Рассказ объяснение по окружающему миру пример

Сказки

Рассказ объяснение по окружающему миру пример

Рассказ-объяснение широко применяется при проведении вводного инструктажа при изучении операционных тем, а также в процессе инструктирования учащихся по вопросам технологии выполнения работ комплексного характера на первых этапах периода освоения профессии, когда у учащихся еще нет опыта для коллективного разбора осваиваемых технологических процессов. В процессе такого рассказа-объяснения мастер словесно описывает устройство и действие машин, механизмов, инструментов, ход технологического процесса, требования к материалам и продукции, объясняет цели, значение, содержание, взаимодействие различных сторон производственного процесса.

Успех рассказа-объяснения зависит от правильного и четкого определения его содержания, создания условий для активного восприятия учащимися излагаемого материала, организации самоконтроля учащихся и контроля со стороны мастера за его усвоением, заблаговременной подготовки мастера и учащихся к применению этого метода обучения.
Содержание рассказа-объяснения должно быть научно и технически грамотным, отражать современную технику и технологию, передовой производственный опыт, способствовать решению воспитательных и развивающих задач.

Рассказ-объяснение на уроках производственного обучения не должен повторять соответствующий материал специальных предметов; решая практическую задачу, мастеру следует объяснять учащимся, как надо выполнить трудовые действия, вооружая их конкретными прикладными знаниями. Описание и обоснование технических средств и технологических процессов в рассказе-объяснении делаются лишь в той мере, в какой это необходимо для успешного выполнения предстоящей работы.

Опытные мастера обычно начинают изложение с краткого вступления. В нем дается общее представление о сущности и практическом значении темы и определяются узловые вопросы предстоящего изложения. Все изложение должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и доступно. Важно, чтобы учащимся была ясна связь рассматриваемых вопросов. Например, при рассмотрении какой-нибудь операции мастер вначале говорит о ее назначении, целях и сравнивает ее с операциями, уже известными учащимся, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения операции, он дает ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это направляет внимание учащихся на подробное изучение отдельных частей операции, на ее анализ. После разбора операции по частям мастер вновь рассматривает операцию в целом, но уже более конкретно, в целом, т. е. переходит к синтезу.

Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий.
Везде, где это возможно и целесообразно, следует использовать проблемное, а не догматическое изложение материала. При этом мастер не преподносит сразу готовые выводы, а, формулируя задачу, вскрывает трудности и противоречия, возникающие при ее решении, раскрывает причинно-следственные связи, рассуждает, доказывает, приводит доводы. Этим самым мастер втягивает и учащихся в коллективное думание.

Объясняя учебный материал, мастер обращается с вопросами к учащимся, побуждая их включиться в процесс поиска: высказать предположение, объяснить факт, доказать правильность мысли путем рассуждений, сделать вывод из того, что он показал или разъяснил.

При изложении целесообразно время от времени прерывать рассказ вопросами к учащимся, чтобы облегчить осмысливание, проверить внимание и успешность восприятия, выявить отношение учащихся к излагаемому.

Любое более или менее длительное устное изложение должно всегда заканчиваться заключением. Оно необходимо для обобщения изложенного и подведения итога. В заключительной части перечисляются основные моменты сообщенного материала, дополнительно обращается внимание учащихся на важнейшие положения, повторяются основные выводы.

Источник

Особенности рассказа как словесного метода обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

Рассказ— этопоследовательное повествовательное изло­жениеучебного материала.

В дидактике термин «рассказ»относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. Это может быть повествование о биографиях ученых, о гео­графических открытиях, об эволюционных процессах. Ос­новными элементами этого рассказа являются завязка, кульминация и развязка. В повествовательном рассказе очень часто применяется так называемая образная или словесная наглядность.
По характеру изложения можно выделить и другие разновидности рассказа Описание деталей, явлений, расположенных в простран­стве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части.

Во время описания обязательно применение предметных или изобразительных наглядных пособий.

Объяснение— изложение учебного материала, связанно­го с ответами на вопросы «Как?», «Почему?». Под объясне­нием понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматри­ваемых явлений.

Во время объяснения учитель должен:

1. четко формулировать проблему;

2. использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;

3. устанавливать причинно-следственные связи;

4. применять приемы сравнения, сопоставления изучае­мых объектов и явлений;

5. логично излагать изучаемый материал.

Объяснение часто выделяется как самостоятельный сло­весный метод преподавания.

Доказательство— утверждение, подкрепленное факта­ми.

Методические требования к рассказу:

1. научность, доступность, логичность;

2. постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала;

3. использование образных примеров, демонстрация на­глядных пособий;

4. стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок;

5.выделение главного и формулировка основных понятий;

6. установление значимых для данной возрастной катего­рии учащихся связей с жизнью.

Рассказ как метод активного обучения должен решать следующие учебные задачи:

1. Учить детей анализировать. Например, перед рассказом о растениях тундры детям раздаются гербарии и учитель просит их подумать над вопро­сом: «Как приспособились растения к жизни в тундре?».

3. Учить сравнивать. Например, можно попросить детей подумать над вопросом: «Смогла бы береза, растущая в средней полосе России, жить в тундре? ». Для ответа на этот вопрос учащимся нужно будет сравнить внешнее строение карликовой березки и березы средней полосы, климатические условия, в которых они рас­тут, и сделать соответствующие выводы.
3. Выделять главные, существенные признаки. Например, перед тем, как рассказать о северном олене, учитель вывешивает его изображение и ставит познаватель­ную задачу: «Выделите основные черты приспособленности оленя к жизни в тундре».

4. Учить составлять план рассказа и действовать по плану.
Например, учитель может спросить детей, по каким пунк­там плана строился рассказ о северном олене и выписать план на доску. Перед рассказом о другом животном дается задание: «Прослушайте рассказ и сделайте вывод, все ли пункты пла­на былираскрыты в рассказе о животном».

5. Учить задавать вопросы».Перед рассказом учитель просит каждого ребенка приду­мать вопрос к рассказу. После рассказа вопросы детей выслу­шиваются и анализируются. Нужно отметить, что в чистом виде рассказ в начальной школе применяется довольно редко. Обычно он сопровожда­ется элементами беседы.

№38 особенности работы с книгой и географической картой при обучении интегративному курсу «окружающий мир»

Работа с книгой – письменный источник знаний.

1) самостоятельно работать с учебно-справочной литературой

2) наблюдать и проделывать опыты

3) фиксировать результаты опытов

4) осуществлять самоконтроль за результатами работы

1. Облегчать учащимся закрепление и усвоения материала

2. Самостоятельно восполнение пробелов знаний

3. Осуществлять контроль за усвоением материала

Вида работы с учебником:

1. Чтение учебного текста

2. Составление плана учебной статьи и пересказ по плану

3. Работа с терминами

4. Организация самостоятельной, групповой или парной работы с текстом

5. Использование инструкции учебника для проведения наблюдений и практических работ

6. Работа с иллюстрациями учебника

7. Работа с географическими картами

8. Ответы на вопросы после текста: репродуктивные, продуктивные применение знаний в новых ситуациях

9. Выполнение заданий помещенных в учебнике

Задачи работы с географической картой в начальной школе: научить младших школьников понимать, знать, читать географическую карту. Понимать – означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие ее сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту – это знать ее содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.

Читайте также:  Сказки телешов живой камень

К сожалению, в большинстве УМК по предмету «Окружающий мир» изучение плана местности теперь не предусматривается, а предлагается сразу же изучение географической карты, это в значительной степени затрудняет успешное ее восприятие младшими школьниками, так как нарушается последовательность и постепенность усвоения картографической наглядности. Традиционно работа младших школьников с географической картой начинается в третьем классе (УМК «Школа России», УМК З.А. Клепининой и др.), а иногда в четвертом классе – УМК «Планета знаний».

Работа по введению географической карты проводится последовательно и постепенно: условные знаки, масштаб, ориентированность, с использованием физической карты полушарий и физической карты России. Позднее учащихся знакомят с картой «Природные зоны России» и некоторыми другими («Охрана природы», «Экономика России», «Океаны Земли», «Климат Земли» и др.).

При изучении элементов географической карты учитель на первом этапе, прежде чем показать объект на карте, показывает его на картине, далее дает образный рассказ, проводит беседу или объяснение, выявляя особенности данного объекта, а затем показывает по карте. Все названия географических объектов записываются на доске, обязательно ставится ударение, а дальше читается учителем, проговаривается детьми вслух, затем дети переписывают в тетрадь. На втором этапе работа усложняется: учитель ничего не показывает, только называет объект и указывает где его найти, и дети на своих физических картах в атласах находят (Например, Средне-Русская возвышенность). Дальше используются дополнительные вопросы, какие реки берут начало на этой возвышенности, куда они впадают и т. д. На третьем этапе работы с физической картой России учитель пишет названия рек, берущих начало со Средне-Русской возвышенности, и предлагает детям найти их и сказать, куда они впадают.

Наиболее эффективными приемами работы с географической картой в начальной школе являются следующие сочетания:

• работа по географической карте и картине: углубляет понимание географического содержания картины и сообщает картографическим представлениям детей живость и конкретность, делает карту интересной и доступной детям. Например, изображение Новгородского Кремля и показ по карте, где находится город; картина «Степь» и степная зона на карте, ее положение и т. д. Могут также использоваться репродукции картин великих русских художников.

• Применение слайдов и работы по карте. Рассматривание учащимися изображений реальных географических ландшафтов сопровождается объяснением по физической карте России, что способствует лучшему пониманию детьми языка карты, углубляется понимание географического содержания слайдов пространственными представлениями. Например: Северный Ледовитый океан – слайды и карта.

• Использование географической карты совместно с рисунками и фотографиями учебника при работе по теме.

• Показ кино-, видеофильмов и работа с географической картой (физической, природных зон, охраны природы и др.), что позволяет познакомить детей с местонахождением районов, где происходят события, обитают животные, встречаются растения, живут другие люди.

• Просмотр фильма перед работой с географической картой. Карта используется в беседе, подводящей итоги просмотра фильма.

• Использование натуральной наглядности и географической карты (гербариев, чучел, коллекций и т. д.) в сочетании с картой. Карта знакомит детей с конкретными местообитаниями растений и животных, с занятиями населения, месторождениями и местами добычи полезных ископаемых.

Источник

Окружающий мир часть 3. Методы обучения окружающему миру

Словесные методы обучения окружающему миру

В обучении окружающему миру используются в основном три словесных метода: 1) рассказ; 2) беседа; 3) работа с текстом книги.

Словесные методы применяют с целью: 1) развития познавательной активности и логического мышления школьников; 2) усвоения учащимися готовой информации, излагаемой учителем; 3) создания проблемной ситуации на уроке; 4) развития эмоциональной восприимчивости учащихся, вызова чувства сопереживания.

7

К словесным методам чаше прибегают, когда: 1) необходимо описать картину или процесс; 2) на уроке мало времени, а нужно изложить большой объём материала; 3) по каким-то причинам невозможно использовать практические и наглядные методы.

Словесные методы имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что живое и эмоциональное слово учителя незаменимо при изучении окружающего мира. Например, при проведении практической работы внимание учащихся может быть отвлечено несущественными особенностями изучаемого, и именно слово учителя корректирует и направляет внимание детей. Недостаток словесных методов в том, что у младших школьников внимание может быть на чём-то сконцентрировано лишь до 5 минут, а потом оно ослабевает. Поэтому нужно сочетать словесные методы с наглядными и практическими.

Рассмотрим словесные методы обучения окружающему миру подробнее.

В ходе применения метода рассказа могут использоваться различные методические приёмы: активизация внимания, постановка проблемных вопросов, логические приёмы сравнения, выделение главного, обобщение и

выводы, приведение примеров, сочетание рассказа с беседой, демонстрацией наглядных пособий и др.

Разновидностью рассказа является инструктаж. Он проводится обычно перед выполнением опытов и практических работ. Особенностью инструктажа является его сжатость, информативность. В ходе инструктажа учитель программирует действия учащихся и их последовательность.

Классификация рассказов. В методике преподавания окружающего мира есть несколько способов классификации рассказа.

Чаще всего в курсе «Окружающий мир» применяют сочетание описательного и объяснительного рассказов.

Беседа позволяет реализовать индивидуальный подход к учащимся. Учитель, дифференцируя вопросы, в зависимости от подготовки того или иного ученика, может вовлекать в беседу слабых и пассивных учащихся. Беседа повышает активность класса, и в этом её положительная роль. Кроме того, беседа позволяет объединить изучение нового материала с выявлением и проверкой уже имеющихся знаний.

Метод беседы имеет свои недостатки: во-первых, обычно она занимает много времени, во-вторых, такая вопросно-ответная форма изучения материала даёт дробные знания, затрудняет возможность целостного восприятия новой информации, не приучает учащихся передавать научные знания в связной форме.

направлены на «открытия». Такие беседы называются эвристическими или поисковыми.

В конце беседы следует сделать вывод, который и составляет новое знание.

В ходе применения метода беседы могут использоваться следующие приёмы: постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений учащихся, корректировка ответов учащихся, формулирование выводов и др.

По способу мышления беседа может быть: 1) индуктивная, когда учитель ставит перед учащимися частные, взаимосвязанные между собой вопросы. На основе фактов в конце беседы учащиеся должны сделать вывод; 2) дедуктивная, когда вначале даётся определение, правило, под которое подводят конкретные факты. Дедуктивные беседы проводятся чаще на обобщающих, итоговых уроках.

Только беседой ограничиваться на уроках нельзя хотя бы потому, что главным источником информации в этом методе становятся дети, ведь именно они в основном отвечают на поставленные вопросы. Беседа должна сочетаться с другими методами: с рассказом учителя (беседа по рассказу учителя), с наблюдениями в природе (беседа по результатам наблюдений), с работой со средствами иллюстрации (картой, рисунком и т. д.), с чтением учебного текста (беседа по прочитанному).

Разновидностью беседы является учебная дискуссия (полилог). Этот метод особенно активно используется в системах развивающего обучения. Дискуссия представляет собой обмен мнениями и идеями по конкретной

проблеме с целью принятия единого решения. На уроках окружающего мира дискуссия имеет характер познавательного спора.

Читайте также:  Рассказ галины фирсовой о блокадном ленинграде собака прости

Перед начатом дискуссии устанавливаются правила её проведения (вежливое обращение друг к другу, не перебивать говорящего, критиковать идею, а не личность и т. д.). Дискуссии должно предшествовать глубокое изучение материала по обсуждаемой проблеме, иначе дискуссия выльется в беспредметный спор. Метод более эффективен в IV классе, когда учащиеся уже владеют достаточным запасом знаний для отстаивания своей точки зрения.

К преимуществам метода учебной дискуссии можно отнести повышенную активность класса, развитие речи, умения отстаивать свою точку зрения, коммуникативных способностей, творческое осмысление изученного материала. Недостатки метода: 1) дискуссия не так эффективна по передаче информации, как рассказ; 2) требует высокой самоорганизации учащихся.

Перед началом изучения курса «Окружающий мир» нужно объяснить учащимся, как построен учебник и как им пользоваться.

Дополнительная литература в обучении окружающему миру. В процессе обучения окружающему миру кроме учебника используются другие печатные источники знаний: дополнительная учебная,

художественная, научно-популярная литература, журналы и т. д. В последние два десятилетия возможности использования дополнительной литературы существенно увеличились в связи с появлением большого количества хорошо изданных книг (энциклопедий, справочников) и журналов.

Варианты работы с дополнительной литературой :

14

Одним из приёмов, побуждающих детей знакомиться с дополнительной литературой, является показ учителем иллюстраций и чтение отрывков из книг на уроке.

Учитель должен внимательно относиться к выбору книг и текстов для чтения, особенно если книга содержит историческую тематику. Дело в том, что одни и те же исторические события могут по-разному трактоваться в современных изданиях и книгах, изданных 15-20 лет назад.

Наглядные пособия широко применяются при словесных методах. Проводя рассказ или беседу, учитель подкрепляет своё слово Демонстрацией наглядных пособий. Здесь наглядные пособия не являются основным источником информации, а лишь подкрепляют, конкретизируют

15

слово учителя. В этом случае самостоятельная познавательная активность учащихся ограничена.

Наглядные пособия в наглядных методах являются источником самостоятельных рассуждений, обобщений, умозаключений.

В качестве наглядных пособий при обучении окружающему миру могут использоваться натуральные предметы и явления, их модели или их изображения на плоскости (рисунки, фотографии, слайды, фильмы и т. д.). Перед использованием любого наглядного метода учащимся ставятся конкретные познавательные задачи. В них указывается, как наблюдать, что следует выявить, с чем сравнить и что усвоить.

К преимуществам наглядных методов можно отнести повышение активности и самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитие эмпирического мышления, наблюдательности, речи.

Сложности применения наглядных методов связаны с наличием самих объектов для изучения. Обеспечение учебного процесса натуральными наглядными пособиями затруднено из-за экологических проблем. Использование изобразительных наглядных пособий требует материальных затрат, что школы зачастую не могут себе позволить в нужной мере.

Источник

Примеры использования на уроке окружающего мира следующих методов: 1) Проблемная ситуация, задача 2) Дидактическая игра 3) Проведение наблюдений, опыта 4) Составление модели, схемы

специалист в области арт-терапии

Примеры использования на уроке окружающего мира следующих методов:

Проблемная ситуация, задача

Проведение наблюдений, опыта

Составление модели, схемы

Рассмотрим несколько приёмов и методов использования проблемных ситуаций. задач на уроках окружающего мира.

Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением»

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока. («Грибы», «Что такое грибы».)

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Учитель: Таня и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Дима и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.)

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.

(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (шаг 2) Обучающиеся испытывают удивление.)

Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

Тема «Части растений»

1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.

2.Зачем нужно знать, из чего состоять растения?

3.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

4.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

5.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают?

1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения,

а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить?

2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?

1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?

2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?

3.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и

листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.)

4.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста?

Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?

Живая и неживая природа

1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

3.Может ли природа быть учителем?

4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и если исчезнет солнце?

5.Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?

1.Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.

3.Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы,

репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой

объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

“ От какого дерева лист?”

Читайте также:  Рассказ про мое путешествие на английском языке с переводом

2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы для всезнаек.

1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)

2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)

3) Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)

5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? (В луковицах и корневищах.)

Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес

При использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Работа в парах: игра «Собери пословицы», «Собери пазл»

Работа в группах : игра «Музыкальный предмет»

Фронтальная работа со всем классом: игра «Можно-нельзя», «1,2 или 3», «Отгадай-ка»

Игры на уроках окружающего мира

Дидактическая задача: знать место произрастания растений.

Ход игры : учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет: «Ландыш» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников. Детям надо будет отвечать: «В лесу», «В саду».

Дидактическая задача: знать овощи и фрукты.

Ход игры: учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а тот, кому брошен мяч, называет группу, к которой относятся объекты. Например, учитель говорит: «Морковь», ребенку надо ответить: «Овощи».

Можно усложнить задание : учитель называет группу, а дети конкретные объекты. Например, несколько раз подряд говорит «овощи», а дети перечисляют названия отдельных овощей.

Деревья, кустарники, травы

Игру можно проводить тогда, когда дети знают признаки деревьев, кустарников, трав.

Дидактическая задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Ход игры: игру можно проводить на участке школы, в парке, лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. Конечно, как и во всех играх, надо начинать с самых знакомых детям растений. Например, береза, ель, дуб, сирень, жасмин, подорожник, одуванчик и др. Постепенно следует включать названия большего числа растений, добавляя культуры, выращиваемые в данной местности, наиболее распространенные в ближайшем окружении.

После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг школы.

Проведение наблюдений, опыта

Содержание наблюдений в начальной школе определено учебными программами и зависит от местных особенностей природы. Тем не менее есть обязательный для всех курсов минимум наблюдений за природой и социумом. Вот примеры наблюдений, проводимых в начальной школе. Можно учащимся дать следующие задания:

наблюдения за солнцем.

а) понаблюдать за восходом и заходом солнца и определить, в какой стороне от дома оно восходит, а в какой заходит; б) сравнить, как выглядит небосвод при восходе и при заходе солнца, зарисовать в тетради восход и заход; в) понаблюдать за тенями от предметов в 9, 12 и 18 часов и определить, в какое время тень самая короткая; г) определить время восхода и захода солнца, продолжительность дня;

наблюдения за формами поверхности и их изменениями (определение глубины оврага и изменение этой глубины со временем);

наблюдения за почвой (измерение толщины почвенных слоев на обнажении, исследование водопроницаемости, сравнение почв разного состава, определение даты оттаивания верхнего слоя почвы (10 см) весной и даты промерзания этого слоя в конце осени или зимой);

наблюдения за водоёмами (изучение сезонных колебаний уровня воды, определение дат ледостава, начала и конца ледохода, начала и конца паводка);

наблюдения за растениями и животными (сезонными изменениями в живой природе, внешними особенностями растений и животных, взаимосвязями в живой природе). Детям можно дать следующие задания: а) определить даты начала сокодвижения у деревьев разных видов, распускания почек, цветения, созревания плодов, изменения окраски листьев, начала листопада, прилёта определённых видов птиц весной и их отлёта осенью, начала пения, появления птенцов (по поискам пищи родителями, по писку в гнёздах); б) сравнить движения разных животных (плавание, ползание, полёт, бег, прыганье); сравнить внешний вид и поведение взрослого животного и детёныша; в) определить зависимость встречаемости определённых насекомых от распространения кормового растения;

наблюдения за природными сообществами (лесом, лугом, водоёмом, полем);

наблюдения за человеком (за строением человеческого организма и его функционированием, трудовой деятельностью людей, взаимоотношениями между людьми).

Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их изображения в различных средствах обучения (картинах, фотографиях, слайдах, фильмах и т. д.).

Наблюдения тесно связаны с различными практическими работами и опытами.

На уроках окружающего мира проводятся опыты по изучению свойств горных пород, воды, снега, льда, воздуха; определяется состав и свойства почвы; проводятся опыты по выяснению необходимых условий для прорастания семян, опыты по изучению значения света, воды, минеральных веществ, тепла для роста и развития растений и животных и др.

Опыты можно разделить на демонстрационные (выполняются учителем или специально подготовленным учеником) и лабораторные (выполняются учащимися). К практическим методам обучения относятся лишь лабораторные опыты. Лабораторные опыты могут быть фронтальными, групповыми и индивидуальными.

Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследовательского характера. Например, мы поставили опыты по размножению традесканции:

2. Поместили в банки черенки традесканции одинаковой длины.

3. Наблюдали за ростом черенков в течение двух-трех недель и сделали выводы о воздействии удобрений на развитие растений. Составили схему опыта. Постарались объяснить результаты опыта, используя имеющиеся у нас знания.

Результаты этой научной работы обсуждали на уроках «Как размножаются растения» и «Что растения берут из почвы».

Задания такого характера важны не только в познавательном плане, но и несут в себе мощный воспитательный заряд: кроме формирования ценных личностных качеств, они могут объединить в совместную деятельность детей и родителей, что особенно важно в условиях дефицита общения между ними. Тема «Развитие растения из семени» имеет важное образовательное и воспитательное значение. Ученики уже имеют некоторые знания (об условиях жизни растений, о влиянии густоты посева, сроков посева семян, удобрений на рост и развитие растений), полученные при выполнении ими опытов на пришкольном участке. На данном уроке учащиеся узнают о важной стадии в жизни растения — семени, определяют условия, необходимые для прорастания семян (тепло и влага). Школьники получают дифференцированные задания провести эксперименты:

Наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. (За 10 дней до урока надо замачивать семена через каждые два дня).

Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими. Оно дается за месяц до урока.

Для выполнения второго опыта необходимо выдвинуть предположение (гипотезу) о том, при каком условии растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы в таблицу наблюдения и заполнять таблицу в ходе эксперимента.

Источник

Познавательное и интересное