Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Планируемые результаты (предметные)
Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Образовательные ресурсы
Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация
Этапы урока
Ход урока
Формы контроля
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний
Повторение
— На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — Какие главные символы страны запомнили? — Что означают три цвета флага? — Что символизирует герб?
Дети повторяют пройденный материал
Формулированиетемы, планирование деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. — Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы. (Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах) — Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? — Какова тема нашего урока? — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» — Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Высказывают свое мнение
Формулирование темы и цели урока
2 группа— Кавказ (Слайд) — Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ. Какие особенности костюмов народов Кавказа? Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)
Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д
3 группа— Уральские горы (Слайд) — Наш самолёт летит к Уральским горам. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
— Уральские горы
4 группа— Крайний Север (Слайд) — Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны — Чем отличаются люди разных национальностей? — Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи — Много различий между народами, но еще больше между ними общего. — Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России? — А сейчас отправимся в главный город нашей страны.
— внешний вид, костюмы
Проверка домашнего задания
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди? — В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край? — Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью. Все они являются равноправными гражданами России. В нашем городе проживают люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями. — Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?
Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома
Итог. Рефлексия
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Узнали, почему Россию называют союзом братских народов? — Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор
Окружающий мир, 1 класс: «Что мы знаем о народах России»
Россия — многонациональная страна, в которой проживают представители 160-ти народностей. Среди них коренные жители и появившиеся в результате миграции. Численность населения РФ — более 145 млн человек. Представители разных национальностей знают русский, но для общения между собой используют и родные языки. Ученики могут подготовить интересный доклад по окружающему миру для 1 класса «Что мы знаем о народах России».
Национальный состав России
В стране проживают представители европеоидной и монголоидной рас. 116 млн, почти 80% — русские, 4% (около 5 млн) — татары. Другие народности: башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, украинцы.
В центрально-черноземном и северо-западном округах преобладает однородный национальный состав — русские, а в остальных регионах РФ прослеживается многонациональность. Много народов в Дагестане, на Северном Кавказе. Древней Дагестан называли горой языков. Сегодня в этой Республике 100 национальностей, среди них:
Эти народности связывает религия ислам, их культура значительно отличается от европейской. В Сибири и на Дальнем Востоке проживают коренные народы:
Алтайцы и хакасы говорят на чукотском, камчатском языках. В кратком сообщении о русском народе важно указать, что русский язык является государственным и родным для большинства жителей РФ. Он общеупотребительный, используется представителями разных национальностей.
Представители различных наций также говорят на языках и диалектах, которые принадлежат к индоевропейской, кавказской, палеоазиатской группам. В России есть закон, позволяющий ребенку использовать в школах другой национальный язык (это необходимо для сохранения народных традиций).
В проекте для 1 класса о народах России следует отметить, что в стране есть республики, где государственными являются 2−3 языка. Например в Кабардино-балкарии — это русский, кабардинский и балкарский. В 2002 году проводили перепись населения, удалось выяснить, что в России есть представители редких народностей: энцы, проживающие на полуострове Таймыр, и ороки, поселившиеся когда-то на Сахалине. Их всего 200 чел.
Аварцы и алеуты
Аварцы — коренные жители Дагестана, в России их 700 тыс. Эта национальность принадлежит к европеоидной расе, по вероисповеданию аварцы — мусульмане, говорят на своем языке. В сообщении о народах России для 4 класса стоит упомянуть, что аварцы появились на территории страны в 1 в. до н. э. Тогда они производили войлок, изготавливали медную посуду и деревянную утварь, занимались обработкой ножей.
Аварцы развивали ювелирное дело, селились преимущественно в горах. Там они строили крепости, большие боевые башни. Жилищами были двухэтажные каменные дома с плоской крышей. Традиционный мужской наряд — штаны свободного покроя, светлая рубашка и черкесска.
Овчинная шуба — теплая национальная одежда. Сегодня ее часто носят пожилые люди. Женщины наряжались в платья, по фасону напоминающие рубашки, носили головной убор под названием «Чухта». Костюмы украшали вышивкой, отделывали серебром. Любой наряд хорошо смотрелся с украшениями.
Алеуты проживают на полуострове Камчатка и Командорских островах. В РФ их около 900 человек. Этот народ принадлежит к монголоидной расе, их язык — алеутский. Первые поселения появились на Камчатке 15 тыс. лет назад. Тогда полуостров населяли предки индейцев.
Алтайцы, балкарцы
Алтайцы проживают в Алтайском крае, их насчитывается примерно 70 тыс. Это люди монголоидной расы южно-сибирского типа, их язык — алтайский, религия — шаманизм. В 20 в. алтайцы стали православными. Они возделывают землю, разводят скот, ловят рыбу, охотятся, собирают орехи и коноплю для изготовления холста. На Алтае развито кузнечное дело.
Раньше алтайцы строили деревянные дома, землянки, передвигались верхом на лошади. Традиционная одежда народа: холщовая рубашка, свободные штаны, длинные шубы. На Алтае развито ручное земледелие. Люди живут в войлочных юртах и шалашах.
Балкарцы — жители республики Кабардино-Балкария, их более 101 тыс. Народ принадлежит к европеоидной расе, говорит на карачаево-балкарском языке.
По вероисповеданию балкарцы — мусульмане, они разводят лошадей, занимаются земледелием и охотятся. В Кабардино-Балкарии развито такое ремесло как обработка шерсти. Раньше дома сооружали из камня. Балкарцы отмечают традиционные праздники: Сабантой и Голлу.
Башкиры и вепсы
Башкиры — жители республики Башкортостан, их приблизительно 1,6 млн. Представители монголоидно-европеоидной рас говорят на своем национальном языке. Большинство местных жителей владеет татарским и русским.
Башкиры — мусульмане. В древние времена они занимались кочевым скотоводством, в качестве средства передвижения использовали лошадей. Детей с ранних лет учили ездить верхом. В Башкортостане развиты земледелие, возделывание кожи. Из натуральных материалов шьют одежду и мешки. Раньше из шкуры овцы изготавливали сосуды. В Башкортостане были развиты бортничество и рыбная ловля. Местные жители собирали урожай, охотились на птиц, традиционным ремеслом считалось ткачество.
В рассказе о народах также следует упомянуть, что с наступлением весны башкиры оставляли аулы, селились в степях и горных районах. У озер они сооружали юрты из войлока, строили шалаши. Башкиры переселялись с места на место, всегда охотились на диких животных, заготавливали продукты, добывали войлок для юрты и обрабатывали шкуры.
Женщины носили длинные платья под названием «Кюлдэк», наряд украшали серебром. Традиционным головным убором был кашмау. Мужчины предпочитали рубахи, халаты, широкие штаны. Тюбетейка (круглая шапка) по сей день остается национальным головным убором.
Вепсы проживают на юге Республики Карелия, в восточных регионах Ленинградской области и в западных районах Вологодской. Численность населения — около 9 тыс. человек. Вепсы относятся к европеоидной расе. Они православные, используют вепсский и русский языки.
В древности почитали животных, птиц и рыб, также развивали земледелие. Из дерева делали посохи для колдунов, такие орудия применяли для проведения торжественных обрядов. Посохи помогали защитить людей от сглаза. У вепсов был культ медведей.
Когда вепсы обустраивали жилища, они учитывали все приметы. Дома не возводили на тропах, поскольку считали, что это сулит беду. Под углы домов закладывали монеты. Вселяясь в новый дом, брали с собой дрова березы (атрибуты служили в качестве оберега).
Армяне, чуваши, украинцы
В России более 1 млн армян. Представителей этой нации много в Грузии и Нагорном карабахе. Армяне мигрировали в разные страны мира: США, Канаду, Турцию, Болгарию, Украину, Узбекестан, Аргентину.
Национальный язык народа — армянский, принадлежащий к индоевропейской группе. Среде армян много христиан, есть католики и протестанты. Народ издавна развивал земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Сегодня в Армении развито виноделие. Местные жители создают красивейшие ковры, вышивают одежду, плетут кружево, совершенствуют ювелирное искусство.
В Российской Федерации 1,4 млн чувашей. Народ берет свое начало на Алтае и Средней Азии. Предки чувашей — булгары, они населяли леса вблизи Волги, смешивались с финно-угорскими племенами. В российских источниках чуваши впервые встречаются в 1508 году. В 16 в. народ вошел в состав России, а в 20 в. получил автономный статус. В 1925 году появилась Чувашская автономная республика, с 1991 г. она в составе РФ.
Республика располагается на побережье реки Волга, граничит с Нижегородской областью. 110 тыс. чувашей живет в Татарстане, а в Башкортостане — 107 тыс. Чувашский язык относится к булгарской группе, включает в себя низовой диалект. Местные жители принадлежат к европеоидной расе. У 10% прослеживаются монголоидные черты, а у 63% — смешанные.
В Российской Федерации 1,9 млн украинцев, большинство из них проживает в Московской области. Национальный язык народа — украинский. Украинцы эмигрируют в Молдову, Белоруссию, Казахстан, Германию и Польшу.
Национальный язык относится к славянской группе индоевропейской семьи. Религия украинцев — православное христианство (на западе страны есть католики). В Украине развито сельское хозяйство — пашенное земледелие. С древних времен возделывают культуры:
Местные жители выращивают черешню, малину, крыжовник, разводят скот и птиц, ловят рыбу, развивают ткачество, гончарное дело.
Чтобы узнать больше о народах России, ученикам следует подготовить реферат на эту тему. В нем подробно описать каждую народность, указав традиции и особенности культуры.
Окружающий мир 1 класс 1 часть. Что мы знаем о народах России? стр. 12 – 13
В этой теме ученики первого класса выяснят, что они знают о народах России, их традициях, истории, культуре.
1) Вспомните, какие народы России вы знаете. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов нашей страны. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы страны.
В России проживают: русские, татары, башкиры, осетины, коми, удмурты, дагестанцы, ненцы, евреи, буряты, чукчи.
На рисунках мы видим, что представители различных национальностей, живущих в нашей стране, отличаются друг от друга как внешне, так и по традиционным костюмам.
У каждого из них свои история, обычаи и традиции. В том числе, у каждого свой национальный костюм.
Например, русский костюм состоит из сарафана и рубашки-косоворотки, а чукчи носят одежду из меховых шубок и шапок. На ногах они носят особые меховые сапожки — унты.
2) Какие праздники отмечают народы в России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?
У каждой народности нашей страны есть собственные национальные праздники.
Например, у русских таковым является Масленица, проводы зимы. Это весёлое празднество, во время которого устраивается взятие снежного городка, сожжение чучела Зимы, готовятся блины.
Татары отмечают Сабантуй, во время которого люди гуляют и веселятся в национальных костюмах, ходят друг к другу в гости, поют песни.
Буряты празднуют Сурхарбан, в ходе которого устраиваются соревнования по национальной борьбе.
И таких колоритных праздников в разных уголках нашей страны огромное множество.
Я тоже принимала участие во многих национальных праздниках. Я люблю ходить на Масленицу, и хотя там не было взятия снежного городка, но устраивались весёлые конкурсы с залезанием на столб.
Домашнее задание
1) Назовите несколько народов, живущих в России.
В России проживают: русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, адыги, карелы, чеченцы, ингуши, дагестанцы, ненцы, чукчи, калмыки.
2) Чем различаются представители разных народов?
Они отличаются разными чертами лица, национальными костюмами, традициями и обычаями, вероисповеданием, народными праздниками.
3) Что связывает народы России в единую семью?
В единую семью их связывает общая Родина, история, уважение и дружба.
Презентация «Национальности нашей страны» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Национальный состав населения России Разработал: учитель начальных классов Белик И.В.
В России насчитывается около 120 народов. Большая часть народов России по языковой принадлежности относятся к четырем языковым семьям.
Языковые семьи ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ 87 % всего населения России Славянская группа Русские Украинцы Белорусы Осетины Немцы Евреи Армяне
Языковые семьи АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ 8 % всего населения России Тюркская группа Татары Башкиры Чуваши Казахи Якуты Азербайджанцы Тувинцы Монгольская группа Буряты Калмыки
Языковые семьи УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ 2 % всего населения России Финская группа Мордва Марийцы Удмурты Коми Карелы Югорская группа Ханты Манси
Языковые семьи КАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ 2 % всего населения России Народы Дагестана Кабардинцы Чеченцы Ингуши Адыгейцы Грузины
Цель:
Задачи:
Номер материала: ДБ-361299
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Нина Марковская Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Беседа
«Какие народы живут в России»
Тема: Какие народы живут в России.
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Ход Занятия
— В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
— Что такое традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
— Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди. чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
— Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
— Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
— А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение.У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
— Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
— Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)
— Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки.)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.
— Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Беседа «В нашей группе дружат мальчики и девочки» Цель: 1. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 2. Формирование знаний детей о правилах знакомства.
Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Беседа о защитниках нашей Родины в средней группе с ОВЗ Воспитатель:Колесникова Е. В. Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать.
Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ. Воспитатель: Турчук О. С. Цель НОД: формировать у детей младшего дошкольного.
Познавательная беседа для детей 6–7 лет «Какие звери живут в лесу?» Цель: Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными. Задачи: Расширять представления об особенностях.
Проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В доме с хозяином дружно живут — значит, домашними все их зовут» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Колокольчики» «В доме с хозяином дружно живут.
Проект «Какие птицы живут на территории нашего детского сада» для детей 5–7 лет Название проекта: «Какие птицы, живут на территории нашего детского сада»Возраст детей, на которых рассчитан проект 5-7 лет Состав проектной.
Знакомство с зимующими птицами. Беседа с детьми младшей группы «Как живут птицы зимой?» Беседа с детьми младшей группы. Как живут птицы зимой? Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди.