Рассказ очарованный странник краткое содержание по главам читать

Сказки

Краткое содержание «Очарованный странник»

Читать «Очарованный странник» в кратком содержании

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, […] я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Источник

«Очарованный странник» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. С. Лескова

Здесь даны основные сведения о повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Читайте также:  Рассказы в которых говорится о сострадании

Краткие сведения о произведении

Главный герой повести

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Матери своей Флягин не знал, так как она умерла при родах из-за того, что мальчик родился с большой головой. Поэтому и прозвали его Голованом. Отец его был крепостной человек, кучер графа К., поэтому детство Иван провёл среди лошадей. С одиннадцати лет он стал служить форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, которыми правил отец).

Однажды он стал нечаянным виновником смерти монаха. Тот спал на возу, мальчик из озорства ударил его кнутом. Монашек упал с воза, запутался в вожжах, и лошади его потащили по земле. Однажды этот монах приснился Ивану и сказал, что он не только «моленый» (то есть мать молилась, чтобы Бог дал ребёнка), но и «обещанный» (мать обещала, что сын будет служить Богу). Монах сказал, что много раз Флягин будет погибать, а когда станет угрожать настоящая погибель, пойдёт в монахи. С тех пор в жизни Ивана начались приключения и испытания:

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

Когда один из пассажиров судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму, упомянул в разговоре, что о самоубийцах никто не может молиться, другой пассажир в послушничьем подряснике, похожий на русского богатыря, рассказал историю о попе, который за них молится. В разговоре с пассажирами он сказал, что всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть». Его попросили рассказать о своей жизни, и он согласился.

Глава 2

Иван Флягин родился в Орловской губернии в семье крепостных дворовых людей графа К.. Отец его был кучер Северьян Иваныч, а мать его умерла при родах, так как Иван родился с очень большой головой. Мальчика за это прозвали Голованом. Он был у матери «молитвенный сын». Она долго не имела детей и всё выпрашивала у Бога ребёнка.

Иван в детстве всё время проводил в конюшне, поэтому понимал коней. У графа был конный завод, оттуда на конюшню поступали кони, и «конюшенные люди» обучали их. С одиннадцати лет Иван стал форейтором, то есть ездил на форейторской лошади впереди лошадей, которыми правил отец. Однажды мальчик из озорства ударил кнутом спавшего на возу старого монашка. Тот спросонья упал с воза, его ноги запутались в вожжах. Лошади понеслись, и монашек погиб. Этот монах явился во сне к мальчику и сказал ему, что он не только «моленный», но и «обещанный сын», то есть мать обещала, что он будет служить Богу. Монах предрёк, что Иван будет много раз погибать и не погибнет. Когда же придёт настоящая погибель, он вспомнит обещание матери и пойдёт в монахи. С тех пор Ивану пришлось вытерпеть много испытаний, совершить много грехов.

Главы 3–5

Иван убежал из дома, украв по наущению цыгана пару коней из барской конюшни. В городе Николаеве его нанял барин нянчить маленькую дочку. Иван помог его сбежавшей жене выкрасть эту малютку.

Главы 6–9

Затем он попал в плен к азиатам и жил в степи 10 лет, с 23 до 33 лет. Чтобы он не убежал, татары его подщетинили, то есть в пятки напихали щетину. Иван после этого смог ходить только «раскорячком на косточках». Азиаты дали ему двух жён, а когда другой хан его украл, то и там дали двух жён. Детей у Ивана было много, но он их «за своих детей не почитал», так как они были некрещёные.

Все 10 лет Иван тосковал о России. Когда ему удалось вернуться домой, граф велел его высечь и отпустил на оброк.

Главы 10–12

Стал он зарабатывать себе на жизнь тем, что на ярмарках советовал людям выбирать хороших лошадей. Затем 3 года служил у одного барина конэсером.

В это время иногда Иван уходил из дома и начинал пить вино. Перед такими выходами он все казённые деньги отдавал барину. Но однажды барин был в отъезде, и Флягин взял деньги с собой. В трактире он пил с человеком, который назвал себя «магнетизёром» и взялся его от пьянства освободить, но перед этим напоил, производя над каждой рюмкой какие-то действия руками.

Глава 13

Пьяного Флагина «магнетизёр» привёл в дом к цыганам, где было много богатых людей, и пела перед ними молодая цыганка. После каждой песни она угощала гостей шампанским, и они метали ей на поднос золото и деньги. Иван был поражён красотой цыганки и одаривал её лебедями (сторублёвыми ассигнациями), а когда она стала плясать, бросил ей под ноги все деньги.

Глава 14

С той поры Флягин перестал пить вино, он считал, что этот «магнетизёр» отвадил от него пьяного беса. А князь не наказал Ивана за то, что он казенные деньги цыганке бросил, так как сам приехал без денег. Он за эту цыганку Грушу отдал в табор 50 000 рублей, заложив имение. Груша в доме князя сначала грустила, плакала. Князь так тосковал от этого, что она его пожалела и полюбила.

Глава 15

Очень любил Грушу князь, но скоро она ему наскучила, и он уже жалел, что обеднел из-за цыганки. Стали князь и Флягин лошадьми торговать, но удачи в торговле не было. Бросив это дело, князь стал строить мельницу, завёл шорную мастерскую, но только сильнее увязал в долгах. Дома он бывал редко. Груша была уже беременна. Она заподозрила, что он любит другую, и попросила Ивана Северьяныча съездить в город и разузнать к кому князь ездит. Флягин приехал в город к барыне, у которой была дочка от князя.

Глава 16

Там Иван Северьяныч узнал, что князь хочет, чтобы эта барыня заложила за 20 000 дом, который князь подарил дочке, для того, чтобы он на эти деньги купил суконную фабрику. Барыня согласилась. Князь послал Ивана из города, чтобы он набрал на ткани заказов. Когда Флягин приехал обратно, то узнал, что князь хочет жениться на дочери богача, а Грушу куда-то увёз.

В день свадьбы Иван ушёл в лес, сел на крутом берегу и смотрел на дом князя, который был на другом берегу.

Главы 17–18

К нему прибежала Груша. Сказала она, что её держали в лесной пчельне, и сюда она вырвалась умирать. Стала она уговаривать Флягина ударить её ножом в сердце, говорила, что за это он потом отмолит и свою душу, и её. Иван сбросил её в реку, и она утонула.

Глава 19

Флягин убежал и шёл по дороге весь день. Пригласили его на свою телегу старичок со старушкой и пожаловались, что их сына берут в солдаты. Иван пошёл в солдаты за их сына, назвавшись Петром Сердюковым, и попросился на Кавказ, чтобы умереть за веру. Прослужил он там 15 лет. Однажды Флягин под пулями проплыл с канатом холодную реку, чтобы протянуть его и навести мост. За этот подвиг ему дали звание офицера, орден Георгия и отпустили в отставку.

В Петербурге он стал служить в адресном столе, но эта служба ему не понравилась. В кучера его никто не брал, так как он стал офицером и его нельзя ни обругать, ни ударить. Нанялся Флягин тогда в артисты, но из труппы его прогнал хозяин за то, что он побил одного артиста, домогавшегося молоденькой артистки. Тогда Иван Северьяныч пошёл в монастырь послушником и стал там кучером. В монастыре его называли отцом Измаилом.

Глава 20

Однажды ночью он зарубил монастырскую корову, приняв её за беса. За это игумен распорядился посадить его в погреб на всё лето до заморозков. Там Флягин впал в раздумье о себе, жалел, что у него «самоничтожный дух», читал житие преподобного Тихона Задонского, которое дал ему инок Геронтий. В житие он вычитал о знамении о внезапном «всегубительстве», которое наступит после того, как «все рекут мир». Когда Флягин прочитал в газетах, которые кидал ему в погреб этот инок, что «везде утверждается повсеместный мир», то понял, что приближается это предсказание. Стал молиться Иван Северьяныч о Родине и русском народе. Просил он монахов, приходивших к погребу, молиться о том, чтобы царь покорил врагов.

Читайте также:  Посмотреть сказку варвара краса длинная коса бесплатно

Игумен велел перевести Флягина в пустую избу на огород и поставить там образ «Благое молчание» для того, чтобы в Иване умолк «просвещающий дух». Молясь на этот образ, просидел Флягин взаперти в избе до весны. Но если видел человека, снова начинал предсказывать войну.

Лекарь, которого прислал к нему игумен, посоветовал отпустить его «куда-нибудь подальше пробегаться», чтобы перестал предсказывать. И сейчас Иван Северьяныч плыл в Соловки на богомолье. Там он хочет перед смертью поклониться Зосиме и Савватию. Пассажиры спросили, почему «перед смертью»? Флягин ответил, что скоро придётся воевать, и ему «за народ очень помереть хочется». На вопрос, как же он будет воевать в рясе и клобуке, Иван ответил, что клобук снимет, а «амуничку» наденет.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) повести «Очарованный странник»: праведником можно стать, если искренне раскаяться в грехах и искупить их ценой самоотречения.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Источник

Очарованный странник (Лесков)

Содержание

Глава первая [ ред. ]

Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.

Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.

Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина.

Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.

Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.

Главы вторая — пятая [ ред. ]

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах. Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

В глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются…

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцатитрёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Главы шестая — девятая [ ред. ]

В спор за следующего коня встрял улан. Иван вступил вместо него в бой с татарином и до смерти застегал того плетью. После этого русские хотели Ивана в тюрьму посадить, но татары сжалились над ним и увезли в степь.

Прожил Иван в степи десять лет, был у татар за лекаря — лечил лошадей и людей. Соскучившись по родине, хотел уйти, но татары его поймали и «подщитинили»: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили. Когда всё зажило, Иван не смог нормально ходить — так кололась щетина, пришлось учиться ступать «раскорякой», на щиколотках, и остаться в степи.

Несколько лет Иван прожил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены, дети. Потом соседний хан попросил полечить жену и оставил лекаря у себя. Там Иван получил ещё двух жён. К многочисленным детям своим Иван отеческих чувств не испытывал, поскольку были они «некрещёные и миром не мазаны». За десять лет он так и не привык к степям и очень тосковал по дому.

Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет…

Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без опостылевшей конины, отца Илью. Ночью он тихонько уходил в степь и подолгу молился.

Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже молиться перестал — «что же… молить, когда ничего от того не выходит». Однажды в степях объявилось двое священников — пришли обращать татар в христианство. Попросил Иван попов вызволить его, но те в дела татар вмешиваться отказались. Некоторое время спустя Иван нашёл одного священника мёртвым и похоронил его по христиански, другой же бесследно пропал.

Читайте также:  Рассказ без семьи в сокращении

Год спустя появились в орде двое в чалмах и ярких халатах. Пришли они из Хивы лошадей закупать и настраивать татар против русских. Чтобы татары не ограбили их и не убили, они начали пугать народ огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.

Однажды ночью незнакомцы устроили огненное светопредставление. Кони испугались и разбежались, а взрослые татары бросились их ловить. В стане остались женщины, старики и дети. Тогда Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугали людей обычными фейерверками. Иван нашёл большой запас фейерверков, начал их запускать, и так напугал диких татар, что те согласились креститься.

Там же Иван отыскал и «едкую землю», которая «страшно тело палит». Приложил он её к пяткам и притворился больным. За несколько дней ступни разъело, и зашитая в них щетина вышла вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для большей ещё острастки самый большой фейверк пусти и ушёл».

Главы десятая — четырнадцатая [ ред. ]

Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руководствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.

Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.

Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.

Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.

Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.

А что, как ты полагаешь, если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь её поднимет да возьмёт: рад ли он этому будет или нет?

Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.

Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.

В этом доме Ивана очаровала певица, красавица-цыганка Груша, и он бросил к её ногам все казённые деньги.

Главы пятнадцатая — восемнадцатая [ ред. ]

Протрезвев, Иван узнал, что магнетизёр его умер от пьянства, а сам так и остался замагнетизированным и с тех пор водки в рот не брал. Князю он признался, что растратил казну на цыганку, после чего с ним случилась белая горячка.

Выздоровев, Иван узнал, что его князь заложил всё своё имущество, чтобы выкупить из табора красавицу Грушу.

Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить.

Груша быстро полюбила князя, а тот, получив желаемое, начал тяготиться необразованной цыганкой и перестал замечать её красоту. Иван же подружился с Грушей и очень её жалел.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его бедность. Он начинал одно дело за другим, но все его «прожекты» приносили одни убытки. Вскоре ревнивая Груша заподозрила, что у князя есть любовница, и послала Ивана в город, разузнать.

Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным свидетелем их разговора. Князь хотел занять у Евгении Семёновны денег, взять в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и жениться на богатой наследнице. Грушу же он собирался выдать замуж за Ивана.

Всё ещё любившая князя женщина заложила подаренный им же дом, и вскоре князь посватался к дочери предводителя. Вернувшись с ярмарки, где закупал «у азиатов» образцы тканей и брал заказы, Иван обнаружил, что дом князя обновлён и готов к свадьбе, а Груши нигде нет.

Груша боялась, что не выдержит, и погубит невинную душу — невесту князя, и заставила Ивана поклясться страшной клятвой, что он убьёт её, угрожая, что станет «самою стыдной женщиной». Не выдержав, Иван сбросил цыганку с обрыва в реку.

Главы девятнадцатая — двадцатая [ ред. ]

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.

Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.

Колени у человека первый инструмент: как на них падёшь, душа сейчас так и порхнёт вверх…

В погребе Иван начитался газет, начал пророчествовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».

На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Источник

Познавательное и интересное