Презентация для детей «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
Ирина Ким
Презентация для детей «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
Слайд № 2 Струнно-смычковые инструменты
В эту группу входят изящные, аристократичные инструменты разных размеров, сделанные из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.
1. ВИОЛОНЧЕЛЬ– вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель – прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.
2. КОНТРОБАС– инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестре контрабасы выполняют особое поручение – поддерживают глубокими басами все звучание оркестра, как фундамент здание.
АЛЬТ– инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос – за виолончельный.
Слайд № 4 Деревянные духовые инструменты.
В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейта, гобой, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструмент воздух и нажимает пальцами на клапаны.
1. ГОБОЙ– дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.
2. КЛАРНЕТ– как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.
Слайд № 5. ФАГОТ– самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре – басить.
ФЛЕЙТА– серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной речек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимся водопадом.
Слайд № 6. Медные духовые инструменты
Эта группа привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны это причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.
1. ТУБА– большой, неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекцией похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий, мощный бас.
2. ВАЛТОРНА– закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна – самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.
Слайд № 7 ТРУБА– блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким светлым возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.
ТРОМБОН– Большой изогнутый блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.
Слайд № 8,9 В симфоническом оркестре порой можно встретить и АРФУ, и ФОРТЕПИАНО и ГИТАРУ.
АРФА– изящный, похожий на крыло бабочки инструмент.Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны; и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает, ласкает. Он может то засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.
Слайд № 10. Ударные инструменты
Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ей блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия – ритм.
ЛИТАВРЫ– медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.
ТАРЕЛКИ– два тонких медных, блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают тонкий, звенящий, яркий звук.
Презентация к уроку
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента входящего в состав оркестра. знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представлений о его составе, группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию как одна из важных задач.
Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными шлягерами. Именно поэтому педагоги-музыканты должны обратить особое внимание на развитие основ музыкальной культуры. Тема “Музыкальные инструменты” дает детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.
При знакомстве детей с инструментами симфонического оркестра, мы даём им знания и прививаем навыки вслушивания в музыку. побуждаем различать слуховые впечатления, находить отличия в средствах выразительности и тембровых красках, тем самым активизируем их музыкальное мышление.
Важен вопрос о том, когда и как начинать эту важную и кропотливую работу, в каких формах её проводить. Какие методы использовать.
На занятиях для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра могут быть использованы различные методы. Но в любом случае занятия должны быть системными, с соблюдением принципов доступности и наглядности
Беседы необходимо сопровождать прослушиванием аудиозаписей и показом иллюстраций или проводить в форме презентаций с музыкальными и видеофайлами.
Во время беседы желательно упоминать имена известных композиторов и исполнителей, названия музыкальных произведений знакомых детям. Раскрывая тему “Музыкальные инструменты симфонического оркестра”, педагог невольно сталкивается с необходимостью объяснения детям сопутствующих понятий, таких как дирижер, симфонический оркестр. ансамбль, группа инструментов, филармония. композитор и т.д.
При проведении занятий важно учитывать возраст слушателей и в связи с ним подбирать форму проведения. В любом случае рассказы должны быть яркими. образными, доступными пониманию.
Помимо музыкальных занятий в детском саду или уроков в школе материал можно включать в досуги и вечера развлечений, проводя викторины, концерты-загадки, конкурсы.
Примеры рассказов для разных возрастных групп приводятся ниже.
Беседа “Самый главный оркестр” для младших школьников, учащихся музыкальных школ.
В воображении композитора. когда он сочиняет музыку, рождается множество самых разнообразных звуков. Они связаны с разными мыслями, впечатлениями, переживаниями композитора, Звуки соединяются, переплетаются, сливаются в один, снова разделяются на множество непохожих голосов. Складываются разные мелодии- весёлые и грустные,спокойные и боевые.
Человеческому голосу не под силу передать всю эту красоту и богатство. Самый большой инструмент-орган прекрасно звучит, когда мелодия торжественная, плавная, но быстрые, переменчивые звуки не в его власти. Прекрасный инструмент скрипка, чуткий подвижный, выразительный, но и он не может полностью передать замысел композитора, особенно если тот задумал большое, героическое произведение.
А что если к скрипке и её семье струнных присоединить духовые, щипковые, ударные, клавишные инструменты? Если каждому из них или группе подобных поручить свою партию? Если использовать всё мастерство музыкантов?
Вот тогда-то и родится музыка, которую мы называем симфонической.
Трудно сочинять музыку. Композитор должен найти мелодию, передающую его замысел точно, услышать голоса инструментов, которые будут её воспроизводить. но правильно, ярко исполнить уже готовое произведение тоже очень трудно. Каждый оркестрант должен отлично знать свою партию, чтобы нигде не сбиться. И этого мало. Обычно музыканты играют не все сразу. Оркестрант должен точно знать момент, когда ему начать и, наоборот, когда закончить играть. Кроме того, оркестрант должен знать, какую часть партии играть громко, какую тихо, какую быстро, а какую медленно.
Симфонический оркестр. Что-то большое, сложное. Но, представьте себе, не всегда он был таким, как сейчас.
Во второй половине 18 века, когда Гайдн и Моцарт сочиняли свои симфонии, оркестры были гораздо меньше. Первая симфония Гайдна, например, написана для струнных, всего двух гобоев и двух валторн.
Со временем появлялись новые инструменты, совершенствовались старые. Например появились саксофоны. тубы.
Струнные: скрипки (првая и вторая), альт, виолончель, контрабас.
Деревянные духовые: флейта, малая флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот, контрафагот.
Медные духовые: валторна, труба, тромбон, туба.
Ударные: литавры, треугольники, Большой и малый барабаны, тарелки. бубен, ксилофон, колокола, колокольчики.
В современный оркестр входит и арфа. Иногда композиторы вводят в симфонические сочинения партии рояля, челесты и даже органа.
Беседа “Деревянные духовые инструменты” для дошкольников.
Флейта
Флейте хорошо удаются и напевное звучание, и самые сложные виртуозные пассажи.
Гобой
О старинных предшественниках гобоя создано не мало легенд, сказок, преданий. В одной из них рассказывается о том, Что однажды на город напали полчища крыс. Сами жители никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал играть на ней, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он шел медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что не могли остановиться перед водой и утонули в реке. Так Крысолов избавил город от крыс.
Вот какой необыкновенной силой обладает звук инструмента, игра на нём и сама музыка.
Тарелки
Множество предметов окружает человека, и каждый из них может звучать от удара, издавая свой особенный, характерный звук: звенящий или шуршащий, стучащий или дребезжащий или гудящий. Некоторые из этих звуков используют в оркестре. Как правило их издают ударные инструменты, и среди них- тарелки. Не правда ли странное название? В тарелки бьют, а осколки не летят. Это потому, что оркестровые тарелки-металлический ударный инструмент. Он состоит из двух круглых плоских пластин. Сильный и красивый звук, извлекаемый ударом тарелок друг о друга, получается звенящим, пышным. Кроме того для извлечения звука используется палочка или металлическая метёлочка-щётка. Звук при этом получается лёегкий, слегка шипящий. Тарелки- один из самых древних инструментов в симфоническом оркестре.
Инструменты симфонического оркестра
В симфоническом оркестре есть инструменты, которые в одних произведениях звучат, а в других их может не быть, поэтому их иногда называют «гостями оркестра». К ним можно отнести фортепиано, клавесин, орган и другие. Давайте подробнее познакомимся с некоторыми из них.
Ударные инструменты симфонического оркестра
Ударные инструменты являются самыми древними музыкальными инструментами. Первоначально они возникли, конечно, в народной музыке. И лишь много лет спустя появились профессиональные музыкальные инструменты, которые входят в одну из четырех групп симфонического оркестра. На одних ударных инструментах можно сыграть мелодию (давайте назовем их мелодическими). К ним относятся колокольчики, ксилофон, челеста и другие.
Ко второй группе относятся шумовые инструменты (малый барабан, большой барабан, кастаньеты, тамбурин и другие).
Эта группа не являются главенствующей в симфоническом оркестре, но не редко звучание этих инструментов является важным средством музыкальной выразительности.
Если в оркестрах 18 века использовались в основном литавры, большой и малый барабан, то в музыке 19 и особенно 20 веков состав группы ударных значительно расширился, и они стали играть в произведениях более значимую роль.
Прослушайте видео урок по этой теме, чтобы лучше познакомиться с представителями данной группы
Медные духовые инструменты симфонического оркестра. Видео урок.
Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.
Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.
Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото — мягким, платина — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам. Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.
Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.
Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать. Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты — амбушюрными.
В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее. Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом. При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.
Давайте вспомним медные духовые инструменты.
ВАЛТОРНА. Немецкое Waldhorn — лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск. Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три. Современная валторна — свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.
Необычно расположение валторны при игре — раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его. Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты. На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.
Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература. В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.
ТРУБА — один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г. говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.
В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в. она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.
Следующий по высоте инструмент медной духовой группы — ТРОМБОН. Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.
У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым — он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям. Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса. Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.
Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.
ТУБА — самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.
Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».
Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них — пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.
Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:
труба, валторна, тромбон и туба.
Структура и инструменты симфонического оркестра
Инструменты симфонического оркестра структурно разделены на 4 основных группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
Струнные инструменты
Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) группа. Входящие в нее инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас – уже с начала XVIII века приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами: протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью», теплотой и ровностью тембра.
В большинстве случаев струнные инструменты симфонического оркестра выступают сплоченно, «единым фронтом», и являются основными носителями мелодического начала. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива оркестра. Огромный диапазон, многообразие выразительных приемов игры, большой количественный состав делают струнную группу неизменным участником, ядром оркестра.
Не случайно для струнного оркестра создаются не только отдельные пьесы, но и крупные многочастные произведения («Струнная серенада» Чайковского, «Дивертисмент» Бартока, «Маленькая ночная музыка» Моцарта и многие другие).
Скрипка
Небольшой по величине, но самый гибкий по своим техническим и виртуозным качествам представитель струнно-смычковой группы. Звук ее – нежный, легкий и певучий – обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью.
Скрипки в оркестре разделяются на первые и вторые. Первые, как правило, излагают основной тематический материал. Вторые чаще всего аккомпанируют первым, иногда дублируют их партию. Располагаются скрипки обычно на переднем плане, слева от дирижера.
Солирующая скрипка – частое явление в оркестровой партии (например, соло в сюите Римского-Корсакова «Шехеразада», Третьей сюите Чайковского и др.).
Альт
По размеру альт несколько больше скрипки. Тон у него – матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого регистра. Альт – инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии.
Располагаются альты во втором ряду, справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», а также технически трудное соло в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот».
Виолончель
По размерам виолончель намного больше скрипки и альта. Ее звук – бархатный, сочный, певучий. Несмотря на размер, по техническим и виртуозным возможностям виолончель не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду справа от дирижера.
Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот», III часть Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и другие).
Контрабас
Является самым крупным по величине представителем струнно-смычковой группы. Контрабас обладает густым, «вязким» тембром. Будучи малоподвижным инструментом, он создает в оркестре басовую основу.
Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса – пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен Санса «Карнавал животных».
Деревянные духовые инструменты
Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых:
Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра представляют собой трубки различного устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха. Эти трубки создаются из особых сортов дерева, отсюда и название этой группы (в наши дни часто применяются и другие материалы – металл, пластик, различные сплавы и даже стекло).
Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем вдувания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных – с помощью особого приспособления, так называемого язычка, или трости.
Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами – силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.
Флейта
Является самым подвижным инструментом группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, «гнусаво». В верхнем – звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым.
Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Арлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Симфонические метаморфозы» Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и другие).
Существуют разновидности флейты: малая, или пикколо (ее тембр – резкий, пронзительный, диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.
Гобой
Инструмент симфонического оркестра, обладающий несколько «гнусавым», а в верхнем регистре – резким тембром, подвижной техникой, хотя во многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью.
Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II части Четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Р. Штрауса «Дон Жуан», медленная часть симфонии Бизе и другие).
Разновидность гобоя – английский рожок, или альтовый гобой. По размеру он крупнее обычного гобоя, его диапазон более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Сибелиус в поэме «Туонельский лебедь».
Кларнет
Обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный, в низком регистре – густой, в верхнем – ясный, серебристый. В подвижности кларнет успешно соревнуется с флейтой. Кларнет – единственный представитель деревянной группы, которому доступно усиление и ослабление силы звука.
Кларнету Чайковский поручил проникновенный рассказ Франчески в фантазии «Франческа да Римини». Великолепное соло кларнета звучит в начале медленной части Второго концерта для фортепиано Рахманинова.
Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый кларнет с его острым, крикливым тембром и басовый кларнет, звучащий мрачно и таинственно…
Фагот
Самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Технические возможности фагота довольно значительны. Тембр разнообразен: то «гнусавый», «ворчливый», то насмешливый, то печальный.
Из многочисленных соло фагота вспомним начальную тему из II части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», один из эпизодов I части Седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея».
Разновидность фагота – контрафагот – по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его мрачный и тусклый. Солирует контрафагот крайне редко, обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.
Саксофон
Инструмент занимает промежуточное положение между деревянными и медными группами. Изобретенный Саксом в 50-х годах XIX века, саксофон стал неизменным участником джазовых и эстрадных ансамблей, нередко используется и как инструмент симфонического оркестра.
Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучит соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в I части «Симфонических танцев» Рахманинова.
Медные духовые инструменты
Медные духовые инструменты симфонического оркестра размещаются обычно за деревянными, чаще всего в один ряд: слева – валторны, затем трубы, тромбоны и туба. Способ извлечения звука у медных иной, чем у деревянных. Приспособлением для этого служит трость, а мундштук – металлический наконечник в форме воронки или чашечки.
Роль медных весьма значительна. Они вносят в оркестр новые яркие краски, придают звучанию блеск и мощь, служат также басовой и ритмической опорой. Современный симфонический оркестр имеет в составе не менее 4 валторн, 2-3 труб, 3 тромбона и 1 тубу.
Валторна
Обладает теплым певучим тембром. Это выделяет ее из среды медных инструментов. Техническая подвижность валторны довольно ограничена, зато ей доступны гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания (достаточно вспомнить поэтичное соло в Andante Пятой симфонии Чайковского).
Труба
Инструмент звучит «воинственно», призывно. Тембр трубы – звонкий, «фанфарный». Ей часто поручают четкие мелодические фразы типа военных сигналов. Прекрасно звучат в ее исполнении и широкие, «кантиленные» мелодии (соло в симфонической «Поэме экстаза» Скрябина).
Разновидность трубы – корнет-а-пистон, столь же острый по тембру и исключительно подвижный – часто применяется в современном оркестре.
Тромбон
Тромбон – инструмент низкого регистра и «грозного», «массивного» тембра. В техническом отношении значительно уступает трубе. Мощно и «увесисто» звучит часто используемый для басовой опоры квартет – 3 тромбона с трубой.
Тромбону часто поручаются торжественные, величественно-помпезные мелодические обороты (II часть «Траурно-триумфальной» симфонии Берлиоза, I часть Третьей симфонии Малера, «Болеро» Равеля).
Туба
Самый низкий инструмент медной духовой группы. Ее тембр – очень густой, насыщенный и глубокий. Из-за своей технической «неповоротливости» туба редко используется как сольный инструмент (редчайший в своем роде пример – соло в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки» Мусоргского – Равеля). Чаще всего она служит басовой опорой, фундаментом медной группы.
Ударные инструменты симфонического оркестра
Основная функция ударных – ритмическая. Кроме того, ударные инструменты симфонического оркестра создают особый звуко-шумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру различными эффектами.
Располагаются ударные в глубине эстрады, обрамляя левую сторону оркестра. По характеру звучания ударные делятся на два типа:
Ведущее место среди ударных занимают литавры – обязательный участник симфонического оркестра. Динамический диапазон звучания литавр огромен – от еле уловимого шороха до мощных громоподобных раскатов. Неудивительно, что им поручаются эффектные соло («Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза, финал Первой симфонии Шостаковича и др.).
Арфа
Среди инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы с ее нежным, затухающим звуком, скользящими аккордами, переливчатыми пассажами, флажолетами.
Арфа, подобно фортепиано и органу, обладает наиболее полным диапазоном, здесь представлены все звуковые регистры. Являясь в основном аккомпанирующим инструментом, арфа исполняет и эффектные соло («Испанское каприччио» Римского-Корсакова, сюиты из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.)
Челеста
Эпизодически в симфоническом оркестре используется челеста. Инструмент внешне похож на маленькое пианино. Звук у нее хрупкий и прозрачный, напоминающий слабый звон колокольчиков.
Фортепиано
Фортепиано как типично оркестровый (не солирующий) инструмент – явление довольно редкое. Своим ярким тембром оно вносит определенную свежесть, часто «прорезая» звучание оркестра (Первая симфония Шостаковича, «Петрушка» Стравинского).
Орган
В грандиозных по замыслу симфонических произведениях иногда используется орган – гигантский многотембровый инструмент, отличающийся богатством колористических и динамических качеств.
Таково в общих чертах строение современного симфонического оркестра.