Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей обособленное

Сказки

Упражнения по теме «Обособленные дополнения»

Упражнение 1.

Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений.

1) За исключением резервного экипажа; 2) помимо очередных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4) не исключая участников конкурса; 5) за исключением трех подруг; 6) кроме отважного солдата; 7)помимо уроков; 8) сверх указанных задач.

Запишите предложения и объясните постановку знаков препинания.

Упражнение 2.

Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни.

Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый.
(А.Н. Толстой.)

Упражнение 3.

Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обособленные дополнения.

Лизе наряду со всеми пришлось искать службу. 2) Всё поле заросло кустарником за исключением небольшой полянки. 3) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами. 4) Вместо пальто он надел куртку. 5) В отличие от крепкого деда отец выглядел хилым и болезненным.

Упражнение 4.

Измените порядок слов в предложениях так, чтобы необособленные дополнения стали обособленными. Запишите получившиеся предложения.

Я оказался в колонне демонстрантов наряду с другими. 2) Сверх обещанного мы получили ещё телевизор. 3) Вместо ответа по существу он лишь оправдывался.

Упражнение 5.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Много есть на свете кроме нашей страны всяких государств и земель но одна у человека мать одна у него и Родина. (К. Ушинский)

Напишите сочинение, эпиграфом к которому послужило бы одно из этих высказываний. Текст какого стиля речи вы будете создавать? Каковы основные признаки этого стиля? Какими языковыми средствами вы воспользуетесь?

Упражнение 6.

Разделите лист в тетради на две колонки.

Обособленные определения Обособленные дополнения

Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.

На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л. Толстой.) 2) Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (А. Пушкин.) 3) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его. (А. Пушкин.) 4) Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в рядах красных. (М. Шолохов.) 5) Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин.) 6) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. (А. Степанов.)

Подчеркните обособленные члены предложения.

Упражнение 7.

Спишите, проведите полный пунктуационный разбор предло-жений, объясняя постановку каждого знака препинания.

Впрочем, за исключением матери, Мушку ненавидели все: и домашние, и посторонние. Он это знал и отвечал тем же чувством всему миру: и живым существам, включая кошку, и неодушевлённым пред¬метам, исключая съедобное. (М. Осоргин)

Составьте схемы предложений. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

Упражнение 8.

Кто лучше? Придумайте и запишите предложения, используя следующие сочетания слов в качестве обособленных дополнений.

Кроме меня. Помимо этих упражнений. Вместо запланирован¬ной поездки за границу. Кроме стихов. Исключая сладкие и мучные блюда. Включая односоставные и неполные предложения. За исключением пяти учащихся. Наряду с этими проблемами. В отличие от жите¬лей деревень. По сравнению со вчерашним днём.

Упражнение 9.

Спишите предложения. Найдите в данных предложениях обособленные дополнения.

Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром. 2) Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление. 3) Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. 4) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. 5) Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов. 6) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. 7) Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 8) Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. 9) Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. 10) Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим. 11) Книга нашла пути к сердцам читателей, потому что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы, она сурово-правдива. 12) Может быть, за исключением квасников, писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе. 13) Ужинали в кухне, вместе со всеми рабочими, и пища была обильна. 14) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Упражнение 10.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте обособленные и однородные члены предложения.

В Мещёрском крае нет (ни)каких особе(н, нн)ых кр_сот и б_гатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цв_тущие или скоше(н, нн)ые луга сосновые боры пойменные и лесные озёра заросшие чёрной кугой ст_га пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в ст_гах держит тепло всю зиму. В Мещёрском крае можно увидеть обширные болота покрытые ольхой и осиной, однокие обугле(н, нн)ые от старости избы лесников пески мо(ж, жж)евельник вереск кос_ки журвлей и знакомые нам под всеми ш_ротами звёзды.
Что можно услышать в Мещёрском крае кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов свист иволги су_тливый стук дятлов вой волков ш_рох дождей в рыжей хвое вечерний плач(?) г_рмоники в деревушке а по ночам — разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. (К. Паустовский)

Тест по теме «Обособленные дополнения»

1. Укажите предложение, в котором нужно обособить выделенные слова.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.
2) Многие из бойцов, помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.
3) Они выбрались на поляну, поросшую камышом и местами залитую водой.
4) Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче.

Читайте также:  Проблема нравственного выбора в рассказе судьба человека шолохова

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

1) 1; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 4.

4. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4.

5. В каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены)?

1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.
2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.
3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным.
4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе.

6. Определите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.
2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов.
3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом.
4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.

7. Укажите, в каком предложении есть обособленное дополнение.

1) Скорчившись, поджав под себя ноги и подсунув ладонь вместо подушки под голову, на горбатом диванчике спал Томский.
2) Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и чёрные линии.
3) В кабинете, кроме секретаря, никого не было.
4) Воспрянув духом, выбегу на холм и всё увижу в самом лучшем свете.

8. В предложении Я ничего не слышал, кроме шума дождя.

1) обособленное дополнение;
2) обособленное обстоятельство;
3) обособленное определение;
4) обособленное приложение.

9. В предложении Поезд, согласно расписанию, прибыл в пять часов.

1) обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом;
2) обособленное дополнение, выраженное существительным с предлогом.
3) обособленное определение, выраженное существительным с предлогом;
4) обособленное приложение, выраженное существительным с предлогом.

10. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

1) обособленное определение;
2) обособленное приложение.
3) обособленное обстоятельство;
4) обособленное дополнение.

11. Какой оборот (член предложения) обособлен?

1) Я ничего не мог различить, кроме кручения метели.
2) Как врач, я вам не могу позволить покинуть больницу раньше времени.
А. Обособленное приложение.
Б. Обособленное дополнение.

12. Какой оборот со словом вместо надо обособить?

1) Вместо шляпы на ходу он надел сковороду
2) Вместо пиджака Володька надел безрукавку из меха козули.
3) Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк, приделанный к трубочке, вбитой в стену.
4) Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

13. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением

1) Привлеченные ярким огнем, бабочки весь вечер кружили над столом.
2) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.
3) Эти ребята плавали по-волжски, сажёнками.
4) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

14. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением.

1) К счастью, погода уже изменилась.
2) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.
3) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.
4) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.

15. Укажите предложение, в котором выделенное сочетание слов с предлогом не обособляются (знаки препинания не расставлены).

Источник

2.Выполните тест.
1. Укажите предложение, в котором нужно обособить выделенные слова.
1) Ехавший верхом офицер натянул поводья.
2) Мальчик сломя голову бежал по тропе.
3) Кругом было поле безжизненное, унылое.
4) За неимением другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Освещенный солнцем еловый лес все-таки казался темным и мрачным.
2) Многие из бойцов, помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.
3) Они выбрались на поляну, поросшую камышом и местами залитую водой.
4) Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче.

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда (1) но (2) сверх Григорьева ожидания (3) орудийный огонь не внёс заметного замешательства (4) в ряды красных.

1) 1; 2) 1, 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 4.

4. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Приблизившись к перекрёстку (1) я (2) помимо воли (3) свернул на знакомую улицу (4) и (5) только пройдя метров пятнадцать (6) спохватился и пошёл обратно.

1) 1, 2, 3, 5, 6; 2) 1, 2, 5, 6; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4.

5. В каком предложении нужно поставить три запятые (знаки препинания не расставлены)?
1) Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.
2) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.
3) Никто исключая камердинера не видел его ненапудренным.
4) Может быть за исключением квасников писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе.

6. Определите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.
2) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника, и отправился в Льгов.
3) Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, улетели вслед за уходящим летним теплом.
4) Встречая весну, на утренней заре залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.

Читайте также:  Сказки наши друзья викторина

7. Укажите, в каком предложении есть обособленное дополнение.
1) Скорчившись, поджав под себя ноги и подсунув ладонь вместо подушки под голову, на горбатом диванчике спал Томский.
2) Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые и чёрные линии.
3) В кабинете, кроме секретаря, никого не было.
4) Воспрянув духом, выбегу на холм и всё увижу в самом лучшем свете.

8. В предложении Я ничего не слышал, кроме шума дождя.
1) обособленное дополнение;
2) обособленное обстоятельство;
3) обособленное определение;
4) обособленное приложение.

9. В предложении Поезд, согласно расписанию, прибыл в пять часов.
1) обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом;
2) обособленное дополнение, выраженное существительным с предлогом.
3) обособленное определение, выраженное существительным с предлогом;
4) обособленное приложение, выраженное существительным с предлогом.

10. В предложении Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.
1) обособленное определение;
2) обособленное приложение.
3) обособленное обстоятельство;
4) обособленное дополнение.

11. Какой оборот (член предложения) обособлен?
1) Я ничего не мог различить, кроме кручения метели.
2) Как врач, я вам не могу позволить покинуть больницу раньше времени.
А. Обособленное приложение.
Б. Обособленное дополнение.

12. Какой оборот со словом вместо надо обособить?
1) Вместо шляпы на ходу он надел сковороду
2) Вместо пиджака Володька надел безрукавку из меха козули.
3) Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонёк, приделанный к трубочке, вбитой в стену.
4) Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной.

13. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением
1) Привлеченные ярким огнем, бабочки весь вечер кружили над столом.
2) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все выставки и концерты.
3) Эти ребята плавали по-волжски, сажёнками.
4) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

14. Найди предложение (-я) с обособленным дополнением.
1) К счастью, погода уже изменилась.
2) В этот час везде, особенно в лесостепной зоне, начинается таяние снега.
3) Он, к примеру, никогда об этой стороне дела не говорил.
4) Все, за исключением моего товарища, приняли эту весть с радостью.

15. Укажите предложение, в котором выделенное сочетание слов с предлогом не обособляются (знаки препинания не расставлены).
1) Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего водителя.
2) Несмотря на поздний час никто не спал.
3) Согласно приказу командира отряд сменил маршрут следования.
4) Толпа разошлась исключая немногих любопытных и мальчишек.

Источник

Конспект урока для 8 класса «Обособление дополнений»

специалист в области арт-терапии

Урок русского языка в 8 классе

Образовательные: формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка

различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение

обособленного дополнения в предложении);

Развивающие: развитие устной и письменной речи, умение выделять главное в тексте, определять

главную мысль, развитие умений и навыков выполнения грамматического разбора,

способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке.

Воспитательные: воспитать умение слушать доброжелательно оценивать работу товарищей; чувство

ответственности, чувство любви к родной земле, к прекрасному.

Ι. Организационный момент.

— Я желаю вам прекрасного настроения. Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятию обособление?

3. Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

4. Что относится к обособленным определениям?

5. Причастный оборот – это…

6. Что относится к обособленным обстоятельствам?

8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?

9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

10.Назовите виды дополнений.

11. Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине , кружились искры.

12. Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами .

IIΙ. Сообщение темы и цели урока

ΙV. Изучение нового материала.

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника.

— Какие дополнения обособляются?

— Каковы основные значения обособленных дополнений? ( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений».

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

«не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен ( не обособляется ) Вместо благодатного дождя пошел град.

Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.

Выделите границы обособленного дополнения.

Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

V. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Найдите обособленный дополнения, подчеркните их.

Задание 2. Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков. 2. В саду помимо сторожа никто не бывал. 3.Вместо фруктов он купил овощи. 4.Воды нигде нет за исключением редких ключей. 5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым. 6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию. 7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров. 8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

Задание 3. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Спишите предложения, подчеркивая обособленные дополнения.

1.Кроме стандартного императорского портрета во весь рост, в кабинете висели небольшие портреты маслом Суворова и Кутузова. 2.Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, было положение слушающего. 3.Ни звука не было слышно, кроме вздохов моря. 4.Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров. 5.Но я никого не встретил, кроме белой мокрой собаки. 6.Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. 7.Кроме вахмистра, говорил еще Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова.

Читайте также:  Рассказ толстого хотела галка пить читать

Вывод. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

Задание 4. Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.

-С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

-Каковы условия обособления дополнений?

-В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

Мы узнали… Мы повторили… Мы работали…

VΙΙ. Домашнее задание.

Выписать из литературы 5-7 предложений с обособленными дополнениями.

Источник

Конспект урока для 8 класса «Обособление дополнений»

Содержимое разработки

Урок русского языка в 8 классе

Образовательные: формирование понятия об обособленном дополнении, привитие учащимся навыка

различения его на письме, формирование нового пунктуационного навыка (выделение

обособленного дополнения в предложении);

Развивающие: развитие устной и письменной речи, умение выделять главное в тексте, определять

главную мысль, развитие умений и навыков выполнения грамматического разбора,

способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке.

Воспитательные: воспитать умение слушать доброжелательно оценивать работу товарищей; чувство

ответственности, чувство любви к родной земле, к прекрасному.

Ι. Организационный момент.

— Я желаю вам прекрасного настроения. Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятию обособление?

2. Какие члены предложения называются обособленными?

3. Назовите известные разряды обособленных членов предложения.

4. Что относится к обособленным определениям?

5. Причастный оборот – это…

6. Что относится к обособленным обстоятельствам?

8. Какова роль обособленных второстепенных членов предложения?

9. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает?

10.Назовите виды дополнений.

11. Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине, кружились искры.

12. Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами.

IIΙ. Сообщение темы и цели урока

— Тема сегодняшнего урока «Обособленные дополнения».
Постановка целей:
— научиться определять обособленные дополнения, ставить знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями;
— отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных дополнений.
-Итак, что мы должны знать и уметь? (Знать правила обособления дополнений, уметь выделять их графически и использовать в речи).
-Для чего нам необходимо знать об обособленных дополнениях и уметь употреблять их в речи? (Свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи).

ΙV. Изучение нового материала.

1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом учебника.

— Какие дополнения обособляются?

— Каковы основные значения обособленных дополнений? ( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).

2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений».

Сверх всяких ожиданий, весна была холодной.

за исключением, исключая

Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей.

Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы.

«не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»;

«вдобавок к кому-чему-либо»

Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг.

Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица.

вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град.

Составление алгоритма выделения обособленного дополнения.

Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.

Выделите границы обособленного дополнения.

Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

V. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Найдите обособленный дополнения, подчеркните их.

Задание 2. Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие.

1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков. 2. В саду помимо сторожа никто не бывал. 3.Вместо фруктов он купил овощи. 4.Воды нигде нет за исключением редких ключей. 5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым. 6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию. 7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров. 8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.

Задание 3. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Спишите предложения, подчеркивая обособленные дополнения.

1.Кроме стандартного императорского портрета во весь рост, в кабинете висели небольшие портреты маслом Суворова и Кутузова. 2.Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, было положение слушающего. 3.Ни звука не было слышно, кроме вздохов моря. 4.Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров. 5.Но я никого не встретил, кроме белой мокрой собаки. 6.Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. 7.Кроме вахмистра, говорил еще Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова.

Вывод. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном.

Задание 4. Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.

V. Подведение итогов урока.

-С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

-Каковы условия обособления дополнений?

-В каком случае не обособляются дополнения с предлогом вместо?

Мы узнали… Мы повторили… Мы работали…

VΙΙ. Домашнее задание.

Выписать из литературы 5-7 предложений с обособленными дополнениями.

Источник

Познавательное и интересное