Доклад на тему Арктика для 4 класса сообщение
Арктикой называют северную часть планеты, находящуюся за полярным кругом. Арктическая граница проходит примерно на 66°33 / с.ш. Но встречают и места, заходящие в южные районы. Температура здесь опускается ниже 60 градусов, часто бывают метели и бураны.
Пейзажи арктики не отличаются сравнительным разнообразием. Деревья практически отсутствуют, встречаясь лишь на участках лесотундры. Они представлены карликовыми березами, ближе к границе с тайгой встречаются представители семейства покрытосеменных: сосны и ели. Покров представлен мхами и лишайниками, встречаются редкие злаковые и осоковые. В относительно короткое лето, когда температуры почты может прогреться до 20°C растительный покров немного разнообразнее.
В виду жестких погодных условий животный мир тоже не разнообразен. Для животных этой полосы главное не переохлаждаться, поэтому у всех здесь имеет солидный запас подкожного жира, который выполняет роль грелки. Здесь можно встретить таких животных как: северные олени, овцебыки, белые медведи, песцы, зайцы, лемминги. Из птиц встречаются белые сов, куропатки, куры. Арктические моря полны тюленей, моржей, белух и нарвалов. Только здесь можно увидеть самое большое водное млекопитающее – гренландского кита.
Благодаря тому, что большая часть территории покрыта многовековыми льдами, здесь имеется большой запас природных ископаемых, не тронутых человеком. Минеральные ресурсы представлены золотом, медью, никелем, апатитами, также встречается самый твердый камень – алмаз. Благодаря новейшим технологиям на территории арктики возможна добыча таких полезных ископаемых как нефть, природный газ, каменный уголь.
Несмотря на то, что территория малопригодна для комфортного жительства, здесь все же проживают люди. Коренные народы арктики представлены эскимосами, иннуитами. Люди в основном занимаются здесь оленеводством и добычей рыбы.
Вариант №2
Необыкновенный интерес сразу в нескольких областях наук таких, как география, биология, история вызывает северная полярная область нашей планеты. Это связано с тем, что она имеет особенности, связанные с ее географическим расположением, своеобразием растительного, животного миров, климатом.
Из-за присутствия вечной мерзлоты рельеф этой местности также необычен. Некоторая часть представлена горным рельефом, другая имеет ледовый покров, занимающий основную часть Арктики. Однако зона арктических пустынь, представленная каменистой поверхностью, также временами радует глаз жителей.
Мир фауны Арктики имеет свои особенности. Видовое разнообразие живых существ, населяющих территорию Арктики, скудное. Однако их количество велико.
Группу хищников Арктики представляют волк, росомаха, белый медведь, писец. Среди травоядных животных распространен северный олень, овцебык.
Несмотря на большую отдаленность Арктики, человек порой необдуманно относится к ним, подвергая исчезновению на всю жизнь. Поэтому некоторые животные арктической зоны на сегодняшний день занимают позиции в Красной книге (атлантический морж, белый медведь, овцебык).
Население Арктики представлено иннуитами, эскимосами, которые в силу холодных климатических условий, имеют своеобразные способы добычи пищи, собственные привычные методы построения жилищ. Коренные жители этой местности имеют свои традиции и культуру. Чукчи и ненцы освоили территорию Северно Евразии.
Арктика доклад-сообщение
К северной полярной части земли относится Арктика, про которую пойдет речь в этой статье. Здесь практически всегда бушует непогода и поднимается очень сильная буря. Кроме этого здесь постоянно дуют холодные ветры, да к тому же и мороз. В основном морозы поднимаются примерно до шестидесяти градусов. Можно подумать, что при такой погоде здесь жить нельзя, но на самом деле здесь имеется жизнь. Здесь обитает огромное количество разных животных, птиц, растений или рыб. Есть такие животные или даже рыбы, которых невозможно увидеть в любой другой части страны.
Обычно границу Арктики очерчивают до Северного полярного круга. Конечно, некоторые границы могут уходить глубоко в южные районы. Арктика занимает все острова и моря, которые находятся рядом с ней.
Рельеф побережий, а также и островов разный. Практически половина Гренландии покрыта льдом. Он примерно достигает около трех тысяч пятисот метров.
В лесу живет огромное количество разных видов медведей, оленей, песцов, а также зайцы, совы и другие птицы. Самой главной задачей здесь является помочь сохранить тепло. Ведь здесь постоянно холодно и не все животные могут ужиться в таких условиях. Обычно там живут только те животные, у которых имеется жирный покров или толстая шерсть. Кроме этого у них имеется специальное приспособление. Им является белая шерсть, при помощи которой они могут спрятаться от других хищников.
Также нужно отметить, что здесь выпадает большое количество снега, и многие животные не выходят наружу, потому что им очень тяжело передвигаться по нему. Кроме этого от большого обилия снега многие птицы не могут добыть себе еду и поэтому спустя некоторое время умирают. Как только лед начинает сходить, то птицы прилетают сюда, а как только лед и снег выпадает, то птицы собираются и улетают в жаркие страны.
Удобно здесь чувствуют себя только белые медведи, а также нерп. Кроме этого условия для проживания разных животных напрямую зависят от погодных условий. Летом многие животные стараются выносить и родить потомство. Также они добывают себе еду не только на лето, но еще и на зиму. Конечно, лето здесь не такое уж и жаркое. В зимнее время они стараются выжить в разных условиях, и порой эти условия бывают очень сложными и многие животные не выдерживают их и умирают. Также зимой здесь ни разу не выходит солнце. А вот светят в Арктике обычно либо луна, либо северное сияние. Многие животные учатся охотиться в темноте.Не т
олько ученым, но и многим другим людям очень интересно узнать, как живут здесь разные животные, а также как они выживают в таких холодных условиях. Человек постоянно изучает Арктику. Кроме этого больше всего на свете сюда хочется приехать еще и рыбакам, а также охотникам.
Наверное, каждому известно о том, что белый медведь является главным животным в Арктике. И многие люди приезжают сюда для того чтобы посмотреть на разные виды животных. Потом они отрезают от него шкуру, а также мясо.
Отличить его от любого другого медведя можно легко и просто. И в этом его выдает длинная шея, а также плоская голова. Шерсть у него обычно черного цвета.
Для 4 класса, 3, 8 класс окружающий мир
Арктика
Популярные темы сообщений
Тур Хейердал, будущий путешественник – океанолог, исследователь материков, появился на свет 6 октября 1914 года в Норвегии, в городе Ларвик. Семья его родителей была зажиточной и уважаемой, где кроме него было еще шестеро детей.
Зона арктических пустынь
Особенности климата
Начиная с середины осени солнца в Арктике уже не видно – так начинается полярная ночь, которая будет царствовать в течение пяти долгих месяцев. В этот период видимость на территории арктических пустынь снижается, и понять, что на улице – день или ночь, можно только по часам.
Иногда полярная ночь может порадовать необычным природным явлением – полярным сиянием. В течение нескольких минут или даже нескольких суток на небосклоне появляются разноцветные переливающиеся всполохи, которые поражают своей красотой.
Рис. 1. Полярное сияние
Таблица “Характеристика природной зоны арктических пустынь”
Северный Ледовитый океан, все моря и острова, принадлежащие ему.
Зима длинная очень холодная. Лето также холодное, короткое. В течение года полярный день и полярная ночь.
Белый медведь, тюлень, морж, кит, касатка.
Гагара, тупик, кайра.
Рыболовство, охота, грузовые перевозки на судах, научная исследовательская работа.
С приходом весны полярная ночь отступает: на небе вновь появляется солнце, световой день начинает постепенно увеличиваться. В период с мая по июнь в зоне арктических пустынь и полупустынь солнце светит постоянно – в свои права вступает полярный день.
Природа арктических пустынь
Все арктические растения – настоящие карлики, которые не вырастают выше 10 см. Это обязательное условие для выживания в условиях ветреной погоды.
Поскольку растительный мир Арктики очень беден, источником пропитания для животных является море. В его водах активно размножаются всевозможные рачки и водоросли – первое и очень важное звено цепи питания арктической зоны.
Мелких рачков едят рыбы, усатые киты и птицы. Рыбой, в свою очередь, питаются тюлени, на которых охотится самый главный арктический хищник – белый медведь.
Рис. 2. Белый медведь
Одним из самых значимых заповедников на территории Арктики является заповедная зона на острове Врангеля. Сюда на гнездовье прилетает огромное количество морских птиц, в том числе и очень редких: розовая чайка, тупик, кайра, белый гусь, чайка. Остров Врангеля – любимое место для выведения потомства белых медведей, и только здесь можно встретить самое крупное копытное животное Арктики – овцебыка.
Животный мир арктических пустынь не отличается разнообразием – далеко не все животные способны выдерживать столь суровые погодные условия. Только при переходе в зону тундры можно встретить иных представителей фауны. Но даже для этого региона актуальны проблемы охраны природы: некоторые животные и птицы находятся в Красной книге.
Население арктических пустынь
В Арктике проживают эскимосы, которые смогли приспособиться к жизни в условиях постоянного холода. Для постройки жилья им не нужны строительные материалы: зимой они строят снежные хижины, а летом живут в палатках из костей и шкур животных.
В условиях арктических пустынь эскимосы не могут заниматься земледелием, и единственным их кормильцем является море. Они добывают себе пропитание, занимаясь рыбной ловлей и охотясь на тюленей, моржей, китов.
Для передвижения по суше эскимосы используют собачьи упряжки, а по морю они путешествуют на специальных байдарках.
Что мы узнали?
При изучении одной из тем по программе 4 класса Окружающего мира, мы узнали, где расположена зона арктических пустынь. Мы выяснили характерные черты этой природной зоны: особенности климата, растительного и животного мира, ведения быта местного населения.
Тундра стр. 84 – 94
1) Рассмотри фотографию и представь себе тундру. Чем она отличается от арктической пустыни? Опиши тундру по фотографии.
Описание тундры для 4 класса
Если арктические пустыни представляли собой сплошной лёд и скалы островов, то тундра уже имеет растительность, а значит и слой почвы. Растительность в тундре невысокая, карликовые деревья, кустарники, цветы, лишайники.
А также в тундре много воды, ведь по рельефу тундра ближе к низменностям. И талую воду не пропускает вглубь слой вечной мерзлоты, расположенный почти у самой поверхности почвы.
Зимой тундра покрыта глубоким слоем снега, но летом, снег тает, и тундра оживает.
2) Найди тундру на карте природных зон. Что ты можешь рассказать о ней по карте?
Тундра расположена вдоль всего побережья Северного ледовитого океана. Это природная зона с суровым, холодным климатом. Зимой в тундре очень холодно, лето короткое и сравнительно тёплое.
3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения тундры. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре.
В тундре растут низкорослые деревья и кустарники — полярная ива, карликовая берёза, морошка и мхи. Эти растения приспособились к суровым условиям обитания. Они низкорослые, и зимой их укрывает слой снега, защищающий от самых сильных морозов.
Цветут эти растения очень быстро и успевают дать семена за короткое лето.
4) По рисунку учебника (с. 86 — 87) познакомьтесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите в тексте учебника.
Животный мир тундры более богат, чем животный мир арктических пустынь.
В тундре также много птиц, но теперь среди них преобладают водоплавающие гуси, утки, журавли, кулики. Они гнездятся по берегам болот и питаются рыбой, и мелкими ракообразными.
В тундре сравнительно много растительности, поэтому здесь появляются стада северных оленей, травоядных животных, которые питаются кустарниками и ягелем. У северных оленей густой мех и раздвоенные копыта. Мех защищает оленей от мороза и кровососущих насекомых, а широкие копыта позволяют летом ходить по топкой почве, а зимой раскапывать глубокий снег, в поисках корма.
В травах также водятся куропатки и лемминги, небольшие, очень вкусные грызуны. А раз появились грызуны, то появятся и охотники на них.
Хищниками тундры являются песцы, полярные совы, кречет.
5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.
Пример экологических связей в тундре для 4 класса
В тундре водятся лемминги, и от них зависит существование песцов и белых сов. Чем больше леммингов, тем больше пищи для песцов и сов, а значит больше появляется щенков у песцов и птенцов у сов. Численность этих хищников увеличивается.
Но чем больше хищников, тем меньше остаётся леммингов. И когда еды перестаёт хватать, начинает уменьшаться численность песцов и сов.
Другой пример. Растения в тундре карликовые, потому что они не успевают вырасти за короткое лето, высокие растения хуже переносят мороз, их вырывают сильные ветра, им не хватает почвы для корней.
Пример модели цепи питания, характерной для тундры 4 класс
Для тундры характерны следующие цепи питания:
Ягель — северный олень — человек.
Личинки комаров — кулик — кречет.
Морошка — белая куропатка — белая сова.
Кустарники и морошка — лемминги — песец
Обсудим!
1. Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?
Общие черты тундры и зоны арктических пустынь:
3. Незначительное видовое разнообразие.
4. Суровые зимы и короткое лето.
Различия тундры и зоны арктических пустынь:
1. В тундре появляются кустарники и карликовые деревья
2. В тундре появляется слой почвы
3. В тундре много насекомых
4. В тундре появляются зимующие птицы.
5. В тундре нет крупных хищников.
Сходство тундры и арктических пустынь обусловлено похожими климатическими условиями. Однако в тундре чуть теплее, что обуславливает различия в природе.
2) Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит? Что нужно сделать, чтобы этого не допускать?
Передвижение гусеничных вездеходов разрушает верхний слой почвы. Этот слой очень слаб и на его восстановление могут уходить десятилетия. Чтобы не допустить разрушение слоя почвы. Следует больше использовать вертолёты, использовать шины низкого давления.
Розлив нефтепродуктов. Загрязняет природу. Во избежание утечек нефтепродуктов следует использовать новые технологии, исключающие попадание нефти в окружающую среду.
Браконьерство наносит ущерб животным тундры. Браконьеров нужно ловить и сурово наказывать.
Пастбища иногда погибают, если оленей слишком долго пасут на одном месте. Нужно чаще менять пастбища, перегонять стада оленей на новые места.
Проверь себя
1) Покажи на карте зону тундры.
Зона тундры расположена вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, и обозначена фиолетовым цветом.
2) Дай краткую характеристику зоны тундры по плану, приведённому на с. 71.
Краткая характеристика зоны тундры для 4 класса
Название зоны: Тундра
Особенности природы: Суровые зимы, два месяца полярной ночи, короткое лето, вечная мерзлота. Обитают многие виды птиц, северные олени, песцы, лемминги, комары. Из-за суровых зим растительность в тундре низкорослая. Из-за вечной мерзлоты слой почвы очень тонкий.
Использование зоны человеком: В тундре пасутся стада северных оленей, здесь добывают нефть и природный газ.
Экологические проблемы: нарушение слоя почвы, браконьерство, розлив нефтепродуктов, обнищание олених пастбищ.
Задания для домашней работы
1) Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.
Готовые рисунки “Как я себе представляю тундру”
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе? Объясни их с помощью текста рассказа.
Под названием ягель объединены несколько видов лишайника рода Кладония. Это кладония альпийская, кладония оленья, кладония лесная, и некоторые другие.
В этом рассказе раскрыты связи между мхом и северными оленями. Оказывается, ягель растёт очень медленно, и если бы олени не кочевали, то пастбище быстро бы погибло. Поэтому олени возвращаются на старое пастбище только через десять лет. Ягель — основной корм оленей в долгие полярные зимы. Без этого растения здесь не смогли бы жить северные олени.
3) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабочей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном.
Сообщение о Северном олене — животном тундры для 4 класса
Северный олень — одно из самых важных для человека животных природной зоны тундры.
Это млекопитающее семейства оленей, которое приспособилось к обитанию в суровых условиях Крайнего Севера. Человек давным-давно одомашнил северных оленей и оленеводство является основным занятием коренных народов тундры.
При этом, наряду с одомашненными оленями, есть и олени дикие, которые внесены в Красную книгу, потому что численность их постоянно уменьшается.
Северные олени — животные не очень высокие. Высота в холке в среднем приближается к полутора метрам, вес не достигает и 200 килограмм. Зато у северных оленей огромные ветвистые рога, причём это единственный вид оленей, у которого рогами украшены даже самочки.
Питаются северные олени любой растительностью тундры. Летом это карликовые кустарники, ягоды, реже мхи и лишайники. Зимой рацион северных оленей составляет исключительно ягель, лишайник, который прозывают оленьим мхом.
Олени выкапывают ягель из-под глубоко снега, используя для этого свои широкие, раздвоенные копыта.
Природных врагов у северных оленей нет, зато они конкурируют за место на пастбищах с леммингами. Чем выше численность леммингов, тем меньше растительности остаётся северным оленям.
Северный олень — прекрасное и очень полезное животное. Которое нужно защищать и беречь.
Сообщение о карликовой березе — растении тундры для 4 класса
Карликовая берёза — это растение семейства Берёзовых, то есть очень близкий родственник обычной берёзы, высокой, белоствольной красавицы.
Но карликовая берёза не имеет высокого ствола, в условиях тундры он стал бы только помехой. Ведь в тундре большую часть года дуют сильные ветра, и высокое дерево просто было бы вырвано с корнем. Да и укорениться в тундре негде — слой почвы очень тонок, а пробить лёд вечной мерзлоты корни не могут.
Вот и стелется карликовая берёза вдоль самой поверхности, превращаясь в густой кустарник. Редко, когда его высота превышает один метр. Зато он очень густой. Такие заросли жители севера называют ёрник.
Из-за того, что лето в тундре очень короткое, карликовая берёза начинает цвести ещё до того, как у неё распускаются листья, а плоды берёзы созревают уже в конце мая, начале июня.
Карликовая берёза является любимым лакомством северных оленей, но едят они её только летом.
На следующем уроке
Вспомни, больше или меньше тепла получают от Солнца лесные зоны по сравнению с зоной тундры. Что ещё ты знаешь о лесах? В каких лесах тебе приходилось бывать?
В лесных зонах значительно теплее, чем в тундре. Эти зоны расположены южнее и получают больше солнечного тепла.
Леса делятся на хвойные, смешанные и широколиственные. Я была в разных лесах – в тайге, в дубраве, в березняках, в смешанных лесах.
Природные зоны в сравнении Арктика и Тундра 4 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ.docx
АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ
Название зоны _____________________________________________________
Расположение на карте______________________________________________
Особенности приспособления живых организмов к жизни в этой зоне:
Использование этой зоны человеком__________________________________
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Природные зоны в сравнении.Арктика и Тундра.docx
« Природные зоны. Арктика и Тундра в сравнении ».
Составитель: Титовец Марина Ивановна, учитель начальных классов
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне тундры;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
— карта природных зон;
— презентация «Арктика и Тундра»;
-мультимедийный учебник «Окружающий мир» уроки Кирилла и Мефодия 4 класс.
Всё на свете узнать невозможно,
Но стремиться узнать что-то новое,
И открыть для себя неизвестное,
Несомненно, друзья мои, можно.
Актуализация знаний учащихся.
Демонстрация отрывка из мультфильма «Умка» (стук в дверь, посылка с заданиями от медвежонка)
-Где живут белые медведи?(В Арктике)
-Что мы знаем об Арктике?(это природная зона России)
-Какую природную зону вы можете назвать ещё кроме Арктики, уже знакомую вам? (Тундра)
-Арктика, тундра… зачем нужны эти понятия сегодня на уроке?(Подводим учащихся к теме урока)
Все ли зоны Земли Солнце обогревает одинаково?(работа с теллурием, вывод учащихся о том, что всё зависит от угла падения солнечных лучей. По каким направлениям можно работать, сравнивая природные зоны? Ваши предложения…
Выявить все, что знают учащиеся по этой теме, затем показать слайд.
Работа по теме урока.
Что же такое природная зона?
(Ответы учащихся) Особенности каждой природной зоны зависят от получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова. В каждой из них свой животный и растительный мир.
В словаре это понятие определяется так:
(показать толковый словарь, учащиеся находят определение и зачитывают его)
«Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром.»
Сейчас вы будете работать в группах, которые сформированы на прошлых уроках. Каждый из вас помнит правила работы в группе.(есть ответственный ученик, работаете сообща, прислушиваетесь к мнению других, отстаиваете и свою точку зрения. Главное правило – в группе работают все учащиеся. Напоминаю вам и про оценочные листы.)
На уроке работают группы географов, ботаников, зоологов, экологов. План работы и задания вы найдете в конвертах, которые были в посылке. Каждая группа работает по своему плану 10 минут. Затем предоставляете отчет о проделанной работе.
Ребята, вы справились с заданиями, вспомнили особенности двух природных зон Арктики и Тундры. А вот если бы нам сейчас предложили отправиться туда в путешествие, какая одежда нам подошла бы?
учащиеся выбирают необходимую одежду.
А вот так выглядит одежда коренного населения Тундры.(+ песня Увезу тебя я в тундру)
Слайд Почему так одеты люди? С чем это связано? (это очень холодные природные зоны) исполнитель песни хотел увезти нас в тундру, а мы сейчас немного отдохнем, побывав в Арктике.
Физминутка. ( слайды из презентации)
(Далее выступление каждой группы.)
А теперь мы предоставляем слово для отчета географам.
-Арктика и Тундра – это очень холодные, суровые зоны. В них Много общего, но есть и различия. В тундре немного теплее, почва летом оттаивает лишь до одного метра, много болот и мелких озер. В Арктике почва почти не образуется. Полярная ночь и полярный день.
После выступления предлагается выполнить задание из мультимедийного диска уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир».
Мы познакомились с климатическими условиями Арктики и Тундры. А сейчас нам предстоит как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. Слово ботаникам:
-Мы попытались сравнить растительный мир Арктики и Тундры. Так в Тундре растительный мир несколько богаче, чем в Арктике.
Работая с гербарием, мы нашли три представителя растительного мира Тундры.
Посмотрите на эти растения, они низкорослые, с мелкими листьями. А очень хотелось бы рассмотреть их повнимательнее. Поможет микроскоп. Показывают дети:
во время показа кратко характеризуют
Спасибо группе ботаников за интересную работу.
Очень хочется загадать вам несколько загадок народов Крайнего Севера:
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень,
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… олень.
Злая вьюга сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла
На снегу еле заметные следы,
Всю зиму, до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зелёные блюдца,
не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит… сова полярная.
А теперь выслушаем зоологов.
Животный мир Тундры несколько разнообразнее Арктики, но у животных очень много сходных приспособлений к трудным условиям жизни.
-мы попробуем ответить на самый важный вопрос, что помогает животным выжить в таких суровых условиях.
Густая теплая шерсть у зверей, пух у птиц,
Широкие лапы у зверей,
Близость моря и пищи.
И слово группе экологов.
-Природа Арктики и Тундры необыкновенно ранима и, чтобы сохранить ее, нужно запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.
лист надрезается слева и справа до середины каждого квадрата и складывается. (приложение в виде публикации)
Обобщение проводят учащиеся.
-На уроке мы попытались сравнить две природные зоны – Арктику и Тундру и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения.
Итого нашей работы стала эта книга. (все работы ребят собираем в одну книгу и скрепляем)
Проверьте свои оценочные листы, вспомните все ваши дела во время урока, что вы сегодня успели сделать. Итоговую отметку вы получите в журнал.
Заполнить аналитическую карту, выбрав одну из изученных природных зон.
Выбранный для просмотра документ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИС1.docx
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Оценка за работу в группе
Выбранный для просмотра документ Отчёты групп по заданиям.docx
Отчёты групп по заданиям.
Отличие расположения и климатических условий Арктики и Тундры
-Северная полярная область Земли. Острова покрыты льдом и снегом. Зимой – полярная ночь, летом- полярный день.
Северное (полярное) сияние.
Расположена чуть южнее Арктики
Холодная бескрайняя равнина o
2 месяца – полярная ночь
За короткое лето поверхность оттаивает
на глубину от 50 см до 1 метра
Кругом болота, так как вода не
впитывается в мёрзлую землю
Особенности приспособлений растений Арктики и Тундры
растут в защищённых от ветра местах,
низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли.
Используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.
карликовые формы растений;
их мелкие листья часто свернуты,
одеты волосяным покровом, имеют
растения стелятся по земле, образуя
корни расположены близко к поверхности;
многие растения в цветущем состоянии
яркая окраска цветов, привлекает
Особенности приспособлений животных Арктики и Тундры
Густая, тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
Широкие лапы у зверей,
Близость моря и пищи
белая окраска меха зверей и оперенья
птиц зимой, лишь на короткое время –
летом – сменяется на пёструю;
накопление слоя подкожного жира;
утепление конечностей на зиму: у песцов
– тёплые стельки, у птиц опушение ног;
сезонные миграции и кочевники
(осенью покидают тундру).
Участие человека в жизни Арктики и Тундры
Арктика – главный район морского промысла.(рыболовство)
Северный морской путь.
Проживают малочисленные народы Севера.
Добыча нефти, природного газа, угля.
Выбранный для просмотра документ План работы групп.docx
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Название природной зоны.
2.Особенности климата.(температура, осадки, почва, ветер и т.д.)
3.Особенности неживой природы.
Распределить растения по зонам их произрастания.
Найдите растения Крайнего Севера, рассмотрите их под микроскопом.
Распределить животных по зонам их обитания.
Работа с кроссвордом.
Дополнить рассказ о животном мире Арктики и Тундры.
Подумайте и дайте ответы на эти вопросы:
1.Экологические проблемы Арктики и Тундры.
2. Как сберечь ранимую природу Арктики и Тундры?
Выбранный для просмотра документ Учащимся 4 б класса.docx
Выбранный для просмотра документ арктика и тундра.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Зона Арктических пустынь Зона Тундры Карта России. Природные зоны.
природная зона осадки Деятельность человека Определённая территория животный мир растительный мир почва вода температура воздух
Не загрязняй моря Арктики и океан! Лов рыбы ограничен! Ограничена охота на животных!
Выбранный для просмотра документ географы фото.docx
Выбранный для просмотра документ задания для групп.docx
ДОПОЛНИ РАССКАЗ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ТУНДРЫ.
ДОПОЛНИ РАССКАЗ О ЖИВОТНОМ МИРЕ ТУНДРЫ.
ДОПОЛНИ РАССКАЗ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ АРКТИКИ.
ДОПОЛНИ РАССКАЗ О ЖИВОТНОМ МИРЕ АРКТИКИ.
ДОПОЛНИ РАССКАЗ О ПРИРОДЕ АРКТИКИ И ТУНДРЫ.
ДОПОЛНИ РАССКАЗ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ АРКТИКИ И ТУНДРЫ.
Природа и очень ранима.