Рассказ очаровать и уничтожить глава 36

Сказки

Онлайн чтение книги Очарованный странник
Глава восьмая

Дорожа последовательностью в развитии заинтересовавшей нас истории Ивана Северьяновича, мы просили его прежде всего рассказать, какими необыкновенными средствами он избавился от своей щетинки и ушел из плена? Он поведал об этом следующее сказание:

– Я совершенно отчаялся когда-нибудь вернуться домой и увидать свое отечество. Помышление об этом даже мне казалось невозможным, и стала даже во мне самая тоска замирать. Живу, как статуй бесчувственный, и больше ничего; а иногда думаю, что вот же, мол, у нас дома в церкви этот самый отец Илья, который все газетной бумажки просит, бывало, на служении молится «о плавающих и путешествующих, страждущих и плененных », а я, бывало, когда это слушаю, все думаю: зачем? разве теперь есть война, чтобы о пленных молиться? А вот теперь и понимаю, зачем этак молятся, но не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости, сказать, хоша не неверую, а смущаюсь, и сам молиться не стал.

«Что же, – думаю, – молить, когда ничего от того не выходит».

А между тем вдруг однажды слышу-послышу; татарва что-то сумятятся. Я говорю:

– Ничего, – говорят, – из вашей стороны два муллы пришли, от белого царя охранный лист имеют и далеко идут свою веру уставлять.

Мне показали на одну юрту, я и пошел туда, куда показали. Прихожу и вижу: там собрались много ших-задов и мало-задов, и мамов и дербышей, и все, поджав ноги, на кошмах сидят, а посреди их два человека незнакомые, одеты хотя и по-дорожному, а видно, что духовного звания; стоят оба посреди этого сброда и слову божьему татар учат.

Я их как увидал, взрадовался, что русских вижу, и сердце во мне затрепетало, и упал я им в ноги и зарыдал. Они тоже этому моему поклону обрадовались и оба воскликнули:

– А что? а что! видите! видите? как действует благодать, вот она уже одного вашего коснулась, и он обращается от Магомета.

А татары отвечают, что это, мол, ничего не действует это ваш Иван, он из ваших, из русских, только в плену у нас здесь проживает.

Миссионеры очень этим недовольны сделались. Не верят, что я русский, а я и встрял сам:

– Нет, – я говорю, – я, точно, русский! Отцы, – говорю, – духовные! смилуйтесь, выручите меня отсюда! я здесь уже одиннадцатый год в плену томлюсь, и видите, как изувечен: ходить не могу.

Они, однако, нимало на эти мои слова не уважили и отвернулись и давай опять свое дело продолжать: все проповедуют.

Я думаю: «Ну, что же на это роптать: они люди должностные, и, может быть, им со мною неловко иначе при татарах обойтися», – и оставил, а выбрал такой час, что они были одни в особливой ставке, и кинулся к ним и уже со всею откровенностью им все рассказал, что самую жестокую участь претерпеваю, и прошу их:

– Попугайте, – говорю, – их, отцы-благодетели, нашим батюшкой белым царем: скажите им, что он не велит азиатам своих подданных насильно в плену держать, или, еще лучше, выкуп за меня им дайте, а я вам служить пойду. Я, – говорю, – здесь живучи, ихнему татарскому языку отлично научился и могу вам полезным человеком быть.

– Что, – говорят, – сыне: выкупу у нас нет, а пугать, – говорят, – нам неверных не позволено, потому что и без того люди лукавые и непреданные, и с ними из политики мы вежливость соблюдаем.

– Так что же, – говорю, – стало быть, мне из-за этой политики так тут целый век у них и пропадать?

– А что же, – говорят, – все равно, сыне, где пропадать, а ты молись: у бога много милости, может быть, он тебя и избавит.

– Я, мол, молился, да уже сил моих нет и упование отложил.

– А ты, – говорят, – не отчаявайся, потому что это большой грех!

– Да я, – говорю, – не отчаяваюсь, а только… как же вы это так… мне это очень обидно, что вы русские и земляки, и ничего пособить мне не хотите.

– Нет, – отвечают, – ты, чадо, нас в это не мешай, мы во Христе, а во Христе нет ни еллин, ни жид: наши земляки все послушенствующие. Нам все равны, все равны.

– Да, – отвечают, – все, это наше научение от апостола Павла. Мы куда приходим, не ссоримся… это нам не подобает. Ты раб и, что делать, терпи, ибо и по апостолу Павлу, – говорят, – рабы должны повиноваться. А ты помни, что ты христианин, и потому о тебе нам уже хлопотать нечего, твоей душе и без нас врата в рай уже отверзты, а эти во тьме будут, если мы их не присоединим, так мы за них должны хлопотать.

И показывают мне книжку.

– Вот ведь, – говорят, – видишь, сколько здесь у нас человек в этом реестре записано, – это всё мы столько людей к нашей вере присоединили!

Я с ними больше и говорить не стал и не видел их больше, как окромя одного, и то случаем: пригонил отколь-то раз один мой сынишка и говорит:

– Унас на озере, тятька, человек лежит.

Я пошел посмотреть; вижу, на ногах с колен чулки содраны, а с рук по локти перчатки сняты, татарва это искусно делают: обчертит да дернет, так шкуру и снимет, – а голова этого человека в сторонке валяется, и на лбу крест вырезан.

– Эх, – думаю, – не хотел ты за меня, земляк, похлопотать, и я тебя осуждал, а ты вот сподобился и венец страдания приял. Прости меня теперь ради Христа!

– А эти миссионеры даже и туда, в Рынь-пески, заходят?

– Как же-с, они ходят, но только все без пользы без всякой.

– Обращаться не знают как. Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают. Это попервоначалу никак не годится, потому что азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет.

– А главное, надо полагать, идучи к азиятам, денег и драгоценностей не надо при себе иметь.

– Не надо-с, а впрочем, все равно они не поверят, что кто-нибудь пришел да ничего при себе не принес; подумают, что где-нибудь в степи закопал, и пытать станут, и запытают.

– Да-с; так было при мне с одним жидовином: старый жидовин невесть откуда пришел и тоже о вере говорил. Человек хороший, и, видно, к вере своей усердный, и весь в таких лохмотках, что вся плоть его видна, а стал говорить про веру, так даже, кажется, никогда бы его не перестал слушать. Я с ним попервоначалу было спорить зачал, что какая же, мол, ваша вера, когда у вас святых нет, но он говорит: есть, и начал по талмуду читать, какие у них бывают святые… очень занятно, а тот талмуд, говорит, написал раввин Иовоз бен Леви, который был такой ученый, что грешные люди на него смотреть не могли; как взглянули, сейчас все умирали, через что бог позвал его перед самого себя и говорит: «Эй ты, ученый раввин, Иовоз бен Леви! то хорошо, что ты такой ученый, но только то нехорошо, что чрез тебя, все мои жидки могут умирать. Не на то, говорит, я их с Моисеем через степь перегнал и через море переправил. Пошел-ну ты за это вон из свого отечества и живи там, где бы тебя никто не мог видеть». А раввин Леви как пошел, то ударился до самого до того места, где был рай, и зарыл себя там в песок по самую шею, и пребывал в песке тринадцать лет, а хотя же и был засыпан по шею, но всякую субботу приготовлял себе агнца, который был печен огнем, с небеси нисходящим. И если комар или муха ему садилась на нос, чтобы пить его кровь, то они тоже сейчас были пожираемы небесным огнем… Азиятам это очень понравилось про ученого раввина, и они долго сего жидовина слушали, а потом приступили к нему и стали его допрашивать: где он, идучи к нам, свои деньги закопал? Жидовин, батюшки, как клялся, что денег у него нет, что его бог без всего послал, с одной мудростью, ну, однако, они ему не поверили, а сгребли уголья, где костер горел, разостлали на горячую золу коневью шкуру, положили на нее и стали потряхивать. Говори им да говори: где деньги? А как видят, что он весь почернел и голосу не подает:

Читайте также:  Сказки на ночь злые

«Стой, – говорят, – давай мы его по горло в песок закопаем: может быть, ему от этого проходит».

И закопали, но, однако, жидовин так закопанный и помер, и голова его долго потом из песку чернелась, но дети ее стали пужаться, так срубили ее и в сухой колодец кинули.

– Вот тебе и проповедуй им!

– Да-с; очень трудно, но а деньги у этого жидовина все-таки ведь были.

– Были-с; его потом волки тревожить стали и шакалки и всего по кусочкам из песку повытаскали и, наконец, добрались и до обуви. Тут сапожонки растормошили, а из подметки семь монет выкатились. Нашли их потом.

– Ну, а как же вы-то от них вырвались?

– Кто же это чудо сделал, чтобы вас избавить?

– Это кто же такой этот Талафа: тоже татарин?

– Нет-с; он другой породы, индийской, и даже не простой индеец, а ихний бог, на землю сходящий.

Упрошенный слушателями, Иван Северьяныч Флягин рассказал нижеследующее об этом новом акте своей житейской драмокомедии.

Источник

Название произведения Очарованный странник
Автор Николай Лесков
Жанр Повесть
Год написания 1873

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава первая

Повествование ведется от лица путников, плывущих на корабле по Ладожскому озеру в Валаам. Корабль был вынужден зайти в пристань к Кореле, небольшому поселку, который произвел на путешественников грустное впечатление. У пассажиров заходит разговор о том, что в такое унылое место, как Корела, и надо ссылать «неудобных» людей, а не тратить денег на пересылку заключенных в Сибирь.

Глава вторая

Через некоторое время повез Иван графа и графиню в Воронеж, а дорога в одном месте у горы очень крутая была, много там народу погибало. И Голован не справился с управлением и еле-еле затормозил у обрыва, но кони упали в пропасть все же и за ними полетел вниз и рассказчик. Опомнился он дома, где ему рассказали, что Божьей милостью он был спасен, упал на глиняную глыбу и не расшибся. А граф за то, что Голован ему жизнь с графиней спас, обещал исполнить любое его желание, тут-то бы и пороситься Ивану в монастырь и беды бы его закончились, но он, сглупив, просит губную гармонику, которую у него на следующий день украдут.

Глава третья

Глава четвертая

Цыган же хитрым оказался: велел в доказательство того, что Иван не сдаст никому вора, из господской конюшни пару коней вывести. Конечно же, Флягину, не привыкшему к воровству, эта затея не понравилась, но приказание выполняет. На украденных конях они сбегают и оказываются под городом Карачевом. Коней здесь им приходится продать и при дележе денег цыган обманывает Флягина, тот, в свою очередь, решает пойти к заседателю, чтобы объявить себя беглым.

Писарь при заседателе предлагает Флягину бежать в Николаев и там найти себе работу, выписывает ему «отпускной вид» за сережку и крест, единственные «богатства» героя.

В Николаеве Флягин попадает в услужение к одному барину, которому для маленькой дочери нужна нянька, так как он воспитывает ее один. Иван привязывается к своей маленькой воспитаннице, растит ее, холит, но у девочки открывается болезнь, с вязанная с неправильным ростом костей, и врачи рекомендуют сажать ее в песок, чтобы ножки выравнивались. Флягин выполняет все указания докторов и ходит каждый день на берег лимана с девочкой.

Глава пятая

Герои начинают драться, но офицер, поняв, что ни деньгами, ни сражением Ивана не сломить, хватает барыню и уводит с собой, женщина рвется к ребенку и Флягин, не выдержав этой сцены разлучения дочери с матерью, предлагает забрать девочку, но и его уж тогда с собой, иначе барин его убьет. Бегут герои в Пензу. Там офицер, понимая, что с беглым крепостным Иваном у него могут быть проблемы, дает ему 200 рублей и отпускает героя куда глаза глядят.

Глава шестая

После этого состязания хан Джангар выводит на продажу каракового жеребенка. Как оказалось, на этих торгах был и ремонтер, которому отдал Иван девочку. Ремонтер хочет купить этого жеребенка. Иван предлагает ему заплатить столько, сколько хан требует, а сам Флягин выйдет на состязание за этого коня. Соперником выступает известный всем татарин Савакирей. Но Флягину удается победить Савакирея, более того от усердия и амбиций, не терпя унижения, татарин умирает в этой схватке. И что удивительно, не татары, а именно русские собираются осудить Флягина за убийство.

Но татары – народ справедливый, скрывают Флягина и уводят его с собой в степи, где суждено герою прожить целых десять лет. Коней у татар лечил и женщинам помогал. Забирает его к себе хан Емгурчей. Татары, видя пользу от действий Ивана, не отпускают его больше на родину, держат в плену. А когда он сбежал, поймали и «подщетинили»: срезали пятки, насыпали туда жесткого конского волоса и зашили снова. Так человек после этой процедуры не то, что ходить, ползать мог еле-еле. Остается Флягин в услужении у татар, они его женят на бывшей жене Савакирея, а затем вторую жену дают. От этих женщин у Флягина дети родились, но он их своими не считает, так как они некрещенные и не по христианскому обычаю воспитаны.

Зная, что Флягин вроде лекаря, хан Агашимола, соседствующий неподалеку, просит у Емгурчея Ивана для лечения жены на некоторое время, а сам взял да и не отдал его больше, угнал в другую степь, где на долю нашего рассказчика выпадают новые испытания.

Глава седьмая

Очень горюет по родной стране Флягин в плену у Агашимолы. Кругом одна лишь степь, от которой у героя сердце изнывает.

«Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь»

Чувство тоски является основным в мироощущении Флягина:

«…и дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку…и начнешь молиться…и так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь»

И все же Ивану удается сбежать от татар. Как это случилось, он рассказывает далее.

Глава восьмая

Татары долго этих людей слушать не стали, убили, голову отрезали и крест на ней вырезали в назидание всем остальным, желающим их в веру обратить.

Глава девятая

Прошел год после вышеописанного случая. И вот снова пришли в стан к степнякам два человека, говорили, что из Хивы пришли коней закупать и хотят там у себя дома с кем-то войну затеять. И все татар против русских настраивают. Просят эти два человека. Чтобы татары им коней за реку перегнали, а там уж они с ними щедро расплатятся. Татар просто так не проведешь, сомневаться начали. Тогда эти неизвестные стали пугать степняков, что, если они им не помогут, то нашлют они на татар гнев своего бога Талафы. И если они все еще сомневаются, то Талафа этой ночью свою мощь покажет.

Пока татары смотрели на небо, эти двое мужчин угнали лошадей, целый табун. Татары, увидев это, бросились все за ними вдогонку. И Иван понял, что это его шанс спастись. Он видит, что это всего лишь фейерверк, забирает оставленный мужиками ящик с петардами и пугая оставшихся жителей взрывами, быстро крестит их в реке, обращает в свою веру. В фейерверках он нашел вещество, которое очень жжет кожу, стал его прикладывать к своим пяткам и вместе с гноем выпарил щетину, которую ему десять лет назад татары туда зашили. После наложил на всех в стане епитимью, чтобы молились за него из юрт не выходили, а сам в это время ушел.

Глава десятая

Глава одиннадцатая

С завода у князя была куплена кобылица Дидона, которая особенно по душе была Флягину, он даже из конюшни не выходил, все любовался ею и ласкал.

В это время две ярмарки проходило и князь с Флягиным должны были на обеих присутствовать. Флягину приходит приказ от князя прислать тому Дидону на продажу. Ослушаться князя нельзя, но и не горевать по любимой кобылице невозможно. Иван Северьяныч отправляется заливать свою грусть водкой в трактир, там он знакомится с преинтереснейшим человеком, пьяницей беспробудной, но философом необыкновенным. Флягин спрашивает, почему же этот человек бросить пить не может, на что тот отвечает: …если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь ее поднимет да возьмет: рад ли он этому будет или нет? В этом и счастье свое он видит, что других спасает от этого порока.

«И сам ты если какую скорбь от какой-нибудь страсти имеешь, самовольно ее не бросай, чтобы другой человек не поднял ее и не мучился; а ищи такого человека, который бы добровольно с тебя эту слабость взял»

Флягин удивился, где же взять такого человека, который добровольно захочет на себя этот порок взять. Его собеседник отвечает, что он таков есть, может избавить героя от любого недуга. Флягин просит избавить его от пьянства. Собеседник говорит, что он магнетизер и что Иван должен следовать его указаниям, если хочет избавиться от пьянства. Рассказчик соглашается. И магнетизер в этот вечер так напоил нашего героя, что их обоих из трактира выставили.

Глава двенадцатая

Глава тринадцатая

Входит Иван Северьяныч на крыльцо и видит цыгана, который дает деньги магнетизеру и отправляет его через черный ход выходить, а рассказчика просит цыган в дом зайти, отдохнуть. В доме толпится много народу: офицеры, ремонтеры, купцы. Цыганки молодые в кругу танцуют и поют, особенно привлекала внимание одна девушка:

«…даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет, и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!»

Все любуются только ею, называют цыганку по имени, Грушей, просят ее спеть и станцевать. Флягин совершенно очарован ее красотой, за ее танцы бросает ей под ноги все крупные деньги, которые у него с собой имелись:

« Она на меня плывет, глаза вниз спустила, как змеища-горыныще, ажно гневом землю жжет, а перед ней просто в подобии беса скачу, да все, что раз прыгну, то под ножки ей мечу лебедя…не ты ли, проклятая, и небо и землю сделала?»

Глава четырнадцатая

После этого «выхода» рассказчик, действительно, больше не пил никогда в жизни, как и обещал магнетизер. Вернувшись от цыган, Иван проспал в конюшне очень долго.

Глава пятнадцатая

«Мой князь был человек души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи…а потом, когда получит, не дорожит счастьем»

За Грушу он дал много денег, которые ему пришлось одолжить. Теперь нужно было долги возвращать. Приходится ему придумывать всякие способы по добыванию средств, к Груше с каждым днем все холоднее и холоднее становится. А вот Ивана он просит почаще бывать у цыганки, чтобы ей не скучно было, к тому же она в положении находится. А князь то лошадей снова продавать начнет, то мельницу строить, то шорную мастерскую откроет, а от всего этого долги только росли.

Дома он появляется все реже, Груша страдает и просит Ивана Северьяныча проследить за князем: не завел ли он себе в городе другую женщину.

У князя до того, как появилась Груша, была жена, секретарская дочка, Евгенья Семеновна. С князем у них общая дочка была. Он купил этой барыне дом, когда у него еще деньги водились. Иван Северьяныч с ней тоже был в хороших отношениях, решил к ней заехать узнать, не вернулся ли к ней князь. Евгенья Семеновна рассказывает, что князь в аренду берет суконную фабрику и прислал ей письмо, что сегодня к ней заедет. Как раз в то время, когда Флягин был у барыни, князь и приехал. Иван Северьяныч ушел в гардеробную поговорить с горничной, своей старой знакомой, и стал свидетелем необычного разговора князя с барыней.

Глава шестнадцатая

После этого разговора, князь отправляет Флягина в другой город сукна для фабрики выбирать, так что Иван Северьяныч не успел с Грушей переговорить. А когда вернулся он, то оказалось, что Груша исчезла. Никто не знает, где она, только одна дворовая старушка сказала, что дней 10 назад уехала цыганка с князем и больше не возвращалась. А князь тем временем свадьбу сыграл.

Флягин отправляется искать Грушу, ходит по ближним поместьям и лесам, отчаявшись, начинает в голос звать ее и …вдруг на меня из темноты ночной как что-то шаркнет. И прямо на мне повисло и колотится…

Глава семнадцатая

Это была Груша. Цыганка утратила всю свою красоту, была в разорванном платье, царапинах:

«Это меня так убрал мил-сердечный друг за любовь к нему за верную: за то, что того, которого больше его любила, для него позабыла и вся ему предалась, без ума и без разума, а он меня за то в крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь…»

Глава восемнадцатая

Рассказала Груша, что до нее дошли слухи, что собрался князь жениться. Очень горько было цыганке от измены и предательства. Но князь вернулся домой и несколько дней задумчив был, а потом вдруг ласков стал и позвал Грушу в коляске покататься. Поехала она, не задумываясь, а он привез ее в лес на какое-то подворье и оставил там. Пыталась она сбежать оттуда, но получилось это сделать только хитростью, теперь же она просит Ивана Северьяныча сделать для нее кое-что, иначе она убьет и молодую жену князя и саму себя с младенцем в утробе, от того душу свою погубит навеки.

Глава девятнадцатая

Обезумев от содеянного, Флягин видит, как за ним гонится ужасно большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный бес, а сам рассказчик зовет к себе ангела-хранителя. Думает же Иван Северьяныч только о душе Груши, и она ему является в виде ангела с крылышками и путь указывает.

Встал герой и пошел по дороге, а навстречу ему печальные старик и старуха, рассказывают, что их единственного сына в рекруты забирают, а откупить его нечем. Флягин предлагает представиться их сыном и пойти служить под именем Петра Сердюкова. Так и порешили. Отправляют Ивана Северьяныча под новым именем служить на Кавказ, где он пробыл 15 лет.

Полковник, командующий этим взводом, понимающий, что дело совсем плохо говорит: Нет ли из вас кого такого, который на душе смертный грех за собой знает. как бы ему хорошо теперь своей кровью беззаконие смыть?

Вызывается Флягин, с мыслью о Груше, не задумываясь о своей безопасности, ныряет в воду и каким-то чудом достигает противоположного берега. Так и мост справили.

После этого полковник расспрашивает Флягина, что же за грех у него на душе, но после рассказа Ивана Северьяныча, не верит ни единому слову и считает, что просто он все придумал. А за храбрость производит Флягина в офицеры. Через некоторое время рассказчик уходит в отставку.

В отставке Флягин идет в артисты, в Петербурге в балагане на Адмиралтейской площади служит. Играет по большей части демонов. Но и оттуда он быстро уходит. Казус произошел: оттаскал одного актера за волосы за то, что тот насмешник был и злой выдумщик, все время смеялся над одной девочкой, которая фею играла. За то и выгнали Ивана Северьяныча из театра.

После немногих раздумий рассказчик отправляется в монастырь. Нарекается именем «отец Измаил», при лошадях его извозчиком поставили при том монастыре.

Глава двадцатая

Путникам, которые все это время слушали жизнеописание Ивана Северьяныча Флягина, кажется, что уж в монастыре напасти никакие не ожидали повествователя. Но они ошибались.

Флягин рассказывает, как многократно его бес искушал, пока герой его не пересилил.

Флягин говорит, что большого беса он быстро от себя отвадил, а вот маленькие бесенята много ему хлопот доставили.

За это происшествие поставили Ивана Северьяныча у решетки для возжигания свечей стоять, чтобы чаще на службах бывать. Однажды, ставя свечки, Флягин случайно уронил одну из них, начав поднимать ее, уронил еще несколько, а затем еще несколько. Разозлившись, и оставшиеся свечи рассказчик снес рукой.

Получает наказание Флягин за такое поведение во время службы: опустили его в пустой погреб. Еду и книги приносят ему другие монахи. И, находясь в таком заточении, Иван Северьяныч открывает у себя дар провидения. Через некоторое время отпускают Флягина на богомоление на Соловки, вот туда и держит сейчас путь наш рассказчик. И предсказывает он, что скоро война будет, и он воевать снова пойдет, поэтому хочет благословение у святых Зосимы и Савватия получить.

Источник

Краткое содержание «Очарованный странник»

Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Оно позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Краткое содержание

Глава первая

Глава вторая

Через некоторое время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Глава четвертая

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он беспаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль: стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы: подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Глава десятая

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку – и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

Глава пятнадцатая

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Голован занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Глава восемнадцатая

Глава девятнадцатая

Голован, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок. Его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Голован пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Источник

Читайте также:  Рассказ о пензе 1 класс по окружающему миру
Познавательное и интересное