Внеклассное чтение «Современные детские журналы».
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение «Современные детские журналы».»
Тема. Внеклассное чтение «Современные детские журналы».
Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой.
Задачи: учить отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить в нём интересные статьи; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
УУД. Р:принимать и сохранять учебную задачу.
П: находить нужную информацию в журналах.
К: обсуждать и сравнивать высказывания великих людей о значимости журналов.
I. Мотивирование к учебной деятельности
1, Рассматривание выставки журналов.
— Прочитайте названия книжек на выставке.
— Почему названия некоторых этих книжек повторяются? Что это может значить?
— Что же такое журнал? (Это книжка, которая выходит один раз в месяц или неделю.)
— Что печатают в таких книжках? (Рассказы, сказки, игры, разные задания, конкурсы)
— Давайте прочитаем в словаре С.И. Ожегова значение слова «журнал». (Журнал — это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов.)
— Что же мы будем читать сегодня на уроке? (Детские журналы.)
III. Изучение нового материала
-Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета».
— Первый журнал вышел во Франции 340 лет назад. Он содержал обозрение книг по литературе, естественным наукам, искусству. В России журналы появились на 100 лет позднее. А первый детский журнал вышел в конце XVIII столетия. Назывался он «Детское чтение для сердца и разума». Его название говорит за себя: здесь печатались стихи, басни, рассказы русских писателей для детей, которые учили детей быть вежливыми, добрыми, трудолюбивыми, а также знакомили маленьких читателей с окружающим миром. Издателем этого журнала был Николай Николаевич Новиков, писатель, ученый и общественный деятель. Александра Осиповна Ишимова издает специальные журналы для девочек «Звездочка» и «Лучи». А в XIX столетии появляется журнал для детей «Задушевное слово».
Как вы помните из урока внеклассного чтения о рассказах Л.Н. Толстого, в то время было очень мало учебных книг для детей. Поэтому журналы стали настоящей находкой для любознательных детей, их родителей и учителей.
— Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, журналов для детей было гораздо больше. Это и литературные журналы, и журналы о природе, о науке и технике. Самыми популярными тогда были журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка» для самых маленьких читателей, «Пионер», «Костер», «Юный натуралист», «Юный техник» и др. для школьников.
— Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, о рукоделии, развлекательно-познавательные журналы с играми, головоломками, конкурсами, загадками, кроссвордами. Еще в них можно узнать об удивительных событиях и явлениях, о новостях планеты, прочитать только что появившиеся стихи, сказки, рассказы.
Через журналы можно найти друзей по переписке, задать интересующие вас вопросы, взять интервью у какого-нибудь интересного человека, рассказать о себе, своей семье и друзьях, попробовать себя в роли журналиста и писателя, и многое, многое другое.
— Но как не потеряться в этом мире журналов и газет? Как найти то, что интересует именно тебя?
— Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
2. Рассматривание журналов детьми.
— Посмотрите на обложку журнала. Как он называется? Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Еще там рассказывается, для кого этот журнал, о чем он.)
— У кого на парте лежат журналы о природе? Назовите их. («Юный натуралист», «Тошка», «Свирелька», «Кот и пес» — о домашних животных.>
— Назовите журналы о странах, путешествиях. («Синбад»…)
— В каких журналах можно получить новые сведения из разных областей знаний — истории, науки, литературе? («Познайка», «Знайка», «Отчего и почему», «А почему?».>
— Такие журналы называются познавательными. А есть журналы, в которых, кроме познавательных статей, можно найти литературные странички — сказки, рассказы, стихи, отрывки из повестей, странички с играми и головоломками, комиксы, конкурсы. Назовите такие журналы. («Клепа», «Мур-зилка», «Простоквашино», «Веселые картинки», «Миша», «Колобок-», «Улица Сезам».)
— Возьмите два номера любого журнала. Прочитайте содержание. Что вы заметили? (В журналах повторяются названия разделов.)
— Эти разделы в журналах называются рубриками. Давайте посмотрим, можно ли по названию рубрики определить ее содержание. Возьмем, например, журнал «Клепа».
— Клеп-комикс. (В этой рубрики печатаются комиксы.)
— Клеп-спорт. (Здесь печатаются статьи и репортажи о спортивных событиях, спортсменах, об истории спорта.)
— Клеп-справка. (Б этой рубрике можно о чем-то узнать, спросить, задать вопрос.)
3. Самостоятельная работа.
— Выберите журнал, тематика которого вас заинтересовала. Подготовьте рассказ о журнале по плану:
— Для кого создан журнал.
— Какие рубрики есть в этом журнале, что можно узнать из них.
— Какая статья, рассказ или заметка вам понравились.
— Кому бы вы посоветовали почитать этот журнал.
4. Рассказы детей о журналах.
— Как вы поняли, что такое журнал? (Журнал — это книжка, которая выпускается через некоторое время.)
— Какие бывают журналы? (В них можно узнать новое о природе, о науке, о космосе и т.д. Еще есть журналы, в которых печатаются игры, комиксы, рассказы и сказки. Есть журналы, в которых печатаются статьи на какую-то одну тему
о спорте, о животных, о путешествиях.)
— Как называются разделы журналов? (Рубрики.)
2. Творческая работа.
— Давайте попробуем сами придумать такой журнал. Попробуйте создать проект своего собственного журнала. Придумайте название журнала. Сделайте эскиз обложки. Если сможете, придумайте эмблему журнала—логотип. На листе ватмана расположите эскизы, придумайте рубрики.
V. Итог урока. Рефлексия.
— С каким видом печатных изданий мы сегодня ознакомились? (Мы ознакомились с журналами. Они издаются периодически. Поэтому называются периодическими печатными изданиями.)
— Где можно ознакомиться с таким видом печатной продукции? (В библиотеке, в читальном зале, купить в газетном киоске.)
— Хотелось бы вам иметь какие-нибудь журналы дома?
— Для того чтобы собрать у себя дома все журналы, которые были изданы за год, можно оформить подписку на почте.
Научно-исследовательская работа на тему «В мире детских журналов»
специалист в области арт-терапии
Актуальность, цель, задачи, гипотеза ………………………………………… 3
По страницам детских журналов…………………………………………… 4
2. Содержание детских журналов………………………………………………. 5
3. История журналов «Мурзилка» «Весёлые человечки» «Юный натуралист»…………………………………………………………………… 6
4. Статистика популярности журналов в школьной библиотеке …………….8
4. Анкетирование гимназистов…………………………………………. …… 9
5. Анализ и обобщение проведенных исследований……………………….. 9
Список используемых источников…………………………………. 13
Когда мы, первоклашки первый раз пришли в школьную библиотеку, нас больше всего заинтересовали детские журналы. Я тоже очень люблю читать детские журналы. Особенно журнал о животных «Тошка». А в детские годы моих родителей популярным был журнал о животных и растениях – «Юный натуралист». Поэтому я решила провести исследовательскую работу по теме «Детские журналы: вчера и сегодня».
Актуальность. Считаю эту тему интересной и актуальной. Так как современные дети читают гораздо меньше, чем читали наши родители, бабушки и дедушки. А с помощью интересного красочного журнала ребята могут полюбить чтение.
Ещё меня заинтересовал вопрос, какие журналы читали наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Я решила сравнить популярные журналы из детства моих родителей и современные детские журналы.
У меня возникли две гипотезы:
Журнал «Мурзилка» был и остается самым популярным детским журналом.
Я предполагаю, что современные дети, как и я больше всего любят журналы о животных.
Цель исследования: выяснить, какие журналы читают мои ровесники.
Изучить рынок периодических изданий для детей.
Проанализировать содержание современных популярных детских журналов.
Провести анкетирование и сделать выводы.
Предмет исследования: журналы для младшего школьного возраста.
Изучение и анализ содержания детских журналов.
Посещение библиотеки и беседа с библиотекарем.
Обобщение и выводы.
По страницам детских журналов
Журналы для детей существуют уже не одно столетие.
Всего в России с конца 18 в. до октября1917 г. издавалось в разное время более 100 детских и юношеских журналов.
ЁЖ (аббревиатура от Ежемесячный Журнал) — регулярный журнал для школьников пионерского возраста, выпускавшийся в СССР с 1928 года по 1935 год. Выходил один или два раза в месяц. Авторами литературных материалов были Б. Житков, М. Зощенко, Е. Шварц, Н. Олейников, участники литературной группы ОБЭРИУ: Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Главный консультант и идеолог журнала — С. Я. Маршак. С 1930 года выпускался с приложением ЧИЖ, ориентированным на дошкольников. Тираж менялся от 30 до 125 тысяч экземпляров.
Писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов»
А в детские годы моих родителей первыми журналами детворы были «Веселые картинки» и «Мурзилка». Кроме этих двух самых популярных журналов, были и другие: «Трамвай», «Пионер», «Костёр». Все эти журналы издаются и по сей день.
Содержание детских журналов.
Детские журналы содержат не только развлекательные материалы, но и многочисленные статьи о природе, о спорте, искусстве не менее интересны и понятны для маленьких читателей, обогащают их важными знаниями об окружающем мире.
Количество современных журналов для детей огромно, и трудно сделать выбор, что интереснее и полезнее.
Издатели детских журналов предлагают детям собирать всевозможные коллекции. Это и минералы, и насекомые, и игровые карточки, и модели автомобилей, и персонажи известных мультиков, и принадлежности для рисования. Также начав покупать один за другим определенные журналы, вы сможете собрать наборы шахматных фигур, модели парусников, и даже скелет человека.
Все детские журналы можно классифицировать на следующие группы:
1). По возрастной категории:
— журналы для дошкольников;
— журналы для младших школьников;
— журналы для подростков.
— журналы о животных и природе
— журналы об искусстве
— журналы о путешествиях
— комиксы, юмористические журналы
— игровые и развивающие журналы (познавательные)
Весь список детских журналов, издаваемых в настоящее время, представлен в Приложении 1.
История журналов «Мурзилка», «Весёлые человечки», «Юный натуралист»
Для подтверждения первой гипотезы, что журнал «Мурзилка» был самым популярным советским детским журналом, я провела опрос родителей моих одноклассников. (Приложение 2)
Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года.
Главный герой «Веселых картинок», ставший символом журнала, является Карандаш. Это забавный, добрый и веселый человечек с красным грифелем вместо носа, одетый в нарядную синюю блузу. На голове красуется элегантный берет, а на шее — красный бант. Карандаш — умница, эрудит, талантливый живописец.
В «Клуб Весёлых человечков» входят восемь персонажей, большинство из которых были известны задолго до создания журнала: Карандаш, Самоделкин, Петрушка, Буратино, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка.
В сентябре 2013 года журналу «Весёлые картинки» исполнилось 57 лет.
16 мая 1924 года в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей.
В 1927 — 1928 годах при журнале выходила «Мурзилкина газета».
В 1937 году художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка- корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
В 1977 — 1983 годах в журнале печатались детективно-загадочная история (с продолжением) про Ябеду-Корябеду и её агентов, а в 1979 году — научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно» (автор и художник — А. Семёнов ).
В XXI веке «Мурзилка» — полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Несколько рубрик об искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки — делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.
«Юный натуралист» — ежемесячный советский и российский научно-популярный журнал для школьников о природе, природоведении, биологии и экологии. Основан в июле 1928 года. С 1941 по 1956 год не издавался. В некоторые годы тираж журнала достигал почти 4 млн. экземпляров.
4. Статистика популярности журналов в школьной библиотеке. Мои исследования
Для определения, какие детские журналы читают современные младшие школьники, я пошла в школьную библиотеку и изучила статистику.
Со слов нашего библиотекаря Светланы Евгеньевны я узнала, что в целом, сегодня читают реже, чем 20 лет назад. Однако детские журналы все равно пользуются популярностью, доказательством тому служит статистика за 2013 г.
На текущий календарный год выписано 10 наименований детских журналов. Это следующие журналы: «Простоквашино», «ЧиП», «Миша», «Роман-газета»Детская», «Читайка», «Весёлые уроки», «Юный Эрудит», «Тошка», «Свирель», «Геолёнок». Из них четыре журнала именно о природе – это «ЧиП», «Тошка», «Свирель» и «Геолёнок».
Особой популярностью среди детей пользуется журнал о животных «Тошка».
Следующим изданием, популярным среди школьников, является журнал «Простоквашино». На третьем месте расположился журнал «Геолёнок». То есть, моя вторая гипотеза о том, что современные дети любят читать журналы о животных – подтвердилась.
5. Анкетирование гимназистов
А также я провела анкетирование среди учащихся 1- 4 классов нашей гимназии и их родителей по теме: «Какие журналы читают школьники?» (Приложение 2) В анкетировании приняло участие 54 гимназиста
По результатам опроса выяснилось, что самыми популярными журналами у учащихся начальных классов являются журналы о животных!
На втором месте журналы «Мурзилка», о принцессах и чародейках. На третьем месте журналы о мультиках, «Непоседа».
Результаты опроса, проведенного среди младших школьников, показывают, что больше всего в этом возрасте дети любят читать развлекательные журналы с участием сказочных, мультипликационных персонажей, где много разноцветных картинок, ребусов, раскрасок и игр. Многих привлекают журналы о животных, но в основном это про кошек и собак. Девочки чаще всего перелистывают журналы о моде, принцессах и феях, а мальчиков больше привлекают журналы про машины, войны и рыцарей, а также с интересом читают о роботах, науке и опытах.
5. Анализ и обобщение проведенных исследований
Для более объективного исследования, какой из этих журналов является самым познавательным, я провела сравнение по содержанию самых популярных современных детских журналов с любимым журналом моих родителей «Мурзилка». Результаты представлены в таблице: