Календарно-обрядовые песни. Литература. 6 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни Урок литературы в 6 классе.
Обряд – это совокупность символических действий. Причина возникновения обрядового фольклора – зависимость человека от природы. Человек искал покровительства у природы, совершая обряды
Периодизация обрядовой поэзии По временам года: 1) Зима. 2) Весна. 3) Лето. 4) Осень
Календарно – обрядовые песни зимнего цикла. Колядки Композиция колядки: приход праздника; характеристика дома; величание хозяев; просьба об угощении; обещание наградить хозяев; угроза.
Колядки Коляда, коляда Отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубь, Хоть пятак, Не уйдём из дома так! Дайте нам конфетку, А можно и монетку Не жалейте ничего Накануне рождество! Коляда, коляда, Кто не даст пирога, Мы корову за рога, Кто не даст пышки, Мы тому в лоб шишки, Кто не даст пятачок, Тому шею на бочок.
Масленичные песни Масленица – последняя неделя перед постом (за 7 недель до пасхи). Масленица представала в образе человека (чучело), символизировала растительную силу
Масленица отличалась веселыми гуляниями, застольем. В масленичных песнях величали Масленицу, а когда провожали – ругали. Ведь проходит праздник быстро, а впереди – Великий пост. Последнее воскресенье на масленичной неделе – Прощеное. Масленица сопровождалась кулачными боями. Заканчивалась Масленица сожжением чучела.
Весенние песни Люди желали ускорить приход весны. Для этого использовался обряд кликания весны (выкликание песен – веснянок). Эти песни сопровождались выпеканием хлеба, птичек.
Летние песни Троица (через 7 недель после Пасхи) – летний праздник, связанный с расцветом природы. Дома украшали цветами, травами. В дом приносили березу, наряжали ее. Водили хороводы, гадали. Считалось, что в это время сильна связь с миром духов.
Осенние песни Связаны со сбором урожая. Последний сноп (сноп – баба или сноп – дед) получал почести, т.к. ему приписывались целебные свойства. Обряд «завивания бороды» (последние колоски связывали) был призван сохранить силу земли
Номер материала: ДБ-112740
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов
Время чтения: 1 минута
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обрядовые песни
Колядки
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.
Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!
Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!
Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!
С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!
Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.
Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»
Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
— Юрий, на что трава?
— Трава для коников!
— Юрий, на что роса?
— Роса для воликов!
Летние обрядовые песни
Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.
До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.
На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!
Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.
Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.
Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.
— Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что — пропало,
А кто сделал что — пропало!
В песне заклинался богатый урожай.
Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!
Во время косьбы говорят:
Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!
Осенние обрядовые песни
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:
Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!
После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:
Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!
На странице использованы тексты обрядовых песен из книги Ю.Г. Круглов «Русские обрядовые песни»
Календарно-обрядовые песни — 6 класс
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календаре — распорядком работ по временам года.
Можно выделить 4 цикла календарно — обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень. Приводим тексты обрядовых песен для изучения в 6 классе.
Календарно — обрядовые песни Колядки
Среди зимних календарно — обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен — колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.
Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.
Масленичные календарно — обрядовые песни
Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
***
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!
Весенние календарно — обрядовые песни
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.
Летние обрядовые песни
Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!
Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!
Осенние обрядовые песни
Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!
Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!
ровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!
И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!
Урок литературы в 6 классе. «Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.»
специалист в области арт-терапии
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Словарная работа: фольклор, обряд, календарно-обрядовая поэзия.
Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.
Что такое фольклор?
Фольклор — «искусство народа» от англ. Folk – народ и lore- мудрость.
В чём различие между фольклорным и авторским произведением?
В чём его отличие от литературы? Какие жанры фольклора вы знаете?
Назовите известные вам фольклорные жанры. (сказки, былины)
Изучение нового материала. Знакомство с понятием календарно-обрядовый фольклор
В этом году мы познакомимся с понятие календарно-обрядовый фольклор.
Обряд— установленные традиционные действия, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
-Какие обряды вы знаете? (крещение, свадьба, похороны)
-Какое место занимали обряды в народном быту наших предков
-Предположите, что такое обрядовый фольклор?
Обрядовый фольклор— это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.
(ПРОСМОТР РОЛИКОВ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА)
— Вам знакомы эти песни или слышали ли вы подобные?
— Почему обрядовый фольклор часто называют календарным? (Дать время учащимся выдвинуть гипотезу. Сверить предположения с материалом учебника стр.6)
Выяснение смыслового наполнения основных понятий темы:
С какой целью исполнялись обрядовые песни?
Чтобы ответить на эти вопросы разделимся на группы и, изучив статью «Обрядовый фольклор», ответим на вопросы (работают в группах10 мин)
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану :
1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались? С какой целью?
2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)
3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы, поэтические интонаци и др.) и объясните их роль.
4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях? (См., например, задание раздела учебника «Обогащаем свою речь».) Дайте им толкование, используя словари.
(Запись в тетрадь ) Произведения календарного обрядового фольклора:
колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Обрядовые песни в актёрском исполнении
Групповая работа с материалами учебника и фонохрестоматией, заполняем все таблицу
Группа 1. Колядки.(выступают, смотрим ролик. потом ребята читают в классе вместе вслух песню, выписываем средства определяем их роль, выписываем слова)
Группа 3. Весенние песни. (то же)
Группа 4. Летние песни. (то же)
Группа 5. Осенние песни. (то же)
Рождество, новый год
Ряженые. Пожелание богатства и процветания, т.к. как встретишь новый год так и проведешь
Конец зимы. Перед Великим постом
Встреча и проводы масленицы. Сжигали чучело
Весело было нам! – восклицание, повтор
Об изобилии, так много еды, что ею раскидываются
Призывали весну, песни выкрикивами, выпеченные из теста птички
Весна-красавица, ее хвалят и жут
Плели венки из березы (символ расцветающей природы)
Уменьш. Суфф.- березонька
Чтобы сила земли не скудела
Жали, мы жали – повтор
Длительный тяжелый труд
Важное орудие труда
Вывод все связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года
Отображение личности русского человека в фольклоре.
— Каким, ребята, вам видится тот человек, который сочинял и исполнял эти песни? Какие черты характера можно выделить и почему?
(Веселый, неунывающий – очень восторженные песни, в них много восклицаний
Уважает и любит природу – «Весна, весна красная»)
Нравятся ли вам эти песни? Почему?
Значение фольклора в искусстве
Обряд сжигания чучела воспроизведен в пьесе А. Островского «Снегурочка», музыку к которой писали П. Чайковский и А. Гречанинов, а также в опере на этот сюжет Н. Римского-Корсакова.
5. * Прослушайте звукозапись обрядовой песни в актёрском исполнении и выполните задания фонохрестоматии (задания могут быть
предложены по выбору учителя).
Прослушайте обрядовые песни висполнении симфонического оркестра, «Песню девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» или одну из песен Леля из
оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (по выбору). С какими обрядами связаны эти песни? Дайте оценку актёрскому испол нению или прослушанному музыкальному фрагменту.
6. * Рассмотрите иллюстрации учебника, связанные с обрядовым фольклором, а также репродукции картин К. Трутовского «Колядки»
Как вы видите, и по сей деть перекладывается фольклор на современные реалии. Почему?
— (Отвечают устно, а дома на этот же вопрос письменно) Откуда эта непреодолимая тяга человека к связи собственного творчества с древними фольклорными произведениями? «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей (композиторов, художников)?»
(Это связано с интересом к тому, как жили наши предки, с желанием прикоснуться к прошлому твоего народа, связано с желанием узнать об особенностях жизни русского народа, его обычаях, обрядах. Это уважение к предкам, почитанием своих исторических корней, желанием сохранить и передать традиции из поколения в поколение, для осознания себя частью русской национальной культуры. Это попытка понять национальную особенность русского народа. Все эти дейстия работают против уничножения временем. Все это связано с понятием историческая память )
Историческая память – это память о прошлом, сохранение исторического опыта
-Это важно? Сохрянять историческую память?
Сохранение исторической памяти – это обязанность каждого человека, это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, сохранение исторической памяти – это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным.
Урок литературы в 6 классе «Обрядовые песни»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ обрядовые песни.docx
Урок литературы в 6 классе № 2. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.
Предметные: ученик научится различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи; устанавливать связи между различными фольклорными произведениями.
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа.
Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.
Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?
Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.
Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.
Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.
– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!
( Учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»)
Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.
На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели. »
Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.
А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.
( Учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…»)
Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Их просили прилететь, принести весну.
(Учащиеся прослушивают запись песни «Ой, жаворонки, жаворонушки…»)
Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Вы пойдете во зеленый сад,
Принимайте меня во зеленый сад одное.
Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.
( Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.
Да кто нейдет на улицу…
ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни.
Работа с учебником.
1) Учащиеся читают выразительно календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.
2) Р а с с м а т р и в а н и е и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины «Масленица» Б. Кустодиева.
Работа с раздаточным материалом.
Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.
С нами Звезда идет,
2) Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
С хлебами обильными.
3) А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой
Всю недельку зелен,
Весь год веселешенька!
Вы знаете, ребята, что в нашем Ишимском районе есть свой ансамбль русской народной песни? Он называется «Истоки» и находится в деревне Шаблыкино.
Давайте прослушаем несколько их песен.
-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?
-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?
-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?
-Какова главная тема масленичных песен?
-Почему весенние песни по-другому назывались закличками?
-Какое дерево является героем летних (троицких) песен? Почему?
-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?