старовер продолжает в новой «Искре» каяться в грехах, содеянных им (по неразумию) участием в старой «Искре». Тов. Старовер очень похож на героиню Чеховского рассказа «Душечка». Душечка жила сначала с антрепренером и говорила: мы с Ваничкой ставим серьезные пьесы. Потом жила она с торговцем лесом и говорила: мы с Васичкой возмущены высоким тарифом на лес. Наконец, жила с ветеринаром и говорила: мы с Количкой лечим лошадей. Так и тов. Старовер. «Мы с Лениным» ругали Мартынова. «Мы с Мартыновым» ругаем Ленина. Милая социал-демократическая душечка! в чьих-то объятиях очутишься ты завтра?

В. И. Ленин. «Социал-демократическая душечка». Сочинения, т. 9, стр. 384.

М. И. Калинин. Фотография

Чехов. неподражаемый мастер русского слова. Он как бы от избытка, совершенно непроизвольно показывал образы (типы) встречавшиеся ему на каждом шагу в повседневной жизни…

Он рисовал в целом убийственную картину русского мещанства и чиновничества с их косностью, тупостью и черствостью. Он живописно и метко изображал политический гнет, ограбление крестьян помещиками и кулаками, безысходность крестьянства при царизме и капитализме. Несмотря на исключительную скупость в словах, несмотря на отсутствие внешних проявлений чувств к своим героям, он так покоряет читателя, так воздействует на него, что тот сам делает необходимый вывод.

Надо полагать, что художественные восприятия Чехова заставляли его думать и о средствах избавления людей от существовавшего гнета.

М. И. Калинии. «Об овладении марксизмом-ленинизмом работниками искусств».

А. В. Луначарский. Фотография

Чехов… рано убитый чахоткой, по самому складу и своей эпохи и своего характера шел все вперед от политического безразличия к либерализму, от либерализма к позициям радикального демократизма. Глубоко веря в прогресс науки и в предстоящий общественный сдвиг, он восклицал: «В электричестве больше человеколюбия, чем в толстовском непротивлении и вегетарианстве!» Чехов шел вперед и выше, и никто не знает, как реагировал бы он на великие акты революции, если бы дожил до наших дней.

А. Луначарский. Предисловие к Собранию сочинений А. П. Чехова. 1929.

Статья Аветика Исаакяна ‘Антон Чехов’. 1944

Вечно живой и близкий Чехов всегда с нами.

Аветик Исаакян. «Антон Чехов». 1944.

Сочинения Чехова на языках народов СССР. Монтаж

Ионас Доейдайтис. «Близкий и необходимый».

А. П. Чехов. Гравюра на дереве художника Хуан Юй-юня. 1954

Чехов пользуется на Востоке огромной любовью. В Китае переведены почти все его произведения… как и вся русская культура, творчество Чехова стало культурным достоянием всего человечества.

Влияние Чехова на новую литературу и искусство Китая поистине огромно…

Го Мо-жо. «Чехов на Востоке».

Произведения Чехова на китайском языке. Монтаж

…На китайский язык…переведены почти все основные произведения Чехова… Переводами произведений Чехова занимался и Лу Синь. Произведения Чехова оказывали и оказывают огромное влияние на творчество китайских писателей. Китайские писатели учатся у Чехова…любви к «маленьким людям», его вере в созидательные силы народа.

Чжань Тань-и. «Художник слова, народный писатель».

Лу Синь. Портрет работы А. Яр-Кравченко. 1952

Я чувствую, что русская литература и культура богаче других. Между культурой и литературой Китая и России существует какая-то связь, у них есть общие черты. Чехов является моим самым любимым писателем.

Водевиль «Предложение» в постановке Китайского Художественного театра молодежи. Фотография

Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного народа; его страдания и борьбу.

Лу Синь. «Приветствую связи Китая и России». 1932.

Бернард Шоу. Фотография

Б. Шоу. Пьеса ‘Дом, где разбиваются сердца’ (Фантазия в русском стиле на английские темы) и др. Лондон. 1929

Пьесы А. П. Чехова, изданные в США. Нью-Йорк. 1950

В плеяде великих европейских драматургов. Чехов сияет, как звезда первой величины.

Томас Манн. Фотография

А. П. Чехов. Пьесы. Перевод на французский язык Эльзы Триоле. Париж. 1954

Статья Томаса Манна ‘Чехов’. 1954

. Чехов, как и Мопассан, которого я знал, впрочем, значительно лучше, был мастером «малой формы», автором коротких рассказов. По своей художественной интенсивности они превосходят великие творения большого объема, которые порой неизбежно теряют темп и становятся почтительно-скучными. Если в своей дальнейшей жизни я это понял лучше, чем в молодости, то обязан этим главным образом знакомству с повествовательным искусством Чехова, которое, несомненно, принадлежит ко всему самому сильному и самому лучшему в европейской литературе.

Томас Манн. «Чехов». 1954.

А. И. Толстой. «Три сестры» в постановке В. И. Немировича-Данченко. 1940.

. Значение Чехова в истории Художественного театра не ограничивается первым периодом деятельности МХАТ. оно гораздо глубже и шире. Чехов, а затем и Горький явились не только основными авторами Художественного театра; смело можно сказать, что им. принадлежит ведущая роль в формировании и развитии искусства МХАТ. Чехов и Горький были идейными наставниками коллектива Художественного театра в период первой русской революции, но своими произведениями они на многие десятилетия определили содержание искусства МХАТ и его творческий метод.

Читайте также:  Рассказы о животных дошкольное чтение

Нар. артист СССР М. Кедров. «Чехов и МХАТ»

‘Вишневый сад’. Афиша премьеры Московского театра им. Ленинского Комсомола. 1954

Джон Голсуорси. 1928.

Чехов стал близок сердцу англичан.

Английская актерская школа узнала много от русского драматурга. Изучение и постановка его пьес породили глубокое внимание к социальной правде. Чехов научил наших актеров говорить живым голосом, потому что он влиял, открывая социальную правду.

Монтегю Слейте р. «Драматург, которому мы многим обязаны».

‘Три сестры’ в постановке Будапештского театра. Фотография

‘Дядя Ваня’ в постановке Варшавского Камерального театра. Фотография

‘Дядя Ваня’ в постановке Филиала Будапештского Национального театра им. Иожефа Катона. 1953. Фотография

‘Три сестры’ в постановке Бухарестского Национального театра им. Караджале. 1954. Фотография

‘Вишневый сад’ в постановке Пражского Национального театра. 1951. Фотография

Освоение кинематографом чеховского наследия только начато. Чеховская эстетика, чеховское творчество уже оказали и еще окажут самое благотворное влияние на советское искусство. Мы твердо уверены, что скоро оживут на экране бессмертные образы Чехова, мы увидим его глубокие и умные произведения, полные любви к простому русскому человеку и ненависти ко всему пошлому и подлому, что мешало человеческому счастью.

‘Вишневый сад’ в постановке Нью-Йоркского театра. Фотография

‘Три сестры’ в постановке итальянского театра ‘Элизео’. 1953. Фотография

‘Чайка’ в постановке Лондонского Нового театра. 1936. Фотография

Статья ‘Поэтический реализм в произведениях Антона Чехова’ к программе постановки ‘Чайки’ во французском театре ‘La Comedie de l’Est’. Париж. 1954

‘Чайка’ в постановке французского театра ‘La Comedie de l’Est’. Париж. 1954. Фотография

‘Чайка’ в постановке Венского Бургтеатра. Фотография

Таганрожцы свято чтут память своего великого земляка. Еще в 1933 году исполком Таганрогского совета депутатов трудящихся вынес решение о создании в домике, где родился А. П. Чехов, мемориального музея.

В том же. году было принято решение об организации в Таганроге Литературного музея А. П. Чехова. 30 мая 1935 года Литературный музей был открыт для обозрения.

А. Пушкаренко. «Чехов и Таганрог».

Всю свою сознательную жизнь я посвятила брату, стараясь во всем ему помогать, создавать ему обстановку, наиболее благоприятную для творчества. После смерти брата я осталась одна в завещанном им мне ялтинском доме.

Я решила остальную часть своей жизни посвятить делу сохранения для народа памяти о писателе. Я оставила ялтинский дом брата в неприкосновенности, в том виде, каким он был при его жизни. Вскоре же, увидя, какой интерес проявляется к писателю Чехову со стороны русской прогрессивной интеллигенции, я создала в этом доме мемориальный музей.

М. Чехова. «Великий русский писатель».

‘Налим’. Постановка режиссера Н. Береснева. Кадр из кинофильма. Белгоскино. 1938

‘Маска’. Постановка режиссера С. Сплошыова. Кадр из кинофильма. Белгоскино. 1938

Сегодня все народы нашей социалистической Родины, а с ними все передовое человечество, все, кому дороги завоевания передовой культуры, отмечают пятидесятую годовщину со дня смерти великого русского писателя, гениального художника слова Антона Павловича Чехова.

«Антон Павлович Чехов». «Правда» от 15 июля, 1954 г.

Широкое участие общественности всего Советского Союза в проведении мероприятий, связанных с 50-летием со дня смерти А. П. Чехова, говорит о том, что наш народ никогда не забывает своего великого писателя и отвечает ему такой же любовью, какой и он безгранично любил свой народ.

М. Чехова. «Великий русский писатель».

Таганрог. Улица Чехова. Фотография, 1954

Таганрог. Улица Чехова, 69. Дом, где родился Чехов (ныне музей). Фотография. 1954

Таганрог. Бюст А. П. Чехова перед зданием школы его имени. Фотография. 1954

Таганрог. Школьный музей им. А. П. Чехова в классе, в котором писатель заканчивал курс мужской гимназии. Фотография. 1954

Мелихово. Усадьба Чехова. Бюст А. П. Чехова работы скульптора Г. Мотовилова. Установлен в 1951 г. Фотография. 1953

Мелихово. Колхоз им. Чехова. Фотография. 1953

Мелихово. Флигель, ныне музей А. П. Чехова. Фотография. 1954

Мелихово. Кабинет Чехова во флигеле. Фотография. 1954

Наш народ любит Антона Павловича Чехова, как своего родного писателя. Плодотворное влияние оказал Чехов на многих болгарских писателей. Чеховская драматургия помогала и помогает совершенствоваться нашим театрам. Чехов был подлинно народным писателем, именно поэтому он и сейчас наш соратник в борьбе за мир, за дружбу между народами.

Ялта. Санаторий им. А. П. Чехова, б. ‘Яузлар’. Фотография. 1954

Ялта. Театр им. А. П. Чехова Фотография. 1954

Мария Павловна Чехова, сестра писателя, основатель мемориального Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Рисунок С. М. Чехова. 1948

Ялта. Дом-музей А. П. Чехова. Рисунок С. М. Чехова. 1948

Дом-музей А. П. Чехова. Кабинет. Рисунок С. М. Чехова. 1948

Дом-музей А. П. Чехова. Столовая. Рисунок С. М. Чехова. 1943

Грозный. Сквер им. Чехова с бюстом писателя. Фотография, 1953

Санаторий для туберкулезных больных им. А. П. Чехова вблизи поселка Чехова Истринского района, Московской обл. Фотография. 1954

Ленинград. Улица Чехова. В этом доме Чехов часто останавливался у А. С. Суворина. Фотография. 1954

Ленинград. Улица Чехова. Фотография. 1954

Пароход ‘Чехов’. Фотография. 1944

Бессмертное, подлинно народное творчество великого русского писателя-реалиста Антона Павловича Чехова всегда будет служить для нас, иностранных писателей, лучшим примером.

Москва. Улица Чехова, 6. Малая Дмитровка. Фотография. 1949

Москва. Здание Московского Художественного академического театра им. М. Горького, где часто бывал Чехов. Фотография. 1954.

Москва. Дом Фиргана на б. Малой Дмитровке, ныне ул. Чехова, где писатель жил в 1892 г. Фотография. 1954

Москва. Дом-музей А. П. Чехова на Садово- Кудринской улице. Фотография. 1954

Москва. Открытие Дома-музея А. П. Чехова на Садово-Кудринской улице. Выступление О. Л. Книппер-Чеховой. Фотография. 1954

Москва. Новодевичий монастырь. Траурное собрание у могилы А. П. Чехова Фотография. 1954

Новодевичий монастырь. У могилы Чехова артисты Московского Художественного академического театра им. М. Горького: М. М. Яншин, О. Л. Книппер-Чехова, В. А. Орлов и А. К. Тарасова. Фотография. 1954

Москва. Председатель Всесоюзного юбилейного комитета по проведению 50-летия со дня смерти Чехова К. А. Федин с китайским писателем Ба Цзинем и румынским писателем Михаем Бенюк на открытии Дома-музея А. П. Чехова. Фотография. 1954

‘Антон Павлович Чехов’, передовая газеты ‘Правда’ в день 50-летия со дня смерти великого писателя. Фотография

Постановление Всесоюзного юбилейного комитета по проведению 50-летия со дня смерти А. П. Чехова, напечатанное в ‘Правде’ 15 июля 1954 г. Фотография

Москва. Дом Союзов в дни юбилея Чехова. Фотография. 1954

Москва. Выступление представителя Всемирного Совета Мира Рибейро на торжественном собрании в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Фотография. 1954

Москва. Колонный зал Дома Союзов. Выступление китайского писателя Ба Цзиня на торжественном собрании памяти А. П. Чехова. Фотография. 1954

Москва. Колонный зал Дома Союзов. Президиум торжественного собрания, посвященного 50-летию со дня смерти А. П. Чехова. Фотография. 1954

Москва. Колонный зал Дома Союзов. Выступление болгарского писателя Людмила Стоянова на торжественном собрании памяти А. П. Чехова. Фотография. 1954

Москва. Колонный зал Дома союзов во время торжественного собрания, посвященного 50-летию со дня смерти А. П. Чехова. Фотография. 1954

А. П. Чехов. Гравюра Е. Голяховского. 1954

Сила и значение литературного творчества Чехова состоит в том, что оно глубоко народно. Недаром так популярен Чехов. Произведения его издаются у нас миллионными тиражами, и нет такой библиотеки, где бы не имелось чеховских книг, нет такого театра, который бы не ставил на своей сцене пьес Чехова. Имена многих персонажей чеховских произведений стали нарицательными, а многие выражения вошли в народную речь.

Великий сын русского народа, защитник прав человека, мечтатель о человеческом счастье, Чехов близок и дорог сотням миллионов людей. Творчество Чехова вошло в сокровищницу мировой культуры. Человечество стало богаче и благороднее оттого, что в России был Чехов.

Источник

Познавательное и интересное